Актуальность.
По данным О. Сухарева (2004), в период обучения в школе дефицит двигательной активности приводит к ухудшению сердечно-сосудистой системы, снижению ЖЕЛ чрезмерной массе тела за счёт увеличения холестерина в крови. Школьная программа увеличивает нагрузку на организм ребенка: возрастает необходимость усвоения и переработки разнообразной информации, и, следовательно, увеличивается пребывание организма в статических позах, перенапрягается зрительный аппарат. Вследствие малой подвижности возникает такое заболевание, как гиподинамия, что приводит к снижению физических возможностей. Вследствие чего болезненность детей возрастает во всех возрастных группах, а на протяжении обучения в школе здоровье учащихся ухудшается в 4-5 раз.
Общая задача в процессе многолетнего воспитания силы как физического качества у детей школьного возраста заключается в том, чтобы всесторонне развить ее и обеспечить возможность высоких проявлений в разнообразных видах двигательной деятельности (спортивной, трудовой).
целью работы
Объектом исследования
Предмет исследования — методика развития силы в физическом воспитании детей старшего школьного возраста.
Цель исследования достигается при помощи постановки следующих задач :
1. Дать определение понятию «сила» и «виды силовых способностей» в физическом воспитании школьников.
2. Рассмотреть средства и методы развития силовых способностей старших школьников.
3. Провести исследование влияния силовых физических упражнений на организм старших школьников и сделать выводы в рамках поставленной задачи исследования.
1. Теоретико-методологические основы развития силовых способностей у детей школьного возраста
1.1 Сила как физическое качество и её виды
Под силой понимается способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий [9; с.61].
Сила как двигательное качество, это-способность человека преодолевать сопротивление или противодействовать ему с помощью мышечных напряжений [1; с.73].
Мышечная сила — это максимальное усилие, развиваемое мышцей [4; с.40].
Физическое воспитание детей дошкольного возраста
... ГЛАВА I. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1 Организация условий физического воспитания детей дошкольного возраста Физическое воспитание в дошкольных учреждениях - это единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она ...
сокращение
уступающей
динамического
изотоническим
изокинетическими.
изометрическим
Таким образом, сила — это качество с которым человек ежедневно сталкивается, которую необходимо развивать для нормальной жизнедеятельности.
1.2 Структура силовых способностей человека, Силовые способности
Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от: конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека. Среди них выделяют:
1) собственно мышечные;
2) центрально-нервные;
3) личностно-психические;
4) биомеханические;
5) биохимические;
6) физиологические факторы;
7) различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.
собственно мышечным
центрально-нервных
личностно-психических
биомеханические
Различают собственно силовые способности и их соединение с другими физическими способностями:
-
скоростно-силовые
-
силовая выносливость
-
силовая ловкость
Скоростно-силовые способности
Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т. п.).
К скоростно-силовым способностям относят:
1) быструю силу;
2) взрывную силу;
3) стартовая сила;
4) ускоряющая сила.
Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, не достигающей предельной величины (например, при низком старте на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях).
Взрывная сила, Стартовая сила, Ускоряющая сила
К специфическим видам силовых способностей относят силовую выносливость и силовую ловкость [18; с.31].
Силовая выносливость, Силовая ловкость
степени развития
Абсолютная сила, Относительная сила
Результаты исследований позволяют утверждать, что уровень абсолютной силы человека в большей степени обусловлен факторами среды (тренировка, самостоятельные занятия).
В тоже время показатели относительной силы в большей мере испытывают на себе влияние генотипа [25; с.89].
Самыми благоприятными периодами развития силы у юношей считается возраст от 13 до 18 лет, а у девушек — от 11 до 16 лет, чему в немалой степени соответствует доля мышечной массы к общей массе тела (к 10-11 годам она составляет примерно 23 %, к 14-15 годам — 33 %, а к 17-18 годам — 45 %).
Комплекс игр и упражнений как средство повышения функциональных ...
... работы с детьми. Актуальность темы позволило достаточно конкретно сформулировать цель: выявить эффективность использования комплекса игр и упражнений в повышении функциональных возможностей мелкой моторики руки детей с ОВЗ к письму. Объект: процесс развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с ОВЗ. ...
Следует отметить, что в указанные отрезки времени силовые способности в наибольшей степени поддаются целенаправленным воздействиям. При развитии силы следует учитывать морфофункциональные возможности растущего организма [1; с.75].
1.3 Средства развития силовых способностей
Средствами развития силы являются физические упражнения с повышенным отягощением (сопротивлением), которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц. Такие средства называются силовыми. Они условно подразделяются на основные и дополнительные (табл. 1.3.1.).
Табл. 1.3.1. Средства воспитания силовых способностей
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
Упражнения, отягощённые весом собственного тела
Упражнения с использованием внешней среды
Упражнения с весом внешних предметов
С использованием подручных средств
Упражнения с использованием тренажёрных устройств общего типа
Упражнения с противодействием партнёра
Рывково — тормозные упражнения
Рывково — тормозные упражнения с отягощением
Изометрические упражнения
Изометрические упражнения с использованием спортивного инвентаря
Основные средства, Упражнения с весом внешних предметов, Упражнения, отягощенные весом собственного тела
-
упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет веса собственного тела (подтягивание в висе, отжимания в упоре, удержание равновесия в упоре, в висе);
-
упражнения, в которых собственный вес отягощается весом внешних предметов (например, специальные пояса, манжеты);
-
упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счет использования дополнительной опоры;
-
ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за счет инерции свободно падающего тела (например, прыжки с возвышения 25-70 см и более с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх).
Упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа, Рывково-тормозные упражнения, Статические упражнения в изометрическом режиме
-
в которых мышечное напряжение создается за счет волевых усилий с использованием внешних предметов (различные упоры, удержания, поддержания, противодействия);
-
в которых мышечное напряжение создается за счет волевых усилий без использования внешних предметов в самосопротивлении.
Дополнительные средства.
1. Упражнения с использованием внешней среды.
2. Упражнения с использованием сопротивления упругих предметов.
3. С использованием подручных средств.
4. Упражнения с противодействием партнёра.
5. Изометрические упражнения с использованием спортивного инвентаря [5; с.42].
Силовые упражнения выбираются в зависимости от характера задач воспитания силы. Так, для специальной силовой подготовки пловца лучше подойдет упражнение с эластическими приспособлениями, чем с отягощениями типа гантелей. В регби для игроков линии нападения лучше применять упражнения с сопротивлением [22; с.180].
Физические качества человека и методы их воспитания
... способностях. Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы пределы развития способностей немедленно повысились. Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость, на ...
Силовые упражнения могут занимать всю основную часть занятия, если воспитание силы — его главная задача. В других случаях силовые упражнения выполняются в конце основной части занятия, но не после упражнений на выносливость. Силовые упражнения хорошо сочетаются с упражнениями на растягивание и на расслабление [11; с.245].
Частота занятий силового направления должна быть до трех раз в неделю [15; с.56].
При использовании силовых упражнений величину отягощения дозируют или весом поднятого груза, выраженного в процентах от максимальной величины, или количеством возможных повторений в одном подходе, что обозначается термином повторный максимум (ПМ).
Подводя итого можно сказать, что для того чтобы развивать силу нужно использовать различные средства в зависимости от того, какую силу развивает спортсмен.
1.4 Методы развития силовых способностей
По своему характеру все упражнения подразделяются на три основные группы: общего, регионального и локального воздействия на мышечные группы. К упражнениям общего воздействия относятся те, при выполнении которых в работе участвуют не менее 2/3общего объёма мышц, регионального — от 1/3до 2/3, локального — менее 1/3 всех мышц [17; с.382].
Направленность воздействия силовых упражнений в основном определяется следующими их компонентами:
видом и характером
величиной отягощения
количеством повторений
скоростью выполнения предопределяющих
· темпом и продолжительностью интервалов отдыха между подходами.
Развитие силовых способностей происходит при выполнении упражнений с высокой степенью мышечных напряжений.
К ним относятся:
-
упражнения с внешним сопротивлением (со штангой, гантелями, гирями, эспандерами, на тренажерах, бег в гору, по песку и т. п.),
-
упражнения с преодолением веса собственного тела (подтягивания, подъем ног в висе, прыжки на одной и двух ногах, прыжки в «глубину» с последующим отталкиванием вверх),
-
изометрические упражнения (удержание груза, выпрямление ног, упираясь плечами в перекладину и т. п.).
Методы развития силовых способностей относятся к группе методов стандартного упражнения, конкретно, к повторным методам.
Для развития собственно-силовых способностей применяются:
-
Метод максимальных усилий,
13 стр., 6001 словПодвижные игры как средство и метод физического развития
... специфику подвижной игры; § охарактеризовать подвижную игру как средство и метод физического воспитания; § раскрыть особенности методики проведения подвижных игр в ДОУ; § разработать и представить комплекс подвижных игр для дошкольников Структура курсовой работы, Глава 1. Теоретические основы организации подвижных игр дошкольников ...
-
Метод повторных усилий,
-
Метод изометрических усилий.
Для развития скоростно-силовых способностей применяются:
Метод максимальных усилий
Метод максимальных усилий служит
Упражнения выполняются с околопредельным отягощением (90-100% от максимального для данного спортсмена).
В подходе 1-5 повторений; за одно занятие 3-5 подходов с отдыхом между ними 4-6 мин (до восстановления ),
Метод повторных усилий
Метод повторных усилий (метод «до отказа») служит
Отягощение составляет 40-80% от максимального.
В подходе 4-15 и более повторений; за одно занятие 3-6 подходов с отдыхом между ними 2-5 мин (до неполного восстановления).
Может использоваться 2-3 серии подходов.
Существует три основных варианта данного метода:
-
упражнение выполняется в одном подходе «до отказа», а число подходов не «до отказа»;
-
упражнение выполняется в нескольких подходах «до отказа», а число подходов не «до отказа»;
-
упражнение выполняется в каждом подходе «до отказа» и число подходов «до отказа».
Метод повторных усилий получил широкое распространение, так как способствует гипертрофии мышц, позволяет избежать травм, уменьшить натуживание. Особое значение этот метод имеет в подготовке начинающих спортсменов вследствие того, что развитие силы у них почти не зависит от величины отягощения, если оно превосходит 35-40% от максимального.
Метод изометрических усилий
Метод изометрических усилий служит
Развиваемое усилие составляет 40-50% от максимального. Продолжительность напряжения — 5-10 с; за одно занятие упражнение выполняется 3-5 раз с интервалами отдыха 30-60 с.
Могут использоваться комплексы из нескольких изометрических упражнений. Целесообразно сочетание изометрических и динамических упражнений.
Метод динамических усилий
Служит главным образом для увеличения «взрывной» силы.
Отягощение составляет до 30% от максимального. В подходе 15-25 повторений в максимально быстром темпе; за одно занятие 3-6 подходов с отдыхом между ними 4-6 мин. Может использоваться 2-3 серии подходов.
«Ударный» метод
Служит главным образом для совершенствования «реактивной» способности.
При использовании, например, прыжков в «глубину» с высоты 50-80 см в качестве отягощения выступает динамический вес собственного тела.
В серии 8-10 прыжков; за одно занятие 2-3 серии с отдыхом между ними 6-8 мин.
«Ударный» метод требует специальной предварительной подготовки, и его следует применять не более 1-2 раз в неделю.
Методы обучения и воспитания в специальном образовании
... нашей курсовой работы является рассмотрение и выявление наиболее эффективных методов обучения и воспитания в специальных образовательных учреждениях. В соответствии с выше поставленной целью мы сочли целесообразным решение следующих задач : - анализ литературы по ...
1.5 Методика развития силы детей старшего школьного возраста
Развитие и совершенствование силовых способностей, как и других физических качеств человека, организуется и проводится по методике, включающей совокупность средств , методов и методических приёмов [13; с.2].
силовые локальные упражнения
В этом разделе описывается методика силовой подготовки для детей старшего школьного возраста различного уровня тренированности.
Для проведения исследования, мною
была выбрана методика Карасёва А.В., которая состоит из комплекса упражнений на различные группы мышц.
Упражнения на высокой (мальчики) и низкой (девочки) перекладине,
1. Подтягивание хватом сверху;
2. Подтягивание хватом снизу;
3. Подтягивание разным хватом;
4. Подтягивание широким хватом;
5. Подтягивание широким хватом за голову;
6. Подтягивание с задержкой в висе на согнутых руках в течение 2-5 секунд;
7. Подтягивание на одной руке., Упражнения для плечевого пояса, спины и брюшного пресса.
1. Поднимание прямых или согнутых ног к перекладине;
2. Поднимание ног к перекладине попеременно в правую и левую сторону;
3. Поднимание прямого тела к перекладине;
4. Подъём переворотом., Упражнения для мышц плечевого пояса, спины и разгибателей рук (мальчики).
1. Подъём силой попеременно на правую и левую руки;
2. Подъём силой на две руки обычным и глубоким хватом., Упражнения на параллельных брусьях (мальчики)., Упражнения для мышц плечевого пояса, грудных, широчайших мышц спины, разгибателей рук.
1. Сгибание и разгибание рук в упоре;
2. Сгибание и разгибание рук в размахивании:
1) на махе назад согнуть руки, на махе вперёд — выпрямить;
2) на махе вперёд согнуть руки, на махе назад — выпрямить;
3) попеременное сгибание и разгибание рук на махе вперёд и назад;
3. Сгибание и разгибание рук хватом жердей изнутри [9; с.90]., Сгибание-разгибание рук в упоре (девочки)
Чем выше упор, тем легче сделать упражнение. В начале занятий выполнять упражнение следует в быстром темпе — это гораздо легче и меньше нагрузка на мышцы плечевого пояса [26; с.93].
Упражнения для мышц плечевого пояса, спины и брюшного пресса
1. Поднимание ног в положение «угол»;
2. Разведение и сведение ног в положение «угол»;
3. «Угол» в упоре, держать 5 — 8 секунд [9; с.120].
В положении лёжа на спине поднимание прямых ног, Поднимание туловища в сед
Данная методика была подобрана для детей старшего школьного возраста. Это связано с завершением периода второго детства, развертыванием переходного периода и наступлением юношеского возраста в растущем организме происходят значительные перемены в длине, массе, составе и пропорциях тела, в функционировании различных органов и систем.
В костной ткани продолжается процесс окостенения , который в основном завершается в юношеском возрасте. Незавершенный процесс окостенения позвоночника может привести у подростков и юношей к различным его повреждениям при больших нагрузках. Окончательно процесс окостенения скелета завершается к 25-летнему возрасту [6; с.356].
Психологические особенности взаимоотношений мальчиков и девочек ...
... Актуальность проблемы, потребности педагогической практики обусловили выбор темы и цели данного исследования: изучение психологических особенностей взаимоотношений мальчиков и девочек в младшем школьном возрасте и влияния учителя на этот процесс. Объектом исследования ...
Особенно заметным является «пубертатный скачок роста» — резкое увеличение длины тела, в основном за счет быстрого роста трубчатых костей. При этом у подростка непривычно вытягиваются конечности, но отстает рост грудной клетки. В юношеском возрасте увеличиваются поперечные размеры тела, устанавливаются индивидуальные его особенности, достигается гармоничные пропорции.
Гармоничное развитие отмечается у 80-90% школьников:
масса тела до
устанавливается индивидуальный тип соотношения медленных и быстрых волокон в скелетных мышцах;
- функциональным нарушениям осанки.
сенситивные периоды развития силы, быстроты, ловкости и выносливости
Уровень физического развития организма и качеств двигательной деятельности зависит от стадии полового созревания. Чем более высокая стадия полового созревания у подростка, тем выше его физические возможности и спортивные достижения.
Для того, чтобы развивать силовые способности применяют различные методы, которые различно влияют на процесс развития и совершенствования данного качества.
Выводы по первому разделу
В данном разделе на основании анализа научной литературы, периодической печати и словарей уточнена сущность понятия «сила». Выделена специфика рассматриваемых понятий, которая заключается в том, что сила , как двигательное качество, это-способность человека преодолевать сопротивление или противодействовать ему с помощью мышечных напряжений. Что же касается силовых способностей, то это комплекс различных проявление человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».
сокращение
Статическая сила
1) при напряжении мышц за счет активных волевых усилий человека (активная статическая сила);
2) при попытке внешних сил или под воздействием собственного веса человека насильственно растянуть напряженную мышцу (пассивная статическая сила).
Скоростно-силовые способности, К скоростно-силовым способностям относят:
1) быструю силу;
2) взрывную силу;
3) стартовую силу;
4) ускоряющую силу.
Так же различают следующие виды силы:
силовая выносливость
силовая ловкость
степени развития собственно
Абсолютная сила, Относительная сила -, Основные средства
1. Упражнения с весом внешних предметов;
2. Упражнения, отягощенные весом собственного тела;
3. Упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа;
4. Рывково-тормозные упражнения;
5. Статические упражнения в изометрическом режиме., Дополнительные средства:
1. Упражнения с использованием внешней среды (бег и прыжки по рыхлому песку, бег и прыжки вверх по ступенькам, бег против ветра);
2. Упражнения с использованием сопротивления упругих предметов (эспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи.);
3. Упражнения с противодействием партнера.
Таким образом способности развивают с помощью физических упражнений разными методами, такими как метод максимальных усилий, метод повторных усилий, «ударный» метод, изометрический метод.
Типологический подход в исследовании личности
... личности, проблема субъекта, реализация системного подхода и т.д. К общетеоретическим проблемам психологии личности можно отнести проблему структуры личности, типологии, динамики, развития личности и т.д. Вторую группу исследований составляют эмпирическое изучение конкретных структурных составляющих личности ... организованном и разнообразном мире. Типологический подход представляет собой совокупность ...
2. Экспериментальное обоснование эффективности внедрения методики развития силы, на основе контрольных упражнений для детей старшего школьного возраста
2.1 Организация исследования
В исследовании принимали участие 16 практически здоровых школьников в возрасте 15-16 лет, обучающиеся 9 класса в НОУ Православной гимназии города Тюмени .
Исследования, составившие содержание настоящей работы, проводились в период с октября по декабрь включительно 2016 — 2017 учебного года.
До включения в исследование школьники методом случайной выборки были разделены на основную (4 мальчиков и 4 девочек), и контрольную (4 мальчиков и 4 девочек) группы, которые были сопоставимы по возрасту и полу.
Ученики контрольной группы занимались по традиционной образовательной программе при обычном двигательном режиме.
Учащиеся основной группы обучались по предложенной методике. Занятия включали в себя три урока физкультуры в неделю.
Применялись упражнения для выполнения в домашних условиях с предварительным их разучиванием на занятиях и последующей регулярной проверкой выполнения.
В соответствии с поставленными целями и задачами настоящее исследование проводилось в три этапа.
На начальном этапе осуществлялся анализ научно — методической литературы, уточнялась методология экспериментальных исследований, особенности выполнения методик и оценки состояния исследуемых. Определялся уровень физического развития, а также уровень физической подготовленности детей.
На начальном и заключительном этапах исследования с помощью контрольных тестов проводилась комплексная оценка физической подготовленности и физического развития школьников данного возраста.
В качестве исследуемых показателей использовали длину тела, массу тела, объём грудной клетки на вдохе, объём грудной клетки на выдохе, объём талии.
Рост стоя измерялся ростомером. Масса тела определяется взвешиванием на электронных весах. Объём грудной клетки и талии определялись с помощью специального медицинского метра.
Уровень физической подготовленности определялся нами с помощью следующих тестов: подтягивание (мальчики в висе на перекладине, девочки в висе лежа на низкой перекладине); упражнения для мышц брюшного пресса (из положения лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки за головой, поднимание туловища и опускание в исходное положение за 30 с); сгибание и разгибание рук в упоре лежа; приседания за 1 мин., (табл. 2.1.1.) [18; с.35].
Реализация правильно организованной методики занятий позволяет существенно улучшить здоровье учащихся, изменить в положительную сторону отношения школьников к занятиям физической культурой и спортом.
Таблица 2.1.1. Нормативны испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Программа упражняй для развития силовых способностей детей старшего школьного возраста так же в себя включает:
Влияние подвижных игр для развития физических качеств у детей ...
... При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания. Использование подвижных игр предусматривает не только ... работе с детьми [6,17]. Игра оказывает большое влияние на умственное развитие школьника [6,11]. Действуя с предметами, ребенок ... работы. Рабочая гипотеза:, Предмет исследования:, Объект исследования, Практическая значимость, Структура и объём работы. ГЛАВА ...
1. Беседы и встречи с учителями-предметниками — разъяснение целей, задач самостоятельных занятий по силовой подготовке школьников.
2. Воспитательная и разъяснительная работа с учащимися, занимающимися:
а) объяснение и разучивание упражнений в рамках самостоятельной физической подготовки;
- б) микросоревнования по одному из тестов на плановых уроках;
в) новые индивидуальные установки для самостоятельных занятий с учётом соматического типа каждого ученика и результатов микросоревнований.
Программа упражнений Карасёва А.В., Комплекс №1 применяемый в первый месяц тренировок.
1. Отжимания в упоре на брусьях (мальчики), от пола (гимнастической лавки, девочки): количество повторений 8 — 15 раз;
2. Подтягивание на высокой (мальчики) и низкой (девочки) перекладине хватом сверху: количество повторений 5 — 10 раз;
3. поднимание ног к перекладине (мальчики): количество повторений 8 — 15 раз;
4. в положении лёжа на спине, руки упираются в пол, поднимание прямых ног (девочки): количество повторений 10 — 14 раз;
5. подтягивание на высокой (мальчики) и низкой (девочки) перекладине хватом снизу: количество повторений 5 — 10 раз;
6. отжимания в упоре на брусьях (мальчики), от гимнастической лавки (девочки): количество повторений 8 — 15 раз;
7. поднимание ног к перекладине (мальчики): количество повторений 5 — 8 раз;
8. в положении лёжа на спине, руки упираются в пол, поднимание прямых ног (девочки): количество повторений 8 — 10 раз;
9. подтягивание на высокой (мальчики) и низкой (девочки) перекладине широким хватом: количество повторений 4-8 раз;
10. поднимание прямых ног лёжа животом на наклонной гимнастической лавке: количество повторений 10 — 20 раз;
11. выпрыгивание вверх, отталкиваясь одной ногой со скамьи попеременно то одной, то другой ногой: количество повторений 5 — 10;
12. сгибание и разгибание туловища, сидя поперёк скамьи с закреплёнными ногами: количество повторений 10 — 15 раз.
Между упражнениями делать 3 — 5 минут. Этот промежуток полезно заполнить активным отдыхом или упражнениями на растягивание мышц.
Комплекс упражнений № 2, используемый на втором месяце тренировок:
1. подтягивание широким хватом сверху с касанием перекладины затылком (мальчики): 2 подхода по 5 — 15 раз;
2. подтягивание на и низкой перекладине хватом сверху (девочки): 2 подхода по 10 — 15 раз;
3. выпрыгивание вверх, толкаясь от скамьи попеременно одной ногой: 2 подхода по 10 — 20 раз;
4. отжимания в упоре на брусьях (мальчики): 1 — 2 подхода по 8 — 15 раз;
5. отжимания в упоре от пола (девочки): 1 — 2 подхода по 12 — 15 раз;
6. подтягивание на высокой перекладине хватом снизу (мальчики): 1 — 2 подхода по 5 — 10 раз;
7. подтягивание на и низкой перекладине хватом снизу (девочки): 2 подхода по 10 — 15 раз;
8. подъём прямых ног к перекладине (мальчики): 2 — 4 подхода по 8 — 10 раз;
9. поднимание туловища в сед из положения лёжа, с согнутыми коленями (девочки): 2 — 4 подхода по 10 — 12 раз
10. разгибание туловища, лёжа лицом вниз поперёк скамьи: 2 — 4 подхода по 10 — 15 раз.
Между упражнениями делать 2 — 3 минут. Этот промежуток полезно заполнить активным отдыхом или упражнениями на растягивание мышц.
Комплекс упражнений № 3 для развития силы на 3 месяце тренировки:
1. подъём переворотом на перекладине (мальчики): 2 — 4 подхода по 3 — 10 раз;
2. подтягивание на и низкой перекладине хватом сверху (девочки): 2 — 4 подхода по 15 — 18 раз;
3. сгибание и разгибание рук (отжимания) в упоре на брусьях (мальчики): 2 — 4 подхода по 8 — 15 раз;
4. отжимания в упоре от пола (ноги на гимнастической лавке, (девочки): 1 — 2 подхода по 10 — 12 раз;
5. подтягивание на перекладине хватом снизу (мальчики): 2 — 4 подхода по 5 — 15 раз;
6. подтягивание на и низкой перекладине хватом снизу (девочки): 2 — 4 подхода по 15 — 18 раз;
7. подтягивание на перекладине хватом сверху (мальчики): 2 — 4 подхода по 5 — 10 раз;
8. приседания на одной ноге: 2 — 4 подхода по 5 — 10 раз;
9. разведение и сведение ног в положении «угол» в упоре на брусьях (мальчики): 2 подхода по 5 — 15 раз;
10. , поднимание прямых ног на наклонной гимнастической лавке (45
11. подъём прямых ног к перекладине: 2 — 4 подхода по 8 — 10 раз;
12. поднимание туловища в сед из положения лёжа через гимнастическую лавку, (девочки): 2 — 4 подхода по 12 — 15 раз
13. разгибание туловища, лёжа лицом вниз: 2 — 4 подхода по 10 — 15 раз.
Между упражнениями делать паузы до восстановления работоспособности. Этот промежуток полезно заполнить активным отдыхом или упражнениями на растягивание мышц.
По окончанию тренировки оставшееся время используют для подвижных либо спортивных игр, для того, чтобы расслабить мускулатуру и возобновить работоспособность учащихся [9; с.117]. На рассмотренных примерах доказана роль эффективности внедрения методики развития силы у детей старшего школьного возраста.
2.2 Морфофункциональные изменения в физическом развитии старшего школьного возраста в ходе проведения исследования
Анализ статистических параметров основных антропометрических показателей позволяет судить об особенностях физического развития старших школьников. На начальном этапе исследования было выявлено, что линейный рост (см), масса тела (кг), объём грудной клетки (см), и объём талии (см) школьников контрольной и основной групп практически не отличался от возрастных норм (табл.2.2.4.).
Таблица 2.2.4. Показатели физического развития юношей основной и контрольной групп
Этапы исследования
Р Оценка достоверности различий
Начальный этап
Заключительный этап
Рост (см)
Основная
177 ±1,53
177 ±1,53
>0,05
Контрольная
172 ±1,53
172 ±1,53
>0,05
Масса тела (кг)
Основная
72,4 ±2,45
73,2 ±1,47
>0,05
Контрольная
63,2 ±1,64
63 ±1,48
>0,05
объём грудной клетки на вдохе (см)
Основная
95,6 ±1,23
96,6 ±1,23
>0,05
Контрольная
88,8 ±0,87
89 ±1
>0,05
объём грудной клетки на выдохе (см)
Основная
87,8 ±1,34
89±1,24
>0,05
Контрольная
81,4 ±0,72
81,6 ±0,69
>0,05
Оббьем талии (см)
Основная
84,2±0,95
84,6±0,79
>0,05
Контрольная
80,6±0,76
80±0,68
>0,05
Анализ индивидуальных значений физического развития показал, что данные соответствует физиологической норме. Для более комфортного наблюдения развитее физеологичеких и силовых качеств учеников, а так же для повышения интереса учеников к самоанализу и саморазвитию был разработан дневник здоровья (приложение 2).
Статистически значимых результатов у юношей основной и контрольной группы зарегистрировано не было, потому что срок исследования был не велик. Но по таблице видно, что у ребят основной группы есть положительные тенденции к изменениям пропорций тела.
Таблица 2.2.5. Показатели физического развития девушек основной и контрольной групп
Показатели
Группы: Основная; контрольная
Этапы исследования
Р Оценка достоверности различий
Начальный этап
Заключительный этап
Рост (см)
Основная
167 ±1,76
167 ±1,76
>0,05
Контрольная
166,8 ±1,75
166,8 ±1,75
>0,05
Масса тела (кг)
Основная
52,6 ±1,38
51,4 ±1,08
>0,05
Контрольная
52 ±1,37
52,8 ±1,12
>0,05
Объём грудной клетки на вдохе (см)
Основная
84,4 ±0,47
85,6 ±0,36
>0,05
Контрольная
82,2 ±0,46
82,4 ±1,35
>0,05
Объём грудной клетки на выдохе (см)
Основная
77,8 ±0,51
78,8 ±0,51
>0,05
Контрольная
74,8 ±0,51
74,6 ±0,42
>0,05
Оббьем талии (см)
Основная
62,2 ±0,81
61,2 ±0,72
>0,05
Контрольная
62 ±1
62,4 ±1,01
>0,05
Анализ полученных результатов у девушек свидетельствует о том, что развитие учащихся соответствует возрастной норме.
Значительных результатов в развитии у девушек основной и контрольной группы зарегистрировано не было, потому что срок исследования был не велик. Но положительные тенденции к изменениям присутствуют.
Таким образом, можно утверждать, что предложенная методика Карасёва А.В., применяемая в основной группе, оказала позитивное воздействие на уровень физического развития детей, о чём свидетельствуют полученные данные.
2.3 Динамика развития силовых качеств детей старшего школьного возраста под воздействием занятий физическими упражнениями
На начальном этапе исследования основной и контрольной группы юношей проводился тест, который в себя включал, контрольные упражнения (подтягивание на перекладине; упражнения для мышц брюшного пресса из положения лежа на спине за 1 мин.; сгибание рук в упоре лежа; приседания за 30 с.) с помощью которого определялся уровень физической подготовленности учащихся (таблица 2.3.1.).
Таблица 2.3.1. Показатели теста физической подготовленности у юношей 15 — 16 лет .
Показатели
Группы
Этапы исследования
Р Оценка достоверности различий
Начальный
Заключительный
Подтягивание на перекладине, кол-во раз
Основная
10 ± 0,86
16,5 ± 0,92
<0,01
Контрольная
10,12 ± 0,95
11,87 ± 0,87
>0,05
Р
>0,05
<0,01
Подъем туловища в положении лежа на спине за 1 мин., кол-во раз
Основная
26 ± 0,92
35,25 ± 0,95
<0,01
Контрольная
26,5 ± 0,82
27,37 ± 0,65
>0,05
Р
>0,05
<0,01
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа
Основная
32,5 ± 0,94
38,37 ± 0,86
<0,01
Контрольная
30,5 ± 0,68
32 ± 0,98
>0,05
Р
>0,05
<0,01
Приседание за 30сек. кол-во раз
Основная
21,25 ± 0,88
26,12 ± 0,78
<0,01
Контрольная
23,5 ± 0,98
27,12 ± 0,74
>0,05
Р
>0,05
<0,01
Таблица 2.3.3. Показатели теста физической подготовленности у девушек 15 — 16 лет.
При сравнении полученных результатов на начальном этапе со стандартными показателями, которые присущи этой возрастной группе заметно, что физическая подготовленность юношей и девушек на начальном этапе на среднем, но недостаточном уровне развития силовых способностей.
После 3 месяцев исследования были проведены аналогичные тесты. Показатели основной группы были улучшение и ощутимые изменения в развитии силовых способностей школьников. Также можно сказать, что физическая подготовленность под воздействием физических упражнений приблизилась к высокому уровню развития, но не достигла его, так как исследование проводилось в течение 3 месяцев, а этого времени не достаточно для значительного развития силы.
Но так, как сдвиги в развитии силы произошли, то можно свидетельствовать, что предложенная методика Карасёва А.В., применяемая в основной группе оказала позитивное воздействие на уровень физической подготовленности детей.
Так же проводились контрольные тесты и в контрольной группе юношей и девушек, к сожалению у этой группы показатели физической подготовленности сильно не изменились и остались на среднем уровне развития силы.
Выводы по второму разделу
В процессе проведения исследования было установлено, что под воздействием физических упражнений произошли некоторые сдвиги в физическом развитии учащихся. На начальном этапе исследования проводились антропометрические исследования развития юношей и девушек контрольной и основной группы, после которого нами было установлено, что физическое развитие детей находится на одинаковом уровне и соответствует их возрастному уровню. Так исследование проводилось в течение 3 месяцев, то под влиянием физкультурно-массовых мероприятий, которые применялись в основной группе, значительных изменений в антропометрии школьников не произошло. Но на заключительном этапе исследования нами была выявлена положительная тенденция к улучшению физического развития юношей и девушек.
Данные показатели свидетельствуют о том, что методика Карасёва А.В., которую мы выбрали для исследования, оказывает положительное влияние на всестороннее развитие организма детей старшего школьного возраста. По моему мнению, полученные данные указывают на улучшение физических и антропометрических показателей под воздействием физкультурно — массовых мероприятий.
Так же у школьников основной группы было зафиксировано достоверное (р0,01) улучшение развития силовых способностей. В ходе проведенных исследований мной установлено, что в результате физических нагрузок у исследуемой группы наблюдалось улучшение физического развития, а также физической подготовленности.
К сожалению, в ходе проведения обследования школьников контрольной группы достоверных изменений не наблюдалось. Проведенное исследование подтвердило недостаточное развитие силовых способностей учеников. Это непосредственно связано с тем, что современная образовательная программа не уделяет достаточного внимания развитию силовых способностей, что негативно отражается не только на здоровье современных школьников, но и на здоровье всей нации. Я считаю, необходимо расширять развитие силы школьников за счет внеклассной работы. Особое значение необходимо уделять формированию культуры физического здоровья детей, а именно развитие интереса к занятиям спортом, мотивирование учащихся на заботу о своем здоровье средствами физической культуры. На мой взгляд современной общеобразовательной системе необходимо создавать условия для занятий школьников физической культуры и спортом во внеурочное время: организацию спортивных секций, предоставление возможностей самостоятельно заниматься в спортзале, обустройство школьных спортивных площадок, сооружение спортгородков. При этом выбор форм и видов занятий должен принадлежать самим занимающимся.
Заключение
Традиционный «сидячий» ритм жизни сегодняшних школьников характеризуется сниженной физической активностью (гиподинамия), поэтому формирование установки на занятия физической культуры является важным аспектом воспитания учащихся. Наиболее эффективным временем для развития силовых способностей является старший школьный период.
В работе нами была изучена научно-методическая литература, что дало нам возможность определить что сила это-способность человека преодолевать сопротивление или противодействовать ему с помощью мышечных напряжений. Силу различают двух видов: статическую и динамическую, откуда следуют и два режима работы мышц: уступающий и преодолевающий. Для оценки силовых способностей различают абсолютную и относительную силы.
Силовые способности развивают с помощью физических упражнений разными методами, такими как метод максимальных усилий, метод повторных усилий, «ударный» метод, изометрический метод.
Проводя исследование, мы рассмотрели особенности развития силовых способностей у школьников старшей возрастной группы, дали сравнительную оценку физического состояния детей. Изучение научно методической литературы и проведённый анализ результатов исследования выявил, что современные школьники старших классов имеют в основном слабую физическую подготовленность и низкий уровень физического развития, что способствовало выбору методики развития силы у испытуемых Карасёва А.В.
Внедрение в практику учебно-воспитательного процесса школы физических упражнений по методике Карасёва А.В. позволили улучшить развития силовых способностей детей. Под воздействием физкультурно-оздоровительных мероприятий физическая подготовленность у юношей и девушек основной группы показатели изменились в лучшую сторону, что показывает об улучшении и ощутимых сдвигах в физической подготовленности испытуемых. В контрольной группе изменения произошли, но незначительные из-за того, что в школьной программе недостаточно времени уделяется для развития силы.
Проведенное исследование показало, что одним из перспективных путей решения проблемы является организация самостоятельных занятий физической культурой. Практически почти все опрошенные школьники и учителя физической культуры (78%) положительно отзываются о самостоятельных занятиях силовой направленности в школьных секциях общей физической подготовки или в домашних условиях. Таким образом, основным значением применённой методики является необходимость применения её в общеобразовательных школах методику для развития силы детей старшего школьного возраста.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/attestatsionnaya/razvitie-silyi-u-detey/
1. Арефьев В.Г. Основы теории и методики физического воспитания: учебник. — Камянец — Подольский: П П Буйницкий О.А., 2011, С-73 — 81.
2. Бальсевич В.К. «Здоровье — в движении!», Москва, «Советский спорт»,1988, с.-3-4.
3. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1996. — № 1. — С. 23 — 25.
4. Бартош О.В. «Сила и основы методики её воспитания», методические рекомендации/Владивосток:Мор. гос. ун-т; 2009,С — 47.
5. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. — М.: Просвещение, 1986. — 128 с.
6. Доман Г. Гармоническое развитие ребенка: Пер.с англ. / Глен. Доман; Сост., вступ. ст. В. Дольникова. — М.: Аквариум, 1996. — 442 с.: ил.
7. Евсеев Ю. И. Физическая культура: учебное пособие для вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 382 с.
8. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету Физическая культура: Учеб. пособие для пед. вузов. — М.: Академия, 2004. — 269 с.
9. Захаров Е.Н., Карасёв А.В., Сафонов А.А., «Энциклопедия физической подготовки», Методические основы развития физических качеств/ под общей ред. Карасёва А.В.-М.:Лептос, 1994, С. 61 — 134.
10. Зациорский В.М. «Физические качества спортсменов». — М.: Физкультура и спорт, 1966. — 196 с.
11. Зибаров О.И. «К вопросу о перестройке системы физического воспитания в учебных заведениях» // Теория и практика физической культуры, — 1997, — № 7, С. 234 — 247.
12. Иванов С. М. Врачебный контроль и лечебная физкультура, 3-е издание — М.: ИНФРА, 2003. — 437 с.
13. Комков А.Г. Организационно-педагогическая технология формирования физической активности школьников / Комков А.Г., Кириллова Е.Г. — // Физ.культура:воспитание,образов.,тренировка. — 2002. — №1. — С. 2-5.
14. Конеевой Е.В. Физическая культура: учебн. Пособие / Под общ. ред. Е.В. Конеевой. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 558 с.: ил.
15. Коростелёв Н.Б. «Найденное время», Москва «Физкультура и спорт», 1988, С — 56.
16. Круцевич Т.Ю. «Теория и методика физического воспитания», Олимпийская литература; Киев 2008, С 8 — 13.
17. Курамшина Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. — М.: Советский спорт, 2003. — 464 с.
18. Лях В.И. Журнал «Физическая культура в школе» № 6, 2005 г. 36 с.
19. Лях В.И. Мой друг — физкультура. — М.: Просвещение, 2001. — 192 с.
20. Лях В.И., Зданевич.А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-ХI классов. — М.: Просвещение, 2003. — 296 с.
21. Лях В.И., Любомирский Л.Е., Мейксон Г. Б. Физическая культура. — М.: Просвещение, 1998. — 155 с.
22. Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников: Учеб. пособие для студентов пед. спец. высш. учеб. заведений. — М.: Просвещение, 1989. — 222 с.
23. Приходько С.Е. //Влияние учебного процесса на уровень здоровья и заболеваемость школьников и студентов // «Теория и методика физического воспитания и спорта» научно-теоретический журнал для специалистов в отрасли физического воспитания и спорта, научных работников, преподавателей ВУЗ, тренеров, докторов, аспирантов, студентов, спортсменов № 2.2010г., С-81 — 83.
24. Солоха Л.К. Спортивная физиология // методических указания к теоретическому изучение курса. — Симферополь , 2003. — С. 49-60.
25. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и пед. училищ / Б.М. Шиян, Б.А. Ашмарин, Б.М. Минаев и др.; Под ред. Б.М. Шияна. — М.: Просвещение, 1988. — 224 с.: ил.
26. Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физ. культуры. Под общ. ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. Изд. 2-е, испр. И доп. (В 2-х т.).
— М.: Физкультура и спорт, 1976. — 304 с.: ил.
27. Теория и методики физического воспитания: Учеб. пособие для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др; Под ред. Б.А. Ашмарина. — М.: Просвещение, 1990. — 287 с.: ил.
28. Хорунжий А.Н. Развиваем силу // Физическая культура в школе. Научно-методический журнал. — 2008. — №6. С 21 — 24.
Приложение 1
Нормы ГТО для школьников 16-17 лет (10 и 11 классы)
бронзовый значок
серебряный значок
золотой значок
Виды испытаний (тесты)
Возраст 16-17 лет
Юноши
Девушки
Обязательные испытания (тесты)
1.
Бег на 100 м (сек.)
14,6
14,3
13,8
18,0
17,6
16,3
2.
Бег на 2 км (мин., сек.)
9.20
8.50
7.50
11.50
11.20
9.50
или на 3 км (мин., сек.)
15.10
14.40
13.10
—
—
—
3.
Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз)
8
10
13
или рывок гири (кол-во раз)
15
25
35
или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (кол-во раз)
—
—
—
11
13
19
или сгибание и разгибание рук упоре лежа на полу (кол-во раз)
—
—
—
9
10
16
4.
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см)
+6
+8
+13
+7
+9
+16
Испытания (тесты) по выбору
5.
Прыжок в длину с разбега (см)
360
380
440
310
320
360
или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)
200
210
230
160
170
185
6.
Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз 1 мин.)
30
40
50
20
30
40
7.
Метание спортивного снаряда весом 700 г (м)
27
32
38
—
—
—
или весом 500 г (м)
—
—
—
13
17
21
8.
Бег на лыжах на 3 км (мин., сек.)
—
—
—
19.15
18.45
17.30
или на 5 км (мин., сек.)
25.40
25.00
23.40
—
—
—
или кросс на 3 км по пересеченной местности*
—
—
—
Без учета времени
или кросс на 5 км по пересеченной местности*
Без учета времени
—
—
—
9.
Плавание на 50 м (мин., сек.)
Без учета
0.41
Без учета
1.10
10.
Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция — 10 м (очки)
15
20
25
15
20
25
или из электронного оружия из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция — 10 м (очки)
18
25
30
18
25
30
11.
Туристический поход с проверкой туристических навыков, Туристический поход с проверкой туристических навыков на дистанцию 10 км, Кол-во видов испытаний видов (тестов) в возрастной группе
11
11
11
11
11
11
Кол-во испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса**
6
7
8
6
7
8
* Для бесснежных районов страны
** При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны испытания (тесты) на силу, быстроту, гибкость и выносливость.
Приложение 2
Обьем легких
Обьем на вдохе — обьем на выдохе
Школьники млад.: 3-5см; Школьники сред.: 5-7см;
ЧСС (в мин)
за 15 сек.
8-10 лет – 88 уд/мин.;
10-12 лет – 80 уд/мин.;
12-15 лет – 75 уд/мин.;
15-50 лет – 70 уд/мин.; при нагрузке = 220 – возраст.
Скоростносиловые:
Пресс (в мин)
кол-во раз с мин
см. нормативы ГТО
Отжимания (мин)
кол-во раз с мин
см. нормативы ГТО
Бег 30 м
кол-во раз с мин
см. нормативы ГТО
Силовые:
Пистолетик
кол-во раз
см. нормативы ГТО
Пресс
кол-во раз
см. нормативы ГТО
Отжимания
кол-во раз
см. нормативы ГТО
Приседани
кол-во раз
см. нормативы ГТО
Нижний пресс
кол-во раз
см. нормативы ГТО
Подтягивание
кол-во раз
см. нормативы ГТО
Мышечная сила
кол-во раз
формула
Гибкость:
Мостик
в см.
индивидуально
Шпагат п/л
в см.
индивидуально
Шнур
в см.
индивидуально
Наклон вперед
в см.
индивидуально