Творчество Есенина ? одна из ярких, глубоко волнующих страниц русской поэзии, наполненная любовью к людям, к родной земле, проникнутая добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу народа и всего живого на земле.
Несмотря на то, что С.А. Есенин ушел из жизни очень рано, писатель оставил чудесное поэтическое наследство. Его талант раскрылся особенно ярко и самобытно в лирике. Лирический герой поэта ? современник исторически переломной эпохи, его характер драматичен, а мир мыслей, чувств, страстей многослоен и противоречив.
Многие читатели и исследователи творчества С.А. Есенина отмечают удивительную искренность стихов поэта: «Я сердцем никогда не лгу». Особенно откровенными кажутся стихи последних лет его жизни, ведь их откровенность близка к исповедальности. Беспощадный к ошибкам, сделанным на жизненном пути, наполненным внутренними трагедиями, беспощадный к самому себе, поэт готов открыть читателю все глубинные движения собственной души, все самое сокровенное.
Поэзия С.А. Есенина пробуждает в нас все самые добрые качества и лучшие человеческие чувства. Огромная сила его творчества заключена не только в том, что оно отразило настоящее; из далеких 1920 годов поэт незримо шагнул в наше время и дальше, в будущее.
Современник Есенина, поэт Н.C. Тихонов, справедливо утверждал:
«Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сегодня… Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь вечно живой поэзии».
Творчество последних двух лет жизни С.А. Есенина, его лирика 1924- 1925 годов — это своеобразный итог его жизненного пути. До сих пор существует много вопросов, связанных со смертью поэта, его философской позицией последних лет жизни.
Актуальность исследования
Новизна исследования:
На сегодняшний день существует огромное количество работ, посвященных лирике С.А. Есенина. Каждый из исследователей творчества поэта открывает в его лирике что-то интересное и важное для себя. Однако среди многочисленных литературоведческих трудов отсутствуют такие, в которых систематизировалась бы философская лирика С.А Есенина 1924- 1925 годов, ее темы, образы, мотивы, концепции, влияния исторической эпохи, сравнения с ранней поэзией. В этом заключается новизна моей работы.
Объектом исследования, Предметом исследования, Материалом исследования, Цель работы
Достижение сформулированной цели разрешается с помощью ряда
«Философия жизни», её разновидности и представители
... волевые акты. Поэтому «философия жизни» актуальна и в наше время. Цель исследования изучить «Философию жизни», её сущность, разновидности ... поэта, философа. Критикуя научное познание, «философия жизни» вычленяет и противопоставляет различные принципы, лежащие в основе науки и философии. В «философии жизни» ... в мировоззренческом отношении. «Философия жизни» возникает в 60-70-х годах XIX века, наибольшего ...
поставленных задач:
? изучить философскую лирику как родовое понятие;
- ? рассмотреть биографические факты, связанные с жизнью и творчеством С.А. Есенина;
- ? выявить влияние социально-исторических обстоятельств на творчество С.А. Есенина;
- ? изучить влияние народных песен на позднюю лирику поэта;
- ? проанализировать ключевые мотивы философской лирики С.А. Есенина 1924-1925 годов;
- ? осмыслить концепцию действительности в лирике С.А. Есенина 1924-1925 годов;
- ? проследить, как воплощалось христианское сознание в поздней философской лирике С.А.
Есенина.
Теоретико-методологической базой исследования являются труды Л.Я. Гинзбург «О лирике» и «О литературном герое», а также работы А. Марченко, Е. Наумова, Ю. Прокушева, Н. Солнцевой, Н. Шубниковой- Гусевой, П. Юшина, посвященные творчеству С. Есенина.
В работе используются методы имманентного анализа текста, типологический и сравнительно-сопоставительный методы исследования.
Структура работы:
Различают три рода художественной литературы: эпический, драматический и лирический. Если эпос рассказывает, закрепляет в слове внешнюю реальность, события и факты, а драма делает то же самое не от лица автора, а непосредственной беседой, диалогом самих действующих лиц, то лирика представляет собою раскрытие, выражение души.
Обратимся к литературной энциклопедии терминов и понятий А.Н. Николюкина.
«Лирика — литературный род, выражающий мысли, чувства и переживания субъекта, провоцирующий у читателя (слушателя) иллюзию сопереживания и тяготеющей к стихотворной форме».
Французский эстетик, аббат Шарль Баттё в 1747 году подчеркнул, что лирика есть, прежде всего, искусство выражать свои чувства. По его мнению, поэзия подражает природе, а чувства входят в природу как ее необходимая часть. Однако с точки зрения И.Г. Гердера, немецкого писателя и теолога, чувства являются не просто предметом лирики, она не рассказывает о чувствах, а проистекает из них.
Вот еще одно определение лирики из «Краткой литературной энциклопедии»:
«Лирика (от греч. лхмсб — музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихотворные произведения, песни и др.) ? литературный род, характеризующийся особым типом построения художественного образа, представляющего собой образ-переживание, тогда как в эпосе и драме в основе образа лежит многостороннее изображение человека в его деятельности, сложных взаимоотношениях с людьми в жизненном процессе».
Существует традиция рассматривать лирику как сосредоточенность поэта на своей индивидуальной внутренней жизни, ее трактуют как «исповедальное» творчество, как «самовыражение» и «самораскрытие». Такая трактовка ограничивает художественное значение лирики. Стоит различать в лирике предмет познания и предмет изображения. «Предметом познания в широком смысле является окружающая человека действительности, а предметом изображения ? человеческая жизнь, приобретающая репрезентативное значение по отношению ко всем общественным и природным закономерностям, ее определяющим. С этой точки зрения сведение лирики к «самовыражению» поэта оставляет в стороне эту ее репрезентативность, превращает ее в факт личной биографии поэта и только».
«Философская лирика А. С. Пушкина»
... стремлением к самопознанию и познанию мира. Одна из важнейших тем философской лирики Пушкина - тема свободы. Свобода для Пушкина - высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не ... миру, в котором уже нет ничего родственного гордому и одинокому поэту. Пушкин обещает не забывать чувства свободы, которое обогащено в нем встречей с морем: В леса, в ...
Лирика воссоздает внутренний мир человека, его духовную жизнь, в ней формируются образы-переживания, по которым можно судить о различных сторонах жизни, жизненных обстоятельствах, вызвавших эти переживания.
А. Потебня замечал, что лирическое произведение в основном пишется в настоящем времени, в отличие от эпоса, где доминирует прошедшее время. Также в отличие от эпического и драматического произведения, к которым применимы вопросы, чем они закончились и какова их событийно-сюжетная основа, в лирическому произведение такой вопрос лишен смысла.
Лирическое произведение может не требовать развернутого жизненного материала для своего раскрытия, а также может умещаться в две-три строчки, потому что в лирическом произведение мы сразу оказываемся как бы в эпицентре переживания, которым охвачен поэт. Это своего рода снимок мгновения человеческой внутренней жизни.
Основным средством лирики является не сложное развертывание сюжета, не широкое описание явлений действительности, как в эпосе, а слово, отвечающее своей организацией лирическому переживанию.
Г.В.Ф. Гегель писал о том, что лирика призвана воздействовать не пространностью описаний и внешнего раскрытия, а внутренней глубиной выражения, поэтому принципом лирики становятся стянутость и сжатость.
Г.Э. Лессинг замечал, что если мы верим в правду эпического или драматического характера, потому что с его страстями мы поступали бы так же в тех же обстоятельствах, то в правду лирического характера мы верим, потому что выразили бы свои чувства в таких же словах и интонациях.
Максимальную выразительность словесной формы лирики, ее значимость, определяет то, что она обладает определенным эмоциональным накалом, тяготеет к предельной лаконичности.
«Как звезды-карлики отличаются от звезд-гигантов максимальной плотностью вещества, так и слово в лирическом произведении отличается от слова в многотомной эпопее своей уплотненностью, значимостью каждого звукового, интонационного, ритмического элемента, оттенка ударения, паузы, слога. Отсюда и вытекает тяготение лирики к стихотворной форме, построение которой делает в особенности заметным каждый элемент речи, каждый ее нюанс и оттенок».
«Однако есть одна область духа, где слово не только сохраняет свою изначальную изобразительную силу, но и постоянно обновляет ее, сохраняя в известной мере свою устойчивую палингенезию, свое эмоциональное и духовное возрождение. Этот процесс происходит тогда, когда слово создается с целью художественного выражения. <…> Из всех видов поэзии именно лирика яснее всего отражает это идеальное развитие. Ведь не только истоки лирики коренятся в определенных магико-религиозных мотивах, но и сама лирика прямо поддерживает связь с мифом в своих возвышенных и чистых творениях».
Один из субъектов сознания, характерных для лирики — лирический герой. Лирический герой является и носителем сознания, и предметом изображения, он стоит между читателем и изображаемым миром. Лирический герой — один из способов раскрытия авторского сознания. Однако несмотря на то, что существует единство между творчеством поэта и его жизненно-эстетической позицией, образ лирического героя не стоит отождествлять с личностью поэта.
Для более глубокого понимания термина «лирика» хотелось бы обратиться к работе известного литературоведа, писателя, мемуариста, Л.Я. Гинзбург «О лирике».
Философская лирика М.Ю. Лермонтова
... я кого-нибудь люблю:, Любовь не красит жизнь мою Основой в философской лирике Лермонтова, является проблема поэта и общества. В его произведениях такая тематика довольно часто приобретает оттенок не только ... которое творит тот самый хаос, вселяет в человеческие души эгоизм и верховенство. Творчество Лермонтов, как бы это глупо не звучало, неким образом имеет схожесть с ученьями древнекитайского ...
Л.Я. Гинзбург пишет о том, что в подлинной лирике всегда присутствует личность поэта. Лирический герой для нее — единство личности, наделенной сюжетной характеристикой, которую не следует отождествлять с характером.
Одна из основных проблем, которую поднимает автор этой книги — проблема воплощения в лирике авторского сознания, всегда обобщающего черты общественного сознания эпохи. Автор отмечает, что нередко многообразные формы выражения личности поэта в лирике подводятся под унифицированную категорию лирического героя, однако, лирический герой — только одна из возможностей, и она не должна заслонять все другие.
Л.Я. Гинзбург отмечает, что автор по-разному и в разной мере бывает включен в структуру своего произведения. В научной прозе он остается за текстом. В художественной прозе или эпосе типичнее всего скрытое включение автора (появляется рассказчик).
Однако рассказчик автору не равнозначен, его оценки и отношение читатель воспринимает в опосредованной форме. Открытое включение автора дает лирическую прозу или прозу размышлений, и в стихотворном эпосе ? лирические отступления.
«Специфика же лирики в том, что человек присутствует в ней не только как автор, не только как объект изображения, но и как его субъект, включенный в эстетическую структуру произведения в качестве действенного ее элемента».
Автор работы указывает, что эстетическая мысль не раз уже приходила к пониманию лирики как поэтической переработки личностью разнородного жизненного опыта. При этом личность, с ее раздумьями, чувствами, с ее отношением к совершающемуся, всегда присутствует и всегда ощутима (в отличие от эпического автора).
Литературовед также замечает, что поэтическое слово непрерывно оценивает все, к чему прикасается. Лирическая поэзия — это далеко не всегда разговор поэта о себе и своих чувствах, это его отношение к вещам, их оценка.
Л.Я. Гинзбург считает, что особое положение личности в лирике общепризнано, однако у лирики есть свой парадокс. Несмотря на то, что лирика самый субъективный род литературы, она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей. Лирика создает не столько «частный», единичный, сколько эпохальный, исторический характер.
Л.Я. Гинзбург также приводит статью «О лирике как разновидности художественной речи» Б.А. Ларина, в которой говорится об особой роли лирического слова. Оно, по мнению автора статьи, должно обладать несравненной силой воздействия, а сила эта длительно подготавливается, иногда наращивается многовековыми навыками восприятия поэзии. Автор статьи также замечает, что нет другого вида словесного искусства, в котором традиция была бы столь мощной, упорной, трудно преодолимой, как в лирике.
Еще одно понимание Л.Я. Гинзбург лирики заключается в том, что лирика предстает специфической формой познания, в которой известное соотносится с неизвестным. «Преобразуется семантика слова, перестраиваются его признаки, рождаются новые ассоциации, и действительность познается в каком-то неповторимом своем повороте, недоступном для прозаической речи».
Л. Я. Гинзбург цитирует слова Державина о том, как поэт воздействует на читателя, балансируя между узнаваемым и неожиданным: «Новость или необыкновенность чувств и выражений заключается в том, что когда поэт неслыханными прежде на его языке изречениями, подобиями, чувствами или картинами поражает и восхищает слушателей, излагая мысли свои в прямом или переносном смысле так, чтобы они по сходству с употребительными, известными картинами, или самою природою, по тем или другим качествам, невзирая на свою новость, тотчас ясны становились и пленяли разум».9
Философская лирика фета
... И это только небольшой список философских рассуждений, которые автор раскрывает в своих стихотворениях, что относятся к философской лирике Фета. Человек в лирике Фета Изучив творчество поэта, мы с уверенностью можем ... его звуки. Все оживает, ведь автор наделяет природу человеческими образами. Поэтому у Фета рыдает трава, просыпается лес, овдовела лазурь. Фет был истинным певцом природы, благодаря ...
Л.Я. Гинзбург в работе также обращает внимание, что лирика утверждает новое через изменение общезначимого. Поэтому литературовед называет теоретически острым вопрос о том, какими путями писательская индивидуальность проявляется в традиционном материале и каким образом новый, сырой материал приобщается к поэтичности.
«Поэтическое преображение обыденного слова неизменно сопровождает реалистический опыт в лирике (в России это поздний Пушкин, поздний Лермонтов, Некрасов).
Высокое, трагическое, прекрасное не дано уже нормативно, но определяется исторически. Всякий раз оно должно быть увидено и утверждено художником. Для этого слово прежде всего должно получить заряд общезначимых жизненных ценностей. В лирике это особенно непосредственно осуществляется через образ человека ? авторский и отождествляемый с ним образ современника. Если рационалистическая поэтика включала этот образ (в разных его аспектах) в систему жанров, то в позднейшей лирике образ человека ? источник и мерило поэтического ? не предпосылается, но образуется. Но лирический поэт может создать его потому только, что обобщенный прообраз современника уже существует в общественном сознании, уже узнается читателем. Так поколение 1830-х годов узнавало демонического героя Лермонтова, поколение 1860-х ? некрасовского интеллигента-разночинца».
Л.Я. Гинзбург указывает, что внимание исследователя может быть сосредоточено на разных уровнях литературного объекта, однако смысловой уровень — это уровень исторический. И важнее всего понять те культурные, исторические связи, в которых действовал художник. «Нельзя изучать, скажем, структуру стихов Батюшкова, не учитывая особое стилистическое значение слов ? слезы, розы, урны, кипарисы и т.п. в культурном сознании Батюшкова и его современников, то есть не понимая смысла этих стихов. Нельзя оперировать стихами Блока, не обращаясь к историческому смыслу его символики… Итак, в искусстве нет восприятия внеисторического, но историзм может быть не проясненным, неосознанным или «замалчиваемым» в силу определенной исследовательской установки. Читатель же всегда делает поправку на историю. Любой читатель Пушкина или зритель шекспировской трагедии, даже самый неподготовленный, при самых смутных исторических представлениях, — знает все же, что воспринимаемое им совершается в другую эпоху, живущую по другим социальным законам. И что слова тут другие. Услышав неизвестное нам стихотворение, мы, прежде всего, стремимся узнать его дату и автора, — это необходимо для предварительной исторической ориентации восприятия. В упомянутой уже статье «О лирике, как разновидности художественной речи» Б. А. Ларин показал, как беспомощно восприятие текста вне его традиции, как недоступен истолкованию анонимный, недатированный, заведомо не современный стихотворный фрагмент.
Роль учителя в жизни человека
... Картинка к сочинению Роль учителя в жизни человека Популярные сегодня темы Юшка — невысокий, худой, бедный человек сорока лет, работающий в кузнице подручным ... ним на деньги, её увольняют. Несмотря на это, педагог продолжает помогать мальчику. Благодаря ей мальчик видит мир ... является искаженной фразой английского поэта Бернса, измененная писателем в виде отсылки к божественному писанию, подразумевая ...
Итак, в лирическом произведении перед нами рисуется не только определенное состояние характера поэта. Лирический образ — это образ- переживание, и оно общественно значимо, потому что духовный мир поэта получает обобщенное выражение, выходя за пределы личности поэта, при этом не теряя своей индивидуальности и автобиографичности. Он включает в себя и авторское сознание, которое обобщает черты общественного сознания эпохи (создается прообраз современника) и переработанный жизненный опыт поэта. Лирика всегда исторически переменна, поскольку сущность ее определяется концепцией того характера, который складывается в общественно-исторических условиях. В лирике то, о чем пишут веками, скрещивается с тем, о чем в ней никогда еще не было сказано. Поскольку художественное своеобразие лирики тесно связано с той или иной художественной концепцией личности, через которую поэтом воспринимается окружающий мир, без знания исторической эпохи, в которую жил автор, полноценное понимание его лирики невозможно.
Как и другие роды литературы, лирика включает в себя ряд жанров: ода, гимн, элегия, эпиграмма, эпистола, эпитафия, романс, стансы, сонет, сатира, баллада, стихотворение в прозе и т.д.
Также лирика условно классифицируются на основе тематического принципа. Различают гражданскую, интимную, пейзажную и философскую лирику. Однако большинство лирических произведений многотемны и могут заключать в себе различные мотивы: любви, дружбы, гражданских чувств и т.д.
Философская лирика связана с понятием «философия». Вот определение этого термина у А. Эдельмана и В. С. Бернштейна:
«Философия ? это особая форма сознания и мыслительной деятельности человека, направленная на всеобъемлющее рациональное осмысление мира и бытия человека в нём. Под философией также понимают исторически развивающуюся совокупность результатов этой деятельности и систему теоретических положений, в рамках которой она осуществляется».
«Философская лирика ? феномен духовной культуры, сложившийся на пересечении философии и литературы, часто получающий расширительное толкование: «философским» нередко называют любое «глубокое» поэтическое произведение, затрагивающее общие проблемы жизни и смерти».
В философской лирике преобладают мотивы рассуждения о смысле жизни, устройстве вселенной, о природе и человеке. Основные темы философской лирики — вечные вопросы бытия. Философская лирика проявляется в различных жанрах (сонеты, рубаи, газели, эссе, своеобразные этюды, стихи элегического характера и т.д.).
В 20 веке были популярные элегические жанры философской лирики.
«Элегия <…> лирический жанр античной поэзии, стихотворение, проникнутое смешанным чувством радости и печали или только грустью, раздумьем, размышлением, с оттенком поэтической интимности».13
В элегии поэт создает печальное, задумчивое или мечтательное настроение, размышляет о быстро уходящем времени, об утратах, расставании с родными местами, с близкими людьми.
В книге «Русская элегия неканонического периода: очерки типологии и истории» В.И. Козлов классифицирует элегию на несколько видов. Один из видов элегий, популярных в 20 веке, ? элегия личных переживаний.
Афанасий Фет — поэт и человек
... жизненный путь. Оказывало это влияние, и порой весьма роковое, и на литературную его судьбу. Древние говорили - поэтами рождаются. И Фет действительно родился поэтом. Замечательная художественная одаренность составляла ... человека великанов русской поэзии и скомпрометировавших ее эпигонов, существует еще много замечательных явлений, по тем или иным причинам не обративших на себя внимание критики и ...
Личность в 20 веке выступает в противостоянии со своим веком. В центре элегии драматический сюжет испытания человека его временем.
Историческое время влечет человека как щепку. Лирическое «я» противостоит некой внешней среде, которая предопределяет жизненный путь поэта. Один из мотивов такой элегии — благодарность за земную «горечь».
Еще один вид элегии — аналитическая. В ней особое внимание обращается на «другого», чей образ рисуется с психологической точностью. На первый план выдвигается не лирический субъект, а тот, судьбу которого лирический герой переживает (образ «Прекрасной Дамы» у А. Блока).
Другое направление аналитической элегии — обобщение, универсализация психологического опыта. Лирический герой не подчёркивает индивидуальность лирической ситуации и психологических реакций на неё, а осознанно оценивает и изображает их как типовые.
Следующий вид элегии — элегия навязчивого воспоминания. Воспоминание становится первичным по отношению ко всем остальным переживаниям: именно в способности помнить укоренены и любовь, и грусть элегического субъекта. Один из постоянный мотивов ? зрительный или слуховой образ, который возвращается снова и снова.
Еще один вид ? «осенняя» элегия. Наиболее популярное для этой жанровой модели время — осень. В «осенней» элегии переживания лирического героя не индивидуальны, они общечеловеческого масштаба. Лирический герой уравнивает законы природы с законами своего как духовного, так и физического развития.
Философская лирика — это особая форма познания. Автор в ней выступает отражением сознания своего времени, а «вечные» идеи, преломляясь в поэтической личности, приобретают новые оттенки и значения. Каждая эпоха дает свои ответы на «вечные вопросы».
Таким образом, если сущность лирики определяется концепцией того характера, который складывается в общественно-исторических условиях, а автор в философской лирике выступает как отражение сознания своей временной эпохи, то для того, чтобы полноценно осмыслить философскую лирику поэта, необходимо изучить важные исторические и биографические факты, связанные с жизнью поэта.
Лирика С.А. Есенина 1924-1925 годов — это лирика последних лет жизни поэта. В ней в большей мере отражено мировосприятие С.А. Есенина, которое сформировалось на протяжении всей жизни. Непросто было бы рассматривать творчество поэта этого периода без знания биографии поэта и исторической эпохи, в которую жил и творил С.А. Есенин.
«Сложность и противоречивость творчества Есенина могут быть объяснены только сложными и противоречивыми обстоятельствами того исторического периода, в который он жил. Попытки понять и объяснить Есенина вне этой связи заведомо обречены на неудачу.
Нет ничего более наивного и нарочитого, чем, представлять Есенина «чистым» лириком, которого не коснулось время и не заинтересовала эпоха. К нему целиком приложимо известное изречение о том, что если мир раскалывается пополам, то трещина проходит через сердце поэта.
Сложным, мучительным, трудным был путь Есенина к новой жизни; это одна из самых драматических страниц истории советской литературы. Но несмотря на все падения и срывы, поэт шел по этому пути, потому что в нем никогда не умирало то главное чувство, которое владело им, — чувство ничем не расторжимой духовной связи со своим народом».
По психологии : «Воображение: понятие и значение в жизни человека»
... внимание то, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на организм, мы специально выделим и рассмотрим проблему воображения. 1.Определение воображения Воображение - особая форма психики, ...
Одно из первых влияний, оказанных на маленького Есенина, было влияние деда: дедушка пел ему песни старые, тягучие, заунывные, по субботам и воскресным дням рассказывал Библию и священную историю. Вспоминая, как дед читал ему старообрядческие книги, Есенин в то же время замечал: «Устное слово всегда играло в моей жизни гораздо большую роль»;
- «В детстве я рос, дыша атмосферой народной поэзии»;
- «Дед имел прекрасную память и знал наизусть великое множество народных песен…». Кроме того, мальчика знакомила с народным творчеством и его бабка, она рассказывала ему сказки.
Духовная жизнь поэта складывалась под влиянием священной истории и народной поэзии. На всю жизнь сохранил он любовь к народным преданиям, сказкам, песням, частушкам. Здесь лежат истоки его лирики.
В детстве у поэта было прозвище — Монах. Перешло оно от отца, который долго не женился. Однако ни религиозное воспитание, ни прозвище поэта не сделали его послушником. Есенина целиком захватывала «мирская» жизнь. Про себя он говорил, что среди мальчишек был большим драчуном:
Худощавый и низкорослый, Средь мальчишек всегда герой. Часто, часто с разбитым носом Приходил я к себе домой.
Великая любовь к родной русской природе зародилась в нем еще с детства, ведь он провел его среди степей и полей, на лоне раздольной рязанской природы. Такая же любовь у поэта была и ко всему живому. Любовь к животным осталась у него на всю жизнь.
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове. (1, 202)
Это стихи человека, любящего все живое, смотрящего на мир как на единое целое. Поэт смотрел на человека, на природу, на животных как на детей одной матери-земли.
После окончания курса учения в Константиновском земском 4- годичном училище, Есенина отправили учиться в большое село Спас- Клепики, где была «Второклассная учительская школа». Здесь Есенина окружала преимущественно крестьянская молодежь, которая тянулась к знаниям. Поэт вместе с учащимися встречались на квартире у его лучшего друга Гриши Панфилова, самостоятельно размышляли над жизнью, искали свое место в ней, читали произведения Толстого, Горького. Их интересовали роман «Воскресение», трактат «В чем моя вера?», ранние рассказы Горького, его вера в человека.
Тем самым, мы видим, что уже в 16 лет поэт задумывается над эстетическими и нравственными вопросами, ищет философскую опору жизни, его волнует необходимость внутреннего самосовершенствования, обогащения духовной жизни.
Из-за недопонимания с отцом поэт рано уходит из дома, в поисках средств к существованию устраивается на работу и становится на самостоятельный путь.
В литературном образовании Есенина большое значение играл университет Шанявского, в котором поэт учился на историко-философском отделении. Здесь писатель намного пополнил и углубил свои знания. Также Есенин состоял в Суриковском литературно-музыкальном кружке. Юношу довольно сильно захватила общественно-политическая деятельность суриковцев (В «Суриковском кружке» было немало людей, близко стоявших к социал-демократам).
Возможно, в ней он по-своему находил ответы на мучившие его вопросы о смысле и цели жизни.
Образы крестьян и крестьянских детей в творчестве Н.А. Некрасова
... песен Некрасова муза предстает уже в образе этой крестьянской женщины. Боль простых тружеников поэт воспринимает как свою. С пронзительной тоской ... родни, побои мужа. Только в работе и в детях находила она радость. Тяжело пережила она смерть сына ... песни, что навеяна метелями и вьюгами родимых деревень». Поэт благоговел перед Родиной, с искренностью и сердечностью изображал он деревню, крестьянские ...
Работа в типографии Сытина тесно связывала Есенина с революционными кругами. Типографские рабочие принимали активное участие в революционном движении, среди них было немало участников революции 1905 года. Работая в типографии, Есенин оказался в среде, настроенной весьма революционно, и это не прошло для него бесследно.
Есенин и другие его товарищи оказались на примете у полиции, московская охранка завела дело на поэта. В это время в письме к Панфилову он написал такой эпиграф:
Сбейте мне цепи, скиньте оковы!
Тяжко и больно железо носить.
Дайте мне волю, желанную волю,
Я научу вас свободу любить. (6, 51)
Короткое участие в общественно-политической жизни страны Есенина не стоит преувеличивать, его можно объяснить не столько идейными исканиями, сколько жадным интересом к жизни, в том числе к революционному движению, которое не могло не коснуться поэта.
Характернейшей чертой всей жизни Есенина останутся поиски внутреннего самоопределения. Духовное беспокойство, внутренняя мятежность навсегда сохранятся в его характере и наложат отпечаток на всю его лирику, в том числе философскую.
Когда С.А. Есенин в 1915 году приехал в Петербург, Россия вступила в первый год мировой войны. В книге «Сергей Есенин. Личность, творчество, эпоха» Е. И. Наумов говорит о том, что на молодого поэта в Петербурге сильнейшее влияние оказали три поэта: А.А. Блок, С.М. Городецкий и Н.А. Клюев.
С.А. Есенин даже назвал А.А. Блока первым, когда перечислял в автобиографии «О себе» тех поэтов, которые нравились ему больше всего. А.А. Блок научил молодого поэта лиричности, на всю жизнь запомнил С.А Есенин, что при первой встречи говорил ему известный поэт.
Литератор И. Грузинов, хорошо знавший Есенина в 20-е годы, вспоминает рассказ поэта:
«Прощаясь, Александр Александрович написал записочку и дает мне:
«Вот, идите с нею в редакцию (и адрес назвал).
По-моему, Ваши стихи надо напечатать. И вообще приходите ко мне, если что нужно будет». Ушел я от Блока ног под собой не чуя. С него, да с Сергея Митрофановича Городецкого и началась литературная дорога.
Так и остался я в Петрограде и не пожалел об этом. А все с легкой Блоковой руки».
Еще один поэт, чья дружеская поддержка имела для молодого С.А. Есенина серьезное значение, — С.М. Городецкий. Поэт без раздумий предлагает Есенину, которому было некуда идти, остаться у него. Пишет записки во все известные журналы, тем самым помогая С.А. Есенину публиковаться, и даже уезжая на время из Петербурга, не перестает заботиться о поэте, помогает советами и поддерживает его.
Вот одно из писем С.М. Городецкого поэту: «Милый Сергуня, мой друг любимый… Мне все еще нова радость, что ты есть, что ты живешь, вихрастый мой братишка. Так бы я сейчас потягал тебя за вихры кудрявые. Я тебе не скажу, что ты для меня, потому что ты сам знаешь. Вот такие встречи, как наша, это и есть те чудеса, из-за которых стоит жить.
Был я в Москве. Молва о тебе идет всюду, все тебе рады. Ходят и сказки… Вот какой ты знаменитый. Только ты головы себе не крути этой чепухой, а работай потихоньку, поспокойней».
Конечно, творчество С.М. Городецкого тоже повлияло на молодого поэта. Настроения лирики С.М. Городецкого того времени, его интерес к фольклору, народной поэзии в определенной мере воздействовали на молодого поэта.
Оказал влияние на молодого С.А. Есенина и еще один поэт — Н.А. Клюев, которого Есенин называл своим духовным учителем. С.М. Городецкий организовал группу «Краса», в которую входили поэты, связанные с деревнею. Она просуществовала недолго, но на смену ей пришло общество — «Страда», членами которого также были С.А Есенин и Н.А. Клюев.
«Есенин увидел в Клюеве родственную ему личность. Крестьянское происхождение Клюева, его привязанность к избяной Руси, к русской старине, знание корневого русского языка, его образная система, связанная с укладом деревенской жизни, с фольклором, ? все это имело для Есенина большую притягательную силу».
В это время Клюев был связан с символистами (в первую очередь с Д. Мережковским и 3. Гиппиус).
С.А. Есенин оказался вблизи этих писателей, но ненадолго.
Один из тех, кто понял истинный характер творчества молодого поэта и пытался связать его с той средой, где он был бы по-настоящему понят и оценен по достоинству, был А.А. Блок. Он рекомендовал поэта М. Мурашеву, работавшему в журналах «Панорама» и «Жизнь для всех».
С.А. Есенин также связался с рядом журналов, интересовавшихся жизнью народа и крестьянской тематикой. Наиболее заметным среди них был «Ежемесячный журнал», издававшийся В.С. Миролюбовым ? литератором народнического направления. И в 1915-1916 годах Есенин регулярно печатается на страницах этого журнала.
В начале 1916 года выходит первый сборник поэта ? «Радуница». В «Радунице» отразились первые детские и юношеские впечатления Есенина. С ранних лет поэт был прекрасно знаком с картинами природы. «Самая сильная сторона сборника «Радуница» как раз и заключалась в лирическом изображении русской природы, которую так хорошо видел и глубоко чувствовал поэт».
Основными мотивами сборника были любовь к России, к природе, к родному краю. Поэт приближает к читателю природу, очеловечивая ее, в то же время он переносит явления природы на человека. Особенность в изображении человека и природы у Есенина является любовь ко всему живому: зверям, птицам, домашним животным. В стихах поэта они наделены человеческими чувствами. Еще один мотив этого сборника — мотив странничества. Поэтом владеет стремление к перемене мест, его скитальческая судьба.
Многие из этих мотивов получат свое дальнейшее развитие в последующем творчестве поэта, в том числе и в философской лирике 1924- 1925 годов.
В 1916 году С.А. Есенин был призван на военную службу, проходил он ее в военно-санитарном поезде. Здесь он встретился с Д.Н. Ломаном, офицером при дворцовом коменданте, и благодаря нему даже был вхож в круг царской семьи. А весною, после совершившейся Февральской революции, Есенин самовольно покинул военную службу, отправившись в Константиново, где провел лето и осень 1917 года, отдавшись поэтическому труду.
Как и многие другие в это время, поэт воспринял Февральскую революцию как окончательное освобождение народа от многовекового гнета. В первом своем отклике на революцию Есенин назвал ее «дорогим гостем».
После Февральской пришла Октябрьская революция и еще больше усилила политическую борьбу в стране. Позже поэт охарактеризует революцию как «раскол в стране». Поэт принял революцию и никогда не обходил этого вопроса в своих автобиографиях. В наиболее известной из них, «О себе», он писал, что «в годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном».
В первый год Октября С.А. Есенин стремится стать ближе к революционному искусству. В 1918 году поэт подает заявление в Московский Пролеткульт с просьбой организовать при нем секцию крестьянских писателей, чтобы оказать помощь писателям-крестьянам и поддержать их творческие силы. Однако пролеткультовское руководство отказывалось впускать в свою организацию крестьянских писателей.
Это было не единственной попыткой поэта связаться с новой литературной средой. В 1918 году он также подает заявление в профессиональный союз писателей (позже — Всероссийский союз писателей), в котором состоит до конца жизни. А в 1919 году обращается с просьбой принять его в члены Дворца искусств (при Наркомпросе).
Конечно, Октябрьская революция повлияла на творчество поэта. С.А. Есенин в эти годы стремится коснуться вопросов, жизненно важных для русской деревни, старается осознать значение исторического поворота в судьбах русского крестьянства. Это и пробудившиеся надежды на лучшую долю русского крестьянства и мысли о возрождении русской деревни и идеи равенства и свободы. Найти верную позицию С.А. Есенину было труднее, чем многим другим поэтам, ведь он был связан духовными нитями с деревней.
В это время Есенину близки мечты об «Инонии», где «люди блаженно и мудро будут хороводно отдыхать под тенистыми ветвями одного преогромнейшего древа, имя которому социализм, или рай, ибо рай в мужицком творчестве так и представлялся, где нет податей за пашни, где «избы новые, кипарисовым тесом крытые», где дряхлое время, бродя по лугам, сзывает к мировому столу все племена и народы и обносит их, подавая каждому золотой ковш с сыченою брагой».
Поэт воспринял революцию романтически. Он мечтал о социализме, как о чуде, которое принесет русскому крестьянству счастье, мир и благоденствие. Он отстранялся от политической борьбы, которая происходила в стране, и воспринимал революцию как возможность осуществления своей мечты о лучшей крестьянской доле.
В 1918 году произошло знакомство Есенина с молодым работником издательства ВЦИК Анатолием Борисовичем Мариенгофом, который к этому времени пробовал свои силы в поэзии. У поэтов завязалась дружба, однако в последствие она закончилась разрывом.
В начале 1919 года поэты опубликовали свою первую «Декларацию», в которой назвали себя имажинистами. В декларации они стремились всячески затмить футуризм и в тоже время перенять его скандальную славу. Здесь стояли подписи С. Есенина, Р. Ивнева, Б. Эрдмана, Г. Якулова.
С.А. Есенин подписывал их декларации, выступал вместе с ними в журналах «Гостиница для путешествующих в прекрасном», «Жизнь и творчество русской молодежи», «Знамя».
Однако в стихах поэта немного спустя прорывался мотив отчуждения от имажинизма:
Шум и гам в этом логове жутком,
Но всю ночь напролет, до зари,
Я читаю стихи проституткам
И с бандитами жарю спирт.
Сердце бьется все чаще и чаще,
И уж я говорю невпопад:
«Я такой же, как вы, пропащий,
Мне теперь не уйти назад. (1, 168)
Ю.Н. Тынянов писал, что родство у С.А. Есенина с имажинистами. самое неубедительное.
Поэт, и правда, выделялся среди других имажинистов. В.Я. Брюсов писал: «Третий видный имажинист, С. Есенин, начинал как «крестьянский» поэт. От этого периода он сохранил гораздо больше непосредственного чувства, нежели его сотоварищи… у Есенина четкие образы, певучий стих и легкие, хотя однообразные ритмы; но все эти достоинства противоречат имажинизму, и его влияние было скорее вредным для поэзии Есенина».23
Имажинисты распадались на «правых» (Есенин) и «левых» (Шершеневич и Мариенгоф), как говорилось в одном из литературных отчетов. «Правые» считали образ средством, а «левые» считали образ самоцелью и не интересовались содержанием. Таким образом, «правым» было важно, что написать, а «левым» — как написать, независимо от содержания.
Таким образом, можно сказать, что С.А. Есенин ощущал определенное поэтическое родство с имажинистами, однако близость к этой группе была больше внешней, чем внутренней. Это было не сразу понято самим поэтом, но постепенно стало для него более очевидным.
В это время С.А. Есенин отдаляется от семьи (поэт был женат на З.С. Райх, и у них были дети).
И в феврале 1921 года Есенин подал заявление о расторжении брака, а в октябре этого года брак был расторгнут.
Поэту сложно было принять ту мысль, что, бросив семью, он сделал неверный шаг. В нем всегда жило тоскливое чувство человека, который мог бы и не оказаться столь одиноким.
Близко знавший Есенина, писатель Н. Никитин, так рассказывает об одной поздней встрече с поэтом в Ленинграде: «Едем по Литейному, он мне показывает невдалеке от Симеоновской невысокий, темно-коричневый дом.
? Видишь! Вот в этом доме я жил, когда я первый раз женился. И у меня квартира была…
Или:
? И у меня были дети.
Это было прошлое, прожитое, несомненно оторванное, вспоминаемое с болью, но бестрепетно положенное на пороге».
Показательно стихотворение 1924 года «Письмо от матери», в разговоре с ней лирический герой слышит ее горький упрек:
Но ты детей
По свету растерял,
Свою жену
Легко отдал другому,
И без семьи, без дружбы,
Без причал
Ты с головой
Ушел в кабацкий омут. (1, 127)
Так Е. Наумов охарактеризовал состояние поэта в это время:
«Разрушение домашнего очага влекло за собой и другое бедствие ? бездомность и бесприютность поэта. Есенин не имел того, что мы называем постоянным местом жительства. Он скитался по друзьям и знакомым, кочуя из одного конца Москвы в другой. Вещи и рукописи были разбросаны по случайным квартирам. У него не было рабочего стола, он писал, то примостившись с краю общего обеденного стола, то на подоконнике, то сидя на корточках перед горящей печкой. Он постоянно мучился этой неустроенностью, но, выбитый однажды из колеи, так никогда и не смог наладить своего быта».
После своей заграничной поездки, С.А. Есенин разрывает дружбу с Мариенгофом, отдаляется окончательно от имажинизма и 31 августа 1924 года в газете «Правда» публикуется заявление, что группа «имажинисты» объявляется распущенной.
Еще один важный этап в жизни С.А. Есенина — это встреча с Айседорой Дункан и его заграничная поездка. Айседора отправляется в турне по Европе и Америке и приглашает с собой Есенина. В решении поэта побывать за рубежом большое значение имеют и чисто литературные соображения. Поэт хочет издать за границей книги, обращается в нарком для выдачи заграничного паспорта, и успешно его получает.
Однако в своей поездке поэт разочаровывается в Европе. Вдали от Родины у Есенина появляются чувства тоски и одиночества. В письмах, отправленных из Европы в Москву, поэт пишет: «Что сказать мне Вам об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом? Кроме фокстрота, здесь почти ничего нет, здесь жрут и пьют, и опять фокстрот. Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде Господин доллар, а на искусство начихать ? самое высшее мюзик-холл. Я даже книг не захотел издавать здесь, несмотря на дешевизну бумаги и переводов. Никому здесь это не нужно… Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод… зато у нас есть душа, которую здесь сдали за ненадобностью в аренду под смердяковщину».
Вернувшись из своей заграничной поездки, поэт захотел увидеть Россию сильной, индустриальной страной. С.А. Есенин не был убежден в преимуществах буржуазного мира, однако больше не был склонен романтически идеализировать «деревянную Русь».
К 1924 году С.А. Есенин проходит огромный жизненный и творческий путь. И это путь исканий и разочарований. Поэт входил в круги символистов, в скором времени разорвав с ними связь, воспринял романтически революцию, позже отдалившись от своей позиции, вступив в круг имажинистов, искал себя в европейском обществе, окончательно разочаровавшись в нем по приезде в Россию. С.А. Есенин также разошелся и с З. Райх и с А. Дункан, потерял связь со своими детьми, разочаровался в друге Мариенгофе. Он с жаждой жизни искал свое место в этом мире, но так и не нашел. Может, из-за переломной исторической эпохи, в которую он жил, может, потому что человеку, поэту, тонкой душе, сложно, а порой и совсем невозможно найти свое место на Земле. Именно это мироощущение, что поэт — странник на земле, ведущее за собой чувство смирения, а вместе с ним и покаяния, прощения, именно это понимание, что жизнь подчинена законам природы, а в связи с этим и предчувствие конца, отразились в философской лирике С.А. Есенина 1924-1925 годов.
В творчестве С.А. Есенина трудно отделить собственно философскую лирику от лирики пейзажной, любовной и лирики, посвященной России. Философские мотивы переплетаются в поэзии поэта с мотивами любви к женщине, родной земле, философские темы с темой любования природой, ее красотой и гармонией. Взаимоотношения человека и природы, человека и вселенной в лирике С.А. Есенина составляют единый мир и являются предметом философский раздумий. Есенинская философия рождается не из отвлеченных размышлений поэта, она является результатом соприкосновения с миром, прозрения, ощущения краткости человеческого существования в мире и неразрывной связи мира и человека.
Одно из наиболее сильных достоинств лирики поэта — художественное воплощение тончайших, интимных чувств и переживаний, навеянных суровым временем, его думами о месте и роли человека на земле. Поэт искал, искал выхода из своих собственных противоречий и противоречий эпохи, фиксировал каждую свою мысль, каждое движение своего сердца. Поэзия Есенина — своеобразный лирический дневник, завораживающий своей чувственностью и искренностью.
В лирике С.А. Есенина 1924-1925 годов переплетаются многие темы и мотивы: желание идти в ногу со временем, разобраться в собственных противоречиях, осознание новых потребностей и путей русской деревни.
Стоит сказать о характерном для этого периода обращении поэта к фольклору, а главным образом к песням. «Введение песенных образов и мотивов, использование народно-песенных поэтических средств осуществлялось Есениным разнообразно. Разнообразны были и сами песни, составлявшие современный национальный репертуар. Безусловно, это не были исключительно старинные традиционные крестьянские песни. С начала 20 века деревня с большой охотой пела так называемые городские песни и романсы, часто на стихи известных или малоизвестных поэтов…».
Своеобразный цикл образуют стихотворения поэта, посвященные сестре Шуре («Я красивых таких не видел», «Ах, как много на свете кошек»,
«Ты запой мне ту песню, что прежде», «В этом мире я только прохожий». Большое значение в этом цикле приобретает образ песни, олицетворяющий представление о доме, семье, Родине. В стихотворении «Мой путь» Есенин создает образ дома и связывает его с образом своей бабушкой, которая поет песню.
Под окнами
Костер метели белой.
Мне девять лет.
Лежанка, бабка, кот…
И бабка что-то грустное
Степное пела,
Порой зевая
И крестя свой рот. (2, 159)
В стихотворении «Ты запой мне ту песню, что прежде» песня матери, пение сестры Шуры связываются с думами об ушедшей юности. В нем поэт стремится вспомнить утраченный семейный уют и погрузиться в него.
Ты мне пой, ну а я припомню
И не буду забывчиво хмур:
Так приятно и так легко мне
Видеть мать и тоскующих кур. (1, 246)
Повтор «ты мне пой» в приведенной строфе звучит как мольба: «нежная дрожь» песни «из родимого дома» противопоставляется вою метели, вою покинутого пса.
Помимо образа песен матери, сестры, бабки в философской лирике Есенина этих лет есть и связь стихотворений с народными песнями.
Пой, ямщик, вперекор этой ночи,
Хочешь, сам я тебе подпою
Про лукавые девичьи очи,
Про веселую юность мою. (1, 277)
В этой строфе легко угадывается песня «Вот мчится тройка удалая». Последние строки похожи на строки из песни «И он запел про ясны очи, / Про очи девицы души». В песне так же, как и в стихотворении звучит колокольчик, есть образ дороги, тройки, ямщика. Перекличка стихотворения Есенина с этой песней углубляет содержание образов и способствует раскрытию идейного замысла. Лирический герой в стихотворении Есенина с грустью вспоминает о «веселой юности», как и ямщик в песне вспоминает о своем несостоявшемся счастье с девицей.
Еще одно стихотворение, в котором есть мотивы народной песни — стихотворение «Ну целуй меня, целуй».
Ну, целуй же! Так хочу я.
Песню тлен пропел и мне.
Видно, смерть мою почуял
Тот, кто вьется в вышине. (1, 221)
Мотив смерти и образ ворона также есть в строках народной песни «Черный ворон».
Ты не вейся, черный ворон,
Над моею головой.
Ты добычи не дождешься —
Я солдат еще живой.
Возможно, эта связь стихотворения с народной песней о черном вороне уточняют смысл стихотворения Есенина, тем самым отчасти снимает безысходность, звучащую в приведенных строках.
Еще один емкий образ лирики этих лет — образ липы: Плачет и смеется песня лиховая.
Где ты, моя липа? Липа вековая? (1, 230 ) Эти строки схожи с народными:
Липа вековая
Над рекой шумит,
Песня удалая
Вдалеке звенит.
В стихотворении «Над окошком месяц. Под окошком ветер» поэт своей реминисценцией к народной песне также углубляет смысл произведения. Как и в народной песне, так и у поэта есть образ любимой, с которой лирический герой не вместе. Только если в песне у героини трагическая судьба, она спит «под землею» из-за лирического героя, то героиня стихотворения С.А. Есенина о нем не вспоминает. Липа в стихотворении поэта наделена человеческими чувствами, она так же, как и поэт полна безысходной грусти о прошедших днях.
А. М. Марченко отмечает, что стихотворение «Гори, звезда моя, не падай» вызывает ассоциацию с популярным романсом «Гори, гори, моя звезда» и песней «Вечерний звон».
В стихотворении Есенина, как и в песнях, затрагивается тема смерти. В романсе «Гори, гори, моя звезда» появляется образ «заветной» звезды, которая озаряет жизнь лирического героя. Образ звезды есть и у Есенина, однако это звезда не горячая, как в романсе, а с холодными лучами, она наполняет «тишь полей» «рыдалистою дрожью». Поэт чувствует, что скоро погаснет ее «ласковое пламя».
Образы стихотворения также схожи с образами и мироощущениями песни «Вечерний звон». В произведениях есть образы отчего дома, певца, кладбища, в них звучат мотивы предчувствия конца. Лирические герои полны грустных дум о прошедшей любви, в произведениях также полна этих мироощущений и природа:
И золотеющая осень,
В березах убавляя сок,
За всех, кого любил и бросил,
Листвою плачет на песок. (1, 237)
И строки из песни:
Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз!
Связь с народными песнями есть и в «Поэме о 36». В ней присутствует мотив столкновения на войне родных братьев.
Ты помнишь, конечно, Тот
Клокочущий пятый Год,
Когда из-за стен Баррикад
Целился в брата Брат.
Тот в голову, тот В живот. (3, 145)
Этот же мотив звучит и в широко известной песне времен гражданской войны «Два брата»:
Но судьба ль так жестока над нами:
И в бою, на пожарах войны,
Повстречались два брата врагами
И друг друга узнали они.
Таким образом, в философской лирике 1924-1925 годов С.А. Есенин для полного выражения своих переживаний и чувств прибегает к приемам упоминания известных народных песен и перефразировке строк в них. Фольклорные элементы служат также для выражения переживаний, тягостного настроения, дум поэта о своей судьбе. Но, помимо внутренних ассоциативных связей поздней лирики С.А. Есенина с фольклором, есть и внешняя связь произведений поэта с народной поэзией.
Некоторые произведения поэта этого времени созданы в жанре песни:
«Есть одна хорошая песня у соловушки», «Сыпь тальянка звонко», «Клен ты мой опавший». В этих стихотворениях встречаются свойственные народной песне уменьшительно-ласкательные суффиксы («соловушка», «головушка», «любовь-калинушка») рисуются образы, взятые из народно-песенного арсенала (соловей, гармоника, образ милой), используются похожие эпитеты, обращения, сравнения («Лейся, песня звонкая», «Сыпь, тальянка, звонко»).
Однако в отличие от ранних стилизаций под песню («Хороша была Танюша», «Под венком лесной ромашки») «комплексное использование фольклорных приемов и средств приводит к созданию неповторимой «есенинской» песни, где вместо условного лирического героя в обличье «добра молодца» появляется образ самого поэта со своими задушевными мыслями и чувствами».