РЕАБИЛИТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

Значение акта дыхания для человека невозможно переоценить. Человек начинает дышать сразу после рождения. Вся жизнь состоит из бесчисленного количества вдохов и выдохов, о которых мы не задумываемся, но без которых она невозможна.

Дыхание представляет собой непрерывный биологический процесс, в результате которого происходит газообмен между организмом и внешней средой. У человека процесс дыхания осуществляется благодаря ряду последовательных процессов:

  • обмен газов между внешней средой и легкими − легочная вентиляция;
  • обмен газов между альвеолами легких и кровью − легочное дыхание;
  • обмен газов между кровью и тканями.

Нарушение любого из этих процессов приводит к нарушению дыхания и создает опасность для жизни человека. Вот почему необходимо соблюдать профилактику органов дыхания.

Болезни органов дыхания занимают первое место в структуре заболеваемости школьников 68-72 % и протекают с сезонными обострениями. Несмотря на обширный арсенал лекарственных средств, их терапия не всегда оказывается эффективной [2].

К наиболее распространённым заболеваниям органов дыхания относят бронхит, ринит, гайморит. Все эти заболевания могут быть как острыми, так и хроническими.

Во всем многообразии средств лечения и профилактики заболеваний органов дыхания у школьников, важное место отводится реабилитации. Реабилитация – это комплекс медицинских, педагогических мероприятий, направленных на максимально возможное восстановление или компенсацию нарушенных, в результате болезни, нормальных физиологических функций человеческого организма. Одним из основных средств реабилитации является лечебная физическая культура (ЛФК).

Вопросы реабилитации людей с заболеваниями органов дыхания в стационарах и кабинетах ЛФК достаточно полно разработаны. Однако данные мероприятия с детьми в образовательных учреждениях проводятся крайне редко. Учителя по физической культуре недостаточно информированы об особенностях проведения реабилитационных мероприятий данной категории школьников. Поэтому тему нашей работы: «Реабилитация школьников средствами лечебной физической культуры при заболеваниях органов дыхания» можно считать актуальной.

Объект исследования – реабилитация при заболеваниях органов дыхания.

Предмет исследования – реабилитация детей школьного возраста при заболеваниях органов дыхания средствами ЛФК.

Цель – описание и анализ вопросов, характеризующих средства реабилитации при заболеваниях органов дыхания.

13 стр., 6279 слов

Физические средства реабилитации в комплексном восстановлении ...

... и инвалиды должны достигнуть максимально возможной при данном заболевании физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности.[11] РЕАБИЛИТАЦИЯ (от позднелат . rehabilitatio - восстановление) В медицине ... достигать более 50%. С возрастом число детей с рекуррентными респираторными инфекциями существенно уменьшается. Так, среди школьников удельный вес ЧБД в целом, как ...

Задачи:

1. Изучить особенности дыхательной системы у детей.

2. Проанализировать основные средства восстановления, применяемые в ЛФК.

3. Выявить особенности проведения ЛФК после перенесенных заболеваний органов дыхания.

Метод исследования — анализ литературных источников.

Структура работы — ВКР состоит из введения, двух глав, общего выводов, списка использованных источников. ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ

1.1 Особенности строения органов дыхания у детей

Дыхательная система человека состоит из тканей и органов, обеспечивающих легочную вентиляцию и легочное дыхание. В строении системы можно выделить основные элементы – воздухоносные пути и легкие, и вспомогательные – элементы костно-мышечной системы. К воздухоносным путям относятся: нос, полость носа, носоглотка, гортань, трахея, бронхи и бронхиолы. Легкие состоят из бронхиол и альвеолярных мешочков, а также из артерий, капилляров и вен легочного круга кровообращения. К элементам костно-мышечной системы, связанным с дыханием, относятся ребра, межреберные мышцы, диафрагма и вспомогательные дыхательные мышцы.

Нос и полость носа служат проводящими каналами для воздуха, в которых он нагревается, увлажняется и фильтруется. В полости носа заключены также обонятельные рецепторы.

Наружная часть носа образована треугольным костно-хрящевым остовом, который покрыт кожей; два овальных отверстия на нижней поверхности – ноздри – открываются каждое в клиновидную полость носа. Эти полости разделены перегородкой. Три легких губчатых завитка (раковины) выдаются из боковых стенок ноздрей, частично разделяя полости на четыре незамкнутых прохода (носовые ходы).

Полость носа выстлана слизистой оболочкой. Многочисленные жесткие волоски служат для очистки вдыхаемого воздуха от твердых частиц. В верхней части полости лежат обонятельные клетки.

Гортань лежит между трахеей и корнем языка. Полость гортани разделена двумя складками слизистой оболочки, не полностью сходящимися по средней линии. Пространство между этими складками – голосовая щель.

Трахея начинается у нижнего конца гортани и спускается в грудную полость, где делится на правый и левый бронхи; стенка ее образована соединительной тканью и хрящом. У большинства млекопитающих хрящи образуют неполные кольца. Части, примыкающие к пищеводу, замещены фиброзной связкой. Правый бронх обычно короче и шире левого. Войдя в легкие, главные бронхи постепенно делятся на все более мелкие трубки (бронхиолы), самые мелкие из которых – конечные бронхиолы – являются последним элементом воздухоносных путей. От гортани до конечных бронхиол трубки выстланы мерцательным эпителием.

Легкие. В целом легкие имеют вид губчатых, пористых конусовидных образований, лежащих в обеих половинах грудной полости. Наименьший структурный элемент легкого – долька состоит из конечной бронхиолы, ведущей в легочную бронхиолу и альвеолярный мешок. Стенки легочной бронхиолы и альвеолярного мешка образуют углубления – альвеолы.

Такая структура легких увеличивает их дыхательную поверхность, которая в 50-100 раз превышает поверхность тела. Стенки альвеол состоят из одного слоя эпителиальных клеток и окружены легочными капиллярами. Принято считать, что общая поверхность альвеол, через которую осуществляется газообмен, экспоненциально зависит от веса тела. С возрастом отмечается уменьшение площади поверхности альвеол.

14 стр., 6816 слов

Сестринский уход за детьми с заболеваниями мочевыделительной ...

... Заболевания мочевыделительной системы у детей Объект исследования Дети с заболеваниями мочевыделительной системы Цель исследования. Рассмотреть методы диагностики и лечения детей с заболеваниями мочевыделительной системы. Выявить понятие и признаки заболевания Проанализировать роль м/с в организации ухода за детьми при заболеваниях ...

Каждое легкое окружено мешком – плеврой. Наружный листок плевры примыкает к внутренней поверхности грудной стенки и диафрагме, внутренний покрывает легкое. Щель между листками называется плевральной полостью.

Вспомогательные элементы дыхательной системы

Дыхательные мышцы – это те мышцы, сокращения которых изменяют объем грудной клетки. Мышцы, направляющиеся от головы, шеи, рук и некоторых верхних грудных и нижних шейных позвонков, а также наружные межреберные мышцы, соединяющие ребро с ребром, приподнимают ребра и увеличивают объем грудной клетки.

Диафрагма – мышечно-сухожильная пластина, прикрепленная к позвонкам, ребрам и грудине, отделяет грудную полость от брюшной. Это главная мышца, участвующая в нормальном вдохе. При усиленном вдохе сокращаются дополнительные группы мышц. При усиленном выдохе действуют мышцы, прикрепленные между ребрами (внутренние межреберные мышцы), к ребрам и нижним грудным и верхним поясничным позвонкам, а также мышцы брюшной полости; они опускают ребра и прижимают брюшные органы к расслабившейся диафрагме, уменьшая, таким образом, емкость грудной клетки[23].

К моменту рождения носовая полость ребенка недоразвита, она отличается узкими носовыми отверстиями и практически отсутствием придаточных пазух, окончательное формирование которых происходит в подростковом возрасте. Объем носовой полости с возрастом увеличивается примерно в 2,5 раза. Структурные особенности носовой полости детей раннего возраста затрудняют носовое дыхание, дети часто дышат с открытым ртом, что приводит к подверженности простудным заболеваниям. Глотка ребенка отличается меньшей длиной, большей шириной и низким расположением слуховой трубы. Гортань у детей короче, уже и располагается выше, чем у взрослых. Наиболее интенсивно гортань растет на 1—3-м годах жизни и в период полового созревания. В период полового созревания появляются половые различия в строении гортани. У мальчиков образуется кадык, удлиняются голосовые связки, гортань становится шире и длиннее, чем у девочек, происходит ломка голоса. Слизистая оболочка воздухоносных путей у детей более обильно снабжена кровеносными сосудами, нежна и ранима, она содержит меньше слизистых желез, предохраняющих ее от повреждения. Эти особенности слизистой оболочки, выстилающей воздухоносные пути, в детском возрасте в сочетании с более узким просветом гортани и трахеи обусловливают подверженность детей воспалительным заболеваниям органов дыхания. Легкие у детей растут главным образом за счет увеличения объема альвеол (у новорожденного диаметр альвеолы 0,07 мм, у взрослого он достигает уже 0,2 мм).

До 3 лет происходит усиленный рост легких и дифференцировка их отдельных элементов. Число альвеол к 8 годам достигает числа их у взрослого человека. В возрасте от 3 до 7 лет темпы роста легких снижаются. Особенно энергично растут альвеолы после 12 лет. Объем легких к 12 годам увеличивается в 10 раз по сравнению с объемом легких новорожденного, а к концу периода полового созревания — в 20 раз (в основном за счет увеличения объема альвеол).

9 стр., 4422 слов

«Развитие вокально-хоровых навыков у детей школьного возраста» ...

... для развития полетности и звонкости голосов является воспитание свободного и непринужденного звукообразования и дыхания, исключение форсированного пения, зажатости гортани и напряжения лицевых и дыхательных мышц, ... и общей музыкальной культуры всех школьников дает возможность даже в условиях массового ... радио – через песенный жанр обрушивают на детей, в основном, примитивную, безнравственную и, порой, ...

Соответственно изменяется газообмен в легких, увеличение суммарной поверхности альвеол приводит к возрастанию диффузионных возможностей легких.

Скелет гортани образован хрящами, соединенными между собой суставами, связками и мышцами. Полость гортани покрыта слизистой оболочкой, которая образует две пары складок, замыкающих вход в гортань во время глотания. Нижняя пара складок покрывает голосовые связки. Пространство между голосовыми связками называют голосовой щелью. Таким образом, гортань не только связывает глотку с трахеей, но и участвует в речевой функции.

Гортань у детей короче, уже и располагается выше, чем у взрослых. Наиболее интенсивно гортань растет на 1—3-м годах жизни и в период полового созревания. В период полового созревания появляются половые различия в строении гортани. У мальчиков образуется кадык, удлиняются голосовые связки, гортань становится шире и длиннее, чем у девочек, происходит ломка голоса.

От нижнего края гортани отходит трахея. Длина ее увеличивается в соответствии с ростом туловища, максимальное ускорение роста трахеи отмечено в возрасте 14—16 лет. Окружность трахеи увеличивается соответственно увеличению объема грудной клетки. Трахея разветвляется на два бронха, правый из которых более короткий и широкий. Наибольший рост бронхов происходит в первый год жизни и в период полового созревания. Слизистая оболочка воздухоносных путей у детей более обильно снабжена кровеносными сосудами, нежна и ранима, она содержит меньше слизистых желез, предохраняющих ее от повреждения. Эти особенности слизистой оболочки, выстилающей воздухоносные пути, в детском возрасте в сочетании с более узким просветом гортани и трахеи обусловливают подверженность детей воспалительным заболеваниям органов дыхания[8,12].

У новорожденных нижняя граница гортани лежит на уровне IV шейного позвонка, т. е, выше, чем у взрослых (на уровне V позвонка).

С 3 до 16 лет гортань девочек несколько короче гортани мальчиков. До 2 лет гортань шире и менее глубока, чем в более позднее время. Она первое время воронкообразная, позже цилиндрическая. Верхняя полость и вход в гортань у маленьких детей уже, чем у старших, и ниже, чем у взрослых, и имеет неправильную форму. Надгортанник также расположен высоко, он растет наравне с гортанью и с 12 лет делается шире. Истинные голосовые связки у грудных детей относительно короткие. Они усиленно растут на 1-м году и в период полового созревания. Углубление между ними и ложными связками до 2 лет более резко выражено. Голосовая щель более узкая. Слизистая оболочка богата лимфоидной тканью и кровеносными сосудами. Указанные выше особенности гортани объясняют легкость наступления у детей расстройств дыхания и стенотических явлений даже при умеренных воспалительных процессах[10].

1.2 Особенности системы дыхания у детей.

У детей, как и взрослых, бронхи и лёгкие устроены таким образом, что каждая часть этих органов вентиляции выполняет определённую роль. Например, гортань, трахея и бронхи участвуют в перемещении и доставке воздуха в те части лёгких, где непосредственно происходит обогащение крови кислородом. Внешнее дыхание осуществляется через мембрану из капилляров , расположенных в альвеолах. Здесь за счёт разницы давления (артериального и атмосферного) осуществляется обмен газами.

7 стр., 3315 слов

Повышение физических возможностей у часто болеющих детей в условиях ...

... дипломной работы. Целью работы является исследовать пути повышения физических возможностей часто болеющих детей в условиях детского учебного учреждения. Задачи работы: ... млн. Число дыхательных путей - 13,6 ... дифференцировки бронхов ... тем больше условий имеется для развития его двигательных функций. Ребенок дошкольного возраста находится в движении почти беспрерывно, за исключением периодов, отводимых на ...

Поскольку у маленьких детей и школьников очень быстрый обмен веществ, по сравнению со взрослыми, то им необходимо получать больше кислорода. Именно поэтому дети выполняют большее количество вдохов за одну минуту, чем взрослые, дыхание у них более поверхностное и менее ритмичное. Все эти факторы являются благодатной почвой для возникновения разного рода нарушений дыхательной функции у школьников и детей младшего возраста и представляют серьёзную опасность. Какие бывают эти нарушения?

Нарушение функции дыхания у школьников.

Нарушения дыхательной функции у школьников часто связаны с неврологическим фактором, то есть, в их основе лежит эмоциональное расстройство, перенапряжение или стресс. Дети чувствуют одышку, давление в области груди. При этом частые поверхностные вдохи могут происходить наряду с глубокими, а иногда и сопровождаться кратковременной остановкой дыхательных движений. Выдох и вдох становятся шумными, напоминают стоны.

Такое нарушение у школьников зачастую спровоцировано каким-то раздражителем – сильным стрессом или перепадом настроения, встречаются у подростков, пребывающих в состоянии депрессии. Нередко у таких больных развивается так называемый психогенный кашель – сухой и частый, который беспокоит их постоянно – во сне, в транспорте, в школе, на улице. При этом ребёнок чувствует щекотание или першение в горле. Психогенный кашель нельзя излечить при помощи препаратов, блокирующих кашлевой рефлекс. Как правило, терапия включает в себя стабилизацию психоэмоционального состояния ребёнка.

Различают несколько разновидностей одышки:

  • Затруднённость вдоха – инспираторная.
  • Затруднённость выдоха – экспираторная.
  • Смешанная, когда затруднён и вдох, и выдох.
  • Стеноз – воздушные массы с трудом проходят через верхние отделы дыхательных путей.
  • Удушье – характеризуется протяжным свистом при вдохе и выдохе, часто случается при астме[13].

Функциональные нарушения дыхательной функции у школьников могут развиться на фоне искривления позвоночника. Согласно статистике, почти у 30 процентов школьников нарушение позвоночника сколиоз. Когда угол искривления достигает 30 градусов, возможны проявления нарушений дыхательной функции. У детей с искривлением позвоночника наблюдается недостаточность дыхания и одышка. Сколиоз требует обязательного лечения, в противном случае проблемы со здоровьем могут усугубиться.

Понятие бронхиальной обструкции у школьников сегодня встречается всё чаще. Оно подразумевает нарушение проходимости бронхов и часто сопровождается спазмом их гладкой мускулатуры. Для обструктивного синдрома характерен свистящий звук при выдохе и кашле. Воспалительные заболевания дыхательной системы при ОРВИ и простудах нередко провоцируют возникновение бронхообструкции. Истинной же её причиной может являться:

  • Аллергия;
  • Различные неврологические патологии;
  • Мукоцилиарная недостаточность;
  • Отёк бронхов, утолщение слизистой (при инфекционных заболеваниях);
  • Опухоли в органах дыхания;
  • Врождённые аномалии в строении бронхов;
  • Пассивное и другие.

Для эффективного лечения обструктивного синдрома врачу требуется собрать максимальное количество информации о пациенте, получив данные о его обследованиях. Выяснение причины нарушения дыхательной функции у школьников – процесс затяжной и сложный, поскольку может быть связан с аллергией, индивидуальными особенностями строения бронхов, с врождённой патологией, с внедрением инфекции в дыхательные пути, а также не исключается и наличие в бронхах инородных тел[20].

6 стр., 2526 слов

Хронические заболевания легких у детей: современные аспекты диагностики ...

... бронхографического обследования. Лечение хронической пневмонии у детей: Лечение (в основном консервативное) проводят поэтапно: специализированный пульмонологический стационар - пульмонологический санаторий - поликлиника. При обострении заболевания лечение направлено на ликвидацию воспалительного процесса в бронхах и л ...

Дыхание – важнейшая функция организма, благодаря которой растущий организм ребёнка обеспечивается кислородом. Он необходим для поддержания ускоренного обмена веществ, для поддержания нормальной работы мозга и развития умственных способностей. Если имеет место нарушение функций дыхательной системы у школьников, то это требует незамедлительного выяснения. Родители должны быть внимательны к своим детям, следить за их эмоциональным состоянием, за их осанкой и вовремя лечить любые заболевания бронхов, чтобы избежать развития обструктивного синдрома и других проблем.

1.3 3аболевания дыхательной системы

Наиболее часто встречаемыми в медицинской практике воспалительными заболеваниями дыхательной системы являются острые воспаления верхних дыхательных путей, воспаление бронхов – бронхит, бронхиальная астма, воспаление легких – пневмония и туберкулез.

Острое воспаление верхних дыхательных путей.

Это наиболее частое заболевание вообще и дыхательной системы, в частности. В разные времена эту болезнь называли по-разному – катар верхних дыхательных путей, острое респираторное заболевание (ОРЗ), острое респираторное вирусное заболевание (ОРВИ).

Причины болезни: вирусы (гриппа, парагриппа, аденовирусы, риновирусы, коронавирусы, энтеровирусы); бактерии (стрептококки, менингококки); микоплазма. Основным способствующим фактором является простуда, переохлаждение организма.

Острое воспаление верхних дыхательных путей всегда проявляется общими неспецифическими признаками, обусловленными внедрением вируса и вызываемой им интоксикации организма. Основные проявления болезни – повышение температуры, головные боли, нарушения сна, слабость, мышечные боли, снижение аппетита, тошнота, рвота. Особо тяжелые проявления – заторможенность или возбуждение, расстройства сознания, судороги.

Ринит – воспаление слизистой оболочки носа. Появляются насморк, выделения из носа, чихание, затрудненное носовое дыхание. Фарингит – воспаление слизистой глотки и дужек. Отмечаются першение в горле, боли при глотании. Ларингит – воспаление гортани. Больных беспокоит осиплость голоса, «лающий кашель». Тонзиллит – или катаральная ангина – воспаление миндалин. Больные жалуются на боли при глотании, миндалины увеличены, слизистая их покрасневшая. Трахеит – воспаление трахеи. Отмечаются чувство саднения за грудиной, сухой мучительный кашель, который может длиться до 2-3 недель.

Лечение острых воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей проводится по нескольким направлениям. В ряде случаев можно воздействовать на возбудителя болезни. При гриппе А эффективен ремантадин, аденовирусной инфекции – интерферон. Для лечения самого воспаления применяются противовоспалительные средства, чаще всего парацетамол (акамол) и целый ряд комбинированных лекарственных средств для лечения острых воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей [15,25].

Воспаление бронхов – бронхит.

Различают острый и хронический бронхиты. Острый бронхит развивается обычно вместе с другими признаками острого воспаления верхних дыхательных путей, воспаление как бы спускается вниз от верхних дыхательных путей к бронхам. Основной признак острого бронхита – кашель; сначала сухой, затем с небольшим количеством мокроты. Врач во время осмотра определяет рассеянные сухие свистящие хрипы с обеих сторон.

4 стр., 1932 слов

Физические упражнения как основное средство физического воспитания

... эти и многие нравственные качества формируются при занятиях физическими упражнениями. Нравственное воспитание должно пронизывать всю практику физического воспитания в системе образования и воспитания, поскольку от последовательного решения задач по формированию ...

Хронический бронхит – это хроническое воспалительное заболевание бронхов. Оно течет в течение месяцев и лет, периодически, то обостряется, то затихает. В настоящее время несомненным признается значение трех факторов риска хронического бронхита: курение, полютанты (повышенное содержание пыли, газов во вдыхаемом воздухе) и врожденная недостаточность особого белка альфа-1-антитрипсина. Инфекционный фактор – вирусы, бактерии является причиной обострения заболевания. Основные признаки хронического бронхита – кашель, выделение мокроты, частые простудные заболевания.

Обследование больных хроническим бронхитом включает рентгенографию грудной клетки и исследование функции дыхания с помощью современных компьютеризированных приборов. Рентгенологическое исследование необходимо, главным образом, для исключения других заболеваний дыхательной системы – воспаления легких, опухолей. При исследовании функции легких выявляются признаки бронхиальной обструкции, устанавливается степень тяжести этих нарушений.

Хронический бронхит при длительном течении закономерно приводит к развитию серьезных осложнений – эмфиземе легких, дыхательной недостаточности, своеобразному поражению сердца, бронхиальной астме.

Важнейшим условием для успешного лечения больных хроническим бронхитом является отказ от курения. Это сделать никогда не поздно, но лучше раньше, до развития осложнений хронического бронхита. Во время обострения воспалительного процесса в бронхах назначаются антибиотики и другие противомикробные средства. Назначаются также бронхорасширяющие и отхаркивающие препараты. В период затихания процесса особенно эффективно санаторно-курортное лечение, массаж, лечебная физкультура.

Бронхиальная астма.

Бронхиальная астма – хроническое заболевание, проявляющееся периодически возникающими приступами выраженного затруднения дыхания (удушья).

Современная наука рассматривает астму как своеобразный воспалительный процесс, который приводит к возникновению обструкции бронхов – сужению их просвета вследствие ряда механизмов:

  • спазма мелких бронхов;
  • отека слизистой бронхов;
  • повышенного выделения жидкости железами бронхов;
  • повышенной вязкости мокроты в бронхах.

Для развития астмы большое значение имеют два фактора: 1) наличие у больного аллергии – излишней, извращенной реакции иммунной системы организма на попадание в организм чужеродных белков-антигенов; 2) гиперреактивность бронхов, т.е. их повышенная реакция на любые раздражители в виде сужения просвета бронхов – белки, лекарства, резкие запахи, холодный воздух. Оба эти фактора обусловлены наследственными механизмами.

Приступ бронхиальной астмы имеет типичные признаки. Он начинается внезапно или с появления сухого мучительного кашля, иногда ему предшествует ощущение першения в носу, за грудиной. Быстро развивается удушье, больной делает короткий вдох и далее практически без паузы продолжительный выдох (затруднен выдох).

Во время выдоха на расстоянии слышны сухие свистящие хрипы (свистящее дыхание).

12 стр., 5604 слов

Развитие речевого дыхания

... варьирует от 12 до 20 в 1 мин. Этот показатель внешнего дыхания возрасте при физической работе, повышении температуры окружающей среды, а также изменяется с возрастом. Например, ... дыхательных движений на их глубину характеризует основную величину внешнего дыхания – вентиляцию легких. Количественной мерой вентиляции легких является минутный объем дыхания – это объем воздуха, который человек вдыхает и ...

Врач выслушивает такие хрипы при обследовании больного. Приступ заканчивается самостоятельно или, чаще, под влиянием бронхорасширяющих средств. Исчезает удушье, дыхание становится более свободным, начинает отходить мокрота. Уменьшается число сухих хрипов в легких, постепенно они совсем исчезают.

Длительно протекающая и недостаточно леченая астма может давать серьезные осложнения. Их можно разделить на легочные и внелегочные, нередко они комбинируются. К легочным осложнениям относятся хронический бронхит, эмфизема легких, хроническая дыхательная недостаточность. Внелегочные осложнения – поражение сердца, хроническая сердечная недостаточность.

Лечение бронхиальной астмы – трудная задача, она требует активного участия больных, для которых создаются специальные «школы», где под руководством врачей и сестер пациенты обучаются правильному образу жизни, порядку применения медикаментозных средств.

По мере возможности необходимо устранить факторы риска заболевания: аллергенов, вызывающих приступы; отказаться от приема нестероидных противовоспалительных средств (аспирин, препараты для лечения боли, болезней суставов); иногда помогает смена климата, смена места работы[15,23].

Воспаление легких – пневмония.

Пневмония – это воспалительный процесс в легочных альвеолах, примыкающих к ним мельчайших бронхов, микрососудов. Вызывается пневмония чаще всего бактериями – пневмококками, стрептококками, стафилококками. Более редкие возбудители – легионелла, клебсиела, кишечная палочка, микоплазма. Пневмонии могут также вызываться вирусами , но и здесь вторично в воспалении принимают участие бактерии.

Пневмония чаще возникает у людей, перенесших респираторную вирусную инфекцию, курильщиков, злоупотребляющих алкоголем, пожилых и стариков, на фоне хронических заболеваний внутренних органов. Отдельно выделяют пневмонии, возникающие у тяжелых послеоперационных больных в больницах.

По распространенности процесса пневмонии бывает долевыми и сегментарными, когда очаги воспаления большие, и мелкоочаговые с множественными небольшого размера очагами воспаления. Они отличаются по выраженности признаков, тяжести течения, а также от того, какой возбудитель привел к воспалению легких. Точно установить распространенность процесса помогает рентгенологическое исследование легких.

Начало заболевания при крупноочаговой пневмонии острое. Возникает озноб, головные боли, сильная слабость, сухой кашель, боли в грудной клетке при дыхании, одышка. Значительно повышается температура и держится на высоких цифрах, если болезнь не лечить, 7-8 дней. При кашле вначале начинает выделяться мокрота с прожилками крови. Постепенно количество ее увеличивается, она приобретает характер гнойной. Врач при выслушивании легких определяет измененное бронхиальное дыхание. При исследовании крови выявляются увеличение числа лейкоцитов, ускорение СОЭ. Рентгенологически определяется массивное затенение в легких, соответствующее доле или сегменту[15].

Для очаговой пневмонии характерно более легкое течение. Начало заболевания может быть острым или более медленным, постепенным. Нередко больные указывают, что до появления первых признаков заболевания они перенесли ОРЗ, был кашель, кратковременное повышение температуры. Есть кашель со слизисто-гнойной мокротой, могут быть боли в грудной клетке при дыхании, одышка. При исследовании крови может быть умеренное увеличение числа лейкоцитов, ускорение СОЭ. Рентгенологически определяются большей или меньшей величины очаги затенения, но значительно меньших размеров, чем при крупноочаговой пневмонии.

9 стр., 4363 слов

Физическая реабилитация при бронхиальной астме у детей

... физические упражнения способствуют повышению общей сопротивляемости организма ребенка, снятию повышенной возбудимости. Под влиянием специальных средств, применяемых в лечебной физкультуре при бронхиальной астме, ... дыхания включает: спирометрию с исследованием максимальной скорости выдоха; По данным спирометрии определяют увеличение функциональной остаточной емкости легких, уменьшение объема дыхания ...

Тяжелые формы пневмонии с высокой температурой, сильным кашлем, одышкой, болями в груди лучше лечить в больнице, обычно начинают лечение с инъекций пенициллина, а далее в зависимости от эффективности или неэффективности лечения, меняют антибактериальные средства. Водятся также обезболивающие средства, назначается кислород. Больные с более легкими формами воспаления легких могут лечиться дома, антибактериальные средства назначаются внутрь. Помимо антибактериальных средств хороший вспомогательный эффект, особенно на заключительных этапах лечения, оказывает массаж грудной клетки, лечебная физкультура. Лечить больных пневмонией необходимо энергично, добиваясь нормализации картины крови и, самое главное, до исчезновения рентгенологических признаков воспаления.

Туберкулез.

Туберкулез – хроническое инфекционное заболевание, вызываемое туберкулезной палочкой (палочка Коха – по имени знаменитого немецкого ученого Коха, открывшего возбудителя туберкулеза)[21].

Заражение туберкулезом происходит через воздух, в который попадают палочки Коха во время кашля, выделения мокроты больными туберкулезом. Микробы туберкулеза очень устойчивы к факторам внешней среды, поэтому возможность заражения ими долго сохраняется. Туберкулез чаще возникает в странах с плохими социальными условиями, при недостаточно качественном питании людей, им часто болеют заключенные в тюрьмах, больные СПИДом. В последние годы большой проблемой становится высокая устойчивость туберкулезных бактерий к тем лекарственным препаратам, которые были очень эффективны для лечения туберкулеза.

Туберкулез чаще всего поражает легкие, но и другие органы могут страдать при этом заболевании – кости, почки, мочевыделительная система.

Заболевание начинается медленно, исподволь. Появляется немотивированная слабость, субфебрилитет, небольшой кашель с минимальным количеством мокроты. В результате распада легочной ткани образуются полости (каверны).

Мокроты становится больше, она не имеет запаха, может быть кровохарканье. Каверны выявляются с помощью рентгеновского исследования. Еще одной формой туберкулеза легких является поражение плевры с накоплением в ее полости воспалительной жидкости – экссудата. Больше всего больных беспокоит одышка из-за сдавливания легких жидкостью.

У большинства больных подозрение на туберкулез возникает после рентгенологического исследования легких. Решающими методами диагностики являются обнаружение возбудителя туберкулеза в мокроте, промывных водах бронхов или ткани легкого, взятой во время исследования бронхов специальным оптическими прибором бронхоскопом[17].

Лечение туберкулеза комплексное и длительное. Комплексность заключается в сочетании лечебного режима, диеты и лекарственного лечения. Длительное лечение обусловлено медленным размножением туберкулезных палочек и их способностью длительно находится в неактивном состоянии. Предупреждение туберкулеза заключается в вакцинации детей, что вырабатывает у них стойкую невосприимчивость к болезни. Для взрослых главным мероприятием является регулярное профилактическое рентгеновское исследование легких.

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ЛЕЧЕБНОЙ

ФИЗКУЛЬТУРЫ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ У

ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Лечебная физическая культура как средство реабилитации

Лечебная физическая культура – самостоятельная научная дисциплина, использующая для лечения и профилактики различных заболеваний средств физической культуры. Лечебная физическая культура в нашей стране сформировалась на основе разнообразия средств и методов физического воспитания и многовекового опыта практического применения физических упражнений в лечебных целях.

В основе лечебного воспитания действия физических упражнений лежит система, строго дозированная тренировка, которая кроме местного воздействия на отдельные органы и системы оказывает влияние на весь организм в целом, в связи, с чем повышается общая устойчивость больного к неблагоприятным факторам, изменится его реактивные свойства. Особенностью физических. упражнений, применяемых с лечебной целью, является их лечебная и педагогическая направленность. При этом учитывается несомненное воздействие нервной системы на возникновение и протекание патологических процессов, что приводит к необходимости назначения комплексного лечения, в котором среди других мероприятий общего лечебного характера одно из важных мест занимает лечебная физкультура.

Лечебная физическая культура (лфк) способствует более быстрому восстановлению работоспособности после заболеваний, предохраняет от возникновения ряда патологических процессов, которые развиваются при недостаточной физ. активности человека, вследствие чего является обязательным лечебным и профилактическим мероприятием во всех звеньях совет здравоохранения

Лфк как метод лечения имеет ряд особенностей:

Одна из самых характерных особенностей данного метода является применение к больным физических упражнений в условиях активного и сознательного участия в лечебном процессе самого больного.

Лфк является методом естественно-биологического содержания, так как она использует основную биологическую функцию живых организмов – функцию движения. Последняя является стимулятором процессов роста, развития и формирования организма. В связи с этим ее использование особенно желательно в приложении к растущему и развивающемуся организму детей. Но функция движения крайне необходима и взрослому человеку и пожилому, особенно людям сидячих профессий. Лфк не имеет возрастных противопоказаний к своему применению.

Лфк является методом общего воздействия на организм больного. С этих позиций физического упражнение, как своеобразный раздражитель, стимулирующий физиологические процессы всего организма, рассматривается как неспецифический раздражитель, вызывающий общую ответную реакцию всего организма.

Лфк является методом активного, функционального лечения. Систематическое выполнение больным физических упражнений развивает функциональные резервы, как пораженной системы, так и всего организма в конечном итоге приводит к повышению функциональной адаптации больного.

Одной из характерных черт лечебной физической культуры является тренировка больных с помощью физических упражнений. В процессе тренировки больных в зависимости от лечебных задач воспитываются такие качества как быстрота реакции, сила, ловкость и выносливость. Одновременно происходит налаживание координационных связей, двигательных навыков, что имеет особенно важное значение применительно к больным с расстройством функции движения. Для получения лучших лечебных результатов необходимо соблюдать следующие методологические правила:

Системность воздействия с обеспечением определенного подбора упражнений и последовательности их применения в зависимости от общего состояния больного, состояния тренированности и учета особенностей заболевания.

Регулярность применения физических упражнений понимается как ежедневное их использование. При поражении нервно-мышечного аппарата и расстройство движения – несколько раз в день, дробными нагрузками.

3. Длительность применения физических упражнений – необходимое условие для получения лечебного успеха.

Нарастание в процессе тренировки физической нагрузки, определяемой характером используемых упражнений и методикой их применения. Физическая тренировка больных только тогда приведет к успеху, когда этот процесс будет постепенно возрастать и усложняться.

Индивидуализация в методике и дозировке применения физических упражнений, зависящая от особенностей заболевания или травмы, а также возраста и общего состояния больного.

Движение только тогда будет лечебным и профилактическим фактором, когда оно организовано в виде физического упражнения и применяется целеустремленно в соответствии с терапевтическими задачами, в дозированной форме с учетом общего состояния больного, особенностей заболевания и нарушения функции пораженной системы или органа.

Использование физических упражнений в начальных стадиях развития заболеваний ограничивает или предупреждает развитие функциональных расстройств, поддерживает работоспособность человека, а при заболеваниях предотвращает возможность возникновения различных осложнений.

Показания к применению лечебной физической культуре оправданы разносторонним влиянием физических упражнений на организм больного. Лечебную физическую культуру нецелесообразно использовать в остром периоде заболевания, она применяется в начальных стадиях развития болезненного процесса, или в период выздоровления и в наиболее широкой форме при хроническом течении заболевания.

Широко показана лечебная физическая культура при детских заболеваниях. Это оправдано не только рядом функциональных нарушений, но и потребностью растущего организма ребенка к движению. Особенно важное значение имеет при слабом физическом развитии.

Основными средствами лечебной физической культуры являются физические упражнения и естественные факторы природы. В лечебной физической культуре все физические упражнения подразделяются на упражнения гимнастические, спортивно-прикладные и игры.

Гимнастические упражнения имеют наиболее широкое применение. Это связано с тем, что они позволяют с относительно большей точностью осуществлять усиление и снижение физической нагрузки, избирательно влиять на отдельные мышечные группы и суставы, усложнять нагрузку в качественном отношении и др.

Гимнастические упражнения делятся на три основные группы:

а) общеразвивающие

б) специальные

в) дыхательные.

Общеразвивающие упражнения представляют собой наиболее обширную группу. Они в свою очередь, подразделяются исходя из четырех признаков: «локализации» действия, активности выполнения, характера упражнений и использования снарядов (аппаратов).

По признаку «локализации» действия гимнастические упражнения делятся на упражнения для верхних конечностей и плечевого пояса, плеч и спины, мышц шеи, туловища, брюшного пресса и тазового дна, мышц нижних конечностей.

По признаку активности упражнения делятся на пассивные и активные. Пассивные упражнения выполняются с помощью другого лица ( методиста) обычно в тех случаях, когда больной не может самостоятельно производить движения, Упражнения активные выполняются больным самостоятельно.

По видовому признаку и характеру упражнений последние разбиваются на следующие виды: дыхательные, порядковые или дисциплинирующие, подготовительные или вводные , корригирующие , упражнения в координации движений, метании, равновесии, сопротивлении, висы и упоры, подскоки и прыжки гимнастические, ритмо- пластические движения, лазание, ходьба, бег , и др.

Специальные упражнения применяются с целью непосредственного воздействия на отдельные органы и системы, нарушенные заболеванием или травмой. Они сочетаются с общеразвивающими упражнениями и широко используются в практике лечебной физической культуры.

Группа дыхательных упражнений расчленяется на три вида: статистические, динамические и специальные. Статистические осуществляются без дополнительных движении туловища и рук; динамические, когда акт вдоха и выдоха сочетается с движением рук и туловища, и специальные, которые определяются особенностью заболеваний дыхательного аппарата.

Упражнения в посылке импульсов к движению. Этот вид упражнений, вызывая сокращения мышц, влияет на их укрепление и повышение работоспособности. Упражнения применяются для больных находящимся на строгом постельном режиме, при наличии иммобилизации, при параличах и порезах и др.

Спортивно — прикладные упражнения. К ним относятся: ходьба, бег, плавание, лазание и ползание, катание на лодке, лыжах, коньках, велосипеде и др., стрельба из лука метание гранаты, туризм, упражнения трудовые.

Игры в лечебной физической культуре по степени физической нагрузки на организм делятся на 4 группы: на месте, малоподвижные, подвижные, и спортивные. Из спортивных игр используются: крокет, кегельбан, эстафеты, городки, настольный теннис, бадминтон, волейбол, теннис, а также элементы таких спортивных игр, как баскетбол, водное поло.

Естественные факторы природы (солнце, воздух, вода) в лечебной физической культуре занимают относительно меньшее удельное место, чем физические упражнения. Практически они используются в процессе применения лечебной физической культуры как средство оздоровления и закаливания организма.

При применении больными физических упражнений необходимо учитывать влияние на больных естественных факторов внешней среды и создавать наиболее благоприятные условия (аэрация, организация кабинета лечебной физической культуры, проведение занятий на воздухе в соответствующей одежде).

2.2 Использование средств лечебной физкультуры при

заболеваниях дыхательной системы

При заболевании органов дыхания лечебная физкультура способствует ликвидации или уменьшению проявлений дыхательной недостаточности путем развития подвижности грудной клетки и увеличения жизненной емкости легких. В результате занятий исчезают застойные явления в легких, улучшается газообмен в тканях, восстанавливается полное глубокое дыхание. Лечебное действие физических упражнений при заболеваниях дыхательного аппарата основывается прежде всего на возможности произвольного регулирования глубины и частоты дыхания, его задержки и форсирования. С помощью специальных статических и динамических дыхательных упражнений можно переводить поверхностное дыхание на более глубокое, удлинять или укорачивать фазы вдоха и выдоха, улучшать ритм дыхания, увеличивать вентиляцию легких. Занятия лечебной гимнастикой при рациональном сочетании общеукрепляющих физических упражнений со специальными дыхательными упражнениями и разными фазами дыхания усиливают лимфо- и кровообращение в легких и этим способствуют более быстрому и полному рассасыванию инфильтратов и экссудата в легких и в плевральной полости, предупреждению образования в ней спаек. Лечение острых заболеваний органов дыхания (в подострой стадии) физическими упражнениями значительно увеличивает его эффективность и сохраняет у больных в дальнейшем работоспособность, а при хронических заболеваниях легких позволяет добиться нормализации нарушенной дыхательной функции. При применении физических упражнений надо учитывать, что вдох происходит активно, за счет сокращения дыхательных мышц, а выдох – пассивно: при расслаблении этих мышц грудной клетки.

В занятиях лечебной физической культурой при заболеваниях органов дыхания применяются общетонизирующие и специальные (в том числе дыхательные) упражнения.

Общетонизирующие упражнения, улучшая функцию всех органов и систем, оказывают активизирующее влияние и на дыхание. Для стимуляции функции дыхательного аппарата используются упражнения умеренной и большой интенсивности. В случаях, когда эта стимуляция не показана, применяются упражнения малой интенсивности. Следует учесть, что выполнение необычных по координации физических упражнений может вызвать нарушение ритмичности дыхания; правильное сочетание ритма движений и дыхания при этом установится лишь после многократных повторений движений. Выполнение упражнений в быстром темпе приводит к увеличению частоты дыхания и легочной вентиляции, сопровождается усиленным вымыванием углекислоты (гипокапнией) и отрицательно влияет на работоспособность.

Специальные упражнения укрепляют дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность грудной клетки и диафрагмы, способствуют растягиванию плевральных спаек, выведению мокроты, уменьшению застойных явлений в легких, совершенствуют механизм дыхания и. координации дыхания и движений.

При лечебном применении дыхательных упражнений необходимо учитывать ряд закономерностей. Обычный выдох осуществляется при расслаблении мышц, производящих вдох, под действием силы тяжести грудной клетки. Замедленный выдох происходит при динамической уступающей работе этих мышц. Выведение воздуха из легких в обоих случаях обеспечивается в основном за счет эластических сил легочной ткани. Форсированный выдох происходит при сокращении мышц, производящих выдох. Усиление выдоха достигается наклоном головы вперед, сведением плеч, опусканием рук, сгибанием туловища, подъемом ног вперед и т. п. При помощи дыхательных упражнений можно произвольно изменять частоту дыхания.

В настоящее время в нашей стране для профилактики и лечения ряда заболеваний, в том числе и органов дыхания, применяется дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.

Гимнастика А.Н. Стрельниковой − единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Так как все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), это усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами

Стрельниковская дыхательная гимнастика, тренируя вдох «в спину», посылает его на предельную глубину и тем самым заполняет воздухом все легкие снизу доверху. А, так как, вдохи идут на наклонах, приседаниях и поворотах, полностью включается в работу диафрагма. Из всех мышц, участвующих и в дыхании, и в звукообразовании, она самая сильная.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой показана всем детям и подросткам и как метод лечения, и как метод профилактики. Как метод лечения: ее нужно делать два раза в день: утром и вечером по 1200 вдоховдвижений до еды или через час-полтора после еды. Как метод профилактики: по утрам вместо общепринятой гимнастики или вечером, чтобы снять дневную усталость.

При различных заболеваниях внутренних органов очень часто прибегают к использованию массажа. Это связано с тем, что он является прекрасным средством для уменьшения боли, снятия напряжения в мышцах, поднятия тонуса организма и его общего оздоровления. Все эти свойства очень важны при лечении различных заболеваний. При лечении заболеваний органов дыхания используются разные виды массажа: классический, интенсивный, сегментарно-рефлекторный, перкуссионный, периостальный. Каждый из них преследует определенные цели. Например, воздействие на какую-то конкретную асимметричную зону (интенсивный массаж), увеличение вентилирования (перкуссионный) и т. д. Применяя все эти виды массажа, можно добиться хорошего результата в лечении легочных заболеваний.

Закаливание как средство ЛФК является одним из эффективных средств профилактики простудных заболеваний. Метод систематической тренировки термоадаптационных механизмов направлен на повышение защитных резервов организма. Для получения максимального результата существует ряд принципов и правил закаливания:

1) Основной принцип закаливания − постепенное увеличение интенсивности закаливающих мероприятий. Недостаточные нагрузки снижают результат закаливания, а передозировки ему препятствуют.

2) Регулярность и непрерывность проведения закаливающих процедур на протяжении всей жизни. Непродолжительные, но частые процедуры закаливания более эффективны, чем длительные, но редкие. Если прервать закаливание даже на короткое время, чувствительность организма к неблагоприятным воздействиям природных факторов возрастает, а сопротивляемость организма снижается и через 2-3 месяца исчезает.

3) При подборе закаливающих процедур необходимо обязательно учитывать индивидуальные особенности организма.

4) Соответствие нагрузок функциональным возможностям организма.

5) Использование нескольких физических факторов (холод, тепло, лучистая энергия, вода и др.) для достижения оптимальных результатов.

6) Прерывистость − в течение дня следует делать перерывы между разными закаливающими воздействиями. Последующие процедуры можно начинать лишь после восстановления температурного режима организма.

7) Комбинирование общего и местного закаливания.

Начинать закаливать свой организм можно в любом возрасте. Чем раньше начинать закаливание, тем лучше будут результаты.

В связи с заболеваниями легких, в организме происходит нарушение функций внешнего дыхания, это происходит из-за того, что эластичность тканей легких ухудшается, а также нарушается нормальный газообмен между кровью и альвеолярным воздухом. В результате спазмов бронхов, утолщения их стенок, механической закупорки, которая происходит при повышенном выделении мокроты, происходит уменьшение бронхиальной проводимости. Полноценный физиологический акт дыхания осуществляется одновременно в двух полостях: грудной и брюшной.

Существует три типа дыхания: верхнегрудное, нижнегрудное и диафрагмальное. Если при максимальном напряжении дыхательного акта в легкие во время вдоха поступает наименьшее количество воздуха, то значит речь идет о верхнегрудном типе дыхания.

Что касается нижнегрудного, или реберного, дыхания, то оно характеризуется тем, что на вдохе происходит расширение грудной клетки в стороны. В этом случае диафрагма растягивается и поднимается, а при полноценном дыхании диафрагма должна опускаться.

Если имеет место реберное дыхание, то тогда происходит сильное втягивание низа живота, а это имеет весьма неблагоприятные последствия для органов брюшной полости. При интенсивном опускании диафрагмы в брюшную полость наблюдается диафрагмальное, или брюшное, дыхание. Расширение грудной клетки происходит преимущественно в нижних отделах, что обуславливает полноценную вентиляцию только нижних долей легких. Обучаясь методике дыхания, больной осваивает все типы дыхания.

При заболеваниях органов дыхания немаловажное значение имеет лечебная физкультура. В ее задачи входит:

  • осуществить общеукрепляющее воздействие на все органы и системы организма;
  • способствовать улучшению функции внешнего дыхания, благодаря овладению методикой управления дыханием;
  • способствовать уменьшению интоксикации, а также стимуляции иммунных процессов;
  • увеличить отделение мокроты;
  • уменьшить проявление бронхоспазма;
  • способствовать ускорению рассасывания при воспалительных процессах;
  • вызывать стимуляцию экстракардиальных факторов кровообращения.

Однако имеются и противопоказания для занятий ЛФК при заболеваниях органов дыхания. Они состоят в следующем:

  • дыхательная недостаточность третьей степени;
  • наличие абсцесса легкого до прорыва в бронх;
  • кровохарканье или угроза такового;
  • асматический статус;
  • полный ателектаз легкого;
  • скопление большого количества жидкости в плевральной полости.

При таком легочном заболевании, как острая пневмония, следует особое внимание уделить занятиям лечебной физкультурой. Комплекс упражнений ЛФК при острой пневмонии окажет благоприятное влияние на весь организм и поможет бороться с заболеванием. В задачи ЛФК входит:

  • оказывать максимальное воздействие на здоровую легочную ткань для того, чтобы включить ее в дыхание;
  • способствовать усилению крово- и лимфообращения в пораженной доле;
  • не допускать возникновения ателектазов.

Во время лечения, в период постельного режима, следует применять динамические упражнения для мелких и средних мышечных групп, а также дыхательные упражнения: статические и динамические. Данные упражнения надо выполнять начиная с 3-5-го дня постельного режима, исходное положение — лежа и сидя на кровати, спустив ноги. Соотношение общеразвивающих и дыхательных упражнений должно равняться — 1:1, 1:2, 1:3. Во время выполнения упражнений необходимо следить за пульсом, он не должен учащаться более чем на 5-10 уд./мин. Темп упражнений — медленный и средний, каждое упражнение нужно повторять не менее 4-8 раз, амплитуда движений — максимальная. Длительность процедуры — 10-15 минут, самостоятельные занятия проводятся 3 раза в день по 10 минут.

При палатном, полупостельном режиме больной продолжает выполнять упражнения постельного режима, но при этом их дозировка увеличивается, включаются упражнения для крупных мышечных групп с предметами. Упражнения следует выполнять с 5-7-го дня полупостельного режима, исходное положение — сидя на стуле и стоя. Соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений составляет 1:1, 1:2. Пульс может учащаться до 10-15 уд./мин. Число повторений упражнений постепенно увеличивается до 8-10 раз в среднем темпе.

В комплекс упражнений также включается ходьба. Продолжительность занятий составляет 15-30 минут. Занятия повторяются самостоятельно. Также занятия могут быть и индивидуальными, и малогрупповыми. Общая их продолжительность в течение дня — до 2 часов.

Начиная с 7-10 дня (но не раньше) больные переводятся на общий режим . В этом режиме продолжают проводиться занятия лечебной гимнастикой так же, как и при палатном режиме, только нагрузка увеличивается, пульс должен быть до 100 уд./мин. Одно занятие продолжается до 40 минут, также применяются упражнения на тренажерах, ходьба и различные игры.

Комплексы упражнений для больных острой пневмонией.

Комплекс №1

Постельный режим

Упражнения выполняются из исходного положения лежа на спине:

Диафрагмальное дыхание, при этом руки располагаются на груди и животе.

2. Сделать вдох — руки поднять вверх, выдох — опустить. Следить за тем, чтобы выдох был вдвое длиннее вдоха.

Сделать вдох, при этом отводя прямую ногу в сторону, выдох вернуться в исходное положение.

4. Согнуть руки в локтевых суставах. Сделать вдох — развести руки в стороны, выдох — руки опустить.

Сделать вдох — развести руки в стороны, выдох — взяться руками за колени и подтянуть их к животу.

Следующие упражнения выполняются из положения лежа на боку:

1. Сделать вдох — отвести руку назад, при этом поворачивая назад туловище, выдох — вернуться в исходное положение, руку положить на эпигастральную область.

Положить руку на нижние ребра. Затем сделать вдох и, надавливая на нижние ребра ладонью, создать сопротивление.

3. Охватить ладонью шею сзади, создавая статическое напряжение мышц плечевого пояса. В таком положении выполнять глубокое дыхание. Данный комплекс упражнений закончить выполнением диафрагмального дыхания в положении лежа на спине.

Комплекс №2

Палатный режим

Упражнения выполняются из исходного положения сидя на стуле:

Диафрагмальное дыхание, при этом руки находятся на груди и животе.

2. Сделать вдох — поднять руку вверх, наклониться в противоположную сторону, выдох — опустить руку.

3. Локти отвести назад, сделать вдох, затем выдох — вернуться в исходное положение.

4. Выполнять руками движения, имитирующие плавание брассом. Сделать вдох — вернуться в исходное положение, выдох — руки развести в стороны.

Сделать вдох — развести руки в стороны, выдох — обнять себя за плечи.

Следующие упражнения выполняются из исходного положения стоя:

Взять в руки гимнастическую палку. Сделать вдох — поднять руки вверх, прогнуться, отвести ногу назад и поставить ее на носок.

2. Выполнять руками круговые движения, напоминающие греблю.

Взять в руки булавы. Сделать вдох — руки развести в стороны, при этом булавы должны быть параллельно полу. Выдох — наклониться, булавы поставить на пол.

Сделать вдох — поднять руки вверх, выдох — выполнить приседание, руки находятся в упоре о пол.

5. Завести гимнастическую палку назад, за локтевые сгибы. Сделать вдох — прогнуться назад, выдох — наклониться вперед.

Данный комплекс упражнений закончить в исходном положении сидя. Общее количество упражнений — не меньше 20-25.

Комплекс №3

Общий режим.

Упражнения выполняются из исходного положения стоя: Сначала выполнить ходьбу по залу: на носках, пятках, на наружной и внутренней стороне стоп (не менее 3-5 минут).

Сделать вдох, подняться на носки, поднять плечи, пальцы сжать в кулак , выдох — вернуться в исходное положение.

2. Сделать вдох — поднять руки вверх, поднять голову, прогнуться. Выдох — присесть, кисти рук находятся на коленях.

3. Сделать вдох — выполнить поочередные наклоны в стороны, при этом рука должна скользить по бедру вниз. Выдох — вернуться в исходное положение.

Взять в руки медицинбол, руки располагаются перед грудью. Сделать вдох — выполнить повороты в стороны, выдох — вернуться в исходное положение.

5. Выполнить ходьбу с высоким подниманием бедра, при этом руки должны активно работать (не менее 3-5 минут).

6. Положить на стул гимнастическую палку. Сделать вдох — поднять руки , выдох — наклониться и взять палку. Опять сделать вдох, держа палку в руках, выдох — положить палку на сиденье.

7. Встать боком к гимнастической стенке. Рукой держаться за перекладину на уровне груди. Сделать вдох — отклониться от стенки, выдох вернуться в исходное положение.

8. Встать лицом к гимнастической стенке. Сделать вдох — поднять руки вверх, тянуться руками к верхней перекладине. Выдох — держаться руками за перекладину на уровне пояса и сделать легкое приседание.

9. Взять в руки гимнастическую палку, при этом руки опущены. Сделать вдох — поднять руки вверх, выдох — с помощью палки поджать колено к животу . 10. Руки расположить перед грудью. Сделать вдох — развести руки в стороны, выполнить поворот туловища в сторону. Выдох — вернуться в исходное положение.

Данную процедуру лечебной гимнастики закончить ходьбой в среднем темпе, постепенно переходя на медленный темп.

Плеврит. При таком легочном заболевании, как плеврит, также необходимо уделить особое внимание занятиям лечебной физкультуры. В задачи ЛФК при плеврите входит:

  • стимуляция крово- и лимфообращения в целях уменьшения воспаления в плевральной полости;
  • профилактика развития спаек и шварт;
  • восстановление физиологического дыхания;
  • повышение толерантности к физическим нагрузкам.

При экссудативном плеврите, в условиях постельного режима, ЛГ (лечебная гимнастика) начинает проводиться со 2-3 дня, чтобы предотвратить образование спаек. Если больного беспокоят боли при дыхании и движениях туловища, то это не значит, что занятия ЛГ следует отменить, в таких случаях упражнения все равно проводятся.

В целях профилактики развития спаек применяются специальные дыхательные упражнения, а именно наклоны туловища в «здоровую» сторону попеременно на вдохе и выдохе. В результате выполнения этих упражнений происходит максимальная экскурсия легких и грудной клетки, что в свою очередь приводит к растягиванию плевры.

В комплекс занятий входят дыхательные упражнения статического и динамического характера для здорового легкого, а также общеукрепляющие динамические упражнения, способствующие увеличению экскурсий грудной клетки, в особенности пораженной стороны. Соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений должно составлять — 1:1 и 1:2. Общая нагрузка должна быть малой интенсивности, а пульс не должен учащаться более чем на 5-10 ударов в минуту. Упражнения следует повторять не менее 4-8 раз, темп выполнения — медленный и средний, амплитуда — полная. Необходимо принять во внимание наличие болевого синдрома и, вследствие этого, занятия должны проводиться недолго, в течение 5-7 минут. Повторять занятия нужно через каждый час.

В конце 1-й недели лечения больному назначается полупостельный режим. При этом продолжительность занятия увеличивается до 20 минут, однако его повторение уменьшается до 3-4 раз в день. С 8-10 дня назначается общий режим. Лечебная гимнастика проводится по методике аналогичной той, которая применяется при острой пневмонии.

Комплексы упражнений, применяемых при плеврите.

Комплекс №1. Постельный режим.

Упражнения выполняются из исходного положения лежа на спине:

1. Положить руки на нижние бедра. Сделать вдох — руки лежат свободно , выдох — руки сдавливают средненижние отделы легких.

Упражнение проводится с помощью методиста, который фиксирует верхушки легких руками. Сделать вдох — создать сопротивление, выдох надавливать на легкие, способствуя тому, чтобы выдох был более полным.

Положить мешочек с песком на эпигастральную область. Сделать вдох — поднять руки вверх, при этом выпятить живот (куполообразно), приподнимая мешочек. Выдох — руки вдоль туловища.

Следующие упражнения выполняются из исходного положения лежа на здоровом боку:

Поместить на нижнебоковую поверхность грудной клетки мешочек с песком массой 1-2 кг. Сделать вдох — поднять руку вверх за голову. Выдох вернуться в исходное положение.

Сделать в исходном положении вдох, рука лежит вдоль туловища. Выдох — поднять руку вверх за голову, выдох должен быть активным, со звуком «ха».

Комплекс №2. Постельный режим

Упражнения выполняются из исходного положения сидя на стуле:

1. Сделать вдох — поднять вверх прямую руку, при этом туловище наклонить в противоположную сторону.

2. Взять в руки булавы или гантели. Сделать вдох — развести руки в стороны, выдох — наклониться вперед, кладя предметы перед собой.

3. Взять в руки гимнастическую палку. Выполнять движения, имитирующие греблю на байдарке.

Сделать вдох — развести руки в стороны, выдох — подтянуть колено к животу.

5. Положить руки на плечи. Сделать вдох — отвести локти назад, прогибаясь в грудном отделе позвоночника. Выдох — наклониться вперед, соединяя локти перед грудью.

Следующие упражнения выполняются из исходного положения стоя:

Взять в руки гантели. Сделать вдох — опустить руки вдоль туловища, выдох — наклониться в противоположную сторону, подняв руку вверх.

Взять в руки палку. Сделать вдох — задержать дыхание и наклониться в «здоровую» сторону.

3. Взять мяч и поднять руки с мячом над головой. В исходном положении сделать вдох, затем выдох — мяч бросить с силой вниз.

4. Встать «здоровым» боком к спинке кровати. Ухватиться рукой за спинку. Сделать вдох — подняться на носки, прогнуться. Выдох — отклониться от спинки кровати, при этом противоположной рукой тянуться к полу.

5. Держаться руками за спинку кровати. Сделать вдох — подняться на носки, прогибаясь. Выдох — сделать приседание.

Данную процедуру закончить в исходном положении сидя. Количество дыхательных и общетонизирующих упражнений — не меньше 18-20.

Комплекс №3. Общий режим.

Упражнения выполняются из исходного положения стоя:

Взять в руки медицинбол, руки опустить. Сделать вдох — повернуться влево, при этом руки медленно поднимать вверх. Выдох — опустить руки вниз .

Взять в руки гимнастическую палку. Сделать вдох — поднять палку над головой и прогнуться, подняться на носки. Выдох — опустить руки вниз, при этом ноги согнуть в коленях.

3. Упражнение выполняется вдвоем, стоя спиной друг к другу. Один берет в руки мяч. Передавать мяч через стороны слева направо и наоборот.

4. Выполнять движения, имитирующие бокс, на выдохе поочередно выбрасывать руку вперед, пальцы сжаты в кулак.

Сделать вдох — поднять плечи вверх, выдох — выполнить 2-3 пружинящих наклона в противоположную сторону.

6. Встать лицом к гимнастической стенке. Сделать вдох — руки максимально вытянуть вверх, голову поднять, прогнуться. Выдох — опустить руки через стороны вниз.

Держаться руками за перекладину на уровне груди. Сделать вдох подтянуться на носки, выдох — максимально отклониться назад, при этом опираясь на пятки.

8. Встать боком к гимнастической стенке, держась рукой за перекладину на уровне груди. Сделать вдох — повернуться назад, коснуться противоположной рукой стенки. Выдох — повернуться вперед, стоя лицом к стенке.

9. Взять в руки гантели, выпрямить руки и расположить их перед грудью. Выполнять круговые движения в плечевых суставах назад и вперед (6-8 раз в каждую сторону).

10. Выполнять ходьбу, при этом максимально вынося ногу вперед. Руки должны опираться на согнутое колено.

11. Выполнять скрестную ходьбу с поворотами туловища. Данную процедуру закончить ходьбой в спокойном темпе, делая 40-50 шагов в минуту. Выполнять в течение 3-х минут.

Необходимы занятия лечебной физкультурой и при остром бронхите. В задачи ЛФК при остром бронхите входит:

  • уменьшение воспаления в бронхах;
  • восстановление дренажной функции бронхов;
  • усиление крово- и лимфообращения в системе бронхов;
  • способствование профилактике перехода острого бронхита в хронический;
  • повышение сопротивляемости организма.

При остром бронхите имеются и противопоказания к занятиям лечебной физкультурой, они аналогичны противопоказаниям при острой пневмонии. На протяжении всей 1-ой недели от начала заболевания больному необходимо выполнять статические и динамические дыхательные упражнения, которые должны сочетаться с общеукрепляющими в следующем соотношении — 1:1, 1:2, 1:3. Методика лечебной гимнастики при остром бронхите такая же, как и при острой пневмонии.

При хронических неспецифических заболеваниях легких, куда входят: хроническая пневмония, пневмосклероз и эмфизема легких, также необходимо включить в комплекс лечения занятия лечебной физкультурой (ЛФК при хронических неспецифических заболеваниях легких).

Эмфизема легких представляет собой частичное замещение эластичной соединительной ткани соединительной волокнистой (фиброзной) тканью и ее разрастание. Также при эмфиземе легких наблюдается общее расширение легких и развитие пневмосклероза.

В задачи ЛФК при эмфиземе легких входит:

  • обучение правильному дыханию, где имеет место более глубокий вдох;
  • уменьшение напряжения дыхательных мышц, их укрепление;
  • улучшение обеспечения крови кислородом;
  • увеличение подвижности грудной клетки;
  • способствование дренажу бронхов и полостей легкого;
  • повышение физической работоспособности.

Имеются также и противопоказания, они аналогичны противопоказаниям при других заболеваниях органов дыхания, однако при наличии «ржавой» мокроты можно применять физические упражнения. Что касается методики ЛФК при эмфиземе легких, то она ничем не отличается от ЛФК, применяемой при острых заболеваниях органов дыхания в период общего режима.

Добавляются физические упражнения на расслабление. Обучение расслаблению начинают с мышц ног, постепенно переходя к мышцам рук, грудной клетки и шеи. В дальнейшем больной обучается расслаблению мышц , которые не принимают непосредственного участия в упражнении.

К примеру, при движениях ног мышцы рук, шеи и грудной клетки должны быть расслаблены. Вообще, каждая процедура ЛГ при заболеваниях органов дыхания должна завершаться упражнениями на расслабление. Больные в течение дня должны самостоятельно повторять упражнения на расслабление мышц, не менее 2-3 раз в день. При этом очень важно следить за тем, чтобы мышцы шеи, грудной клетки не были напряжены, находясь в покое. При обучении дыханию необходимо фиксировать внимание больного на удлинении выдоха. Надо выполнять статические дыхательные упражнения с одновременным произношением согласных и некоторых гласных звуков (таких как з, ж, р, е и т.д.), такие упражнения способствуют усилению вибрации грудной клетки, что в свою очередь приводит к выделению мокроты .

Если у больного обострение хронической пневмонии, то в таком случае применяется методика ЛФК, которая назначается в острой стадии бронхолегочных заболеваний. Если у больного имеется наличие полостей в легких, которые сообщаются с бронхиальным деревом (бронхоэктазы, абсцессы, каверны), то тогда дополнительно назначаются дренажные упражнения. Только дренажные упражнения применяются не во время занятия лечебной гимнастикой, а в другое время, потому что они утомляют больного. Также важно соблюдать следующее правило: дренажные упражнения выполняются только при таком положении тела, при котором гнойный очаг находится выше путей оттока. Если имеет место частая локализация процесса в средней и нижних долях легкого, тогда больного следует уложить на наклонную плоскость или кушетку, ножной конец которой приподнят на 4045 градусов. Длительность дренажа зависит от того, как больной переносит его воздействие, а также от общего состояния больного. Продолжительность дренажа составляет 10-30 минут. После того, как дренажные упражнения будут выполнены, необходимо отдохнуть (не менее 30 минут).

Если у больного наблюдается гнойный процесс в верхнем отделе легких, то в таком случае в комплекс ЛФК при заболеваниях органов дыхания входят следующие упражнения (из положения сидя на стуле):

Сделать вдох — поднять руку с «больной» стороны вверх и отвести назад , при этом туловище поворачивается в ту же сторону. Выдох — наклониться в противоположную сторону, при этом рука находится вдоль противоположной голени, сделать легкое покашливание (вибрационный массаж проекции верхней доли на грудную клетку).

2. Сделать вдох — привести кисти рук к плечам, локти отвести назад, прогнуться. Выдох — наклониться вперед, при этом локти должны упираться в колени. Сделать покашливание.

3. Сделать вдох — развести руки в стороны, выдох — обхватить руками грудную клетку, сделать покашливание.

Следующий комплекс упражнений предназначается для больных с гнойным процессом в средней доле легкого.

Упражнения выполняются из исходного положения лежа на боку:

Сделать вдох — поднять руку вверх, выдох — подтянуть колено к животу рукой. На выдохе сделать покашливание.

Положить руку на пояс. Сделать вдох — повернуться назад, выдох наклониться вперед, при этом максимально выводя локоть вперед.

3. Положить валик под грудной отдел позвоночника, голову запрокинуть назад, ноги согнуть в коленях. Сделать вдох — раскинуть руки в стороны, выдох — обхватить руками колени. На выдохе сделать покашливание.

Больным с гнойным процессом в нижней доле легких следует выполнять следующие физические упражнения при заболеваниях органов дыхания:

Исходное положение — лежа на боку на наклонной плоскости с поднятым ножным концом. Сделать вдох — отвести руку назад, выдох — рукой подтянуть колено к животу. На выдохе сделать покашливание.

Исходное положение — лежа на животе на кушетке. Свесить с кушетки голову и туловище, при этом таз и ноги остаются на кушетке. Сделать вдох развести руки в стороны, поднять голову. Выдох — опустить руки и голову вниз , при этом покашливая.

Исходное положение — коленно-локтевое. Выполнять лазанье под перекладину.

Бронхиальная астма — одно из самых неприятных заболеваний органов дыхания, это инфекционно-аллергическое заболевание, характеризующееся приступами одышки во время выдоха, при этом выдох затруднен. В задачи ЛФК при бронхиальной астме входит:

  • снятие бронхоспазма;
  • нормализация акта дыхания;
  • увеличение силы дыхательных мышц и подвижности грудной клетки;
  • предотвращение возможного развития эмфиземы легких;
  • оказание регулирующего воздействия на процессы возбуждения и торможения в ЦНС.

ЛФК при бронхиальной астме назначается вне приступа астмы. Имеются и противопоказания, которые заключаются в следующем:

  • легочно-сердечная недостаточность третьей степени;
  • асматический статус;
  • температура выше 38 градусов;
  • тахикардия более 120 уд./мин.;
  • одышка (более 25 дыханий в минуту).

При условии нахождения больного в стационаре, курс делится на подготовительный и тренировочный.

Подготовительный период в основном продолжается не более 2 недель. В этом периоде больному назначаются физические упражнения: общеукрепляющие, на расслабление и «звуковая» гимнастика. Исходное положение при выполнении упражнений — лежа на спине с приподнятым головным концом кровати, а также сидя на стуле, облокотившись на его спинку и стоя.

Начинают легочную гимнастику при бронхиальной астме с того, что больной обучается «полному» дыханию, при котором на вдохе происходит выпячивание передней стенки живота, и одновременно поднимается грудная клетка. Во время выдоха грудная клетка опускается, а живот втягивается. После того, как такое смешанное дыхание будет больным освоено, применяют удлинение вдоха по отношению к выдоху, а в последствии удлиняют выдох. В результате всех этих действий, больной осваивает глубокий вдох и удлиненный выдох.

Что касается звуковой гимнастики, то она заключается в специальных упражнениях в произнесении звуков. Начинают с произнесения звука «ммм», после чего следует выдох — «пфф». Произнесение звуков играет немаловажную роль, ведь благодаря этому процессу происходит вибрация голосовых связок, которая в свою очередь передается на трахею, бронхи, легкие и грудную клетку, что способствует расслаблению спазмированных бронхов, бронхиол. Произнося звуки «п, т, к, ф», больной развивает наибольшую силу воздушной струи, при звуках «б, г, д, в, з» развивается средняя сила воздушной струи, а при звуках «м, к, л, р» — наименьшая сила. Еще врачи рекомендуют произносить рычащий звук «р-р-р-р» на выдохе (в течение 5-7 секунд, а затем и 25-30 секунд), а также такие звуки, как «бррох», «бррфх», «дррох», «дррфх», «бррух», «бух», «бат», «бак», «бех», «бах».

Благодаря звуковой гимнастике вырабатывается соотношение продолжительностифаз вдоха и выдоха — 1:2. Больной должен обучиться после вдоха через нос сделать маленькую паузу, а потом выдохнуть воздух через открытый рот с последующей паузой, которая уже будет более удлиненной. На занятиях должно соблюдаться соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений равное 1:1. Процедура продолжается в течение 10-30 минут. Индивидуальные занятия проводятся 2-3 раза в день. Больной начинает тренировочный период еще в стационаре и должен продолжать этот период всю жизнь. Помимо всего прочего, применяется методика подготовительного периода, а также добавляется ходьба, можно добавить бег трусцой вместо ходьбы (до 5 км в день), при этом надо следить, чтобы учащение пульса доходило до 100-120 уд./мин. Если у больного появляются признаки приступа бронхиальной астмы, то ему рекомендуют удобно сесть, положить руки на стол, мышцы туловища и ног максимально расслабить. При этом дышать больной должен поверхностно, это нужно для того, чтобы глубокий вдох не служил раздражением нервных окончаний в бронхах и не усиливал их спазм. Во время выдоха следует задерживать дыхание на 4-5 секунд. Также больной должен обучиться задерживать дыхание во время умеренного выдоха в межприступном периоде.

Больному бронхиальной астмой рекомендуется выполнять следующие физические упражнения, входящие в комплекс ЛФК при бронхиальной астме.

Комплекс №1. Палатный режим.

Упражнения выполняются из исходного положения сидя на стуле, руки лежат на коленях:

1. Выполнять диафрагмальное дыхание.

2. Сделать вдох — развести руки в стороны, выдох — подтянуть руками колено к животу.

3. Сделать вдох — отвести в сторону одноименные руку и ногу, выдох вернуться в исходное положение.

Сделать вдох — плечи поднять вверх, голову повернуть в сторону. Выдох — вернуться в исходное положение.

Держаться руками за сиденье стула. Сделать вдох — прогнуться, соединить лопатки. Выдох — ноги согнуть и подтянуть колени к груди.

Сделать вдох — поднять руки. Затем, медленно выдыхая, опустить руки вниз, при этом произнося звук «ш-ш-ш-ш».

Сделать вдох — руки положить на колени. Выдох — произнести звук «ж-ж -ж-ж».

Руки расположить перед грудью, пальцы сложить в «замок». Сделать вдох — поднять руки вверх, выдох — руки опустить, при этом произносить звук «пффф».

Выполняя дыхательные упражнения, больной с помощью инструктора регулирует соотношение фаз дыхания, производя счет: вдох — 1, 2; выдох — 3, 4, 5, 6; пауза — 7, 8. В конце курса больной должен следить за тем, чтобы продолжительность выдоха увеличилась до 30-40 секунд.

Комплекс №2. Общий режим, тренировочный период. Упражнения выполняются из исходного положения сидя на стуле:

1. Выполнять диафрагмальное дыхание.

2. Положить руки на колени. Сделать вдох — колени развести в стороны, выдох — вернуться в исходное положение.

3. Положить руки на пояс. Сделать вдох — поворачивать туловище в стороны, выдох — вернуться в исходное положение. 4. Сделать вдох — поднять руки вверх, выдох — руки опустить вниз, при этом произнося звук «ха».

Выполнить позу релаксации, имитирующую «кучера на козлах». Глаза закрыть, мышцы полностью расслабить.

6. Взять в руки гимнастическую палку. Выполнять руками движения, имитирующие греблю на байдарках.

Следующие упражнения выполняются из исходного положения стоя:

1.Сделать вдох — поднять руки вверх через стороны, подняться на носки . Выдох — опустить руки через стороны вниз, покачаться с пятки на носок.

2. Руки вытянуть вдоль туловища. Сделать вдох — выполнить скольжение рукой вдоль бедра, наклониться в сторону. Выдох — вернуться в исходное положение.

3. Сложить руки в «замок». Сделать вдох — поднять руки вверх, выдох опустить руки вниз, при этом произнося звук «уф».

4. Выполнить ходьбу на месте, при этом высоко поднимая бедро и активно работая руками. На счет 1, 2 сделать вдох, на счет 3, 4, 5, 6 — выдох, на счет 7, 8 — пауза.

Для того, чтобы больные, подверженные заболеваниям органов дыхания, прошли полную реабилитацию, им необходимо проводить физические тренировки. Однако к проведению таких тренировок имеются как показания, так и противопоказания.

Показания к применению физических упражнений при заболеваниях органов дыхания:

  • подострый период болезни;
  • период выздоровления после таких заболеваний, как острая пневмония, плеврит и бронхит;
  • начало и полная ремиссия хронических неспецифических заболеваний легких;
  • тренировочный период при бронхиальной астме.

Что касается противопоказаний, то они заключаются в следующем:

  • обострение заболеваний;
  • острый период заболевания;
  • наличие легочно-сердечной недостаточности, находящейся в фазе декомпенсации.

В качестве тренировок используются: тренажеры общего действия, такие как беговая дорожка, велотренажер и др., ходьба, бег, а также различные виды физических упражнений и плавание в бассейне. Что касается нагрузок, то они применяются в интервальном режиме. К примеру, бег — 4 минуты, со скоростью 7-8 км/ч, затем выполняется ускорение на 10-15 секунд до 10 км/ч, и после всего этого — дыхательные упражнения и упражнения на расслабление в течение 2-3 минут. Продолжительность бега должна составлять не менее 30 минут 3 раза в неделю или 20 минут, но уже 4 раза в неделю.

ВЫВОДЫ

1. Строение дыхательной системы у детей школьного возраста имеет свои особенности. Гортань у них короче, уже и располагается выше, чем у взрослых. В период полового созревания появляются половые различия в строении гортани. У мальчиков образуется кадык, удлиняются голосовые связки, гортань становится шире и длиннее, чем у девочек, происходит ломка голоса.

Наибольший рост бронхов происходит в первый год жизни и в период полового созревания. Слизистая оболочка воздухоносных путей у детей более обильно снабжена кровеносными сосудами, нежна и ранима, она содержит меньше слизистых желез, предохраняющих ее от повреждения. Эти особенности слизистой оболочки, выстилающей воздухоносные пути, в детском возрасте в сочетании с более узким просветом гортани и трахеи обусловливают подверженность детей воспалительным заболеваниям органов дыхания.

2. В занятиях лечебной физической культурой при заболеваниях органов дыхания применяются общетонизирующие и специальные (в том числе дыхательные) упражнения.

Общетонизирующие упражнения, улучшая функцию всех органов и систем, оказывают активизирующее влияние и на дыхание. Для стимуляции функции дыхательного аппарата используются упражнения умеренной и большой интенсивности. В случаях, когда эта стимуляция не показана, применяются упражнения малой интенсивности.

Специальные упражнения укрепляют дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность грудной клетки и диафрагмы, способствуют растягиванию плевральных спаек, выведению мокроты, уменьшению застойных явлений в легких, совершенствуют механизм дыхания и координации дыхания и движений.

3. Воздействие на различные заболевания средствами ЛФК имеет свои особенности. В задачи ЛФК входит устранение причин возникновения заболеваний органов дыхания у детей, а также реабилитационные мероприятия нивелирующие последствия данных заболеваний и возможные осложнения.

Дальнейшие усилия медработников и педагогов должны быть направлены на укрепление иммунной системы школьников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/bakalavrskaya/zabolevaniya-organov-dyihaniya-u-detey/