Виды пальчиковой гимнастики
Крупенчук О.И.выделяет следующие виды пальчиковой гимнастики:
пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения.
пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.
кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней.
— упражнения с пальчиками с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.
Классификация пальчиковой гимнастики по ее назначению предложена Л.П. Савиной
1. Игры – манипуляции.
«Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» — указательным пальцем осуществляют круговые движения.
«Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик — дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» — ребенок поочередно загибает каждый пальчик.
Эти упражнения ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
2. Сюжетные пальчиковые упражнения.
«Елка» — ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу).
Пальцы выставляют вперед, локти к корпусу не прижимаются.
Ферменты в организме ребенка виды классификация
... называются изоферментами. Такие ферменты довольно широко распространены в организме, и их выявление имеет большое значение в медицине. б) Одно ... что я знал о ферментах. Я решил пополнить свои знания и поэтому взял реферат по ферментам. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ. Науку составляет ... Каждый фермент катализирует одну химическую реакцию или группу реакций одного типа. Наиболее ярким проявлением этого вида ...
«Распускается цветок» — из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.
«Пальчики здороваются» — подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
«Грабли» — ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.
3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.
4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).
«Колечко» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
«Ухо — нос» — левой рукой взяться за кончик носа, правой — за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
«Кулак — ребро — ладонь» — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Горизонтальная восьмерка» — нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза — сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.
«Симметричные рисунки» — надо рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).
С помощью таких пальчиковых упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.
5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения — разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).
«Надеваем перчатки» — большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
«Помоем руки под горячей струей воды» — движение, как при мытье рук.
«Согреем руки» — движения, как при растирании рук.
«Засолка капусты» — движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
«Молоточек» — фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.
«Гуси щиплют травку» — пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
Методика обучения общеразвивающим упражнениям в дошкольных учреждениях
... "Руки в стороны, ладонями кверху, пальцы врозь". При одновременном движении несколькими частями тела принято называть их снизу вверх. Например: "Шаг правой вперед, руки к плечам, поворот головы направо". Общеразвивающие упражнения проводятся ...
Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.
6. Театр в руке.
Пальчиковые упражнения этого вида позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
«Осьминожки» — правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы — пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог — левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.
«Бабочка» — сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).
«Сказка» — детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец — какой-либо персонаж.
7. Пальчиковые упражнения с речевым сопровождением.
Народные потешки, песенки, прибаутки и т.д. В этих пальчиковых упражнениях народные потешки, прибаутки, песенки — речевая основа. Их язык, образная система яркие, разнообразные, легко запоминающиеся. В них много уменьшительно-ласкательных слов (ладушки, бабушка, котеночек, гусеночек и т.д.), обращений, часто они имеют диалогическую форму.
Поскольку дети младшего дошкольного возраста еще не могут воспринимать быстрой речи, то «потешки», прибаутки и народные песенки, читаются неторопливо, отчетливо. При этом еще развивается память ребенка в их заучивании.
Приложение 2
Упражнения на развитие мелкой моторики
Упражнения на развитие мелкой моторики
При использовании упражнений на развитие мелкой моторики нужно соблюдать ряд условий:
Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики, карандаши.
- Выполнение упражнений должно быть доступным для ребенка, усложнение задания дается, если упражнение усвоено;
- Перед ребенком необходимо ставить очень конкретные пошаговые задачи. Это позволит развивать целенаправленность действий;
- Упражнения должны проводиться со сменой темпа, ритма и амплитуды движения. Это способствует развитию эмоциональной подвижности;
- Необходимо сначала добиваться практического усвоения движения в целом, а затем работать над его совершенствованием.
Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием
... вместного с нормально развивающимися детьми) воспитания. Интеграция дошкольников с отклонениями в развитии возможна при соблюдении следующих условий: осуществление ранней (с первых недель жизни) коррекции отклонений в развитии и формирование компенсаторных механизмов; обеспечение обязательной коррекционной помощи каждому ...
- Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался).
- Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может легко просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмёшь.
— Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу: сначала медленно, как будто кто-то крадётся, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводится сначала правой рукой, потом левой, а затем двумя руками одновременно.
- Показывать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре и пять.
Показывать отдельно только большой палец.
Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
Махать в воздухе только пальцами.
Кистями рук делать «фонарики».
Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
- Собирать все пальчики в щепотку, замочек, смыкать подушечки пальцев (пальчики здороваются), и ладони и т.д.
Массаж пальцев.
Массаж ладонных поверхностей.
Массаж с предметами (различные шарики, грецкие орехи, шестигранные карандаши, бигуди, бусы).
Приложение 3
Влияние пальчиковой гимнастики на развитие детей
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, развивает мозг ребенка, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, он учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
4. Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой и усиливается контроль за выполнением движений.
5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развиваются творческие способности, воображение, фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
... изодеятельность (рисование, лепка, аппликация), игровую деятельность с применением дидактических и настольных игр, применение разнообразных упражнений на развитие мелкой моторики. Мы хотели бы остановится, на таком средстве работы с дошкольниками как бумагопластика. Было ...
7. Играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве.
8. Ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения.
9. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.
Ребёнок учиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе “телесных координат”, что предотвратит возникновение неврозов.
10. Развивается внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо.
10. Пальчиковые игры способствуют улучшению произношения многих звуков. Происходит рывок в развитии речи – улучшается произношение и обогащается лексика.
11. В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в свою очередь развивает координацию, подготавливает руку ребенка к письму.
Предотвращается появление так называемого писчего спазма – частой беды начинающих школьников.
12. Если ребёнок – маленький левша, то помочь ему успешно адаптироваться в мире правшей.
13. У детей проявляются творческие способности, стимулируется фантазия.
13. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между ребенком и взрослым.
Приложение 4
Диагностики для младшего дошкольного возраста
Ученые Н.О. Озерецкий и Н.И. Гуревич в своей книге «Психомоторика» предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, которые просты в применении, информативны по содержанию и, как свидетельствует их долгая проверка временем, достоверны.
Задания для детей 3 — 4 лет:
1. Пальчик с носиком здороваются.
После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха.
Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.
2. Уложи монеты в коробку.
На стол ставится картонная коробка размером 10×10 см, перед которойна расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку.Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.
Время выполнения: для ведущей руки — 15 секунд, для другой – 20 секунд.
3. Нарисуй пальцами кружочки.
В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).
4. Давай поздороваемся (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки).
Комплекс игр и упражнений как средство повышения функциональных ...
... работы с детьми. Актуальность темы позволило достаточно конкретно сформулировать цель: выявить эффективность использования комплекса игр и упражнений в повышении функциональных возможностей мелкой моторики руки детей с ОВЗ к письму. Объект: процесс развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с ОВЗ. ...
Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия – «поздороваемся» 6) сначала правую руку, потом левую, обе руки.
В соответствии с уровнями:
Высокий уровень (15-18 баллов).
Критерии: движение кистей и пальцев рук скоординированы и синхронны, не требуется помощь воспитателя.
Средний уровень (8-14 баллов).
Критерии: движение кистей и пальцев рук
Низкий уровень (0-7 баллов).
Критерии:
Каждый критерий оценивался от 1 до 3 баллов. В конце все баллы суммируются, и выставляется уровень развития мелкой моторики и координации движения рук.
Приложение 5
Таблица 1. Результаты оценки уровня развития мелкой моторики детей младшей группа МБДОУ «Ромашка» г. Александровск-Сахалинский на констатирующем этапе исследования (март, 2019)
Задание № 1
Задание № 1, Задание № 2, Задание №3, Задание №4, Всего баллов, Суммарный уровень
Правая рука (а)
Правая рука (б)
Левая рука (а)
Левая рука (б)
Правая рука
Левая рука
(а)
(б)
1.
Алёна
2
2
1
1
2ос.
0
22с.
0
1
2
1
10
С.
1.1
2.
Анжелина
1
1
0
0
55с.
0
60с.
0
0
1
0
3
Н.
0.3
3.
Антон
1
1
0
0
40с.
0
42с.
Специфические особенности подготовки руки ребенка среднего дошкольного ...
... школьного младшего возраста; письмо дошкольник моторика рука Объект исследования: подготовка руки ребенка к письму. Предмет исследования: процесс подготовки руки ребенка среднего дошкольного возраста к письму. Методы исследования: ... большими трудностями, которые обусловливаются высокой подвижностью руки, пальцев, запястья, предплечья. Каждое звено руки может двигаться довольно быстро и в ...
0
0
1
1
4
Н.
0.4
4.
Артём
2
2
1
1
27с.
0
28с.
0
1
1
1
9
С.
1
5.
Дима К.
1
1
0
0
48с.
0
53с.
0
0
0
0
2
Н.
0.2
6.
Дима Ч.
1
1
0
0
28с.
0
33с.
0
0
1
1
4
Н.
0.4
7.
Ева Г.
2
2
1
1
24с.
0
29с.
0
1
1
1
9
С.
1
8.
Ева С.
2
2
1
1
22с.
0
27с.
0
1
1
1
Туннельные синдромы руки
... прострел) в пальцы руки. Боль может ощущаться также в области постукивания. Положительный симптом Тинеля обнаруживается у 26-73 % пациентов с синдромом карпального канала ... выполнение специальных упражнений [Atroshi I., 2006]. Синдром карпального канала Синдром карпального канала (запястный туннельный синдром) является наиболее распространенной формой компрессионно-ишемической невропатии, ...
9
С.
1
9.
Егор
1
1
0
0
65с.
0
69с.
0
0
0
0
2
Н.
0.2
10.
Камилла
2
2
1
1
18с.
0
22с.
0
2
1
1
10
С.
1.1
11.
Кирилл
1
1
0
0
46с.
0
50с.
0
0
0
0
2
Н.
0.2
12.
Мария
2
2
1
1
39с.
0
44с.
0
1
1
1
9
С.
1
13.
София
2
2
1
1
20с.
0
23с.
0
2
1
1
10
С.
1.1
ВУ: 56% — 7 чел.
СУ: 44%- 6 чел.
«Развития внимания в дошкольном возрасте»
... для личности. Таким образом, можно выделить три стадии развития внимания: - первичное внимание, вызванное разнообразными раздражителями, которые производят сильное воздействие на ... внимания. Работа настолько поглощает человека, что перерывы в ней начинают его раздражать, так как приходится заново втягиваться в процесс, врабатываться. Послепроизвольное внимание возникает в тех ситуациях, когда цель ...
ВУ: 56% -7 чел.
СУ: 44%- 6 чел.
СУ: 56% -7 чел.
НУ:44% — 6 чел.
СУ: 56% -7 чел.
НУ:44% — 6 чел.
НУ – 100% — 13 чел.
НУ – 100% — 13 чел.
ВУ: 16% -2 чел.
СУ:40% — 5чел.
НУ: 48% — 6чел.
ВУ: 8% -1чел.
СУ: 72% — 9чел.
НУ: 20% — 3чел.
СУ: 72% — 9 чел.
НУ: 36% — 4 чел.
ВУ: 0 чел
СУ: 54% — 7 чел.
НУ: 46% — 6 чел.
Приложение 6
Рис. 1. Результаты уровня развития мелкой моторики у детей младшей группы МБДОУ «Ромашка» г. Александровск-Сахалинский на констатирующем этапе
(март, 2019)
Приложение 7
Приложение 8
1. Ладони на столе
2. Ладошка — кулачок — ребро
3. Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца («пальчики здороваются») .
То же упражнение выполняется пальцами левой руки.
То же упражнение производится одновременно пальцами правой и левой руки.
Пальцы правой руки дотрагиваются до пальцев левой руки по очереди («здороваются»): сначала большой палец — с большим, затем указательный — с указательным и т.д.
Пальцы правой руки все одновременно «здороваются» с пальцами левой руки.
1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).
2. Козлята
3. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).
Те же упражнение выполняется пальцами левой руки., То же — одновременно пальцами обеих рук («зайцы»).
1. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
2. Человечек
Те же движения производится пальцами левой руки.
3. Дети бегут наперегонки
1. Деревья
2. Цветок (то же, но пальцы разъединены).
3. Корни растения
1. Оса (выпрямить указательный палец правой руки и вращать им).
Те же движения производятся указательным пальцем левой руки.
Те же движения одновременно производятся указательными пальцами обеих рук («
2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).
3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).
1. Петушок, Петушок стоит весь яркий,, Гребешок он чистит лапкой.
Ладонь вверх указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.
2. Курочка, Курочка прыг на крыльцо:, Я снесла тебе яйцо.
Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз.
Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.
3. Гусь
Гусь стоит и все гогочет,, Ущипнуть тебя он хочет.
Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.
4. Жук
Жук летит, жужжит, жужжит, И усами шевелит.
Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.
1. Птичка
Пальчики — головка,, Крылышки — ладошка.
Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы — головка, остальные сомкнутые пальцы — крылья. Помахать ими.
2. Скворечник, Скворец в скворечнике живет, И песню звонкую поет.
Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.
1. Стол
У стола четыре ножки,, Сверху крышка, как ладошка.
Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка.
Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.
2. Стул
Ножки, спинка и сиденье -, Вот вам стул на удивленье.
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе).
Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз.
1. Замок (на счет «раз» — ладони вместе, а насчет «два» — пальцы соединяются в «замок»).
2. Ножницы
3. Соединить под углом кончику пальцев правой и левой рук («крыша», «башня», «дом») .
4. Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).
1. Лиса и заяц
заяц «убегает» — перебирая пальцами, быстро движутся назад).
2. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).
3. Бабочка
Приложение 9
Картотека пальчиковой гимнастики, использованная в режимных моментах дня, Барашеньки
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Барашеньки
Крутороженьки
(пальцами показываем рожки)
По горам ходят,
(топаем ножками)
В дудочку играют,
(имитируем игру на дудочке)
Васю потешают.
А сорока-белобока
(машем руками как крыльями)
Стала примечати,
А совища из лесища
Глазами – то хлоп, хлоп!
(держим пальцы возле глаз)
А козлище из хлевища
(пальцами рук показываем рожки)
Ногами – то топ, топ!
Воробей живет под крышей
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Воробей живет под крышей.
(помахать скрещенными кистями рук)
В теплой норке домик мыши.
(показать ушки мыши)
У лягушки дом в пруду,
(сделать руками круг перед собой)
Домик пеночки в саду.
(помахать «крыльями»)
— Эй, цыпленок, где твой дом?
— Он у мамы под крылом.
(помахать «крыльями»).
- Пальчиковая гимнастика « Вода »
Цель: подготовка детей к водным процедурам, стимулирование мышечной активности, развитие номинативного словаря детей, повышение уровня сформированности грамматической стороны речи.
Знаем, знаем — да — да — да,
Где ты прячешься, вода!
(поочередно массируют каждый палец)
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
Понемножку.
Нет, не понемножку —
Посмелей!
Будет умываться веселей!
(энергично растирают ладони и кисти рук)
Есть у нас игрушки
Цель:
Есть у нас игрушки: (хлопки)
Пластмассовые погремушки, (встряхивают кулачки)
Мишка мягкий меховой, (сжимают и разжимают пальцы)
Мяч резиновый цветной, (делают шар из пальцев)
Кубик деревянный,
Солдатик оловянный, (сжимают и разжимают пальцы)
Шарик легкий надувной, (руки сложить в круг перед собой)
Я люблю играть с тобой. (хлопают в ладоши)
- Пальчиковая гимнастика « Дружба »
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
(пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(ритмичное касание пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять.
(поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)
Начинай считать опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями)
- Пальчиковая гимнастика « Карандаш »
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков кручу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
- Пальчиковая гимнастика « Рыба »
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Рыбка в озере живёт
Рыбка в озере плывёт
(Ладошки соединены и делают плавные движения.)
Хвостиком ударит вдруг
(Ладошки разъединить и ударить по коленкам.)
И услышим мы – плюх, плюх!
(Ладошки соединить у основания и так похлопать.)
Корзинка овощей
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
(Ладошки держать перед собой или положить на стол.)
У девочки Зины
Овощи в корзине.
(Сложить из ладошек «корзинку».)
Тут пузатый кабачок
Завалился на бочок.
(Большие пальцы загнуть внутрь «корзинки».)
Перец и морковка
Разместились ловко.
(Загнуть внутрь указательные и средние пальцы.)
И фасоль, и огурец.
(Загнуть безымянные пальцы и мизинцы. Получаются два кулачка, прижатых друг к другу.)
Вот так Зина — молодец!
(Поднять большие пальцы вверх.)
- Пальчиковая гимнастика « Водица »
Цель: подготовка детей к водным процедурам, стимулирование мышечной активности, развитие номинативного словаря детей, повышение уровня сформированности грамматической стороны речи.
Рассказать вам, где мы были?
К речке по воду ходили, (идем двумя пальчиками по столу, изображаем обеими кистями)
Принесли в ведре водицы, (складываем обе ладошки «ковшиком»)
Чтоб детишкам всем умыться, (умываемся)
Вымыть уши, глазки наши (движения пальцами около ушей, глаз)
И сварить на завтрак каши. (круговые движения правой кистью)
Стишок для запоминания названий пальчиков
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Палец Толстый и Большой
В сад за сливами пошел.
(Загибает, разгибает, большой пальчик.)
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
(Загибает, разгибает, указательный пальчик.)
Палец Средний — самый меткий,
Он снимает сливы с ветки.
(Загибает, разгибает, средний пальчик.)
Безымянный поедает,
(Загибает, разгибает, безымянный пальчик.)
А Мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
(Загибает, разгибает, мизинчик пальчик.)
• Пальчиковая гимнастика «Счёт»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Один, два, три, четыре, пять –
(разжимаем поочередно пальчики из кулачка)
Вышли пальчики гулять.
Один, два, три, четыре, пять –
(зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять!
«Я перчатку надеваю»
Цель: Разнообразить прогулку детей, создать хорошее настроение, р азвивать мелкую моторику рук детей, стимулировать физическую активность, работу мышц. Развитие номинативного словаря.
Я перчатку надеваю,
Я в неё не попадаю.
(Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки.)
Сосчитайте-ка ребятки,
Сколько пальцев у перчатки.
Начинаем вслух считать: Раз, два, три, четыре, пять.
(Загибают пальчики.)
- Пальчиковая гимнастика «Ладушки»
Цель: подготовка детей к водным процедурам, стимулирование мышечной активности, развитие номинативного словаря детей, повышение уровня сформированности грамматической стороны речи.
Ладушки, ладушки, (дети хлопают в ладоши)
С мылом моем лапушки (легкие трущие движения, имитация процесса намыливания рук)
Чистые ладошки, (демонстрация рук, разведение их в стороны)
Вот вам хлеб и ложки (попеременное открытие и сжимание кулачков левой и правой руки).
«Весна идёт»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Весна идет
(На каждую строчку загибать по одному пальцу на обеих руках, начиная с мизинцев)
Раз – весна,
Два — капель,
Три – сосульки тают.
Март прошел,
Идет апрель
Птицы прилетают (Скрестить ладони. Пальцы широко раздвинуть — «крылья», большие пальцы переплести между собой – «головка» птички).
- Пальчиковая гимнастика «Самолёт»
Цель: Развивать мелкую моторику рук детей, учить выполнять движения по образцу, самостоятельно придумывать движения в соответствии с текстом стихотворения.
Я построю самолет,
(разводим руки широко в стороны)
Шлем надену — и в полет.
(показываем «шлем» над головой)
Сквозь волнистые туманы,
Полечу в другие страны,
(шевелим пальчиками)
Над морями и лесами,
Над горами и полями,
(делаем «брызгающие» движения пальцами)
Облечу весь шар земной.
(обхватываем воображаемый шар)
А потом вернусь домой.
(взмахивающие движения ладонями).
• Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Я с игрушками играю:
Мячик я тебе бросаю,
Пирамидку собираю,
Грузовик везде катаю.
«Как живёшь?»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
— Как живешь?
— Вот так! (Большие пальцы вперед)
— Как плывешь?
— Вот так! (Имитация плавания)
— Как бежишь?
— Вот так! (Указательные и средние пальцы «бегут»)
— Вдаль глядишь?
— Вот так! («бинокль»)
— Ждешь обед?
— Вот так! (Подпереть щеку кулачком)
— Машешь вслед?
— Вот так! (Помахать кистью руки)
— Утром спишь?
— Вот так! (Обе руки под щеку)
— А шалишь?
— Вот так! (Хлопнуть по надутым щекам).
- Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
Цель : развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Мой весёлый круглый мяч,
Щёки круглые не прячь!
Я тебя поймаю,
В ручках покатаю!
- Пальчиковая гимнастика «Одежда»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Я надену сапоги,
Курточку и шапку. И на руку каждую
Натяну перчатку.
- Пальчиковая гимнастика «Посуда»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Из тарелок, как один,
Суп мы ложками едим.
Вилкой кушаем котлеты,
Ножик режет нам омлеты.
«Части тела»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
У меня есть голова,
Грудь, живот, а там – спина,
Ножки – чтобы поскакать,
Ручки – чтобы поиграть.
«Транспорт»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
По шоссе идут машины,
По асфальту едут шины.
По дороге не беги,
Я скажу тебе: «Би-би».
- Пальчиковая гимнастика «Весна»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Вот уж две недели
Капают капели.
Снег на солнце тает
И ручьём стекает.
- Пальчиковая гимнастика «Космос»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Утро – солнце всходит.
Ночь – луна приходит.
Спокойного сна!
Цель: Развитие мелкой моторики. Подготовка ко сну, расслабление мышц. Развитие номинативного словаря, совершенствования представлений о грамматическом строе речи.
Этот пальчик хочет спать, (загибают мизинец)
Этот пальчик лег в кровать, (загибают безымянный палец)
Этот рядом прикорнул, (загибают средний палец)
Этот пальчик уж заснул, (загибают указательный палец)
А другой давненько спит… (загибают большой палец)
Кто у нас еще шумит? (необходимо погрозить пальчиком другой руки)
Тише, тише, не шумите,
Пальчики не разбудите! (погладить одной руку другую)
Приложение 10
Анкета для родителей «Развитие мелкой моторики дошкольников», Уважаемые родители!, Мелкая моторика
Просим Вас принять участие в анкетировании, целью которого является выяснение Вашей заинтересованности и информированности в вопросах развития мелкой моторики у дошкольников. Ваши искренние ответы позволят педагогам найти пути для установления более тесного сотрудничества с Вами в вопросах развития мелкой моторики дошкольников.
Прочтите вопросы и подчеркните один или несколько вариантов ответов, которые соответствуют Вашему мнению. Если соответствующего ответа нет, то допишите его.
Заранее благодарим Вас за сотрудничество!
Ваш пол_____ Ваш возраст_______ Образование_______________
Возраст Вашего ребенка _________ Пол Вашего ребенка ________
1. Знаете ли вы, что значит развивать мелкую моторику рук детей?
а) да;б) затрудняюсь ответить;в) нет.
2.Где берете информацию о видах развития мелкой моторики?
а) детском саду;б) ТВ;в) в интернете;г) подсказывает своя интуиция;
д) свой вариант (напишите)_____________________________________
3. Какие способы развития мелкой моторики рук Вы знаете? Какие способы используете в своей практике? (перечислите)
__________________________________________________________________________
4. Что из ниже перечисленного есть в арсенале Вашего ребенка? (нужное подчеркните)
— шнуровки;
— вкладыши;
— кубики (пластмассовые или деревянные);
— мелкий конструктор;
— дидактические игры;
— мозаики;
— пазлы, разрезные картинки;
— пирамидки;
-дидактические игрушки с застегивающимися, завязывающимися и
прилипающими элементами («молнией», пуговицами, шнуровками,
кнопками, «липучками»);
— специальная детская литература с пальчиковыми играми.
5. Доступно ли ребенку в самостоятельной деятельности манипулирование с пустыми пластмассовыми флаконами, пузырьками? (нужное подчеркните)
а) да;б) иногда;в) нет.
6. Имеется ли у ребенка возможность играть с мелкими предметами, такими как пуговицы, бусины, пробки? (нужное подчеркните)
а) да;б) иногда;в) нет.
7.Разрешаете ли Вы ребенку играть в так называемые «игры на кухне» (перебирание и пересыпание круп, «возня» с тестом и т.п.) (нужное подчеркните)
а) да;б) иногда;в) нет.
8. Какие развивающие игры предпочитаете покупать ребенку Вы? (перечислите).
____________________________________________________________________
9. Укажите ведущую руку Вашего ребенка (нужное подчеркните)
а) правая; б) левая; в) обе; г) затрудняюсь ответить.
10. В каком возрасте нужно начинать развивать моторику руки?
а) в младенчестве;б) 3-4 лет; в) 7 лет; г) свой вариант_____________
11. Знаете ли Вы как это делать? (нужное подчеркните)
а) да;б) иногда;в) нет.
12. Какая форма работы с воспитателем по этому вопросу Вам наиболее комфортна?
а) родительское собрание; б) мастер – класс; в) индивидуальная беседа; г) консультации в родительском уголке; д) никакая, информации хватает вполне.
13. Готовы ли Вы поучаствовать в конкурсе самодельных игр для развития мелкой моторики рук наших детей?
а) да; б) не знаю; в) нет.
Анкета для родителей на тему: «Пальчиковая гимнастика»
1
2
а) даб) нет в) не уверен
3.
4
— развлекает ребёнка
— наверное, этот человек воспитатель
-полезно для ребенка
-пустое времяпровождение
-надо запомнить и поиграть со своим ребенком.
-свой вариант____________________________________________________________
5
а) да б) нет в) иногда г) не хватает времени д) свой вариант
_______________________________________________________________
6. Кто из членов семьи чаще играет с ребенком в пальчиковые игры.
а) мама б) папа в) бабушка г) дедушка д) свой вариант
________________________________________________________________
7
а) да б) нет в) не уверен
8
а) да б) нет
Приложение 11
Таблица 2. Результаты оценки уровня развития мелкой моторики детей младшей группы МБДОУ «Ромашка» Г. Александровск-Сахалинский на контрольном этапе исследования (апрель, 2019)
Имя ребёнка
Задание № 1, Задание № 1, Задание № 2, Задание №3, Задание №4, Всего баллов, Суммарный уровень
Правая рука (а)
Правая рука (б)
Левая рука (а)
Левая рука (б)
Правая рука
Левая рука
(а)
(б)
1.
Алёна
2
2
2
2
15с.
2
19с.
2
2
2
2
18
В.
2
2.
Анжелина
2
2
1
1
47с.
0
52с.
0
1
2
1
10
С.
1.1
3.
Антон
2
2
1
1
34с.
0
38с.
0
1
2
2
11
С.
1.2
4.
Артём
2
2
2
2
16с.
2
20с.
2
2
2
2
18
В.
2
5.
Дима К.
2
2
1
1
44с.
0
47с.
0
1
1
1
9
С.
1
6.
Дима Ч.
2
2
1
1
21с.
0
26с.
0
1
2
2
11
С.
1.2
7.
Ева Г.
2
2
2
2
20с.
0
24с.
0
2
2
2
14
С.
1.5
8.
Ева С.
2
2
2
2
15с.
2
19с.
2
2
2
2
18
В.
2
9.
Егор
1
1
1
1
58с.
0
60с.
0
1
1
1
7
Н.
0.7
10.
Камилла
2
2
2
2
15с.
2
20с.
2
2
2
2
18
В.
2
11.
Кирилл
2
2
1
1
42с.
0
47с.
0
1
1
1
9
С.
1
12.
Мария
2
2
2
2
32с.
0
36с.
0
2
2
2
14
С.
1.5
13.
София
2
2
2
2
15с.
2
18с.
2
2
2
2
18
В.
2
ВУ: 92% — 12 чел.
СУ: 8% — 1 чел.
ВУ: 92% — 12 чел.
СУ: 8% — 1 чел.
ВУ: 54 % — 7 чел.
СУ: 46 % — 6 чел.
ВУ: 54% -7 чел.
СУ:46 % — 1 чел.
ВУ: 39 % — 5 чел.
НУ: 61% — 8 чел.
ВУ 39% — 5 чел.
НУ: 61% — 8 чел.
ВУ: 54% — 7 чел.
СУ: 46% — 6 чел.
ВУ: 77% — 10 чел.
СУ: 23% — 3 чел.
ВУ: 69% — 9 чел.
СУ: 31% — 4 чел.
ВУ: 92% — 12 чел.
СУ: 8% — 1 чел.
ВУ: 38% — 5 чел.
СУ: 54% — 7 чел.
НУ: 8% — 1 чел.
Приложение 12
Рис.2. Результаты уровня развития мелкой моторики у детей младшей группы МБДОУ «Ромашка» г. Александровск-Сахалинский на контрольном этапе исследования (апрель, 2019)
Приложение 13