Современную эпоху справедливо называют временем кризиса. Кризис этот в учении об обществе обозначается как системный, то есть, проявления его охватывают самые различные области общественной жизни. Таким образом, кризис затрагивает и духовную жизнь общества, в частности, сферу воспитания и образования. Кризисные явления в среде подростков и молодежи проявляются в преобладании установок индивидуализма и прагматизма в поведении, в первостепенном внимании к личному благополучию, в отчуждении друг от друга, в девальвации традиционных ценностей, в первую очередь, религиозно-нравственных. В сложной ситуации в современном обществе находится и семья, что приводит к переоценке и пересмотру исторически сложившихся и имеющих духовно — нравственное обоснование представлений о роли и обязанностях отца и матери в воспитании детей.
Поиск выхода из сложившейся ситуации приводит современную педагогику к осмыслению на новом уровне систем ценностей, являющихся наследием предшествующих поколений. Для православной педагогики приоритетом являются педагогические взгляды православных святых, в первую очередь, святых отцов и учителей Церкви, выраженные в их сочинениях.
В бурном ритме современной жизни человеку, не только молодому, но и вполне зрелому, сложно найти время для того, чтобы позаботиться не только о хлебе насущном, но и о своей бессмертной душе. В результате, самое важное для человека — спасение души — остается на периферии жизненного пути. Мало того, находятся ложные объяснения и оправдания того, почему это происходит. Одно из таких лжеоправданий — то, что спасение души — задача, очень сложная и человек зачастую даже не знает, как к ней приступить, с чего начать. В этом случае и является актуальной и своевременной духовно-аскетическая литература, святоотеческое наследие, где подробно раскрывается «путь к спасению», представленный как своеобразная «лествица духовная», поднимаясь по ступеням которой, переходя от более простого ко все более сложному, человек движется в нужном направлении и может надеяться с помощью Божией достигнуть желанной цели.
На этом пути велика роль духовного наставника, учителя. Святоотеческие взгляды на личность учителя и требования, предъявляемые к нему, в настоящее время так же актуальны, как и в эпоху поздней античности, учитывая тот факт, что общество, в котором мы живем, снова предлагает различные, зачастую противоположные идеалы и образцы для подражания.
Современные взгляды на темперамент
... современные представления о темпераменте . 6. Изучить взаимосвязь темперамента в жизни человека , в общении , деятельности . Методы исследования: теоретический анализ проблемы исследования. Практическое значение работы: Изучение и рассмотрение различных взглядов на темперамент ...
В этом контексте важно проанализировать нравственные нормы и идеалы, которые современная эпоха навязывает не только учителю, но и его воспитанникам. Святоотеческая литература уделяет особое внимание воспитанию на основе положительного примера, который может быть заимствован из житийной литературы. Этот идеал воспитания возможно противопоставить бездуховному, зачастую безнравственному идеалу современного общества, считающего, что в жизни можно обойтись и без «святынь», основывая все свои поступки лишь на личной выгоде.
К. Д. Ушинский, «учитель русских учителей», указывал, что педагогика — это искусство, причем самое обширное, сложное и самое необходимое из всех искусств: как искусство «оно стремиться к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне не достижимому: к идеалу совершенного человека»1. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. / Избранные педагогические сочинения. М.: Издательство Академии наук, 1999. С. 463.
Святоотеческое наследие — верное указание пути к достижению этого идеала на все времена.
Таким образом, рассмотренные аспекты святоотеческого наследия, оставаясь актуальными в любую эпоху, имеют особое значение для нашего времени и могут быть с успехом использованы в деле воспитания и образования.
Степень научной разработанности проблемы исследования.
Святоотеческое наследие является неотъемлемой частью Церковного Предания и к нему обращаются православные христиане на протяжении многих столетий. Православные богословы так же изучают, анализируют и делают достоянием своих современников сокровищницу мудрости, запечатленную в творениях святых отцов.
Взаимосвязь воспитания и святоотеческого учения была отражена в таких сочинениях как «Практическое воспитание детей по учению святых отцов церкви», «Адамово наследство. Очерки христианской психологии», в сочинении протоиерея Василия Зеньковского «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», «Православное воспитание как основа русской педагогики» Н. В. Маслова и других. В настоящее время подготовлены и изданы хрестоматии, содержащие в том числе и фрагменты сочинений святых отцов, посвященные воспитанию детей и взрослых («Святоотеческая хрестоматия», «Хрестоматия по истории педагогики»).
В нашем исследовании аспекты православной педагогики, находящие основание в святоотеческом наследии, выбраны произвольно, в соответствии с замыслом работы. Таким образом, следует указать на степень разработанности именно этих аспектов.
Путь духовного совершенствования, представленный в виде «лествицы» преподобного Иоанна, нашел свое истолкование и разъяснение в книгах, изданных в России в XIX – начале ХХ века. К ним можно отнести «Лествицу добродетелей», и «Христианскую жизнь по Добротолюбию», а так же сочинения святителя Феофана Затворника «Путь ко спасению», и святителя Иннокентия (Вениаминова) «Указание пути в Царствие Небесное». Современные православные подвижники и богословы так же указывают на этот аспект духовного совершенствования (святитель Николай Сербский «Семь ключей к вечной жизни», и монах Симеон Афонский «Книга, написанная скорбью, или восхождение к небу»).
Православная педагогика всегда уделяла особое внимание личности наставника, учителя, воспитателя. Отличие этих представлений от педагогики светской заключается в том, что идеалом Учителя является Сам Господь наш Иисус Христос, а так же святые, которые в своем учительском служении подражали ему. Это важнейшая особенность православной педагогики нашла свое отражение в сочинениях, посвященных нравственному облику учителя (Беляева В.А. «Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре»).
Святой Иоанн Дамаскин и его литературная деятельность
... православного учения возвысили голос в защиту истины: и между ними прежде всего св. Иоанн Дамаскин, ... иноку Сергий поручил воспитание и родного сына Иоанна, и сводного его ... доказательств. В нравственной же философии они успели настолько, что ... добрым христианином. Более всего отец Иоанна желал найти для своего ... начинает св. Иоанн свое первое защитительное слово против отвергающих святые иконы. Но ...
Еще один аспект, наиболее актуальный именно в настоящее время – воспитание девочки-христианки как будущей жены, матери, хранительницы домашнего очага. Он находит свое отражение в сочинениях, посвященных проблемам современной семьи (архимандрит Георгий Шестун «Православная семья»), а так же в статьях и книгах, в которых речь идет об особенностях женского воспитания в современных условиях (протоиерей Димитрий Соколов «Назначение женщины по учению Слова Божия»).
Таким образом, мы можем сделать вывод о непреходящей ценности святоотеческого наследия, к которому обращаются исследователи в различных исторических ситуациях. Поэтому необходимо проанализировать некоторые актуальные вопросы современности исходя из учения святых отцов.
Объектом дипломной работы является православная педагогика.
Предметом–аспекты православной педагогики на основе святоотеческого наследия.
Цель исследования — рассмотреть применительно к системе современного воспитания отдельные аспекты православной педагогики, выраженные в святоотеческом наследии.
Для этого необходимо решить следующие исследовательские задачи:
1.) рассмотреть отличительные особенности православной педагогики
2.) Показать значение святоотеческого учения о человеке как основы православной педагогики
3.) проанализировать педагогические аспекты святоотеческой
«духовной лествицы»
4.) рассмотреть «лествицу» православного воспитания как «путь
к спасению» по учению святых отцов.
5.) рассмотреть святоотеческие наставления о роли личности
педагога в воспитании детей
6.) показать значение воспитания посредством положительного
примера для формирования мировоззрения женщины — христи анки.
7.) показать возможность применения этого аспекта воспитания на основе жизнеописаний русских подвижниц благочестия.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют источники, монографии и научно-исследовательские статьи.
При выявлении и определении аспектов православной педагогики исследование прежде всего опиралось на Священное Писание, святоотеческое и педагогическое наследие Православной Церкви.
Методологию исследования составляет синтез богословского и педагогического материала, который позволяет целостно и многопланово раскрыть избранную проблему. В дипломной работе применены следующие методы исследования: объективно-критический, нравственно-аналитический, а также аксиологический подход, позволяющий выявить иерархию ценностей, отличить главное от второстепенного, определить приоритеты исследования.
Структура дипломной работы.
Дипломная работа состоит из введения, основной части, заключения, и библиографического списка. Основная часть исследования включает в себя четыре главы, и восемь разделов.
Православная педагогика и ее особенности
... видимых через другого, – основа социального общения в православной традиции. 2. Основные понятия православной педагогики Предмет православной педагогики. – Воспитание синонимично воцерковлению. – Раскрытие образа Божия в ... жизни, законченный и самоценный. Православная педагогика рассматривает бытие человека в категориях «вечности» и «бессмертия» и направляет воспитание на конкретную личность, ...
Научная новизна исследования заключается в анализе наиболее актуальных в настоящее время аспектов православной педагогики, представляющих несомненную значимость для духовнонравственного воспитания личности в современной социокультурной ситуации, а так же в целостном рассмотрении этих аспектов и формулировке практических выводов и рекомендаций.
Практическая значимость работы заключается в возможности её использования при подготовке и проведении занятий по дисциплине «Православная педагогика», а так же при проведении педагогической практики по предмету «Основы Православной культуры» и осуществлении различных воспитательных мероприятий в русле православной педагогики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе осуществленного анализа литературы и святоотеческих источников можно сделать следующие выводы.
Православная педагогика как наука и искусство имеет сущест-
венное отличие от педагогики светской, сущность которого заключается в основах понимания человеческой личности. Основанием православной педагогики служат сочинения святых отцов церкви, содержащие в себе выработанное и проверенное тысячелетним опытом знания, пронизанное духом Евангельского учения. В этих сочинениях можно обнаружить глубокое психологическое знание души человека, его внутреннего мира, пути его духовного восхождения и нисхождения.
Для успешного осуществления педагогического воздействия на личность как ребенка, так и взрослого человека мы можем найти достаточное количество советов, указаний и наставлений в сочинениях отцов Древней Церкви, а так же Нового времени, вплоть до XX века, в том числе, и отечественных подвижников: святителей, старцев, преподобных. Не будет преувеличением сказать, что на любой вопрос, касающийся воспитания, можно найти ответ в святоотеческом наследии.
В соответствии с замыслом нашей работы мы выбрали определенные аспекты воспитания.
Первый из них — путь духовного восхождения по «лествице» добродетелей, является подтверждением педагогического принципа постепенности и последовательности в воспитании, а так же принципа доступности и соответствия возрасту ученика. В сочинениях многих святых отцов (преподобный Иоанн Лествичник, преподобный Никодим Святогорец, святитель Игнатий Брянчанинов, святитель Феофан Затворник, преподобный Амвросий Оптинский) можно найти важные для педагога и ученика указания на особенности и трудности этого пути.
В наше время, по словам старца Паисия Святогорца, умножились книги, но не хватает живых примеров, живого опыта православной веры и жизни.
Мы можем, на основе нашего исследования, сделать вывод о значимости личного примера учителя для воспитания учеников; примера духовного наставника для тех, кого он наставляет в вере.
Особое внимание уделено вопросу о формировании идеала и положительного примера для воспитания современной девушки — христианки в современном мире, где грех часто считается нормой, явлением моды или проявлением прогресса. Светлые образы святых жен русской земли могут быть для наших современниц тем самым живым опытом и примером, о котором говорили святые отцы.
Преподобный Максим Грек
... отдельные труды Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова. Кроме того, — фрагменты из византийской энциклопедии X века Лексикона "Свиды". Как самостоятельный православный мыслитель, Максим Грек является автором ... низложения митрополита Даниила, Максиму Греку даже вернули часть его архива, конфискованного еще при первом аресте, и он приступил к составлению собрания своих сочинений. В ...
Необходимо отметить, что православная педагогика, являясь составляющей христианского богословия, выступает лишь средством, лишь определенной совокупностью знаний, которая должна служить той цели, которая превосходит любое знание. Она, то есть эта конечная цель и является соединением с Всевышним или обожением. Что касается пути православной педагогики, то он лежит от познания к опыту, а также от мышления к созерцанию.
Дело христианского спасения, сокровенной жизни в Боге – это дело не теории, а практики. Успех спасения достигается не иначе, как при обязательном условии внутреннего совершенствования. Вся жизнь истинного христианина – практическое выполнение Евангельского учения, которое может претвориться в действительность в любых условиях и мирянами, и теми, кто избрал монашеский путь. Евангельская теория должна быть пройдена практикой.
Таким образом, духовное воспитание представляет собой Путь «Лествицу» внутреннего самосовершенствования, у которого есть начальный этап, но отсутствует завершающая фаза, так как схема его выглядит как ступенчатая вертикаль, уходящая в заоблачную высь.
Движущим мотивом преодоления такого Пути является потребность воссоединения с высшим нравственным идеалом — Богом.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 1. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. М.: Рос сийское Библейское Общество, 2014. 2. Августин Аврелий, блаженный. Исповедь блаженного Августи на, епископа Гиппонского. — М.: АСТ, 2006. 3. Амвросий Медиоланский, святитель. Об обязанностях священ нослужителей; пер. с лат. Г. Прохорова; под ред. Л. Писарева. Репр. изд. 1908 г. — М.: Рига: Благовест, 1995. 4. Амвросий Оптинский, преподобный. Собрание писем оптинско го старца иеросхимонаха Амвросия. — М.: Паломник, 1995. 5. Василий Великий, святитель. Избранные творения. – М.: Изда тельство Сретенского монастыря, 2006. 6. Григорий Богослов, святитель. Творения. В 2 т. — М.: Сибирская
Благозвонница, 2007. — Т. 1. Слова. 7. Григорий Богослов, святитель. Творения. В 2 т. — М.: Сибирская
Благозвонница, 2007.- Т. 2. Стихотворения. Письма. Завещания. 8. Григорий Двоеслов, святитель. Правило пастырское. — М.: Мос ковское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2011. 9. Давыденков Олег, протоиерей. Катихизис: Введение в догмати ческое богословие: курс лекций. – М.: Издательство ПСТГУ,
2011. 10. Дунаев Алексей Георгиевич. Путь к священному безмолвию.
Малоизвестные творения святых отцов-исихастов. – М.: Изда тельство Православного Братства Святителя Филарета Митро полита Московского, 1999. 11. Зеньковский Василий Васильевич, протоиерей. Проблемы вос питания в свете христианской антропологии. – Клин: Фонд Хри стианская жизнь, 2002. 12. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Избранные письма / сост.
игум. Марк (Лозинский).
– СПб.: Общество памяти игуменьи
Таисии, 2008. 13. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собрание писем. – М.; СП.:
Центр изучения, охраны и реставрации наследия священника
Павла Флоренского, 1995. 14. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собрание сочинений. В 7 т.
- М.: Православное издательство, 1991. – Т. 5. 15. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собрание сочинений. В 7 т.
- М.: Православное издательство Правило веры, 1991.
– Т. 7. 16. Иларион (Троицкий), священномученик. Без Церкви нет спасе ния. — М.; СПб.: Сретенский монастырь: Знамение, 2001. 17. Иоанн Златоуст, святитель. Избранные творения: толкование на
Совершенствование опыта работы служб по оказанию помощи детям ...
... в его семье. Вместе с тем, все еще выявляются случаи насилия и жестокого обращения с детьми. Ввиду этого, механизм работы с кризисными семьями, детьми и их родственниками остается ... Структура работы. Дипломный проект представлен тремя главами, последовательно раскрывающими теоретические и практические аспекты работы служб по оказанию помощи детям и подросткам в случае жестокого обращения с ними. ...
святого Матфея Евангелиста, Кн. 2. — Репр. изд. — М.: Издатель ский отдел Московского Патриархата, 1993. 18. Иоанн Златоуст, святитель. О тщеславии и о том, как должно
родителям воспитывать детей // Антология педагогической
мысли христианского Средневековья. — М.: АО Аспект Пресс,
1994. – Т.1. 19. Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений.В 12 т. Репр. изд. 1905 г. — М.: Радонеж, 2004. — Т. 11. Кн. 1. 20. Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений.В 12 т. Репр. изд. 1905 г. — М.: Радонеж, 2004. — Т. 11. Кн. 2. 21. Иоанн Кронштадтский (Сергиев), праведный. Полное собрание
сочинений. В 7 т. — Репр. изд. 1894 г. – СПб.: Издательство Л.С.
Яковлевой, 1994. – Т. 2. 22. Иоанн Кронштадтский (Сергиев), праведный. Полное собрание
сочинений. В 7 т. — СПб.: Издательство Л. С. Яковлевой, 1994. –
Т. 3. 23. Иоанн Кронштадтский (Сергиев), праведный. Полное собрание
сочинений. В 7 т.- СПб.: Издательство Л. С. Яковлевой, 1994. –
Т. 4. 24. Иоанн Кронштадтский (Сергиев), праведный. Полное собрание
сочинений. В 7 т.- СПб.: Издательство Л. С. Яковлевой, 1994. –
Т. 5. 25. Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. — Свято-Успенский
Псково-Печерский монастырь, 1994. 26. Иоанн (Маслов), схиархимандрит.Святитель Тихон Задонский и
его учение о Спасении. Статьи разных лет. — М.: Издательский
отдел Московского Патриархата: Мир Отечества, 1993. 27. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям свя тителя Тихона Задонского. — М.: Самшит, 2000. 28. Иосиф, монах. Старец Иосиф Исихаст: житие, учение: «Десяти гласная духодвижимая труба» и толкование на неё: пер. с греч. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Свято Преображенский Валаамский мужской ставропигиальный мона стырь, 2000. 29. Исидор Пелусиот, преподобный. Письма. — М.: Издательство им.
святителя Игнатия Ставропольского, 2000. – Т.1. 30. Киприан Карфагенский, священномученик. Таинство единства
Церкви: сборник писем / сост. свящ. А. Гумеров. — М.: Сретен ский монастырь, 2008. 31. Климент Александрийский. Педагог. — М., Изд. МГУ, 1996. 32. Лествица добродетелей. — М.: Издательство Афонского Русского
Пантелеимонова монастыря, 1905. 33. Лосев А.Ф. Личность и абсолют. – М.: Мысль, 1999. 34. Марк, игумен. Злые духи и их влияние на людей. — М.: «Палом никъ», 1999. 35. Маслов Н. В. Православное воспитание как основа русской пе дагогики. — М.: Самшит-издат, 2006. 36. Никодим Святогорец, преподобный. Невидимая брань: в двух
частях / блаженной памяти старца Никодима Святогорца; пер. с
греч.яз. еп. Феофана. — Репр. изд.1912 г. — М.: Свято-Троицкая
Сергиева Лавра, 1991. 37. Николай Сербский, святитель. Семь ключей к вечной жизни. М.: Никея, 2013. 38. Ничипоров Борис, протоиерей. Введение в христианскую пси хологию. — М.: Школа – Пресс, 1994. 39. Ничипоров Борис, протоиерей. Принципы христианской педаго гики и нравственное воспитание русских детей. // Вестник ду ховного просвещения. — №1. — М., 1994. 40. Писания мужей апостольских. Рига, 1992. 41. Письма Оптинского старца иеромонах Амвросия к мирским ли цам. – М.: Ставропольский краевой комитет Общества Красного
Бог и вера в христианской философии
... то есть форму основных принципов религиозно-философского теоретизирования и мировоззрения. Главенствующей идеей христианского мировоззрения является идея Бога. Если ... греческом подлиннике -- Логос] и Слово было у Бога и Слово было Бог» (Иоанн. 1,1). И далее автор сочинения сближает Иисуса ... идей, тождественных с божественными мыслями. Мир создается Богом по модели этих идей и служит их отображением. Но ...
Креста. Редакция «Скит», 1991. 42. Православная педагогика: традиции и современность. Воронеж:
Модэк, 2000. 43. Ранние отцы Церкви: антология. — Брюссель: Жизнь с Богом,
1988. 44. Сидоров Алексей Иванович. Древнехристианский аскетизм и
зарождение монашества. — М.: «Православный паломник», 1998. 45. Симеон Афонский, монах. Книга, написанная скорбью, или вос хождение к небу. — М.: Синтагма, 2011. 46. Старец Силуан. Жизнь и поучения. — М., Ново — Казачье, Минск:
Православная община, 1991. 47. Старческие советы Феофана Новоезерского, Валаамских и Со ловецких подвижников благочестия XVIII- XIX веков. — М.:
Фонд «Преображение», 2000. 48. Трофимов А. Святые жены Руси. — М.: Энциклопедия Россий ских деревень, 1993. 49. Ушинский Константин Дмитриевич. Человек как предмет вос питания. Опыт педагогической антропологии. / Избранные пе дагогические сочинения. — М.: Издательство Академии наук,
1999. 50. Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению: краткий очерк
аскетики, Часть III. Начертания христианского нравоучения. Репр. изд. 1899 г. — М.: Издательство Московской Патриархии
Русской Православной Церкви, [б. г.]. 51. Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению. Письма к раз ным лицам о разных предметах веры и жизни.–[б. м.]: Сибир ская Благозвонница, 2017. 52. Феофан Затворник, святитель. Собрание писем. – Псков; М.:
Свято-Успенский Псковский монастырь: Паломник, 1994. –
Вып. 1, 2. 53. Феофан Затворник, святитель. Собрание писем. – Псков; М.:
Свято-Успенский Псковский монастырь: Паломник, 1994. Вып. 2, 3. 54. Феофан Затворник, святитель. Толкования Посланий апостола
Павла к Титу, к Тимофею. – М.: Правило веры, 2005. 55. Филарет (Дроздов), святитель. Учение о семейной жизни. – М.:
Директ-Медиа, 2014. 56. Флоровский Григорий, протоиерей. Восточные Отцы IV VIIIвеков. Репринтное издание. — Сергиев Посад: Свято Троицкая Сергиева Лавра, 1999.
57. Хрестоматия по истории педагогики. / Составители: Беленчук Л.
Н., Никулина Е. Н. В 2 т. — М.: Фонд сохранения духовно нравственной культуры «Покров», 2016. – Т. 1. 58. Христианская жизнь по Добротолюбию. Избранные места из
творений святых Отцов и Учителей Церкви. — Харбин: Издание
Казанского Богородицкого мужского монастыря, 1930, — (репр.).
Московский Свято-Данилов монастырь, 1991. 59. Шестун Евгений, протоиерей. Православная педагогика. — М.:
Про-Пресс, 2001.
Электронные ресурсы 1. Амвросий Медиоланский, святитель. Этика. // Великие Учителя
Церкви. URL:
(дата обращения: 10.12.2016).
2. Амвросий Оптинский, преподобный. Частные наставления ми рянам. //URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/259 (дата об ращения: 07.11.2016).
3. Елена Игонина. Семья и подвижничество. // Эл. библиотека
«Proflib». URL: semya-i-podvizhnichestvo.php (дата обращения: 28.12.2016).
4. Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Евангелие от Матфея. //
Соотношение веры и знания. Эразм Роттердамский
... и философия были простым искажением учения ветхозаветных пророков. Однако, в средние века труды древних уже изучаются в церковных школах и университетах. Схоласты Средневековья, исследуя проблему соотношения веры и знания, ... проникновения в христианские истины. Таким образом, происходит обращение веры к знанию. Использование знания для дела веры было необходимо и для обращения в христианство людей ...
Азбука веры. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/46 (дата обраще ния: 05.12.2016).
5. Иоанн Златоуст, святитель. Святые отцы о духовном воспита нии детей. // Азбука воспитания. URL:
https://azbyka.ru/deti/svyaty-e-ottsy-o-duhovnom-vospitanii-detej
(дата обращения: 29.10.2016).
6. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Духовные рассуждения и
нравственные уроки. // Азбука веры. URL:
nravstvennye-urok/95 (дата обращения: 08.12.2016).
7. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по пастырскому бо гословию. // Азбука веры. URL:
bogosloviyu/3 (дата обращения: 28.11.2016).
8. Исидор Пелусиот, преподобный. Письма. // Проза.ру. URL:
http://www.proza.ru/2016/05/07/1044 (дата обращения:
18.12.2016).
9. Исидор Пелусиот, преподобный. Письма. Кн. 3 // Азбука
веры.URL: https://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Pelusiot/pisma-kniga-3
(дата обращения 18.12.2016).
10. Каллист Катафигиот, преподобный. Добротолюбие. Т. 5. // Аз бука веры. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_5/38 (дата
обращения: 23.10.2016).
11. Киприан Карфагенский, священномученик. Книга о падших. //
Азбука веры. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfagenskij/o_padshih (дата
обращения: 10.12.2016).
12. Митрофан, схиигумен. Засимовский патерик: Подвижники бла гочестия, Т. 2. // Азбука веры. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/zosimovskij-paterik/2
(дата обращения: 24.10.2016).
13. Русские пастыри — святые вожди нравственности. // Глинские
чтения. URL: http://old.glinskie.ru/common/mpublic.php?num=559
(дата обращения: 21.12.2016).
14. Святые отцы о духовном воспитании детей.// Азбука воспита ния. URL: https://azbyka.ru/deti/svyaty-e-ottsy-o-duhovnom vospitanii-detej (дата обращения: 21.10.2016).
15. Тихон (Агриков), архимандрит. Пастырское богословие. Глава
III. Пастырство новозаветной церкви. // Азбука веры. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pastyrskoe-bogoslovie agrikov/4 (дата обращения: 04.12.2016).
16. Учитель живет до тех пор, пока он учится… URL:
(дата обращения: 17.10.2016).
17. Ушинский Константин Дмитриевич. О нравственном элементе в
русском воспитании. // Педагогика. URL: slovo.ru/pedagogy/38248.php?ELEMENT_ID=38248 (дата обра щения: 19.10.2016).
18. Фаддей (Успенский), священномученик. Записки по дидактике.
// Православная библиотека «Золотой Корабль». URL:
http://www.golden-ship.ru/load/bogoslovie/zapiski_po_di/40-1-0 890 (дата обращения: 19.10.2016).
19. Феофан Затворник, святитель. О молитве. // Семинарская и свя тоотеческая библиотеки. URL:
http://otechnik.narod.ru/feofan_o_molitve.html (дата обращения:
10.11.2016).
20. Феофилакт Болгарский, блаженный. Толкование на послание к
Евреям. Гл. 13. // Азбука веры. URL:
poslanie-k-evrejam/13 (дата обращения: 17.11.2016).