Речевое развитие на ранних этапах онтогенеза занимает центральное место, так как все процессы развития в раннем детстве тесно связаны с развитием речи. И данный возрастной период считается наиболее сензитивным именно для речевого развития ребенка. От степени развития, прежде всего речевого, будет зависеть дальнейшее продвижение ребенка в школе, кругу сверстников и в дальнейшей – взрослой жизни.
В психологии много внимания уделяется изучению механизмов речи, основным этапам ее развития, изучению факторов, влияющих на развитие речи в раннем возрасте, изучались виды и причины речевых нарушений.
В отечественной науке проблемой речевого развития детей в разное время занимались: Выготский Л.С., Лурия А.Р., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Рубинштейн С.Л., Лисина М.И., Смирнова Е.О., Соловьева Л.Г., Швачкин Н.Х. и другие.
В зарубежной науке исследованием развития речи у детей занимались: В.Штерн, А.Валлон, Л.Блум, Р.Браун, Э.Бейтс, Л.Фенсон, Р.Сколлон, А.Ферналд и др.
Данная тема была выбрана не случайно. В последние годы все чаще отмечается факт увеличения числа детей с теми или иными нарушениями речи, так например Безруких М.М. отмечает, что несформированность речи встречается почти у 60 % первоклассников, а ведь известно, речевое развитие – это ведущий компонент развития, определяющий успешность обучения.
Цель исследования: определение психолого-педагогических условий развития речи детей раннего возраста.
Задачи исследования:
- Изучить проблему развития речи детей на ранних стадиях онтогенеза в психолого-педагогических исследованиях.
- Раскрыть психологическую сущность речи, этапы ее формирования на ранней стадии онтогенеза.
- Определить психолого-педагогические условия успешного речевого развития детей раннего возраста.
- Разработать диагностическую программу для определения актуального уровня и зоны ближайшего речевого развития детей раннего возраста.
- По результатам практического исследования определить психолого-педагогические условия, разработать рекомендации и провести работу по развитию речи с детьми раннего возраста.
Объект исследования: процесс развития речи детей раннего возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития речи на ранних стадиях онтогенеза.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТИНКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА рабочая программа
... развитие речи детей раннего возраста. 2. Изучить закономерности и выявить особенности развития речи детей раннего возраста. Методы исследования : 1.Изучение и анализ психолого- педагогической литературы. 2. Наблюдения за детьми с целью изучения особенностей речевого развития. В изучении проблемы развития речи детей раннего возраста ... ребенка раннего возраста проявляется всегда только в активном ...
Гипотеза исследования: повысить эффективность работы по развитию речи детей раннего возраста возможно при индивидуальной работе с каждым ребенком, с учетом его индивидуальных особенностей развития, через вовлечение ребенка в активную речевую и игровую деятельность.
Методы исследования: для реализации сформулированных целей и задач, проверки гипотезы исследования был применен комплекс исследовательских методов, включающий в себя:
- Методы теоретического анализа (анализ общепсихологической, возрастной, психолого-педагогической, логопедической научной и методической литературы).
- Неэкспериментальные диагностические методы (методы: наблюдение, беседа, опрос).
- Диагностические методики (методика диагностики развития речи детей раннего возраста; экспертная оценка уровня развития речи детей воспитателями I младшей группы и методистом дошкольного учреждения).
Исследование проводилось на базе одного из МДОУ г. Охи Сахалинской области. В исследовании принимали участие дети I- ой младшей группы.
Практическая значимость определяется возможностью применения полученных в исследовании результатов психологом, воспитателями дошкольного учреждения в работе по эффективному развитию речи детей раннего возраста.
Работа состоит из двух глав. Первая глава содержит теоретический анализ психологической сущности речи и различных аспектов развития речи детей на ранней стадии онтогенеза. Вторая глава представлена практическим исследованием по данной проблеме, включая анализ экспериментальных данных. Работа завершается выводами.
В ходе исследования для подготовки данной работы была использована учебная и научная литература по общей психологии, возрастной психологии, педагогической психологии, были использованы материалы, опубликованные в периодической печати.
1.Теоретические аспекты проблемы речевого развития детей на ранних стадиях онтогенеза
Речь возникает и развивается у человека в процессе его общения с окружающими людьми, благодаря которому он овладевает их языком.
Язык – это исторически сложившаяся у отдельного народа или народности система средств общения, система лексических и грамматических форм, их изменений и сочетаний.
Язык – это система средств общения людей друг с другом, способов выражения мысли, система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, сохранения и передачи от поколения к поколению информации.
Слово является разновидностью знака, объективным свойством которого является значение слова.
Значение слова – отношение знака (слова) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, как он представлен в индивидуальном сознании 1 .
Слово наряду со значением обладает личностным смыслом. Если значение объединяет в себе социально значимые признаки слова, то личностный смысл – это субъективное переживание его содержания.
Особенности развития речи и общения у детей с нарушением зрения
... особенности развития речи и общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Задачи: 1. Изучить научную, методическую литературу по исследованию речи у детей с нарушением зрения. 2.Провести теоретический анализ особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. .Провести ...
Личностный смысл слова – это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет или явление в системе деятельности человека.
Язык необходим людям, как для непосредственного общения, так и для сохранения опыта многих поколений. Вне языка не существует речи, но и язык не существует без речи. Если люди перестают пользоваться языком – он «умирает», примером таких языков могут служить: латынь, древнегреческий, древнеславянский языки. Но речь и язык это не тождественно равные понятия. Развитие языка происходит в общественно-исторических условиях, а речь развивается в условиях непосредственного общения.
Речь – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.
Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации 2 .
Речь тесно связана с мышлением. Человек с помощью речи выражает свои мысли, воспринимает мысли других, сам думает словами. Неразрывная связь речи и мысли представлена в значении слова, которое не просто называет те или иные предметы или явления, а выделяет в этих предметах и явлениях определенные признаки, по которым происходит процесс обобщения.
Функции речи 3 :
Физиологическую основу речи составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устная речь) или зрительной форме (письменная речь).
Звуки и начертания слов, первоначально для человека являются нейтральными раздражителями и только в процессе повторного их сочетания с первосигнальными раздражителями, вызывающими восприятия и ощущения предметов и их свойств, становятся условными речевыми раздражителями.
Слова, являющиеся условными раздражителями в устной речи, состоят из звуков, имеющих сложное физическое строение. В них различают частоту колебания воздушных звуковых волн, амплитуду колебаний и их форму, представляющую собой характерное сочетание основного тона речевого звука и сопровождающих его обертонов. Частота колебания воздушных волн воспринимается как высота звука, их амплитуда – как сила или громкость звука, а форма колебаний – как тембр звука.
Различают периферический и центральный механизмы речи. Произношение звуков обеспечивается периферическими механизмами – функцией голосовых связок, органов речевой артикуляции и дыхания. В регулировании и управлении речью принимают участие центральные механизмы, главным образом различные отделы коры больших полушарий головного мозга. Речевые зоны коры представлены несколькими анализаторами (двигательный, слуховой, зрительный), тесно взаимодействующими друг с другом, и координационно связанными со всей деятельностью нервной системы. Деятельность второй сигнальной системы всегда означает согласованную работу слухоречевого, зрительно-речевого и речедвигательного аппаратов.
Различают следующие виды речи 4 :
Устная (экспрессивная) речь – это речь, произносимая вслух, служит целям общения.
В экспрессивной речи наиболее четко проявляется уровень речевого и интеллектуального развития человека. Показателями развития речи являются активный и пассивный словари.
Реферат по психологии связь речи и сознания человека
... человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. С переходом от животного существования к человеческому обществу возникли новые факторы формирования психики человека: общественный труд, употребление орудий труда и общение ...
Активный словарь – запас слов, который употребляет человек в своей речи.
Пассивный словарь – запас слов, которыми человек может сам и не пользоваться в общении с людьми, но способен понять в чужой речи.
Наиболее простой
Вторая разновидность устной речи – монолог.
Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом.
Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, бале строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.
Письменная речь представляет собой разновидность
Внутренняя (импрессивная) речь – это особый вид речевой деятельности, выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Мышление, память, восприятие тесно связаны с внутренней речью. Важнейшее место внутренней речи отведено и в самосознании человека, в регулировании поведения.
Значение и смысл внутренней речи определяются речевым опытом человека в общении с другими людьми. В связи с тем, что внутренняя речь не служит общению, она может быть значительно сокращенной, несколько другой структуры, чем экспрессивная речь, в ней большую роль играют чувственные представления.