Управление социальными проектами и программами на примере Администрации Омского муниципального района Омской области

Введение

ВВЕДЕНИЕ

Человечеству приходилось на протяжении многих веков реализовывать множество проектов. Возрастающая сложность проектов, а так же накопленный опыт управления сделали необходимым и возможным создание идеологии и методологии управления проектами. В середине XX века сформировалась новая научная дисциплина — управление проектами , изучающая методы, формы, средства наиболее эффективного и рационального управления изменениями. Стремительное развитие теории управления и исследования операций позволило создать ряд формальных моделей, заложив систематическую научную основу управления проектами.

Можно выделить ряд основных направлений изучения данной дисциплины:

  • модели и методы сетевого планирования, которые позволяют определить рациональную или оптимальную последовательность выполнения работ при заданных технологических, бюджетных и других ограничениях. Такие модели получили всеобщее признание и широко используются для управления реальными проектами;
  • теория и практика менеджмента — систематизированный набор положений о наиболее эффективном управлении организацией.

Значимость социальной сферы трудно переоценить. Сфера социальной политики это часть политики государства, смягчающая своими действиями негативные последствия социального и индивидуального неравенства в обществе.

Возложенных на государство социальных функций осуществляется через систему законодательных и исполнительных органов власти на уровне Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Управление социальной сферой и социальными процессами на всех уровнях власти является сложной и комплексной системой.

Российское государство, согласно Конституции РФ, является социальным государством и её политика направлена на создание условий для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека. Законодательная и исполнительная власти призваны соблюдать основные права человека, обеспечивать защиту наиболее уязвимых слоев населения, которые попали в трудную жизненную ситуацию и не могут преодолеть её самостоятельно: преклонный возраст, болезнь, инвалидность, безработица, малообеспеченность, сиротство и т.п.

Органы власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут использовать финансовые ресурсы для проведения социальных программ и проектов.

3 стр., 1307 слов

Ценностно-ориентированный подход к управлению проектами и программами

... прошли многие известные компании [2]. Диагностика текущей ситуации по уровню достигнутых ценностей в организации рассматривается как начальный этап постоянного совершенствования через управление портфелем проектов. Управляя ценностно-ориентированным портфелем организационного развития, ...

В настоящее время в России вопросы социального обеспечения завоевывают особую актуальность, именно это и обусловило предпочтение выбора темы выпускной квалификационной работы.

Объектом исследования являются социальные проекты и программы Администрации Омского муниципального района Омской области.

Цель работы – изучение социальных программ Администрации Омского муниципального района, провести анализ и разработать мероприятия, направленные на совершенствование их управления.

Для реализации поставленной цели необходимо решать следующие задачи:

  • изучить теоретические основы управления социальных проектов и программ;
  • выявить составные элементы социальных проектов и программ;
  • изучить социальные программы Администрации Омского муниципального района Омской области;
  • провести анализ социальных программ;
  • разработать мероприятия, направленные на совершенствование управлением социальных программ.

Теоретической основой проделанной работы являются труды Афонина А.М., Богданова В., Гончарова Н.Г., Громова П.Т., Королева Ю.Б., Курочкина В.И., Полковникова А.В., РешетниковаА.В., Шаравина Г.Л.и др.

В ходе написания данной выпускной квалификационной работы, мной были проанализированы основные вопросы, связанные с системой управления социальными проектами и программами.

Структура работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников.

Фрагмент работы для ознакомления

Численность постоянного населения Омского муниципального района по состоянию на 1 января 2014 года по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области составляет 100,2 тыс. человек (самая высокая численность среди муниципальных районов Омской области).

Плотность населения, проживающего на территории Омского муниципального района, составляет 28 человек на 1 кв.км. Согласно Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года № 93, Омский муниципальный район входит в состав Центрального экономического района Омской области. Административным центром Омского муниципального района является п. Ростовка, расстояние до областного центра составляет 17 км. Омский муниципальный район включает 94 населенных пункта, 23 Администрации сельских поселений и 1 Администрация городского поселения.На территории Омского района расположены месторождения глин, используемых для производства строительных материалов. Из 13 месторождений кирпичных глин с общим балансовым запасом 32925 тыс. куб.м. разрабатывается семь. Общий запас эксплуатируемых месторождений керамзитовых глин – 5954 тыс.куб.м, эксплуатируемых месторождений строительных песков – 12278 тыс. куб.м.На территории района находятся месторождения минеральных бальнеологических вод. Общий запас древесины по району составляет 6767,2 тыс. куб. м. Протяженность дорог составляет 734,6 км, из них дорог с твердым покрытием – 99 % (728 км).

Обслуживание жителей Омского района осуществляется автомобильным, железнодорожным и речным видами транспорта. Все населенные пункты района обеспечены регулярным транспортным сообщением.Общая земельная площадь района составляет 358,5 тыс. га, из них 272,9 тыс. га – земли сельскохозяйственного назначения.В Омском районе расположены памятники природы, относящиеся к особо охраняемым. Структуру органов местного самоуправления Омского муниципального района образуют:

29 стр., 14218 слов

Социально-экономическое развитие Брюховецкого района

... социально-экономического развития Брюховецкого района. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: оценка природных и социально-экономических условий и факторов влияющих на размещение населения и развитие хозяйства Брюховецкого района; изучение социальной сферы муниципального ...

  • Совет Омского муниципального района;
  • Глава Омского муниципального района;
  • Администрация Омского муниципального района.

Совет Омского муниципального района является постоянно действующим представительным выборным коллегиальным органом местного самоуправления муниципального района. Состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Численный состав Совета Омского муниципального района — 18 депутатов. Совет муниципального района обладает правами юридического лица. Возглавляет Совет Омского муниципального района председатель Совета, избираемый этим органом из своего состава. Порядок избрания председателя Совета муниципального района определяется Регламентом Совета муниципального района. Председатель Совета организует работу Совета, осуществляет руководство подготовкой заседаний Совета, созывает и ведет заседания Совета, оказывает содействие депутатам в осуществлении ими своих полномочий, организует прием граждан депутатами, рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб, адресованных в Совет муниципального района, координирует деятельность комиссий Совета. Заместитель председателя Совета Омского муниципального района избирается Советом из своего состава в порядке, установленном Регламентом Совета Омского муниципального района.

Из числа депутатов Совета созданы комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к компетенции Совета Омского муниципального района: по правовым вопросам и вопросам местного самоуправления, по финансово-экономическим вопросам, по аграрным вопросам, по социальным вопросам, по регламенту и вопросам организации работы Совета. Глава Омского муниципального района является высшим должностным лицом муниципального района, наделен Уставом Омского муниципального района в соответствии с федеральным законом, собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществляет их на постоянной основе. Срок полномочий Главы составляет 5 лет. Глава муниципального района как высшее должностное лицо муниципального района осуществляет следующие полномочия по решению вопросов местного значения: официально представляет муниципальный район; возглавляет Администрацию муниципального района; издает в пределах своих полномочий правовые акты; подписывает договоры и соглашения от имени муниципального района; подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом, нормативные правовые акты, принятые Советом муниципального района; обладает правом выдвижения инициативы созыва внеочередного заседания Совета муниципального района; предлагает вопросы в повестку дня заседаний Совета муниципального района, вносит предложения, обязательные для рассмотрения на ближайшем заседании Совета муниципального района; участвует в работе Совета муниципального района с правом совещательного голоса; осуществляет иные полномочия, отнесенные к ведению высшего должностного лица муниципального образования. Администрация Омского муниципального района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. Наделена собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами Омской области. Обладает правами юридического лица, осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом Омского муниципального района Омской области и Положением об Администрации муниципального района, утверждаемым Советом муниципального района. Деятельностью Администрации Омского муниципального района руководит на основе единоначалия Глава муниципального района. Администрация муниципального района формируется Главой муниципального района в соответствии с законодательством и Уставом. Структура Администрации муниципального района утверждается Советом муниципального района по представлению Главы муниципального района. Структура Администрации Омского муниципального района представляет собой перечень органов Администрации муниципального района и схему подчиненности (распределение полномочий по общему руководству органами Администрации муниципального района).

42 стр., 20938 слов

Совершенствование системы социального обслуживания жителей Приморского ...

... органы социального обеспечения населения в Приморском районе, а также финансовое обеспечение учреждений социального обслуживания - Разработать рекомендации совершенствования системы социального обслуживания населения на примере работы отдела социальной защиты населения администрации Приморского района Санкт-Петербурга, охарактеризовать социальные программы, ...

В состав Администрации Омского муниципального района входят: Глава муниципального района (как глава Администрации муниципального района), заместители Главы муниципального района, иные должностные лица и органы (структурные подразделения) Администрации муниципального района. Глава муниципального района как глава Администрации Омского муниципального района осуществляет следующие полномочия: руководит деятельностью Администрации, ее органов на принципах единоначалия; заключает от имени Администрации муниципального района договоры и соглашения с органами государственной власти и местного самоуправления, организациями и гражданами; издает правовые акты по вопросам, отнесенным к полномочиям Администрации, а также по вопросам организации деятельности Администрации; организует разработку и представляет на утверждение Совета муниципального района структуру Администрации и Положение об Администрации муниципального района; учреждает и формирует координационные и совещательные органы при Администрации муниципального района; утверждает штатную численность Администрации муниципального района в соответствии с ее структурой; осуществляет прием на работу и увольнение работников Администрации, применяет к ним меры поощрения и дисциплинарной ответственности, распределяет обязанности между работниками Администрации; обеспечивает исполнение Администрацией района возложенных на нее полномочий. Число заместителей Главы Омского муниципального района устанавливается структурой Администрации муниципального района.- Первый заместитель Главы муниципального района: координирует деятельность заместителей Главы муниципального района, руководителя Аппарата Администрации муниципального района и других должностных лиц Администрации муниципального района; организует подготовку ежегодных отчетов Главы муниципального района перед Советом муниципального района о результатах его деятельности и деятельности Администрации муниципального района; обеспечивает разработку и реализацию единой социальной политики Администрации муниципального района; координирует деятельность органов и должностных лиц Администрации муниципального района по реализации планов и программ в области образования, культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта.- Заместитель Главы муниципального района по строительству, вопросам жилищно-коммунального хозяйства и жизнеобеспечения района: обеспечивает формирование и реализацию политики Администрации муниципального района в сфере строительства, устойчивого функционирования и развития жилищно-коммунального комплекса и иных отраслей жизнеобеспечения муниципального района.- Заместитель Главы муниципального района по вопросам земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности: ведет вопросы эффективного управления имущественными и земельными ресурсами, находящимися в распоряжении муниципального района, архитектуры и градостроительной деятельности.- Заместитель Главы муниципального района по вопросам развития сельскохозяйственного производства и экономической политике: обеспечивает разработку и формирование эффективной политики Администрации муниципального района, направленной на развитие агропромышленного комплекса, крестьянских и фермерских хозяйств, специализированных сельскохозяйственных предприятий, личных подсобных хозяйств, садоводства и огородничества на территории муниципального района; ведет вопросы эффективного и рационального землепользования, мелиорации, использования и охраны недр, водных объектов, управления иными природными ресурсами, охраны окружающей среды, обеспечения экологического благополучия населения муниципального района; обеспечивает формирование и реализацию единой согласованной и эффективной экономической политики Администрации муниципального района, направленной на устойчивое социально-экономическое развитие муниципального района в интересах его населения. — Руководитель Аппарата Администрации муниципального района: ведет вопросы организационного, кадрового, информационного, документационного, материально-технического обеспечения деятельности Администрации муниципального района. Структурные подразделения Администрации Омского муниципального района представлены: экономика и бизнессоциальная политикасельское хозяйствообразованиездравоохранениекультура и искусствомолодежная политика и спорт. Управление социальной политики Администрации района. Задачи управления:

21 стр., 10076 слов

Организация медицинской помощи населению

... во главе врач, у него медсестра-реабилитолог, семейная медицинская сестра, сестра медико-социальной помощи, а также сестры – инструкторы школ больных бронхиальной астмой, сахарным диабетом ... приказа Минздрава России от 26.03.99 № 100 "О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации" проведена огромная работа по усилению организационно-методического руководства ...

  • реализация мероприятий, направленных на стабилизацию численности населения Омского муниципального района Омской области и формирование предпосылок к последующему демографическому росту;
  • реализация основных направлений муниципальной политики в целях создания условий для оказания медицинской помощи населению муниципального района;
  • формирование условий для обеспечения на территории муниципального района равного доступа инвалидов к физическому окружению, информации;
  • реализация социальной политики в сфере оказания содействия занятости населения на территории муниципального района;
  • исполнение функций Администрации в сфере содействия жилищному строительству, предоставления мер поддержки отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в рамках государственных и муниципальных программ;

— содействие реализации государственной политики в сфере социальной защиты пожилых граждан. Управление культуры Администрации Омского муниципального района Омской области. Создаёт систему взаимодействия органов власти и управления различных уровней, а также условия партнёрства с общественными организациями и структурами социального сектора в осуществлении единой культурной политики на территории Омского муниципального района. Управление по делам молодежи, физической культуры и спорта. Целью деятельности Управления является формирование и реализация муниципальной молодежной политики и муниципальной политики в сфере физической культуры и массового спорта на территории Омского муниципального района. Администрация Омского муниципального района осуществляет следующие полномочия:

11 стр., 5446 слов

Социальная политика в государственном и муниципальном управлении

... общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Функции федерального уровня власти по решению социальных вопросов также определены в Федеральном конституционном законе ... управления социальными процессами и социальном обслуживании интересов населения. На усмотрение субъектов Российской Федерации переданы полномочия по установлению некоторых льгот. На муниципальный уровень ...

  • обеспечивает исполнительно-распорядительные функции по эффективному решению вопросов местного значения;
  • разрабатывает проект бюджета муниципального района и отчет о его исполнении, проекты планов и программ социально-экономического развития муниципального района и отчеты об их исполнении;
  • обеспечивает исполнение бюджета муниципального района, планов и программ социально-экономического развития муниципального района;
  • управляет и распоряжается муниципальной собственностью муниципального района;
  • осуществляет управление всеми находящимися в ведении муниципального района муниципальными предприятиями и учреждениями;
  • осуществляет организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата Совета муниципального района, Главы муниципального района, голосования по вопросам изменения границ и преобразования муниципального района;
  • организует сбор статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального района;
  • осуществляет формирование и размещение муниципального заказа;

— осуществляет иные исполнительно-распорядительные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством, настоящим Уставом, Положением об Администрации муниципального района, иными муниципальными правовыми актами.2.2 Программа социально-демографического развития Омского муниципального района Омской области В целях создания условий для социально-демографического развития Омского муниципального района Омской области, руководствуясь Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Администрацией Омского муниципального района Омской области принята социальная программа «Социально-демографическое развитие Омского муниципального района Омской области» (2014-2018г.г.).

В неё входят подпрограммы:

  • «Семья и демография»;
  • «Создание условий для оказания медицинской помощи населению»;
  • «Доступная среда»;
  • «Содействие занятости населения;
  • «Развитие индивидуального жилищного строительства»;
  • «Обеспечение жильем молодых семей»;
  • «Старшее поколение»;

— «Профилактика правонарушений».Программа «Социально-демографическое развитие Омского муниципального района Омской области». Цель программы: создание условий для социально-демографического развития муниципального района. Формулировка цели определяется приоритетами муниципальной политики, ключевыми проблемами и современными вызовами в сфере социально-демографических отношений. Достижение данной цели предполагается посредством решения взаимосвязанных и взаимодополняющих задач, отражающих установленные полномочия муниципальных органов власти в сфере социальной политики. Задачи программы:

9 стр., 4114 слов

Выбор структуры управления проектом

... структура проект управление Глава I. Структура управления проектам Система управления проектами обеспечивает каркас для запуска и разработки проектов организацией-учредителем. Хорошая система умело сочетает нужные потребности как организации-учредителя, так и проекта через определение взаимодействия между проектом и ... уровня. При использовании функционального критерия разбиения работ элементы ветви, ...

  • Стабилизация численности населения муниципального района и формирование предпосылок к последующему демографическому росту;
  • Создание условий для своевременного оказания медицинской помощи гражданам, проживающим в муниципальном районе;
  • Формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов к информации, физическому окружению;
  • Реализация социальной политики в сфере оказания содействия занятости населения;
  • Развитие индивидуального жилищного строительства в муниципальном районе;
  • Обеспечение жильем молодых семей;

— Обеспечение доступности социальных, культурных и иных услуг, содействия активному участию пожилых граждан в жизни общества.В результате реализации программы ожидаются позитивные изменения значений показателей социально-демографического развития муниципального района. Выполнение мероприятий программы позволит обеспечить к концу 2018 года: достижение значения общего коэффициента рождаемости до 14,75 промилле; брачности 11,5 промилле; снижение коэффициента разводов до 4,95 промилле; миграционного прироста населения до 18,95 промилле; обеспечение первичной вакцинацией по эпидемическим показаниям 100 процентов работников учреждений образования, подлежащих первичной вакцинации по эпидемическим показаниям, ежегодно; достижение доли граждан, положительно оценивающих сопровождение мероприятий по проведению диспансеризации, профилактических прививок и профилактических осмотров населения не менее 59 процентов; достижение обеспеченности населения муниципального района врачами и средними медицинскими работниками (на 10 тыс. человек населения) не менее 42,6 человек; доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) учреждений культуры не менее 82 процентов; снижение уровня общей безработицы в муниципальном районе до 7,35 процентов; предоставление поддержки в форме социальных выплат при строительстве (реконструкции) или приобретении жилья не менее чем 102 молодым семьям. Общий объем финансирования муниципальной программы составит 36 839 530 рублей. Выполнение мероприятий программы обеспечит комплексный подход к решению вопросов, направленных на улучшение демографической ситуации. Программно-целевой метод позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечить комплексное решение проблем в долгосрочной перспективе, а также взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения. Основными рисками, которые могут осложнить решение обозначенных проблем программно-целевым методом, являются: ухудшение социально-экономической ситуации; крупные техногенные аварии и экологические катастрофы; недостаточное ресурсное обеспечение запланированных мероприятий; военные действия, этнические, религиозные и иные конфликты; неэффективное управление и взаимодействие исполнителей. Указанные риски могут привести к увеличению естественной убыли населения района и миграционному оттоку населения, значительному увеличению числа семей, находящихся в социально опасном положении, негативным изменениям на рынке труда, ухудшению здоровья граждан, увеличению числа граждан, ставших инвалидами.Подпрограмма «Семья и демография».Долгие годы Омский район характеризовался одним из лучших показателей миграции в Омской области. Но с 2012 года ситуация начала резко меняться, при сохранившемся уровне числа въезжающих, значительно выросло число выезжающих за пределы территории муниципального района (таблица 5).Таблица 5Показатели миграции Омского района2010 год2011 год2012 годПрибывшие (чел.)257151525774Убывшие (чел.)185528533967В этих условиях перед Администрацией Омского района стоят задачи укрепления института семьи, повышения престижа труда и жизни в муниципальном районе.Цель подпрограммы: создание условий для стабилизации численности населения муниципального района, формирование предпосылок к последующему демографическому росту. Задачи подпрограммы: укрепление института семьи и повышение престижа труда и жизни в муниципальном районе.Для достижения цели и решения задач подпрограммы планируется выполнить следующие основные мероприятия: организовать пропаганду семейных ценностей и преимуществ законного брака, общественного престижа семьи; организовать мероприятия, направленные на повышение престижа труда и жизни в муниципальном районе.Общий объем финансирования программы составит 5 789 630 рублей.Ожидаемые конечные результаты по итогам реализации подпрограммы, а также значения целевых индикаторов групп мероприятий по годам, приведены в таблице 6.

17 стр., 8475 слов

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе». ...

... педагога. Форму внеурочной воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самодеятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. В воспитательной практике имеется большое разнообразие форм работы. В основу типизации ...

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/upravlenie-sotsialnyimi-proektami/

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/upravlenie-sotsialnyimi-proektami/

1.Гражданский кодекс РФ часть 1 /М.: Право

2. Конституция РФ. М. Юридическая литература- 2014. -64с.

3.Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

4.Антонов А.И. Менеджмент как система управления /М.:- Инфра –М.- 2010.- с.29-30

5. Афонин А.М., Царегородцев Ю.Н., Петрова С.А.. Управление проектами. – М.: Форум, 2010. – 184 с.

6.Ахметов К.. Практика управления проектами. – М.: Русская Редакция, 2009. – 272 с.

7.Богданов В.. Управление проектами. Корпоративная система — шаг за шагом. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. – 248 с.

8.Бялкина Т.М. Функции муниципального управления // Менеджмент.-№9.-2009.-с.42-43

9.Гешель Н. Менеджмент /М.: ЮНИТИ.- 2008.- с.25-26

10.Гончаров Н.Г. Принципы системы управления // Справочник экономиста.-№11.-2009.-с.23.

11.Громов П.Т. Правительственные меры в социальной политике //Управление.- №7.-2013.-с.20-21

12. Гультяев А.К. Управление проектами. Русифицированная версия. – М.: Корона-Принт, 2013. – 592 с.

13.Гультяев А.К. Управление проектами. Практическое пособие. – М.: Корона-Принт, 2014. – 512 с.

14.Зуев В.М. Методы муниципального управления //Менеджмент.-№11.-2010.-с.31-32

15.Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., Каркавин М.В.. Управление проектами. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 336 с.

16.Кашаев Д. Управление персоналом / М.: Юнити, 2011.-с.17 -18

6 стр., 2557 слов

Дипломная работа управление социальным развитием организации

... аспекты управления социальным развитием; 2) провести анализ показателей экономической деятельности на примере исследуемой организации; 3) провести оценку качества системы управления социальным развитием в организации; 4) дать рекомендации по улучшению системы управления социальным развитием в организации. Работа имеет ...

17.Кибанов О.Н. Эффективность управления социальной сферой// Экономист.- №2.- 2013.-с.65-76

18.Комаров Н.А. Объекты социальной защиты //Справочник экономиста.- №3.- 2011.-с.35

19.Королев Ю.Б. Методы управления в современных условиях // Менеджмент .- №7.- 2012.-с.28-29

20.Козлов В. Система управления и её составляющие // Справочник экономиста.- № 1.- 2013.- с.27-28.

21.Кочетов И.Г. Методы управления и их особенности // Управление.-№11.-2014.-с.30-33

22.Курочкин В.И. Социальна защита и ее задачи // Экономист.- №5.-2013.-с.27

23.Матненко А.С.. Приоритетные национальные проекты и бюджетная деятельность государства. – М.: Русь, 2007. – 144 с.

24. Матвеева Л.Г., Никитаева А.Ю., Фиськов Д.А., Щипанов Е.Ф.. Управление проектами. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 432 с.

25.Мухин В.И. Особенности системы управления муниципальным имуществом// Управление.-№7.-2012.-с.-25

26.Орлова Е.Р. Методическое пособие по курсу «Системный анализ и управление проектами». – М.: Ленанд, 2007. – 48 с.

27.Петров А.А. Перспективные направления социальной политики //Управление.- №11.-2013.-с.8-9

28.Полковников А.В., Дубовик М.Ф.. Управление проектами. Полный курс МВА. – М.: Олимп-Бизнес, 2013. – 538 с.

29.Попов Н. Преимущества и недостатки структур и систем управления // Материалы научно-практической конференции Н. Новгород. -2011.-с. 23

30.Рогов С. Теория управления /М.: Юнити.- 2010.-с.42-43

31.Решетников А.В. Социальная сфера /М.: Юнити.- 2011

32.Сооляттэ А.Ю. Управление проектами в компании. Методология, технологии, практика. – М.: Синергия, 2012. – 816 с.

33.Стулов М.И. Совершенствование социальной политики государства // Экономист — №1.- 2013.- с.22-23

34.Томсетт Р. Экстремальное управление проектами. – М.: Лори, 2013. – 292 с.

35.Туккель И.Л., Сурина А.В., Культин Н.Б.. Управление инновационными проектами. – СПб.: БХВ-Петербург, 2011. – 416 с.

36.Шаравин Г.Л. Меры социальной защиты //Социальны работник.-№1.- 2012.-с.11-12