Старость как социальная проблема современного общества

Почтительное отношение к старшему поколению исстари непременно содержится в российском менталитете. Главными и важными качествами отношения к старикам традиционно считались: забота, защита, участие, внимание со стороны всего общества, окружающих людей, а так же семьи. И в настоящее время категория людей находящихся в пожилом возрасте занимает очень значимую социальную нишу.

Увеличение доли пожилых и старых людей в составе населения обуславливает необходимость изучения состава этой части, их нужд, потребностей, биологических и социальных возможностей. Старение нации в современном мире становится массовым явлением.

Тема моей дипломной работы достаточно актуальна, потому что демографическое постарение становится государственной проблемой, требующей соответствующего решения уже в настоящее время и широкой подготовки на ближайшие годы. В работе затрагиваются вопросы старения населения как в целом по планете, так и России в частности.

Кризис социальной политики в отношении пожилого населения проявился в оценке старости со стороны ее исключительно социально экономического поддержания. По настоящее время непосредственное внимания смещено к тому, насколько перспективной и экономически выгодной является действующая система социального обеспечения в отношении представителей третьего возраста.

Весьма очевидна необходимость осмысления социальных взглядов на проблемы старости в русле социологии, философии, теории и практики социальной работы, антропологии, социальной демографии, культурологи.

Происходящие глобальные демографические изменения дали возможность по новому взглянуть на процессы старения населения во взаимосвязи с положением пожилых людей, взаимоотношениями между поколениями, проблемами развития общества в целом. Ожидание наилучших перспектив стареющего общества служит причиной разработки комплексной социальной политики учитывающей возникающие в разные возрастные периоды жизни возможности людей, а так же все проявления последствия старения населения.

Старость как социальная проблема современного общества становится предметом пристального внимания как культурной ценности, эквивалентного этапа в цепочке структурной организации возрастных этапов жизненного пути человека и его места в социуме.

Среди наиболее ожидаемых подходов выделяются влияние демографических изменений на жизнь пожилых мужчин и женщин, а также социальная значимость этих изменений. Динамика социально-демографической структуры населения определяет огромную потребность изменения оценки существующего положения вещей в социальной жизни представителей третьего возраста, а так же значительного изменения представления социального статуса граждан старшего поколения, привлечения предшествующего и ресурсного опыта. Необходимо учитывать анализ зарубежного опыта в качестве привлечения образовательного ресурса в политике пожилой когорты, моделирование образовательной деятельности пожилых людей.

7 стр., 3422 слов

Социальная структура общества

... срез социальной структуры можно назвать социально-классовой структурой. Третий уровень социальной структуры общества включает в себя не только элементы социально-классовой структуры, но и такие социальные группы, как население города и деревни, людей умственного ...

С полным основание можно сказать, что последствием старения населения как социально-демографического процесса, является нарастающий рост потребностей в необходимых социальных услугах, совершенствование форм и методов социальной работы, развитие системы социального облуживания, поиск разнообразных источников и ресурсов для обеспечения эффективной деятельности этой сферы. Стойкий спрос на предоставление социальных услуг разнообразного характера формируют именно граждане пожилого возраста и престарелые инвалиды.

По мере повышения уровня жизни населения стабильность спроса будет возрастать, наиболее востребованными станут дорогостоящие услуги к которым относятся: услуги по постоянному постороннему уходу на дому, социально-медицинские услуги, услуги надомных сиделок, требующие от специалистов, предоставляющих данные услуги, высокого уровня выраженного мастерства, знаний и компетентности.

В результате требуется укрепление, расширение и развитие системы социальных служб, совершенствования технологий решения экономических, семейно-бытовых, психологических и многих других проблем, имеющих ценность для пожилых людей.

Объектом дипломного исследования является старость как социальная проблема.

Предметом — пути решения по преодолению социальных проблем старости методами социальной работы.

Цель дипломной работы — исследовать социальные проблемы старости и пути их решения методами социальной работы.

Для достижения цели были поставлены и решались следующие задачи:

  • охарактеризовать проблемы старости на различных этапах общественного развития;
  • изучить основные причины старения населения современного общества;
  • исследовать последствия старения населения в условиях современной России;
  • рассмотреть основные направления социальной политики в отношении граждан старшего поколения в РФ;
  • проанализировать состояние социальной защиты граждан пожилого возраста в Мурманской области;
  • раскрыть специфику социального обслуживания пожилых людей и инвалидов в ГОАУСОН «Мурманский КЦСОН».

Для решения поставленных задач были изучены следующие нормативно — правовые документы: Федеральный закон от 28.12.2013 №442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 №164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года», Закон Мурманской области от 19 декабря 2014г. №1818-01-ЗМО «О социальном обслуживании граждан в Мурманской области».

3 стр., 1319 слов

Экономические и социальные права человека

... старости. — ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. 23.Ершов В.А., Толмачев И.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. — ГроссМедиа, Ферлаг, 2009. — 144 стр. 24.Ивашина Ю.Л. Собственность и право собственности // Права и свободы человека и гражданина: ... в данной сфере. Цель курсовой работы заключается в определении правовой природы экономических и социальных прав, выявлению проблем и формулировании ...

Теоретическую основу исследования составляют труды по социологии, психологии, медицине и философии, социальной геронтологии, а также журнальные и газетные публикации, в которых содержится информация по исследуемым вопросам.

Методы исследования:

  • теоретические: анализ, синтез, систематизация, обобщение, сравнение и др.
  • практические: изучение и анализ документации, анкетирование, наблюдение.

Структура работы (введение, три главы, заключение, список использованных источников) определена логикой исследования и отражает последовательность решения конкретных познавательных задач.

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-СОЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СТАРОСТИ

Одним из основных состояний человека и общества является старость. В этом состоянии наиболее значимо проявляется социальная сущность бытия личности и социума как системы.

С развитием общества возникали социальные проблемы старения, которые выражались в том, какую позицию занимало общество по отношению к престарелым людям и какое фактическое место занимали пожилые люди среди других возрастных групп, какие функции в обществе они выполняли.

Изучая историю человечества можно заметить, что картина положения старого человека в обществе постоянно менялась: в одни периоды она была полна блеска, в другие и наполнена мраком. Были периоды очень неблагоприятные для стариков, на смену им приходят периоды довольно благоприятные.

Объективно проявляясь в социальной действительности поток времени, постоянно ставил и ставит перед различными поколениями мыслителей вопросы: каково значение старости для человека и общества, в чем заключаются проблемы старости и в чем ее смысл?

1.1 Проблема старости в античной философии и смысл старости в христианстве

Первоначальные представления о старости уходят в недра культуры индоевропейских народов. В те времена старые люди не умирали естественной смертью. Для тех, кто по причине физической немощи не мог быть полноценным участником добычи пропитания не оставалось места в обществе.

Когда перестали умерщвлять стариков можно только догадываться. Угасание этого обычая связано с хозяйственным прогрессом и, стало быть, у разных народов наступало в различные времена.

В эпоху умерщвления средняя продолжительность жизни у стариков была очень низкой. На территории современной Греции она составляла не более 18 лет. Для первобытных людей явление долголетия было не знакомо.

Для Древней Греции и Древнего Рима последний возраст, каким является старость, был своеобразным кругом притяжения философского созерцания, рационального мышления.

В трудах античных мыслителей Платона, Аристотеля, Лукреция — человек живет во времени и стареет физически. По их убеждению, старость представляет собой нечто вечное по отношению к временному, есть символ не только истока и начала, но также завершенности и совершенства.

Проблему достоинств и недостатков старости сформулировали античные мыслители, а в обобщенном виде изложены Цицероном. Акцент делался на противоположных максимах старости: возможности достижения совершенства, или мудрости, и опасности впадения в маразм. Аксиологический смысл старости заключается в том, что она является последним испытание человека.

8 стр., 3747 слов

Проблема человека в Античной философии

... определили суть его философии. Вечное самопознание, поиск самого себя в мире - в этом и состоит подлинный смысл жизни человека. Позже Эпикур заострил внимание на проблеме свободы и счастья человека. Он полагал, что ...

Многозначный образ старости, как мудрости, как совершенства, как психического состояния субъекта, как возрастной характеристики, сложился именно в античной философии. Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ / В.Д. Альперович. — Ростов Н/Д.: СКНЦ ВШ, 1998

Основополагающий вопрос античной философии старости — это вопрос о мере соответствия старости как возраста человека, внутреннему состоянию космоса. В поиске путей, ведущих к совершенству, как абсолютной завершенности человека, не зависящей от жизненных обстоятельств заключалась задача античной философии.

Обусловленность старости, в учении Платона, заключается в том, что тело человека есть движущаяся микрокосмическая система в составе макрокосмоса. Основной смысл его учения — старение связано с процессом рассеяния энергии живого организма, что ведет к неупорядоченности его функционирования. Старение тесно связано с внутриорганизменными обменными процессами и с тем как воздействует внешняя среда на живой организм.

Как считал Платон старость и болезнь это различные явления. Он делает важный вывод, что старость и следующая за ней смерть — это факт естественного освобождения души от сковывающих ее телесных уз.

Все позитивное содержание старости последовательно дискредитируется у Эпиктета и Марка Аврелия, за исключением смерти, как последнего долга перед всепоглощающим мировым Целым. Но возрасты жизни все же идентифицируются с соответственными этапами мирового круговращения, от начало ее нового отсчета от детства к старости и замыкание круга жизни.

В трудах античных философов Эпикура и Сенеки так же можно найти ответы на вопросы, каким должно быть содержание жизни и старости.

По мнению Эпикура, жизнь человека это временное явление, значит надо сосредоточиться на духовно-практическом освоении природы и стремиться достичь счастья в отведенное человеку время для жизни. Он утверждает, что не юношу надо считать счастливым, а хорошо прожившего жизнь старца причалившего к пристани. В этом заключается высшая самоудовлетворенность в старости.

Главной целью жизни человека, согласно учению Сенеки, является достижение абсолютного блага, путь к этому — благомыслие.

Способность мыслить — это человеческий дар, который обретает у Сенеки смысл благодарности всему существующему, в том числе и старости. Связующей силой является благо, причем разум выступает здесь главной опорой человека, особенно старого. Само общество Сенека считает второй опорой.

Сенека одним из первых заговорил о благотворительности и социальной помощи старикам.

Согласно учению Сенеке, путь жизни измеряется не внешними этапами его прохождения, а внутренним наполнением. Основное требование стоицизма: «Уходи в себя». Во внутренних глубинах духа жизнь, подобно космической сфере, всегда имеет завершение. Бояться, что смерти, что старости одинаково, ибо к той и к другой человек идет эволюционным путем. Последние дни старости замыкают собой все круги жизни и все возрасты. Как считает Сенека, старость от Бога, а полнота жизни — от человека.

Классикой античного учения о последнем возрасте жизни считается трактат «О старости» римского политика, оратора и философа Цицерона.

Цицерон, анализируя старость, стремится достичь ее всестороннего видения. Пытаясь создать действенную концепцию утешения в старости, он ищет преимущества старости по отношению к другим возрастам. Старость рассматривается Цицероном в первую очередь в социальном аспекте, где меньше всего говорится об объективном космическом Благе. Для старости характерны опыт и мудростью, так, как например, слабость для детей и пылкость для юношей.

35 стр., 17420 слов

Личностные особенности пожилых людей как фактор их адаптации ...

... людей пожилого возраста; социальную геронтологию – раздел геронтологии, который изучает влияние образа жизни на ее продолжительность. Анализ литературы по проблемам возрастной психологии показал, что определение понятия старость ... женщины. Выделяется также пенсионный возраст , границы которого устанавливаются государством. При определении пенсионного возраста исходят из возраста хронологического – ...

Во-вторых, делается акцент на необходимости бойцовских качеств в старости. В-третьих, Цицерон сопоставив старость с молодостью делается значимый для современной геронтологии вывод: «определенной границы для старости нет, и в этом состоянии люди полнокровно живут, пока могут творить и вершить дела, связанные с исполнением их долга и презирать смерть. В силу этого старость даже мужественнее и сильнее молодости». Апология Цицероном старости относится к активному самопознающему и самоопределяющемуся субъекту, для которого социальная сфера есть сфера приложения его талантов и укрепления авторитета.

Цицерон единственный философ, который учитывал весь спектр предыдущих учений, как метафизических, так и натуралистических. Философия Цицерона о старости считается высшим достижением античного учения о старости.

Средневековые христианские мыслители продолжили тему старости посредством перевода космологического модуса старости в теологический и рассматривают старость сквозь призму Божественного совершенства, но вместе с тем берут и в контексте общечеловеческого греха. Античная задача духовного возрастания трансформировалась в рамках средневековья в идею целостного преображения. В изучении возраста старости этого периода наиболее значимое место имеют труды Оригена, Августина, Григория Нисского, Никиты Стифата, Исаака Сирина и других отцов христианской Церкви. Христианский мир однажды сотворен и однажды должен погибнуть, таков и человек, он конечен. В итоге эсхатология придает жизни человека ценность: время жизни обретает направленность, а жизнь — собственную историю. Новый путь становления человека в стремлении превзойти самого себя нынешнего. Рыбакова Н.А. Проблема старости в европейской философии: от античности до современности / Н.А. Рыбакова. — СПб. : Алтейя, 2006. 288 с. (Серия «Философия России»)

Актуальная бесконечность бытия античного человека сменяется потенциальной бесконечностью бытия человека средневекового Средневековый человек привязан к естественной жизни, но в стремлении к будущей жизни он отрекается от мира здешнего. Наиболее полно это выражено в старости, когда близость к Богу ощущается максимально. Античный принцип тела полностью согласовался с рациональной формой познания мира, здесь интеллектуализировалась и старость. К христианскому Богу не приблизишься с помощью разума. Его присутствие удостоверяется чувством жизни, рождающим внутреннее слово, обращенное к Творцу. Внутреннее видение становится важнейшим условием видения того, что лежит за пределами мира. Мистическое прозрение обретает особую значимость.

Духовно-мистическое измерение старости, открывающееся в Христианстве, показывает приоритет человеческого сердца над разумом. Детство, юность, зрелость конкретизируют старость, переводят ее значение в мистическую плоскость, превосходя старость плотскую. Духовная старость и преображение имеют один и тот же смысл. В преображении заключен смысл человеческой жизни, а значит, и в старости. Формой проявления смысла в общечеловеческом бытии является индивидуальность. Глубокая цель Христианской аскетики — опытное познание Божественного Промысла о мире и человеке.

16 стр., 7927 слов

Образ жизни человека. Проблема формирования гармоничной личности

... развития понятия гармоничной личности; анализ различных подходов к проблеме формирования гармоничной личности; рассмотрение процесса формирование гармонично развитой личности как цели воспитания; характеристика здорового образа жизни как важнейшего условия формирования гармоничной личности. Объектом исследования является образ жизни человека. ...

Исходя из выше изложенного можно сделать вывод, что эпохи античности и средневековья сформулировали основные теоретические подходы и проблемы старости.

1.2 Проблема старости в проекции эпохи Возрождения

Старость, переводится в антропологическую философию, характеризующую земного человека. Человек находит мирское успокоение, занимаясь творчеством и раскрывает старость как достижение личной заслуги перед Богом и людьми. Складывается новый тип старости, неизвестный прежним эпохам, который можно назвать духовно-эстетическим. Но он окончательно так и не сложился и не был востребован в последующие эпохи. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв.: Учебник для вузов / М.: Высшая школа. 2011 г.

Мыслителей этой эпохи, обсуждавших проблему старости, можно назвать Петрарку и Микеланджело. Петрарка выдвинул идею проекта о соединении идеи Бога с идеей творчества, апофеоз которого, согласно мысли великого гуманиста, достигается в старости. Много позже этот проект был предложен Н.А.Бердяевым.

Петрарка предложил несколько значений старости, одно из которых строится на противопоставлении телесной и душевной старости: старость — болезнь тела, здоровье души. Второе относится только к душе. Есть и третье понимание старости, как духовной зрелости, приобретаемой в течение всей жизни.

Открывая новый взгляд в философии старости, сравнивая физическую и духовную старость, Петрарка обращается к проблеме славы. Он заявляет, что стать Богом он и не мечтает, достаточно и людской славы. Но есть и другое мнение, что вечная слава невозможна, она лишь тень добродетели. В итоге слава и авторитет, которых сам Петрарка достиг к старости, меркнут перед тайной приближающейся смерти. Смирение Петрарки есть осознание того, что сколь бы гениальным ни был человек, в мире он не значителен. Рыбаков Н.А. О философии старости Ф. Петрарки //Вестник ОГУ. — Оренбург. — 2003. — №2. — С. 18-22.

В совокупности эволюции духовной жизни переоценка Петрарком ценностей является новым аспектом в понимании старости, как завершающего возраста жизни. Петрарка первым ставит вопрос о почтении к старости, поднимая проблему ответственности стариков за сохранность и полноту национальной культуры. Итальянский гуманист высказывает свое мнение, что старики могут заниматься творчеством, причем творчество и строгий образ жизни дополняют друг друга, они едины.

Старость Микеланджело — это совсем особая тема. Старость, одиночество и творчество пронизывают лирику Микеланджело. Образ старости представлен несовместимостью формы и содержания. С одной стороны, «лишь с красотою дружен гений мой», с другой, он дает эстетически некрасивое изображение старости, дающее сомнение в первом высказывании и в этом содержится ключ к проблеме обращения художника к теме старости в избранной им форме.

Надежду на бессмертие в памяти людей, в способности перенести силы человеческого духа во внутреннюю сущность, Микеланджело ищет в своих произведений. Но это слабая надежда, поскольку между творцом и творением пролегает бытийственный разрыв. Произведения искусства рождены вдохновением и обращены к вечности, мастер же живет в истощающим его времени. Одиночество приводят к осознанию бессмысленности творчества. Все что создано им как бы восстает против него, он отходит за грань неведомой черты. Поздняя старость для Микеланджело — трагедия последней и вечной творческой паузы, конец земного существования личности.

8 стр., 3816 слов

Роль сновидений в жизни человека

... и интересным. Цель работы - изучить особенности сна и сновидений, а так же роль сновидения в жизни человека. Объект работы - особенности сон и сновидений. Предмет работы - роль сновидения в жизни человека. Задачи работы: Рассмотреть исторический аспект возникновения научного интереса к сновидениям Изучить особенности сна и сновидений ...

Осмысления старости представителями эпохи Возрождения доказывает, что здесь складывается новое понимание старости, отражающее эволюцию самой проблемы старости. Старость начинает толковаться как результат личной заслуги перед Богом и людьми. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв./ В.В. Соколов. — Учебник для вузов / М.: Высшая школа. 2011 г.

1.3 Идея самосохранения человека в старости в философии Нового времени

Эпоха Нового времени, опираясь на формирующиеся в эпоху Возрождения предпосылки рационалистического мировосприятия, усилила их и поставила возраст старости перед серьезным испытание со стороны разума.

В Новое время старость подвергается усечению и предстает через призму рацио. В работах Ф. Бэкона и Т. Гоббса подход к возрасту старости является прагматико-механистическим. В работах И. Канта впервые на научную основу ставится решение вопроса о старении Земли. Исследуя проблему глобального старения мира, обсуждавшуюся уже античными и христианскими мыслителями, Кант раскрывает ряд важных положений: старение атрибутивно живой природе; рост, созревание и старение представляют собой один и тот же механизм; в процессе развития и старения реализуется структурно-функциональная зависимость.

Рассматривая длительность жизни с христианской и социально-медицинской точек зрения, проблему продолжительности индивидуальной жизни Кант решает в оценочном ключе. В контексте христианской заповеди «чти старость» последняя должна рассматриваться как заслуга. Прожив долгую жизнь и не запятнавший себя ничем, человек как бы приблизился к бессмертию.

Мерой христианской нравственной мудрости у Канта является количество прожитых лет. С социально-медицинской точки зрения старость рассматривается как особенная болезнь, выражающаяся в переходе человека в этом возрасте на уровень «растительного» существования, который в социальном плане не может выполнять свои гражданские обязанности и потому его можно считать больным. Кант относит нетрудоспособности человека к критериям болезни, которая может быть как относительной, так и абсолютной, становясь с возрастом абсолютной. Кант приходит к неутешительном выводу обозначая здесь проблему профессиональной старости: в обществе живых старых людей лишь терпят, а это едва ли можно считать завидной долей. Впервые в философии Кант сформулировал проблему геронтофобии. Он один из первых мыслителей, который раскрыл общее назначение геронтологии как науки: которое заключается не в том, чтобы прибавить годы к жизни, но в том, чтобы прибавить жизнь к годам.

Гегель дает физиологическое и духовное становление старости в русле логоцентризма. По Гегелю, тождество объективного и субъективного и есть, мудрость, или старость. Триадическое построение модели гегелевской системы возрастного развития человека основано на трех возрастных ступенях: ребенка, мужа и старика, которое предполагает приведение крайних возрастов через разрешение противоречий на средней ступени к единому основанию. Одно из утверждений Гегеля, что начальный и итоговый возрасты лишены противоречий. Проявление старости внешне происходит через возрастающее окостенение и ослабление мышц, слабую чувствительность и т.д. Внутренне старость есть бессилие, «всеобщее, простое состояние убыли». Когда количественные отношения переходят в качественные, Гегель квалифицирует старость как болезнь, которая может разрешиться только смертью. Духовная старость, по Гегелю, есть истинная зрелость в противоположность возрастной старости, как болезни.

10 стр., 4614 слов

Смысл жизни и назначение человека

... революции, биотехнологических исследований генома человека. Осознание человеком смысла жизни невозможно без осознания себя в качестве личности. Осознание же своей личности происходит лишь в результате ... памяти потомков. 2. СМЫСЛ ЖИЗНИ И НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА 2.1. Смысл жизни человека Вопрос о смысле жизни человека принадлежит к числу вечных вопросов, на который люди издревле пытались дать ...

Как проблему обретения индивидуальности старость исследована Л. Фейербахом. Главная категория его антропологии — жизнь, данная в ее неисчерпаемости, способности к самовыражению. Сущность старости Фейербах рассматривает в ее свете. Людей Фейербах различает не только по половому признаку, но и по степени их индивидуальности, что фактически есть деление их на молодых и старых. Он указывает на признаки наступления индивидуальной старости: отсутствие стремления к бесконечному познанию, утрата желания быть качественно иным.

От рождения человеку дана индивидуальность, он совершенное существо, у него нет цели развития. Цель развития каждого существа — его непосредственное существование, соответственно возрастное развитие не является необходимым. Каждый возраст не связан с предыдущим, замкнут на себя. Человек проходит по ступеням жизни, ничего не беря с собой в новый возраст, потому конец любого возраста есть старение человека. Идея старости у Фейербаха исходит из того, что производительные силы природы находятся в противоречии с физической природой человека, но прежде чем старость индивида достигнет этого уровня, она созревает на двух других. Первый уровень относится к душевной зрелости, как осознанию человеком своей индивидуальности. Второй уровень старость духовная, связанная с инстинктом самосохранения и формирования собственного мировоззрения. Под третьим уровнем рассматривается телесная старость, которая связана с утратой жизненной силы. Уровни проявления старости у Фейербаха строятся по принципу аксиологического убывания. История философии показывает, что все обстоит наоборот: ценность душевной и духовной старости оказывается выше ценности старости телесной. Фейербах, в силу натуралистической позиции, не раскрыл ни многогранности старости как возраста жизни, ни его культурно-исторического содержания.

Марксом и Энгельсом изучались социальные причины становления нормальной и патологической старости. По их мнению, сущность человека в буржуазном обществе проявляется в превращенных формах, стало быть, и старость в таком обществе тоже деформируется. Изучая положение рабочего класса в Англии, Энгельс констатировал высокую смертность рабочих от непосильного труда, недоедания, ужасов быта — огромное число людей не доживало до своей физиологической старости, они быстро старились, сгнивали «заживо вследствие голода, грязи и болезней». В буржуазном обществе для основной массы людей возраст не является естественной мерой жизни. Производительное отношение человека к действительности есть одновременно и страдание, которое Маркс понимает как «самопотребление человека», что ведет к старости и смерти. Чтобы не состариться преждевременно, человеку необходимо самовосполнение. В буржуазном обществе человек, отмечает Маркс, «представляет для другого человека нечто лишенное ценности». В таких условиях одна часть общества восполняет себя за счет здоровья и жизни других людей, укорачивая жизнь других ради продления жизни собственной. Рыбакова Н.А. Проблема старости в европейской философии: от античности до современности / Н.А. Рыбакова. — СПб. : Алтейя 2006. 288 с. (Серия «Философия России»)

13 стр., 6221 слов

Социальная работа с людьми пожилого возраста и инвалидами

... что с ростом продолжительности жизни и снижением рождаемости значительную часть населения составляют люди пожилого возраста. И, следовательно, есть необходимость в организации помощи пожилому человеку в более широком ключе, нельзя ограничиваться только патронажем, социальная работа с пожилыми должна ...

Принцип самоценности личности отстаивается Марксом, поскольку полная самореализация человека достигается лишь к старости, постольку на обществе лежит ответственность за полноценную личность и в последнем возрасте жизни. Маркс полагает, при отсутствии частной собственности отношения между людьми, опосредуются индивидуальностью самих производителей, тогда они становятся отношениями взаимного дополнения, обогащения способностями и восполнения родового бытия человека индивидуальным своеобразием каждого.

Жизнестойкость каждого поколения — важное условием полноты исторического развития. Гуманизм теории Маркса в отношении престарелого человека заключается в том, что при ликвидации буржуазного общества не будет той категории людей, которую сегодня называют пенсионерами, а более обобщенно — социальными иждивенцами. Посильный труд каждого будет востребован обществом и обеспечен им же.

В учении Маркса старость и смерть признаются в качестве естественного факта, что служит стимулом полноты земной человеческой жизни, где человек живет вопреки своей конечности и имеет перспективу дожить до социально-духовной старости. Этот тип старости предполагает нормальную физиологическую старость, несущую человеку долголетие. Так же предполагает использование всех индивидуальных способностей личности и ее готовность оставить потомкам мир для дальнейшего созидания и творчества. Высшим достижением Нового времени в изучении индивидуальной и антропологической старости можно считать антропологию Канта, указывающую, что при всех изменениях человека и человечества следует сохранять в себе достоинство быть человеком, а также философию марксизма, в которой социальные факторы формирования того или иного типа старости признаны основополагающими.

Выводы по главе I:

1. Историко-философское постижение феномена старости полагает те или иные определения и смыслы в контексте той или иной мировоззренческой парадигмы. Именно здесь максимально обнажается связь таких фундаментальных категорий, как жизнь, рождение, смерть, жизненный путь, «я-образ», возраст, образ старости, дух, душа, тело и др.

2. Смысловая линия философии старости «протягивается» через важнейшие категориальные отношения: старость и мудрость; старость и смерть; старость и авторитет; старость и слава; старость и внутренний суд души; старость и творчество; старость и жажда жизни; старость и инстинкт самосохранения; старость и адаптация и т.п.

3. Не только личность, но и социум всякий раз оказывается перед выбором того или иного типа старости, что обусловлено с мировоззренческой ориентацией и ценностными предпочтениями. Рыбакова Н.А. Проблема старости в европейской философии: от античности до современности. СПб.: Алтейя 2006. 288 с.

ГЛАВА 2. СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ — ПРОБЛЕМА ГЛОБАЛЬНОГО МАСШТАБА

В перечне наибольших опасностей, грозящих миру в следующем веке значатся распространение ядерного, биологического и химического оружия, резкие изменения климата, разные виды высокотехнологического терроризма, финансовые, экономические, политические мировые проблемы и т.д. Но есть ещё одна не вполне осознанная угроза — старение населения, которая может в действительности изменить наше общее будущее серьёзнее, чем любая из перечисленных выше угроз.

Старение населения является глубинным процессом, который сильно сказывается на всех сторонах жизни людей. В экономической сфере старение населения отражается на экономическом росте, занятости, инвестициях, накоплениях, потреблении, пенсионном обеспечении, налоговой политике, а так же в передаче накопленных знаний и опыта из поколения в поколение. В социальной сфере старение населения сказывается на условиях жизни, потребностях в медицинской помощи потребностях в жилье, миграционных тенденциях, эпидемиологической обстановке. В политической сфере старение населения может влиять на результаты выборов. Васильчиков В.М. Постарение населения — глобальная проблема современного социума / В.М. Васильчиков // Социальная политика и социология. — 2013. — №4. — С. 18-20.

2.1 Проблемы старения населения современного общества

Проблема старения человека является той проблемой, которая затрагивает каждого в равной степени и в любом возрасте. Пожилой человек сталкивается с проблемами в современном обществе, общество сталкивается с проблемами при решении вопросов, связанных с пожилыми людьми. Каковы эти проблемы?

В первую очередь это проблемы экономического порядка. Проблема материального обеспечения пожилых людей возникает в силу того, что в подавляющем большинстве они являются нетрудоспособными. Во-вторых, возникают проблемы нравственных взаимоотношений как пожилого человека с обществом, так и общества с пожилыми людьми. В-третьих, много вопросов связанных с решением многочисленных проблем ослабленного здоровья пожилых людей. В-четвёртых, очень важно решение проблемы досуга, культурно-нравственной востребованности пожилых людей, адаптации пожилого человека к новой социальной роли. В разных странах, в различных культурах все эти проблемы разрешаются по-разному. Гладкова М.М. Пожилой человек в транзитивном обществе: проблемы, пути решения, инновации / М.М. Гладкова. — Саратов: Наука, 2013. — 116 с.

Перед большинством индустриально развитых стран, в ХХ веке остро встала проблема роста доли людей пожилого возраста, основными причинами являются: увеличением средней продолжительности жизни населения и резким сокращением рождаемости.

Происходит резкое снижение естественного воспроизводства населения, т.е. количество рождающихся детей не восполняет естественных пропорций демографической стабильности общества, что приводит к сокращению доли молодого поколения по отношению к доле людей старшего возраста. Такие тенденции характерны для большинства современных индустриально развитых обществ. Люди начинают по иному относиться к проблеме воспроизводства населения с ростом уровня жизни. Проблемы количества (главное — больше детей в семье) отходят на второй план и проблема качества (главное — в каких условиях будут жить дети или ребёнок) становится первостепенной, из чего следует, что подавляющее большинство семей имеют либо одного, либо двоих детей. Беляева Л.А. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации / Л.А. Беляева // Социологические исследования. — 2011. — №1. — 64 с

Еще одна ситуация, характерная для индустриально развитых стран с высоким уровнем жизни и стабильной экономико-политической системой, это феномен увеличения средней продолжительности жизни, что является заслугой более благоприятных материальных условий жизни, а также достижений современной медицины. В среднем в данной категории стран доля лиц старше 60 лет составляет 12-22% от общей численности населения.

Процесс старения в индустриально развитых странах населения начался около 30 лет назад и продолжает развиваться нарастающими темпами. По прогнозам ООН к 2025 году доля пожилых людей составит около 20% от общемировой численности населения.

Существует несколько вариантов социальных теорий старения. Общая цель — обосновать социально-философскую позицию пожилого человека и отношения общества к нему.

1. Теория освобождения

В этой теории утверждается, что когда стареет человек, то происходит разрушение его социальных связей, освобождение от различного рода обязанностей, отдаляет пожилого человека от общества, подготавливает этого человека к последнему этапу его жизни — смерти.

2. Теория активности

Сторонники этой теории считают, поскольку с отходом от трудовой деятельности у человека высвобождается масса свободного времени, при нормальном процессе старения человек должен сохранять и увеличивать свои контакты с окружающими.

3. Теория развития и непрерывности жизненного пути

С позиции этой теории, старость, ничем не отличается от предыдущих этапов жизни. Индивидуальный опыт каждого этапа подготавливает личность к выполнению новых социальных ролей и функций на следующем этапе жизни.

4. Теория маргинальности представляет старость как состояние девиантности

По мнению сторонников этой теории, старики находятся в положение изгоев, удел которых — низкие доходы и ограниченные возможности, они предписывают пожилым людям пассивную роль в жизни общества.

5. Теория возрастной стратификации

В этой теории общество рассматривается, как совокупность возрастных групп, то есть общество разделено в возрастном и социальном отношении.

Процессы старения населения, являясь приметой нашего времени, характеризуют начало нового этапа развития демографических отношений и вызывают серьёзные демографические, экономические, общественные, социально-психологические, культурные и медицинские последствия. Выделим четыре группы проблем, которые влекут за собой глобальное старение современного общества.

Первая группа — это демографические последствия, затрагивающие такие характеристики, как:

  • показатель рождаемости;
  • продолжительность жизни и особенно верхние пределы долгожительства, а также количества пожилых людей, которые хотели бы достичь их;
  • распределение материальных ресурсов меду представителями различных поколений;
  • отношение к коллективной ответственности за обеспечение соответствующих стандартов и качества жизни пожилых людей;
  • уровень производительности труда.

Ко второй группе отнесем сфера социальных отношений. Произойдут существенные изменения:

  • в структуре семейно-родственных отношений;
  • в системе поддержки друг друга разных поколений;
  • в характере выбора будущей профессии;
  • в структуре потенциальной занятости.

В третьей группе изменение демографической структуры отразится на рынке труда:

  • изменится соотношение между умственным и физическим трудом и отношение общества к трудовой деятельности;
  • встанет вопрос о профессиональной ориентации и переквалификации трудящихся в пожилом возрасте;
  • трансформируется отношение пожилых трудящихся и работодателей к трудовой деятельности как таковой и проблеме выхода на пенсию;
  • изменятся пропорции занятости среди женщин и мужчин, поскольку женщин в пожилом возрасте значительно больше, чем мужчин;
  • обострится социальный характер проблемы безработицы и потребуются новые подходы к её решению;
  • повысятся возрастные границы выхода на пенсию.

И в четвертой группе изменения коснутся функциональных способностей и состояния здоровья пожилых людей, что повлечёт серьёзные последствия для социальных служб.

Можно предположить, что:

  • расширятся возможности пожилых людей функционально удерживать приобретённые знания, навыки и умения, а также возможности овладевать новыми областями фундаментальных и прикладных наук, новыми профессиональными знаниями;
  • пожилые люди станут необходимым ресурсом для рынка труда и жизнедеятельности общества;
  • изменятся потребности в уходе за пожилыми людьми и в потреблении социальных услуг;
  • произойдут серьёзные перемены, связанные с интенсивностью, эффективностью и результативностью медицинского и социального обслуживания пожилых людей.

Вышеперечисленные факторы отражают лишь вершину айсберга объективных перемен в жизни общества. Сюда необходимо добавить и разнообразные субъективные факторы, которые изменят и внутренний мир пожилых людей.

В современной геронтологии высказывается мысль о том, что постарения населения является прогрессивным процессом, так как находится в прямой зависимости от уровня экономического и общественно-политического развития. Доля пожилых людей в обществе, является показателем общества, в котором достигнут уровень жизни, достаточный для того, чтобы обеспечить такой уровень функционирования систем здравоохранения и социального обеспечения, который позволил бы большинству населения доживать до весьма преклонных годов. Кудрин А., Гурвич Е., Старение населения и угроза бюджетного кризиса / А. Кудрин, Е. Гурвич // журнал «Вопросы экономики» . — 2012. — №3. — с. 52-79

Процесс глобального старения населения, всё-таки, имеет свои отрицательные стороны, поскольку сопровождается резким снижением уровня рождаемости, а это в перспективе ведёт к резкому дисбалансу количества людей трудоспособного и нетрудоспособного возраста. С другой стороны, увеличивающаяся производительность труда даёт основание предполагать, что совершенствование технологий производства компенсирует все недостатки данного явления.

Отсюда можно сделать вывод, что каждое общество или социальная группа или отдельный индивид сами для себя определяют, в соответствии с какой из вышеперечисленных теорий строить свои отношения с пожилыми людьми или наоборот, будучи пожилыми людьми, относиться к собственной социальной роли и положению в обществе, семье, социальной группе. Мамыкина Г.М. Социализация пожилых людей в современном российском обществе / Г.М. Мамыкина // Известия Уральского государственного университета. — 2011. — №3. — С. 286-287

2.2 Тенденции старения населения в условиях современной России

В области старения населения в Российской Федерации наблюдаются следующие тенденции:

  • увеличение численности граждан в возрасте старше трудоспособного возраста (женщины 55 лет и старше, мужчины 60 лет и старше) с 29,8 млн. человек в 2002 году до 35,2 млн. человек на начало 2015 г.;
  • увеличение удельного веса граждан старше трудоспособного возраста в населении страны с 20,5 процента в 2002 году до 24 процентов на начало 2015 г. (каждый четвертый человек находится в возрасте старше трудоспособного);
  • сохранение гендерной диспропорции в населении старше трудоспособного возраста (на начало 2015 года на 1000 мужчин в возрасте 60 лет и старше приходилось 1854 женщины);
  • рост продолжительности жизни населения — с 67,61 года в 2007 году до 70,93 года в 2014 году;
  • сохранение более высокой продолжительности жизни у женщин (в 2007 году — 74,02 года, в 2014 году — 76,47 года) по сравнению с мужчинами (в 2007 году — 61,46 года, в 2014 году — 65,29 года);
  • удельный вес граждан в возрасте 65 лет и старше в населении страны на 1 января 2015 г. — 13,5 процента.

По данным среднего варианта прогноза Федеральной службы государственной статистики, доля граждан старше трудоспособного возраста в Российской Федерации увеличится с 2016 года по 2025 год с 24,6 процента до 27 процентов и составит 39,9 млн. человек. Официальный сайт федеральной государственной статистики

В Российской Федерации процессы старения населения происходят на фоне относительно низкой продолжительности жизни населения и сохраняющейся высокой смертности трудоспособного населения.

Можно выделить следующие основные общемировые вызовы экономике, социальным и политическим институтам в связи со старением населения, которые актуальны и для России:

1. Соотношения между численностью работающих и неработающих людей ухудшилось, что делает необходимым увеличение налогов;

2. Рост расходов на пенсионное обеспечение, медицинское и социальное обслуживание требует дополнительных источников финансирования в пользу пожилых людей;

3. Занятость пожилого населения, обеспечение работой “молодых пожилых”, желающих работать. Одна из сложных проблем, так как рабочих мест не хватает и для лиц трудоспособного возраста;

4. В составе электората становится все больше пожилых людей.

Рассмотрим подробнее эти вызовы и возможные ответы на них.

Согласно международным критериям, пожилыми считаются люди в возрасте 65 лет и старше. В соответствии с этим в большинстве развитых стран установлен (или в ближайшее время будет установлен) возраст выхода на пенсию. В некоторых странах и эту планку предлагается поднять. Так, в частности, пенсионный возраст в Японии будет увеличен с 60-65 до 70 лет и будет единым для мужчин и женщин, как заявил премьер-министр Японии Иосиро Мори. Такое решение обусловлено тем, что в Японии зарегистрирована самая высокая продолжительность жизни и самый низкий показатель рождаемости в мире. С 2012 по 2030 г. этот показатель в Германии, как уже законодательно оформлено, будет повышен до 67 лет.

Рассмотрим эту ситуацию в России. В России повышение пенсионного возраста рассматривается как возможный способ снижения демографической нагрузки на трудоспособное население. Но российская модель смертности значительно отличается от той, что сформировалась в развитых странах, поэтому их опыт организации пенсионного обеспечения нельзя перенести сюда в неизменном виде. В силу того что в России ожидаемая продолжительность жизни у старших возрастных групп крайне низка, повышение возраста выхода на пенсию означало бы для наших пожилых, что у них без всякой компенсации отнимают несколько лет «свободного времени». Современная демографическая политика: Россия и зарубежный опыт/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2015. -№25

Нельзя не принять во внимание и другие негативные последствия этой непопулярной меры. Посмотрим на положение в соседних по отношению к пенсионной системе институтах, например, институт инвалидности. В России до 60 лет доживают 60% мужчин, не менее половины из них имеют какое-то хроническое заболевание. Но достаточно иметь диабет, чтобы получить инвалидность. Поэтому при повышении пенсионного возраста при «доживании» до 60 лет достаточно большое количество мужчин перейдет на инвалидность — так же как и женщин, достигших 55 лет. Финансово для государства получится то же самое, что и сейчас, потому что всем им надо платить пенсию по инвалидности. Поэтому сначала придется поменять критерии получения инвалидности и, конечно, добиться реальных сдвигов в состоянии здоровья населения.

Отдельный вопрос — рынок труда для пенсионеров. Сейчас мужчины в 60 лет (женщины — в 55) уходят на небольшую пенсию, продолжая получать маленькую зарплату. В результате они более или менее выживают. Работу можно найти и в 65 лет, но когда в результате повышения пенсионного возраста люди будут лишены половины дохода в лице пенсии, тогда на маленькую зарплату будет очень сложно прожить. Козлова Т.З. Мониторинг удовлетворенности пенсионеров материальным положением в 2000-е годы / Т. З. Козлова // Социс. — 2011. — №5. — С. 134-136

Люди все равно обратятся в систему социальной защиты, и государству придется оказывать им помощь через программы борьбы с бедностью. Пока в России не будет сформирована система непрерывного образования, пока на рынке труда человек в возрасте 60-65 лет не станет конкурентоспособным, ожидаемого эффекта не будет.

В последние годы наметилась устойчивая тенденция роста занятости пенсионеров. Государственную поддержку без ограничения по возрасту с 2012 года на конкурсной основе получают начинающие фермеры и семейные животноводческие фермы. Более половины глав крестьянских (фермерских) хозяйств, получивших в 2012 — 2014 годах государственную поддержку, — граждане старшего поколения.

Но проблема обеспечения занятости граждан старшего поколения до конца не решается, из-за наличия негативных стереотипов в отношении указанной категории граждан среди работодателей. Не всем пенсионерам удается реализовать свое право на труд. По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2014 году более 196 тыс. граждан старше трудоспособного возраста хотели бы работать, ищут работу и готовы приступить к ней.

Одним из важных направлений государственной политики Российской Федерации является стимулирование занятости граждан пожилого возраст. Оно имеет большое значение с позиции обеспечения доходов пожилых людей, использования имеющегося у них образовательного и трудового потенциала в интересах экономики страны. А также социализации пожилых людей, их интеграции в жизнь общества.

Чисто российские причины, делающие во многом бессмысленным повышение пенсионного возраста: острый дефицит мест в детских садах и столь же острая нехватка услуг по социальному обслуживанию пожилых, традиционно велика роль бабушек и дедушек в воспитании внуков. Писарев А.В. Образ жизни пожилых в современной России / А.В. Писарев // СОЦИС. — 2014. — №4. — С. 37-38.

Повышение возраста выхода на пенсию может сказаться на снижении рождаемости и повлечь еще больший рост беспризорности и социального сиротства. Руководитель Программы ООН по проблемам старения Сидоренко А.В. в интервью, данном во время Международного экологического форума (Санкт-Петербург, 2003) отметил: «В западной культуре есть понятие “рашен бабушка”, собирательный образ российской пенсионерки с совершенно не западным менталитетом. В отличии от пожилой немецкой фрау, которая путешествует и танцует, это жертвенная, энергичная, трудолюбивая натура, живущая интересами своих детей и внуков и одновременно возделывает огород. Так кто же обществу более ценен?». Значительная часть женщин, выйдя в 55 лет на пенсию, ухаживает за малолетними внуками, позволяя своим дочерям выйти на работу.

Огромное значение с точки зрения старения населения имеют расходы на здравоохранение и пенсионное обеспечение. Что касается здравоохранения, то у нас государственные расходы на него ниже, чем в странах «восьмерки». Так, по данным Счетной палаты в 2008 г., в России на эти цели расходовалось 3,5-3,7% ВВП, в то время как в США, Франции, Великобритании, Канаде и Японии их ежегодная доля составляла 7,1-7,9, в Германии и Италии — 6,2-6,8% ВВП.

Планируется, что экономическая модернизация, основанная на быстром росте производительности труда, приведет к значительному увеличению абсолютной массы налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и в систему обязательного медицинского страхования. Отсюда появится возможность существенно нарастить объем бесплатных услуг в пользу пожилых людей. Однако для того, чтобы добиться такого результата, необходимо провести реформу российского здравоохранения.

Пенсионная система сегодня — две самые мощные подсистемы (базовая и страховая), которые по-прежнему строятся на принципе солидарности поколений. Но даже они не в состоянии ослабить мощное влияние долговременного и неизбежного демографического фактора старения населения. Первоначальный замысел формирования страхового принципа пенсионной системы еще в середине 2000-х гг. был дезавуирован, уже происходит смещение от страхования к механизму социального обеспечения. Накопительный элемент не приобрел ожидаемую весомость в пенсионной системе.

Создание стимулов к легализации оплаты труда как основы для формирования будущей страховой пенсии составляло одну из целей пенсионной реформы. Однако на практике эта связь оказалась неочевидной. Неформальный сектор рынка труда не сократился, а лишь реорганизовался. Часть трудовых доходов по-прежнему носит неформальный характер.

Сохраняется и растет высокая степень государственного монополизма в управлении пенсионной системой. Негосударственные пенсионные фонды и прочие коммерческие институты не смогли стать сильными факторами пенсионной системы.

За последнее десятилетие события в пенсионной сфере показали высокую опасность ее зависимости от текущих экономических кризисов и политических приоритетов. Текущее финансовое состояние Пенсионного фонда РФ и среднесрочный прогноз указывают на высокие риски финансового дефицита при различных экономических и политических сценариях. Государством принимаются новые обязательства, которые влекут дополнительные расходы, не подкрепленные адекватными источниками финансирования. Рельефный пример — новации в пенсионной системе (2009 г.), имевшие своей целью достижение минимальным размером пенсий уровня прожиточного минимума.

Накопленные временем все проблемы пенсионной системы страны уже не могут быть устранены лишь локальными решениями.

В конце декабря 2013 года после бурных обсуждений депутаты окончательно приняли решение о проекте пенсионной реформе. ФЗ «О накопительной пенсии» и «О страховых пенсиях» подписаны президентом 28 декабря. Также внесены изменения и дополнения в действующие нормативные акты, связанные с пенсионным обеспечением.

С 2015 г началось начисление пенсий по новой методике, разработанной два года назад. Сами пенсионные накопления разделились на две группы: страховые и накопительные. Первая группа формируется за счёт обязательных платежей граждан в Пенсионный фонд, а вторая носит сугубо добровольный характер.