Современные социологические проблемы физической культуры и спорта

Введение

Современный этап развития нашего общества характеризуется неравномерностью экономического развития, возрастанием социальных противоречий, в том числе и в сфере физической культуры и спорта. И здесь неоценимую роль играет социология физической культуры, которая призвана исследовать возникающие проблемы и обосновать основные направления их преодоления.

Сегодня по сути дела нельзя найти ни одной сферы деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку такие ее составляющие, как массовый спорт, спорт высших достижений, олимпийское движение являются общепризнанными материальными и духовными ценностями. Для современного человека характерно понимание общественной и личной ценности феноменов физической культуры и спорта, поскольку они составляют важнейшую часть общей культуры общества.

Интенсивно развивающиеся процессы интеграции физической культуры и спорта в экономику, культуру, здравоохранение, религию, экологию и другие виды социальной жизни предполагают формирование новой стратегии и тактики ее использования в повседневной жизни каждого человека. Этому способствует также изменение государственного и политического устройства страны, в результате которого произошло резкое расслоение людей по уровню доходов, образованности и возможностей пользоваться услугами в сфере физкультурно-спортивной деятельности.

Сегодня необходимо исследовать проблемы детско-юношеского спорта, спорта высших достижений, олимпийского движения в целях определения их роли и места в российском обществе, так как именно эти феномены способны формировать и преобразовывать как социальную реальность, так и каждого конкретного человека.

1. Социологические проблемы физической культуры и спорта

Проблемы любого явления в общественной жизни связаны, как правило, с теми компонентами, которые составляют его содержание. С точки зрения физической культуры к ним относится деятельность людей, в основе которой лежит их стремление к удовлетворению своих потребностей, а в конечном итоге совершенствование объективных условий жизнедеятельности.

Массовость как закономерность функционирования и развития физической культуры.

Идея массовой культуры, в том числе и физической, исходит из того, что по мере развития общества исчезает его классовая поляризация и главенствующую роль в историческом процессе начинает играть «масса». Понятие «масса» имеет не только количественные характеристики (большинство общества), но и качественные: обезличенность, преобладание чувств, утрата интеллекта и личной ответственности за свои решения и поступки.

11 стр., 5442 слов

По физической культуре «Значение физической культуры и спорта ...

... является физическая культура и спорт. Сфера физической культуры выполняет в обществе множество функций и охватывает все возрастные группы населения. Полифункциональный характер сферы проявляется в том, что физическая культура - это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, ...

Культура — совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Согласно исследованиям зарубежных ученых, общество делится на массу (толпу), не понимающую сути происходящего, публику, которая кое-что понимает, и элиту, имеющую доступ к высшим культурным ценностям. Отсюда «массовым» называют такое общество, в котором человек становится безликим элементом социальной машины, «винтиком», подогнанным под ее потребности. А массовой культурой называют то, что противостоит подлинной культуре.

Суть массовой культуры состоит в том, то она создается для целей потребления. Главная ее функция — развлекательно-компенсаторная, организация досуга. Это культура, лишенная внутреннего источника развития и функционирующая на основе социального заказа. Она является массовой по объему, т.е. охвату аудитории и по времени, т.е. производится постоянно, изо дня в день.

Считается, что примером массовой культуры могут служить бесконечные телевизионные сериалы, так называемые «мыльные» оперы. Задача массовой культуры — создание иллюзии счастья.

Широкое распространение «штампованных» (безвкусных) мероприятий, по мнению западных социологов, свидетельствует об обратной зависимости между материальным и культурным уровнем населения: достаточно быстрое массовое повышение уровня жизни сопровождается уменьшением духовных запросов.

Вышеприведенные характеристики массовой культуры нельзя в полной мере присовокупить к культуре физической, так как пустое времяпровождение в ней заменяется осознанным выполнением физических упражнений.

Массовая физическая культура относится к социальной сфере общества. В ее основе лежат социальные потребности в физическом совершенствовании людей, в формировании у них двигательных навыков и умений, в оздоровлении, реабилитации, рациональной организации свободного времени. Этими потребностями и продиктована необходимость организации особого социального института — физической культуры. Необходимость и стремление людей к удовлетворению социальных потребностей в физкультурной деятельности составляют одну из основных движущих сил, определяющих массовость физической культуры.

Развитие массовой физической культуры рассматривается как важный компонент нравственного воспитания, как существенный фактор организации досуга людей, как способ утверждения норм здорового образа жизни, а в конечном итоге отвлечения от вредных привычек (табакокурения, чрезмерного употребления алкоголя, наркомании).

Массовость физической культуры определяется интегральными общественными факторами: социально-экономическими, социально-политическими, социально-культурными. В физической культуре воздействие этих факторов особенно заметно.

Детальное рассмотрение роли и значимости ведущих факторов позволит оценить их влияние, а значит, и влияние общества на процесс развития физической культуры как социокультурного явления.

13 стр., 6191 слов

Организация социально-культурной деятельности в Детском доме ...

... изучению данной проблемы. В данной курсовой работе мы хотим выяснить особенности организации социально-культурной деятельности среди детей на базе Детского Дома культуры имени Д.Н. Пичугина. Степень ... помимо культурно-просветителькую деятельность. Основными направлениями деятельности клубов и библиотек на тот момент стали: агитационно-пропагандистская, оборонно-массовая работа, участие в обучении ...

Социально-экономические факторы. Роль экономики в жизнедеятельности любого человека и общества в целом трудно переоценить, поскольку люди прежде всего должны биологически обеспечивать свою жизнь (есть, пить, одеваться, иметь жилье).

Для удовлетворения этих потребностей человек должен производить материальные блага.

Экономика влияет на развитие всех компонентов общества, а через них и на другие стороны социальной жизни. Преобразование экономической деятельности в социальную получило в социологии название социально-экономического фактора. Физическая культура, являясь неотъемлемой частью социума, имеет также социально-экономические факторы, определяющие ее существование и развитие, которые выражаются в ее экономической обусловленности и экономическом обеспечении.

Экономика страны должна создавать условия для эффективной физкультурной деятельности. Зависимость материальной базы от развития экономики очевидна. Первоначально физкультурная деятельность не требовала организации особых условий и обходилась естественными средствами — дорожками для бега, водоемами для плавания и т.д. Затем появляются специальные приспособления, гимнастические снаряды, площадки, стадионы, бассейны, залы для спортивных игр, катки, лыжные трассы и т.д. Физкультурная практика начинает создавать искусственную среду — тренажеры, позволяющие выполнять упражнения специальной тренировочной направленности. Развитие экономики обусловило возможность для подготовки и содержания специалистов по физической культуре, а также финансовое, кадровое, научное обеспечение в обслуживании физкультурной деятельности.

Важнейшими условиями активной самостоятельной физкультурной деятельности является экономическое благополучие людей, их удовлетворенность предметами первой необходимости. Экономика обеспечивает нужный для человека уровень благосостояния, создает предпосылки для появления свободного времени и средства для его рационального проведения.

Социологические исследования в сфере физической культуры, направленные на изучение роли, места и социально-экономической эффективности физкультурной деятельности в социальной жизни свидетельствуют, что регулярно занимающиеся физическими упражнениями работники приносят своему предприятию дополнительно 440 рублей прибыли в год (Л.И. Лубышева).

Социально-политические факторы. Роль политики в сфере физической культуры состоит в регулировании правовых и идеологических аспектов физкультурного движения, в определении его статуса в обществе. Политическая сфера общества создает условия для организации физкультурной деятельности людей и обеспечивает право заниматься ею в соответствии с интересами и потребностями населения. В то же время государственная политика может играть и стимулирующую роль, предоставляя льготные условия для развития тех социальных функций физической культуры, которые выгодны государству.

Физическая культура и спорт широко используются в пропагандистских целях, для популяризации политических лидеров, партий, движений, в предвыборных и других кампаниях.

7 стр., 3222 слов

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников средствами физической культуры.

... форм жизнедеятельности. Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека; совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека. ...

Таким образом, совершенно очевидно, что физическая культура служит политике. В современных государственных структурах есть официальные организации, управляющие физической культурой, которые контролируют, поддерживают и стимулируют физкультурную активность людей.

Социокультурные факторы. К социокультурным факторам относятся общественное сознание, ментальность общества, нравственные нормы, художественные взгляды и предпочтения, религиозные верования, наука и искусство.

В задачи социологии входит изучение социокультурных факторов как основных составляющих развития общества, приобщения населения к регулярным занятиям физической культурой. Действие социокультурных факторов состоит в формировании ценностного отношения к физкультурной деятельности различных групп населения, в упорядочении этой деятельности, придании ей организационно-управленческого характера.

Механизм формирования ценностного отношения во многом обусловлен уровнем общественного мнения в отношении полезности физической культуры и спорта, пропаганды, рекламы, качеством физкультурного образования и воспитания, обучения физическим упражнениям.

Особое место занимает политическая деятельность государства в повышении значимости физической культуры, формирования осмысленного отношения к здоровому образу жизни молодого поколения и в целом оздоровления нации.

Результаты научных исследований, доказывающие эффективность влияния физических упражнений на здоровье занимающихся, их физическое состояние и подготовленность, также могут служить ориентиром положительного отношения к физкультурной деятельности.

Социокультурные факторы определяют направление движения в развитии физической культуры, придают ей целесообразность, наполняют духовностью, идеологией и ценностным смыслом.

В то же время и физическая культура оказывает воздействие на духовную жизнь общества. Телесная красота во все века ценилась как одна из эстетических ценностей, что подтверждают картины живописцев и другие произведения искусства.

Увеличение количества людей, занимающихся физическими упражнениями, отказавшихся от вредных привычек и сохраняющих высокую работоспособность на протяжении всей жизни, является приоритетной задачей любого государства. В этом аспекте перечисленные факторы играют главенствующую роль.

2. Социальные функции спорта высших достижений и современного олимпийского движения

Спорт как разновидность общественной деятельности включает в себя собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней (тренировочный процесс), специфические отношения, нормы, достижения, а также определенные ценности, возникающие в процессе этой деятельности. Значение спорта универсально, определяется структурой современного общества и обусловлено многочисленными функциями. Причем функции спорта не ограничиваются только соревновательными действиями, победами и поражениями, а включают и другие социально значимые цели.

Спорт как школа воспитания моральных и психологических качеств. В процессе занятия спортом между людьми возникают многочисленные связи, которые проявляются в передаче знаний, опыта, навыков. Спорт органично включен в целостную отлаженную социально-педагогическую систему, он является одним из действеннейших факторов воспитания личности, особенно в детском и юношеском возрасте.

10 стр., 4787 слов

Воспитание культуры здорового образа жизни

... физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Воспитание культуры здорового ... умственной деятельности. Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном): * Физическое здоровье ... Роль физкультуры в развитии личности Воспитание -- процесс необычайно сложный, многосторонний и вместе ...

При освоении нового вида деятельности, каковым является и спорт, значительно расширяется круг участников педагогического процесса. Специалисты спорта передают соответствующие знания и умения своим воспитанникам, формируя тем самым личность спортсмена.

Спорт высших достижений формирует такие важные качества, как честность, чувство долга, уважение к сопернику, гордость за принадлежность к определенной команде, и другие. Так, в некоторых видах спорта, например в большом теннисе, существуют негласные кодексы чести спортсмена. А такой на первый взгляд агрессивный вид спорта, как профессиональный бокс, способствует развитию у спортсменов определенных нравственных качеств. В интервью абсолютного чемпиона мира по всем боксерским версиям Константина Дзю (2003 г.) об этом говорится так. На вопрос корреспондента еженедельника «Аргументы и факты»: «Кого вы видите на ринге, врага или соперника?», он ответил: «Я вижу только соперника, потому что я знаю, что такое боль, я прошел через это».

Воспитание — это специфически организованная деятельность педагогов (тренеров, инструкторов, менеджеров) и воспитуемых (спортсменов) для достижения намеченных целей, формирования и развития личности, включение ее в повседневную жизнь.

В научно-методической литературе воспитание может рассматриваться в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова в основе понимания воспитания лежит предположение, согласно которому индивидуум постоянно подвержен влияниям, которые могут иметь для него (в каждом конкретном случае по-разному) воспитательное значение. Воспитание в широком смысле слова имеет две характерные особенности. Во-первых, в нем подчеркивается неоспоримый факт того, что воспитательное воздействие может производиться и ненамеренно, по крайней мере, не запланировано. Во-вторых, это понятие исходит из того, что не только люди, но и вещи, например системы и их структуры, могут оказывать воспитательное влияние.

Следовательно, воспитание в широком смысле слова определяется спонтанностью и в то же время воспитательной значимостью связанных с ним процессов, равно как и тем фактом, что помимо людей воспитывать могут вещи и конкретные дела.

Под воспитанием в узком смысле слова понимается воспитательная деятельность как личный, направленный на конкретную личность процесс, в ходе которого уже вполне воспитанный человек, совершенно сознательно и намеренно, с полной ответственностью оказывает воздействие на только вступающего в жизнь человека, помогая ему обрести свое место.

Обучение — это специфический способ овладения знаниями, умениями, навыками, получения образования, направленный, прежде всего, на всестороннее развитие личности.

Роль спорта в формировании личности человека всегда проявлялась особенно значимо. В различных общественно-экономических формациях спорт являлся общей социальной системой воспитания. Спорт именуют «школой жизни», «школой эмоций», «школой характера», «школой воли».

Реальное воспитательное значение спорта зависит от участников образовательного процесса и, прежде всего, от тренеров. С одной стороны, могут возникнуть условия, способствующие формированию высокомерия, чрезмерной гордыни, резкого противопоставления себя окружающим, что способствует проявлению «звездной болезни». С другой стороны, при правильно организованном педагогическом процессе, формируется социально значимая личность спортсмена, способного к достижению высоких результатов не любой ценой, а на основе научно организованного тренировочного процесса.

5 стр., 2046 слов

Плавание как вид спорта, история и развитие

Плавание не мало важно для здоровья человека, т.к во время занятии этим видом спорта очищается кровь, развивается дыхательная система, а также при занятиями плаванием кровь насыщается кислородом. Так же этот вид спорта снимает ...

Современные научные знания и прогрессивная социально-педагогическая технология по освоению новых видов и форм деятельности исходят из того, что все участники образовательно-обучающего процесса взаимодействуют активно. Внешние воздействия субъекта обучения сочетаются с активной творческой познавательной внутренней реакцией объекта, на которую обращены эти воздействия.

Спорт решает задачи всестороннего развития целостной личности в учебно-воспитательном процессе. Эти задачи достигаются при соблюдении определенных теоретико-методологических положений (Жолдак В.И., Сейранов С.Г.):

  • совокупная субъект-объектная система социально-педагогических отношений, обеспечивающая и определяющая сущность и взаимоактивный, взаимовоспитывающий характер взаимодействий между педагогами и детьми (тренером или руководителем группы и спортсменами);
  • единство воспитания и обучения при ведущей роли воспитания и их определяющего значения по отношению к развитию ребенка, формированию, социализации и воспитанию гражданственной, патриотической и гуманистической личности спортсмена;
  • целостное самодеятельное формирование детской личности в системе социально-педагогически организованной деятельности, отношений и общения;
  • концепция воспитательного коллектива как субъекта, объекта и основной формы целостности учебно-воспитательного процесса;
  • единство принципов воспитания и обучения как целостного педагогического процесса и методологической основы социально-педагогического подхода к спортивной, туристской деятельности;
  • концепция единой многоступенчатой системы методов организации и самоорганизации детьми учебно-воспитательного процесса, взаимодействия и воздействия в нем.

Спорт является мощным фактором социализации личности и ее социальной интеграции. Межличностные отношения соперничества, сотрудничества между спортсменами, между спортсменами и тренерами, организаторами, спортивными арбитрами, совокупность всех этих отношений и составляют основу формирующего влияния спорта на личность, усвоения ею социального опыта в сфере спорта.

Спорт — определяющая часть системы знаний. Достижение социально значимых целей в любом виде деятельности, в том числе и в спорте, невозможно без научного знания, взаимодействия спортивной науки с другими дисциплинами. Междисциплинарные связи могут обеспечить получение нового интегративного знания: рассмотрение человека как целостного объекта спортивной деятельности в единстве развития его психических, физических и социальных сторон. Спорт представляет собой особый тип творческой поисковой деятельности. Известно, что на пути к высокому спортивному результату человек должен найти новые средства подготовки, методы и условия мобилизации, функциональных и двигательно-технических способностей, неуклонно раздвигать рубежи кажущихся их границ. В этом состоит его главная «эвристически-достиженческая» функция (Л.И. Лубышева).

Однако нередко встречаются высказывания, что большой спорт не может являться объектом индивидуального личностного образования. В основном эти нападки объяснялись негуманностью профессионального спорта, а также проявляемыми им тенденциями к отчуждению и манипулированию человеческой личностью. По мнению данных критиков, спортсмен-профессионал, спортсмен-разрядник и рекордсмен потому испытывают на себе феномен отчуждения, что теряют свое собственное «я». Спортсмен, по утверждению критиков, становится жертвой требований, предъявляемых ему обществом, в силу чего он лишается возможности свободного самовыражения. Вместо того чтобы поставить рекорд в своих личных интересах, повинуясь при этом только собственной свободной воле, он якобы попадает в зависимость от навязываемых ему условий и обстоятельств. Часто накал критических выступлений достигает своего апогея в виде упрека, адресованного большому спорту, обвиняемому в недооценке возможностей, которыми располагают спортсмены для своего самовыражения.

Другие критики видят проблему в образе человека, формирующегося в процессе занятий спортом. Они утверждают, что если спортсмен-разрядник тренируется, как какая-то мускульная машина, запрограммированная на обязательное достижение спортивного результата, или как подчиняющийся чужой воле робот, одержимый жаждой успеха. То нет никакого сомнения в том, что подобные характеристики связаны с определенным образом человека, главной и чуть ли не единственной чертой которого представляется «ложное развитие», приводящее его к превращению в робота, образ, который не должен служить примером для подражания.

Таким образом, задачи педагогического образования приобретают теперь двойной характер. С одной стороны, оно должно создавать образы человека (спортсмена) как уже существующие в действительности, так и идеальные, а с другой — проверять, в какой степени такие образы могут стимулировать теоретические исследования в области образования.

Спорт как средство международного культурного обмена. В спортивной деятельности принимают участие представители различных национальностей и культур. Это является одним из важнейших средств международного культурного обмена XXI века. Проведение соревнований в различных городах, странах и континентах обогащает культурный потенциал спортсменов, расширяет их интеллектуальный кругозор, способствует взаимообогащению культур.

Проблема соотношения спорта и культуры, попытки рассмотрения спорта с позиции культуры и как части человеческой культуры возникли давно. Спорт является составной частью культуры, ее разновидностью, он выполняет культурные функции во многих отношениях. В качестве общих черт спорта и культуры выделяют свободное время (как общий для них источник), элементы игры, тесный контакт спорта и искусства. Спорт и культура выражают одни и те же этические значения, способствуют объединению представителей различных социальных слоев населения и народов в целом.

Связи спорта с культурой целесообразно искать не во внешней «схожести» этих явлений, а в общности генезиса, исторического развития, в детерминированном характере функционирования, в социальной ориентации каждого явления и совпадении областей общественной деятельности, в которых проявляются функции и содержание каждого из них.

В истории развития спорта учеными и исследователями в рамках многочисленных конференций принимались различные декларации, утверждающие, что спорт — это фактор цивилизации, способствующий передаче культурных и идеологических ценностей, вбирающий в себя достижения науки и техники и отвечающий моральным и юридическим нормам. Спорт способствует развитию отдельных личностей и наций. Целеустановка для этой новой педагогической парадигмы отражена в Международной хартии физического воспитания и спорта ЮНЕСКО, где говорится, что в учебных программах необходимо отвести важное место воспитательной деятельности, основанной на ценностях спорта и последствиях взаимодействия между спортом, обществом и культурой.

Мощнейший прорыв в области высоких спортивных технологий во многих странах мира заставляет людей обмениваться новыми достижениями в изготовлении оборудования, инвентаря, одежды, обуви, строительстве новых оригинальных спортивных сооружений. За последние годы в области спорта возникли новые отрасли научных знаний и методы научных исследований, открыты новые возможности развития человека, познания его жизнедеятельности, значительно расширены представления о пределах человеческих возможностей, о допустимых физических нагрузках. Все это входит в духовные ценности человека, в его духовную культуру.

Современные медицинские технологии позволяют использовать нетрадиционные средства фармакологической поддержки и восстановления работоспособности спортсмена. Они становятся достоянием всей мировой спортивной индустрии.

Их высокая эффективность особенно ощутима в области методики спортивной подготовки, спортивной техники, программирования тренировки.

Таким образом, спорт развивает и создает совершенно уникальную продукцию, обладающую высокой социальной ценностью, востребованную всем мировым сообществом. По прогнозам социологов, в дальнейшем развитие спорта предполагает размывание национальных и континентальных границ. Уже сейчас многие спортсмены тренируются и выступают в командах различных государств, при этом являясь гражданином совсем другого государства. Они играют в национальных командах, участвуют в открытых национальных первенствах, тренируются в национальных центрах, тренеры работают в различных национальных командах. По сути дела представители спорта высших достижений являются полпредами своего государства в других странах мира.

Лучшие достижения в области науки и методики становятся достоянием всех спортсменов мира. В мировую социально-политическую систему в качестве ее элементов входят различные спортивные объединения: Комитет по делам спорта в Совете Европы, международные спортивные федерации по видам спорта, международные комитеты по оценке физического состояния населения (ЮРОФИТ) и т.д. Вопросы развития спорта обсуждаются в ООН, парламентами государств, принимаются международные декларации.

Спорт как часть экономической системы страны. Занятия спортом требуют соответствующего снаряжения, экипировки, а также соответствующей материально-технической базы. В некоторых видах спорта современная экипировка играет решающую роль в достижении высоких спортивных результатов.

Существует спортивная индустрия, включающая в себя производство, рекламу, продвижение и реализацию спортивных товаров. Спортивный бизнес — это бурно развивающаяся отрасль, которая поддерживает и развивает экономику любого государства. За право проведения олимпийских игр, чемпионатов и кубков мира, других престижных соревнований разворачиваются ожесточенные войны. Эти ожесточенные войны обусловлены тем, что проведение значимых спортивных соревнований приносит неплохую прибыль организаторам. Прибыль в спортивных мероприятиях определяется продажей телевизионных прав на трансляцию самых различных соревнований, рекламными акциями, продажей билетов, символики, атрибутики, спонсорской помощью. Немалая доля средств получается от заключения контрактов со спортсменами и тренерами.

В спортивную индустрию вовлекаются миллионы людей. Спорт создает рабочие места, производит широкую номенклатуру спортивных товаров и услуг.

Спорт как зрелище и способ организации досуга. Зрелищность спорта очень высока, поскольку привлекает своей яркостью, непредсказуемостью и интригой. Дух спортивной борьбы, демонстрация высочайшей спортивной техники, красота и пластика, ожидание результата исхода состязания вызывают интерес у миллионов болельщиков.

Зрелищные спортивные мероприятия являются мощнейшим фактором отвлечения молодого поколения от табакокурения, наркомании, употребления алкоголя и т.п.

Проводимый чемпионат мира по легкой атлетике во Франции (2003 г.) показал, что умело организованные соревнования привлекают на стадион огромное количество людей. Так, в отдельные дни соревнования посетили около 50 тыс. человек. Умение привлечь зрителя на трибуны стадионов — это целая наука. И проводимый чемпионат показал, что правильно выбранная тактика помогает привлечь на стадион огромное число зрителей даже в таком, казалось бы, незрелищном виде спорта, как легкая атлетика.

3. Коммерциализация современного спорта

Такое явление, как коммерциализация отечественного спорта, не всегда находило понимание у специалистов физического культуры. Некоторые исследователи рассматривали коммерциализацию спорта как негативное явление, пагубно влияющее на воспитание человека и препятствующее гармоничному развитию личности. Однако современные реалии общественного развития убедительно свидетельствуют о необходимости развития рыночных отношений в области спорта и особенно спорта высших достижений.

В современных условиях, учитывая опыт олимпийского движения, представляется возможным и целесообразным с других позиций рассмотреть принципиальные социологические и социально-педагогические аспекты коммерциализации спорта и понять объективное влияние рынка на тенденции его дальнейшего развития.

Коммерциализация спорта включает следующие составляющие (Жолдак В.И., Сейранов С.Г.):

  • социальную;
  • экономическую;
  • финансовую;
  • кадровую.

Социальная составляющая коммерциализации спорта имеет три ключевых компонента:

  • выбор и продвижение работников (спортсменов, тренеров, судей) в соответствии с их деловыми качествами и компетентностью, с учетом других основных критериев: а) высокой квалификации;
  • б) опыта общения и готовности к сотрудничеству, лояльности к организации, команде предприятию, фирме;
  • заработная плата должна (обязана) быть справедливой и стимулирующей добросовестный и качественный труд;
  • ликвидация барьеров (статусных, стратификационных, социально-психологических) между различными категориями работников, формирование «духа команды» и «общего дела».

Экономическая составляющая действий в рыночных условиях предполагает гарантированную ответственность организации, команды, фирмы (спортивной федерации, спортивного клуба) за свои действия, создание необходимых условий для планомерного и обеспеченного тренировочного процесса.

Кадровая составляющая включает разработку системы найма, которая учитывает: а) желание работника выдвинуться, что стимулируется рейтинговой системой оценки классификации спортсмена; б) наличие желания освоить им специфику своей деятельности; в) добиться существенных результатов в своей деятельности.

Кадровая политика предполагает соблюдение определенных правил работы с людьми:

  • отношение к спортсмену должно быть не только как к штатному работнику, но и как к личности;
  • заработная плата должна соответствовать уровню спортивной квалификации, усилиям и реальному вкладу в общее дело, а также стимулировать члена команды к еще лучшей работе;
  • ясная и определенная возможность поступательной карьеры спортсмена должна строиться в зависимости от успешности его деятельности.

Все это напрямую относится к деятельности спортсмена, тренера, менеджера и руководителя (владельца) команды. Все взаимоотношения между ними организуются на основе контракта, в котором оговариваются условия труда, выполнение заданий, заработная плата и штрафные санкции за невыполнение контрактных условий.

В практике важную роль играет выбор финансовой составляющей профессиональной команды, которая включает бюджет команды и некоторые другие вопросы.

В настоящее время формирование бюджета команды по различным видам спорта является одной из главных задач, которая обеспечивает полноценное участие спортсменов в соревнованиях и достижение существенных результатов.

Без денег в современном спорте не обойтись. Например, большой футбол в нашей стране иногда называют «игрой миллионов». В этой игре «бедняки» могут выиграть матч-другой на морально-волевых качествах, но не более. Для стабильного результата нужны серьезные кадры и серьезные стимулы, которые и определяются бюджетом команды (таблица).

В то же время сами по себе деньги не могут решить всех задач, стоящих перед командой. Эффект от одних и тех же денежных средств может быть абсолютно разный и определяется не только их толковым распоряжением, но и чистотой намерений. Кто-то приобретает стоящих футболистов, приглашает квалифицированного тренера, вкладывает в собственную школу материальные средства и всерьез борется за лидерство. А кто-то занимается пополнением собственных карманов за счет разницы официальной и реальной цены игроков.

Таблица 1. Бюджеты профессиональных футбольных клубов в чемпионате России в 2004 г.

Клуб (место в чемпионате)

Бюджет (млн. долл.)

Количество забитых мячей

Стоимость забитого мяча (тыс. долл.)

1. ЦСКА (Москва)

49

38

775

2. «Локомотив» (Москва)

39

23

590

3. «Зенит» (Санкт-Петербург)

48

17

354

4. «Торпедо» (Москва)

48

11

229

5.?«Крылья Советов» (Самара)

47

15

319

6. «Шинник» (Ярославль)

29

10

345

7. «Спартак» (Москва)

42

30

714

8. «Сатурн» (Московская обл.)

34

17

567

9. «Москва»

34

12

353

10. «Рубин» (Казань)

28

15

536

11. «Алания» (Владикавказ)

26

8

308

12. «Динамо» (Москва)

26

17

654

13. «Амкар» (Пермь)

24

7

292

14. «Ростов»

26

8

308

15. «Кубань» (Краснодар)

23

12

522

16. «Ротор» (Волгоград)

26

6

231

Важное значение в бюджете любой профессиональной команды играет заработная плата игроков. За последние годы она росла такими быстрыми темпами, что стала одной из причин локаута в Национальной хоккейной лиги (2004 г.).

В результате установления предельных границ зарплаты игроки, не согласные с такими действиями руководителей команд, устроили забастовку.

В нашей стране сфера спорта высших достижений еще не имеет достаточно устойчивой системы финансирования. Следует отметить, что мировая практика использовала два направления финансирования спортивной деятельности. Первое направление характеризуется 100%-ным государственным финансированием спорта. Эта система была свойственна всем социалистическим странам, а в настоящее время — Китаю. Считается, что такая модель в рыночных условиях бесперспективна (Сейранов С.Г.).

Однако итоги выступления сборной команды Китая на XXVIII летних Олимпийских играх, свидетельствуют об обратном.

В китайской модели большой спорт — часть государственной идеологии. Там побеждать на Олимпиаде значит доказывать преимущества политической системы. Причем каждая такая победа спортсмена конвертируется во славу.

Второе направление имеет смешанное финансирование физической культуры и спорта. Часть средств поступает из государственной казны (меньшая), значительная же часть средств происходит из внебюджетных источников. Например, в США большой спорт — часть общественного престижа и вид бизнеса. Там побеждать на Олимпиаде значит осуществлять «американскую мечту». Причем каждая такая победа конвертируется в деньги.

Проблема спорта высших достижений в России состоит в том, что он находится между двумя этими направлениями. С одной стороны, государство уже не в состоянии сделать из спорта большую политику, а с другой стороны — не в состоянии превратить большой спорт в престижный бизнес.

Варианты государственной поддержки спорта могут быть различными. Так, в некоторых странах принимаются законы, позволяющие существенно снизить налогообложение своей деятельности, направленной на развитие спорта (США).

В других странах принимаются законы, регулирующие права Национальных олимпийских комитетов (НОК) на организацию спортивных лотерей и тотализатора, прибыть от которых идет спортивным федерациям, спортивным сооружениям и клубам (Италия, Франция).

В Бельгии спонсорские платежи, включая средства на обеспечение социальной жизни корпоративных служащих (например, посещение спортивных клубов, оздоровительных комплексов или соревнований), освобождаются от налога на прибыль как затраты спонсоров. В Финляндии платежи в спортивные ассоциации также относятся к корпоративным расходам и не облагаются налогом.

В современной развитой экономике распределение ограниченных ресурсов для удовлетворения разнообразных общественных потребностей делят между собой рынок и государство. Рынок сферы физической культуры и спорта на 70 % — это рынок услуг.

В спорте преобладает производство услуг малых и средних предприятий, которым свойственна высокая чувствительность к рыночной конъюнктуре в связи с невозможностью транспортировать и складировать эти услуги.

При формировании услуг в физкультурно-спортивной деятельности необходимо использовать опыт стран Запада, который предполагает учитывать теорию ограниченности рыночного механизма в данной сфере и формирование хозяйственных отношений на принципах смешанной экономики при значительной роли общественного сектора. Данное положение исходит из ограниченности рыночных отношений в сфере спорта, роли государства в производстве общественных благ, обеспечения гарантий в пользовании социально значимыми услугами всем членам общества, регулирования производства смешанно-общественных благ (Жолдак В.И, Сейранов С.Г).

В соответствии с теорией частного и общественного блага услуги физической культуры и спорта могут являться чистым общественным благом, смешанным общественным, коллективным и частным благом. Поэтому организационный и экономический механизм функционирования инфраструктуры отрасли определяется развитием четырех секторов: государственного, смешанного (частного некоммерческого), общественного и частного коммерческого.

Роль государства в сфере физической культуры и спорта направлена на формирование государственной политики. В том числе разработку государственных программ отраслевого развития на федеральном и местных уровнях, программ в помощь олимпийскому движению в стране. С развитием рыночных отношений роль государства в регулировании рынка физкультурно-спортивных услуг становиться дифференцированной, что выражается в применении различных методов прямого и косвенного воздействия (ценовых, налоговых, кредитных).

Развитие спорта высших достижений — это не самоцель спортивных клубов и федераций. Оно определяется общественной потребностью в подготовке высококвалифицированных спортсменов с целью поддержания престижа страны на международной арене, проведения крупных спортивных соревнований и удовлетворения спроса населения на спортивно-зрелищные услуги. В связи с этим в организации и финансировании спорта высших достижений весьма важно значение государственной поддержки.

Одной из основных проблем коммерциализации спорта высших достижений является проблема справедливого вознаграждения за достижения в соревнованиях. Фактически довольно незначительное количество спортсменов высокого класса получает фантастические суммы, в то время как большинство их коллег вообще не получают ничего или еле сводят концы с концами. Капитан команды российских теннисистов Ш.А. Тарпищев утверждает, что если такое положение сохранится еще лет десять, то система спорта высших достижений во многих видах может лишиться шансов на выживание.

Таким образом, в спорте высших достижений, как и в других сферах деятельности, существует множество проблем, решение которых видится в совместных усилиях государственных, общественных и коммерческих организаций.

4. Ценности современного спорта в условиях различных социальных систем

В современной отечественной и зарубежной литературе под ценностями понимаются явления, предметы и их свойства, которые необходимы людям или отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов. Кроме того, под ценностями могут пониматься соответствующие нормы, цели и идеалы, к которым стремится человек как к чему-то значимому, возвышенному и т.д. Под ценностями также понимается и соответствие данного явления, процесса, поступка или события объективным общественным потребностям и интересам, форма проявления объективного (положительного или отрицательного) значения данного явления для практической человеческой деятельности.

Ценность можно рассматривать как с позиции личности, так и с позиции общества. В первом случае это будут предметы и явления, которые определяют общую ориентацию жизнедеятельности и мировосприятия человека. Во втором — совокупность норм и идеалов, принятых в данной социальной системе общества.

Ценности как социальная категория тесно связаны с общественными и личными потребностями. Общество и личность могут удовлетворить свои потребности только посредством практической деятельности, через социальную активность, в основе которой лежат определенные интересы, мотивы, цели, достижение которых и есть удовлетворение потребностей.

Формирование социальных потребностей и интересов — процесс очень длительный и сложный. Интенсивность формирования интересов к спорту среди широких слоев населения, масштабы их охвата, формирование потребности в физических упражнениях — все это осуществляется в различных условиях по-разному. В городе, где развита инфраструктура, это происходит более динамично, чем, например, в сельской местности.

В целом отечественная наука рассматривает ценности жизни с точки зрения значимости объективной действительности для жизнедеятельности человека. Чем благоприятнее условия, создаваемые обществом для развития личности, тем больше возможности у личности проявить свои способности в социальной сфере, одной из которых и является спорт.

Наиболее общая социальная ценность спорта заключается в том, что он является одним из важных средств формирования, воспитания (в широком смысле слова) нового человека, созидателя общественных благ и общества в целом. Тем самым он отвечает основной социальной потребности нашего общества.

Спорт как область социальной деятельности способствует созданию материально-технических ценностей (дворцы спорта, бассейны, стадионы, лыжные базы, спортивный инвентарь и т.п.).

В то же время, будучи явлением многофункциональным, он создает значительные духовные ценности, выраженные в научных положениях и теориях (идейные, методологические, теоретические, исторические, медико-биологические и др.).

Спорт формирует ценности организационно-управленческого плана (система управления, организации и руководства) и кадры, работающие в данной области.

В общей системе подготовки кадров спорт и физическая культура занимают особое место. Специалистов по спорту готовят сотни учебных заведений (университеты, академии, институты, колледжи и техникумы физической культуры).

Физическая культура и спорт способствуют созданию культурных и духовных ценностей. В сфере спорта реализуется одна из важнейших социальных потребностей — потребность в непосредственном общении с людьми. Последнее же формирует ценностные ориентации и идеалы личности. Следовательно, спорт можно с полным основанием отнести к тем видам деятельности, через которые личность проявляет свои ценности и создает их. В данном контексте ценности могут проявляться либо в форме здоровья (валеологические ценности), физического совершенствования (личностный уровень ценностей), либо в виде конкретных результатов (установленного рекорда, занятого места), либо опосредованно — в виде повышения результатов трудовой деятельности, общей воспитанности и культуры человека.

К валеологическим ценностям физической культуры следует отнести накопленные теорией и методикой знания об использовании физических упражнений для эффективного физического развития человека, формирования его телосложения, закаливания, повышения работоспособности, психоэмоциональной устойчивости.

Личностный уровень освоения ценностей физической культуры определяется знаниями человека в области физического совершенствования, двигательными умениями и навыками, способностью к организации здорового стиля жизни, социально-психологическими установками, ориентацией на занятия физкультурно-спортивной деятельностью.

Спорт представляет собою одну из тех областей деятельности человека, в которой его сущностные силы во всем их многообразии связей раскрываются на предельных или субпредельных уровнях. Тем самым накапливается опыт о резервных способностях человека. Установление рекорда есть не что иное, как конкретное и вместе с тем интегративное проявление сущностных сил не только одного человека, но и команды, а в известном смысле общества и даже человечества. Чемпион или рекордсмен как бы «персонифицирует» в себе общество, поскольку рекорд есть плод объединенного творчества многих людей и интеграции этого творчества в действиях личности. Через какое-то время этот мировой рекорд становится достоянием других спортсменов. Значит, появится новый рекорд, который будет аккумулировать знания и опыт многих сотен и тысяч людей, и за которым вновь будут стоять многие годы борьбы, поисков, проб и ошибок.

Результаты творчества в сфере физической культуры и спорта материализуются не только в установлении рекорда, но и в разработке новой техники, тактики спортивной борьбы, создании новых спортивных снарядов.

В спорте выделяются следующие группы ценностей:

  • ценности, связанные с функциональным содержанием спорта, самой деятельности, ее эмоциональными моментами;
  • коммуникативные ценности (общение);
  • ?красота (наслаждение красотой зрелищ, спортивной борьбой, тактическими комбинациями, виртуозными композициями и т.д.);
  • физическое «Я» (здоровье, телосложение, физические качества);
  • материальные ценности (заработная плата, призовые, заключение выгодных контрактов, участие в рекламе и т.д.);
  • досуг;
  • знание;
  • социальное признание и авторитет;
  • волевые качества;
  • самоактуализация (испытание своих сил, стремление использовать свои способности);
  • полезность другим (чувство необходимости для других).

Перечисленные ценности, формируемые в процессе физкультурно-спортивной деятельности, играют различные роли. Так, по мнению некоторых исследователей, к высоко значимым ценностям относятся: функциональное содержание спорта, физическое «Я», волевые качества, общение.

Другая группа ценностей (материальные ценности, социальное признание, авторитет, самоактуализация) имеет активную значимость, увеличивающуюся с повышением уровня мастерства. Ценность, связанная с достоинством личности и чувством долга перед окружающими (быть полезным другим), характерна больше для женщин и спортсменов с высоким спортивным статусом.

Таким образом, содержание ценностного потенциала физической культуры и спорта не исчерпывается вышеперечисленными характеристиками. По всей видимости, наиболее возвышенную ценность спорта обеспечивает то, что физические кондиции, физическая подготовленность повышают жизнеспособность личности. Ценность спорта обусловлена возможностью его использования в качестве действенного средства удовлетворения биологических и социальных потребностей человека и культурных запросов общества.

5. Универсальность спорта как фактора общения

Физкультурно-спортивная деятельность включает не только сферу потребления материальных благ, но и обеспечивает создание культурных ценностей, постоянный рост объема и качества специфической и совершенно необходимой обществу информации. В сфере спорта реализуется важнейшая социальная потребность — потребность в непосредственном общении с людьми.

В широком олимпийском движении возрастает ценность спорта как фактора социальной интеграции и укрепления международных связей. Спорт давно занял одно из самых видных мест в международном общении благодаря своим коммуникативным свойствам. Язык спорта не требует перевода, он понятен и доступен, поскольку основан на общечеловеческий логике (Лубышева Л.И., 2001).

Наиболее наглядно воспитательные, информационные и идеологические функции спорта проявляются в спортивных зрелищах. Спортивное зрелище представляет собой эффективное социально-педагогическое средство воспитания как участников (спортсменов), так и больших групп и масс населения, даже непосредственно не вовлеченных в активные занятия физическими упражнениями. Спортивное зрелище воздействует на психоэмоциональную и социопсихическую сферы зрителей и участников проводимых мероприятий.

Эффективность спортивного зрелища проявляется в общении людей и проведении ими досуга. Спортивные зрелища все больше превращаются в объективную потребность людей, реализуемую ими в свободное время. Этот процесс делает досуг более содержательным, расширяя сферу интересов и общения индивидов в качестве зрителей, слушателей и читателей.

В процессе потребления спортивного состязания как зрелища между людьми возникают специфические формы связи, детерминированные системой общественных отношений и содержанием деятельности на основе взаимного обмена информацией, регулирующего деятельность индивида или группы.

Учитывая развитие современных информационных технологий, можно выделить следующие направления общения: «спортсмен — зритель», «зритель — спортсмен», «зритель — зритель», «спортсмен — спортсмен».

Зачастую между спортсменами устанавливаются товарищеские отношения независимо от того, соперники они или партнеры, и они остаются друзьями в течение всей их спортивной жизни. Установление межчеловеческих отношений — настолько характерная, органическая черта спорта, что если кто-либо занимается им в одиночку, то это выглядит странным. В то же время, чтобы ни говорили о спортивном товариществе, духе взаимопомощи и истинного сотрудничества, соперничество все же остается неотъемлемой чертой спорта. Но и установление человеческих отношений, которые складываются в процессе общения, является таким же постоянным фактором, широко популяризируется и имеет важное значение, хотя оно и не подчеркивается так, как цели, преследуемые спортом.

В спорте взаимоотношения между противниками не являются антагонистическими. Это специфическая форма сотрудничества. Например, партнерство в теннисе часто свидетельствует о дружбе, соединяющей двух людей. Однако это не мешает соревнованиям по теннису носить характер тяжелой, упорной борьбы.

Многочисленные исследования мотивов занятий спортом свидетельствуют, что многие видят в спорте эффективное средство установления контактов с другими людьми. Причем если большинство опрошенных вначале не собирались заводить каких-либо знакомств, но позднее, занявшись определенным видом спорта, подружились со своими коллегами и поддерживают с ними дружеские контакты даже после прекращения активных занятий спортом.

Помимо общения между самими спортсменами, обусловливаемого существом того или иного вида спорта, существуют и другие формы общения. Это, прежде всего общение членов команды с тренерами, менеджерами, т.е. людьми, являющимися для спортсменов не просто авторитетными администраторами, но и их друзьями, наставниками, заботливыми опекунами. Для спортсменов их отношения с тренерами и менеджерами приобретают характер личной связи, существенно отличающейся от анонимной связи с безликой массой болельщиков.

Связь по каналу «зритель — зритель», как правило, проходит в небольшой группе людей. Формирующиеся на основе общих спортивных или туристских интересов достаточно стабильные группы людей имеют относительно прочные, а нередко и длительные связи между собой. Такие группы стихийно складываются не только из сослуживцев, соседей или родственников, но и за счет подключения к ним ранее совершенно незнакомых людей.

Ярким примером объединения людей, имеющих сходные взгляды и суждения на проблемы спорта, являются фан-клубы. В крупных городах страны — это вполне солидные организации, имеющие свои руководящие органы, комитеты, штабы и т.д., которые формируют планы деятельности на ближайшее время и на перспективу.

Посещение многими людьми (любителями спорта, болельщиками команд) больших спортивных арен с целью спортивного зрелища приводит к структурному формированию и развитию специфического поведения толпы. Для него характерны:

  • территориальное сближение множества людей, их привлеченность единым объектом (зрелищем, событием);
  • эмоциональное возбуждение, утрата обычного самообладания и подключение к возбуждающей информации, предрасположенность к эмоциональному и социопсихическому взаимодействию с другими участниками зрелища;
  • психоэмоциональное сближение посетителей трибун и социопсихическая готовность к реагированию на информацию, событие или отдельный эпизод на арене, готовность к немедленным действиям;
  • создание образа цели, единства установок множества зрителей на победу своих фаворитов. Такой социопедагогический продукт группового творчества дает общую ориентацию в возможных предстоящих действиях (ликование в случаях победы, негодование по поводу «засуживания»);
  • стимул или активизация индивидов через дополнительные стимулы — крик, призыв, выстрел, скандирование лозунга, хоровое пение песни.