Пифагор и гераклит правление

Идеи равенства людей перед законом, равенства по рождению одинокого чужды древнегреческим философам. Отношение к демократии как самоуправлению народа у Гераклита и Пифагора одинокого негативное, эти философы считают, что правление большинства неразумно, потому что большинство не обладает достаточными для этого способностями. Такие взгляды будут воспроизводится на протяжении человеческой истории всеми мыслителями, стремящимися оправдать господство меньшинства (элиты) над большинством. Действительно, нельзя не признать, что большинство культурных ценностей во все времена производились узкой группой лиц, наиболее выдающихся по основным параметрам своего интеллектуального развития. В то же время, признание этого факта не должно служить оправданием отстранения большинства людей от участия в принятии политических решений.

Философски сформулированный Гераклитом принцип политического правления, в силу своего идеального характера как всеобщей меры и масштаба критичен к позитивной политической практике и старой аристократии, и демократии. В свете этого, позицию Гераклита сегодня точнее было бы характеризовать как элитаристскую концепцию. В тех конкретно-исторических и политических условиях элитаризм Гераклита объективно означал неаристократическую альтернативу демократии, которая повсеместно теснила старую аристократию.

Очень четко отход Гераклита от идеологии родовой знати заметен в вопросе о законах. Исследователи справедливо отмечают, что Гераклит, выступая за новый закон полиса, тем самым отказывался от староаристократического правосознания, ориентировавшегося на старое родовое право, ветхие традиции и обычаи.

Полис и его закон, по Гераклиту, — это нечто общее, одинаково божественное и разумное по их истокам и смыслу. Божественная справедливость и правда (дике) интерпретируются Гераклитом как-то разумное начало (всеобщий логос), к которому восходит и которое выражает (должен выражать) человеческий закон. Социально-политическое неравенство оправдывается Гераклитом как неизбежный, правомерный и справедливый результат всеобщей борьбы. Критикуя демократию, где правит толпа и нет места лучшим, Гераклит выступал за правление лучших. По его мнению для формирования и принятия закона вовсе не обязательно всеобщее одобрение на народном собрании: главное в законе — его соответствие всеобщему логосу, понимание чего одному (лучшему) более доступно, чем многим. Во времена жизни Гераклита и Пифагора растет значение новых социальных слоев, новых богачей, появлению которых способствует развитие торговли. Эти новые слои все больше стремятся к политической власти, что приводит к тому, что «старая» аристократия оттесняется от рычагов политического управления. Эти изменения в социальной структуре служат императивом переосмысления аристократических концепций и идей.

7 стр., 3167 слов

Диалектика: принципы и законы

... войны (вражды) и др. Повязанность мысли Гераклита с символами, образами -- специфическая черта его философии, да и всего древнегреческого любомудрия. Это диалектика изменений в образах и символах. Специфика диалектики Гераклита -- еще и в том, что мысль ...

Заслугой Пифагора исследователи считают разработку понятия «справедливость» как меры нормирования неравных отношений и неравных индивидов. Справедливость заключается в воздаянии равным за равное, причем в зависимости от характера отношений должны придерживаться соответствующего вида справедливости. Идеалом общественной организации по Пифагору является государство, в котором господствуют справедливые законы. После божества, учил Пифагор, более всего следует уважать родителей и законы, повинуясь им по убеждению, а не внешне и притворно. Вся политическая теория Гераклита исходит из его идее о борьбе (противоположностей), которая обуславливает и необходимость порядка, регулирующего начала, которому обязательно нужно следовать, и естественное неравенство людей. В убеждении Гераклита о том, что на вершине социальной лестнице должны стоять мудрецы, есть сходство с концепцией Платона об идеальном государстве, управляемом философами. Гераклита нельзя однозначно охарактеризовать как консерватора, поскольку он не является сторонником старой аристократии, господство которой определено знатностью рода и наследственностью, скорее, во главу угла он ставит аристократию духа. Философские высказывания Гераклита о политико-правовой сфере носят общий, абстрактный характер, и не содержат позитивной политической программы. По большей части, они были реакцией на функционирование демократии в родном городе Гераклита, Эфесе [26, «https:// «].

Основной принцип Гераклита, лежащий в основе регулирования общественных отношений — это необходимость следования веления логоса, а также земных законов. В стремлении Гераклита обосновать необходимость следования закона всеми слоями населения, независимо от их происхождения, заложены прототипы идеи правового государства как государства, власть которого ограничена правом. Гераклит также подчеркивал важность существования писанного закона. Источником писанного закона, и любого человеческого закона, является закон божественный, поэтому ему необходимо подчиняться. По мере приближения к пониманию логоса, люди (мудрецы) способны оценить, понять, что является справедливым, а что нет. Большинству же людей такое понимание недоступно, отсюда несовершенство понимания ими справедливости. Только правильное понимание космической и божественной природы закона является источником мудрости.

Таким образом, политические воззрения Гераклита и Пифагора были обусловлены теми экономическими и политическими реалиями, которыми жила Древняя Греция — небольшие по территории и населению города-государства, рабовладельческий строй и социальное расслоение, широкое политическое участие народа в делах государства. Идеи Гераклита и Пифагора оказали большое влияние на развитие политической теории, в том числе, они нашли продолжение в знаменитом «Государстве» Платона. Тезисы Пифагорейцев и Гераклита о необходимости сосредоточения государственной власти в руках наиболее способных, одаренных, образованных людей не перестают быть актуальными.

6 стр., 2919 слов

Философия Гераклита

... Гераклита. Задачи работы: Изучить биографию Гераклита. Выяснить основные моменты и специфику учения Гераклита. Установить влияние учения Гераклита на последующих философов. ГЛАВА I. БИОГРАФИЯ ГЕРАКЛИТА 1.1 Жизнь Гераклита Гераклит ... товарно-денежные отношения, развитие которых, как ... политическими и социальными условиями от античности до наших дней». Лучшим пособием, раскрывшим нам мысль Гераклита ...

Литература , В. С. Политические, В. С. История, О. Э. Лейста, В. Ф. Античная

http://centant.spbu.ru/sno/lib/asmus/2−1.htm

Б. А. Кислова, А. Г. История, О. Э. Лейста, В. С. Политические, В. С. Политические, В. Ф. Античная

http://centant.spbu.ru/sno/lib/asmus/2−1.htm