Актуальность исследований, посвященных проблеме развития речи, определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Речь начинает активно формироваться уже в раннем возрасте и является основой для последующего речевого развития в дошкольном возрасте. Выдающиеся педагоги и психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Д.Б. Эльконин и др.) показали важность раннего возраста, охватывающего сензитивные периоды целого ряда функций в психическом развитии ребенка, т.е. те периоды, когда определенная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием.
Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи – решаются на протяжении всего раннего детства. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.
В раннем возрасте овладение речью представляет собой центральную линию развития ребенка, поскольку меняет его отношение к окружающей среде, выводя из ситуационной зависимости (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин и др.).
Речевая система формируется и функционирует в неразрывной связи с развитием сенсорной, сенсомоторной, интеллектуальной, аффективно-волевой сфер ребенка (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, В.П. Зинченко и др.).
Отклонения в овладении речью затрудняют общение с близкими взрослыми, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания (Р.Е. Левина).
Важная роль в развитии речи детей раннего возраста принадлежит игре. Игра является ведущей деятельностью ребенка. В процессе игры ребенок не только отражает свои впечатления, знания и представления об окружающем, не только проявляет имеющиеся у него навыки, но и приобретает новые. В игре происходит развитие всех сторон психики ребенка-дошкольника (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, П.Ф.Лесгафт, А.П.Усова, Д.Б.Эльконин, Р.И.Жуковская и др.).
Влияние речи родителей на развитие речи детей раннего возраста
... в своих поступках. В раннем возрасте у детей выделяются четыре формы общения со взрослым: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное. 2. ВЛИЯНИЕ РЕЧИ РОДИТЕЛЕЙ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА В каждой культуре ...
В системе дошкольного образования развитие речи занимает важное место. Знание закономерностей нормального развития детской речи дает возможность своевременно заметить отклонения в ее формировании и вовремя принять ряд необходимых профилактических мероприятий.
Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы квалификационной работы: «Развитие речи у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности».
Цель исследования – выявить педагогические условия, способствующие развитию речи детей раннего возраста в игровой деятельности.
Объект исследования – развитие речи детей раннего возраста.
Предмет исследования – игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста.
В качестве гипотезы выступило предположение, что процесс развития речи детей раннего возраста будет эффективным, если будут соблюдены следующие педагогические условия:
1) организация предметно-игровой деятельности;
2) создание предметно-игровой среды в ДОУ и семье;
3) взаимодействие ДОУ и родителей в процессе создания предметно-игровой среды и игровой деятельности детей раннего возраста.
В соответствии с целью и гипотезой решаются задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи у детей раннего возраста.
2. Изучить педагогические условия развития речи детей раннего возраста в игровой деятельности.
3. Дать характеристику игры как средства развития речи детей раннего возраста.
4. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий, способствующих развитию речи детей раннего возраста в игровой деятельности.
Для подтверждения гипотезы исследования, достижения цели и решения задач исследования применялись следующие методы: теоретический анализ научной и психолого-педагогической литературы, нормативных и инструктивно-методических материалов, тестирование, наблюдение, эксперимент.
Исследование проводилось в три этапа.
I этап (сентябрь – декабрь 2010): изучение теоретических основ данной проблемы. Уточнялась проблема, гипотеза, предмет, задачи и методы экспериментального исследования. Разработка методики для констатирующего этапа эксперимента, его проведение, обработка результатов.
II этап (январь – март 2011): проводился формирующий этап эксперимента, где был реализован перспективный план по развитию речи детей раннего возраста в игровой деятельности.
III этап (апрель-май 2011): анализ и обобщение результатов экспериментальной работы.
Базой исследования был МДОУ детский сад комбинированного вида №9 г. Челябинска, группа детей раннего возраста (2,5-3 года).
Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Использование детского фольклора для развития речи детей раннего возраста
... становление речи детей раннего возраста. Объект исследования - процесс развития речи детей раннего возраста. Предмет исследования - малые формы фольклора, как средства развития речи детей раннего возраста. Задачи работы: дать определение общению и его формам; охарактеризовать развитие речи детей раннего дошкольного возраста; раскрыть значение общения для детей раннего возраста; ...
Во введении указывается актуальность данного исследования, цель и задачи квалификационной работы, объект и предмет исследования, гипотеза и методы исследования, структура квалификационной работы.
В первой главе раскрываются теоретические основы развития речи детей раннего возраста в игровой деятельности.
Во второй главе представлен результаты опытно-экспериментальной работы по развитию речи детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
Заключение подводит итог проделанной работе по определению экспериментальной проверки методов и средств развития речи.
Список литературы состоит из 40 источников, адекватно предмету и задачам исследования.
В приложении представлены игры для развития речи детей раннего возраста.
Заключение
В работе теоретически обоснована и экспериментально проверена эффективность педагогических условий развития речи детей раннего возраста в игровой деятельности, которые включали организацию предметно-игровой деятельности, создание предметно-игровой среды в ДОУ и семье, взаимодействие ДОУ и родителей в процессе создания предметно-игровой среды и игровой деятельности детей раннего возраста.
В первой главе представлен анализ психолого-педагогической литературы, который показал, что игровая деятельность создаёт необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития ребенка, в том числе и для речи.
Важная роль в развитии речи и предметной игры принадлежит предметно-игровой среде. Организация предметно-игровой и пространственно-развивающей среды является необходимым условием формирования игровой деятельности ребенка. Для детей раннего возраста необходимо так организовать предметно-игровую среду, чтобы она способствовала формированию речи детей.
Во второй главе представлены результаты опытно-экспериментальной работы. Наличие детей в группе с низким уровнем речевого развития вызвало необходимость проведения работы по развитию речи детей в игровой деятельности.
Для развития речи у детей раннего возраста была разработана программа, в основу которой легли следующие принципы: принцип взаимодействия педагогов и родителей; принцип поэтапности, обеспечивающий преемственность и непрерывность этапов развивающей работы; онтогенетический принцип, предполагающий учет последовательности формирования психомоторной сферы и видов деятельности ребенка (в том числе речевой деятельности) в онтогенезе; принцип реализации деятельностного подхода, предполагающий опору на ведущий вид деятельности в раннем возрасте – предметную и игровую деятельность. Ведущим методом программы выступает игра.
Результаты повторной диагностики речи детей раннего возраста показали, что дети, которые имели низкий уровень развития речи, выполнили все задания и показали средний уровень. Словарь активизировался, дети стали употреблять в речи не только существительные и глаголы, но и прилагательные, наречия. Предложения стали включать не два слова, а четыре-пять слов, с включением обращений, однородных членов предложения.
Результаты опытно-экспериментальной работы доказывают, что при реализации комплекса предложенных педагогических условий, дети раннего возраста достигают достаточно высокого уровня развития речи в процессе игровой деятельности.
Обогащение словаря детей дошкольного возраста в игровой деятельности
... возникает потребность в разработке методики развития речи детей дошкольного возраста и обогащения их словаря в непосредственно образовательной и совместной деятельности. Однако, ФГОС ДО, рекомендует организовывать учебно-воспитательный процесс в возрасто-сообразной деятельности детей, то есть в игровой, коммуникативной ...
Таким образом, в работе решены поставленные задачи и реализована цель исследования. Полученные теоретические и научно-практические результаты подтвердили правильность выдвинутой гипотезы.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/na-temu-rannego-razvitiya-rebenka/
1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст] / Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение, 1987. — 168с.
2. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Е.А. Аркин. — М., 2006. — 177 с.
3. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности [Текст] / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. — 1995. — №4.
4. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. — М.: Просвещение, 1991. — 207с.
5. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателя детского сада) [Текст] / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. — М.: Просвещение, 2005. — 218 с.
6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко. — М.: Просвещение, 1991. — 160с.
7. Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду. Методическое руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» [Текст] / Сост. Т.Н. Доронова. — М., 2005. – 240 с.
8. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста [Текст] / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. — М.: Владос, 2007. – 289 с.
9. Галигузова, Л.Н. Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет: метод, пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений [Текст] / Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик. — М.: Просвещение, 2007. — 159 с.
10. Галигузова, Л.Н. Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет: метод, пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений [Текст] / Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик. — М.: Просвещение, 2007. — 143 с.
11. Гринявичене, Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды [Текст] / Н.Т. Гринявичене // Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции).
— М., 2006. — 311 с.
12. Детская практическая психология [Текст] / Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М., 2003. – 253 с.
13. Диагностика в детском саду. Методическое пособие [Текст]. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 198 с.
14. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. — М.: Просвещение, 1985. — 144 с.
15. Доронова, Т.Н., Игрушки для развития детей раннего возраста. Предметно-методический комплект для занятий и игр с детьми раннего возраста [Текст] / Т.Н. Доронова, С.Г. Доронов. — М: Детям XXI века, 2005. — 62 с.
16. Дошкольная педагогика [Текст] / Под ред. В.И. Логиновой, П.П. Саморуковой. — М.: Просвещение, 2004. — 456 с.
17. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение [Текст] / Р.И. Жуковская. — М.: ЧП Ильин, 2001. — 249с.
18. Игра дошкольника [Текст] / Под ред. С.Л. Новоселовой. — М.: Просвещение, 1989. — 312с.
19. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов [Текст] / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. — М.: Полиграф сервис, 2002. — 128 с.
Этапы психического развития ребенка. Воспитание и обучение ребенка ...
... психической жизни, показатель того, что сложилась социальная ситуация развития. Отнять у ребенка улыбку - отнять у него радость жизни. Многие малыши ... как бы заманивание взрослого для дальнейшей игры. К семи месяцам у детей появляется новая форма общения. Новизна ее ... из первых этапов жизни человека, когда можно говорить о появлении внутреннего мира и своеобразном отличии внутреннего мира ребенка от ...
20. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 224 с.
21. Козлова, А.М. Дошкольное образование: Психолого-педагогическая практика: Учебно-методическое пособие [Текст] / А.М. Козлова, Е.В. Никифорова, Н.А. Скопинова. — М.: ЦГЛ, 2002. — 80с.
22. Концепция дошкольного воспитания [Текст] // Дошкольное воспитание. — М: Просвещение, 1989. — № 5. — С. 10-23.
23. Котелевская, В.В. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах / В.В. Котелевская, Т.Б. Анисимова. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2002.
24. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. – М. «Институт практической психологии», 1997.
25. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда [Текст] / С.Л. Новоселова. — М.: МДО, 1995. — 174с.
26. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда [Текст] / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. — 2005. — №4.
27. Основы дошкольной педагогики [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, Б.Д. Маркова, — М., 2004. — 156 с.
28. Петровский, В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. — М., 2003. — 211 с.
29. Практическая психология образования [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 1997.
30. Российская педагогическая энциклопедия. — М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2006. — 780 с.
31. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 712 с.
32. Скрипкина, Т.П. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов [Текст] / Т.П. Скрипкина, Э.К. Гульянц. – Ростов н/Д.: РГПУ, 1993.
33. Струнина, Е.М. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий [Текст] / Е.М. Струнина, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина. – М.: Сфера, 2007. -144 с.
34. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И. Тихеева. — М.: Просвещение, 1972. – 280с.
35. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова; под ред. А.В. Запорожца. — М., 2006. — 342 с.
36. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольника [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с.
37. Чуковский, К.И. От двух до пяти [Текст] / К.И. Чуковский. – М.: Педагогика, 1990. – 384с.
38. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. — М.: Наука, 2000. — 499с.
39. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1960. –348с.
40. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1995.
Приложение
Игры для налаживания контакта с ребенком