Теоретическая социология

Содержание скрыть

Позитивизм как обоснование науки

«пози­тивного»

«позитивное»

  • реальное в противовес химерическому:
  • полезное в противовес негодному;

достоверное

  • точное в противовес смутному;

организующее

абсолютное относительным,

позитивная наука

Конт исходит из представления о единстве и иерархической структуре всего бытия, включая человеческое. На основе такого представления он строит свою классификацию наук, получившую широкую известность. Эта классификация включает в себя шесть основных наук: математику, аст­рономию, физику, химию, биологию и социологию.

Характерно, что в этой классификации нет философии и психологии. От­сутствие первой объясняется тем, что Конт не мыслил философию в качестве особой отрасли знания: для него позитивная философия — это та же наука, наблюдающая наиболее общие законы, обобщающая результаты частных наук и обеспечивающая их единство. Отсутствие психологии объясняется тем, что тогдашняя психология была преимущественно интроспективной, основанной на самонаблюдении, что, по Конту, не позволяло считать ее наукой, тем более что в период создания своей классификации он придавал главное значение «объективному» методу, основанному на внешнем наблюдении.

Каждая из перечисленных наук представляет собой своего рода ступень по отношению к последующей. Каждая из них заимствует у предыдущей ее методы и добавляет к ним еще свои собственный, обусловленный спе­цификой изучаемого объекта. Все науки проходят в своем развитии тео­логическую, метафизическую и позитивную стадии; только на последней они становятся науками в собственном смысле. На вершине иерархии наук находится социология.

Три стадии развития общества (подробнее)

Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом «трех стадий», или «трех состояний», ко­торый он считал своим главным открытием.

Согласно этому закону, индивидуальный человек, общество и человече­ство в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии.

теологической

метафизической

позитивной

Иногда Конт высказывается не только против изучения «конечных» при­чин, но и против исследования причинности вообще, утверждая, что наука должна заменить вопрос «почему» вопросом «как». Сам он, однако, в сво­их сочинениях нередко высказывается о причинах тех или иных явлений.

6 стр., 2939 слов

Социологический проект О. Конта

... данной работы является анализ социологического проекта Огюста Конта. [2] 1. Социологический проект О. Конта Огюст Конт, давший название науке социологии, в своем ... позитивное»: 1) реальное в противовес химерическому: 2) полезное в противовес негодному; 3) достоверное в противовес сомнительному; 4) точное в противовес смутному; 5) организующее в противовес разрушительному. К этим значениям Конт ...

Социальная статика

социальную статику

Социальная статика

Индивид, по Конту, как уже отмечалось, естественным и необходимым образом предназначен жить в обществе; но и эгоистические склонности у него также носят естественный характер. «Подлинный социологический элемент» — не индивид, а семья.

Семья — это школа социальной жизни, в которой индивид учится пови­новаться и управлять, жить в гармонии с другими и для других. Она при­вивает чувство социальной преемственности и понимание зависимости от прошлых поколений, связывая прошлое с будущим: «…Всегда будет чрезвычайно важно, чтобы человек не думал, что он родился вчера…» [там же, 581]. Будучи микросоциальной системой, семья предполагает иерар­хию и субординацию: женщина в ней должна повиноваться мужчине, а младшие — старшим. Семья — основной элемент, из которого и по образцу которого строится общество.

Общество образуется из совокупности семей; в нем стадия семейного существования перерастает в стадию политического существования. Се­мья, племя, нация, государство — все это фазы ассоциации в последова­тельном стремлении к человечеству. Но семья — это «союз», основанный на инстинктивных, эмоциональных привязанностях, а не «ассоциация) Что касается собственно социальных образований, то они предполагают преимущественно кооперацию, основанную на разделении труда.

Разделение труда,, Солидарность,

Вместе с тем разделение труда содержит в себе определенные изъяны и опасности для социального организма. Оно грозит обществу разложением на множество изолированных групп. Оно делает человека умелым в одном отношении и «чудовищно неспособным» во всех других. Сосредоточива­ясь на выполнении своей частной задачи, человек думает лишь о своем частном интересе и смутно воспринимает социальный интерес.

Преодоление этих опасностей разделения труда возможно благодаря по­стоянной дисциплине, функции управления и соответствующей ей испол­нительской функции. Управление — это социальная функция, назначение которой состоит в сдерживании и предупреждении «фатальной склонности к основательному рассеиванию идей, чувств и интересов…» [там же, 605-606]. В противовес Гоббсу, Локку и Руссо Конт видит в управлении не некую добавочную, искусственную силу, призванную следить за соблюде­нием людьми общественного договора и порядка, а естественную, необхо­димую функцию, развившуюся самопроизвольно, вместе с самим общест­вом. Материальная, интеллектуальная и моральная субординация неразрыв­но связана с разделением труда; она требует, помимо подчинения, веры либо в способности, либо в честность управляющих. «Нормальное» прави­тельство — то, которое, обеспечивая социальную сплоченность, в минималь­ной степени опирается на материальную силу и в максимальной — на убеждение, согласие, общественное мнение. Субординация подчиняется закону, согласно которому частные виды деятельности осуществляются под руководством более общих видов деятельности. Управление — самая общая из функций, и, таким образом, все остальные социальные функции подчи­няются ей.

патрициат

Конт чрезвычайно озабочен «печальной судьбой трудящегося класса», которого угнетают и грабят высшие слои. Его произведения полны теплых и проникновеных слов о пролетариате, о его «возвышенных взглядах и бла­городных чувствах». Пролетариев и женщин он считает естественными союзниками позитивизма (как и позитивистские философы, они стоят на «общей точке зрения») и стремится практически осуществить этот союз. В проектируемом обществе будущего пролетариат почитает патриция; он уже не раб, а служащий, и его зарплата становится жалованьем.

5 стр., 2086 слов

Социологические взгляды О.Конта

... науки О. Конт положил идею «социальной системы», ... социальную статику и социальную динамику, что по­требовало от Конта общих определений понятий социальной целостности, ее структуры, порядка и прогресса. Социологической концепции Конта ... иего последователей. Основной труд Конта «Курс позитивной ... Конта о предмете и задачах социологии формировалось под влиянием либерально-консервативных взглядов. Конт ...

Будучи противником разделения властей на законодательную, исполни­тельную и судебную, Конт вместе с тем резко разделяет власть на духовную и мирскую. Это разделение реально и благотворно для общества, при усло­вии безоговорочного превосходства духовной власти над мирской. В сред­невековой Европе духовная власть принадлежала священникам, а мирская -военным. После Французской революции произошло полное поглощение духовной власти властью мирской, которая перешла к политикам и юри­стам. В современную эпоху вместе с торжеством позитивизма мирская власть переходит к «индустриалам», а духовная — к «ученым» («философам», «со­циологам»), которых Конт считал новыми «духовными владыками», новым «жречеством», вначале в фигуральном, а затем в буквальном смысле. Функ­ции этой категории, становящейся своего рода кастой, в обществе, где вос­торжествует позитивизм, чрезвычайно сложны и многообразны. Они не только советуют, освящают, регулируют, распределяют по классам, судят, но и, будучи священниками нового культа, следят за мыслями, поступками, чте­нием и даже за воспроизводством потомства.

Среди различных систем социальных институтов или сфер социальной жизни Конт особое значение придает религии и морали. Эти две социаль­ные сферы окрашивают и пронизывают все остальные: науку, экономику, политику, право и т. д. Социальный вопрос для него прежде всего не эконо­мический и не политический по своей сути, а морально-религиозный. Дви­жущая сила деятельности — не интеллект, а чувство; чувство же в свою очередь приводится в движение моралью и религией. Вот почему в «Сис­теме позитивной политики» социология растворяется в этих двух сферах. С помощью «субъективного» метода разработка морали сливается с постро­ением социологии; все науки служат лишь подготовительной ступенью для морали, которая трактуется как своего рода седьмая наука, находящаяся на вершине иерархии наук [9, 438; 10, 49; 8, 231]. Характерное отождествле­ние фаталистски толкуемого социального закона и повелительной мораль­ной нормы хорошо видно в любопытном тезисе Конта, согласно которому социология должна стремиться «постоянно представлять как неизбежное то, что проявляется сначала как обязательное, и наоборот» [2, 491-492]. Одновременно социология становится средством учреждения Религии Человечества. По Конту, в противовес протестантам и деистам, которые атаковали религию именем Бога, позитивисты «должны окончательно уп­разднить Бога именем религии».

Религиозно-нравственное начало пронизывает у Конта и такой инсти­тут, как собственность. Он был сторонником частной собственности и права наследования имущества. Но вместе с тем он постоянно подчеркивал «со­циальную природу собственности» и ответственность собственника перед обществом за то, как он ею распоряжается.

В принципе структура общества, изучаемая социальной статикой, по Конту, радикально не изменяется. Она может лишь испытывать болезненные потрясения в «критические» периоды, но затем вновь восстанавливается благодаря прогрессу. Ведь согласно одной из его формул, «прогресс есть развитие порядка».

3 стр., 1327 слов

Информатизация общества как социальный процесс и его основные характеристики

... в области информационных технологий. Появление и развитие компьютеров- это необходимая составляющая процесса информатизации общества. Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Информатизация образования как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, который развивается на ...

Социальная динамика

Социальная динамика — это теория прогресса. Понятие прогресса хара­ктерно только для человеческих обществ, составляет их специфику и поз­воляет отделить социологию от биологии. Прогресс здесь возможен благодаря тему, что, в отличие от обществ животных, одни поколения мо­гут передавать другим накопленные материальные и духовные богатства. Вследствие неразличения общества и человечества и включения социоло­гии в «позитивную теорию человеческой природы» теория прогресса Кон-га в основе своей является антропологической. Социальный прогресс в конечном счете проистекает из врожденного инстинкта, заставляющего человека «непрерывно улучшать во всех отношениях любое условие сво­его существования», развивать «в целом свою физическую, моральную и интеллектуальную жизнь…» [там же, 364].

Конт оговаривается, что прогресс не равнозначен безграничному росту счастья и человеческого совершенства, отмечая, что последнее понятие луч­ше заменить понятием «развития». Социальная динамика лишена оптимиз­ма, так как она признает возможность и даже необходимость отклонений. В истории «органические» периоды чередуются с «критическими», когда преемственность нарушается. И тем не менее, социальное развитие в це­лом у Конта изображается как совершенствование, улучшение, прогресс.

Конт постоянно подчеркивает непрерывный и преемственный харак­тер прогресса. Подобно тому как социальная статика выявляет солидар­ность в пространстве, социальная динамика выявляет солидарность во времени. Социальная динамика рассматривает каждое последовательное состояние общества как результат предыдущего и необходимый источник будущего, так как, согласно аксиоме Лейбница, «настоящее беременно буду­щим» [там же, 336].

Следуя взглядам традиционалистов, Конт постоянно подчеркивает преемственность поколений и колоссальное влияние всех предыдущих по­колений на последующее развитие. В «Позитивистском катехизисе» он ут­верждает: «Живые всегда, и все более и более, управляются умершими:

таков фундаментальный закон человеческого порядках». С этим утвержде­нием перекликается его тезис о том, что человечество в гораздо большей степени состоит из мертвых, чем из живых, и социальная связь нарушается в случае «бунта живых против мертвых».

Главный закон социального прогресса у Конта — это закон трех стадий. Все общества раньше или позже проходят в своем развитии теологичес­кую, метафизическую и позитивную стадии.

теологическую эпоху

метафизическую эпоху

позитивную эпоху

По Конту, позитивная стадия в развитии человечества должна была на­чаться сразу после Великой Французской революции, но Революция осу­ществила лишь разрушительную задачу и уклонилась от нормального пути. В известном смысле она еще продолжается. С духовной точки зрения по­зитивная стадия начинается с «Курса позитивной философии». Сначала Конт избегал указания точной даты начала позитивной фазы в мирском, или по­литическом, аспекте. Но в «Системе позитивной политики» он ее указыва­ет: это 1860 — 1865 гг.

11 стр., 5043 слов

Общество как социальный способ бытия человека

... социальной философии отчетливо проявляется в интерпретации общества как системы и выработке совместно с конкретными социально-гуманитарными науками теоретических моделей социума. 2. Понятие социума Стремясь познать общественную жизнь людей, социальная ... познания общества, задающая стратегию понимания социального бытия и поэтому являющаяся категорией социальной онтологии как философского знания ...

Чтобы эволюция человечества пришла к Земле Обетованной (позитив­ному состоянию), необходимо осуществить два ряда реформ. Первые долж­ны быть теоретическими; их цель — создать твердые и общепринятые мнения;их начало положено «Курсом». Другие реформы — практические, политиче­ские. Они восстановят прекрасную социальную организацию средневеко­вья; отделят духовную власть от мирской, доверив первую ученым, вторую -«индустриалам», заменят равенство иерархией, а национальный суверени­тет — всеобщим централизованным управлением компетентных людей. Позитивный, высший этап у Конта констатируется и предсказывается как неизбежный, но дальнейшая его судьба характеризуется довольно ту­манно. Он считает, что пройдет «еще много веков, прежде чем подлинное Великое Существо (т. е. Человечество. — А. Г.) должно будет заняться сво­им собственным упадком…» [10, 73]. Таким образом, у Конта, как и у Мар­кса, находящийся впереди человечества золотой век, одновременно неизбежный и желанный, означает либо нечто смутное, либо конец исто­рии, либо новый цикл развития, который начинается с новой «теологичес­кой» стадии.

Таким образом, от наблюдения реально существовавших и существую­щих этапов социальной эволюции Конт переходит к характеристике того, какой она необходимо будет и должна быть. Социальная динамика завер­шается пророчествами, практическими рекомендациями и утопическими проектами.

Спенсер — позитивист

Существенно обогатил предмет науки английский социолог Г.Спенсер (1820-1903r.r.).

В традициях позитивистской социологии Спенсер, опираясь на исследования Ч.Дарвина, предложил использовать эволюционную теорию для объяснения социальных изменений. Однако в противоположность Конту он сделал акцент не на том, что изменяется в обществе на разных периодах человеческой истории, а на том, почему происходят социальные перемены и почему в обществе возникают конфликты и катаклизмы. По его мнению, эволюционируют в единстве все элементы Вселенной -неорганические, органические и надорганические (социальные).

Социология призвана изучать прежде всего надорганическую эволюцию, которая проявляется в количестве и характере разного рода общественных структур, их функциях, в том, на что собственно нацелена деятельность общества и какие продукты оно производит. В этой связи Спенсер обосновывает постулат, согласно которому изменения происходят в обществе по мере того, как его члены приспосабливаются или к природной среде, или же к среде социальной. В качестве доказательств и обоснованности своего постулата ученый приводит многочисленные примеры зависимости характера человеческой деятельности от географии местности, климатических условий, численности народонаселения и т.д.

По Спенсеру, эволюция физических и интеллектуальных способностей членов общества находится во взаимозависимости с эволюцией социальной. Отсюда следует, что качество жизни членов общества, характер экономических и политических институтов зависит в конечном счете от «усредненного уровня» развития народа. Поэтому любые попытки искусственно подтолкнуть социальную эволюцию с помощью, например, регулирования спроса и предложения, или радикальных реформ в политической сфере без учета свойств членов, составляющих общество, с точки зрения ученого, должны обернуться катаклизмами и непредсказуемыми последствиями: «Если вы однажды вмешаетесь в естественный порядок природы, — писал он, — то никто не может предсказать конечных результатов. И если это замечание справедливо в царстве природы, то оно еще более справедливо по отношению к социальному организму, состоящему из человеческих существ, соединенных в единое целое». На этом основании социолог не принял ни социализма, ни либерализма за их попытки, хотя и разные — революционные и реформистские -вмешательства в естественный ход эволюции.

42 стр., 20938 слов

Совершенствование системы социального обслуживания жителей Приморского ...

... полученных данных. Структура работы. В первой главе дипломной работы рассматривается система социального обслуживания, социальная политика России в общем, сравнивается с зарубежной, рассматривается какую роль играет государство в социуме, в социальном обеспечении и как важна социальная работа для людей. ...

человеческая цивилизация в целом развивается по восходящей линии.

Исследуя происхождение всех живых тел, а таковым Г. Спенсер считал и общество, он поставил перед собой задачу осуществить как можно больше эмпирических обобщений для доказательства эволюционной гипотезы. Это позволило бы ему утверждать с большей уверенностью, что эволюция совершалась и совершается во всех областях природы, в том числе в науке и искусстве, в религии и философии. Эволюционная гипотеза, считал Спенсер, находит поддержку как в многочисленных аналогиях, так и в непосредственных данных. Рассматривая эволюцию как переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности, сопровождающей рассеяние движения и интеграцию материй, он в работе «Основные начала» различал три ее вида: неорганическую, органическую и надорганическую. Особое внимание Г. Спенсером было уделено анализу надорганической эволюции в другом труде «Основания социологии».

Чем менее развитыми являются физические, эмоциональные и интеллектуальные способности человека, тем сильнее его зависимость от внешних условий существования, важнейшей частью которых может быть соответствующее групповое образование. В борьбе за выживание человек и группа совершают ряд непреднамеренных действий, объективно предопределенных функций. Этими функциями, осуществляемыми членами определенных групп и самими группами, определяются групповые организации и структуры, соответствующие институты контроля за поведением членов групп. Такие образования первобытных людей современным людям могут показаться очень странными и нередко ненужными. Но для нецивилизованных людей, полагал Спенсер, они необходимы, так как выполняют определенную социальную роль, позволяют племени осуществлять соответствующую функцию, направленную на поддержание его нормальной жизнедеятельности.

Не располагая необходимыми непосредственными данными о функционировании общества как сложной социальной системы Спенсер старался провести последовательную аналогию между биологическим организмом и обществом как социальным организмом. Он утверждал, что непрерывный рост общества позволяет смотреть на него как на организм. Общества, как и биологические организмы, развиваются в «форме зародышей» и из небольших «масс» путем увеличения единиц и расширения групп, соединения групп в большие группы и соединения этих больших групп в еще большие группы. Первобытные общественные группы, подобно группам простейших организмов, никогда не достигают значительной величины путем «простого возрастания». Повторение процессов образования обширных обществ путем соединения более мелких приводит к соединению вторичных образований в третичные. Таким образом Спенсер осуществлял типологию обществ по стадиям развития.

два типа общества

Уильям CAMHEP

Уильям САМНЕР (30.10.1840, Патерсон, штат Нью-Джер-си,— 12.04.1910, Инглвуд, штат Нью-Джерси) — американский социолог, экономист и публицист, профессор политической и социальной науки Йельского ун-та, представитель социального дарвинизма. Определяющее влияние на формирование его концепции оказали труды Спенсера.

В своих работах Семнер исходил из двух основных принципов:

  • Естественный отбор и борьба за существование имеют решающее и универсальное значение;
  • Социальная эволюция носит автоматический и неуклонный характер.

Идея естественного отбора в его интерпретации выступала как идея естественности социального отбора, поэтому социальное неравенство он рассматривал как нормальное состояние и необходимое условие развития цивилизации. Семнер отстаивал стихийность в социальном развитии (об-во должно управляться естественными законами) и выступал против всех форм государственного регулирования социально-экономических отношений. Его взгляды выражали интересы средних слоев американской буржуазии, требовавшей благоприятных условий для свободной конкуренции и обеспокоенной развитием государственно-монополистических тенденций в обществе. В работе “Народные обычаи” (1906), основанной на анализе большого этнографического материала, Семнер разработал понятия, впоследствии широко применявшиеся в социальных науках. Эта работа вошла в историю социальных наук не исходными социально-дарвинистскими установками Семнера, а анализом нормативных аспектов социальной жизни, роли обычая и этнических стереотипов в социальном взаимодействии.

Основные теоретические идеи этого труда выстраиваются вокруг таких проблем, как природа норм и обычаев, их происхождение, изменение обычаев, механизмы закрепления обычаев и их институционализации, связь обычаев с социальными группами.

Проблема возникновения и закрепления обычаев решается Семнером с позиций социал-дарвинизма. Обычаи складываются на основе удовлетворения индивидами своих потребностей: определенные способы поведения, удовлетворяющие ту или иную потребность и в силу этого выгодные для индивида, закрепляются, становятся привычными. Первоначальным механизмом возникновения обычаев является метод проб и ошибок (метод “грубого эксперимента и отбора”): одни способы поведения оказываются менее болезненными по сравнению с другими, более эффективно обеспечивают удовольствие и оберегают человека от страдания, а потому имеют больше шансов на сохранение. Групповая жизнь людей и их борьба за существование способствовали распространению функционально полезных способов поведения в социальной группе и превращению их в обычаи. Обычаи являются основной социетальной силой. Они опосредствуют в обществе удовлетворение всех человеческих потребностей и накладывают социальные ограничения на биологически детерминированное поведение каждого члена общества. Поскольку возникновение обычаев не осознается людьми, то их происхождение всегда “окутано тайной”, а сами обычаи наделяются для людей “силой фактов”.

Основными свойствами обычаев Семнер считал:

  • инертность,
  • изменчивость,
  • тенденцию к совершенствованию и согласованности.

Гумпловичем),

Когда обычаи соединяются с теми или иными идеями и рациональными обоснованиями их существования, они превращаются в нравы . Дальнейшей ступенью закрепления обычаев, служащей формированию определенной социальной структуры для поддержания определенной группы идей и обычаев, являются институты. Функцией институтов всегда будет удовлетворение человеческих потребностей. Выделяя четыре “великих движущих мотива человеч. поведения” (голод, любовь, честолюбие и страх), Семнер разделил институты на четыре класса: институты социетального самосохранения, обеспечивающие удовлетворение потребностей в питании и самосохранении (промышленная организация, собственность, “регулятивная организация”); институты социетального самовоспроизводства, служащие продолжению рода (брак и семья); институты самоутверждения, удовлетворяющие человеческое “тщеславие” и “честолюбие” (спорт, игры, танец, мода, украшения, престиж и т.п.); религиозные институты, связанные со “страхом перед духами” (анимизм, шаманизм, фетишизм, табу, ритуал, жертвоприношение, магия и т.п.).

Развиваемый Семнером социологический подход был по существу антропологическим. Хотя труды Семнера пользовались в свое время большой популярностью, а “Народные обычаи” вошли в золотой фонд социологической классики, его этнографически-ориентированный подход не получил сколь-нибудь широкого распространения. К числу основных заслуг Семнера можно отнести большой вклад, внесенный им в институционализацию социологической науки в США. В частности, в 1875 он ввел в Йельском ун-те первый в истории американской науки курс социологии.

СМОЛЛ, как представитель психологического направления в Социал-дарвинизме.

Основными представителями психологического направления в социал-дарвинизме были Гумплович, Смол, Семнер. Они делали акцент на социальную структуру общества, утверждая, что огромную роль при этом играет государство, как организация господства меньшинства над большинством. Но в то же время между обществом и государством есть конфликты. (Классовая борьба и противоречия в обществе будут всегда – социализм не возможен).

Видным представителем таких антимарксистских взглыдов был А. Смол. В своей «Общей социологии» он рассматривает биологическую и географическую среду в качестве мешающего интересам человека фактором.

Он выделяет группы интересов людей:

  • Интерес к здоровью
  • Интерес к благополучию
  • Интерес к общению
  • Интерес к красоте
  • Интерес к справедливости

В связи с тем, что изменения происходят постоянно в обществе не минуемы конфликты между различными интересами. Для изучения интересов и управления, заключает Смол, нужна специальная наука: социология, т.е. практические рекомендации по управлению. Необходимо формировать новые социальные институты, предовая значение процессам социализации.

ШКОЛА СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА.

Преодолеть теоретическую узость эмпирической социологии попытались в 50-е гг. текущего столетия ученые, общим для которых оказался структурно функциональный подход к обществу. Появление многообразных учений, рассматривающих общество как особую систему («функциональную систему», «функционирующую систему», «систему функциональных связей» и т.д.) — впоследствии суммарно их стали называть академической социологией — вызвано неудовлетворенностью многих социологов резко выраженным отказом своих коллег от теоретического объяснения сложных процессов социальной жизни.

РОБЕРТ МЕРТОН

теории среднего уровня

Основные положения своего учения Мертон изложил в так называемой «Парадигме структурно-функционального анализа». Главными моментами которой являются: значение самого понятия «функция», формулирование постулатов существования общества как особой системы.

Касаясь понятия «функция», Мертон отмечает его многозначность. Причем в обществе это понятие наполняется особым содержанием. Сам Мертон описывает пять значений функции: как общественное поручение, возложенное на конкретного исполнителя; в смысле рода или вида человеческой деятельности; в ее математическом смысле (зависимость одной переменной от другой); как способ связи элементов системы (структурных единиц); как выражение системных процессов (адаптации и интеграции), определенным образом в силу своей объективности отличающихся от субъективно обусловленных (интересами, мотивами и т.д.) действий.

Постулаты существования общества как системы представляют собой исходные, эмпирически неопровергаемые, положения, лежащие в основании структурно-функционального подхода к обществу. Проанализировав многочисленные исследования по этой проблеме, Мертон формулирует три таких постулата.

Функциональное единство общества, Универсальный функционализм., Функциональная необходимость

системные дисфункции

Вышеназванное разделение Мертоном функций на два вида — дисфункцию и эвфункцию (еуфункцию) — для понимания функциональных процессов в общественных системах имеет принципиальное значение. Действительно, результат или следствие выполнения функций в обществе может иметь двоякий характер: в одном случае оно ведет к сохранению, выживанию системы (в более узком смысле — ее адаптации), и тогда имеет место системная эвфункция; в другом случае оно ведет к рассогласованию, разрушению системы (ее дезадаптации), и тогда имеет место дисфункция. В разных аспектах одна и та же функция может быть эвфункциональной и дисфункциональной, поэтому приходится говорить о необходимости функционального баланса. Рассматривая функции с точки зрения связи намерения и результата (следствия), Мертон различает и другие разновидности. В частности, он называет функции, являющиеся следствием намеренных поступков, явными, и функции, являющиеся следствием ненамеренных поступков, латентными.

Свой функциональный анализ Мертон обращает к целому ряду феноменов общественной жизни. Дальнейшее развитие школы структурно-функционального анализа связано с учениями «структурного функционализма» и «теории социального действия».

СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ.

Структурный функционализм

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ ПАРСОНСА.

Теория социального действия была разработана Т. ПАРСОНСОМ, (1902—1979).

Американский социолог рассчитывал на то, что эта теория станет «всеохватывающей». Он исходил из понимания общества как самоорганизующейся системы, специфика которой заключается в наличии символических форм регуляции индивидуальных действий (язык и пр.), нормативности, воли (волюнтаризма) и иррациональных моментов в поведении людей. Социальные системы, учит Парсонс, имеют две оси ориентации. Первая ось соответствует векторам внутренних и внешних связей, вторая ось — одним полюсом связана с сиюминутными факторами человеческой жизни. Наложение этих осей дает систему координат, выражающую четыре ряда функциональных категорий в обществе: во внешней ориентации — категории адаптации и целедостижения, во внутренней — категории системной интеграции и образа взаимодействия людей в системе. Эти общие категории по мере дифференциации и специализации социальных систем (общество — государство — семья и т.д.) дифференцируются, конкретизируются и специализируются. Функциональные императивы проявляются в таких специфических формах, как мотивы, установки и пр.

Функционирование социальных систем осуществляется как процесс социального действия, ориентированного на определенные ценности, которые Парсонс разделяет на пять основных групп в оппозиционной связи: 1) «универсализм — партикуляризм», 2) «достижение — предписывание», 3) «аффективность — нейтральность», 4) «специфичность — диффузность», 5) «ориентация на себя — ориентация на коллектив». Эти пять оппозиций социального действия реализуются на четырех системных уровнях: субъекта действия, где оппозиции проявляются как многообразные варианты реальных форм действий.

Социальная система функционирует нормально в тех случаях, когда решаются следующие «системные задачи»: неуклонно поддерживаются ценностные образцы системы, обеспечивается системная интеграция, имеются условия для достижения системной цели (системных целей), обеспечивается адаптация.

рядом существенных недостатков.

Социологический реализм Эмиля Дюркгейма.

Эмиль Дюркгейм широко известен как один из «крестных отцов» современной социологии, творчество которого в значительной степени помогло определить предметное содержание и утвердить автономию социологии как научной и учебной дисциплины. Он был одной из наиболее крупных фигур в социологии классического этапа ее развития. Наряду с другими видными представителями этого периода — К. Марксом, М. Вебером, Ф. Тённисом, В. Парето — Э. Дюркгейм оказал огромное влияние на формирование целого ряда влиятельных концепций современной социологии. Социологи различных национальных школ вновь и вновь находят в теоретическом наследии Дюркгейма весьма плодотворные идеи для развития новых теорий, объясняющих и моделирующих самые разнообразные социальные явления.

Биография Эмиля Дюркгейма

L’Annee sociologique

«Социологизм» Дюркгейма, как методология научного исследования

С именем Дюркгейма тесно связана сама институционализация социологии во Франции — стране, где и зародилась эта наука. Многие считают его последовательным продолжателем позитивизма в изучении общества. Это, вероятно, отчасти верно и вполне естественно, поскольку авторитет Конта как основателя социологии был достаточно высок. Действительно, Дюркгейм, будучи продолжателем контовской позитивистской традиции в социологии, во многом руководствовался образцами естественнонаучного анализа, ставя во главу угла своего научного метода необходимость эмпирической обоснованности, точности и доказательности теоретических положений. Его первая большая книга называлась «О разделении общественного труда». Тема ее — взаимоотношения между индивидом и обществом — проходила впоследствии красной нитью через все творчество.

Признавая ценность эмпирического наблюдения, Дюркгейм в тоже время отдавал должное необходимости чисто умозрительного теоретического анализа, чтобы понять глубинные причины и истоки социальных явлений. Кроме того, он считал, что контовский закон трех стадий интеллектуальной эволюции слишком упрощенно и прямолинейно подходит к объяснению человеческой истории и ее движущих сил, поскольку в истории различных обществ просматривается гораздо большее число генеральных линий развития. Постепенно Дюркгейм формирует собственный социологический метод, который наиболее отчетливо изложен в работе «Метод социологии».

«социологизм»,

Правилах социологического метода

Строго говоря, социологизм не претендует на какое-то совершенно особое толкование и объяснение социальной жизни в качестве отдельной общесоциологической теории. Суть этой философско-социологической концепции состоит, скорее, в утверждении определенной исходной позиции: признание первостепенного и исключительного значения социальной реальности в бытии человека, а также использования социологических методов для объяснения этого бытия.

Поскольку общество признается не просто специфической, но и доминирующей, высшей реальностью, постольку социологический способ объяснения всего, что происходит в окружающем мире («социологизация») провозглашается как единственно верный. Он должен либо исключать другие способы, либо включать их в себя в качестве частного случая.

автономии социальной реальности

социальные факты

Объективное

Социальные факты

(2) Способность оказывать давление на любого отдельно взятого индивида (принудительная сила ), а значит, детерминировать его действия. Регуляция поведения индивида в обществе определяется отнюдь не индивидуальными причинами и побудительными мотивами, а совокупностью социальных фактов, действующих в том обществе, в котором он живет, и подталкивающих его на совершение именно таких, а не иных поступков.

Объективное 1 Объективное 2

морфологическим

духовных

Социальная морфология, Идея социального солидарности в обществе

Социальная солидарность

Тема изучения природы и характера социальной связи вообще является, пожалуй, центральной во всем научном творчестве Дюркгейма. К чему бы он ни обращался — к проблемам типологии обществ или к выявлению социальных факторов, к изучению разделения труда или раскрытию роли религии — везде его постоянно занимает одно: что заставляет людей сплачиваться воедино, притягиваться друг к другу, а что разъединяет их? » Каждый знает, что мы любим того, кто похож на нас, кто мыслит и чувствует, как мы. Но не менее часто встречается и противоположное явление. Часто случается, что мы чувствуем влечение к людям, которые на нас непохожи, именно потому, что они непохожи на нас». Исходя из этого, он считает необходимым различать две формы социальной солидарности:

Социальная морфология 1 Социальная морфология 2

Солидарность

Механическая солидарность

Органическая солидарность

социальным

Эгоистическое самоубийство

Альтруистическое самоубийство

Аномическое самоубийство

Карл Маркс и марксистская социология

Бесспорно, Карл Маркс — одна из самых величественных и трагических фигур в новейшей истории. По признанию и сторонников, и противников, он был гениальным мыслителем, оказавшим наиболее мощное влияние на судьбы человечества в XX веке. Вряд ли кто из великих деятелей новейшей эпохи удостаивался таких почестей, граничащих с обожествлением, и вряд ли кто подвергался такому глумлению и проклятиям, особенно в последние годы, и особенно в той стране, где он так долго был бесспорным авторитетом и объектом всеобщего поклонения. Мы так долго верили в правильность учения Маркса, что потом решительно стали обвинять его в наших ошибках и промахах, пытаясь возложить на него вину за неудачи в строительстве нового общества. Между тем один из крупных социологов из числа тех, кого трудно отнести к поклонникам Маркса, беспристрастно анализируя его теоретическое наследие, подчеркивает:»Будучи социологом-экономистом того, что он называл капитализмом, Маркс не имел ясного представления о том, каким будет социалистический строй, и, не переставая, говорил, что человек не может наперед знать будущее».

Биография Маркса

Карл Маркс родился в 1818 г. в г. Трире (Германия) в семье адвоката. Образование получил в Германии (Боннский и Берлинский университеты).

Завершив образование, женился на баронессе Женни фон Вестфален. Стал журналистом. В поисках постоянной работы в 1843 г. переехал в Париж. Там он вошел в круг радикальных эмигрантов, стал социалистом. В Париже он встретился с отпрыском богатой семьи фабрикантов-текстильщиков Фридрихом Энгельсом, с которым у него на всю жизнь сохранились близкая дружба и сотрудничество. В 1845 г. по настоянию прусского правительства его выслали из Парижа, и он переехал в Брюссель. В 1848 г., после начала французской революции, бельгийское правительство арестовало и выслало его. Маркс вернулся в Париж, где сформировал новый ЦК Союза Коммунистов. В апреле того же года Маркс и Энгельс отправились в Кёльн, где Маркс был главным редактором «Новой рейнской газеты». В мае 1849 года прусское правительство закрыло газету и выслало Маркса. Он вернулся в Париж, оттуда в августе 1849 г. вынужден был переехать Лондон. Здесь он и прожил до своей смерти в 1883 году. Терпел сильную нужду, перебиваясь случайными журналистскими заработками. Семья жила главным образом за счет финансовой помощи Энгельса.

В советской литературе не сложилось мнения об основоположниках марксизма как о социологах. И даже обстоятельный словарь «Современная западная социология» не упоминает ни того, ни другого в числе своих персоналий. Между тем влияние их на формирование классической социологии считается общепризнанным. Поэтому вполне закономерно, что британский «The Penguin Dictionary of Sociology» (где даже статья в полстраницы считается признанием значительных научных заслуг того или иного социолога) посвятил социологическому творчеству Маркса целых три страницы; такой же чести удостоен лишь еще один великий социолог — Макс Вебер. Этот же словарь указывает на пять социологически важных областей, охваченных в работах Маркса.

отчуждения

Попытаемся дать очень краткий и максимально общий обзор тенденций, сложившихся в марксистской социологии — особой отрасли социологической теории, берущей свое начало из трудов Маркса.

Маркс об отчуждении, Отчуждением

Маркс в целом ряде своих работ, начиная с «Экономических и философских рукописей 1844 г.», огромное внимание уделяет вопросу отчуждения. Он считал, что основы отношений отчуждения коренятся в самих социальных структурах, которые отказывают людям в их сущностной человеческой природе. Он был убежден, что человеческая сущность реализуется в труде, творческая активность получает логическое завершение в сотрудничестве с другими, посредством чего люди преобразуют мир вне себя. Процесс производства — это одна из «объективаций», посредством которой люди создают материальные объекты, воплощающие в себе человеческое творчество, но при этом стоящие как сущности отдельно от своих создателей. Отчуждение имеет место в тех случаях, когда, объективировавшись, человек не узнает себя в своем продукте, который становится чуждым ему, «не является больше его собственностью» и «противостоит ему как автономная сила».

Маркс выделял четыре особых проявления отчуждения в капиталистическом обществе. (1) Рабочий отчужден от продукта своего труда, поскольку то, чту он производит, присваивается другими, и он не контролирует дальнейшую судьбу этого продукта. (2) Рабочий отчужден от акта производства. Работа становится отчужденной активностью, которая не дает внутреннего удовлетворения, давит на рабочего в качестве внешней принудительной силы и перестает быть окончанием в себе и при этом включает в себя труд по цене, предложенной кем-то другим как принудительный труд. Работа становится фактически предметом торговли, который продается, и единственной ценностью которого для рабочего является спрос на него как на агента производства. (3) Рабочий отчуждается от своей человеческой природы или от своего «родового бытия», потому что первые два аспекта лишают его производственную активность тех специфически человеческих качеств, которые отделяют ее от активности животных и таким образом определяют собственно человеческую природу. (4) Рабочий отчуждается от других людей, поскольку капитализм преобразует все его отношения с другими людьми в рыночные отношения, и о людях судят по тому положению, которое они занимают на рынке, в большей степени, нежели по их чисто человеческим качествам. Люди начинают рассматривать друг друга как некие «воплощения» — скажем, скорее как рабочего или капиталиста, начальника или подчиненного — в большей степени, нежели как личности.

Маркс исходит из того, что капитал сам по себе является источником дальнейшего отчуждения в рамках развитой капиталистической экономики. Это происходит вследствие того, что само капиталистическое накопление порождает свои собственные потребности, которые принижают людей до уровня предметов потребления. Рабочие становятся факторами приведения в действие капитала, и над их деятельностью господствуют скорее их способности принести выгоду работодателю, нежели их собственные человеческие потребности и сущности. В рамках рыночной экономики правила, управляющие накоплением, — это правила рынка. Эти правила образуют ряд безличных механизмов. Маркс отмечал, что, хотя потребности выгоды и капиталистического накопления представляются внешнему наблюдателю как бы живущими собственной жизнью, эти безличные механизмы фактически извращают человеческие корни капитала и эксплуатации, позволяющих одному классу безвозмездно присваивать то, что произвел другой.

Маркс и Энгельс считали, что уничтожение (точнее, исчезновение) отчуждения тесно связано с огромным развитием производительных сил как материальной предпосылкой коммунизма. Разумеется, со времен Маркса понятие отчуждения утратило многое из своего первоначального социологического смысла и сегодня используется в современной социологической теории для описания довольно широкого спектра социальных явлений. Сюда относят, в частности, и любое чувство неудовлетворенности индивида тем обществом, в котором он живет; и чувство, что в обществе царит моральное разложение; и ощущение бессилия перед твердыней социальных институтов; и обезличенная, дегуманизированная природа крупномасштабных бюрократических социальных организаций.

Исторический материализм

способом производства

С помощью такой модели Маркс устанавливает довольно однозначную и убедительно трактуемую связь между экономической жизнью общества и всеми другими социальными институтами. Со времен Маркса в социологии само понятие «материализм» имеет специфический смысл отношения к тем теориям, в которых базовой причиной всех социальных явлений выступают экономические отношения.

базиса и надстройки

Базис

способ производства .

Переход от одного способа производства к другому определяется тем, что наиболее динамичный элемент этой системы — производительные силы — на определенном уровне своего развития начинает испытывать сдерживающее, стесняющее воздействие со стороны более консервативных производственных отношений. Однако остановить прогрессивно нарастающее развитие производительных сил невозможно, поэтому они разрывают ставшие им тесными рамки, производственные отношения коренным образом меняются, приспосабливаясь к нуждам развития производительных сил. Это означает смену способов производства.

Метафора базиса и надстройки оказалась весьма плодотворным аналитическим механизмом, но она также вызвала огромное число дискуссий как в самом марксизме, так и вне его. Один из пунктов проблемы — определение отношений производства. Включая в себя в качестве фундаментальных отношения собственности, они так или иначе должны обусловливаться правовыми дефинициями (формы собственности всегда выражаются и закрепляются в законах), а вся сфера права относится к надстройке. Уже поэтому четкое и безусловное аналитическое разделение базиса и надстройки представляется затруднительным.

Многие критики марксизма утверждали, что данная модель является выражением экономического детерминизма. В самом деле, некоторые сторонники этой точки зрения занимали такую детерминистскую позицию. Однако следует отметить, что сами К. Маркс и Ф.Энгельс никогда не придерживались такой доктрины. Во-первых, они понимали, что многие элементы надстройки могли быть относительно автономны от базиса и обладать собственными законами развития. Во-вторых, они утверждали, что надстройка не просто взаимодействует с базисом, но и влияет на него. Уже после смерти Маркса Энгельс написал несколько работ (в форме писем, вследствие чего весь этот цикл получил общее название «Письма Ф. Энгельса 90-х годов»), специально посвященных особой роли надстроечных отношений и их воздействию на базис. Более поздние марксисты еще дальше отходили от экономического детерминизма, утверждая, что элементы надстройки должны рассматриваться как условия существования базиса — точка зрения, которая оценивалась как лишение базиса какого-либо приоритета и придание всем институтам в обществе равной каузальной силы.

В последней главе мы еще вернемся к описанной модели в связи с рассмотрением формационной модели социальной динамики и рассмотрим более подробно ее развития во времени и те социальные изменения, которые оно за собой влечет.

Марксистская социология после Маркса

О судьбах марксистского учения после смерти его основоположников написано огромное число работ, в том числе и в России, особенно в 90-е годы нынешнего века. Нам думается, что последнее слово в многочисленных дискуссиях относительно эмпирических подтверждений основных положений марксизма еще не сказано. Однако марксизм в целом — это довольно сложный, многослойный комплекс взаимосвязанных теорий, включающих в себя и философские, и экономические, и политические концепции и идеологические доктрины. Нас прежде всего интересует их социологическая часть. Существует ряд областей в социологии, где работы Маркса получили распространение и где сохраняется верность, по крайней мере, некоторым из его принципов. Укажем на некоторые из таких направлений с упоминанием наиболее видных авторов, чьи концепции получили наибольшее признание в социологической науке.

классового сознания

Этнометодология Г. Гарфинкеля

Гарфинкель

Предмет этнометодологии

Этнометодология принципиально не приемлет разрыва между субъектом и объектом описания, полагая, что подобное противопоставление характерно для позитивистской модели исследования, а действительное исследование необходимо строить на взаимосопряженности исследователя и исследуемого. Это направление социологии обращает внимание на то, что коммуникация между людьми содержит более существенную информацию, чем та, которая выражена вербально, что существует неявное, фоновое знание, некие подразумеваемые смыслы, которые молчаливо принимаются участниками взаимодействия и которые объединяют их. Поэтому этнометодолог (и социолог, поскольку этнометодология претендует стать общей методологией социальных наук) не может занимать позицию отстраненного наблюдателя и всегда должен быть включен в контекст повседневного общения и разговора.

Гарфинкель различает два уровня социального познания

Гарфинкель вводит понятие фонового ожидания, как социально одобряемого в сознании индивида образа действий. Фоновое ожидание приводит к стандартизации любого социального взаимодействия.

У.Р. Кеттон

Следует сказать, что в рамках этнографического исследования поставлен ряд новых проблем, которые до этого не ставились ни одной школой в западной социологии. Этнографическое направление в социологии науки, по сути дела, обратило внимание на сложный характер социально-функционирующих искусственных предметов-посредников, элиминировав, правда, из научного знания его направленность на постижение реального объекта и замкнув знание лишь на самое себя. Заслугой этнографического направления в социологии науки является и поворот от спекулятивных макросоциологических схем к микроанализу социальных групп внутри науки.

Понимающая социология Макса Вебера

Макса Вебера, немецкого социального философа, экономиста и историка, часто называют одним из основателей современной социологии. Аргументы в пользу этого утверждения таковы: (1) он дал систематическое изложение концептуальных основ социологической перспективы; (2) он разработал последовательную философию социальной науки, которая осмыслила сущностные основы социального действия; (3) в ряде самостоятельных областей он уловил основные характеристики современной индустриальной цивилизации; (4) через эмпирические исследования современного общества он идентифицировал ряд ключевых вопросов, которые стали средоточием дальнейших принципиальных дискуссий в рамках данной дисциплины; (5) его собственная жизнь представляет собой убедительный пример социологии как призвания.

Творческое наследие Вебера весьма обширно и разнообразно. Затронем лишь некоторые из наиболее весомых социологических воззрений великого немецкого социолога.

Социологический метод

Социология во второй половине прошлого века была, в сущности, довольно молодой наукой. Как мы помним, основоположник этой науки Огюст Конт был одновременно и основателем нового научного метода — позитивизма. Позитивизм, рассматривая человеческое общество как одну из разновидностей природной реальности, требовал подходить к его изучению с помощью тех методов, которые зарекомендовали себя в естественнонаучных дисциплинах: наблюдение, регистрация фактов, обобщение и выведение закономерностей. Таким образом, позитивизм с самого начала приобрел господствующие позиции в новой науке. Однако, по мере ее развития, все большее число исследователей задумывались о правомерности использования именно этого метода исследований. Так, немецкий историк культуры и социальный философ В. Дильтей утверждал, что в социальных дисциплинах способы познания должны отличаться от тех, что сложились в естественнонаучных. Эти идеи оказали серьезное влияние на М. Вебера в его размышлениях о научном методе, который должен применяться в науке о человеческом обществе . И он, в конечном счете, приходит к выводу, что социальные науки в этом смысле должны глубоко отличаться от естественных наук (хотя и имеют с ними общее рациональное начало).

Одной из важнейших отличительных черт науки о человеческом обществе должно быть понимание . Вебер исходит из того, что социология должна познавать те значения, которые люди придают своим действиям. Для этого и вводится термин Verstehen , который дословно переводится с немецкого как «понимание» и приобретает в социологическом методе Вебера довольно автономное значение. Суть использования Verstehen состоит в том, чтобы поставить себя в положение других людей для того, чтобы увидеть, какое именно значение они придают своим действиям или каким целям, по своему убеждению, служат.

идеального типа

Идеальные типы социальных действий

социальное действие

» Действием» мы называем действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл . » Социальным» мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него».

идеальной типологии социальных действий

Таблица 1

Идеальные типы социальных действий

Тип

Цель

Средства

Общая

характеристика

Целерациональное

Осознается ясно и отчетливо. Предвидятся и оцениваются последствия

Адекватные (целесообразные)

Полностью рациональное. Предполагает рациональный расчет на реакцию окружения

Ценностно-

рациональное

Само действие (как самостоятельная ценность)

Адекватные заданной цели

Рациональность может оказаться ограниченной — иррациональностью заданной ценности (ритуал; этикет; дуэльный кодекс)

Традиционное

Минимальное целеполагание (осознание цели)

Привычные

Автоматическая реакция на привычные раздражители

Аффективное

Не осознается

Подручные

Стремление к немедленному (или максимально быстрому) удовлетворению страсти, снятию нервно-эмо-ционального напряжения

Целерациональное действие, Ценностнорациональное действие

«Чисто ценностно-рационально, — утверждает Вебер, — действует тот, кто, не считаясь с предвидимыми последствиями, действует в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, чего, как ему кажется, требует от него долг, достоинство, красота, религиозное предписание, пиетет или важность какого либо… » дела» . Ценностнорациональное действие… всегда есть действие в соответствии с » заповедями» или » требованиями» , которые действующий считает предъявленными к себе».

Представляется, что различие между целерациональным и ценностнорациональным типами социального действия примерно такое же, как между истиной и правдой . Первое из этих понятий означает «то, что есть на самом деле», независимо от системы представлений, убеждений, верований, сложившихся в том или ином конкретном обществе (как замечает по этому поводу В.И. Даль: «Все, что есть , то истина ; не одно-ль и то же есть и естина, истина ?»).

Получить такого рода знание действительно непросто, к нему можно просто последовательно, шаг за шагом, приближаться — так, как это предлагает сделать позитивист Конт. Второе же означает сопоставление того, что наблюдаешь или намереваешься предпринять, с общепринятыми в этом обществе нормами и представлениями о должном и правильном. Другими словами, правда всегда нормативна . Как определяет «правду» тот же Даль: «истина на деле, истина во образе, во благе; правосудие, справедливость».

Традиционное действие

» …чисто традиционное действие… находится на самой границе, а часто даже за пределами того, что может быть названо » осмысленно» ориентированным действием» .

Аффективное действие

» Индивид действует под влиянием аффекта, если он стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности, блаженном созерцании или снять напряжение любых других аффектов, какими низменными или утонченными они ни были» .

Приведенная типология может служить неплохой иллюстрацией для понимания сущности того, что было выше определено как «идеальный тип». Вряд ли какой-то из реальных поступков, совершаемых в этом мире реальными людьми, можно было бы в полной мере охарактеризовать как относящийся к тому или иному идеальному типу социального действия. Они могут лишь в большей или меньшей степени приближаться к какому-то из них, нести в себе черты и того, и другого, и третьего. А каждый из идеальных типов будет выполнять функции «эталонного метра» — иридиевого бруска, хранящегося в Парижской палате мер и весов.

Два последних идеальных типа социальных действий, строго говоря, не являются вполне социальными — во всяком случае, в веберовском значении этого слова. В самом деле, и традиционный, и особенно аффективный типы действия во многом близки к тем типам действия, которые свойственны и животным. Первый из них — традиционный — можно в значительной степени уподобить условному, а второй — аффективный — безусловному рефлексу. Понятно, что они в значительно меньшей степени являются порождением интеллекта, нежели второй и — в особенности — первый типы социального действия.

рационализации

Формально-рациональное

Общество, где господствует формальная рациональность, — это такое общество, где в качестве нормы выступает не столько стремление к наживе, сколько рациональное (т.е. разумно-расчетливое) поведение. Все члены такого общества ведут себя таким образом, чтобы рационально и к всеобщей пользе применять все — и материальные ресурсы, и технологию, и деньги. Роскошь, к примеру, не может считаться рациональной, поскольку это отнюдь не разумное расходование ресурсов.

в экономической сфере

Социология господства

Один из вопросов, который постоянно занимает Вебера и к которому он возвращается вновь и вновь в своих работах, — причины, по которым одни люди подчиняются другим, а также механизмы, с помощью которых осуществляются социальные отношения господства-подчинения. Следует сразу отметить, что Вебер различает власть и господство . Первая, считает он, предшествует второму и не всегда обладает его характеристиками. Строго говоря, господство — это, скорее, процесс реализации власти. Кроме того, господство означает определенную вероятность того, что приказы, отдаваемые одними людьми (которые обладают властными полномочиями), встретят у других людей готовность подчиниться, выполнить эти приказы.

взаимных экспектациях

» …легитимность порядка может быть гарантирована только внутренне, а именно:

1. чисто аффективно: эмоциональной преданностью;

  1. ценностно-рационально: верой в абсолютную значимость порядка в качестве выражения высочайших непреложных ценностей (нравственных, эстетических или каких-либо иных);
  2. религиозно: верой в зависимость блага и спасения от сохранения данного порядка».

три идеальных типа господства

Легально-рациональное господство.

Само понятие «бюрократия» имеет по меньшей мере два смысла: (1) определенный способ управления и (2) особая социальная группа, осуществляющая этот процесс управления. Вебер в качестве основной характерной черты любой бюрократической организации выделял опять же рациональность. Бюрократическую рациональность, по Веберу, следует рассматривать как воплощение капитализма вообще (причины этого мы еще рассмотрим ниже); поэтому решающую роль в бюрократической организации должны играть технические специалисты, получившие специальную подготовку и пользующиеся в своей работе научными методами.

Эффективность

Современный научный анализ позиции Вебера утверждает, что его идея о рациональности бюрократии содержала в себе два несколько различающихся момента. В одном смысле рациональность бюрократии состояла в том, что она максимизирует техническую эффективность. Правила, определяющие наиболее подходящие средства для достижения организационных целей, базируются на современных технических знаниях и направляют поведение членов организации вдоль наиболее эффективных линий поведения. В другом смысле бюрократия представляет собой систему социального контроля или власти, которая принимается членами организации или социальной общности, поскольку они рассматривают правила как рациональные, правильные и справедливые — «легально-рациональная» система ценностей. Однако главное свойство бюрократии, по Веберу, — это ее предсказуемость.

бюрократический идеальный тип

Традиционное господство.

патримониализм

Харизматическое господство.

Как правило, со смертью лидера ученики разносят харизматические верования или превращают их в традиционные («официальная харизма»), либо легально-рациональные формы. Поэтому сама по себе харизматическая власть носит нестабильный и временный характер.

Социология религии

не только

Вероятно, наиболее отчетливой иллюстрацией такого подхода следует считать одну из самых известных его работ «Протестантская этика и дух капитализма». В ней утверждается, в частности, что светская культура капиталистического общества парадоксальным образом возникла из аскетизма, насаждаемого протестантским реформизмом.

Попытаемся мысленно представить себе карту Европы конца XIX века и выделить на ней три группы стран — в соответствии с тем, какое из направлений христианской религии было в них традиционно господствующим. Мы увидим католический юг и юго-запад (Италия, Испания), православный восток и юго-восток (Россия, Балканы, Греция) и протестантский центр и северо-восток (Англия, Германия, скандинавские страны).

Если мы вслед за этим попытаемся выделить зоны, различающиеся по степени развитости капиталистической экономики того периода, то убедимся, что границы области, где уровень «продвинутости» капитализма был наивысшим, довольно четко совпадают с границами протестантского мира (особенно, если добавить сюда еще и США).

Уже такой, чисто географический, подход наталкивает на мысль об определенных исторических взаимосвязях.

капитализма как идеального типа

» Капитализм, по Веберу, определяется наличием предприятий…, цель которых получение максимальной прибыли , а средство достижения этой цели — рациональная организация труда и производства . Сочетание стремления к прибыли с рациональной дисциплиной — вот исторически индивидуальная черта западного капитализма. Индивиды, жаждущие денег, имелись во всех известных обществах, но редкая и, возможно, уникальная особенность капитализма состоит в том, что желание наживы удовлетворяется не путем завоевания, спекуляций или других авантюр, а с помощью дисциплины и науки (выделено мною. — В.А .)» .

При этом капитализм западного типа получил свое развитие только в западноевропейской цивилизации и прежде всего в тех обществах, где господствовала идеология протестантизма. Протестантская этика как совокупность нравственных правил, которыми следует руководствоваться в повседневной деятельности, может быть сведена к пяти основным положениям кальвинистской концепции:

  • есть Бог, Всевышний, который создал мир и который им правит, но который непостижим для конечного разума людей;
  • этот всемогущий и таинственный Бог заранее предопределил каждому из нас спасение или осуждение на погибель, мы же своими действиями бессильны изменить предначертание Божье;
  • Бог создал мир во славу себе;
  • человек, которого Он предопределил к спасению или гибели, должен трудиться на приумножение славы Божьей и на создание Божьего царства на этой земле;
  • дела мирские, человеческая природа, плоть относятся к категории греховности и гибели, спасение же даруется человеку свыше как Божья благодать» .

отвергает какой бы то ни было мистицизм

расколдовывания

» …носит антиритуальный, антикультовый характер и склоняет человеческое существование скорее к признанию естественного порядка вещей, который наука не только может, но и должна изучать. Тем самым она косвенно благоприятствует развитию научных изысканий и противостоит всяческому идолопоклонству» .

И еще раз о «духе капитализма» как таковом. Сам Вебер считает, что квинтэссенция его как нельзя лучше выражена в одном из писем замечательно известного протестанта и борца за свободу США Бенджамина Франклина, и выглядит она в изложении Вебера (в сильно сокращенном виде) следующим образом:

время — деньги

(Отметим, что последняя строка прямо-таки перекликается со знаменитой ленинской фразой: социализм — это учет и контроль. Если так, то что же такое капитализм?).

Основное заключение Вебера по поводу приведенной выше цитаты Франклина таково: «Честность полезна, ибо она приносит кредит, так же обстоит дело с пунктуальностью, прилежанием, умеренностью — все эти качества именно поэтому и являются добродетелями». Этот вывод весьма прагматичен и рационален и поэтому вполне укладывается в изложенную выше веберовскую концепцию о последовательной рационализации жизнедеятельности человеческого общества.

самоограничение

индивидуальная вера

Протестантской этикой и духом капитализма, Символический интеракционизм Д. Мида и Г. Блюмера

Символический интеракционизм — одна из социологических парадигм, основывающаяся на том, что все формы взаимодействия людей в обществе подразумевают общение, базирующееся на чтении опр. соц. символов. Люди не реагируют на внешний мир и других людей непосредственно, а осмысливают реальность в неких символах и соответственно продуцируют эти символы в ходе общения. С.И. целиком основывается на интерпретациях человеческого поведения, в котором «прочитываются» значимые символы, несущие соц. информацию. Крупнейшими представителями С.И. были американские социологи Джордж Герберт Мид (1863-1931) и Герберт Блумер (1900-1986).

Концепция «межиндивидуального взаимодействия» Мида основывается на том, что восприятие индивидом окружающей соц. действительности обусловлено его опытом общения с другими, особенно его способностью воспринимать мир и себя таким образом, чтобы это соответствовало видению других и значению символов. Символ обозначает предмет или событие , предполагая определенную реакцию на него, выражающуюся в соответствующих соц. действиях. Кроме того, символы обеспечивают средства, с помощью которых люди могут значимо общаться в своей естественной и соц. среде.

Поведение человека определяется структурой его личности, его соц. ролью. Важной заслугой Мида является разработка им ролевой теории личности, согласно которой сущность личности, ее богатство и своеобразие определяются и проявляются прежде всего через выполняемые ею соц. роли, а сама соц. деятельность личности представляется как совокупность ее соц. ролей, зафиксированных в систеие языковых и других символов. Через процесс принятия роли индивиды развивают самость — способность людей

представлять себя в качестве объектов своей собственной мысли. Социолог различает 2 аспекта формирования самости:

1)я (соотв. английскому «i») — спонтанное, внутреннее, субъективное представление индивидом себя

2)я (соотв. английскому «me») — это то, как люди видят себя, но глазами других.

2 стадии развития самости:

1)стадия игра (play) — ребенок играет роли, которые не являются собственно его (отец, доктор);

2)стадия соревнования (game) — принимая участие в соревновании (футбол), дети видят себя со стороны других участников.

Любое организованное сообщество, которое обеспечивает индивиду организованность, Мид называет обобщенным другим. Индивиды видят себя с точки зрения обобщенного другого. (труд «Сознание, самость и общество»).

Ученик Мида американский социолог и соц. психолог Герберт Блумер развил дальше исходные основы символического интеракционизма. По Блумеру С.И. покоится на 3 базовых посылках:

1) Люди скорее действуют на основе значений, которые они придают

предметам и событиям, чем просто реагируют на внешние стимулы, такие как

соц. силы. С.И. предлагает детерминизм значений.

2) Значения являются не столько фиксированными, сформулированными

заранее, сколько создаются, развиваются и изменяются в интеракционных

ситуациях.

3) Значения являются результатом интерпретаций, которые были осуществлены

в интеракционных контекстах.

Значительное место в работах Блумер уделил коллективному поведению людей. Основу коллективного поведения составляют общие значения, ожидания, которые разделяются группой индивидов. Однако часто можно наблюдать и спонтанное коллективное поведение, такое как митинговые страсти, паника и т.д. Это поведение возникает в условиях нарушения устоявшихся значений, привычных форм существования. Блумер выделяет такие формы спонтанного поведения, как:

  • толчея,
  • коллективное возбуждение,
  • соц. инфекция,

которые при опр. условиях способны вылиться в новые формы группового и институционального поведения:

  • действующая толпа (спонтанно образованная группа, без общих значений

и ожидании, нет признанного лидерства);

  • экспрессивная толпа (эмоциональные порывы — карнавалы, ритуальные

танцы — как эмоциональная разрядка от тревожащих значений);

  • масса (спонтанное коллективное группирование людей, которые

возбуждены значением какого-либо события);

— общественность (спонтанная коллективная группа, но в общественности индивиды взаимодействуют друг с другом, демонстрируют рациональные, критические действия).

Наряду со спонтанными группами Блумером были исследованы и устойчивые, фиксированные формы соц. поведения — общие и специфические соц. движения, экспрессивные движения, а также возрожденческие и националистические движения, которые имеют структурную организацию и формируются на основе общепризнанных значений.

Феноменология А. Шюца и П. Бергера

Феноменология — социологическая парадигма, основанная на философии Э.Гуссерля (1859-1938), согласно которой индивиды воспринимают окружающий мир через призму субъективных значений, приобретенных в процессе социализации. Отсюда следует, что общество — часть человеческого творения. Основателем этого соц. направления был австро-американский философ и социолог Альфред Щюц (1899-1959), разработавший своеобразную разновидность «понимающей социологии». Его основные труды:

  • «Феноменология соц. мира» (1932),
  • «Возвращающийся домой».

Считая, что позитивизм искажал природу соц. явлений, отождествляя их с явлениями природы, Щюц разработал концепцию интерсубъективного мира. Суть этих представлений в том, что позиции, взгляды на соц. реалии одного индивида и другого несовместимы, ибо каждый человек оказывается в своем особом мире повседневной жизни. Шюц считал, что адекватная коммуникация возникает благодаря появлению общего для взаимодействующих интерсубъективного мира, т.е. привычного соц. мира, который в конечном счете обусловлен интеракциями между людьми, принадлежащими к одной весьма узкой соц. группе, которую социолог называет «домашней» группой.

Концепция дома. Особый интерес для Шюца вызывает проблема реадаптации индивида к своей «домашней» группе после того, как они ее покинули по тем или иным причинам и какое-то время жили в иных соц. группах, неизбежно усваивая новые знания и новые измерительные линейки ценностей, типичные для этих групп. Здесь положение возвращающегося отлично от положения чужестранца, поскольку последний готов к тому, что этот мир организован иначе, чем тот, из которого он прибыл. Возвращающийся же ожидает встретить то, что ему хорошо знакомо, но ситуация полностью меняется для возвращающегося домой индивида (пример с солдатом).

Шюц приходит к выводу, что «поначалу не только родина покажет возвращающемуся незнакомое лицо, но и он покажется странным тем, кто его ждет».

Питер Бергер (1929) — американский социологи, австриец по происхождению – также представитель феноменологической школы социологии. Его основные работы:

  • «Шум торжественных ансамблей»;
  • «Приглашение в социологию»;
  • «Социальное конструирование реальности»
  • «Священная завеса» и т.д.

В 1966 году Бергер с в соавторстве с Т.Лукманом написал сою самую известную работу «Соц. конструирование реальности», в которой излагалась теория феноменологической социологии знания, ориентированная на реальность «жизненного мира», на «повседневное знание», предшествующее научному и любому другому. Смысл теории в том, что общество создается благодаря деятельности индивидов, которые обладают знанием в виде субъективных значений или коллективных представлений. Следовательно, соц. реальность конструируется конкретными субъективными значениями людей в процессе их деятельности. Созданный в процессе социализации интерсубъективный мир продолжает существовать, но его необходимо поддерживать. Эту функцию выполняет легитимация, т.е. способы объяснения и оправдания соц. реальности. Главные агенты поддержания — значимые другие. Субъективная реальность по Бергеру всегда зависит от специфического соц. базиса и требуемых для ее поддержания соц. процессов. Важнейшим средством поддержания здесь является общение и употребление одного языка. Через общение индивиды сохраняют в памяти реальности. Но субъективная реальность может трансформироваться (напр., при прекращении общения или контакте с альтернативной реальностью).

Концепция совместимости Э. Гидденса, Гидденс выделил черты современного общества:

  • Выросшая скорость изменений
  • Глобальность изменений
  • Появление новых форм развития материального производства, основанных на использовании неживых источников энергии.
  • Постдиффицитная экономика
  • Особое положение индивида, привязанности его к месту жительства, к родственникам («чистая связь»).

  • Возрастание рисков, человек ежедневно попадает в нетрадиционные ситуации.

Гидденс исследует трансформацию индивидов под влиянием государственных институтов и влияние самих индивидов на институты. Он обвиняет предшествующую социальную науку в том, что она трактует процессы трансформации с позиций повышения организации общества, единой для всех стран (Прерывистая интерпритация).

Теория стуктурации Гидденса.

Структурация – подход к понятию структура. Структура – 1 знач. Уяснение сложившихся явлений и отношений в обществе (множество классов, которые взаимодействуют и т.д.).

2 знач. – понимание того, как меняется положение дел в обществе.

Гидденс считает что структуры не принуждают индивида действовать так, как обязывает группа, являясь лишь границами и предпосылками.

Социальная практика, Вывод Гидденса:

Действие

Структура

Власть

СТРУКТУРАЛИСТСКИЙ КОСТРУКТИВИЗМ П. БУРЬЕ

Учение Бурье строится исходя из трех основных позиций:

  1. Социальное неравенство – источник конфликта в обществе (неравенство = скрытое господство, силовые отношения, имеющие глубокие основы).

  2. Работа механизмов воспроизводства социального неравенства, т.е. механизмы – институты в обществе. Само общество Бурье делил на 2 класса: управляющих, которые экспроприируют культурный капитал в обществе, делают его своей жертвой) и класс управляемых, которые отчасти лишены культурного капитала.
  3. Появление управляемых классов (соглашательство) – не допустимо. Бурье делит структуру общества на 3 основных класса: высший, средний и низший. 2 последних – это управляемые классы, низший класс не способен к сопротивлению, а средний класс более активен, однако потворствует социальному неравенству.

Методологическая основа концепции Бурье

Прежде всего это структуралистский и конструктивистский подходы. Каждый человек имеет собственный жизненный опыт, а так же склонности и предрасположенности. Жизненная стратегия – объяснима его избирательными способностями. HABITUS (Габитус) – это совокупность прочных, приобретенных установок индивида, осознанные им возможности и невозможности, разрешения и запреты. Бурье подчеркивает, что Габитус – инертен, т.е. условия жизни меняются, а люди этого не замечают и начинают действовать невпопад. Поэтому нужно изучать проблемы субъективных ожиданий человека, т.е. изучать шансы и субъективные ожидания.

ПОЛЕ – «нечто неограниченное» — это среда для социальных отношений, социальных институтов. Поле разделено по сферам жизни общества (экономическое поле, политическое поле и т.д.).

Бурье уделяет внимание степени подвижности индивида в определенном поле, которое всегда существует и нагружено нормативной социальной практикой.

Правила поля:

  1. Это обладание минимальной рациональностью
  2. Спонтанная ориентация по обстоятельствам, которым необходимо дать оценку

Знание этих правил поля – сугубо обязательно + компетентность, т.е. аргументация собственных действий в отношениях с другими людьми.

ХАБЕРМАС И ТЕОРИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ.

Основной идеал для Хабермаса – это социальное равенство. Он надеется на то, что оно будет получено за счет развития образования. (Стабильный капитализм в развитии правового государства и общества).Необходимо не допускать революций, сбивая накал путем публичных дискуссий, постепенно переходя к желательному состязанию.

С идеологией необходимо покончить. Хабермас выступает за социальное согласие. Многие обвиняют его в двойственности позиций. Ему свойственна теория языковых игр, «он играет в нравственность» — так утверждают о нем критики.

«Теория коммуникативного действия» включает в себя:

— Концепцию человека, 3 познавательных интереса личности (технический, практический (реализуется в общении), эмансипационный, направленный на освобождение от государственного диктата, на свободу и независимость положения (реализуется в политике).

  • Науки в обществе должны быть особыми. Все они делятся на 3 группы: — естественные, — гуманитарные, — критические (социология и др).

    В этой позиции Хабермас схож с Контом. Наука должна конструктивно обрабатывать фактический материал.

системного мира (

Хабермас выделяет 5 этапов мышления (близость с Контом):

1. мифологический этап (отождествление «Я» и мира)

2. Космологический этап (отделение человека от мира)

3. Религиозный этап (нахождение образца)

4. Метафизический (Жизнь и мышление в соответствии с собственной конструкцией).

5. Современный этап (Умение человека увидеть конфликт между способами восприятия мира).

КОНЦЕПЦИЯ ТОФФЛЕРА.

футорашок

стиля жизни.