По физической культуре

Многие специалисты в сфере физической культуры и спорта легкую атлетику величают «королевой» спорта. Мнение о том, что легкая атлетика – «королева» спорта является тот факт, что легкая атлетика объединяет большое количество спортивных дисциплин, которые находят, в самом деле, самых быстрых и сильных спортсменов. Лёгкая атлетика в России достаточно развита, имеется большое количество медалей на международной арене. К примеру, двукратная олимпийская чемпионка в прыжках с шестом Елена Гаджиевна Исимбаева была выбрана членом международного олимпийского комитета в августе 2016 года [33].

Так же новые рекорды в лёгкой атлетике устанавливаются с каждым годом, это свидетельствует о том, что спортсмены развиваются, начинают появляться всё более совершенные методики тренировок, улучшается спортивная форма для лёгкой атлетики. На сегодняшний день большое количество детей занимается лёгкой атлетикой в России. Прогресс в развитии российской лёгкой атлетики налицо: сборная России по лёгкой атлетике в 2008 году собрала огромный калейдоскоп наград, а в некоторых видах российская сборная вне конкуренции. Но все же почему в России нет достаточно быстрых спортсменов как на мировой арене?

Проблема развития быстроты весьма актуальна и значима для науки и практики, прежде всего в рамках базового физического воспитания связанного с программными требованиями, по выполнению основных общедоступных нормативов в скоростных и скоростно-силовых упражнениях (бег на короткие дистанции, прыжки и метания), а так же по освоению комплексных форм двигательной деятельности характеризующихся динамичной и внезапной сменой ситуаций. На более высоком уровне развития быстроты имеет место в профессионально-прикладной физической подготовке и специализации видов спорта, требующих предельных проявлений соответствующих качеств. Быстрота – это способность человека выполнять максимальное количество двигательных действий за минимальный промежуток времени. Быстрота движения в первую очередь определяется соответствующей нервной деятельностью, вызывающей напряжение и расслабление мышц, направляющей и координирующей движения. Она в значительной мере зависит от совершенства спортивной техники, силы и эластичности мышц, подвижности в суставах, а в продолжительной работе от выносливости спортсмена.

Воспитание быстроты движений, повышение скорости выполнения целостных двигательных актов тесно связаны с повышением функциональных возможностей организма спортсмена, обусловливающих скоростные характеристики в различных формах двигательной деятельности

11 стр., 5353 слов

Зарубежные системы физической культуры и спорта в период с XVIII ...

... до первой половины XX в. ЗАРУБЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ПЕРИОД С XVIII в. ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ На Европейском континенте школьное физическое воспитание в XVIII - середине XIX ... системами, созданными в начале Нового времени, были немецкое, шведское и чешское направления. Однако многие из них: легкоатлетические упражнения, гребля, бег на коньках, велосипедный спорт, тяжелая атлетика ...

Для воспитания быстроты и повышения скорости движений наибольшее значение имеет правильное определение дозировки скоростных упражнений. Те из них, которые выполняются с максимальной интенсивностью, являются сильно действующим средством, вызывающим быстрое утомление.

Нужно постоянно совершенствовать методику преподавания, ее обновление выявление и предупреждение возможных ошибок, обеспечить подготовке спортсмена положительные сдвиги в развитии или совершенствовании быстроты движений лучшим образом. Лёгкая атлетика будет развиваться и дальше, с этим не поспорить, но главное, чтобы рекордные результаты достигались благодаря каждодневному труду спортсменов, а не фармацевтов. Хоть в последнее время и увеличились случаи использования допинга ради победы. Последним прецедентом было допинговое разбирательство и отстранение, в том числе и «чистых» легкоатлетов от Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро [43].

Но всё же нужно верить в честность спорта, ведь он несёт мир.

Объект исследования

Предмет исследования

Цель работы

Задачи исследования:

  1. Изучить научно-методическую литературу по данной теме и определить трактовку понятия быстроты движений и ее возрастные особенности.

2.Определить эффективность методики развития быстроты движений у детей 12-13 лет и проследить ее изменение в течении одного учебного месяца.

Методы исследования:

1. Библиографический обзор, анализ и систематизация литературных источников.

2. Аналитический метод.

3. Метод математической статистики.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что эффективность процесса развития быстроты у детей 12-13 лет повысится, если будут реализованы следующие условия:

— подбор средств и методов тренировки;

— преимущественное развитие скоростных способностей.

Глава 1. Развитие быстроты движений у легкоатлетов

в условиях школьной секции.

1.1 Понятие о быстроте движений, ее физиологические и биохимические основы.

Одним из важнейших физических качеств у спортсменов является быстрота – способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий промежуток времени [3].

Биохимическую основу быстроты составляет величина АТФ активности, содержание кератина фосфата и белки (сократительные и возбудительные).

9 стр., 4075 слов

Характеристика целостного процесса развития личности

... поведения. Влияние среды на развитие личности Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. общения, взаимодействия ... к детям, не соответствует результатам научных исследований. Особенно важен вопрос о наследовании ... характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов ...

Чем больше сократительных белков (актин, миозин и др.) клетки, тем она сильнее. Продолжительность жизни тех и других белков 2-3 дня. Поэтому прирост быстроты можно будет наблюдать только через такой промежуток времени.

Для проявления высокой быстроты сокращений и быстрого чередования сокращения и расслабления в двигательном цикле существенное значение имеет саркоплазматический ретикулюм и его способность к освобождению и устранению ионов кальция. Известно, что более быстро сокращаются «белые» волокна скелетных мышц богаче саркоплазматическим ретикулюм, чем «красные» и обладают большими возможностями обмена кальция [28].

Неодинаковое влияние скоростных и силовых нагрузок на другой важный компонент быстроты – креатинфосфат. В первом случае его содержание возрастает значительно больше, чем во втором.

Следовательно, динамические силовые нагрузки создают большие предпосылки для развития быстроты, чем статистические. Физиологическую основу быстроты составляет подвижность тканей способность возвращения к первоначальному ее состоянию после предыдущего раздражения, нарушающего нормальное равновесие. С повышением подвижности можно увеличить скорость на всех уровнях регуляции. Развитие скорости имеет место в период самой высокой подвижности нервно-мышечной ткани между 5-15 годами жизни человека.

В вопросе о природе этого качества среди специалистов нет единства взглядов. С.А. Касилов, А.Н. Зимнин и др. считают, что физиологической основой быстроты является лабильность нервно – мышечного аппарата с повышением лабильности тканей может увеличиться скорость на всех уровнях регуляции.

А.Н. Крестовников, Н.В. Зимнин, Е.К. Жуков и др. полагают, что важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов.

Уровень развития быстроты, выражением которой является максимальная частота движений, зависит не только от физиологической подвижности двигательного аппарата, т.е. не сколько от способностей воспроизводит максимальное число импульсов в единицу времени, сколько от скорости перехода нервных двигательных процессов из состояния возбуждения в состояние торможения и наоборот [12].

Ф. С. Фарфель пишет «От того, как часто может происходить этот процесс переключения , от того насколько согласованна длительность центров антагонистических мышц при максимально частом чередовании в них процессов возбуждения и торможения , и зависит предел частоты ритмичных движений , свойственный данному субъекту» [24,75].

Анализ литературных источников показывает, что в детском и подростковом возрасте имеются благоприятные предпосылки для воспитания быстроты движений. Соответствие скоростных напряжений возрастным особенностям организма детей школьного возраста объясняется высокой возбудимостью у них иннервационных механизмов, регулирующих деятельность двигательного аппарата, а также значительной интенсивностью обменных процессов. Большая подвижность нервных процессов свойственны детям этого возраста обуславливает быстроту смены сокращения и расслабления мышц, максимальный темп движений. Таким образом, физиологический механизм проявления быстроты представляется как многофункциональное свойство центральной нервной системы и периферического нервно-мышечного аппарата.

6 стр., 2570 слов

Личностное развитие в подростковом возрасте. Воспитание младших школьников

... образом, в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. В процессе систематического выполнения школьниками учебной деятельности у них наряду с усвоением теоретических знаний развиваются теоретическое сознание и мышление. В младшем школьном возрасте учебная деятельность, как ...

Д.П. Букреева изучала возрастные изменения максимальной частоты движений, совершаемых с максимальной амплитудой. По ее данным возрастной период от 7 до 16 лет темп движений возрастает в 1/5 раза. Это увеличение, однако, не равномерно : оно значительно в возрасте от 7-9 лет – средний ежегодный прирост частоты движений достигает 0,3): движений в одну секунду; замедляется 10-11 лет-годовой прирост составляет 0,1-0,2 движений в одну секунду; вновь усиливается в 12-13 лет – годовой прирост равен 0,3 — 0,4 движений в одну секунду; в 14-16 лет происходит резкая задержка возрастного увеличения частоты движений.

Согласно исследованию А.П. Томбиевой, 13-14 летние легкоатлеты наилучшим образом поддерживают заданный темп движений. Их показатели не отличаются от тех, которые имеют место 15-16 летние.

Многочисленные исследования были направлены на выявление возрастных изменений движений. Н.М. Яблонский установил, что в возрасте 8-9 лет наблюдается медленное, а в 12-13 лет быстрое ее нарастание. В это время имеются весьма благоприятные предпосылки для повышения скорости. 13-14 лет она продолжает расти, однако, сказывается явление сложной координации. 15-17 лет темп нарастания скорости высокий, особенно в движениях, требующих сложной координации.

Как указывает Н.М. Яблонский, с возрастом повышается не только скорость, но и амплитуда движений. Скорость одиночного движения изменчива, она зависит от двигательного акта в целом, от задачи и замысла всего комплекса действий.

Многие авторы подчеркивают необходимость в процессе воспитания быстроты совершенствовать все формы ее проявления. Для повышения скорости целостного двигательного акта рекомендуются упражнения, выполняемые с предельной и около предельной быстротой. Для улучшения двигательной реакции — упражнения, требующие мгновенного реагирования на сигнал или изменения ситуации.

1.2 Методика воспитания развития быстроты движений у легкоатлетов в условиях школьной секции.

В большинстве методических пособий в качестве основного средства воспитания быстроты предлагаются скоростные упражнения, т.е. упражнения которые можно выполнять с максимальной скоростью: бег на месте в упор, бег с «форой», ускорения, переход от семенящего бега к ускорению, бег по инерции, бег с низкого и высокого старта, встречные эстафеты, бег с хода на 20-30 метров и др.

Основными методами воспитания быстроты является метод повторного упражнения выполняемый с предельной и около предельной скоростью.

Многолетняя спортивная тренировка начинается в младшем школьном возрасте (6-9 лет), на этапе предварительной подготовки.

49 стр., 24334 слов

Развитие быстроты у детей младшего школьного возраста

... тем или иным видам спорта. А это создает условия, способствующие успешной физкультурно-спортивной ориентации детей школьного возраста, ... движений у детей быстро растет от семи до двенадцати лет, а с тринадцати лет развитие двигательной памяти несколько замедляется. Из методов упражнения ... занимающихся. 1. Для младшего школьного возраста ведущими на уроке являются задачи совершенствования естественных ...

Главная цель: выявить способности детей к занятиям в данном виде спорта. Дети этого возраста овладевают умениями дозировать свои усилия, подчинять движение определенному ритму, вовремя затормаживать их обходится без ненужных сопутствующих движений [23].

Повышение регулирующей роли коры головного мозга создает благоприятные предпосылки для целенаправленного педагогического воздействия. Поэтому на данном этапе предварительной спортивной подготовки в занятиях с младшими школьниками целесообразно использовать обширный комплекс средств, направленных на приобретение всесторонней физической подготовленности, овладение основами техники физических упражнений. Это дает хорошую базу для последующей углубленной спортивной специализации. Если подрастающий спортсмен добивается высоких результатов в каком-либо виде спорта на основе разносторонней физической подготовки, то можно почти с уверенностью сказать, что, перейдя затем в категорию взрослых, он будет продолжать прогрессивность в избранном виде спорта.

Таким образом, ясно, что узкой специализации в избранном виде спорта должна предшествовать разносторонняя физическая подготовка.

Ранний переход из узкой специализации дает значительные успехи в юношеском возрасте, но после значительных успехов в юношеском возрасте и относительно быстрого достижения кульминацией, результаты в зрелом возрасте растут медленнее и спортивная карьера заканчивается быстрее.

Поэтому целесообразность ранней спортивной специализации не подтверждается данными многочисленных исследований, проведенных в этой области.

Исключительно наибольшее значение имеет обучение детей технике выполнения упражнений на этапе предварительной спортивной подготовки. Формирование двигательных навыков у них создает необходимость создавать основы для дальнейшего совершенствования рациональных движений, созревание двигательного анализатора. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети с самого начала занятий овладели техникой целостного упражнения, а не его отдельными деталями.

Более благоприятные возможности для воспитания быстроты движений, особенно путем увеличения частоты и темпа бега, наблюдается в возрастном периоде от 7-10 лет. В несколько меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11-15 лет. Учет этого имеет важное практическое значение, поскольку программы для детско-юношеских школ по ряду видов спорта предусматривают начала занятий только с 12-13 лет, упуская тем самым, благоприятные возможности быстроты движений. В возрасте диапазоне 8-12 лет значительное повышение максимальной скорости бега обусловлено естественным развитием быстроты движений, в возрасте 12-14 лет повышение скорости бега происходит на основе роста скоростно-силовых качеств и мышечной силы [4].

Половые различия в уровне развития скоростных способностей не велики до 12-13 летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий. Отдельные индивиды в любом возрасте заметно опережают сверстников и даже старших товарищей уже в раннем возрасте. Скорее всего, это результат высокой силы генетических влияний.

40 стр., 19739 слов

Методика воспитания двигательных способностей

... учащимися одного и того же упражнения развивает не совсем одинаковые качества. Актуальность Объект ВКР - методика воспитания двигательных способностей как целенаправленное воздействие ... обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, ...

Эффективными средствами воспитания быстроты на этапе предварительной спортивной подготовки являются подвижные игры, по упрощенным правилам; упражнения развивающие способность к выполнению быстрых движений; бег на коротких отрезках дистанции; эстафеты; прыжки; гимнастические и акробатические упражнения.

Основным методом воспитания быстроты движения у занимающихся служит комплексный метод, сущность которого состоит в систематическом использовании подвижных и спортивных игр, игровых упражнений, разнообразных упражнений скоростного и скоростно-силового характера.

Повышение уровня развития одного физического качества может способствовать совершенствованию других, наибольший эффект дает комплексный метод их развития. В процессе воспитания быстроты следует стремиться к максимальному увеличению темпа движения не требующих проявления больших мышечных усилий к обеспечению по возможности оптимальной амплитуды движений и максимального расслабления не участвующих в работе групп мышц. Предпочтение следует отдавать не специальным упражнениям, основанным на искусственном изучении отдельных элементов, а естественными движениями. Злоупотребление специальными упражнениями приводит к потере легкости и свободы движений. Наблюдение специалистов показали, что наиболее эффективным упражнением является бег – одно из самых естественных движений человека.

Применение специальных упражнений в большом объеме вызывает нарушение основ правильной техники бега. Поэтому одним из основных средств воспитания быстроты новичков и спортсменов младших разрядов должно быть использование простейших скоростных упражнений бегового характера.

Бег в тренировочных занятиях должен проводиться в самых различных вариантах. Весьма эффективны так же скоростные упражнения, выполняемые в игровой или соревновательной форме. Присущие играм и состязаниям эмоциональность и дух борьбы между участниками побуждают ребят проявлять значительные усилия для достижения победы [23].

Требуется обязательное соблюдение дидактических принципов активности, наглядности, способствующих более полному появлению у занимающихся физических качеств и двигательных умений.

Целесообразно широко использовать физические упражнения в соревновательной форме с последующим сопоставлением результатов отдельно занимающихся и спортивных команд.

Этап начальной спортивной специализации – 9-14 лет. Особое внимание уделяется базовой подготовке с использованием сенситивных периодов возрастного развития организма, преимущественно в сочетании со специальной базовой подготовкой.

Общей физической подготовке отводится – 80 % от общего бюджета времени, а специальной – 20%. Занятия проводятся с преобладанием игрового метода до 50% от общего бюджета времени. Основы спортивной техники используется в облегченных условиях [23].

9 стр., 4271 слов

«Физическое воспитание»

... по теории физического воспитания, практических занятий и нормативные требования. В круг теоретических вопросов, подлежащих изучению, входят: Физическое воспитание в ВУЗах; Основные средства физического воспитания; Врачебный ... занятия являются: гимнастические упражнения (обще развивающие, на быстроту и точность реакции, упражнения с мелкими предметами) игры, упражнения в беге, метаниях, прыжках, ...

На этапе начальной спортивной специализации большое внимание следует уделять воспитанию быстроты, юные легкоатлеты отличаются большой двигательной активностью, они способны совершать более быстрые движения. По частоте беговых шагов на короткие дистанции юные легкоатлеты не уступают взрослым квалифицированным спортсменам. Это свидетельствует о том, что кратковременные упражнения скоростного характера соответствуют особенностям сердечно — сосудистой системе юных легкоатлетов и наиболее близки к их моторике. Следовательно, с одной стороны наличие высоких возрастных темпов развития быстроты как физического качества, с другой стороны, доступность упражнений скоростного характера обуславливает целесообразность систематической работы над развитием быстроты скоростных движений у юных легкоатлетов.

Рациональная преимущественность тренировки на данном этапе состоит в том, что на ряду с другими видами спорта, подвижным играми, нужно широко использовать комплексы специальных, подготовительных упражнений, направленных на развитии физических качеств, играющих важное значение при специализации в избранном виде спорта. Здесь также следует использовать комплексный метод тренировки.

На начальном этапе занятий спортом наибольший эффект дает разносторонняя тренировка способствующая увеличению силы, выносливости, быстроты движения в большей степени, чем тренировка, направленная на воспитание одного физического качества. Но соотношение упражнений, направленных преимущественно на развитие быстроты, силы, выносливости должно быть примерно следующим соответственно 50%, 25%, 25% общего времени, отведенного на занятие.

Физические упражнения следует использовать с учетом посильности их выполнения занимающимися данного возраста. Особенно важное на этапе начальной спортивной специализации правильно дозировать физические нагрузки, в связи с высоким уровнем двигательной активности детей и подростков, и некоторым отставанием в развитии отдельных вегетативных функций организма [1].

B

В процессе педагогических экспериментов разработаны и экспериментально обоснованы комплексы специальных подготовительных упражнений, направленных на развитие быстроты. Вот один из таких апробированных специалистами комплексов:

  • Бег с высоким подниманием бедра (темп средний или высокий) – 2-3 серий по 10- 25раз;

  • Бег с различных стартовых положении;

  • Старт из « упора присев», с оставлением ноги назад или в сторону;

  • Бег после доставания подвешенного мяча;

    8 стр., 3609 слов

    По теории спорта «Скоростные способности спортсмена. Средства ...

    ... движений Комплексные виды: 1. быстрота выполнения целостных двигательных действий; 2. способность как можно быстрее набрать максимальную скорость; 3. способность длительно поддерживать ее. Методы воспитания скоростных способностей 1) методы строго регламентированного упражнения; 2) соревновательный метод; 3) игровой метод; ...

  • Бег приставными шагами , продвигаясь боком;

  • Бег скрестными шагами;

  • Бег по малому кругу с наклоном туловища внутрь круга. Наряду с подобными комплексами специальных подготовительных упражнений с целью развития быстроты применяют следующие средства тренировки:

  • Бег с предельной или около предельной скоростью от 20-60 метров (с низкого старта и с хода);

  • Пробегание отрезков 50-60 метров под уклоном 3-5 градусов по ветру или за двигающимся лидером;

  • Семенящий бег на 30-60 метров с ускорением;

  • Бег с хода по отметкам, расположенным на расстоянии 100-120 сантиметров;

  • Бег прыжками с места и с небольшого разбега;

  • Бег на месте — взяться руками за перекладину стенки на уровне груди, ноги на 140-150 см. от стенки по 10-20 секунд;

  • Подвижные и спортивные игры (« Русская лапта», «Борьба за мяч»);

  • Эстафетный(4×50 метров) (23).

В процессе воспитания быстроты необходимо обращать внимание на расслабление мышц во время выполнения упражнений, очень важно, чтобы занимающиеся почувствовали разницу в мышечных ощущениях между напряжением и расслаблением. С этой целью применяют метод «контрастных» попыток; предусматривающий выполнение упражнений с дополнительным напряжением и предельным расслаблением. Большой эффект дают упражнения с предметами. Так, если в руке стартующего будет легкая картонная палочка, то не трудно контролировать напряжение в мышцах кисти рук. Это воспитывает способность к расслаблению мышц, не играющих роль в данном упражнении.

Упражнения с преимущественной направленностью на воспитание на воспитание быстроты должны применяться в начале основной части занятия, затем следует использовать упражнения для развития мышечной силы и выносливости.

Огромное значение для эффективного воспитания быстроты движений имеют подвижные и спортивные игры. Как известно, при длительной однообразной мышечной деятельности, а так же при возникновении тех или иных трудностей торможение связанное с чувством усталости, развивается у детей и подростков раньше, чем у взрослых . Поэтому дети и подростки лучше переносят более разнообразные по содержанию кратковременные нагрузки. Следовательно, в занятиях с ними одновременно с обучением спортивной технике, должна проводиться работа по воспитанию быстроты и других качеств с использованием разнообразных средств (в том числе подвижных и спортивных игр) и метод тренировок 14).

6 стр., 2729 слов

Быстрота и основные методы ее воспитания

... Методы развития быстроты Для целенаправленного развития быстроты простой двигательной реакции наиболее эффективный повторный, расчлененный и сенсорный метод. Повторный метод.Заключается в максимально быстром повторном выполнении тренируемых движений по сигналу. Продолжительность таких упражнений ...

На этапе углубленной тренировки,

Воспитание быстроты движения, повышение скорости выполнения целостных двигательных актов тесно связано с повышением функциональных возможностей организма, обуславливающих скоростные характеристики в различных формах двигательной деятельности.

В методике воспитания быстроты существует два направления: целостное воспитание быстроты в определенном движении и аналитическое совершенствование отдельных факторов, обусловливающих максимальную скорость движений.

Методика аналитического совершенствования этих отдельных факторов хорошо разработана и описана рядом авторов (С.Г Гелерштейн – 1958 год; В.Н. Зацегорским – 1968 и др.) поэтому нами сосредоточено внимание в основном на исследованиях о разработке и обосновании, а в дальнейшем и практическом применении целостного воспитания быстроты в определенном движении. Как известно, из методической литературы основным средством воспитания быстроты в определенном движении являются скоростные упражнения, т.е. упражнения которые выполняются с максимальной скоростью. Основной метод воспитания быстроты — метод повторного выполнения скоростного упражнения при наличии стремления спортсмена в каждом занятии превысить свою максимальную скорость. Но многократное выполнение одного и того же упражнения приводит к образованию двигательного динамического стереотипа. Стабилизируется скорость и частота движений. В результате образуется своего рода «скоростной барьер», являющийся основной причиной, препятствующей значительному повышению скоростных возможностей спортсмена [12].

Можно ли избежать возникновения скоростного барьера?

Чтобы этого не наступило, рекомендуется выполнять скоростные упражнения не в стандартном в неизмененном виде, а в вариативных изменяющихся формах и условиях.

В.Н. Зациорским и В.П. Филиным было предложено новое направление в методике воспитания быстроты движений спортсменов. Авторы исходили из этого, что более эффективным, позволяющим избежать возникновение «скоростного барьера» является относительно поздняя специализация. При этом необходимо до начала специализации совершенствовать прежде всего динамическую силу, под которой понимается проявление большой силы в условиях быстрого выполнения движений.

Новое направление в методике воспитания быстроты повышения скорости движения было подвергнуто трехлетней экспериментальной проверки на модели бега на короткие дистанции.

Опытные группы были примерно одинаковы по возрасту, росто-весовым показателям и степени развития основных физических качеств. Учитывались временные характеристики и ритм бега на короткие дистанции.

В первой группе применялось в четыре раза больше чем, во второй упражнений направленных на повышение уровня развития быстроты (спринтерский бег с предельной и около предельной интенсивности, проводимый с низкого старта и с хода на отрезках от 20 до 30 метров; бег на месте с максимальной частой движений ; специальные беговые упражнения с принтера, выполняемые в быстром темпе и др.).

Во второй группе использовались в четыре раза больше скоростносиловые и силовые упражнения (прыжки и прыжковые упражнения без отягощения и отягощением 10-25 кг; упражнения с набивными мячами и мешочками с песка; метания легких снарядов, упражнения со штангой весом 20-25 кг.) а также скоростных упражнений, выполняемых затрудненных условиях (бег в гору, бег против ветра, бег с отягощением и др.).

Занимающиеся второй группы затратили на выполнение спринтерского бега с предельной и около предельной скоростью почти в 6 раз времени, чем занимающиеся первой группы. Зато испытуемые первой группы выполнили в значительно большем объему скоростно-силовых и силовых упражнений.

Проанализировав различие между данными двух групп стало видно, что сдвиги обнаружены в беге на 60 метров с низкого старта, беге на 20 метров с хода, в изменение длины бегового шага при этом скорость испытуемых второй группы за 3 года эксперимента повысилось по сравнению с исходными данными на 17,6% (по результату в беге на 60 метров ) и на 19,1% (по результату в беге на 20 метров с хода).

Такие сдвиги в скорости бега следует считать весьма значительными, т.к. между квалифицированными спортсменами испытуемые с очень низкими результатами разница в показаниях максимальной скорости в беге на 100 метров составляет примерно 18-20%. Повышение скорости у испытуемых первой группы составило соответственно 11, 4 % и 12,9 %. В обеих группах скорость бега повысилась за счет длины бегового шага, темп же остался практически без изменения [23].

Спортивное мастерство бегуна на короткие дистанции в значительной мере обусловлено уровнем развития силой разгибателей стопы и сгибателем бедра, а также суммарной величиной силой мышц разгибателей ног. Испытуемые второй опытной группы кроме скоростно-силовых и силовых упражнений обычного воздействия применялись силовые упражнения, позволяющие избирательно влиять на развитие групп мышц, обусловливающих мощность развиваемых усилий в беге на короткие дистанции. Это в значительной мере обусловило достижение более высоких спортивных результатов.

Результаты трехлетнего педагогического эксперимента продемонстрировали необходимость нового направления в методике воспитания быстроты движений в юношеском возрасте, сущность которого состоит в том, чтобы преждевременно не сосредоточивать внимание в узкоспециализированной подготовке, а обеспечить положительные сдвиги, используя преимущественно скоростно-силовые упражнения и скоростные упражнения в затруднительных условиях [23].

С целью воспитания быстроты, повышения скорости на этапе углубленной тренировки надо использовать следующие методы тренировки >

  • Метод повторного выполнения скоростно-силового упражнения (метод динамических усилий), при котором силовое напряжение обеспечивается путем перемещения относительно легкого груза с максимальной скоростью;

  • Метод выполнения скоростного напряжения, в котором специализируется спортсмен с предельной и около предельной скоростью;

  • Метод выполнения скоростного упражнения в затруднительных условиях, облегченных условиях;

  • Игровой метод тренировки.

Ведущее место должен занять метод повторного выполнения скоростно-силового упражнения (метод динамических усилий), направленный на воспитание способностей к проявлению большей силы в условиях быстрых движений (динамической силы), и на повышение уровня максимальной (статистической) мышечной силы.

При развитии динамической силы следует использовать наибольшее для данного спортсмена отягощение, которое, однако, не приводит к существенному нарушению структуры соревновательного движения. С этой целью целесообразно прибегать к таким скоростно-силовым упражнениям, которые по своей структуре и характеру выполнения соответствует основному спортивному навыку.

Это позволяет одновременно совершенствоваться в технике и развивать необходимое физическое качество. Силовые упражнения вызывают положительные сдвиги в быстроте в том случае, если сила увеличивается в том движение, при выполнении которого должна быть достигнута максимальная скорость.

При использовании метода повторно-динамических усилий в программу занятий включаются прыжки и прыжковые упражнения без отягощения и с ними; специальные беговые упражнения, упражнения с набивным мячом, со штангой, гирями, гантелями. Применение одних лишь скоростно-силовых упражнений не позволяет существенно повысить максимальную мышечную силу, потому что их воздействие на нервномышечный аппарат спортсмена относительно кратковременно. В противоположность этому при выполнении силовых упражнений с большим отягощением, хотя и с меньшей скоростью движения, максимальное усилие проявляется более длительно, что способствует более эффективному развитию мышечной силы.

Главная задача при воспитании быстроты состоит в том, чтобы, как отмечалось выше, легкоатлет преждевременно не специализировался в каком-либо одном упражнении скоростного характера, чтобы не включать в большем объеме однотипное повторение этого упражнения. Поэтому столь важно, чтобы легкоатлеты применяли скоростные упражнения возможно чаще в форме состязаний или игр.

В программу занятий должны входить в значительном объеме скоростные упражнения, как спринтерский бег со старта и с хода, бег с ускорение, прыжки в длину и в высоту с предельной быстрым отталкиванием, метание облегченных снарядов, подвижные и спортивные игры, предельно быстро выполняемые акробатические упражнения и разнообразные специальные подготовительные упражнения [23].

Эффективным методом воспитания быстроты, повышение скорости занимающихся является метод выполнения упражнения в затруднительных условиях, стимулирующих активное проявление мышечной деятельности спортсмена (бег в гору, бег с отягощением, бег по песочному грунту).

Метод облегченных внешних условий помогает овладеть умением выполнить предельно быстрые движения. Этому способствует уменьшение длины дистанции, высоты препятствий, что позволяет выполнить движение с быстротой превышающей определенный предел для данного спортсмена (путем использования снарядов облегченного веса, бега по наклонной дорожке).

Для повышения скорости могут быть использованы методы звуковой сигнализации о величине ускорения [12].

Большое внимание необходимо уделять воспитанию умения и выполнять движения без мышечных напряжений. Это достигается путем многократного выполнения упражнений при усилиях, близких к предельным, однако, без искажения техники движений. С этой целью в программу занятий должны включаться бег с опушенными и предельно расслабленными руками, с максимальны расслаблением плечевого пояса и рук, бег с ускорением при плавном нарастании скорости, семенящий бег и др.

Важное значение для воспитания быстроты, имеет правильное определение дозирования нагрузки скоростных упражнений.

Те из них, которые выполняются с максимальной интенсивностью, являются сильнодействующим средством вызывающим быстрое утомление. Это же относиться к упражнениям направленным на повышение скорости движений. Поэтому упражнения, выполняемые с максимальной скоростью, должны применяться часто, но в относительно небольшом объеме. Длительность интервалов отдыха обусловлено степенью возбудимости центральной нервной системы и восстановление показаний вегетативных функций связанных с ликвидацией кислородного долга [14].

Результаты исследований показали, что более рациональным направлением в процессе тренировки является разносторонняя физическая подготовка с преимущественной направленностью на развитие скоростносиловых и силовых качеств. Эти данные согласуются с исследованиями О.В.Федорова, доказавшего, что в тренировке юных прыгунов и метателей целесообразно не менее 50 % общего времени занятий посвящать упражнениям скоростно-силового характера.

1.3 Особенности развития быстроты движений у легкоатлетов 12-13 лет в условиях школьной секции.

В секцию легкой атлетики принимаются мальчики и девочки, желающие систематически заниматься легкой атлетикой и допущенные к занятиям после тщательного медицинского осмотра. Прием в секцию должен проводиться главным образом в начале подготовительного периода, однако, возможен прием и в другое время года, как новичков так и легкоатлетов обладающих некоторой подготовкой.

Содержание преимущественной направленности занятий в школьной легкоатлетической секции должны предусматривать, прежде всего, повышение уровня разносторонней физической подготовленности учащихся. В младших возрастных группах это достигается за счет использования широкого круга общеразвивающих упражнений. С увеличением возраста все большее место в занятиях отводится многообразной легкоатлетической подготовке.

Основными формами учебно-тренировочной работы в спортивной секции являются занятия в учебных группах, тренировки по индивидуальным планам и участие в соревнованиях. Кроме групповых занятий по расписанию члены секции занимаются утренней гимнастикой, а также выполняют задание тренера по совершенствованию физической подготовки и отдельных элементов техники избранного вида в легкой атлетике [27].

Тренера должны постоянно интересоваться трудовой деятельностью, учебой, общественной деятельностью и поведением в быту всех занимающихся в секции легкой атлетики. Учебно-тренировочная работа в секции должна быть организована с учетом режима трудового дня занимающихся, их учебы. Большое внимание следует уделить развитию волевых качеств: смелости, решительности, настойчивости, самообладания, воли к победе. Секционные занятия имеют, прежде всего, спортивную направленность здесь предъявляются большие требования к функциональной и двигательной подготовке, чем на обычных уроках.

Тренировочная нагрузка в секции различна для возрастных групп, ученики 3-5 классов занимаются по 1 часу 2-3 раза в неделю, 6-7 классов занимаются по полтора часа — 3 раза в неделю, ученики 8-11 классов по 2 часа 3-4 раза в неделю. Наиболее способных и организованных членов секции можно назначать помощником тренера или учителя. Это воспитывает самостоятельность при выполнении заданий, столь важную в тренировке будущих спортсменов.

Школьников значительно опережающих в физическом развитии своих сверстников, целесообразно выделять в так называемые группы спортивного усовершенствования, группу разрядников или же рекомендовать в ДЮСШ, чтобы не тормозить их спортивный рост.

В программу занятий включаются загородные прогулки, экскурсии, походы, сочетаемые с играми на местности. Расстояние и скорость передвижения должны соответствовать силам и степеням подготовленности учащихся. Быстрота является физическим качеством, которое позволяет выполнять движения с большей скоростью и частотой. Высокий уровень развития быстроты содействует успешному росту других двигательных способностей. Чем выше уровень проявления быстроты, тем быстрее удается достигнуть положительных результатов при обучении.

Упражнения для развития быстроты движений лучше подбирать, ориентируясь на совершенствуемые на занятиях двигательные действия. Например, при совершенствовании техники бега для одновременного развития быстроты движения можно применять бег с высоким подниманием бедра, из различных исходных положений, приставными и скрестными шагами, по малому кругу, на месте в упоре в течении 5-15 секунд, семенящий, с ускорением, по отметкам, прыжками, эстафетный, по наклонной дорожке, за лидером, с расслабленными руками и др.

Для развития быстроты используют также повторный, повторно-прогрессирующий и переменный темп выполнения упражнений, ускорения, игровой и соревновательный метод. Длину дистанции для продолжительности упражнения выбирают такими, чтобы скорость передвижения (интенсивность работы) не снижалось к концу попытки. Легкоатлет обязан стремиться превысить предыдущую попытку. Интервалы отдыха меду попытками должны обеспечивать относительно полное восстановление. Например, повторные попытки в беге 30-40 метров рекомендуется выполнять через 4 минуты, а восстановление после бега на 100 метров занимает 12-15 минут. Первым сигналом для прекращения повторной скоростной работы является снижение скорости в очередной попытке.

Таблица 1

Вид скорост-

ных

способностей

Нагрузка

Отдых

Пример

упражне-ний

(средств)

Метод разви-

тия

Продолжи-

тельность

Число

повторений

Интенсив-

ность

1

2

3

4

5

6

7

Быстрота

реакции

От

мгновенного действия до 0,1-0,5 сек.

10-12

максимальная

10-30

сек.

Бег, прыжки,

Повторный,

метание по

сигналу, старты, под-

вижные, спортивные игры

переменный, игровой, сорев-нов-тельный

Скорость

одиночного

движения

От

мгновенного

действия до 1-2 сек.

10-20

максимальная

Броски, метания,

удары

Повторный,

игровой,

соревнова-тельный

Продолжение Таблицы 1 Нагрузка и отдых в упражнениях, направленных на развитие скоростных способностей (Зациорский)

Частота

движений

руками, ногами,

туловищем:

без отягощения

массой тела

5-7 сек.

5-8

максимальная

10-30

сек

Удары кистью

по столу, движение

стопой,

бег на месте,

прыжки с максимальной частотой

Повтор-

ный, игро-

вой,

соревнова-

тельный

Наличие упражнений для развития быстроты не должно создавать затруднений, а работе сердечно – сосудистой и дыхательной системы. Они должны быть короткими по времени и сопровождаться упражнениями, успокаивающими дыхание. Известно, что развитие дыхательных функций протекает для различных мышечных групп и нервных центров не равномерно. Отстают в проявлении быстроты мышечной группы обеспечивающие движение дистальных звеньев. При применении упражнений учителя должна интересовать не только общая скорость, например, пробегания, но и быстрота и темп движений. С этой точки зрения целью выполнения движений является быстрота отталкивания в беговом шаге, в прыжке.

Скоростные упражнения на уроке лучше планировать ближе к началу занятий, когда нервная система легкоатлетов находится в оптимальном состоянии. Чистое время их выполнения на отдельном занятии составляет от нескольких секунд до нескольких минут (как правило, не более 2-5).

При многократном повторении каких-либо скоростных упражнений у ребенка должна наступить стабилизация, как пространственных, так и временных характеристик (скорость и частота).

Чтобы этого не наступило, рекомендуется выполнять скоростные упражнения в нестандартном, неизменном виде, а в вариативных, изменяющихся формах и условиях.

Выводы по первой главе:

  1. Легкая атлетика является одним из наиболее популярных видов спорта в мире. Элементы легкой атлетики включены в школьную программу в России и многих других странах мира.

  2. В России легкая атлетика хорошо развита. О хорошем развитии легкой атлетики в нашей стране можно судить по большому числу спортивных объектов предназначенных для занятием легкой атлетикой, по количеству населения занимающихся профессионально или любительски видами легкой атлетики, и по количеству научных работ в области спорта, в частности в области легкой атлетики.

  3. Быстрота – одно из важнейших физических качеств в легкой атлетике, и других видах спорта. Многие авторы дают свое определение быстроты и классифицируют её на несколько видов. Так, к примеру, Зациорский, называет быстроту – скоростными способностями.

  4. Развитие быстроты движений у школьников 12-13 лет в условиях спортивной секции легкой атлетики является актуальной задачей. В связи с научным прогрессом, следствием которого является гиподинамия и гипокинезия, секция легкой атлетики борется этими побочными явлениями. Так же на секции осуществляется отбор наиболее двигательно-одаренных детей для спортивных резервов.

Глава 2. Организация исследования.

2.1 Опытно-экспериментальная проверка методик развития быстроты движений у школьников 12-13 лет.

Эксперимент проводился в двух группах. В педагогическом эксперименте принимали участие две группы каждая численностью 6 человек тренирующихся на базе СОШ № 4 г. Камня-на-Оби под руководством учителя физической культуры Томиной Светланы Владимировны. Режим занятий в двух группах три раза в неделю. Длительность каждого занятия 1,5 часа.

В ходе эксперимента было решено проследить динамику развития быстроты движений применяя две методики, в течение одного месяца, и сравнить показатели первой и второй групп по развитию быстроты движений.

В апреле 2016 года были собраны исходные данные быстроты движений в первой и второй группах, через месяц были проведены контрольные упражнения, май 2016 года.

Метод математической статистики позволил выявить общие статистические данные для определения достоверности полученных результатов, применялся критерий Стьюдента.

Исследование заняло период с сентября 2015 по сентябрь 2016 года и состояло из трех этапов. На первом этапе, с сентября 2015 г. по апрель 2016 г. изучалась научно-методическая литература, определялись цели и задачи, объект и предмет исследования, обсуждалась программа педагогического эксперимента.

На втором этапе, с апреля 2016 г. По май 2016 г., проводился педагогический эксперимент в течении одного учебного месяца на базе СОШ №4 г. Камень-на-Оби. Проводилось обследование детей 12-13 лет, занимающихся легкой атлетикой в условиях школьной секции. Полученные данные подвергались статистической обработке.

Третий этап был посвящен анализу и обсуждению полученных данных, дополнительным расчетом по математической статистике и написанию глав дипломной работы. Подготовка наглядности и доклада велись в конце третьего этапа.

Цель работы выявить наиболее эффективные средства и методы развития быстроты движений у легкоатлетов 12-13 лет, занимающихся в школьной секции.

Задачи исследования:

Изучить научно-методическую литературу по данной теме и определить трактовку понятия быстроты движений и ее возрастные особенности.

  1. Определить эффективность методов развития быстроты движений.

  2. Определить эффективность методики развития быстроты движений у детей 12-13 лет и проследить ее изменение в течение одного учебного месяца.

Для решения поставленных задач использовать следующие методы исследования:

  1. Анализ данных научно-методической литературы.

  2. Педагогические контрольные испытания.

  3. Педагогический эксперимент.

  4. Метод математической статистики, в котором применялся, критерий Стьюдента.

Изучение данных научной и методической литературы – неотъемлемая часть исследования. Анализ и обобщение литературных источников, имеющихся по вопросу развития быстроты движения у легкоатлетов, дает возможность выявить основные положения, касающиеся возрастных особенностей школьников 12-13 лет. Методики развития быстроты движений и влияние этих методик на изменение быстроты движения у легкоатлетов в условиях школьной секции. Эти основные положения послужили руководством в данной работе.

Для решения поставленных задач исследования, при определении уровня быстроты движений у легкоатлетов 12-13 лет проводились педагогические контрольные испытания. Для определения уровня развития быстроты движений у детей, занимающихся легкой атлетикой в школьной секции, использовались тесты, рекомендуемые и широко распространенные в практике:

  1. Бег на месте с высоким подниманием бедра в течение 10 сек. с максимальной частотой. Подсчитывается количество касаний коленями ладоней рук, согнутых под углом 90.

  2. Прыжки в длину с места. На площадке проводят линию и перпендикулярно к ней закрепляют сантиметровую ленту (рулетку).

    Учащийся встает около линии, не касаясь ее носками, затем, отводя руки назад, сгибает ноги в коленях и, оттолкнувшись обеими ногами, сделав резкий мах руками вперед, прыгает вдоль разметки. Расстояние измеряется от линии до сзади стоящей пятки любой ноги. Дается три попытки, лучший результат идет в зачет.

  1. Прыжки через скакалку за 20 сек. Учитывается количество подскоков на обеих ногах.

Учебно-тренировочный процесс в первой группе строился с применением упражнений, направленных на развитие преимущественно быстроты, чем во второй группе: спринтерский бег с предельной и около предельной интенсивностью с низкого старта и с хода на отрезок от 20 до 30 метров; бег на месте с максимальной частотой движений; специальные беговые упражнения, выполняемые в быстром темпе и др.

Учебно-тренировочный процесс во второй группе строился с применением преимущественно скоростно-силовых и силовых упражнений: прыжки и прыжковые упражнения без отягощения и с отягощением, упражнения с набивными мячами, а также скоростные упражнения, выполняемые в затрудненных условиях.

    1. Динамика развития быстроты движений у легкоатлетов 12-13 лет в течение одного месяца.

Для обработки полученных данных нами были использованы методы математической статистики:

Среднее арифметическое значение ;

При оценке однородности групп и степени разбросанности результата рассчитывалось среднее квадратичное отклонение: .

При изучении изменений показателей быстроты движений у легкоатлетов, занимающихся в школьной секции с преимущественным применением скоростных движений для развития быстроты движений было выявлено, что за один месяц обучения достоверно изменился показатель в беге на месте. Среднее значение в этом упражнении увеличилось на 3. Причем, этот показатель наиболее статистически достоверен Δt=3,06 по сравнению с показателем во второй группе Δt=2, 54 (см. Таблица 2,3).

Статистическая достоверность рассчитывалась нами по Δt-критерию Стьюдента:

В начале эксперимента первая группа была более однородной в первых двух упражнениях, а в прыжках через скакалку за 20 сек. наблюдается достаточная неоднородность группы. В конце эксперимента большая неоднородность в этой группе наблюдается в упражнении прыжок в длину, а в прыжках через скакалку группа стала более однородной. В беге на месте явной неоднородности не наблюдается не в начале ни в конце эксперимента.

Таблица 2 Результаты в начале и в конце эксперимента в первой группе, выполняющей преимущественно упражнения для развития быстроты.

п\п

Ф.И.О.

Бег на месте за 10 сек (кол-во шагов).

Прыжок в длину с места.

Прыжок через скакалку за 20 сек (раз).

1.

Останин М.

22

26

160

172

45

51

2.

Батлук А.

22

26

167

181

52

56

3.

Шитов А.

24

27

175

190

49

54

4.

Левенко А.

25

28

175

195

46

55

5.

Бирюков Д.

26

29

179

210

54

60

6.

Чиж А.

26

31

182

220

54

58

1,83

1,94

8,12

17,88

3,94

3,14

24,16

27,83

173

194,6

50

55,66

0,82

0,87

3,64

8,02

1,77

1,40

2,23

2,23

2,23

2,23

2,23

2,23

0,67

0,75

13,27

64,32

3,13

1,98

1,43

77,59

5,12

1,19

8,8

2,26

±Δ t

3,06

2,45

2,5

При изучении изменений показателей быстроты движений у легкоатлетов, занимающихся в школьной секции с преимущественным применением скоростно-силовых упражнений для развития быстроты движений было выявлено, что за один месяц обучения уровень быстроты движений статистически не различается с уровнем развития этого качества у первой группы. Однако к концу эксперимента эта группа стала более однородной в упражнении прыжки через скакалку, но менее однородной в беге на месте и прыжках в длину с места.

Таблица 3 Результаты в начале и в конце эксперимента в первой группе, выполняющей преимущественно скоростно-силовых качеств.

п\п

Ф.И.О.

Бег на месте за 10 сек (кол-во шагов).

Прыжок в длину с места.

Прыжок через скакалку за 20 сек (раз).

1.

Останин М.

22

25

160

178

46

52

2.

Батлук А.

23

26

162

180

52

55

3.

Шитов А.

24

26

165

185

56

58

4.

Левенко А.

24

27

170

190

48

56

5.

Бирюков Д.

25

28

172

208

50

60

6.

Чиж А.

27

30

190

217

54

58

1,72

1,78

10,88

15,92

3,74

2,81

24,16

27

169,83

193

51

56,5

0,77

0,80

4,88

7,14

1,67

1,26

2,23

2,23

2,23

2,23

2,23

2,23

0,59

0,64

23,84

50,99

2,81

1,58

1,24

74,83

4,40

1,11

8,65

2,09

±Δ t

2,54

2,67

2,62

Минимальные и максимальные показатели увеличиваются во всех контрольных упражнениях. Наибольшие увеличения произошли в прыжках в длину с места и прыжках через скакалку за 20 сек. В начале месяца вторая группа была не однородной по итогам контрольных упражнений в прыжках в длину с места и прыжках через скакалку за 20 сек, эта неоднородность сохранилась и в конце года. По первому показателю группа была более однородной в течение всего эксперимента.

График 1 Средние арифметические значения контрольных тестах в конце эксперимента.

За один месяц обучения в двух группах достоверно изменился только показатель в беге на

Минимальные и максимальные показатели в обеих группах улучшаются, но наблюдается неоднородность, как в первый так и во второй группах в прыжках в длину с места и прыжках через скакалку за 20 сек. Это свидетельствует о разном уровне развития быстроты движений в прыжках, поэтому необходимо уделять большое внимание легкоатлетам, имеющим минимальные показатели в контрольных упражнениях, чтобы добиться увеличения однородности в группах по всем показателям.

График 2 Статистическая достоверность полученных результатов контрольных упражнений по Стьюденту в 1 и 2 группах

Поэтому при развитии быстроты движений необходимо использовать как скоростные, так и скоростно-силовые упражнения, так как один способствует росту результатов в беге и прыжках через скакалку, а другие в челночном беге и прыжках в длину с места. Равноценное использование двух методик приведет к наибольшим темпам прироста во всех контрольных упражнениях.

Небольшой рост быстроты движений связан с коротким промежутком времени между испытаниями. И чтобы достигнуть более ощутимых темпов роста быстроты движений необходимо работать по их развитию не один месяц, как было в нашем эксперименте.

Выводы по второй главе

  1. Для повышения скорости целостного двигательного акта рекомендуется упражнения, выполняемые с предельной и около предельной быстротой. Для улучшения двигательной реакции – упражнения, требующие мгновенного реагирования на сигнал или изменение ситуации.

  2. На этапе предварительной подготовки у легкоатлетов в условиях школьной секции требуется обязательное соблюдение дидактических принципов активности, наглядности, способствующие более полному проявлению занимающимися физических качеств и двигательных умений.

  3. Целесообразно широко использовать физические упражнения в соревновательной и игровой форме с последующим сопоставлением результатов отдельных занимающихся и спортивных команд.

На этапе начальной спортивной специализации огромное значение для эффективного воспитания быстроты движений имеют подвижные и спортивные игры. Как известно, при длительной однообразной мышечной деятельности, а также при возникновении тех или иных трудностей торможение связанное с чувством усталости, развивается у детей и подростков раньше, чем у взрослых. Поэтому дети и подростки лучше переносят более разнообразные по содержанию кратковременные нагрузки. Следовательно, в занятиях с ними одновременно с обучением спортивной технике, должна проводится работа по воспитанию быстроты и других физических качеств с использованием разнообразных средств, в том числе подвижных и спортивных игр и методов тренировки.

Заключение

С давних пор особо выделяют быстроту движений, т.к. она в ряду двигательных и непосредственно связанных с ним качеств человека позволяет совершенствовать двигательное действие в пределах короткого времени.

Целью работы было определение наиболее эффективного метода развития быстроты движений у легкоатлетов 12-13 лет, занимающихся в школьной секции.

В процессе исследования было установлено, что наиболее эффективно воспитания быстроты движений будет происходить при комбинировании методов. По отдельному применению каждого метода мы наблюдаем статистически достоверные приросты результатов. Но при применении метода с преимущественно скоростными упражнениями мы наблюдаем наибольшие приросты результата в одних тестах, а при применении метода с использованием преимущественно скоростно-силовых упражнений наибольшего прироста результата в других тестах.

Таким образом цель работы была достигнута, а поставленные задачи выполнены.