Эрих Фромм «Душа человека»
Э. Фромм – видный философ и мыслитель 20 века. Являясь представителем школы неофрейдизма, Фромм затрагивал в своих работах разные аспекты и проблемы философии. Однако во всех его трактатах делается акцент на том, что началом всего является человек и отталкиваться надо именно от этого.
После прочтения работы «Душа человека», сразу стала понятна позиция автора относительно существования внутреннего мира человека и его души. Здесь душа рассматривается не так, как в произведениях древних философов (вместе или отдельно с телом человека).
В данной работе под душой подразумевается то, что есть внутри каждого человека, его мироощущение, познания и сопоставления с окружающей действительностью, как человек противопоставляет себя природе и всему живому, считает ли он себя частичкой Вселенной или его «Я» превыше всего.
Проводя психоанализ, Э. Фромм наблюдал за поведением своих пациентов и их реакцией на те или иные события. Человек является разносторонним мыслящим существом. Это выделяет его из всей живой природы. Способность к чувствам и переживаниям делает его особенным, не похожим на животных, хотя часто мы наблюдаем за тем, что такие домашние животные, как кошки и собаки также способны проявлять чувства, но они развиты у них на рефлекторном уровне, а не сознательно, как у человека разумного.
В структуре человека переплетаются биологические и культурные факторы. Типы общения, типы ориентации и патологические характеры исходят из психических потребностей человека, отсюда и сложные социальные явления. Фромм писал, что есть определенная категория людей, которые считают, что люди – это овцы, а другие считают что люди – это хищные волки. Каждые могут доказать это по своему. Например, люди-овцы подчиняются и выполняют приказы тех, кто ими командует, они идут на войну, которая им не дает ничего, кроме разрушений, однако они безоговорочно выполняют то, что им приказывают. Те люди, которые имеют сильный характер, выделяются из толпы и могут эту толпу повести за собой. Люди ведомы и подвержены влиянию. На протяжении веков человек постоянно вел кровопролитные войны и подчинял себе подобных. Такие правители, как Наполеон, Гитлер и Сталин совершали насилие не в единственном числе, были люди, которые помогали им в этом. Таким образом, получается, что Гоббс прав: «Человек человеку волк», и в наше время многие придерживаются мнения что человек злобное существо и он по сути своей убийца. Но Фромм выдвигает и такую версию: возможно есть большинство овец, которые хотят жить бок о бок с меньшинством волков и готовы подчиняться им во всем, овцы убивают, не потому что это им нравится, а потому что привыкли подчиняться, а волки, в свою очередь, чтобы побудить овец подчиняться, должны завоевать их доверие. В таком случае возникает еще один вопрос, а не делится ли человечество на две расы: волков и овец? И почему овцы с такой легкостью подчиняются волкам? А, может, все же основным в человеке является что-то волчье? Просто одни проявляют, а другие скрывают это. Скорее всего речь идет об одном человеке, в котором сочетается и волчье и овечье. Понятно, что сравнивание с волками и овцами является условным. Сущность заключается в том, делить ли людей на злых и добрых, или же все это сочетается в каждом человеке.
Философия Эриха Фромма
... в чем же, собственно, его личный вклад в философию. Прежде всего, он выступал как реформатор психоанализа. Фромм проницательный и глубокий психолог, сумевший раскрыть истоки человеческих ... социального характера, отчуждением. Устранение исторических противоречий, зависящих от социальных условий жизни людей, соотносится им с построением общества, основанного на принципах гуманистической этики, ...
Если рассматривать данную проблему с религиозной точки зрения, человек способен и к хорошему, и плохому. Вся его жизнь – это выбор. Надо сделать выбор между добром и злом, между жизнью и смертью. Господь не вмешивается в его решение, однако дает посланцев, чтоб наставлять на путь истинный. Точка зрения, что зло является проявлением обстоятельств, и изменив их, добро будет рождаться автоматически, повлияла также на мышление Маркса и его последователей. Однако многочисленные войны 20 века подталкивают к рассуждению о том, что человек – это зло, и он склонен к дурному. Мнение о том, что войны являются результатом действия психологических сил, ошибочно. Но не стоит недооценивать деструктивные силы человека. Фромм прекрасно это наблюдал при общении с тяжелобольными пациентами. Работая с ними делая всевозможные разработки, Фромм пришел к мнению, что глобальной опасностью для человечества является не изверг или садист, а нормальный человек, который наделен огромной властью.