Политические Институты

Понятие

, структура, сущность, особенности политических институтов, их роль в политике.

Задачи работы:

  1. Рассмотреть понятие политического института.
  2. Изучить структуру и классификации политических институтов,а также их виды.
  3. Рассмотреть институты как субъекты политики.
  4. Определить что такое формальные и неформальные институты.

В ходе написания работы автором была использована учебная и научная литература, периодические издания, статьи компетентных специалистов. В их числе следует назвать:

Структура контрольной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1 Общая характеристика политических институтов.

1.1. Понятие политического института

Политический институт

Чтобы политические отношения обрели устойчивый характер необходимо:

1) Чтобы в обществе сложились четкие нормы, правила, регулирующие поведение людей, вступающих во взаимодействие. Например, если речь идет об институте парламентаризма, то это должна быть совокупность норм, предписывающих определенные модели поведения депутатам парламента, обязывающие последних принимать участие в законотворческой деятельности, общаться с избирателями, публично отстаивать свою позицию и т.п. Изменение персонального состава парламента в ходе очередных выборов не ведет к изменению этих норм, кто бы ни был депутат, каких бы взглядов он ни придерживался, он будет следовать основным нормам, подтверждать свой статус. Пока существует институт парламентаризма, в обществе постоянно будут люди, выполняющие функции депутатов-законодателей;

2) Необходима устойчивость институционального взаимодействия поддерживаемые санкциями, которые применяются в отношении тех, кто попытается нарушить принятые нормы и правила.

Эти санкции могут быть «мягкими», т.е. существовать в виде общественного порицания, замечания, а могут становиться и «жесткими», когда в отношении нарушителя будет применяться принуждение.

3) Чтобы люди, вступающие во взаимодействие, рассматривали институциональные нормы как значимые, необходимые, естественные. В этом случае следование институциональным нормам становится для них обычным делом. Люди обладают способностью усваивать в ходе обучения, общения друг с другом нормы политического властного взаимодействия. Они узнают о возможных санкциях в случае несоблюдения правил и стремятся строить свое поведение таким образом, чтобы избежать столкновения с силой. Регулярно воспроизводимые нормы становятся настолько обычными, что люди даже не задумываются об их альтернативах, т.е. нормы опривычиваются и становятся признаком нормальной жизни.

11 стр., 5446 слов

Партия как политический институт

... собраниями для отчета депутатов». Партия как политический институт. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ, ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ПРОЦЕСС И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ. Чтобы возникла политическая партия, требуется целый ряд условий: ... разными и касаться политических, экономических, социальных, идеологических, культурных, международных и других проблем. Степень активности людей, вовлекаемых в такие ...

Итак, политические институты — это устойчивые виды политических отношений, воспроизводство которых обеспечивается благодаря:

  • а) нормам, регламентирующим характер взаимодействия;
  • б) санкциям, препятствующим отклонению от нормативных моделей поведения;
  • в) опривычиванию сложившегося институционального порядка.

Перечисленные свойства принято называть атрибутами института. Именно они делают политические институты объективными, самовоспроизводящимися социальными образованиями, не зависящими от воли и желания отдельных индивидов, побуждающими людей ориентироваться в своем поведении на предписываемые модели поведения, на определенные нормы и правила.

Институционалисты (Т. Веблен, М. Ориу, Ж. Ренар, А. Грачи и др.) под политическими институтами понимают группы людей, объединенных какой-либо идеей, чувством солидарности и так далее для выполнения определенных функций. Т. Парсонс и П. Хортон трактуют политические институты как систему ролей, организованную систему поведения и политических отношений. Р. Кениг под политическими институтами понимает систему норм, регулирующих поведение человека в политической сфере.

Структура, внутренние элементы политических институтов выглядят следующим образом: а) статус людей в политической сфере деятельности и политических отношений; б) совокупность ролей, которые выполняют люди, ассоциированные в рамках данного института; в) политические нормы, как субъективные компоненты деятельности, которые функционируют в форме обычаев, традиций, законов, принципов.

Классификацию политических институтов можно дать по таким критериям как: а) степени организованности; б) вертикальной и горизонтальной дифференциации; в) видам деятельности.

Важным является и функция политических институтов. Следует сосредоточить внимание на трех из них: регулятивной (регулирование деятельности и политических отношений); закрепление и воспроизводство политических отношений; включение людей в политическую деятельность и политические отношения при соблюдении преемственности и непрерывности. Главная функция всех институтов – регулирование общественно-политических процессов и явлений с целью сохранения их стабильности и поддержания равновесия между ними.

Нужно также отметить существенную особенность генезиса политических институтов. Она состоит в том, что деятельность по созданию того или иного института не носит одноактного, разового характера, а представляет собой процесс, охватывающий значительный исторический период, в котором могут быть выделены определенные этапы, переходные формы становления того или иного политического института. Необходимо учитывать и различные общественные условия, в которых происходит и развитие политических институтов. Например, известная незавершенность политических институтов в докапиталистических обществах была обусловлена прежде всего недостаточной зрелостью частнособственнических отношений. Кроме того политические институты в ходе своего исторического развития претерпевают значительную трансформацию и они могут быть устойчивыми и неустойчивыми. От степени их стабильности во многом зависит уровень стабильности всей политической системы.

5 стр., 2263 слов

Государство как политический институт общества

... по отношению к власти и друг к другу, второй – социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существования каждого человека. Противоречия же между ними проявляются в том, что правовое государство по ... возможного злоупотребления силой, хаоса и беспорядков. т.д. Целью моей работы является рассмотрение государства, как политического института общества. Для достижения поставленной ...

В современном обществе можно выделить следующие политические институты:

Институт парламентаризма, Институт парламентаризма направлен на:

а) создание основных правовых норм — законов, имеющих обязательную силу для всех граждан соответствующей страны;

— б) представительство интересов различных социальных групп в государстве. Нормативное регулирование института парламентаризма касается, прежде всего:

1. Вопросов компетенции парламента.

2. Порядка его формирования, полномочий депутатов

3. Характера их взаимодействия с избирателями и населением в целом., Федеральным

2. Институты исполнительной власти

Институт исполнительной власти в лице правительства осуществляет проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой государственной политики в области культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии, управляет федеральной собственностью, осуществляет меры по обеспечению государственной безопасности, общественного порядка, прав и свобод граждан.

3.

Институт государственной службы, . Институты судопроизводства

нормативных актов и не занимается распорядительной и управленческой деятельностью. Однако принятие судебного решения становится возможным только в поле политической власти, обеспечивающей неукоснительное подчинение конкретных людей этому решению.

Суды общей юрисдикции

Согласно конституции (ст. 118.) «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом», «Создание чрезвычайных судов не допускается»; (ст. 119) «Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет»; (ст.120) «Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону». Судьи несменяемы и неприкосновенны. Разбирательство дел во всех судах открытое.

Институт гражданства, . Институт избирательного права, . Институт политических партий

Чем стабильнее институциональные отношения в обществе, тем выше предсказуемость политического поведения индивидов. Политические институты структурируют поле политических властеотношений, они делают взаимодействия людей достаточно определенными, устойчивыми. Политические институты включают в себя соответствующие организации, учреждения, решающие специфические задачи в рамках институциональных отношений. Тип институтов, характер складывающихся между ними зависимостей позволяют говорить о том, что политическая система в России формируется как демократическая, плюралистическая, правовая.

13 стр., 6304 слов

Государственная власть как разновидность социальной власти

... атрибутом. Государственная власть - это политическое руководство обществом осуществляемое при помощи органов государства и других государственных учреждений в интересах либо народа, либо классов, либо социальных групп. Целью курсовой работы является выявление особенностей государственной власти, как разновидности социальной власти. ...