В последнее время мы очень часто слышим и произносим эти слова «Модернизация образования, внедрение новых технологий и личностно-ориентированной педагогики». На сегодняшний день стремительно идет процесс разработки и внедрения в образовательной сфере новых педагогических идей и технологий, способных объединить всех преподавателей, с целью становления человека свободного, энергичного, коммуникабельного, высокомотивированного, заинтересованного в получении знаний. Так как знания, навыки, компетенции, полученные в процессе образования, являются основой всех видов человеческой деятельности.1
Модернизирование образования – это попытка осовременить данный процесс ради соответствия требованиям, которые выдвигаются обществом и государством в политике, социальной сфере и в области применения инноваций. Это процесс непростой и неоднозначный, охватывающий перемены на различных уровнях образования согласно различным тенденциям. А, как известно, эпицентром данного процесса является педагог.
Преподаватель осуществляет уникальную миссию, характеризующую настоящее и будущее индивида, несмотря на глобальные перемены информационного пространства, непрерывное улучшение образовательных технологий, применение инновационных методов и средств, интерактивных образовательных ресурсов, ведущая роль в содействии формированию личности по-прежнему принадлежит – преподавателю.2 Шевцова А.С. Развитие педагогического профессионализма молодого преподавателя вуза в контексте информатизации образования [Электронный ресурс] // ipo.grsu.by/postdip2014/index.php/ppk/im/s22/67. Маркиш, Е. Л. Педагогическая активность учителя в контексте модернизации образования // https://infourok.ru/user/markish-elena-leonidovna
Непосредственно он, как личность и специалист, гарантирует вхождение обучаюшегося в образовательную среду вуза. Педагог оказывает особое воздействие на выбор обучающимися индивидуальной траектории профессионального развития. Он принимает непосредственное участие в течении формирования у обучающегося «Я-концепции», образа окружающего мира и места человека в нем, системы отношений к себе, другим, природе и обществу, бытию в целом.
Сегодня прослеживается все возрастающий интерес к проблемам, связанных с профессиональным становлением преподавателя в институте, в том числе и ведомственном, требования к его профессиональной деятельности в целом.
Очевидно, это связано с тем, что концепция педагогического образования призвана, с одной стороны, отвечать задачам личностнопрофессионального развития педагога, с другой – соответствовать вызовам современного этапа формирования науки и общества, учитывать ведущие тенденции в динамике профессиональной подготовки преподавателя, быть нацеленной на перспективы её дальнейшего совершенствования.
Проектирование педагогического процесса как технология
... и систематизация материалов. Работа может быть рекомендована студентам и начинающим педагогам для самостоятельного изучения категории «современные педагогические технологии». Глава 1.Сущность педагогической технологии и педагогического проектирования Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано, прежде всего, ...
В условиях современных тенденций развития образования, необходимо формирование общей образовательной среды в вузе, обеспечивающей подготовку не только лишь выпускников ведомственного вуза, эффективно реализующих себя в дальнейшей профессиональной деятельности, но и самих педагогов в их профессиональном становлении.
В основе этой образовательной среды – профессионально организованное взаимодействие педагога с обучающимися, содержащее все элементы учебно-воспитательной работы, стратегической целью которого является развитие компетентности участников образовательного процесса, определяющий их подготовленность успешно функционировать в условиях мобильности процесса обучения.3 Чупрова, Л. В. К вопросу об образовательном процессе в вузе в контексте его гармонизации / Л. В. Чупрова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч.конф. (г. Пермь, май 2012 г.).
— Пермь: Меркурий, 2012. — С. 167-170.
Тенденции развития высшей школы, которые формируются в современной социокультурной ситуации, требует от преподавателя университета не только совершенствования своего профессионализма, но и поиск, разработку и реализацию новых подходов к организации повышения квалификации начинающих педагогов вуза.
На сегодняшний день перед преподавателем стоит важная задача, нацеленная на отбор содержания образования, разработку методов и форм обучения, воспитания, соответствующие задачам формирования личности обучающегося в условиях инновационной системы образования, а также создание моделей новых и совершенствование уже применяемых педагогических технологий, форм, средств и методов обучения.
Создание новейших моделей образования, механизм их реализации, выдвигает новые требования и к профессорско-преподавательскому составу вуза.
В настоящее время социумом востребован такой педагог, который стремиться к личностно-творческой самореализации в профессии, учитывает индивидуальные особенности, личностные качества обучающегося, его способности и проблемы.
Кроме того, деятельность преподавателя в институте многогранна, он должен обладать способностью и принимать участие в разработке электронных средств образовательного назначения, активно применять в своей профессиональной деятельности автоматические и электронные ресурсы с целью контроля и оценки уровня знаний обучающихся.
Так, по мнению, Козаченка В.В., в учебных заведениях, при совершенствовании учебного процесса, на первый план выдвигаются технические и организационные моменты, а педагогическая подготовка начинающего преподавателя находится на периферии внимания руководителей. Между тем главным тормозом умелого и широкого внедрения инноваторских педагогических технологий в учебновоспитательный процесс является непринятие педагогом современных средств обучения и их психолого-преподавательская неподготовленность.4
Важность исследования данного вопроса связано с тем, что в современной педагогике, имеет место исследования направленные в основном на изучение вопросов связанных с проблемами ведомственного профессионального образования и его, непосредственного образовательного процесса; акцентируется внимание на проблемных зонах в организации образовательной деятельности обучающихся ведомственного университета, а изучение вопросов, связанных с организацией профессиональной деятельности преподавателя в ведомственном вузе пока недостаточно, либо исследуется, в рамках рассмотрения отдельных элементов образовательного процесса в вузе.
Социальные процессы и преступность
... данной работы является соотношение старых и новых научно обоснованных подходов к рассмотрению социальных процессов и преступности. 1. Понятие «преступность» и ее основные характеристики. Преступность представляет собой одно из социальных явлений, угрожающих безопасности, как ...
В условиях модернизации российского образования значимую роль играют сведения о состоянии и направлениях развития и изменения социальной составляющей образовательного процесса. В связи с этим возрастает научное и практическое значение социологии.
Несмотря на достаточно пристальное внимание социологии образования к проблемам педагогов как особой социальнопрофессиональной группы, которой принадлежит ведущая роль в формировании трудового и научного потенциала современного российского общества, данная проблематика остается злободневной и актуальной.
Анализ социального самочувствия преподавателей, выявление факторов, оказывающих большое влияние на него, даст возможность внести коррективы в региональную политику и уменьшить социальную напряженность в сфере образования.
Степень научной разработанности. Научному исследованию социального самочувствие было положено в середине прошлого столетия, а к 70-80-м годам ХХ века данная проблематика стала разрабатываться в Козаченок, В.В. Информатизация учебного процесса в высшей школе: педагогические аспекты / В.В. Козаченок. – Минск: Высшая школа, 2012. – №2. –70с. социологическом ключе. Так, Парыгин Б.Д. сделал попытку анализа взаимосвязи социального самочувствие отдельных членов коллектива и особенностей социально-психологического климата5.
Более широко рассматривал вопрос социального самочувствия И.Т. Левыкин, который анализировал проблему в контексте исследования образа жизни6.
В рамках Всесоюзного исследования, проведенного в 28 регионах СССР, исследователями были разработаны индикаторы и показатели образа жизни, которые в той или иной степени затрагивали проблему социального самочувствия советских граждан7.
Развитие социологического подхода получило в работах О. Барской8. В работах В.М. Шепеля были проанализированы вопросы, связанные с гражданским самочувствием9.
Рубеж XX-XXI вв. отмечен обилием кандидатских диссертаций, которые посвящены весьма разнообразным аспектам изучения проблемы: теоретико-методологические, социальные и психологические аспекты. Не остались без внимания и региональные особенности социального самочувствия10.
Результаты эмпирических исследований социального самочувствия отдельных групп населения можно найти в статьях таких социологов, как См.: Парыгин Б.Д Социально-психологический климат коллектива Пути и методы изучения. — Л.: Наука, 1981/- С. 1415. См.: Левыкин И.Т. Проблема нового концептуального подхода к изучению социалистического образа жизни. Вып. I. М.: ИС РАН, 1988. — С. 5-13. См.: Теоретико-методологические и методические проблемы повторного исследования образа жизни. — М.: Изд-во ИСИ АН СССР, 1987. — С. 20. См.: Барская О.Л. Социальное самочувствие: методологические и методические проблемы исследования: Авгореф…. канд. философ, наук. — М., 1989. — 23 с. См.. Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. — М.: Дом педагогики, 2000. См.: Курка В А Социальное самочувствие в условиях трансформации российского общества (региональный аспект): Аигореф. лис…. канд. социол. наук. — Пермь, 2000; Коротевва О В Социальное самочувствие как критерий психического и духовного здоровья населения: Авгореф. дис…. канд. социол. наук. — М., 1998; Мурашов С. Б. Социальное самочувствие различных групп населения в условиях формирования системы налогообложения: Авгореф. дис…. канд. эконом, наук. — Спб., 1997; Симонович Н.Е. Социальное самочувствие как социально-психологический феномен в изменяющемся российском обществе: Авгореф. дис…. кацд. психол. наук. — М, 1999. Г.Л. Воронин, Е.И. Головаха, В.Б. Жигенёв, Н.В. Панина, Ж.Т. Тошенко, С.В. Харченко11. Неоспоримой заслугой этих работ стола то, что в них нашли свое отражение наиболее острые вопросы социального и экономического положения преподавателей. Помимо этого, ученые предложили ряд рекомендаций, направленных на повышение правовой защиты преподавателей.
Социальная работа как наука и как вид практической деятельности
... социальной работы как научной дисциплины. Являясь в своей основе социальной (общественной) наукой, социальная работа связана и с техническими, и (особенно) с естественными науками. Проводимые в ее рамках исследования ... пособий и учебников. Особенность социальной работы как научной дисциплины состоит в единстве знаний и умений. Социальная работа как наука органически соединяет в себе теоретическую ...
Неотъемлемой частью социального самочувствия является удовлетворенность трудом. Этот аспект в своих работах затрагивали Ф.Н. Ильясов, В.В. Кревневич, АЭ. Левин, АИ. Страхов, К.Р. Хаав, и другие.12
Следует отметить, что в зарубежных исследованиях проблема социального самочувствия была неразрывно связана с понятием качества жизни13. С позиции ученых, социальное самочувствие – это некая система, элементами которой являются в первую очередь субъективное состояние индивида14.
Экономическая нестабильность, а также неустойчивая внешнеполитическая ситуация, снижение уровня и качества жизни, трансформация ценностей современного российского общества привели к ухудшению социального самочувствия населения в целом и отдельных социальных групп, в частности.
Необходимо сказать, что, несмотря на пристальный интерес к проблематике социального самочувствия, среди ученых так и не сложилось единое толкование термина. Нет и четкого разделения понятий социальное самочувствие и социальное настроение. В ряде случаев ученые используют Воронин Г.Л. Социальное самочувствие россиян (1994-1996-1998 гг.) // Социологические исследования, 2001. — № 6 С. 59-66; Головаха Е.И., Панина Н.В. Интегральный индекс социального самочувствия (ИИСС): конструирование и применение социологического теста в массовых опросах. — Киев, 1997; Жигенев В.Б. Социальное самочувствие населения в условиях экономической депрессии: Аналиг докл. По результатам социологического опроса жителей г. Копейска Челяб. обл. -Екатеринбург Банк культур, информ, 1999; Тощенко Ж.Т., Харченко С.В. Социальное настроение. — М.: Academia, 1996. См.: Ильясов Ф.Н. Методологические и методические проблемы изучения удовлетворённости трудом: Авгореф. дис…канд. филос. наук. — М., 1984; Кревневич ВВ. Автоматизация и удовлетворённость трудом. — М.: Мысль, 1987; Левин А Э Влияние удовлетворённости трудом в бригадах по повышению его производительности: Авгореф. дис. .. канд. экон. наук. — М., 1980; Страхов А. И Влияние соответствия личных и вещественных факторов производства на удовлетворённость трудом и заработную плату: Авгореф. дис. … каед. филос. наук. — М. 1980; Хаав КР. Типологизация рабочих по удовлетворённости трудом: Авгореф. дис…. канд. филос. наук. — К: ЛГУ, 1978. См.: Andrews FM, Withey S.B Social indicators of well-being. — New York. Plenum press, 1976. См.: Chamberlain K. On the structure of subjective well-being. Social indicators research. 1988, v. 20,-№6. их в качества синонимичных, подразумевая комплексную оценку внутреннего эмоционального состояния индивида, социальной или профессиональной группы, общества в целом.
Совершенствование системы социальной защиты пенсионеров в муниципальном ...
... рыночных условиях. Выбор темы выпускной квалификационной работы основан на актуальности совершенствования системы социальной защиты пенсионеров в муниципальном образовании. Важно развивать объем и виды новых социальных услуг пенсионерам, обеспечивать проведение в жизнь как государственной ...
Если зарубежными социологами использовано понятие «субъективное благополучие» в контексте теории идентификации, то отечественными исследователями понятие социального самочувствия сопряжено с психологическими концепциями, а также с теориями общественного сознания, образа жизни.
Разница между западными и отечественными трактовками социального самочувствия заключается в том, что западные социологи основываются на самооценку материального положения по сравнению с другими социальными группами, тогда как отечественные ученые концентрируют свое внимание на социально-психологических аспектах.
Сложность определения термина «социальное самочувствие» обусловлена сложностью и многоаспектностью явления. Так, Н.П.Медведев отмечает, что измерение социального самочувствия сопряжено с выделением основных факторов, обусловливающих жизнь индивида15.
Весьма спорным остается вопрос о слагаемых социального самочувствия. Одну из классификаций таких факторов предложил Э. Кэмпбелл, который обозначил следующие слагаемые: семейные отношение, экономическое благополучие и стабильность, привлекательность внешней среды, в которой живет индивид16. Другой взгляд на определение факторов, детерминирующих социальное самочувствие, предлагает Л.И. Михайлова. К таким факторам исследователь относит состояние здоровья, бытовые Медведев, Н. П. Социальное самочувствие личности: вопросы содержания, измерения и оценки /Н. П. Медведев // Социальное самочувствие населения в современной России : тезисы докладов Всероссийской науч.-практ. конф. — Ростов н/Д, 2010. Campbell, A. The sense of well-being in America: Recent patterns and trends / A. Campbell. — New York :McGraw-Hill Book Company, 1981. условия, включенность в различные сферы общественной жизни, доступность социальных благ17.
В последнее время, несмотря на отсутствие согласованной системы индикаторов, отражающих социальное самочувствие, а также методики интерпретации результатов, наблюдается всплеск эмпирических исследований данной проблемы. Несмотря на разногласия среди исследователей, большая часть исследования рассматривает следующие аспекты:
1. Оценка материального положения;
2. Оценка изменения материального положения за последние несколько
лет;
3. Уровень адаптации к трансформационным процессам общества18.
Среди дополнительных факторов, обусловливающих социальное самочувствие, анализируются жизненные ценности, удовлетворённость трудом, уровень притязаний.
Цель бакалаврской работы – изучение социального самочувствия преподавателей высших учебных учреждений.
Объектом исследования является социальное самочувствие как социальный феномен. Предмет исследования – социальное самочувствие преподавателей высших учебных заведений.
Задачи исследования:
1. Определить социальное самочувствие преподавателей в вузах г. Тольятти;
2. Выявить основные факторы, обусловливающих мотивацию к трудовой деятельности педагогов региональной системы образования;
Труд учителя и его педагогическое образование в контексте задач ...
... -исследовательской и научно-педагогической деятельности в сфере образования. В рамках направления «Психолого-педагогическое образование» будут готовиться кадры для психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на всех ступенях системы образования. Разработчики стандарта выделяют ...
3. Проанализировать демотивационные факторы, детерминирующие трудовую деятельность педагогов;
4. Определить отношение педагогов к модернизации образования. Михайлова, Л. И. Социальное самочувствие и восприятие будущего россиянами / Л. И. Михайлова // Социологические исследования. — 2010. — № 3, — С. 46—48. Батурова, Е. Ю. Критический анализ подходов к измерению социального самочувствия / Е. Ю. Батурова. — М. Логос, 2005.
Рабочая гипотеза. Социальное самочувствие преподавателей вузов есть производная от оценки удовлетворенности социально-политическими, социально-экономическими условиями жизнедеятельности, удовлетворённости служебной деятельностью, а также состоянием личного здоровья.
Теоретико-методологическая база исследования:
1. Философский подход – акцент делается на изучении личности, её жизнеощущения, жизнеотношения (Е.А. Ануфриев, В.Э. Бойков, Б.А. Грушин и др.).
При этом теряется социальная детерминация данного феномена, что не может обеспечить комплексного подхода к изучению феномена социального самочувствия.
2. Психологический подход предполагает рассмотрение социального самочувствия как социально-психологического феномена, обусловленного объективными факторами жизнедеятельности, как на макро-, так и на микроуровне (Е.И. Головаха, О.В. Коротеева, Р.В. Панина, А.А. Русалинова, Н.Е. Симонович).19 Психологический подход тесно связывает рассмотрение социального самочувствия с настроением, однако эти понятия не тождественны. Так, настроение – это эмоциональная реакция индивида на те или иные события, практики, их последствия, в силу чего оно не является константным феноменом. Самочувствие представляет собой более устойчивую реакцию социального субъекта на события социальной жизни, отражающую комфортность или дискомфортность его внутреннего состояния в целом.
3. Социологический подход, представители которого анализируют социальное самочувствие в контексте концепции образа жизни (О.Л. Барская, Б.А. Грушин, Э.А. Орлова, А.К. Уледов).
Концепция образа жизни предполагает изучение способа жизнедеятельности индивида в определенных социально-экономических условиях с учетом его Зябина О.В. Особенности социального самочувствия студенческой молодежи // Ярославский педагогический вестник. – Том II – 2011. – № 4. – С. 249-252. региональных, демографических, профессиональных, ценностных характеристик. В рамках социологического подхода рассматриваются преимущественно внешние детерминанты самочувствия – социальные, экономические, политические и социокультурные особенности жизнедеятельности людей в рыночных реалиях.
Эмпирическая база исследования. Для получения социологической информации, отражающей социальное самочувствие преподавателей вузов в условиях модернизации системы образования, было проведено анкетирование. В ходе исследования изучается выборочная совокупность в размере 200 человек. По типу выборка – целевая, где единицами отбора выступают преподаватели высших учебных учреждений г. Тольятти, которые разделены по гендерному признаку. Также для получения более подробной информации о социальном самочувствии в условиях модернизации было проведено полуформализованное индивидуальное интервью с некоторыми педагогами.
Методы исследования: анкетный опрос, полуформализованное индивидуальное интервью.
Структура работы включает введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы и приложения.
Курсовая работа социальное самочувствие населения
... понятия «социальное самочувствие»; Рассмотреть системы показателей социального самочувствия; Проанализировать основные подходы к изучению социального самочувствия; Построить тестовую методику измерения социального самочувствия; Изучить социальное самочувствие населения Тюменской области. Исходя из вышесказанного, Структура работы. При написании данной курсовой помогли работы О.В. ...
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению
модернизации системы российского образования
1.1. Модернизация образования как социальный феномен
Модернизация образования выступает одним из основных направлений в системе образовательной политики российского государства.
Под модернизацией образования понимается комплексная трансформация основных ступеней образовательной системы в соответствии с требования современного российского общества. Это изменение как самих принципов функционирования системы образования, унаследованных от советской эпохи, так и всей системы менеджмента.
Модернизация образования предполагает изменения в содержании, технологии и организации всей системы образования, при этом сохраняя лучшее наследие советской эпохи и отвечая современным реалиям.
Это, в конечном итоге, глубокие изменения в образовательном мировоззрении, все ещё в немалой степени авторитарном и тоталитарном, в образовательной политике, пока ещё оторванной от потребностей личности, общества, государства.
Следует отметить две основные тенденции современного российского образования. С одной стороны, это кардиальное изменение содержания самого образования. А с другой – трансформация экономики образования. Конечным итогом модернизации должно стать повышение доступности, качества и эффективности образования. Без решения данных задач образование не сможет осуществить свою историческую миссию — стать двигателем поступательного развития страны, генератором роста её человеческого капитала.
В современной России обозначенные выше проблемы были поставлены еще в контексте реформы образования 90-х годов ХХ века. Данные проблемы нашли свое отражение в Законе РФ «Об образовании»20.
Следует сказать, что модернизация современного российского образования берет свои истоки именно в реформе 90-х годов ХХ века, как бы завершая решение обозначенных проблем. Несомненно такая ситуация позволяет говорить, с одной стороны, о значительном шаге вперед, т.к. опиралась на экономический и технологический базис, а, с другой, — о постановке новых задач, стоящих перед системой российского образования.
Модернизация системы российского образования представляется как процесс, дающий ответ на поставленные вопросы еще в конце прошлого столетия. С одной стороны, это завершение незаконченной реформы образования начала 90-х годов. С другой стороны, это ответ на потребности современного мира. Потребности современного российского общества и выступают движущей силой российской модернизации образования.
Вопросы необходимости модернизации российского образования были поставлены еще в 1999 году, а уже с 2000 года в дополнение к Закону РФ «Об образовании» (1992 г.) был принят ряд нормативно-правовых актов, определяющих стратегию и основные направления модернизации системы образования первой четверти XXI века.
Основополагающий документ, устанавливающий стратегию и основные направления развития образования, — Национальная доктрина образования в Российской Федерации.21 Она «определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года». Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании» Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751
Современный педагог системы специального образования: социальная ...
... педагога системы специального образования. Предмет исследования- уровень развития личностных качеств педагога системы специального образования. Цель исследования- проанализировать социальные роли, профессиональные функции и личностные качества педагога системы специального образования. Задачи исследования: Определение социальной роли, профессиональных функций и личностных качеств педагога системы ...
Важную роль в процессе модернизации играет Федеральная программа развития образования, принятая на срок 2000-2005 г.г.22. Основной задачей данной программы стало развитие системы образования с целью формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенной Российской Федерацией приоритетности образования.
Модернизация системы образования является необходимым условием формирования инновационной экономики. Целью государственной политики в области образования в связи с этим является обеспечение доступности образования всех уровней; повышение качества профессионального образования; формирование системы непрерывного образования, а также формирование инвестиционной привлекательности системы образования.
Указанные направления предполагают решение целой совокупности задач, среди которых – новой – общественно-государственной – системы оценки качества образования; инклюзия работодателей в процесс формирования образовательных программ и стандартов качества образования; обеспечение необходимой академической мобильности с учетом региональной специфики, а также обеспечение конкурентоспособности российского образования на мировой рынке. Несомненно, важными задачами модернизации образования является и формирование прозрачной системы финансирования сферы образования. Не менее важным является обеспечение независимой экспертизы качества образования на всех уровнях системы образования. Решение проблем с кадровым потенциалом системы образования выступает еще одной существенной задачей модернизации образования. Не менее важным аспектом модернизации образования является формирование инновационного характера образования, а также интеграция научной, образовательной и практической деятельности.
Заключение Счетной палаты РФ от 14.09.2004 «На проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год»
Принятый национальный проект «Образование» имеет большое значение в процессе модернизации российской системы образования. В частности, в рамках данного проекта сформулированы основные принципы модернизации системы образования, принят ряд законопроектов, направленных на регулирование процесса модернизации, а также созданы условия для повышения материально-технической образовательных учреждений всех уровней23.
Среди основных проблем модернизации системы образования отмечается несбалансированность профессионального образования, а также неэффективность финансовых потоков. В 2010 году министр образования А.А. Фурсенко констатировал факт того, что только 100-150 учебных заведений по всей территории России в достаточной мере соответствуют современным требованиям.
Следует отметить, что перед модернизацией российской системы образования стоит ряд непростых задач, которые отчасти связаны и с демографическим спадом, что снижает количество обучающихся и молодых специалистов.
Социальная безопасность: определение и критерии
... является социальная защита. Объектом исследования в данной курсовой работе выступает система социальной безопасности и социальная работа. Предметом Целью данного исследования является изучение системы социальной защиты населения и социальной работы, определение их роли в защите интересов и потребностей населения. В ...
Сложность, стоящая перед системой образования, связана с тем, что ее трансформация происходит синхронно с модернизацией всего российского общества, включая систему здравоохранения, государственного управления и т.д.
В этой связи модернизация образования отнюдь не автономный процесс. Она так или иначе должна согласовываться изменения с изменениями, которые происходят в других сферах жизни общества.
Наиболее важными факторами, обременяющими процесс модернизации российского образования, выступают негативные тенденции См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2009 г. № 550 «О конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет» (разработано в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).
18. Приказ Минобрнауки России от 29 июля 2009 г. № 276 «О перечне показателей, критериях и периодичности оценки эффективности реализации программ развития университетов, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет». Зарегистрирован Минюстом России, регистрационный № 14699 от 3 сентября 2009 г. демографической ситуации (низкий уровень рождаемости, высокая степень оттока в первую очередь высококвалифицированных кадров); разница между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда, детерминируемая технологическими обновлениями; проблемы окупаемости услуги связанный с ними рост себестоимости содержания зданий образовательных учреждений.
Весьма важной негативной тенденцией является снижение платежеспособности населения в условиях перманентного экономического кризиса. Широкое распространение электронных систем и информационных технологий вносит существенные изменения в процесс получения образования. Немаловажным аспектом является заключение международных соглашений и вхождение нашей страны в такие международные процессы, которые влияют на качество образования как напрямую (Болонский процесс), так и опосредованно (ВТО)
Таким образом, модернизация системы российского образования – это крупномасштабный процесс, осуществляемый государством на основе уже сформированных принципов. Помимо этого, стоит отметить, что определенная часть мероприятий, направленных на модернизацию системы образования, уже осуществляется.
Обратим внимание на те, которые относятся к высшей школе:
1) Совершенствование структуры и сети государственных образовательных организаций высшего образования включает в себя:
проведение ежегодного мониторинга эффективности образовательных
организаций высшего образования;
разработку, утверждение и реализацию программы совершенствования
сети государственных образовательных организаций высшего
образования, в том числе путем реорганизации и присоединения
организаций и их филиалов;
модернизацию системы лицензирования и аккредитации
образовательных программ в системе высшего образования;
2) Совершенствование структуры образовательных программ включает в себя:
- введение прикладного бакалавриата в высшем образовании;
- обеспечение высокого качества программ магистратуры;
создание новой модели аспирантуры на базе образовательных
организаций высшего образования, активно участвующих в научно исследовательской работе;
3) Повышение результативности деятельности образовательных организаций высшего образования с учетом их специализации включает в себя:
- обновление программ развития федеральных университетов;
поддержку программ развития сети национальных исследовательских
университетов;
реализацию программ развития ведущих университетов, получающих
государственную поддержку в целях повышения их
конкурентоспособности среди ведущих мировых научно образовательных центров и их мониторинг в соответствии с
утвержденным планом мероприятий;
реализацию программ стратегического развития образовательных
организаций высшего образования.
4) Инструменты оценки качества и образовательной политики в сфере высшего образования включают в себя:
- создание системы оценки качества подготовки бакалавров;
переход на новые принципы распределения контрольных цифр приема
граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета;
введение нормативного подушевого финансирования образовательных
организаций высшего образования.
5) Развитие кадрового потенциала высшего образования включает в себя:
разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с научно педагогическими работниками образовательных организаций высшего
образования;
разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с
руководителями образовательных организаций высшего образования в
части установления взаимосвязи между показателями качества
предоставляемых государственных (муниципальных) услуг
организацией и эффективностью деятельности руководителя
образовательной организации системы высшего образования;
информационное и мониторинговое сопровождение введения
эффективного контракта.
Одной из актуальных проблем современного российского образования в соответствии требованиями практикоориентированности является обновление содержания образования. Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что развитие страны, ее авторитет на международной арене зависит от уровня и качества образования населения страны, от качества профессионального образования Решение данного вопроса чрезвычайно сложно в первую очередь потому, что необходимо, с одной стороны, опираться на фундаментальные знания; с другой стороны, не упускать из виду межпредметные связи, а, с третьей – ориентироваться на практику.
1.2.Социальное самочувствие как предмет социологического анализа
Несмотря на то, что социальное самочувствие в прикладной социологии достаточно часто является предметом исследования, до конца остается нерешенным вопрос о показателях и индикаторах социального самочувствия. Ученые так и не смогли прийти в общему мнению о том, какие составляющие образуют данный феномен.
В части инструментария, с помощью которого ученые анализируют социальное самочувствие, чаще всего исследователи используют такие методы, как наблюдение, социологический опрос, метод кейс-стади и фокусгруппы24.
Ученые солидарны во мнении о том, что изучение социального самочувствия в связи с его многоплановостью, многоаспектностью и сложностью требует постоянного мониторинга и отслеживания. Это даст возможность отследить и зафиксировать любые изменения в настроениях общества и отдельных социальных групп.
Измерение социального самочувствия – сложный процесс, направленный на выявление его особенностей как на каждом отдельном этапе развития общества, так и на степень проявления в виде конкретных действий.
С точки зрения российского исследователя Н.П. Медведева, измерение социального самочувствия весьма сложны процесс, который связан выявлением основных факторов и компонентов, которые играют первостепенную роль, определяя социальное самочувствие25.
Под социальными индикаторами мы понимаем количественные показатели изменения социально значимых величин, имеющих особое значение для анализа социального развития, проведения социальной политики и оценки ее результатов.26
Основными источниками информации для построения индексов являются как сплошные, так и выборочные наблюдения. Следует отметить, что индикаторы можно классифицировать по степени обобщенности:
1. простые
2. агрегированные
По периоду расчета:
1. месячные
2. годовые Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. М., 2011. Медведев Н.П. Социальное самочувствие личности: вопросы содержания, измерения и оценки // Социальное самочувствие населения в современной России: Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. Ростов н/Д, 2010. Современная энциклопедия социальной работы / под ред. академика РАН В.И. Жукова. М., 2008.
По территории охвата:
1. страна
2. регион27.
Помимо этого, индикаторы могут быть как объективными, так и субъективными, описывать количественные и качественные показатели.
Наиболее распространенным способом изучения социального настроения жителей той или иной страны или региона является изучение социального настроения посредством построения индекса28.
Наиболее сложным остается вопрос о том, что выступает слагаемым социального самочувствия. Общепринято считать, что социальное самочувствие определяется социальным статусов человека, тех или иных ролей, которые играет индивид в жизни общества, а также переживаемых им настроений и эмоций.
Подобные показатели обнаруживаются посредством субъективнооценочных вопросов, поставленных перед респондентами, а также оценочных суждений, направленных на выявление отношения к социальным фактам современного российского общества.
При разнообразии подходов к трактовке социального самочувствия важную роль играет интерпретация данного феномена. При анализе данного феномена следует обращать внимание не только на субъективность респондентов, но и самих исследователей29.
Так как социология изучает человека в социальном пространстве, а понятие «социальное самочувствие» интерпретируется как определенное состояние переживания по поводу «комфортности – дискомфортности» своего бытия в социуме, то процедура измерения этого феномена детерминирована множественностью подходов. Пирогов Г. Концепция социальной безопасности // Обозреватель. 1997. № 9 ; Человеческое развитие: учеб. пособие. М., 2000. Головаха Е.И., Панина Н.В. Интегральный индекс социального самочувствия (ИИСС): конструирование и применение социологического теста в массовых опросах. Киев, 1997. Методы сбора социологической информации. ULR: http://www.masu.edu.ru/
Так же необходимо представить в статье плюрализм научных подходов в определении методологических оснований измерения и интерпретации социального самочувствия.
Зарубежные исследователи несколько по-другому рассматривают конструкт «социальное самочувствие», отождествляя его с компонентами личного счастья, а также обустроенности бытовых условий.
Так, Э. Кэмпбелл,30 изучая представления американцев о хорошей жизни, получил следующий набор компонентов, ранжированных в порядке убывания: экономическая стабильность, хорошие отношения в семье, сильный и жизнестойкий характер, верные друзья, внешне привлекательная окружающая среда.
Другие исследователи – Ф. Андрюс и С. Вити31 — рассматривают пять компонентов социального самочуствия, к которым относят дом, работу, государство, семью и свободное время.
Принимая во внимание подходы зарубежных исследователей, можно отметить, что значимыми при анализе социального самочувствия остаются такие компоненты, как самооценка материального благосостояния по сравнению с другими; удовлетворенность собственным социальным статусом, а также взгляды на возможности изменения собственного материального положения в будущем.
Следует отметить, что отечественные ученые используют западные подходы к пониманию социального самочувствия. Однако при анализе проблемы опираются преимущественно социально-психологическую парадигму. Campbell A. The sense of well-being in America: Recent patterns and trends. New York: McGraw-Hill Book Company, 1981. Andrews F.M., Abbey A., Halman L.J. Stress from infertility, marriage factors, and subjective well-being of wives and husbands // Journal of Health and Social Behavior. 1991. Vol. 32. № 3. P. 238–253; Andrews F.M., Withey S.B. Social indicators of well-being: America‟ s perception of life quality. New York, 1976. Р. 234.
И в этом плане можно наблюдать целый спектр методологий и подходов, характеризующих структуры различных характеристик и критериев в установлении социального самочувствия населения.
Системный анализ отношений социальных субъектов к окружающей их среде в оценках, происходящих в ней изменений позволяет А.Л. Стризое32 выделить три основных режима их функционирования: реактивный (пассивный ответ на внешнее воздействие среды); адаптивный (приспособительном); активный (стремлении реализовать собственные цели, преобразуя тем самым среду).
Тогда структура параметров, рассматривающих социальное самочувствие, по ее мнению, опирается на показатели, описывающие идентичность субъекта (приоритетные для него потребности, интересы, ценности и меру их удовлетворения), его адаптацию к условиям существования, степень, характер и направленность его социальной активности.
Я.Н. Крупец33 определят их как адаптивно-оценочные, через выявление: внутреннего состояние человека (состояния его здоровья, настроения, испытываемых чувств: счастья, оптимизма); его оценки внешних условий (восприятие ситуации в стране и времени, в котором человеку приходится жить); восприятия собственного положения в новых условиях.
О.В. Лясковская, рассматривая внутреннюю структуру социального самочувствия, предлагает анализировать помимо перечисленных составляющих еще удовлетворенность жизненными условиями, оценка своего настроения, экономическое положение страны на сегодняшний момент и в ближайшей перспективе, степень позитивности в оценке экономической и политической ситуации в стране, а также доверие органам власти и управления34. Стризое А.Л. Социальное самочувствие: между реформистским проектом и здравым смыслом // Социальное самочувствие населения в современной России. Ростов н/Д, 2010. Крупец Я.Н. Социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированное // Социс. 2003. № 4. Лясковская О.В. Совершенствование мониторинга социального самочувствия в системе управления качеством жизни: дис. … канд. соц. наук. Орел, 2007; Лясковская О.В., Шуметов В.Г. Методология анализа динамики факторной структуры социального самочувствия населения по данным социологических исследований // Образование и общество.2001. № 2 (8).
Отмечая факторную детерминированность категории социального самочувствия, включенность в ее основу социального и вместе с тем личностного содержания, Л.И. Михайлова35 подходит к формулировке «комфортности − дискомфортности» своего бытия в социуме. По ее мнению, самочувствие зависит: от здоровья, обустроенности семьи, жизни и быта, от характера и качества включенности в социальную жизнь во всех ее сферах, от степени удовлетворенности социальными благами, доступными для пользования, а также от восприятия и отношения к вышеназванным и другим факторам.
Рассматривая концепцию адаптивной составляющей социального самочувствия населения, рядом авторов36 сконструирован обобщающий индекс социального самочувствия, носящий комплексный характер и являющийся достаточно чувствительным индикатором массовых настроений, репрезентирующих социально-экономические изменения и связанные с ними глубокие и динамичные перемены в жизни россиян.
Следует отметить, что социальная адаптация рассматривается в качестве процесса активного приспособления индивида к новым условиям социальной среды, а также − результат этого процесса.37
Показателями социальной адаптации населения в контексте социального самочувствия выступают: показатели степени уверенности населения в завтрашнем дне; показатели материальной обеспеченности населения; показатели активной социальной адаптации.38 Моделью инструментария и основные измеряемые параметры при данном методологическом подходе выступают субъективные и объективные Михайлова Л.И. Социальное самочувствие и восприятие будущего россиянами // Социс. 2010. № 3. Кузнецов П.С. Концепция социальной адаптации. Саратов, 2000; Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: теоретико-методологический аспект. Новосибирск, 2002; Корель Л.В. Социология адаптации: вопросы теории, методологии и методики. Новосибирск, 2005. Готлиб А.С., Запорожец О.Н., Хасаев Г.Р. Социально-экономическая адаптация в постсоветской России: публичные и приватные практики // Социс. 2004. № 8; Капица С.М. Формирование механизмов социальной адаптации трудоспособного населения к изменениям современного российского рынка труда. СПб, 2009; Козырева П.М. Процессы адаптации и эволюция социального самочувствия россиян на рубеже XX−XXI веков. М., 2004. Дзуцев Х.В. Социальная адаптация населения республик ЮФО РФ: этносоциологический анализ: в 5-ти книгах.М., 2008. Кн. 1. критерии социальной адаптации, а также социально-демографические показатели и место жительства респондентов.
Среди субъективных критериев социальной адаптации исследователи отмечают:
1. эмоциональное состояние, складывающееся от мыслей о положении
страны;
2. степень социального оптимизма;
3. степень социальной адаптации;
4. общее физическое самочувствие индивида;
5. общее эмоциональное состояние.
Помимо субъективных критериев исследователи определяют еще объективные критерии:
1. оценка уровня дохода;
2. оценка прошлого и сегодняшнего материального благосостояния;
3. наличие сбережений и возможность делать денежные сбережения;
4. включенность в различные сферы жизни общества39.
С.О. Лебедева и М.О. Пучкова трактуют социальное самочувствие в качестве интегральной характеристики удовлетворенности, либо неудовлетворенности человека своим социальным положением, как обобщенный индикатор реакции населения на социальные преобразования, который определяется степенью удовлетворения их социальных потребностей40.
Индекс социального самочувствия, разработанный в трудах П.М. Козырева41, представляет в качестве взаимосвязанных трех компонентов:
1. индекс удовлетворенности и стабильности существования;
2. индекс статусной идентичности Возьмитель А.А. Актуальные социально-политические проблемы модернизации России. Том XIX // Мир России. 2010. № 4. С. 53–68; Российская повседневность в условиях кризиса / под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, Н.Е. Тихоновой. М., 2009; Горшков М.К. Российская повседневность в условиях кризиса: социологическое измерение // Социологические исследования. 2009. № 12. Лебедева С.О., Пучкова М.О. Социальное самочувствие горожан как социологическая проблема // Материалы III международной научной студенческой конференции «Научный потенциал студенчества в XXI веке». Ставрополь, 2009 Козырева П.М. Социальная адаптация населения России в постсоветский период // Социологические исследования. 2011. № 6.
3. индекс самооценки состояния здоровья.
В связи с исследованием адаптации пожилых людей в контексте современной действительности, при изучении социального самочувствия пенсионеров Н.Г. Ковалева42 рассматривает, в частности, такие аспекты, как ценностная система, социальные стереотипы старости, отношение к новым условиям бытия (восприятие социальных перемен в стране).
Такой подход позволяет понять содержание и направленность «ценностного кризиса» старшего поколения, выйти на проблемные узлы его взаимоотношений с обществом.
Наравне с довольно отработанными и ставшими классическими показателями (удовлетворенность жизнью в целом и уверенность в завтрашнем дне) А.А. Русалинова43 применяет новейшие характеристики, такие как оценку каждым из респондентов степени собственного переживания социального дискомфорта (методика «термометра»); оценку степени общественного благополучия в государстве; оценку степени общественной напряженности в стране и общую оценку степени благоприятности для себя лично общей ситуации в стране.
В концепции Т.Б. Сергеевой44 социальное самочувствие определяется осмыслению социального здоровья через такие аспекты, как социокультурная активность; способность к интеллектуализации индивидуальной деятельности; способность к идентифицированию себя с простой и кумулятивной группой; умение личности ощущать независимость в спокойствие; способность к самоорганизации и организации взаимодействия с обществом; способность к критическому мышлению; способность к самоанализу; умение ощущать чувство доверия к прочим и др. Ковалева Н.Г. Пожилые люди: социальное самочувствие // Социологические исследования. 2001. № 7. С. 73–79. Русалинова А.А. Уровневый подход в изучении социального самочувствия человека // Социальное самочувствие населения в современной России. Ростов н/Д, 2010. С. 177; Русалинова А.А. Применение метода групповых оценок в социально-психологических исследованиях // Проблемы промышленной социальной психологии. Избранные труды. СПб. 2009. С. 65−71. Сергеева Т.Б. Генезис и факторы социального самочувствия // Социальное самочувствие населения в современной России. Ростов н/Д, 2010. С. 190−191.
В методике оценки предельно-критических характеристик формирования общества, разработанной под управлением академика Г.В. Осипова,45 из числа более значимых индикаторов социально-политических настроений фигурируют такие, как доля граждан, выступающих за кардинальное перемена политической системы; степень доверия населения к центральным органам власти и др.
Несмотря на многообразие методологических подходов, большинство таких российских исследовательских кампаний, как ВЦИОМ, РОМИР, Левада-Центр, используют достаточно упрощенный инструментарий. В частности анализируются такие аспекты, как:
1. степень адаптированности к изменениям, происходящим в стране и
мире
2. оценка уровня жизни индивида и семьи через определенный период
времени
3. оценка уровня благосостояния семьи на сегодняшний день46.
Таким образом, плюралистичность и спектральность научных подходов к нахождению характеристик и критериев социального самочувствия относит данную дефиницию к разряду феноменальных социологических категорий, обладающих многоаспектностью и изменчивостью как в определении, так и в толковании.
Сложность измерительного инструментария, количественных и качественных оценок, индикаторов и показателей, недостаток универсальных методик представляется результатом высокой уровня обобщения рассматриваемого понятия. Выступая в качестве показателя степени адаптированности базовым компонентом, свидетельствующим о конкретных достижениях в определенной условия, социальное самочувствие характеризуется согласно многим причинам. Данное понятие устанавливает Осипов Г.В. Социальное мифотворчество и социальная практика. М., 2000. С. 445−446 ; Борзин Л.П., Осипов Г.В. Стратегия и тактика развития Российского государства: 2002−2012. М., 2012. С. 7−9. Батурова Е.Ю. Критический анализ подходов к измерению социального самочувствия: дис. … магистра социологии Манчестерского университета. М., 2005. и некий универсальный показатель, гарантирующий, в своем роде, обратную связь между гражданским обществом и властью. Попадание значений индикаторов социального самочувствия в критическую зону говорит об угрозах легитимности власти.47
Выступая интегральным показателем удовлетворенности жизнью социума и уверенности в завтрашний день, индикатором состояния общественной обустроенности в регионе и государстве в целом, социальное самочувствие определяет общее комплексное внутреннее состояние индивида, группы, социума. Его исследование в условиях современного общества может быть эффективно использовано в самых разнонаправленных социально-психологических и социологических исследованиях, посвященных исследованию эмоционально-деятельностных состояний не только личности, но и отдельных социальных групп, и жителей государства в целом. Дулина Н.В. Социальное самочувствие населения как один из критериев оценки деятельности реги-ональной власти // Социокультурные основания стратегии развития регионов России: материалы Всероссийской научно-практической конференции по программе «Социокультурная эволюция Рос-сии и ее регионов». Смоленск, 2009. С. 89−95.
Глава 2. Специфика социального самочувствия преподавателей
в образовательной модернизации
2.1. Особенности социального самочувствия преподавателей
университетов Самарской области в реалиях изменяющегося общества
Социально-экономические преображения и системная модернизация при активном участии организаций высшего образования потребовали особого внимания к поставленной проблеме. В высшей школе сосредоточен основной потенциал инновационного формирования государства, задействованный в подготовке конкурентоспособных кадров, генерации новых идей и технологий; результативность институциональных перемен зависит от кадровой структуры институтов, от мотивации педагогов и их отношения к реформам.
В мире познаний увеличивается значимость педагогов как субъектов формирования человеческого капитала. В развитых странах благосостояние общества тесно связано с передачей культурных норм и ценностей, стереотипов и образа жизни ядра специалистов, в которое попадает университетская профессура. Эту группу по социальному статусу обычно причисляют к верхнему слою среднего класса (в российском обществе это соответствие пока ещё не достигнуто).
Экономика подобных стран в том числе и в условиях изменения вузов дает возможность осуществлять механизмы поддержания достаточно значительного уровня жизни преподавателей, поощрять их профессиональное формирование, создавать стимулы с целью достижения лучших результатов.
В последнее время в российских исследованиях при изучении социально-профессиональных групп активно используется теория социального самочувствия как более валидная для измерения самочувствия в обществе, профессиональной группе, социальной структуре организации, коллективе через принадлежность к специальности и конкретному виду организации. Её заграничный аналог — теория социального благополучия, которая предусматривает, в первую очередь всего, доход, гарантирующий получение тех или иных благ, удовлетворенность карьерой, статусом в обществе. Как представляется, для рассмотрения самочувствия преподавателей институтов могут использоваться обе данные концепции, в данном исследовании в рамках первой концепции они рассматриваются как носители определенной роли, а в рамках второй — как носители конкретного социально-экономического статуса.
Таким образом, чтобы изучить самочувствие преподавателей на основе субъективных, эмоционально-оценочных показателей, учитывая их отношение к реформам в обществе и системе образования, к изменению социально-профессиональной среды и выполнению роли агента социальных изменений было проведено данное исследование. Для измерения самочувствия на уровне профессии применялись индикаторы социального благополучия, определяющие удовлетворенность профессиональной деятельностью, статусом в обществе, карьерой в организации и системой управления.
В качестве первого метода исследования выбрано анкетирование. Используется выборочный метод исследования в объеме 200 человек. Исследование является пилотажным. По типу выборка – целевая.
Объектом исследования выступают преподаватели вузов г.о. Тольятти, дифференцированные по полу. Мужчины и женщины были опрошены в равных соотношениях с целью выявить различия во взглядах на трудовую деятельность в целом. Обработка полученных данных производилась в компьютерных программах Microsoft Office Excel 2007 и IBM SPSS Statistics 21.0. В рамках данного исследования изучался ряд вопросов, позволяющих получить представление о восприятии подростками трудовой деятельности, а именно:
- основные социально-демографические характеристики респондентов;
- характеристики социальной активности;
- субъективные аспекты деятельности;
- оценка внешних условий. Так же были выдвинуты следующие гипотезы:
представители мужского пола более лояльно относятся к модернизации
образования, нежели представительницы женского пола;
для представительниц женского пола более важна атмосфера в
трудовом коллективе, в то время как для представителей мужского
пола – это не так важно;
для мужчин важнее реализовать и показать свои способности, в то
время как женщины на этом менее зациклены;
представительницы женского пола чаще и охотнее идут работать
педагогами, в то время как мужчины по возможности выбирают
другую профессию.
Перейдем к описанию основных социально-демографических характеристик респондентов, принявших участие в данном исследовании (таблицы 20-22).
В ходе исследования было опрошено 200 преподавателей вузов г. Тольятти, половина из которых мужчины (50%) и половина – женщины (50%).
В социологическом исследовании приняли участие преподаватели двух вузов г. Тольятти, по 50% респондентов от каждого. В ПВГУСе количество респондентов мужского пола (29%) значительно превысило количество респондентов женского пола (21%); в ТГУ же ситуация была противоположной – опрошено 29% женщин и 21% мужчин.
Также в ходе исследования было выяснено, что более половины респондентов оценивают материальное положение своей семьи как среднее (58%), почти четверть респондентов указали уровень ниже среднего (24%), как выше среднего (13%) и очень трудное (5%).
Причем выяснилось, что из более обеспеченных семей оказались респонденты женского пола – 16% практически ни в чем себе не отказывают, 55% женщин из семей со средним материальным положением, 25% с положением ниже среднего и лишь 4% оценили положение семьи как очень трудное. Немного иная картина у респондентов мужского пола – 10% практически ни в чем себе не отказывают, 61% оценили положение семьи как среднее и, соответственно, 23% и 6% мужчин из семей с положением ниже среднего и очень трудное.
Уровень социального самочувствия большинства преподавателей г. Тольятти можно оценить как среднее.
Больше трети респондентов (38%) указали улучшение жизни в городе за последнее время. Примерно столько же – 40% – отметили, что за последнее время в городе ничего не изменилось.
Подавляющее большинство респондентов (61%) ситуация в г. Тольятти в чем-то хуже, а в чем-то лучше по сравнению с другими регионами страны. И только треть (30%) высказали точку зрения, что в Тольятти живется намного хуже, чем в других регионах России. Около половины преподавателей, принявших участие в анкетировании, что довольны ситуацией лишь частично.
Одной из целей исследования было выявление основных мотивов, детерминирующих трудовую деятельность преподавателей. Так, 40% респондентов отметили, что никогда бы не порекомендовали бы избрать профессию педагога и еще столько же – скорее бы не порекомендовали.
Чуть меньше трети респондентов высказали согласие в том, что их профессия дает определенный статус и престиж в обществе. 29% участников анкетирования отметили, что их работа не может обеспечить достойный уровень дохода. В это же время 35% указали ответ «скорее согласны», что благодаря работе им есть, чем заняться. Еще 45% отметили, что благодаря своей работе они имеют контакты с интересными людьми.
Почти половина педагогов считают, что их работа приносит большую пользу обществу (44%) и 42% отметили интересность работы самой по себе.
Почти половина опрошенных (48%) высказали мысль о том, что для них большую роль играет содержание труда. По результатам исследования выяснилось, что для подавляющего большинства опрошенных статус образовательного учреждения играет решающую роль: 42% образовательное учреждение имеет значение и 39% — имеет большое значение.
В список важнейших составляющих профессии преподавателя, по мнению респондентов, вошли: 1. постоянный профессиональный рост – 42% 2. самостоятельность и свобода деятельности – 42% 3. учащиеся – 57% 4. возможность реализации своих способностей – 45% 5. культурная среда – 49% 6. коллеги и их высокий профессиональный уровень – 63% 7. доход – 54% 8. продолжительный летний отпуск – 59%.
В ходе исследования были проанализированы факторы, снижающие мотивацию к труду среди преподавателей.
В результате исследования оказалось, что треть респондентов не склонны к смене своей профессию. Однако, столько же с удовольствием сменили бы свою сферу деятельности, если бы такая возможность была им предоставлена
Каковы же причины таких результатов?
Желание сменить свою профессию обусловлено в первую очередь низким заработком – 42%, а также низкий авторитет и престиж профессии в социуме – 26%.
Опрошенные отметили также такой фактор как неудовлетворенность образовательным процессом. Преподаватели указали, что качество образовательного процесса обусловлено в большей степени высокой степенью ответственности самих преподавателей (43%).
Примерно столько же высказали мнение о том, что качество образовательного процесса сильно снижает занятость посторонней работой и высокая степень загруженности.
Не осталось без внимания респондентов (49%) и то, что качество образовательного процесса обусловлено качеством учебно-методического, а также материально-технического обеспечения.
40% опрошенных преподавателей посчитало, что снижение качества образовательного процесса обусловлено низкой заработной платой; еще столько же (38%) такой причиной посчитали низкий престиж профессии педагога в социуме.
Респонденты обратили внимание и на отношение родителей. 41% опрошенных указали, что родители очень сильно оказывают влияние. Не остался без внимания и вопрос взаимоотношений с администрацией образовательного учреждения: 39% опрошенных отметили, что отношения сильнейшим образом сказываются на качестве образовательного процесса.
К демотивирующим факторам преподаватели отнесли отсутствие возможности повысить квалификацию – 34%; невозможность иметь дополнительный заработок в условиях очень низкой заработной платы; высокая интенсивность труда, отсутствие возможности для полноценного отдыха и личностного роста.
Немаловажную роль для качества образовательного процесса играет и отношения внутри коллектива. По мнению 36% респондентов коллектив оказывает существенное влияние на качество образования.
Респонденты указали весьма объемную нагрузку как один из основных демотивирующих факторов.
Среди основных проблем современного образования респонденты считают отсутствие объективных критериев оценки качества труда преподавателя (40%); негативное отношение к системе образования в целом и преподавателям, в частности, со стороны самих учащихся (42%); отсутствие карьерного роста (35%); низкая заработная плата (16%), низкий уровень авторитета и престижа в социуме (13%).
Немаловажное значение, демотивирующая преподавателей, имеет загруженность посторонней работой (12%), негативное отношение родителей как к образовательному учреждению в целом, так и к самим преподавателям (9%), а также необъективная оценка труда преподавателей (8%).
В ходе исследования было выявлено мнение преподавателей об эффективности системы переподготовки кадров. Так, 39% респондентов оценили частично хорошо и 35% респондентов оценили на «хорошо». Среди преимуществ повышения квалификации большая часть опрошенных отметили получение большого количества информации об основных направлениях модернизации российского образования (13%).
11% респондентов отметили, что приобрели новые навыки, получили представление о новых методиках и технология. Примерно столько же получили навыки применения ИКТ. 10% получили представление об основных законодательных и правовых аспектах функционирования системы образования. Столько же углубили знания своего предмета.
В целом систему повышения квалификации и переподготовки респонденты оценили положительно. Так 65% отметили, что повышение квалификации позволяет получить новую информацию и новые умения и навыки.
Согласно результатам исследования, для преподавателей очень важно повышение квалификации. Респонденты отметили, что повышение квалификации влияет на такие составляющие, как повышение профессионализма (20%), мотивация к самообразованию (17%), а также повышение эффективности деятельности (16%).
Следует отметить, что только 5% опрошенных высказали мнение о том, что повышение квалификации не влияет на работу преподавателей. Только 41% респондентов используют знания, полученные в результате повышения квалификации в объеме 25-50%. Треть же респондентов указали, что использую менее 25% знаний, полученных на курсах повышения квалификации.
Аттестация преподавательского состава. В целом только чуть более трети респондентов указывают на то, что ими получена полная информация о порядке аттестации педагогических работников, и понятна процедура прохождения аттестации. 39% респондентов указали отрицательное отношение к новому порядку аттестации.
Среди основных сложностей прохождения аттестации респондентами были отмечены: 1. отсутствие четких требования к прохождению аттестации, в частности
перечня вопросов – 23% 2. необходимость подготовки портфолио – 23% 3. наличие прохождения тестирования – 22% 4. отсутствие исчерпывающей информации о порядке аттестации – 11%.
Опрошенные дали оценку развитию профессии педагога. Стоит отметить, что оценки респондентов далеко не радужные. Так почти половина преподавателей высказали мысль о том, что престиж профессии педагога в ближайшие 5 лет не изменится, оставаясь на прежнем уровне. Почти все респонденты сказали о том, что в российской системе образования существует проблема оттока профессиональных кадров. Более того, в течение ближайших 5 лет ситуация вряд ли измениться в лучшую сторону, а система образования вряд ли будет в полном объеме укомплектована педагогическими работниками необходимого уровня образования. Респонденты с недоверием относятся к федеральной программе, направленной на развитие образования, считая, что данная программа не поможет обеспечить кадрами систему образования.
Готовность к модернизации системы образования. Следует отметить, что в целом преподаватели достаточно активно осваивают новые направления модернизации современной системы образования. Так, почти половина опрошенных (46%) применяют в своей практике интерактивные технологии – проектный метод, деловые игры).
Более половины опрошенных преподавателей (56%) активно обсуждают проблемы современного образования и направления его модернизации с коллегами и администрацией образовательного учреждения. По мнению респондентов, модернизация современного российского образования идет в правильном направлении, согласно 45% респондентов. В то время как почти треть считает, что модернизация не несет позитивных тенденций. 15% не затруднились дать ответ.
Помимо общей оценки модернизации образования мы попытались выяснить оценку отдельных ее сторон.
Введение профильного обучения на основе индивидуальных планов оценили положительно 42%.
Внедрение новых федеральных государственных стандартов положительно ценили чуть больше трети – 34%; 29% — нейтрально и 18% отрицательно.
Общественно-государственное управление образовательным учреждением положительно оценено 40% преподавателей и еще 34% скорее положительно, нежели отрицательно.
Расширение самостоятельных полномочий образовательного учреждения положительно отмечено 40% респондентами.
В целом почти все респонденты положительно оценили информатизацию образования и внедрение ИКТ: 42% отметили скорее положительное отношение и еще 41% — полностью положительное.
Здоровьесберегающие технологии были положительно оценены 46% респондентов и еще 42% — скорее положительно.
Однако некоторые направления модернизации получили негативную оценку со стороны респондентов. К ним относятся следующие:
1. новая система оплаты труда. 26% респондентов отрицательно
относятся к новой системе и 23% отметили скорее положительное
отношение и еще 21% нейтральное отношение.
2. аттестация преподавателей. 28% скорее отрицательно отнеслись к
новому порядку аттестации. Почти четверть выбрало ответ «полностью
отрицательно» ищи 23% высказали нейтральное отношение к данному
процессу. 3. Подушевое финансирование. Больше половины опрошенных
высказали отрицательное отношение, из них 31% выбрали ответ
«скорее отрицательно» и 27% — «полностью отрицательно». 4. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) также заслужил множество
отрицательных оценок среди преподавателей. Почти половина указали
отрицательное отношение к введению ЕГЭ.
В ходе исследования не осталась без внимания и проблема самостоятельности преподавателей в выборе содержания образования. 41% преподавателей указали рост самостоятельности. Еще чуть меньше – 39% – уровень самостоятельности не меняется. Однако, чуть более половины – 53% респондентов – указали на рост самостоятельности в выборе методики проведения занятий. Что касается организации образовательного процесса, то здесь респонденты отметили, что их самостоятельность растет (46%).
42% преподавателей указали, что возрастает уровень ответственности за принятые решения, тогда как 40% посчитало, что ответственность в силу модернизации образования никак не изменяется.
Самостоятельность в выборе системы оценивания деятельности студентов, по мнению 47%, преподавателей не изменилась.
Что касается самостоятельности в выборе программ обучения, то мнения преподавателей разделились. Так, 42% указали, что ничего не изменилось, и 37% — самостоятельность возросла.
Самостоятельность в выборе учебников, по мнению 42%, не изменилась, столько же – придерживаются противоположного мнения.
Несмотря на достаточно противоположные оценки процесса модернизации системы российского образования, в целом ее оценивают положительно 45% преподавателей. При этом в основном негативное отношение получили новая система оплаты труда и подушевое финансирование.
В ходе исследования была выявлена необходимость растолкования некоторых направлений модернизации. Так, респондентам было предложено оценить изменение финансирования системы образования на уровень регионов России и его влияния на заработную плату преподавателей. Треть опрошенных (32%) указали, что изменение в финансировании вызвал снижение зарплаты; 27% — не смогли дать ответ и еще 21% считают ,что никак не повлиял на зарплату преподавателей.
Оценка внебюджетных доходов учебных заведений критически были оценены респондентами. 42% указали, что эти средства никак не влияют на материальное положение преподавателей и еще 37% не смогли дать ответ на вопрос.
В ходе исследования были выявлены причины снижения престижа профессии. Респонденты указали следующие причины: безответственное отношение учащихся к образовательному процессу; низкий уровень материального достатка и роль средств массовой информации.
Так, негативное отношение к образовательному процессу со стороны учащихся было отмечено подавляющей частью респондентов – 61%. Низкий уровень жизни преподавателей был отмечен 50% и 55% респондентов указали негативное влияние средств массовой информации на формирование имиджа профессии преподавателя.
Еще одним фактором снижающим престиж профессии, по мнению 73% респондентов, выступает низкое качество учебно-методической и материально-технической обеспеченности.
Такой фактор как необъективность и неэтичность в оценке качества труда преподавателя выступает одним из мощнейших факторов снижения престижа процессии. Так, половина опрошенных сказали, что данный фактор сильно влияет и еще 32% очень сильно влияет на снижение престижа.
Оценка в ходе исследования подверглись и качества и профессионализм самих педагогов. Так, почти половина респондентов – 45% – высказали мнение о том, что непорядочность некоторых педагогических работников сильнейшим образом влияет на престиж профессии в обществе. Еще 43% указали в качестве одного из факторов снижения авторитета – непрофессионализм и некомпетентность некоторых работников. Незамеченным остался и вопрос низкого уровня жизни и заработной платы педагогов как фактора, существенно снижающего авторитет преподавателя. Данный фактор отметили 49% респондентов.
Весьма болезненным остается вопрос об отсутствии хорошей нормативно-правовой базы, регулирующей разрешение конфликтов с учащимися и преподавателями. Данный фактор оценивают как сильный 48%.
В ходе исследования преподавателям было предложено оценить меры повышения престижа процессии.
Большинство респондентов считают, что основной мерой повышения престижа выступают хорошее обеспечение учебно-методическими и техническими материалами.
62% высказали мнение о том, что одной из мер по повышению престижа профессии является ощущение ответственности за воспитание детей.
На нормативно-правовую базу как один из факторов повышения авторитета профессии обратили внимание 60% респондентов. Более того, 58% преподавателей высказали идею о наличии штрафных санкций за оскорбления в отношении родителей и учеников помогут ощутить престижность профессии.
Однако одним из наиболее эффективных методов подавляющее большинство (74%) считают повышение уровня жизни, повышение заработной платы.
Респонденты указали, что СМИ весьма негативно сказываются на престиже профессии, освещая преимущественно скандалы. Именно СМИ, по мнению 61% респондентов, могут стать мощным механизмом повышения социального имиджа профессии.
44% респондентов рассматривают как одну из эффективных мер по повышению престижа возможности повышения квалификации и получения непрерывного образования. 39% считают эту меру чрезвычайно эффективной.
Практикоориентированность в образовательном процессе, по мнению 53% выступает мощнейшим фактором повышения престижности профессии.
Поощрение, по мнению 61% респондентов, именно достойных преподавателей, а не тех, кто создает видимость активной деятельности, может выступить одной из эффективных мер повышения социального статуса преподавателей.
Еще одной мерой выступает, по мнению большинства (68%), предоставление ряда льгот педагогическим работникам.
Также более половины опрошенных отметили, что для повышение престижности профессии необходимо внедрение действенной, объективной оценки качества обучения.
По мнению респондентов, необходима продуманная жесткая кадровая политика, исключающая появление некомпетентных преподавателей и просто непорядочных людей в системе образования. 46% респондентов считают эту меру эффективной и еще 36% считают ее скорее эффективной.
Важной составляющей при повышении престижа профессии является формирование в сознании учащихся и их родителей осознания собственной ответственности за качество обучения, знаний.
Также респондентам было предложено назвать первостепенные меры по повышению престижа профессии. Согласно результатам анкетирования выяснилось, что 16% высказали мысль о необходимости повышения заработной платы, повысив тем самым уровень жизни преподавателей. Еще 12% указали на необходимости доведения до сведения родителей, что ответственность за воспитание и обучение детей лежит в равной степени как на образовательном учреждении, так и на родителях. 10% акцентировали внимание не необходимости создания необходимой нормативно-правовой базы.
2.2. Оценка степени готовности педагогических кадров к модернизации
системы образования
Внедрение ежиного государственного экзамена, переход высшего образования на двухуровневую систему обучения, внедрение инструментов Болонской системы привели российскую систему высшего образования к институциональным изменениям, которые происходят не одномоментно.
Специфика модернизации системы российского образования состоит в том,
что она имеет догоняющий характер, в силу того, что цели и задачи модернизации задаются внешней средой, ситуацией на международной арене, а также факторами, носящими глобальный характер.
В данной ситуации идет наложение одних процессов на другие, в результате чего процессы реформирования системы образования в целом и высшей школы, в частности, остаются незавершенными.
Сложностью реформирования высшей школы является противоречие между формально принятыми законами и теми процессами, которые необходимо внедрить на практике и которые требуют больших трудовых затрат и времени. В результате этого преподаватели рассматривают увеличение отчетности в качестве излишнего контроля и недоверия к ним со стороны администрации, не видят необходимости и практического смысла в подобного рода реформах. В связи с подобного рода институциональными противоречиями сотрудники высшей школы достаточно негативно относятся к тем переменам, которым предлагает модернизация образования, видя в ней разрушение существующей системы, а также угрозу стабильности.
Противоречивые процессы российского общества отражаются и в системе образования. Что касается самих преподавателей, то они поддерживают лишь те изменения, которые так или иначе позитивным образом влияют на их уровень жизни, на социальный статус, профессиональный престиж. Позитивно оцениваются те тенденции, которые дают свободу в принятии решений и расширяют творческие возможности.
Однако, уровень материального благосостояния, по оценкам самих преподавателей, оставляет желать лучшего. Падение профессионального и социального статуса негативный образом отражается на социальном самочувствии педагогов. В связи с этими обстоятельствами обнаруживаются миграционные настроения, отток высококвалифицированных кадров, в т.ч. и за рубеж. Все это в совокупности дает снижение образовательного потенциала страны. С целью узнать социальное самочувствие в условии изменения системы образования, нами было проведено полуформализованное индивидуальное интервью с некоторыми педагогами. В исследовании приняли участие 2 мужчин и 3 женщины в возрасте 35-55 лет; в интервью был использован заранее составленный список вопросов. Нами были выдвинуты гипотезы исследования:
У большинства преподавателей модернизация вызывает
смешанные чувства;
Основными демотивационными факторами у преподавателей
являются: низкая заработная плата, большая трудовая нагрузка и
негативный морально-психологический климат.
Интервьюирование в социологическом исследовании предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы.
Применение данного метода обусловлено возможностью выявления дополнительных, более глубинных сведений по изучаемой нами теме.
В первом же вопросе, о том престижна ли профессия преподавателя, мнения респондентов совпали. Все опрашиваемые ответили, что на сегодняшний день профессия является не актуальной, аргументируя это тем, что «Когда-то она была престижной, но сейчас уже нет» (Юрий, 40 лет).
На вопрос «Нравиться ли Вам своя работа? Почему?» большинство ответило да, но один человек ответил «Не скажу, что мне очень нравиться моя работа» (Юрий, 40 лет), но тем не менее она его устраивает. Можно сделать вывод, что большинству преподавателей нравится их работа. Многие отмечают такие факторы как общение и передача знаний студентам, дружный коллектив и то, что «И вообще работа у нас очень творческая, что мне по душе» (Наталья, 35 лет).
Правда есть еще человек, которому нравится работа с практической точки зрения «Меня вполне устраивает, что это работа в гос. учреждении, следовательно, все официально, работа по ТК РФ, полный соц. пакет, выплаты не задерживают, отпуск большой, больничный оплачивают.» (Юрий, 40 лет).
В следующем вопросе мы выявляли демотивационные факторы в работе педагога. Большинство опрашиваемых ответило, что это низкая заработная плата «Мне кажется, если я скажу, что у преподавателей маленький заработок, я никого не удивлю» (Борис, 53 года), плохие материально-технические условия «очень не хватает аудиторий с видео техникой для лекций» (Наталья, 35 лет), большая трудовая нагрузка и переработка, негативный морально-психологический климат «в нашей профессии не обходиться и без постоянных стрессов и эмоциональных нагрузок» (Людмила, 49 лет).
На вопрос «Как Вы относитесь к модернизации системы образования? Устраивают ли Вас происходящие изменения?» только один человек ответил, что он положительно относится к изменениям в образовании «Я считаю, что модернизация – это двигатель прогресса, поэтому я только за изменения в системе образования. Они нам необходимы, чтобы развиваться.» (Борис, 53 года).
Так же один человек ответил, что он относиться к модернизации нейтрально «Я нейтрально отношусь к модернизации. Мне все равно какие изменения будут происходить, лишь бы не стало еще хуже.» (Юрий, 40 лет).
А остальные ответили, что они не могут дать однозначный ответ или затрудняются ответить потому что «Какие-то инновации просто необходимы, а какие-то просто бессмыслены и очень глупы» (Людмила, 49 лет), стоит отметить, что затруднялись с ответом именно женщины.
И на последний вопрос «Если бы Вы сегодня начали свою трудовую деятельность, выбрали бы профессию преподавателя вуза? Почему?» мнения разделились 3 к 2. Женская половина респондентов ответила, что «я бы все равно пошла работать педагогом, потому что мне это действительно нравится, не смотря на все недостатки» (Елена, 41 год).
Мужская же половина ответила «Скорее всего нет. Минусов все же больше, чем плюсов.» (Борис, 53 года).
Это говорит о том, что женщинам профессия педагога более близка, нежели мужчинам.
Исходя из предоставленных выше ответов, мы можем подтвердить первую гипотезу, о том, что многие преподаватели не знают как реагировать на модернизацию, и дополнить вторую, прибавив туда еще плохие материально-технические условия.
Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что модернизация системы российского образования требует не только достаточно большого количества экономических вливаний, но изменение всей системы отношений. К сожалению, рынок академического труда приводит к невозможности формирования академической культуры, возможности построения преподавательской карьеры. Негативные тенденции российского общества в целом и системы российского образования, в частности, снижает престиж профессии педагога. На основе анализа данных можно сказать, что основными факторами повышения престижа профессии педагога, обеспечивающего приток высококвалифицированных кадров в академическую среду, является повышение уровня материального благосостояния преподавателей, предоставление социальных выплат и льгот, компенсация расходов на издательство научных трудов.
48
Заключение
Модернизация современного российского образования проходит весьма противоречивый путь. Имеет как неоспоримые достоинства, так и существенные недостатки.
Реформы высшего образования очень остро переживается преподавателями. Это обусловлено тем, что трансформационные процессы затрагивают не только содержание труда, но и качество жизни преподавателей. Изменения претерпевают не только личный и профессиональный статус, но и престиж профессии. Несмотря на достаточно позитивное отношение к процессам модернизации, тревожность преподавателей вызывает снижение материального достатка и уровня жизни, что порождает отток высококвалифицированных профессиональных кадров из сферы образования, усиление миграционных настроений, что представляет угрозу снижения научного и человеческого потенциала региона и страны в целом.
Сами преподаватели отмечают среди наиболее болезненных сторон модернизации – снижение уровня жизни, повышение бюрократии, отсутствие самостоятельности в принятии решений, снижение качества образования за счет количественных показателей успешности профессиональной деятельности, перекладывание полной ответственности на преподавателей за качество образования.
Стимулирующими факторами могут стать повышение заработной платы, не зависящей от эпизодических научных и педагогических достижений или принадлежности к органам управления образовательным учреждением. К базовой заработной плате могут добавляться различного рода выплаты и льготы, компенсация расходов по изданию научных трудов.
Демотивирующими факторами выступают низкий престиж профессии, отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей отношение преподавателей с учащимися, отсутствие достойной системы повышение квалификации, отсутствие самостоятельности при принятии решений, наличие непрофессионалов в системе образования.
Основными механизмами повышение престижа профессии педагога является повышение уровня материального благосостояния, формирование нормативно-правовой базы, наличие социальных льгот, а также формирование позитивного образа педагога в средствах массовой информации.
Список используемой литературы и источников
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/bakalavrskaya/sotsialnoe-samochuvstvie-uchiteley/