Развитие памяти в дошкольном возрасте

Дипломная работа

Невозможно представить свою жизнь без памяти. Люди не смогли бы припомнить радостные мгновения прошлого, почувствовать вину или угрызения совести за плохие поступки. Жизнь бы существенно усложнилась. Каждый человек был бы незнакомцем, а повседневные занятия — приготовление пищи, езда на велосипеде, одевание — чем-то новым и неизведанным, и даже язык тех, кто рядом — иностранным языком.

Память — это кладовая ума, хранилище приобретенных знаний. По мнению Цицерона, память — это «сокровищница и опекунша всего в мире». А с точки зрения психолога, память — это любое проявление того факта, что учение не пропало даром: это наша способность хранить и воспроизводить информацию [12, С. 365].

Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов. И.М. Сеченов отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного». [5, С. 123].

Изучением памяти занимались такие исследователи, как Г. Эббингауз, Г.Э. Мюллер, Ф. Шуман, которые выявили роль ассоциативных и смысловых связей в запоминании.

Исследования А. Бине, К. Бюлера отчетливо вскрыли роль осмысливания в запоминании; А.Г. Комм особым экспериментальным приемом выявил зависимость воспроизведения от смыслового содержания.

В отечественной психологии проблемой памяти занимались П.И. Зинченко, А.А. Смирнов, исследования которых убедительно показали преобладание эффективности произвольного запоминания над непроизвольным. [8, C. 62].

Особую роль память играет в дошкольном возрасте, так как именно этот момент жизни человека характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. В этом возрасте ребенок активно использует непроизвольную память, начинает развиваться произвольность запоминания.

Исходя из всего вышесказанного, целью нашей работы является исследование памяти как психической функции.

Задачи исследования:

  • Анализ теоретико-методологических основ по проблеме памяти.
  • Изучение психологических особенностей памяти и ее видов.
  • Изучение развития памяти в младшем школьном возрасте.
  • Исследование особенностей проявления феномена памяти в дошкольном возрасте.

Предметом исследования является опосредованное запоминание; объектом память детей дошкольного возраста.

7 стр., 3280 слов

Социологические исследования возраста

... людей, вероятно, превысят государственные бюджеты. Основная часть Социология возраста широка и глубока. Ширину поля можно выделить несколькими способами. Во-первых, социология возраста охватывает исследования старения как процесса, пожилых людей как ...

Исследование проводилось на базе старшей группы младшего детского образовательного учреждения (МДОУ) №104 г. Краснодара.

Мы в своей работе используем память как высшую психическую функцию. Исходя из целей и задач исследования курсовой работы, можно сформулировать следующую гипотезу.

Гипотеза: в дошкольном возрасте произвольное запоминание более эффективно, если оно носит опосредованный характер.

Методологическую основу исследования составляют: методика «10 слов» А.Р. Лурии, субтест из методики А.Н. Леонтьева диагностика опосредованного запоминания.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Глава 1. Память как высшая психическая функция, .1 Память как психическое явление

То, что ощущается и воспринимается человеком, не исчезает бесследно, все запоминается в той или иной степени. Возбуждения, идущие в мозг от внешних и внутренних раздражителей, оставляют в нем «следы», которые могут сохраняться долгие годы. Эти «следы» создают возможность возникновения возбуждения и тогда, когда раздражитель, его вызвавший, отсутствует. На основе этого человек может запомнить и сохранить, а в последствии и воспроизвести свои ощущения, восприятия каких-либо предметов, мысль, речь, действия [5, С. 110].

Так же, как ощущение и восприятие, память является процессом отражения, причем отражается не только то, что действует непосредственно на органы чувств, но и то, что имело место в прошлом.

С точки зрения И.В. Дубровиной, память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что раньше воспринималось человеком, переживалось или делалось. Иными словами памятью называют отражение прошлого опыта человека, проявляющегося в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении того, что раньше было воспринято [5, С. 110].

С точки зрения физиологии в основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действий раздражителей, сохранять в себе следы нервного возбуждения. Следы прежних воздействий нельзя понимать как какие-то отпечатки, наподобие следов человека на влажном песке. Под следами в данном случае понимают определенные электрохимические и биохимические изменения в нейронах (прочность следов зависит от того, какие изменения, электрохимические или биохимические имели место).

Эти следы могут при определенных условиях оживляться (или, как говорят, актуализироваться), то есть в них возникает процесс возбуждения в отсутствие раздражителя, вызвавшего указанные изменения. Образование и сохранения временных связей, их угасание и оживление представляют собой физиологическую основу ассоциаций [18, С. 260].

В настоящее время нет единой теории механизмов памяти. Более убедительна нейронная теория, которая исходит из представления, что нейроны образуют цепи, по которым циркулируют биотоки. Под влиянием биотоков происходят изменения в синапсах (местах соединений нервных клеток), что облегчает последующее происхождение биотоков по этим путям. Различный характер цепей нейронов и соответствует той или иной закрепленной информации [10, С. 32].

9 стр., 4383 слов

Виды памяти человека реферат по психологии

... виды памяти существуют у всех живых существ, хотя и в разной степени развития. Но человек гораздо более сложен: прежде всего, у человека есть речь, как сильный инструмент запоминания; человек ... Павлов, то, что в психологии давно рассматривалось как ассоциации. Одни из ассоциаций являются отражением пространственно-временных отношений предметов и явлений (ассоциации по смежности в пространстве и ...

Другая теория, молекулярная теория памяти, считает, что под влиянием биотоков в протоплазме нейронов образуются особые белковые молекулы, на которых «записывается» поступающая в мозг информация. Ученые предполагают, что когда-нибудь «молекулы памяти» можно будет синтезировать в лабораториях и таким образом пересаживать знания в голову человека [10, С. 35].

Память — сложная психическая деятельность. В ее составе можно выделить отдельные процессы. Одним из основных процессов является запоминание. Запоминание — это установление связи нового с тем, что уже имеется в сознании человека [18, С. 273].

Запоминание начинается с запечатления, которое первоначально совершается непроизвольно в той или иной деятельности, не ставящей себе непосредственно цели что-либо запомнить. Следовательно, первоначально запоминание совершается именно так — непреднамеренно в процессе деятельности.

С точки зрения физиологии запоминание — это процесс образования и закрепления в мозгу следов возбуждения и соответствующих нервных связей [7, С. 115].

Запоминание может быть непреднамеренным и преднамеренным. При непреднамеренном запоминании человек не ставит цели запомнить и не производит для этого никаких усилий. Запоминание происходит «само собой». Но любая деятельность требует, чтобы человек помнил множество таких вещей, которые сами собой не запоминаются. Тогда вступает в силу преднамеренное, сознательное запоминание, т.е. ставится цель — запомнить материал [5, С. 129].

Запоминание делят на механическое и смысловое. Механическое запоминание основывается главным образом на закреплении отдельных связей и ассоциаций. Смысловое запоминание связано с процессами мышления. Чтобы запомнить новый материал, человек должен понять его, осмыслить, то есть найти глубокие и содержательные отношения между этим новым материалом и уже имеющимися у него знаниями.

Если основным условием механического запоминания является повторение, то условием смыслового — понимание. Если запоминание имеет характер специально организованной работы, связанной с применением определенных примеров для наилучшего усвоения знаний, оно называется заучиванием.

Заучивание зависит [20, С. 129]:

  • от характера деятельности, от процессов целеполагания: произвольное запоминание, основанное на сознательно поставленной цели — запомнить, более эффективно, чем непроизвольное;
  • от установки — запомнить надолго или запомнить на короткий срок.

Многочисленные исследования показывают, что лучше заучивается эмоционально окрашенный материал, к которому человек относится с интересом, который личностно значим для него. Такое запоминание является мотивированным.

От успешности запоминания информации во многом зависят достижения в образовательном процессе ребенка. Запоминание бывает непроизвольным, когда оно совершается без заранее поставленной цели запомнить и протекает без волевых усилий, как бы само собой. Но чаще всего человек ставит перед собой специальную цель — запомнить, прилагает для этого определенные усилия, использует специальные приемы. Усвоение знаний, приобретение умений и навыков — опирается преимущественно на произвольное запоминание.

8 стр., 3676 слов

Пути, приёмы и средства улучшения памяти человека

... совершенствования и оценки памяти. Предмет исследования - психологические особенности памяти. Объект исследования - способы улучшения памяти человека Определение памяти и её физиологический механизм Память - это психическое свойство человека, способность, к накоплению, (запоминанию) хранению, и ...

Еще одним немаловажным процессом памяти является воспроизведение — существенный компонент памяти. Воспроизведение может протекать на трех уровнях: узнавание, самовоспроизведение (произвольное и непроизвольное), припоминание (в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия) [12, С. 366].

Воспроизведение — это процесс появления в сознании представлений памяти, ра