Заикание является довольно распространенным речевым нарушением. Он возникает у дошкольников в период наиболее активного формирования их языка и личности в целом, и в дальнейшем препятствует развитию у ребенка большого количества черт, препятствует развитию его социальной адаптации. Поскольку заикание тесно связано с формирующейся личностью, его следует учитывать в структуре личностных качеств и деятельности. Эта позиция основана на том, что при заикании развитие личности происходит в стесненных условиях и это часто приводит к ее деформации.
Заикание обычно возникает в период интенсивного языкового развития, чаще всего в возрасте 2-5 лет, когда ребенок начинает говорить предложениями. Причем заикание у мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Если появилось даже незначительное заикание, которое через некоторое время прошло само по себе, возможны последующие рецидивы, особенно выраженные в критические периоды развития (в 6—7 лет и пубертатный период).
В настоящее время все более актуальным становится изучение проблемы нарушения речи и речевого общения людей с заиканием. известно, что человеческий язык — важнейшее средство общения, взаимодействия и общения человека и общества. Речевые расстройства в той или иной степени являются фактором, тормозящим развитие личности и речевого общения.
Заикание — это нарушение ритма, темпа и беглости речи, связанное с мышечными судорогами, участвующими в речевом акте. Заикание — распространенное детское расстройство. Расстройство чаще всего развивается в возрасте 4-5 лет, когда возникает значительное осложнение фразовой речи, связанное с интенсивным формированием мышления, и ребенок начинает задавать особенно много вопросов познавательного характера. Однако возникновение заикания возможно и в более раннем возрасте, в период становления речи (2-3 года).
Причинами возникновения заикания могут быть как острые (шоковые и субшоковые) или подострые психические травмы — испуг, внезапно возникшее волнение, разлука с родителями, изменение привычного жизненного стереотипа, например помещение в дошкольное детское учреждение, так и длительные психотравмирующие ситуации (конфликтные отношения в семье, неправильное воспитание, особенно гиперпротекция).
Проблему заикания можно считать одной из старейших в истории развития преподавания языковых расстройств. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позициями, с которых авторы подходили и подходили к изучению этого языкового расстройства. До настоящего времени причины и механизмы развития заикания остаются предметом дискуссий специалистов различного профиля — логопедов, невропатологов, психологов и др. Именно поэтому эта проблема актуальна и в настоящее время.
Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей ...
... речевом общении с окружающими. Цель данной работы: рассмотреть психолого-педагогическую диагностику умственного развития детей с патологиями речи. Объект данной работы: диагностика умственного развития детей. Предмет данной курсовой работы: психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей с патологиями речи. ...
Многие ученые подошли к проблеме заикания, рассматривали это нарушение с разных точек зрения.
объектом исследования
Предмет исследования, Цель исследования
Теоретический смысл работы заключается в систематизации материалов, которые могут быть использованы при исследовании проблемы коррекции заикания у дошкольников в игре.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в практической работе учителя-логопеда.
Мы предполагаем, что оптимально организованная система педагогического сопровождения процесса коррекции заикания в игре успешна у дошкольников.
задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие заикания
2. Изучить научно-методологической литературы по данной теме
3. Выявит значимость методики и принципов игровой деятельности для преодоления заикания
Методы исследования:
Цель и задачи выпускной квалификационной работы определили ее структуру. Работа состоит из введения, основной части, заключения и библиографии. Во «Введении» обоснована актуальность исследования, поставлена цель и определены задачи. Основная часть состоит из 2 глав. В главе 1 дается общее описание заикания, его причин и проявлений у детей дошкольного возраста. В главе 2 обсуждаются принципы игры по исправлению заикания, тематическое исследование.
В заключении содержатся общие выводы по данной работе. Список литературы включает 12 источников.
Глава 1. Проблема заикания в современной литературе
§1. Заикание, его причины и проявления
Заикание обычно связывают с нарушениями сроков и ритма речи, которые вызваны судорогами мышц речевого аппарата в процессе речи. У человека, страдающего заиканием, такие судороги могут возникать в мышцах языка, затем в мышцах губ, затем в области голосовых связок или в мышцах дыхательной системы. Это приводит к периодическому «залипанию» отдельных звуков, а значит, к нарушению правильного чередования ударных и безударных слогов, то есть ритма речи. Темп речи при заикании характеризуется неравномерностью: то он резко замедляется из-за прерывания речи судорогами речевых мышц, то некоторые отрезки речи в промежутках между судорогами произносятся в ускоренном темпе (пока «идет»).
Заикание у детей развивается в тесном взаимодействии с личностными и поведенческими расстройствами и во многом зависит от нервно-психического состояния ребенка, которое вызывает сложные симптомы и собственные нарушения речи. Изменения нервно-психического состояния детей часто связаны не только, а иногда и не столько с возникающим заиканием, сколько с особенностями развития личности. Нарушение речи, как правило, только усугубляет проявление тех аномалий развития, которые у ребенка уже были или наметились. Большую роль играют также дефекты воспитания, неровное отношение к ребенку (то его заласкивают, то непомерно ругают за малейшую провинность), конфликтные ситуации в семье и др. Иногда к заиканию приводит имитация неправильной речи родителей или кого-то из родственников.
«Технология обследования связной речи у детей дошкольного ...
... связанные с недоразвитием планирующей функции речи. Исследования детей с ОНР, проводимые Н.С.Жуковой, ... детей, имеющих проблемы в развитии речи. И наша задача вовремя обнаружить дефект развития и благодаря коррекционной работе предотвратить его. К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, ... нервной системы могут возникнуть заикания, замкнутость. Детям особо важны положительные ...
Выраженность заикания обычно определяется состоянием языка заикания. Этого недостаточно. необходимо учитывать характер общения, особенности поведения в деятельности и рассматривать серьезность дефекта следующим образом. Легкая градация — дети свободно вступают в общение в любой ситуации с незнакомыми людьми, участвуют в коллективных играх, всевозможных мероприятиях, выполняют задания, связанные с необходимостью речевого общения. Судороги наблюдаются только в самостоятельной речи. Средний: детям сложно общаться в новых и значимых для них ситуациях, в присутствии незнакомых людей они отказываются участвовать в коллективных играх со сверстниками. Судороги наблюдаются в различных отделах речевого аппарата, при самостоятельной речи, вопрос-ответе и рефлексе. Тяжелая степень: заикание выражено во всех ситуациях общения, затрудняет голосовое общение и коллективную деятельность детей, искажает проявление поведенческих реакций.
Причины заикания условно делятся на две большие группы: предрасполагающие, или отдаленные, и производящие, или более близкие.
Первая группа причин, как видно из самого названия, пока не вызывает заикания, а только предрасполагает к нему. Такую предрасполагающую роль могут сыграть следующие неблагоприятные для развития речи факторы.
1. Отягощенная наследственность (наличие у родителей заикания, различных нервно-психических и других хронических заболеваний, изначально обусловливающих некоторую ослабленность нервной системы ребенка).
В генетическом коде ребенка могут быть заложены патологические особенности двигательной сферы и определенные особенности личности (акцентуации), которые при неблагоприятных условиях могут привести к возникновению заикания. Частота возникновения заикания у родных братьев и сестер составляет 18%. Причем у дизиготных близнецов заикание встречается в 32%, а у монозиготных — в 77%. У заикающихся мужчин процент появления заикающихся сыновей равен 22%, а дочерей — 9%, а для женщины соответственно — 36% и 17%.
2. Осложненное течение беременности и родов у матери, что может в дальнейшем негативно сказаться на состоянии нервной системы малыша — обуславливает его нестабильность к разного рода неблагоприятным воздействиям. Такие заболевания, как шизофрения, туберкулез, сифилис и др., вредные химические факторы производства, повышенная радиоактивность во многих случаях поражают раньше всего нервную систему еще не родившегося ребенка.
3. Тяжелые или рецидивирующие соматические заболевания раннего возраста, истощающие нервную систему и снижающие ее устойчивость к неблагоприятным внешним воздействиям.
Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием ...
... выявить особенности речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием; 3) определить этапы и содержание логопедической работы по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием. 4) выявить динамику развития речевого дыхания у детей с заиканием. ...
4. Задержка у ребенка языкового развития, что может еще больше осложнить и без того непростой период усвоения фразовой речи и тем самым значительно повысить вероятность заикания. Это особенно касается нервно ослабленных детей;
5.Перегрузка речевым материалом, слишком раннее разучивание сложных по содержанию стихотворений с последующей демонстрацией «результатов» невыносимы для еще незрелого языкового аппарата ребенка.
6. Нервная и беспокойная ситуация в семье, неправильные методы воспитания, в результате чего ребенок находится в постоянном нервном напряжении.
Все эти и многие другие неблагоприятные факторы так или иначе ослабляют нервную систему ребенка и делают его менее устойчивым, более уязвимым. Именно в этом и состоит их предрасполагающая роль. Теперь достаточно небольшого внешнего толчка, и произойдет срыв, который может привести к множеству невротических расстройств, включая заикание. Но даже если он еще не наступил, многое можно сделать для его предотвращения. Об этом никогда нельзя забывать, и упустить такую возможность было бы крайне непростительно.
Другая группа причин, так называемые производящие, уже непосредственно вызывают заикание, как бы «производят» его. Эти причины играют роль непосредственного толчка. Они крайне разнообразны, поэтому назовем для примера лишь некоторые из них.
1. Действие так называемого сверхсильного раздражителя, который в повседневной жизни часто называют «испугом». Понятие «сверхсила» раздражителя весьма условно и зависит в каждом конкретном случае от степени ослабления нервной системы ребенка и особенностей его воспитания. Одной из наиболее частых внешних производящих причин заикания является острая психическая травма, нанесенная домашними или дикими животными, стихийными бедствиями, катастрофами, зрелищными мероприятиями, семейными ссорами, физическими травмами и медицинскими манипуляциями.
Во время функционирования нервной системы в ней постоянно взаимодействуют два основных нервных процесса: возбуждение и торможение, которые обычно хорошо сбалансированы и могут свободно заменять друг друга. Постоянная смена возбуждения и торможения происходит и во время речи. Под действием «сверхсильного» раздражителя происходит сильная перегрузка процесса возбуждения, что приводит к нарушению нормального взаимодействия возбуждения и торможения. Одним из проявлений этого расстройства является заикание.
Теперь представим себе конкретную жизненную ситуацию. Небольшая группка детей возвращается из школы. Вдруг к ним бросается большая собака, все так или иначе испугались, но после этого только один ребенок начал заикаться. Это именно тот ребенок, в отношении которого предрасполагающие причины заикания раньше уже подействовали, в силу чего сравнительно безболезненно воспринятый всеми остальными детьми раздражитель для данного ребенка оказался сверхсильным и сыграл роль «последней капли».
2. Перегрузка тормозного процесса, что также приводит к нарушению нормального взаимодействия основных нервных процессов. Это происходит в тех случаях, когда ребенок вынужден «за что-то цепляться», более-менее надолго, чтобы скрыть свои чувства от окружающих.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТИНКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА рабочая программа
... процесс развития речи детей в раннем возрасте. Предмет исследования : педагогические условия развития речи детей раннего возраста с использованием картинки. Цель исследования: выявить эффективные приемы развития речи детей раннего возраста с использованием картинки. Задачи исследования: 1. Изучить факторы, влияющие на развитие речи детей раннего возраста. ...
3. Одновременное действие двух противоположных раздражителей, которое, согласно учению И. П. Павлова о происхождении неврозов, приводит к так называемому «столкновению» основных нервных процессов с последующим нарушением их нормального взаимодействия. Относительно небольшие, но часто повторяющиеся «коллизии» могут происходить при отсутствии единства требований к ребенку со стороны взрослых, когда одно побуждает ребенка совершить какое-то действие, а другое запрещает это же действие. Здесь одновременно присутствуют два противоположных раздражителя, что в некоторых случаях может привести к срыву.
4. Слишком резкое переучивание с левой руки на правую. Дело в том, что у «левшей» основным, или доминантным, по отношению к речи является левое полушарие мозга, а у «левшей» — правое. По этой причине, переучивая ребенка из рук в руки, тем самым мы как бы заставляем его одновременно «менять» доминирование полушарий, возлагая выполнение функции языка на менее приспособленное полушарие головного мозга для этого. Во многих случаях это не проходит безболезненно, негативно сказываясь на состоянии речевой функции ребенка. Исходя из этого, у одних детей могут быть проблемы с чтением и письмом, о чем уже говорилось в разделе о дисграфии и дислексии, а у других — заикание. Поэтому не случайно многие ученые ставят под сомнение целесообразность самой переподготовки.
5. Подражание заикающимся. Такому подражанию больше подвержены нервные и впечатлительные дети. Если один из родителей заикается в семье, в этих случаях часто бывает сложно различить роль наследственности и подражания в возникновении заикания у ребенка. По этой причине взрослым с заиканием лучше всего сводить к минимуму речевое общение с детьми, особенно в период их языкового становления.
В заключение следует отметить, что разделение причин заикания на предрасполагающие и производящие во многом условно, так как не всегда удается провести между ними достаточно четкую грань. В частности, неправильные методы обучения в одних случаях могут действовать как предрасполагающие, а в других — как непосредственные причины заикания. То же самое относится и к случаям систематического запугивания детей или наличия у них соматических заболеваний (иногда заикание резко проявляется непосредственно после болезни).
Общее правило состоит в том, что в каждом конкретном случае возникновения заикания обычно взаимодействуют обе эти группы причин и сначала наблюдается действие предрасполагающих причин.
Симптомы заикания также обычно делятся на две группы: физические или первичные и психические или вторичные.
К физическим симптомам относятся следующие:
1. Судороги речевых мышц в процессе речи. Это самый основной симптом заикания, без которого не стоит говорить об этом речевом расстройстве. Судороги бывают двух видов — тонические и клонические. Тонус — это стойкий, длительный спазм мышцы, приводящий к длительной задержке, «застреванию» на одном звуке. Например, при артикулировании звука Д кончик языка как бы «прилипает» к зубам или при Б губы оказываются судорожно сомкнутыми, что на некоторое время делает невозможным переход к произнесению следующего звука (Д______ОМ).
Особенности мелодико-интонационной стороны речи у детей школьного ...
... ПОНЯТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ Историю ... нарушения речи или компенсаторным механизмом при нормализации речи заикающихся. В связи с этим актуальность нашего исследования заключается в определении тактики работы над интонацией при преодолении заикания: ... детей с повествовательной, вопросительной, восклицательной интонацией и способами их обозначения. В настоящее время сфера выразительности речи ...
Клонус — это многократно повторяющиеся непродолжительные судорожные сокращения речевых мышц, приводящие к непроизвольному многократному повторению одного и того же звука или слога: Д-Д-ДОМ или ДО-ДО-ДО-ДОМ. Нередко оба эти вида речевых судорог наблюдаются у одного и того же ребенка. В зависимости от преобладания тех или иных судорог принято выделять тоническую, клоническую, и смешанную формы заикания.
Тонические судороги, по сравнению с клоническими, считаются более тяжелыми и в случаях постепенного развития заикания они обычно появляются позже клонических. При этом следует иметь в виду, что на определенном этапе нормально протекающего речевого развития у ребенка наблюдается так называемая «клонус-фаза», характеризующаяся тем, что он иногда повторяет один и тот же слог (например, говорит «су-сумка» вместо «сумка»).
В большинстве случаев это бесследно проходит, однако у некоторых детей такое повторение слогов может переходить в кл о ническое, а затем и в тоническое заикание. Причиной тому нередко оказывается неправильное поведение взрослых, которые запрещают ребенку повторять слоги и требуют произносить слово «сразу». Стремясь преодолеть непроизвольное повторение слогов, ребенок как бы сильнее «нажимает» на слог, в результате чего клонус переходит в тонус, то есть уже в самое настоящее заикание. По этой причине лучше всего не обращать внимания на повторение ребенком некоторых слогов и дать ему возможность самостоятельно справиться с временно возникшими затруднениями.
2. Сопутствующие движения. К ним относятся судорожные сокращения неречевых мышц в процессе речи. Например, у заикающегося в моменты сильного напряжения во время речи может наблюдаться судорожное запрокидывание головы, непроизвольные судорожные движения рук, ног, туловища и пр. Возникновение сопутствующих движений связано с иррадиацией (распространением) нервного возбуждения с речевых мышц на соседние или даже отдаленные мышечные группы, не имеющие никакого отношения к речи. Естественно, что наличие сопутствующих движений существенно утяжеляет общую картину заикания.
3. Вегетативные расстройства. Вегетативная нервная система выполняет важную функцию в организме, связанную с иннервацией внутренних органов. В норме ее нормальное функционирование регулируется корой головного мозга. Но при разного рода невротических расстройствах, к числу которых относится и большинство случаев заикания, регулирующая и контролирующая роль коры ослабляется, что приводит к появлению различных «вегетативных расстройств». Они могут выражаться в неустойчивости пульса, колебаниях артериального давления, частых сердцебиениях, повышенной потливости, побледнении или покраснении кожных покровов, появлении «гусиной кожи» и т. п. При усилении речевой судорожности обычно резко возрастают и вегетативные проявления, которые в свою очередь усиливают речевую судорожность. Таким образом, возникает своего рода «замкнутый круг», из которого заикающемуся очень трудно выйти собственными силами.
Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии
... отмечаются отклонения в развитии звуковой стороны речи. Иногда неправильное звукопроизношение связано с дефектной речью окружающих, ребенок говорит плохо, подражая неправильной речи взрослых. Нарушение звукопроизно-шения может быть следствием педагогической запущенности, отсутствия внимания к развитию речи ребенка. В ...
Особенностью всех названных симптомов заикания является то, что они возникают непроизвольно, независимо от сознания и воли самого заикающегося, причем могут присутствовать уже с самого первого момента возникновения заикания (по этой причине они и называются первичными).
К психическим симптомам заикания относятся следующие.
1. Фобии, или навязчивые страхи (
Помимо навязчивого страха перед речью в целом, у некоторых заикающихся может наблюдаться и страх перед отдельными звуками (так называемые звукофобии).
Их возникновение связано с тем, что ребенку не всегда обоснованно может показаться, будто бы на некоторых звуках он заикается особенно часто. В дальнейшем он фиксирует внимание на этих звуках,- заранее «предчувствуя» и с тревогой ожидая их появления в речи, что опять-таки не способствует их свободному артикулированию. Логофобии чаще всего сопровождаются описанными выше вегетативными расстройствами, что значительно утяжеляет общую картину заикания.
2. Могут наблюдаться и навязчивые мысли о заикании. У одних заикающихся они носят временный характер, появляясь непосредственно перед началом речи и исчезая вскоре после ее окончания, у других же становятся доминирующими (преобладающими, как бы заслоняющими собой все остальные мысли).
Это приводит к возникновению очень мучительного внутреннего состояния.
3. Двигательные и речевые уловки, или так называемые защитные приемы. Коль скоро у ребенка возникли связанные с речью переживания, он постепенно начинает искать какие-то средства для облегчения речевого акта и для маскировки своего заикания. Так он приходит к использованию различных уловок, которые могут носить двигательный или речевой характер.
К числу двигательных уловок относятся сопутствующие действия. В отличие от сопутствующих движений, являющихся судорожными и непроизвольными, сопутствующие действия имеют сознательное происхождение и не являются судорожными. Почему ребенок начинает прибегать к их помощи? Иногда во время речи заикающийся случайно совершает какое-то не относящееся к ней действие — поправляет волосы, застегивает расстегнувшуюся пуговицу и т. п., и при этом вдруг замечает, что ему стало легче говорить. (Такое облегчение действительно могло иметь место по причине невольного отвлечения внимания от речи.) В дальнейшем ребенок начинает уже сознательно прибегать к этим «защитным» приемам, хотя в силу их привычности они вскоре утрачивают свою «защитную» роль и лишь еще больше усложняют симптоматику заикания. Часто человек уже и сам забывает о причине совершения им тех или иных действий и выполняет их чисто механически, но сознательный характер происхождения двигательных уловок все же почти всегда можно установить.
К речевым уловкам относятся следующие.
А. Эмболофразии, или разного рода «вставки» в речь, не связанные с ее содержанием (
Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников
... обусловили выбор темы дипломной работы: «Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников». Объект исследования: Особенность освоения и развития речи детьми дошкольного возраста посредствам дидактических игр. Предмет исследования: Педагогические условия для развития речи дошкольника посредством дидактических игр. Исходя из вышесказанного, целью исследования ...
Б. Сознательное изменение лексико-грамматического строя речи. Заранее предвидя наступление речевой судороги, заикающийся (преимущественно подросток или взрослый) старается всеми возможными способами ее избежать. С этой целью он прибегает к перестановке слов во фразе, к изменению ее редакции, а иногда даже и самого ее смысла. Нередко это приводит к излишнему многословию, неоднократному повторению уже сказанного, к затруднениям в формулировке мысли, что в конечном итоге придает речи неестественность, искусственность. Сами заикающиеся при этом чувствуют «невысказанность мысли» и не получают полного удовлетворения не только от формы, но и от содержания речевого общения.
В. Изменение самого характера речи (ее темпа, ритма, интонации, силы голоса и т. п.).
Например, некоторые взрослые заикающиеся «напускают» на себя излишнюю солидность в разговоре, говорят «покровительственным тоном», покашливают, намеренно выдерживают длительные паузы, создающие впечатление «обдумывания» ответа, говорят тихим, вкрадчивым или, наоборот, излишне громким голосом и т. п.
4. Особенности личности заикающихся. Возникшее заикание сравнительно быстро начинает сказываться на формировании характера ребенка и накладывать нежелательный отпечаток на всю его личность. Некоторые дети, чувствуя затруднения в речи, начинают избегать речевого общения и даже вообще всяких контактов с окружающими, замыкаться в себе, играть в одиночестве и т. п. (личность и поведение человека начинают меняться с того момента, как он узнает о своем заболевании).
К сожалению, «узнать» о наступившем заикании и понять все связанные с ним неприятности детям дошкольного возраста чаще всего помогают окружающие их взрослые (исправление сказанного с заиканием, требование «говорить нормально», высказывание упреков или, наоборот, проявление излишнего сочувствия, жалости по отношению к ребенку и т.п.).
Итак, для психических симптомов заикания характерно их сознательное и «вторичное» происхождение — они как бы «надстраиваются» над физическими симптомами. Их наличие существенно осложняет общую картину заикания и затрудняет его преодоление. Нередко психические симптомы доставляют заикающимся гораздо больше неприятностей, чем само заикание. Однако они присущи не всем страдающим им. Так, заикающихся подростков условно принято делить на три группы. У первой из них страх речи полностью отсутствует, уловки также не используются; вся картина заикания здесь ограничивается только физическими симптомами. У заикающихся второй группы страх речи имеется, но он носит умеренный характер и распространяется лишь на некоторые ситуации речевого общения. И, наконец, для заикающихся третьей группы характерен ярко выраженный навязчивый страх речи, крайняя неуверенность в себе, постоянное использование в процессе речи различных уловок.
Таким образом, раз возникшее заикание во многих случаях постепенно «обрастает» психическими симптомами, напоминая в этом отношении катящийся и все увеличивающийся в своих размерах снежный ком. По этой причине очень важно не ожидать полного развития всей симптоматики заикания, а постараться преодолеть его на самой ранней стадии, до появления психических симптомов, то есть еще в дошкольном возрасте.
Использование куклотерапии в работе с заикающимися детьми старшего ...
... для логопедов и воспитателей по использованию куклотерапии в работе с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста. Глава I. Теоретические основы куклотерапии в коррекции заикания детей ... ребенка от заикания, необходима большая предупредительная работа. Как известно, в возрасте двух-четырех лет, когда дошкольник впервые переходит от ситуационной речи ... удобна для игр. Задачи куклотерапии: ...
С учетом причинной обусловленности и особенностей проявления заикания выделяют его невротическую и неврозоподобную формы.
Невротическое заикание обычно развивается на фоне уже ранее имевшегося у ребенка невроза. Такие дети еще до появления заикания отличаются повышенной впечатлительностью, ранимостью, эмоциональной неустойчивостью, нарушениями сна, аппетита и т. п. В качестве ближайшей причины заикания здесь чаще всего выступает какая-либо психическая травма (сверхсильный раздражитель), играющая роль «последней капли». В дальнейшем такое заикание обычно «обрастает» психическими симптомами — постепенно появляются фобии, уловки, переживания по поводу имеющегося дефекта и т. п. Течение заикания волнообразное, со сменяющими друг друга усилениями и ослаблениями симптоматики, что вообще типично для невротических расстройств.
Характерной особенностью невротического заикания является и то, что при нем не обнаруживается признаков органического поражения головного мозга. Это свидетельствует о функциональном характере нарушения. Об отсутствии «органики» говорит и ранний анамнез: как правило, здесь не отмечается выраженной патологии в протекании беременности и родов у матери, а также отклонений в раннем общем и речевом развитии ребенка (развернутая фразовая речь у таких детей обычно появляется к полутора годам).
Неврозоподобное заикание, как явствует из названия, лишь подобно невротическому, похоже на него по своим внешним проявлениям, но в основе его лежат совсем иные причины. В данном случае в процессе специальных исследований у детей обнаруживаются признаки органического поражения головного мозга. В пользу этого свидетельствует и осложненный ранний анамнез (неблагополучное протекание беременности и родов у матери, множественные заболевания ребенка в раннем детстве, запаздывание в речевом развитии, когда фразовая речь нередко появляется лишь в трехлетнем возрасте).
Неврозоподобное заикание, в отличие от невротического, развивается постепенно и без видимой связи с какими-либо внешними обстоятельствами. Течет такое заикание или стационарно, как бы «на одной ноте», или равномерно усиливаясь, но без характерных для невротического заикания постоянных колебаний и неустойчивости в проявлении симптомов. «Светлые» промежутки здесь отсутствуют. Психические симптомы выражены значительно меньше, чем при невротическом заикании, к тому же они не имеют прямой связи с определенными ситуациями речевого общения. Преодолеть неврозоподобное заикание значительно труднее, чем невротическое. Его еще называют органическим.
Обследование заикающегося носит комплексный характер и направлено на возможно более полное выявление всех имеющихся симптомов заикания, ни один из которых в процессе коррекционной работы не может быть оставлен без внимания.
В следующем пункте дипломной работы рассмотрим классификацию, типы и степени течения заикания.
§2. Классификация, типы и степени течения заикания
В большинстве существующих классификаций учитываются общие закономерности заикания детей дошкольного и школьного возраста. Первые попытки создания классификации относятся к 1937 году.
По этиологическому признаку.
Все заикающиеся разделяются по этиологическому признаку с учетом клинической картины нарушения на 4 группы: заикание, сопровождающееся аномалиями в структуре или функции органов, участвующих в речи; связанное с левшеством;
По подражанию сопровождающееся эмоциональной неустойчивостью и эмоциональными расстройствами: логофобиями, чувством неполноценности и др.
По анатомо-физиологическому признаку классифицировали заикание на 2 группы детей:
дети с паллидарным синдромом — отмечаются психофизическая заторможенность, скованность, личностные нарушения, нарушения контакта с окружающими; дети становятся мрачными, не принимают участия в играх;
дети со стриарным синдромом — им присуща психофизическая заторможенность, нервно-психические нарушения. Дети подвижны, непоседливы, заиканием не тяготятся, легко вступают в контакт.
По клиническому признаку выделяют:
детей, у которых следствием заикания явилась неуравновешенность поведения;
детей, у которых неуравновешенное поведение отмечается с детства и является индивидуальной особенностью их личности, а развитие заикания способствует усилению их неуравновешенности и появлению черт общей детской нервности;
детей с повышенной возбудимостью, в анамнезе которых имеются неблагоприятные условия внутриутробного развития, родовые травмы, соматические заболевания, острые и хронические инфекции, сердечно-сосудистые заболевания, эндокринные расстройства, дистрофии;
детей, у которых до заикания имелись признаки тяжелого невроза, склонность к истерическим реакциям.
В классификации заикания по форме учитываются в первую очередь форма заикания: тоническая, клоническая.
В данной классификации учитываются также некоторые этиологические факторы, вторичные психические симптомы, степень успешности логопедического воздействия.
Различают три степени заикания:
легкая — заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются;
средняя — в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются; в эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание;
тяжелая — заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.
Выделяются следующие типы течения заикания:
постоянный- заикание, возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи, ситуациях и т.д.;
волнообразный — заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает;
рецидивирующий — исчезнув, заикание появляется вновь, т. е наступает рецидив, возврат заикания после довольно длительных периодов свободной, без запинки речи.
Подводя итог, отметим, что заикающиеся дети делятся на группы, у каждой группы имеются свои характеристические признаки и нарушения речи.
На основании изученной литературы по теме исследования нами определено, что процесс заикания, который может возникнуть у ребёнка в этот период, связан с воздействием факторов: как личностных особенностей индивидуума, так и влияния на него внешних обстоятельств.
В следующей главе мы рассмотрим методики и роль игры в коррекции заикания.
Глава 2. Роль игры в коррекции заикания у дошкольников
§1. Принципы игровой деятельности для преодоления заикания
Любая игра есть деятельность. При таком ее понимании открываются широкие возможности применения игры в коррекционных целях. Игра включает собственно разнообразные игры и огромное количество действий, операций, непосредственно отвечающих условиям достижения поставленной игровой цели.
В коррекционно-воспитательной работе с заикающимися детьми все игры используются с учетом ряда некоторых принципов. В самом начале работы реализуется принцип деятельности. Каждую игру следует считать, как деятельность, а систему игр рассматривать как совокупность связанных между собой различных видов деятельности. Отсюда игра всегда предполагает выбор темы, сговор на игру, распределение ролей, начало, развитие, завершение игры и оценку поведения детей. Такое понимание игры позволяет логопедам не смешивать игровое упражнение (с мячом, с проговариванием стихотворения под движения и т.п.) с игрой как формой деятельности.
Принципы системности, последовательности и учета возраста
Ведущее место в работе с заикающимися детьми 4–5
На втором месте для заикающихся детей 4–5 лет стоит развитие игровой активности в процессе подвижных игр с правилами . Детям этого возраста с трудом удаются игры в мяч, поэтому для развития движений рекомендуются игры с ленточками, цветами, флажками, обручами. Подвижные игры с сюжетной линией проводятся уже при воспитании сопряженно-отраженного произношения. Объяснив правила игры, логопед назначает ведущего и вместе с ним проговаривает слова текста, а дети выполняют какие-либо движения. Меняя поочерёдно ведущих, логопед проговаривает материал игры вместе с каждым. В это время проводится одна подвижная игра в пару занятий, так как большинство детейеще не может более активно участвовать в них, а некоторые резко повысили двигательную активность. Их поведение регулируется тем, что логопед вместе с детьми выбирает ведущего или водящего в играх считалками: кто выйдет первым, тот и водит, отчего самому возбудимому, чрезмерно требовательному внимания ребенку придется подчиняться правилам. Соблюдение правил с помощью логопеда сдерживает эгоистическое стремление детей-лидеров всегда быть первыми и поощряет менее активных детей.
Дидактические игры
Большинство дидактических игр проводится за столом: дети спокойно сидят, выполняют мелкие движения пальцами, кистью руки, говорят вместе с логопедом по поводу осуществляемых манипуляций. Это успокаивает более возбудимых и раздражительных детей, а детей заторможенных можно активизировать в поведении более частыми назначениями их ведущими, поручениями поднести, подать, собрать, раздать детям игру. Большинство детей быстро усваивают четкость, определенность правил и речевые стереотипы, которые способствуют более точному выражению мыслей и очищают их речь от ненужных слов (эмболофразий).
Дети данной группы положительно влияют на остальных своей заинтересованностью, справедливостью и положительном отношением к играющим. Некоторые дети лучше с ними контактируют: садятся рядом, становятся в пары, охотнее выполняют задания, исходящие от них.
Раскрывая общую направленность игровой деятельности заикающихся детей 5–6 лет, не стоит более останавливаться на значении дифференцированного подхода, в зависимости от особенностей их поведения, что уже было показано при анализе игровой деятельности заикающихся детей 4–5 лет.
Для заикающихся детей 5–6 лет ведущее место занимают
На третьем месте находятся
Если в предыдущих возрастных группах, устранение заикания у детей осуществляется посредством игровой деятельности и внутри этой деятельности с определенным временным запасом, позволяющим затем после устранения заикания уделить достаточное внимание подготовке детей к школе, то в возрасте 6–7 лет коррекция заикания обусловлена, в первую очередь, необходимостью обучения детей в школе в скором будущем. Поэтому в системе игр для детей этого возраста ведущее место занимают дидактические игры, удовлетворяющие потребностям детей подготовительного к школе возраста на играх-занятиях. На втором месте стоят подвижные игры с правилами, с соревновательными элементами, которые воспитывают выдержку, умение объективно оценивать свое поведение и результат игры. Большее значение приобретают в этих играх личностные качества детей, нежели их речь, поэтому естественно изменяется отношение детей к имеющемуся у них заиканию.
Игры-драматизации,
Принцип учета индивидуальных особенностей заикающихся
Например, в зависимости от состояния моторики логопед дифференцированно подбирает подвижные игры. С детьми, не владеющими мячом, он проводит игры с простыми движениями, в которых дети катают мяч по полу, передают соседу через круг, затем катят мяч одной ногой и прыгают на другой и т.п. В игры вводится элемент соревнования («Кто быстрее?», «Кто ловкий?», «Кто первый?»), что создает возможность оценить свой результат через оценку деятельности товарища.
Логопед продумывает окончание подвижной игры, чтобы осуществить плавный переход от состояния активности к состоянию покоя, при котором нормализуется ритм дыхания и сердечной деятельности, постепенно снижается нервное возбуждение. Например, для заторможенных, необщительных детей с преимущественно тоническим заиканием средней и тяжелой степени, с низкой игровой активностью логопед подбирает игры, повышающие жизненный тонус и активизирующие деятельность детей. Для детей с обилием сопутствующих движений логопед отбирает подвижные игры, развивающие и укрепляющие отдельные группы мышц. В этих играх целенаправленное выполнение требуемого движения исключает другие, случайные. Детям с преимущественно клоническим заиканием легкой и средней степеней, отличающимся повышенным эмоциональным возбуждением и достаточным уровнем игровой активности, полезны игры со спокойной ходьбой (на носках, пятках, на внешней и внутренней поверхностях стопы, с перестроениями по одному в шеренгу, колонну, по два и т.п.).
Индивидуальный подход осуществляется и при развитии у детей подражательности. В начале логопед с помощью дидактических игр «Кто внимательней?», «Обезьянки», «Сделай, как я» и др. выявляет детей с полным и творческим подражанием и через них проводит требования соблюдения правил в играх, задания, поручения. Дети охотнее подражают своим сверстникам, чем взрослым, и быстрее усваивают необходимые умения при проведении игр. Они становятся лидерами в отдельных играющих группах. С другими детьми логопед нужное действие закрепляет в нескольких однотипных играх (например, на развитие слухового и зрительного внимания, памяти), а затем создает такие условия, чтобы нужное действие дети повторили самостоятельно: предлагает игровой материал, выкладывает его в последовательности совершаемых действий, подсказывает сюжет игры и т.д.
Учитывая степень общительности каждого ребенка, логопед в начале коррекционного курса назначает водящим, дежурным на занятии не того, у кого меньше судорог в речи, а того, кто хорошо контактирует с детьми, может предложить игру, организовать сверстников на оформление игрового уголка, подбор атрибутов для игры и т.п. При этом логопед учитывает неигровые привязанности и симпатии детей, так как положение заикающегося ребенка в играх зависит прежде всего от его личностных качеств, а не от степени выраженности судорог. Знание дружеских отношений между детьми помогает созданию коллектива играющих.
Необщительные дети привлекаются к деятельности постепенно: логопед предлагает детям назначить такого ребенка помощником дежурного; в играх с пением с ним поет логопед или кто-либо из активных детей; в играх-драматизациях стихотворений ребенок выполняет действия вместе с другими и слова роли говорит с одним-двумя детьми; в играх с однотипными действиями такой ребенок уже участвует самостоятельно, например, в роли зайки, стоя в кругу, под пение детей выполняет требуемые движения; в творческой игре о космонавтах показывает движениями состояние невесомости в группе детей, затем в паре и, наконец, самостоятельно; в подвижной игре с правилами также сначала участвует в коллективных действиях, например, в игре «Волк и гуси» вместе со всеми прибегает к пастуху, спасаясь от волка, затем помогает пастуху пасти и звать домой гусей или помогает волку ловить гусей, и после многократного повторения игры логопед предлагает ребенку роль волка или пастуха.
Развитию общительности служит анализ игр, планируемых логопедом для занятия. Зная состав детей в группе, логопед определяет в каждой игре активность роли, которая зависит от количества ее связей с другими ролями (чем меньше связей, тем ниже активность), и характер взаимоотношений, возникающих между детьми при исполнении роли. Например, логопед выделяет в играх самую активную роль (учитель в классе, воспитатель в детском саду, командир корабля, продавец в магазине и т.д.) и намечает на эту роль общительного ребенка с высокой игровой активностью, а в помощь ему – того ребенка, которого надо активизировать в поведении. И логопед выделяет с этой целью такие роли, как староста в классе, няня в детском саду, помощник командира на корабле, кассир в магазине. По ходу игры логопед может изменить ситуацию: «Заболел командир корабля в дальнем походе – корабль поведет помощник командира», если видит, что ребенок справится с более активной ролью. Если ребенок испытывает трудности при исполнении роли или остальные дети группы делают ему много замечаний по ходу игры («Так командир не говорит», «А ты не заметил сигнала маяка» и т.п.), то логопед может вновь изменить игровую ситуацию: «На самолете прилетел опытный врач и вылечил командира», «Корабль сделал остановку в иностранном порту» и т.д. Для себя логопед отмечает, что этому ребенку надо еще исполнить несколько ролей в качестве помощника другому ребенку.
Анализируя игры для будущего занятия, логопед выделяет в них и пассивные роли: ученики в классе, дети в детском саду, матросы на корабле, покупатели в магазине. Это необходимо делать в начале коррекционного курса. Контингент детей в группе может быть таким, что все сначала будут исполнять пассивные роли, а лишь логопед – активную роль. Кроме того, такие массовые роли в играх надо выделять для повторения игр во второй половине дня с воспитателем. Под его руководством дети всей группой исполняют, например, роли покупателей в магазине: выбирают игрушки, приносят их воспитателю, рассматривают их вместе с ним. В этой ситуации все участники равноправны, между ними возникают отношения партнерства. В роли кассира выступает воспитатель: между ним и покупателями устанавливаются отношения управления-подчинения. Дети учатся общению между покупателями и кассиром. Затем назначаются дети на роли кассиров в несколько отделов: отдел мягкой игрушки, отдел резиновой игрушки, отдел кукол, машин и т.д. Отношения управления-подчинения возникают уже между самими детьми, и управляющий (кассир) руководит игровым действием. Далее можно выбрать Заведующего отделом игрушки, директора магазина, директора фабрики игрушек и т.д., т.е. постепенно увеличивать количество связей между ролями, тем самым повышая активность роли, и усложнять сюжет игры, в которой заикающийся ребенок общается уже с несколькими действующими лицами, выполняет разные действия и учитывает ответные действия партнеров.
С развитием общительности у заикающихся детей повышается игровая активность, и критерием оценки поведения детей в играх служат складывающиеся между ними отношения. Если дети самостоятельно организуют игры не только с равноправными участниками, но и такие, в которых есть управляющий и управляемые, и доводят игру до конца с последующей оценкой исполнения ими ролей, то можно говорить о высоком уровне игровой активности.
Следующий принцип
Коррекция нарушений звукопроизношения у заикающихся детей требует дополнительных занятий и проведения специальных игр на развитие мимики лица, речевого праксиса. С заикающимися детьми 4–5 лет рекомендуется проводить одновременную работу по устранению заикания и недостатков звукопроизношения. На фронтальных занятиях с детьми, имеющими одинаковые нарушения звукопроизношения, большое внимание в этом возрасте уделяется развитию общих речевых навыков. На индивидуальных занятиях осуществляется постановка звуков, их автоматизация, дифференциация, развивается фонематическое восприятие. Проводятся дидактические игры на определенный звук, на развитие дыхания, голоса, артикуляции, игры со звукоподражаниями и т.д. В работе со звуками соблюдаются требования, необходимые для нормализации речи заикающегося: логопед и ребенок говорят на мягкой атаке голоса, плавно, соблюдая паузы, не нарушая темпа дыхания и речи. На фронтальных занятиях по устранению заикания логопед и воспитатель контролируют произношение детей с нарушенными звуками.
С заикающимися детьми 5–7 лет коррекция нарушений звукопроизношения начинается с момента обследования на индивидуальных занятиях и продолжается на протяжении всего курса обучения параллельно с фронтальными занятиями. На логопедических и воспитательных занятиях проводится работа не только по нормализации звукопроизношения, но и по развитию лексико-грамматической стороны речи, фонематических процессов.
Принцип поэтапности
Подводя итог, можно сделать выводы о том, что реализация данных принципов позволяет последовательно усложнять речевой материал, сюжеты и методику проведения игр. В игровой деятельности формируется умение управлять своим поведением через освоение в процессе игр правил, выработанных взрослыми. Следовательно, игровая деятельность становится средством воспитания детей под влиянием целенаправленного, преднамеренного руководства. Это свойство игровой деятельности позволяет использовать ее и в коррекционной работе с заикающимися детьми. В процессе игровой деятельности естественно, топко и ненавязчиво воспитывается поведение заикающихся детей и корригируется их речевая функция.
§ 2.Практическое исследование коррекции заикания у дошкольников
Цель данного исследования заключается в обосновании необходимости использования игровых технологий для повышения эффективности процесса устранения заикания у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ сущности заикания, его видов, причин.
2. Рассмотреть роль игровой деятельности в устранении заикания.
3. Создание комплекса занятий по релаксации в игровой форме.
4. Подбор наиболее эффективных методов, приёмов, средств в игровой форме, способствующих создать интерес, мотивацию к речевой деятельности у воспитанников.
5. Устранение речевых дефектов (перевоспитание неправильной речи) и психологических особенностей заикающихся, а так же одновременное получение ими определённых знаний, обогащения словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, формирование познавательных процессов.
Содержание исследования базируется на предположении о том, что игра является эффективным средством в устранении заикания у детей при соблюдении следующих условий:
- игра может преобразовываться в педагогическое явление только в тех условиях, когда ей сознательно, целенаправленно сообщается педагогическое назначение, когда она особым образом специально используется для достижения определённых целей и задач воспитания;
- логопедическое занятие с применением игровой технологии строится на основе программного материала с учётом логопедических задач каждого этапа коррекционной работы: режима молчания, шёпотной речи и т.д.;
- логопедические цели осуществляются через ряд взаимосвязанных друг с другом игр.
Исследование рассчитано на специалистов работающих с заикающимися детьми (учителей – логопедов, педагогов-психологов) в целях координации их деятельности при решении реакционно-развивающих и воспитательно-образовательных задач.
При использовании исследования необходимо соблюдать следующие правила:
1. Необходимо следить за тем, чтобы дети не уставали, не отвлекались. Поэтому каждое занятие обязательно должно включать в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно:
— упражнения на мышечную релаксацию (снижение уровня возбуждения, напряжения),
— дыхательную гимнастику (действует успокаивающе на нервную систему),
— мимическая гимнастика (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей),
— двигательные упражнения, включающие в себя попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствует межполушарному взаимодействию).
2. Коррекционная работа должна быть направлена не только на развитие речевых умений и устранение заикания у детей, но и на формирование определённых черт характера и навыков активного поведения детей.
Логопедические цели осуществляются через ряд взаимосвязанных друг с другом игр (дидактических, подвижных игр с правилами, игр с пением и т.д.), отражающих тему занятия и составляющих единый сценарий.
На логопедических занятиях логопед создаёт различные игровые ситуации таким образом, чтобы реализовать поставленные цели каждого этапа коррекционной работы.
Методика игровой деятельности применяется на разных этапах обученияразлично.
и личностных особенностей детей, для определения характера их игровой деятельности.
В период максимального ограничения речи (режим молчания и шёпотной речи) целенаправленно подобранные игры помогают логопеду и воспитателю затормозить неправильные речевые проявления и создать условия для воспитания облегчённых форм речи – сопряжённой и отражённой.
Далее осуществляется переход к вопросно-ответной речи, которая также воспитывается постепенно – от полных ответов на вопрос до умения вести диалоги различной сложности. Это создаёт базу для перехода к самостоятельной речи – подготовленной (пересказ, рассказ) и неподготовленной (речь в творческих играх по замыслу самих детей).
Закрепление навыков активного общения осуществляется в играх – представлениях, творческих играх с речевым материалом любой сложности, на занятиях по программному материалу, в свободной игровой и неигровой деятельности детей.
Заикание известно человеку, по-видимому, также давно, как существует человеческая речь. Заикание относится к одному из самых распространенных расстройств речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи может сохраняться долгие годы. Заикание проявляется в нарушении ритма и плавности речи, которые возникают из-за различного рода прерывания, подливания или повторения отдельных звуков и слогов.
Заикание в целом и его отдельные признаки отличаются непостоянством: они то усиливаются, то ослабевают на несколько дней, недель и даже месяцев.
Часто возникающие речевые затруднения и неудачи приводят к повышенным затратам нервной энергии, а порой и к серьезным психическим травмам, которые могут вызвать чувство неполноценности, досады, беспомощности и другие отрицательные эмоции. Следствие – ограничение социальных контактов, уход в собственный мир, снижение социальной активности.
Признавая необходимость комплексного воздействия на заикающегося ребенка, необходимо подчеркнуть важность дифференцированного подхода в развитии, перевоспитании личности и речи заикающегося. Наиболее перспективным в этом отношении является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Именно в этой деятельности наиболее активно происходит развитие ребенка – его речи, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, активности, моторики, формируется умение управлять своим поведением. В игре дети осваивают социальный опыт человеческих отношений, она позволяет им самостоятельным путем создавать различные взаимодействующие коллективы.
Любая игра есть деятельность. При таком её понимании открываются широкие возможности применения игры в коррекционных целях.
Игра относится к числу явлений, которые сопровождают человека на протяжении всей жизни. Будучи многомерным и сложным феноменом, игра постоянно приковывает к себе внимание исследователей.
Возникшая в отечественной системе образования теория воспитывающего обучения активизировала применение игр в дидактике дошкольных систем. Игры начинают входить в дидактику более активно. В России дидактическое значение игры доказывал ещё К.Д. Ушинский. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, 3.М. Богуславской, Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Н. Аванесoвой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером. Методика игровой деятельности испытана в работе логопедов и получила положительную оценку.
Актуальность исследования заключается в том, что он позволяет организовать на высоком уровне коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи в дошкольном образовательном учреждении. Материал, представленный в данном исследовании, позволяет развивать у детей речемыслительную деятельность, формировать моторно-двигательную сферу, совершенствовать коммуникативные умения, упражнять в формировании навыка грамотной связной речи.
Практики, работающие над этой проблемой, высказывают мнение о необходимости комплексного метода лечения заикания.
Многие труды о заикании написаны бывшими заикающимися, тоже полностью преодолевшими этот недуг и посчитавшими своим долгом поделиться опытом обретения здоровой речи с “друзьями по несчастью”.
Столкнувшись в практике с детьми страдающими заиканием, мной были изучены многие методики и системы работы с ними. Свой выбор я остановила на нескольких методиках.
Методика Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л. и Успенской Л.П. “Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях”.
В методике этих выдающихся ученых и дефектологов собраны и систематизированы по периодам коррекции речи заикающихся детей различные игры и игровые приемы. Целенаправленные игровые ситуации формируют у детей навыки самостоятельной речи, помогают им переходить от общения словами на первом этапе работы к развернутым высказываниям на завершающих курс занятиях.
Заикающимся детям свойственны повышенная эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов. При затруднениях в речи у ребенка возникает повышенная мышечная напряженность, как в органах артикуляции так и во всем теле. Чтобы помочь себе он сжимает кулачки или с силой зажимает рот ладошкой, так как он не знает, что нужно ему делать в данной ситуации. Для этого учеными И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенской были разработаны специально для дошкольников системы расслабляющих упражнений, которые помогают снять у ребенка чрезмерное напряжение. Все упражнения проводятся в игровой форме, в сопровождении рифмованных фраз, которые доступны и интересны детям. Эти расслабляющие упражнения условно названы “Волшебным сном” . Так же для заикающихся детей используются игровые приемы для организации щадящего режима на специальных логопедических занятиях и в домашних условиях. Чтобы облегчить формирования новогоречевого навыка, необходимо в начальный период работы снизить речевую активность заикающихся, специально ограничить объем их высказываний. Обычно это трудно осуществить, а игра поможет включить ребенка в режим относительного молчания. Условно эти игры называются “Молчанки” .
Для нормализации речевого дыхания, которое у заикающихся часто бывает нарушенным. Важно не только побудить ребенка к спокойному общению, но и обеспечить ему возможность говори четко, плавно, выразительно, на выдохе. Игровые приемы позволяют ненавязчиво обучить его спокойному речевому дыханию.
Для начального периода работы по устранению заикания, игры и игровые приемы помогают обучить ребенка правильной речи: умению говорить на выдохе, делая опору на ударные гласные, слитно произносить слова в смысловом отрезке, пользоваться паузами и логическими ударениями. Такие игры носят название “В Стране коротких ответов” .
Для тренировки навыков правильной речи при постепенном расширении объема высказывания. Такие игры помогают ребенку четко оформить мысль не только короткими, но и простыми распространенными предложениями. Игровое название таких игр – “В Стране полных ответов” .
Такие игрушки как
Иры “Инсценировки” и “Сюжетно ролевые”
В устранении заикания у дошкольников играет важную роль – “Заключительные занятия” – организация и проведение праздников. Задача логопеда не только исправить речь заикающегося, но и подготовить его психологически к общению в любых условиях. Своеобразным экзаменом для ребят являются выступления на детских праздниках, где присутствуют гости: другие дети, родители, обслуживающий персонал и т. д.
И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская в своей методике предлагают формы работы с родителями заикающихся детей, где рассказывают родителям как важно, чтобы и дома соблюдалось правильное общение с заикающимся ребенком.
Методика Л.Н.Смирнова “Логопедия при заикании”
Изучение процесса заикания у дошкольников проводилось на базе МБОУ «Рассветовской СОШ». В эксперименте участвовало 10 человек.
Проведённое первичное диагностирование детей позволило прийти к выводу о том, что у 60% исследуемых детей с заиканием уровень развития коммуникативных навыков недостаточный.
Наблюдение также выявило, что данные дети в ситуации межличностного взаимодействия бояться смотреть в глаза собеседнику, имеют такие привычки, как грызеные ногтей, непроизвольное подёргивание головой, плечами иди другими частями тела, порой болезненно реагируют на слова окружающих.
Прежде чем приступить к определению основных методов и форм использования игровых технологий в устранении заикания у детей старшего дошкольного возраста, я провела констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровня развития речевых умений у детей, при помощи семантического метода, разработанного О. Ушаковой и Е. Струниной.
При помощи данной методики были продиагностированы следующие речевые умения дошкольников с заиканием, принимавших участие эксперименте:
- точное употребление слов (задания 3, 4, 5) в различных грамматических формах и значениях;
- уровень ориентировки на смысловую сторону слова (задание 2) и выражения (задание 2, 4, 5).
<li-понимание разных значений многозначного слова;
<li-самостоятельный подбор синонимов и антонимов (задания 3, 7, 8);
<li-уровень осознания смысловых отношений между словами (задание 9);
<li-гладкость и плавность изложения, отсутствие прерывистости и повторений, запинок, пауз в связной речи (задание 12);
<li-умение вычленять звуки в словах (задание 6);
<li-уровень развития навыка речи – доказательства (задание 1);
Уровень речевых умений оценивался по следующим критериям:
Высокий уровень.
Средний уровень.
Низкий уровень.
Результаты диагностики уровня речевого развития, полученные с помощью семантического метода разработанного О. Ушаковой и Е. Струниной свидетельствуют о том, что уровень развития речевых умений 40% – низкий и у 60% детей, принимавших участие в эксперименте – средний уровень развития речевых умений.
Анализируя методические аспекты коррекции заикания у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий, для эксперимента я условно выделила два этапа работы:
1.Подготовительный этап.
2.Основной этап (непосредственно обучение): •на занятиях;
- в повседневной жизни.
На подготовительномэтапе я изучила методику игровой деятельности с заикающимися детьми дошкольниками, провела беседу с родителями, в ходе которой рассказала родителям заикающихся детей, как важно, чтобы и дома соблюдалось правильное общение с заикающимся ребёнком.
На втором этапе была организована работа на занятиях и в повседневной жизни. Коррекционная работа была направлена не только на развитие речевых умений и устранение заикания у детей, но и на формирование определённых черт характера и навыков активного поведения детей.
Таким образом, коррекционная программа включала ряд этапов.
Задачей первого этапа
Следующий этап работы
Далее коррекционная работа заключается в том
На последнем этапе
В данную коррекционную программу были включены логопедические игры, направленные на формирование у детей навыков самостоятельной речи, помогая им переходить от общения словами на первом этапе работы к развёрнутым высказываниям на завершающих курс занятиях.
Таким образом, использование игровых технологий в коррекции заикания детей осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них.
Итак, игровые формы в воспитательно-образовательной работе с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста использовались в интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (отдельные воспитательные моменты).
Свою работу я строила на следующих основных принципах:
- во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
- во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);
• в-третьих, активного включения детей;
- в-четвертых, максимального использования развивающего потенциала игровых форм работы в создании речевой среды.
Чтобы убедиться в эффективности проведённой работы, по окончанию курса занятий я провела контрольное диагностирование с помощью метода наблюдения, а также экспериментального метода с применением Семантического метода диагностики речевых умений детей старшего дошкольного возраста О. Ушаковой и Е. Струниной.
Исследование выявило повышение уровня коммуникативных навыков у детей они научились договариваться при возникающих разногласиях. Проведённая игровая программа не только помогла детям измениться в личностном плане, но и способствовала их интеллектуальному и речевому развитию.
Так, по завершении исследования один ребёнок получил высший балл (не было ни одного), средний балл – семеро детей, детей с низкой оценкой – двое (было четверо).
Данные контрольного эксперимента свидетельствуют о том, что уровень развития речевых умений у 20% – низкий, у 70% детей – средний уровень развития речевых умений и у 10% — высокий.
Использование игровой деятельности в коррекционной программе по устранению заикания позволило достичь более высокого уровня речевого развития детей, на что указывают результаты не только контрольного диагностирования, но и результаты выполнения заданий в ходе проводимой учебное – воспитательной работы. Руководители группы отметили изменения у детей не только в речевом, но и личностном плане — у дошкольников исчез страх при ответах; речь стала более плавной; дети стали более общительными. Таким образом, коррекционная работа с детьми дала видимые результаты.
Создание целенаправленных игровых ситуаций формирует у детей навыки самостоятельной речи, помогая им переходить от общения словами на первом этапе работы к развёрнутым высказываниям на завершающих курс занятиях.
Подводя итог, можно сделать выводы о том, что методика игровой деятельности способствует созданию единого подхода к детям, тесной связи между логопедической и воспитательной работой, что обеспечивает условия для закрепления инициативного поведения и правильной речи детей вне специальных занятий. В системе различных игр дети усваивают правила поведения в игровых и мнимых, но отражающих реальные, жизненные явления и отношения людей ситуациях. Усвоенные формы взаимоотношений способствуют перестройке поведения и речи заикающихся детей и устранению дефекта.
Заключение
Заикание — расстройство темпа и ритма речи, проявляющееся ее прерывистостью, непреднамеренными паузами, повторами, судорожными движениями мышц, участвующих в речевом акте, дополнительными движениями в мышцах лица, шеи и конечностей. При заикании ребенок либо не может начать слово, либо судорога возникает во время произнесения слова и тогда звуки растягиваются, либо эти расстройства комбинируются.
Специалисты различают три степени заикания (легкое, среднее и тяжелое), хотя четких критериев определения степеней нет. В первом случае заикание чуть заметно и не мешает общению, при тяжелом заикании — из-за длительных судорог общение становится невозможным. По мере того, как болезнь прогрессирует, появляются дополнительные, самые разнообразные движения в мышцах лица, шеи и конечностей. Это может быть зажмуривание, моргание, напряжение мышц шеи, притопывание ногами и т. п. Постепенно появляется страх речи (логофобия), что еще больше усиливает заикание. Ребенок осознает свой дефект, начинает стыдиться заикания, во время речи краснеет, потеет.
Большинство исследователей заикания отмечают сложный системный характер этого заболевания, возникновение которого связано как с биологическими, так и с психологическими, а возможно, и социальными причинами.
Очень важно, чтобы родители поняли, что даже если ребенок чуть заметно
В рамках дипломной работы было проведено практическое исследование. Цель данного исследования заключается в обосновании необходимости использования игровых технологий для повышения эффективности процесса устранения заикания у детей дошкольного возраста. В исследовании участвовало 10 детей. Исследование проводилось с помощью следующих методик:
-
Методика Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л. и Успенской Л.П. “Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях”.
-
Методика Л.Н.Смирнова “Логопедия при заикании” .
-
Метод О. Ушаковой и Е. Струниной.
Результаты диагностики уровня речевого развития, полученные с помощью семантического метода разработанного О. Ушаковой и Е. Струниной свидетельствуют о том, что уровень развития речевых умений 40% – низкий и у 60% детей, принимавших участие в эксперименте – средний уровень развития речевых умений.
Данные контрольного эксперимента свидетельствуют о том, что уровень развития речевых умений у 20% – низкий, у 70% детей – средний уровень развития речевых умений и у 10% — высокий.
Использование игровой деятельности в коррекционной программе по устранению заикания позволило достичь более высокого уровня речевого развития детей, на что указывают результаты не только контрольного диагностирования, но и результаты выполнения заданий в ходе проводимой учебное – воспитательной работы.
Таким образом гипотеза выдвинутая во введении подтвердилась.
Список литературы
-
Борисова Е.А., Прокопцова Н.С. Совместная работа воспитателя и логопеда по преодолению заикания и ОНР у детей старшей группы // Логопед. – 2005. — №3. – с. 48-51.
-
Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга для логопедов. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб: Детство–Пресс, 2003. – 240 с.
-
Ворошилова Е.Л. Коррекция заикания у дошкольников. – Изд.: Сфера, 2012 г. -64 с.
-
Выгодская И.Б. Пеллингер Е.А., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре. Пособие для логопедов. — М.- 1984.
-
Жинкин Н.И. Механизмы заикания //Вопросы патологии речи. — Т. XXXII . — Харьков, 1959.
-
Исагулиев П.И. Ролевые игры и тренинги в коррекции заикания. – Изд.: НИИ школьных технологий. 2009 г. -112 с.
-
Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиологии синдрома заикания. И.П. Лукашевич, Р.И. Мачинская, Т.В. Фридман, В.М. Шкловский / Дефектология № 5, 2000.
-
Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. — М: ВЛАДОС, 1997.
-
Меньшикова С.В. Коррекция заикания у детей. Практическое пособие для логопедов и родителей. — Казань: «Лиана», 1999.
-
Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. – Изд.: АСТ, Астрель. Серия: Библиотека логопеда. 2009 г. – 224 с.
-
Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. — М.: ВЛАДОС, 2000.
-
Флерова М.М. Логопедия. Серия «Мир вашего ребёнка». 2-е изд., — Ростов н/Д. — Феникс, 2004.