Цель
Выбор темы работы – «
Актуальность исследования повышается в связи с дискуссией об инклюзивном образовании и необходимостью приведения основных положений российского законодательства в сфере образования в соответствие с общепризнанными принципами и нормами, относящимися к социально-правовому статусу детей-инвалидов в реализации конституционного права на образование.
Цель исследования, Объект исследования, Предмет исследования, Задачи исследования:
1.Рассмотреть нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования в России.
2. Выявить особенности
3.Проанализировать региональный опыт образовательных организаций в области
Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов:
-
теоретические методы: теоретический анализ и синтез научной литературы, нормативно-правовых документов, обобщение передового педагогического опыта;
-
статистические методы: количественная и качественная обработка материалов.
Теоретическая значимость, Практическая значимость
Рассмотрение проблем механизма правового воздействия на общественные отношения, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии, частично представлено в работах Т.Г. Богдановой, А.И. Захарова, Б.Д. Корсунской, Н.В. Мазуровой, Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной, А.Р. Маллера, А.Н. Смирновой, А.С. Спиваковской, Л.М. Шипицыной и др.
Данной проблеме посвящены работы таких зарубежных авторов, как Д. Добсон, Р. Скиннер, Д. Клингз, Н. Финни, К. Флейк-Хобсон и др. Однако эти исследования в основном носят рекомендательный характер.
Значимость работы в необходимости выявления особенностей развития складывающиеся в области оказания образовательных услуг детей с ограниченными возможностями и путей его реализации в образовательных организациях, в Иркутской области.
Зарубежные и отечественные исследования XX века в области социальной работы
... отечественные исследования XX века в области социальной работы. Предмет исследования составляют концептуальные подходы к проблемам теоретической идентификации социальной работы и их практическая направленность в странах Запада и России. Цель работы: на основании исследований дать ...
ГЛАВА 1. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
1.1 Понятие и сущность инклюзивного образования.
В современной науке и практике для обозначения, описания
педагогического процесса, в котором здоровые дети и дети с
ограниченными возможностями здоровья обучаются и
воспитываются вместе, используются такие термины, как, инклюзия.
Инклюзивное образование – (от франц.inclusif) – включающий
в себя, термин, используемый для описания процесса обучения
детей с особыми потребностями в общеобразовательных
(массовых) школах.
Инклюзивное образование
человеку стать равноправным членом общества, снижает риски его
сегрегации и изоляции.[11]
Общепринятым считается, что инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, подразумевающий доступность образования для всех, что и обеспечивает доступ к образованию детям с особыми потребностями.
Термин «инклюзивное образование» является более современным, отражающим новый взгляд не только на систему образования, но и на место человека в обществе.[9]
Инклюзия предполагает решение проблемы образования детей с
ограниченными возможностями за счет адаптации образовательного пространства, школьной среды к нуждам каждого ребенка, включая реформирование образовательного процесса, (перепланировку учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей, необходимые средства обучения согласно типу отклонения развития ребенка, психологическую и методическую готовность учителей, и другое).[4]
Таким образом, инклюзия предполагает включение детей со специальными образовательными потребностями в массовые учреждения, где считается важным снять все барьеры на пути к полному участию каждого ребенка в образовательном процессе.
Американская педагогика рассматривает инклюзию как кардинальное преобразование массовой школы под задачи и потребности совместного обучения обычных детей и детей с проблемами в развитии.
В немецкоязычных странах термин «инклюзия» употребляется сравнительно мало. Здесь продолжают пользоваться терминами «интеграция», «совместное обучение», «включение».[11]
Страны, ориентирующиеся на американскую образовательную модель, в том числе и Россия, все шире используют термин «инклюзия» .[19]
Введение инклюзивного обучения рассматривается как высшая форма развития образовательной системы в направлении реализации права человека на получение качественного образования в соответствии с его познавательными возможностями и адекватной его здоровью среде по месту жительства.
Инклюзивное обучение и воспитание – это долгосрочная стратегия,
Проблемы и специфика организации дополнительного образования ...
... развития дополнительного образования, с.2). В связи с чем и определяется основная направленность, миссия дополнительного образования, в Концепции развития дополнительного образования, глава 1: «Концепция развития дополнительного образования детей (далее Концепция) направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной ...
рассматриваемая не как локальный участок работы, а как системный подход в организации деятельности общеобразовательной системы по всем направлениям в целом.
Инклюзивная форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования. Поэтому деятельность общеобразовательного учреждения должна быть направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, но и на обеспечение взаимопонимания как между педагогами (специалистами в области коррекционной и общей педагогики), так и между учащимися с ОВЗ и их здоровыми сверстниками [12].
Следует особо подчеркнуть, что введение инклюзии в образовательную систему не должно приводить к уменьшению значения специального образования.
Инклюзивное образование выступает как одно из направлений образования, вариант предоставления образовательных услуг ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Все особые дети нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками, однако каждому ребенку необходимо подобрать доступную и полезную для его развития модель образования.
Образовательная инклюзия, скорее всего, имеет свои пределы, в тех случаях, когда для ребенка нецелесообразно совместное обучение, необходимо предоставить возможность обучаться в специализированном учреждении, позаботившись о формировании социальных умений, включив его в совместные досуговые программы.[5]
Образование —
Выполняя особую социальную роль, право на образование можно рассматривать как конституционно-правовое явление, относящееся к сфере взаимоотношений государства и личности. Среди широкого круга субъектов конституционного права на образование есть лица с особым правовым статусом в сфере образования. Одним из таких субъектов являются дети-инвалиды. Особенность правового регулирования их положения в сфере образования заключается в необходимости закрепления государством дополнительных гарантий в виде специальных условий получения образования, без создания которых реализация конституционного права на образование указанной категорией лиц может быть затруднена.
Сфера образования это основа человеческого развития, человек не может развиться без прохождения через данную область, а особенно инвалид (ребенок с ограниченными возможностями здоровья).
Ввиду этого государство, осознавая всю важность образования детей — инвалидов, стремится урегулировать данную область общественных отношений.
Предметом регулирования Федерального закона « Об образовании» являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее — отношения в сфере образования).
Концепция развития сферы сервиса в Российской Федерации
... сфера сервиса развивается быстрее материального производства, к настоящему времени она выросла в крупнейший сектор экономики. Даже без транспорта и связи (технико-экономические характеристики их развития ... касается социально-культурных услуг - образования, культуры, здравоохранения, а также науки, научного обслуживания, то эти услуги также многофункциональны. Но на современном этапе развития ...
Стратегические задачи сферы образования – обеспечение условий реализации права на образование личностью, в том числе – обеспечение условий реализации данного права детям с ограниченными возможностями здоровья.
Образование должно оказывать: позитивное влияние на развитие человека; обеспечивать адекватный мировому уровню-уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню – уровень знаний и картину мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.[9]
Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать самоопределения личности, создавать условий для ее самореализации, развивать общество, укреплять и совершенствовать правовое государство.
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах (17, ст.3, закон «Об образовании РФ») регулирования отношений в сфере образования:
-
признание приоритетности образования;
-
обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
-
гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
-
единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
-
создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
-
светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
-
свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
26 стр., 12710 словМодель инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями ...
... ребенка и поможет выработать у каждого ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, адаптационные механизмы к социуму. Практическая значимость результатов исследования: 1. Создание модели инклюзивного образования детей ... и действует законодательная база в области инклюзивного образования: 1. Конституция Российской Федерации 2. «Конвенция о правах ребенка». 3. «Конвенция ООН о правах ...
-
обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
-
автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
-
демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
-
недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
-
сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
Правительство Российской Федерации ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
Отношения в сфере образования (ст. 4, ФЗ «Об образовании)
Участники образовательных отношений —
Участники отношений в сфере образования
В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
Действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации.
Вывод : Проблемы реализации права на образование детей с ограниченными возможностями являются для России актуальными. Это связано как с общемировой тенденцией расширения понятия доступности различных социальных услуг (в том числе образования) для особых групп населения, так и с реальным положением людей с ограниченными возможностями в нашей стране.
Социальная адаптация молодых людей с ограниченными возможностями ...
... социализации. [35] Чаще всего под "людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)" в научной литературе принято понимать людей, ... с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Так, например, в "Российской энциклопедии социальной работы" человек с ограниченными возможностями ... законе "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья", "Молодые люди с ОВЗ - это люди с физическими и ...
1.2Правовые основы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России
Российская Федерация присоединилась к важным международным документам – Саламанкской Декларации ЮНЕСКО 1994 г. «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями», Дакарской Декларация 2000 г., которые провозглашают необходимость устранения любой сегрегации детей с проблемами здоровья в сфере образования и необходимость развития инклюзивного (интегрированного) образования. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». Таким образом, РФ стала ориентироваться на лучшие мировые стандарты.
Основным правовым актом в нашей стране является принятая в декабре 1993 г. Конституция Российской Федерации.
На ее основе утверждено постановление правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и ряд других нормативно-правовых документов, основной список которых представлен в Приложении.
В Законе Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ с дополнениями и изменениями, в статье 18 «Воспитание и обучение детей-инвалидов», говорится о том, что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получаемое инвалидами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Причем, «детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа…».
В письме Минобразования РФ от 16.04.2001 № 29/1524-6 говориться «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)».
«Концепция включения лиц с ограниченными возможностями здоровья разных категорий в образовательное пространство образовательных учреждений общего типа – дошкольных учреждений, школ, средних специальных и высших учебных заведений – декларировала следующие положения.[15]
-
Каждый человек, независимо от состояния здоровья, наличия физического или умственного недостатка, имеет право на получение образования, качество которого не отличается от качества образования, получаемого здоровыми людьми.
-
Реализация идеи интеграции как одной из ведущих тенденций современного этапа в развитии отечественной системы специального образования (коррекционной помощи, абилитации и реабилитации и др.) не означает ни в коей мере необходимости свертывания системы дифференцированного обучения разных категорий детей. Эффективная интеграция возможна лишь в условиях постоянного совершенствования систем массового и специального образования.
7 стр., 3210 словКонцепция интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями ...
... лиц, будет способствовать устойчивому, полноценному развитию самого общества. Специальное и инклюзивное образование в контексте концепции Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ Федеральный государственный образовательный стандарт (СФГОС) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ...
-
В раннем и дошкольном возрасте по желанию родителей осуществляется включение детей с умственными и физическими недостатками в дошкольные образовательные учреждения общего типа по месту жительства. До включения каждого ребенка в учреждение специалисты проводят подготовительную работу с педагогическим коллективом и родителями здоровых детей.
-
Форма и степень участия специалиста в поддержке определяется в каждом отдельном случае исходя из особенностей нарушения и личности ребенка.
-
Роль родителей в процессе реабилитации качественно изменяется: они включаются в жизнь детского коллектива, коллектива педагогов и родителей и приобретают возможность получать более полную информацию о своем ребенке и участвовать в принятии решения о выборе оптимальной модели интеграции. Родителям следует предоставлять право присутствовать на всех групповых занятиях воспитателей и на индивидуальных занятиях специалистов.
-
Одним из путей налаживания качественно нового взаимодействия между специальным и массовым образованием является создание и развитие принципиально новых образовательных учреждений – учреждений комбинированного типа, включающих в себя дошкольные группы как для нормально развивающихся детей, так и для детей с определенным нарушением развития. Именно в этих учреждениях могут быть созданы наиболее адекватные условия для проведения целенаправленной работы по интеграции каждого ребенка в социокультурную среду, независимо от степени отклонения, на основе реализации различных моделей (полная, частичная, постоянная и временная интеграция, смешанные группы и др.).
-
Все нуждающиеся дети обеспечиваются современным оборудованием и техническими средствами для обучения в дошкольных и школьных образовательных учреждениях: инвалидными колясками, специально оборудованными местами для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, устройствами для чтения, необходимыми слабо видящим детям, современными средствами звукоусиления (в том числе цифровыми аппаратами) и радиосистемами (радиоаппаратурой) для детей с нарушением слуха и т.д. Образовательные учреждения должны быть оборудованы пандусами и/или лифтами.
-
Все дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста имеют право на обучение в общеобразовательных школах по месту жительства. При этом, как правило, в более благоприятных условиях оказываются те дети, которые переходят в школу вместе со своими сверстниками из детского сада.
4 стр., 1747 словПринципы организации лечебно-профилактической помощи детям. Понятие ...
... организации лечебно-профилактической помощи детям. Ведущим учреждением в оказании лечебно-профилактической помощи детям является детская поликлиника. Работает поликлиника с участковым принципом. Работа врача и медицинской ... – определить состояние здоровья ребенка, оценить его физическое и нервно-психическое развитие. Особое внимание следует обратить на поведение ребенка (возбуждение или вялость), ...
-
Каждому ребенку должно быть предоставлено право развиваться в своем персональном темпе. В зависимости от степени выраженности умственной или физической недостаточности дети с особыми потребностями получают образование в полном или неполном объеме программы общеобразовательной школы.
-
Все дети с ограниченными возможностями здоровья должны получать дополнительную помощь на индивидуальных занятиях со специалистами в соответствии с их проблемами. Часть детей с особыми потребностями пользуется поддержкой специалиста на уроках.
Родители принимают активное участие в процессе реабилитации детей. Они имеют право присутствовать на всех уроках и на индивидуальных занятиях специалистов; принимают участие в подготовке и проведении всех внеклассных и внешкольных мероприятий». [3]
I
Одной из таких форм является организация в ДОУ комбинированного вида смешанных групп, в которых одновременно воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети и дети с определенными отклонениями развития (по профилю функционирующих в учреждении групп компенсирующего вида).
Смешанные группы финансируются по нормативам, соответствующим нормативам финансирования групп компенсирующего вида. Комплектование смешанной группы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий. При этом общая наполняемость группы сокращается; две трети составляют воспитанники с соответствующим возрастной норме уровнем психофизического развития, одну треть – дети с тем или иным отклонением (например, с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта (умственной отсталостью в степени дебильности), либо дети раннего возраста, не имеющие выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающие от возрастной нормы, в том числе дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы).
В 2005 году издан Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (Приказ от 22 августа 2005 г. № 535).
В Приказе № 535 были представлены критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяющие условия установления степени ограничения способности к трудовой деятельности и групп инвалидности (категории «ребенок-инвалид»).
В «Индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», приложения № 2 и № 3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4.08.2008 г. № 379-н выделен блок психолого-педагогической реабилитации, обязательный для заполнения специалистами бюро медико-социальной экспертизы.
Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями
... диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Баранчиков. - М. : Академия, 2011. - 336 с 6. Дошкольное Образование С Позиции Возрастных Ценностей / Ежкова Нина Сергеевна. - М. : Юрайт, 2011 7. Завражин, С. А. Адаптация детей с ограниченными возможностями / С. А. ...
«Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, указывает на необходимость повышения гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования, обеспечивает поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей и определяет стратегической целью государственной политики в области образования, повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Концепция, среди прочих, установила следующие целевые ориентиры развития системы образования к 2020 г.:
-
обеспечение каждому ребенку возможности до поступления в первый класс освоить программу дошкольного образования и полноценно общаться на языке обучения;
-
расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях.
В 2008 г. были опубликованы два новых документа, ставших базовыми для развития инклюзивных процессов в образовательном пространстве РФ. В Письме Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 №АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» говорится: «Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации».
Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей.
Второе важнейшее направление деятельности по реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья – создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии, с учетом численности таких детей, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении. Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе обучающихся в обычном классе образовательного учреждения общего типа, должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.
Инклюзивное образование диктует необходимость введения в штатное расписание образовательных учреждений новых должностей, в частности должности тьютора (сопровождающего ребенка с ОВЗ), что и отражено в Приказе Минздравсоцразвития России № 593 от 14 августа 2009 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования».
Должностные обязанности тьютора в инклюзивном образовании предполагают организацию процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; сопровождение процесса формирования их личности (тьютор помогает детям разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).
Совместно с обучающимся тьютор распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных
целей. Оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования и т.д. [6]
Выдвинутая Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ставит перед педагогическим сообществом конкретные стратегические цели, в которых инклюзивному образованию отводится особая роль: «Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени» [10].
I
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» – отражает и нормативно закрепляет существующую практику, говоря о необходимости изменения образовательного процесса в ДОУ с учетом психофизических возможностей воспитанников.
В штатные расписания дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающих воспитание, обучение, развитие, присмотр, уход и оздоровление детей с ОВЗ, детей-инвалидов, а также коррекцию недостатков их физического и (или) психического развития, в случае необходимости могут быть введены дополнительные должности учителей-дефектологов, учителей-логопедов, логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей и других работников (в зависимости от категории детей) в пределах ассигнований, выделяемых по решению учредителя на эти цели.
С 2011 года в России запущена государственная программа «Доступная среда». Постановление Правительства РФ от 09.12.2011 № 206 «О формировании доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».
Одним из приоритетных направлений политики Российской Федерации становится развитие дополнительного образования детей (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»).
Вместе с тем получает дальнейшее развитие политика обеспечения доступности образования для лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что отражено и в ратификации в 2012 г. Российской Федерацией Конвенции ООН по правам инвалидов (2006 г.), в первых же Указах Президента РФ В.В. Путина (№ 597 и № 599), в письме 535/07 от 07.06.2013 года заместителя министра Минобрнауки «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
Вывод: Российское законодательство закрепляет основные гарантии реализации права на образование для детей и подростков с ограниченными возможностями. Благодаря активному обсуждению проблемы обучения детей-инвалидов в России, правительство РФ приняло ряд законов и положений о защите прав инвалидов, по улучшению их жизни, подписало Конвенцию ООН «О правах инвалидов».
1.3 Перспективы развития инклюзивного образования в России
Интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения — это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Такой подход к образованию неординарных детей вызван к жизни причинами различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ достигших определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства.
Этап этот связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование.
Интеграция — не новая для Российской Федерации проблема. В массовых детских садах и школах России находится много детей с отклонениями в развитии. Эта категория детей крайне разнородна и «интегрирована» в среду нормально развивающихся сверстников по разным причинам.
Интеграционные процессы приобрели признаки устойчивой тенденции в России в начале 90-х годов. Это связано с начавшимися в стране реформами политических институтов, с демократическими преобразованиями в обществе, с наметившимся в общественном сознании поворотом к признанию самоценности личности, ее гарантированного права на свободу выбора и самореализацию.
Знакомство с зарубежными версиями интеграции, пришедшей на Запад 20 лет назад, сразу позволило увидеть ряд притягательных черт такого подхода к образованию детей с психофизическими нарушениями. Интеграция привлекла, прежде всего, родителей, имеющих проблемных детей, и именно они стали активно инициировать в начале 90—х гг. попытки обучения свои детей (с самыми различными отклонениями в развитии) в массовых детских садах и школах.
Так в Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования «Ковчег».
Процесс интеграции в России имеют свои исторически и культурно обусловленные истоки, а потому нам не уйти от необходимости создания отечественной модели организации интегрированного обучения. Вобрав в себя критически осмысленный зарубежный опыт и экспериментальные данные отечественных исследований, мы должны развивать интеграцию, учитывая экономическое состояние, социальные процессы, степень зрелости демократических институтов, культурные и педагогические традиции, уровень нравственного развития общества, отношение к детям-инвалидам, закрепившееся в общественном сознании и т.д. Вместе с тем надо иметь в виду, что «российский фактор» — это не только тяжелые экономические или особые социокультурные условия, но и не имеющие западных аналогов научные разработки в дефектологии, в сущности, логически связанные с проблемой интеграции. Речь идет, например, о уже существующих комплексных программах ранней (с первых месяцев жизни) психолого-педагогической коррекции, позволяющей вывести многих «проблемных» детей на такой уровень психофизического развития, который дает им возможность максимально рано влиться в нормальную общеобразовательную среду. Интеграция через раннюю коррекцию может стать первой, самой главной, ведущей идеей российской версии.[10]
В России препятствиями к интеграции выступают спад в экономике и нехватка финансовых средств; инертность государственных учреждений, заинтересованность администрации этих учреждений в сохранении сложившегося положения, унаследованный от прежних времен медикалистский подход к классификации особых потребностей, общая и профессиональная интолерантность.
Число детей, официально получающих пособия по инвалидности, в стране резко возросло (1,3 от общего числа детей).
Специальное образование, охватывающее учащихся с особыми потребностями — инвалидов, испытывает серьезные потрясения ввиду сокращения финансирования и структурных преобразований.
Внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации так называемой «безбарьерной среды» (пандусов, одноэтажного дизайна школы, введения в штаты сурдопереводчиков, переоборудования мест общего пользования и т.п.), но и с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования.[9]
Особую актуальность сегодня приобретают исследования общественного мнения о проблемах доступности высшего образования и способах их решения. Исследователи ставят задачу выяснить, каковы представления школьников, студентов, их родителей, учителей, работодателей, руководителей и преподавателей, государственных и негосударственных вузов, работников государственных и негосударственных служб по трудоустройству о различиях в качестве высшего образования (в том числе бакалавриата, магистратуры, аспирантуры в государственных и негосударственных вузах) и в возможностях получения разного по качеству образования.
Очевидно, что большинство школ и вузов не готовы к встрече с абитуриентами-инвалидами: нет ни обустроенной среды, ни специальных программ, рассчитанных на такое обучение. Ведь равные возможности образования совсем не исключают, а, наоборот, предполагают создание специальной образовательной среды для инвалидов (персональный наставник-помощник, специальные лифты и транспортеры во всех учебных учреждениях, специализированные клавиатуры для людей с нарушениями зрения или ограниченными возможностями физического здоровья).
Лишь в некоторых вузах существуют центры по обучению студентов-инвалидов.
Переход к инклюзивному образованию в отечественном контексте в принципе уже был предопределен тем, что Россия ратифицировала Конвенции ООН в области прав детей, прав инвалидов: Декларация прав ребенка (1959); Декларация о правах умственно-отсталых (1971); Декларация о правах инвалидов (1975); Конвенция о правах ребенка (1975).
Но чтобы Россия стала цивилизованной страной с цивилизованным образованием, нужно не только принять закон о специальном образовании, или об образовании лиц с ограниченными возможностями, но и иметь благоприятное общественное мнение по данному вопросу, а также создать институциальные условия для реализации прав инвалидов. Система образования в современной России переживает глубокие изменения, различные учебные заведения трансформируются в результате правительственных реформ и под влиянием рыночной экономики. При этом на повестку дня выходят ценности социального включения, интеграции, хотя общественное мнение по этому вопросу далеко не однородно.
С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные конференции (1995, 1998).
31 января 2001 года участники Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая была направлена в органы управления образования субъектов РФ Министерством образования РФ 16 апреля 2001 года. С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования РФ приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья». Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.
Сегодня существуют различные формы содействия в получении высшего образования для различных социально-уязвимых групп населения: законодательное регулирование условий получения высшего образования, финансовая поддержка, информационное обеспечение, социальная реабилитация, позитивная дискриминация. Все эти формы находятся на разной ступени своего развития и обладают различной степенью эффективности.
Необходимо отметить, что в последнее время происходит сокращение обучающихся, воспитанников в школах — интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья. На начало 2005 г. их было 174 тысячи.
Таким образом, за последнее десятилетие в системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья обозначились следующие тенденции, связанные как с внешними, так и с внутренними факторами влияния:
-
общий рост количества детей с отклонениями в развитии;
-
увеличение общего количества образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья;
-
сокращение контингента обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях;
-
незначительный рост доли обучающихся по интегрированной форме;
-
увеличение количества обучающихся в специальных (коррекционных) классах общеобразовательных школ для детей с нарушениями физического и умственного развития, с одновременным сокращением классов для детей с ЗПР.[21]
Вывод: В России закреплено право каждого ребенка на образование, а ребенок-инвалид является равноправным членом общества и должен иметь возможность обучаться с остальными детьми на равных условиях.
Развитие интегрированных форм воспитания и обучения, инклюзия детей с ОВЗ требование сегодняшнего дня. Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ОВЗ, в т.ч. степень его интеграции должен решаться исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка. И решаться это должно исходя из законодательных основ правового регулирования сферы образовательного пространства в Российской Федерации детей инвалидов. На сегодняшний день в России ведется активная работа по реализации Государственной программы «Доступная среда». Согласно Программе школы оснащают специальным оборудованием, а для учителей организуют курсы и семинары по работе с особенными детьми.
ГЛАВА 2. Реализация инклюзивного образования в Иркутской области
2.1 Организация образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья.
Получение детьми с ограниченными возможностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В статье 43 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Среди широкого круга субъектов права на образование есть лица с особым правовым статусом, это лица с ограниченными возможностями. Особенности в правовом регулировании их положения в сфере образования вызваны необходимостью закрепить гарантии реализации права на образование. Задача закона была не столько в том, что бы устранить положение, при котором они могут фактически быть исключены из системы образования и общественной жизни, а в том, что бы создать наиболее благоприятные условия для обучения этой группы лиц.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в Федеральном законе № 273-ФЗ рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.
Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются Минобрнауки России совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Новый Закон об образовании дает спектр базовых определений, в частности даны определения обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, адаптированная образовательная программа:
-
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
-
инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
-
адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано:
-
совместно с другими обучающимися;
-
в отдельных классах, группах;
-
в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем социальной адаптации и интеграции в общество.
Основная статья, в которой определены особенности обучения лиц с ограниченными возможностями это ст. 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».
Закон обязывает создать специальные условия для обучения рассматриваемой нами групп лиц и конкретизирует эти условия: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:
-
использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
-
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
-
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
-
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
-
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
-
обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
-
другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
В законе нашло отражение увеличение финансирования получения образования для рассматриваемой категории лиц, ст. 99 «Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования» говорит о том, что нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов РФ, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования должны учитывать создание специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Естественно, что в Законе установлены не только нормы связанные непосредственно с правом на получение образования, в нем затронуты и смежные права, в частности право обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находиться на полном государственном обеспечении и обеспечиваться питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем, все обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием; на стипендии и другие денежные выплаты, особый порядок к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, преференции при оплате родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Кроме этого, статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» обязывает всех педагогов учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.
Ориентируясь на интеграцию и совместное обучение детей разных категорий, обучение детей с особыми потребностями по адаптированным программам, Закон не упустил и особые случаи, в частности для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях. В частности статья 41 «Охрана здоровья обучающихся» говорит о том, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.
На данный момент нормативная база для организации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья сформирована не в полной мере.
Отдельные положения урегулированы при установлении на уровне Минобрнауки России особенностей организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам. Вместе с тем, необходимых изменений в ФГОС еще не произведено, в связи с чем у многих организаций возникают вопросы, как им продолжать свою деятельность.
Подзаконные нормативные акты, принятые ранее, сохраняют свое действие в отношении особенностей работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья вплоть до коррекции федеральных государственных образовательных стандартов и до принятия дополнительных подзаконных нормативных актов, при соблюдении двух условий. Во-первых, акт специально не отменен. Во-вторых, он не содержит прямых противоречий новому Федеральному закону.
2.2. Особенности развития и реализации образования детей
На 1 января 2017 года контингент обучающихся в Иркутской области из числа детей с ограниченными возможностями здоровья насчитывает
15 673 ребенка, что на 340 (2,2 %) несовершеннолетних больше, чем в предыдущем году. Для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в области функционирует система специального (коррекционного) образования, которая развивается в двух направлениях: дифференциация и инклюзивное обучение.
Дифференцированная сеть включает в себя 37 специальных (коррекционных) образовательных подведомственных учреждений для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Число обучающихся в этих учреждениях составляет 4590 человек, которые обучаются в 425 сформированных классах-комплектах.
В образовательных муниципальных учреждениях области дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются в интегрированной форме в специальных (коррекционных) классах. Данная категория детей обучается по адаптированным основным образовательным программам и составляет 4 668 человек.
Дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются и в форме инклюзивного обучения: 6 415 несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья получают образовательные услуги в муниципальных общеобразовательных учреждениях. В том числе: 152 ребенка — с нарушениями зрения, 94 – с нарушениями слуха, 605 – с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 27 – с нарушениями речи,
3 131 – с умственной отсталостью, 2 406 — с задержкой психического развития.
Домашней формой обучения по адаптированным основным общеобразовательным программам охвачено 1277 детей с ограниченными возможностями здоровья.
Порядок выплаты компенсации родителям, которые обучают детей-инвалидов на дому, регламентируется Положением о размере и порядке выплаты компенсации родителям (законным представителям) детей-инвалидов, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому, в Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 7 мая 2015 года № 219-пп. По состоянию на
01.06.2016 года за компенсацией родителям (законным представителям) детей-инвалидов, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому, обратилось 240 человек.
Министерством образования Иркутской области с 2012 года осуществляется обучение детей-инвалидов из числа воспитанников учреждений социального обслуживания. Очевиден рост охвата обучением детей данной категории. Так, в 2012 году обучением были охвачены 65 детей-инвалидов, в 2016 году обучаются 528 человек в 35 классах-комплектах. Образовательный процесс в ДДИ № 1, № 2 г. Иркутска, г. Братска осуществляют специалисты подведомственных министерству образования Иркутской области учреждений, в ДДИ г. Саянска — специалисты МОУ СОШ № 5 г. Саянска.
Необходимые условия для обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ создаются в соответствии с мероприятиями разработанной дорожной карты, утвержденной распоряжением министерства образования Иркутской области от 11 мая 2016 года № 306-мр «Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты по обеспечению введения ФГОС ОВЗ).
Ведется работа по исполнению распоряжения министерства образования Иркутской области от 5 апреля 2016 года № 225-мр «О переименовании учреждений», в рамках исполнения которого переименованы государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 3 г. Иркутска» и государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 2 г. Черемхово» в образовательные учреждения для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) и детей-инвалидов, находящихся на родительском попечении. В настоящее время зачислены на обучение в указанные учреждения 56 детей-инвалидов и 77 детей с ОВЗ.
Министерством образования Иркутской области разработаны рекомендации по формированию учебного плана, плана внеурочной деятельности образовательными организациями на 2016-2017 учебный год для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для использования в работе муниципальных и государственных образовательных организаций в рамках требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26 и федерального государственного образовательного стандарта для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599.
Министерством образования Иркутской области с 2014 года реализуется План мероприятий по развитию образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Иркутской области на 2014 – 2017 годы, содержащий мероприятия по развитию сети консультативных пунктов для семей, имеющих детей-инвалидов. В 2017 году продолжает функционировать консультативно-диагностическое отделение для работы с семьями, имеющими детей-инвалидов, на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 20 г. Иркутска. В течение года получила помощь 61 семья. Центр развития и коррекции речи и слуха на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 9 г. Иркутска в 2016 году обслужило около 40 семей по вопросам развития и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья, диагностики и определения образовательного маршрута; консультирования родителей и педагогов общеобразовательных школ по вопросам коррекционного обучения, обучения родителей, не слышащих детей жестовой речи.
Для осуществления психолого-педагогического сопровождения семей данной категории на базе 9 подведомственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений в городах Иркутск, Ангарск, Усолье, Усть-Илимск, Нижнеудинск, Братск, Тайшет. Черемхово, Тулун функционируют консультативные пункты для родителей, обучающих детей-инвалидов на дому самостоятельно. В данных пунктах проходит консультирование родителей, мониторинг достижений детей-инвалидов, методическое обеспечение процесса обучения.
В рамках реализации мероприятий подпрограммы 5 «Дети Приангарья» на 2014-2018 годы государственной программы Иркутской области «Социальная поддержка населения» на 2014-2018 годы для 5 государственных образовательных организаций приобретено оборудование «Система Eduplay», мебель для учебных целей, в том числе, вычислительные и периферийные устройства. В течение 2016 года соответствующую помощь получили 122 семьи.
В области реализуются мероприятия подпрограммы «Доступная среда для инвалидов и других маломобильных групп населения» на 2014-2018 годы государственной программы Иркутской области «Социальная поддержка населения» на 2014-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 24 октября 2013 года № 437-пп (далее – Программа).
В 2016 году в Программу включено восемь образовательных организаций, в том числе, четыре дошкольных, три общеобразовательных и одна организация дополнительного образования. На эти цели в областном бюджете предусмотрены средства в объеме 4500 тыс. рублей, в местных бюджетах 2070 тыс. рублей, предоставлена субсидия из федерального бюджета в объеме 14218,5 тыс. рублей.
За счет средств областного и местных бюджетов в образовательных организациях будет проведен ремонт помещений по созданию условий инклюзивного обучения, обустройство входных лестниц, пандусов, поручней, входных групп, крыльца, ремонт помещений и санузлов.
За счет средств федеральной субсидии в образовательных организациях будет приобретено специализированное оборудование для обучения детей-инвалидов: кабинеты логопеда, психолога, оборудование для сенсорной комнаты, спортивное и медицинское оборудование.
Всего за период реализации Программы в области были созданы условия для обучения детей-инвалидов в 143 общеобразовательных организациях.
В 2015-2016 учебном году в 47 профессиональных образовательных организациях, подведомственных министерству образования Иркутской области, обучалось 380 человек, имеющих различные категории инвалидности.
Наиболее востребованные среди обучающихся инвалидов специальности и профессии: «Экономика и бухгалтерский учет», «Дошкольное образование», «Программирование в компьютерных системах», «Информационные системы», «Повар, кондитер», «Закройщик», «Маляр», «Столяр строительный», «Швея», «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин».
Профессиональными образовательными организациями Иркутской области осуществляется подготовка лиц с ограниченными возможностями здоровья — выпускников специальных (коррекционных) школ.
В 2015-2016 учебном году 2010 человек данной категории проходили профессиональное обучение по 12 профессиям в 30 профессиональных образовательных организациях.
В Иркутском техникуме архитектуры и строительства созданы специальные группы по обучению студентов с нарушениями органов слуха по программам: «Маляр», «Столяр строительный».
Для студентов, являющихся инвалидами по зрению, в Иркутском региональном колледже педагогического образования с 2011 года проводится подготовка по программам дополнительного образования: «Рельефно-точечное чтение и письмо по системе Луи Брайля», «Обработка цифровой информации средствами речевого экранного доступа», «Тифлотехнические средства в профессиональной деятельности», «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин».
С 2008 года министерством образования Иркутской области ежегодно заключается соглашение с Иркутской региональной организацией Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» с целью организации обучения взрослого населения Иркутской области — лиц, являющихся инвалидами по зрению, чтению и письму по системе Луи Брайля. Подготовка данной категории граждан проводилась в профессиональных образовательных организациях в городах: Зима, Усолье-Сибирское, Тайшет, Ангарск, Братск, Иркутск.
На территории Иркутской области реализуется подпрограмма 8 «Доступная среда для инвалидов и других маломобильных групп населения» на 2014-2018 годы государственной программы Иркутской области «Социальная поддержка населения» на 2014-2018 годы (далее – Подпрограмма).
Реализация данной Подпрограммы в сфере образования направлена на обеспечение доступного образования граждан с ограниченными возможностями здоровья и их интеграцию в образовательную среду.
За 2013-2016 годы в 16 профессиональных образовательных организациях, подведомственных министерству образования Иркутской области, были созданы условия для получения инвалидами профессионального образования.
Финансирование профессиональных образовательных организаций в рамках реализации мероприятия Подпрограммы «Создание условий для получения образования инвалидами, обучающимися в государственных профессиональных образовательных организациях Иркутской области по программам среднего профессионального образования (приспособление внутри зданий лестниц, поручней, оборудование санитарных комнат, приобретение специализированных столов, литературы, компьютерных программ и др.)» в 2016 году составило 1 185,9 тыс. рублей из областного бюджета. Средства направлены в 2 профессиональные образовательные организации: Иркутский авиационный техникум (592,95 тыс. руб.), Тулунский аграрный техникум (592,95 тыс. руб.).
В 2016 году на базе Иркутского техникума авиастроения и материалообработки осуществляется создание базовой профессиональной образовательной организации.
На создание базовой организации в 2016 году запланировано
4 232,9 тыс. рублей из федерального бюджета, 1 814,1 тыс. рублей из областного бюджета.
Цель базовой профессиональной образовательной организации — обеспечение поддержки функционирования системы инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ в Иркутской области.
Базовая профессиональная образовательная организация осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
-
обучение инвалидов и лиц с ОВЗ по востребованным и перспективным для экономики региона профессиям и специальностям по адаптированным образовательным программам СПО, программам профессионального обучения, дополнительным профессиональным программам;
-
реализация образовательных программ СПО для инвалидов и лиц с ОВЗ с использованием сетевой формы;
-
предоставление для коллективного пользования специальных информационных и технических средств, дистанционных образовательных технологий, учебно-методических материалов;
-
повышение квалификации, в том числе в форме стажировок, педагогических работников профессиональных образовательных организаций субъекта Российской Федерации;
-
осуществление консультаций инвалидов и лиц с ОВЗ, их родителей (законных представителей) по вопросам получения СПО, в том числе с проведением профессиональной диагностики.
Для взаимодействия в вопросах предоставления образовательных услуг пострадавшим в результате несчастных случаев на производстве, в 2016 году было заключено соглашение о взаимодействии между Государственным учреждением – Иркутским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации и министерством образования Иркутской области по организации комплексной реабилитации и возвращении к труду пострадавших в результате тяжелых несчастных случаев на производстве.
Вывод: Конечно, существует еще ряд проблем перехода к инклюзивной форме образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Иркутская область находится в начале пути в данном направлении, впрочем, как и большинство российских регионов. Наработана необходимая методическая база, есть научные работы. Однако необходимо проделать еще очень много: подготовить кадры, в том числе тьюторов, закупить необходимое оборудование, укомплектовать библиотеки и спортивные залы.
Необходимо также активизировать работу по созданию без барьерной среды, что позволит детям-инвалидам беспрепятственно перемещаться по школам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблемы реализации права на образование детей с ограниченными возможностями являются для России актуальными. Это связано как с общемировой тенденцией расширения понятия доступности различных социальных услуг (в том числе образования) для особых групп населения, так и с реальным положением людей с ограниченными возможностями в нашей стране.
Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, обеспечивающего инклюзивное образование. Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей. Российское законодательство закрепляет основные гарантии реализации права на образование для детей и подростков с ограниченными возможностями. В ряде регионов России, в том числе и в Иркутской области, приняты законодательные акты, включающие нормы об инклюзивном образовании. Органы управления системой образования нарабатывают опыт обеспечения дополнительных гарантий для детей с ограниченными возможностями на муниципальном уровне. Благодаря активному обсуждению проблемы обучения детей-инвалидов в России, правительство РФ приняло ряд законов и положений о защите прав инвалидов, по улучшению их жизни, подписало Конвенцию ООН «О правах инвалидов». Мы видим, что государство формирует законодательно-нормативную базу об инклюзивном образовании, которое направленно на помощь детям с ОВЗ адаптироваться в современных условиях жизни. Введение инклюзивного образования должно изменить общественное мнение восприятия инвалидов как опасных, ограниченных, «лишних» людей.
Конечно, проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья государству следует уделять больше внимания, т.к. эти дети должны иметь равные права со здоровыми детьми, ведь среди них так же есть способные дети в учебе, талантливые, одаренные, но не способные «влиться» в общественную жизнь самостоятельно.
Важно отметить и положительные моменты:
-
в общеобразовательных школах принимаются локальные акты об инклюзивном образовании,
-
разрабатываются адаптированные программы для каждого ребенка с ОВЗ, отслеживаются индивидуальные достижения,
-
внедряется система дистанционного обучения, обучения на дому,
обучается педагогический состав.
Список использованных источников:
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/temyi-diplomnyih-rabot-po-spetsialnoy-pedagogike/
-
Борисова, С.А. Прушинский. // М.: Владимир, ООО «Транзит-ИКС». 2009 г. – «Инклюзивное образование: ключевые понятия». / Н.В.
-
Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе.
-
Беличева С.А. Социально-педагогическое обследование и поддержка семей группы риска / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы — 2005. — № 2. — С. 21-32.
-
Битов А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации. — М.: 2000.
-
Борисова Н. В. Инклюзивное образование: ключевые понятия / Н. В. Борисова, С. А. Прушинский. М.: Перспектива; Владимир: Транзит-ИКС, 2009. — 47 с. — ISBN 978-5-8311-0423-3.
-
Выготский JI.C./ Педагогическая психология 1 2008»;:; ACT; 978-5-17-049976-2.
-
Голиков Н. Индивидуальная помощь, ребенку-инвалиду в условиях обучения в массовом образовательном учреждении / Н. Голиков // Учитель. — 2006.-№ 1.-С. 22-24.
-
Дайджест по инклюзивному образованию. 2010, июнь.
-
Добровольская, Т.А. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграции / T.A. Добровольская, Н.Б. Шабалина. — Социологические исследования. — 1991. -№ 5. — С. 3-8.
-
Зайцев Д.В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / Д.В. Зайцев // Педагогика. 2003. — №1. — С. 21-30.
-
Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе». Авторы: Тим Лореман, Джоан Деппелер, Давид Харви.
-
Ковалев Е.В., Староверова М.С. , 2010
-
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 года; ратифицирована. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1962 года).
.
-
Конвенция о правах инвалидов: равные среди равных.// Представительство ООН в РФ, Информационный центр ООН в Москве, Региональная общественная» организация инвалидов» «Перспектива»М.:«Алекс»,2008..
-
Конвенция о правах ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года; ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года), base.garant.ru/2540422/
-
Конвенция ООН о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года).
-
Конвенция ООН о правах ребенка (1989) ст. 23, п. 1.
-
На пути к инклюзивной школе. (Пособие для учителей).// М.: РООИ «Перспектива», 2005.
-
Назарова Н.Н. Интегрированное (инклюзивное) образование:
генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика.
2010. № 1. С.77-87.
-
Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие/Отв. ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. – М.: МГППУ, 2013.
-
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
-
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 125-ФЗ (с изменениями на 01.12.2007 N 309-ФЭ).
Интернет – ресурсы:
http://turrion.net/default.asp?id=001&src=library
http://www.docme.ru/inklyuzivnoe-obrazovanie-za-rubezhom
Irkutsk
www