«Овощи». Обучать изменению имен существительных единственного числа по па

Содержание скрыть

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Логопедия как наука позволяет изучить речевые нарушения, предупредить и преодолеть их в процессе воспитания и обучения ребенка.

Проблема общего недоразвития речи является одной из самых актуальных проблем современной логопедии. Под общим недоразвитием речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики. При этом отмечается нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи.

У большинства дошкольников с ОНР имеется недоразвитие неречевых психических функций, которые тесно связаны с речью, таких как внимание, восприятие, память, мышление. Для этих детей характерны как типологические, так и индивидуальные особенности состояния речевых и неречевых психических функций.

ПРОЯВЛЕНИЕ ОНР У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Также дошкольники понимают значение многих слов, однако их употребление в экспрессивной речи, актуализация вызывают большие затруднения.

Бедность словаря проявляется в том, что даже шестилетний ребенок с ОНР не знает многих слов: названий ягод, рыб, цветов, животных, профессий, инструментов, частей тела и предметов.

Часто они затрудняются в актуализации таких слов, как насекомые, природные явления. Значительно сложнее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения: «гроза», «гром». Характерной особенностью словаря детей с ОНР можно назвать неточность употребления слов [3, с.168].

14 стр., 6892 слов

Методика развития словаря детей дошкольного возраста

... роль слова как важнейшей единицы языка и речи, его значение в психическом развитии ребенка определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста В развитии словаря детей дошкольного возраста ...

Иногда они используются в излишне широком значении, в других случаях — в слишком узком.

Если сравнивать пути усвоения родного языка детьми, сообщаемые исследователями нормальной детской речи, с путями становления детской

речи при нарушении ее развития, то нельзя не заметить в них определенного сходства: какая бы форма патологии речи ни была присуща ребенку, он не минует в своем развитии тех трех основных периодов, которые выделены Александром Николаевичем Гвоздевым в его уникальном исследовании «Вопросы изучения детской речи».

Например, первый уровень речевого развития, который в логопедии характеризуется, как «отсутствие общеупотребительных словесных средств общения», легко соотносится с первым периодом, названным А.Н.Гвоздевым «Однословное предложение. Предложение из двух слов – корней». Второй уровень аномального развития речи, который описывается в логопедии как «начатки фразовой речи», соответствует периоду нормы «Усвоение грамматической структуры предложения».

Третий уровень аномального речевого развития, который характеризуется как «обиходная фразовая речь с проблемами лексико-грамматического и фонетического строя», представляет собой своеобразный вариант периода усвоения ребенком морфологической системы языка. Разумеется, ни одна периодизация не может отразить всей сложности диалектического взаимопроникновения этапов развития и сосуществования в каждом последующем этапе качеств предшествующего.

У этих детей наиболее распространены замены слов, относящихся к одному семантическому полю. Среди существительных преобладают замены слов путем объединения их в одно родовое понятие: «лось — олень», «весна — осень», «сахарница — чайник» и т.п.

Смешение слов у детей с ОНР идет на основе сходства:

по признаку функционального назначения («миска — тарелка», «метла — щетка»);

  • по внешнему сходству («майка — рубашка», «сарафан — фартук»);
  • по объединению общностью ситуации («каток — лед»);
  • части и целого («паровоз — поезд», «локоть — рука»);
  • обобщающих понятий и слов конкретного значения («обувь — ботинки», «посуда — тарелки»);
  • словосочетаний и связанных с ними понятий («плита — газ горит», «кровать — чтобы спать»).

Для детей с ОНР характерна вариативность лексических замен, а процесс поиска нужного слова идет очень медленно, недостаточно автоматизировано. Нарушения актуализации словаря проявляются также в искажении звуковой, слоговой структуры слова.

Изучение особенностей процесса формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи позволило сделать ряд важных наблюдений, имеющих методическую ценность для разработки системы работы по формированию словаря у детей с общим недоразвитием речи.

Дети названной категории затрудняются в установлении адекватных связей между звуковым, зрительным образом слова и его денотативным, понятийным или контекстуальным содержанием. В речи это проявляется обилием стойких ошибок, связанных с неоправданным расширением или сужением значений слов, смешением слов по звуковому или зрительному сходству: дерево вм.береза, яблоко вм. фрукт, фартук вм. сарафан, комар вм. кальмар и т.п.

Дети с нарушенным развитием речи длительно и стойко используют формы слов независимо от того значения, которое необходимо выразить в связи с используемой синтаксической конструкцией. В случаях тяжелого недоразвития речи дети длительно не усваивают синтаксического значения падежа: «ест каша», «сидит тульчику» (сидит на стульчике).

6 стр., 2641 слов

Роль взрослого в формировании речи ребенка раннего возраста

... образом, в развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю - в детском саду, родителям и близким - в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько ... внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи ребенка в усвоении языка. Очень важным является то, как общаются с ребенком ...

В менее тяжелых случаях указанное явление имеет место в единичных случаях.

Материалы патологии детской речи обнаруживают, что на пути к овладению правильной грамматической формой слова ребенок производит перебор вариантов сочетаний лексических и грамматических языковых единиц. При этом выбираемая грамматическая форма слова чаще всего находится в прямой зависимости от общего уровня сформированности лексико-грамматического и синтаксического строя речи.

При нарушениях развития речи дети, не накопив необходимого набора словоизмерительных элементов и не научившись передвигать слово по словоизменительной шкале, преждевременно обращаются к воспроизведению наиболее обособленного морфологического элемента — предлога. Они длительно не замечают, что предлог и флексия взаимосвязаны. Флексия и предлог выступают для ребенка в воспринимаемом им словесном материале в качестве переменных элементов, которые варьируются в различных комбинациях с лексической основой и поэтому не воспринимаются детьми, что можно представить в схематическом виде: ребенок слышит: ребенок воспроизводит: на? е? а е со? Стол а? а той е под? ом? а е

Дети с нарушениями развития речи обладают пониженной способностью, как воспринимать различия в физических характеристиках элементов языка, так и различать значения, которые заключены в лексико-грамматических единицах языка, что, в свою очередь, ограничивает их комбинаторские возможности и способности, необходимые для творческого использования конструктивных элементов родного языка в процессе построения речевого высказывания.

Преобладающим типом лексических ошибок становится неправильное употребление слов в речевом контексте. Не зная названий многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена-дом) или действия; они также заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (раскрашивает-пишет).

В словаре детей мало обобщающих понятий; почти нет антонимов, мало синонимов.

Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький, которыми заменяют слова: длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий. Это обусловливает частые случаи нарушения лексической сочетаемости.

Большие трудности вызывает классификация предметов: дети не знают обобщений, не выделяют четвертый лишний предмет, обозначенный семантически далеким словом. Даже при правильном выполнении задания дети с ОНР часто объясняют свой выбор на основе ситуативных признаков: «Волк, собака, лиса» — лишнее слово «собака», так как в лесу не ходят собаки» [5, с.132].

Дети с ОНР испытывают трудности, называя профессии людей. У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, низкий уровень используемой фразовой речи. В связи с этим формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. На полноценное овладение детьми обобщающими понятиями должна быть направлена работа по развитию у них лексических и грамматических языковых навыков.

7 стр., 3132 слов

Слово, речь, развитие речи у ребенка

... и развития речи ребенка является общение с окружающими. Примерно с 6-8 месяцев у ребенка начинается развитие пассивной речи, он учится различать и понимать первые простые слова, небольшие ... репликам осуществляется постепенно. Примерно после года у ребенка (при условии его нормального развития) начинает развиваться активная речь, появляются первые слова. Правда, они еще «автономны», порой понятны ...

Таким образом, анализ теоретического исследования позволяет сделать вывод, что у детей с ОНР часто возникают трудности использования и актуализации обобщающих понятий.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ГРУППАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Задачи и содержание коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР планируются с учетом результатов их логопедического обследования, позволяющих выявить потенциальные речевые и психологические возможности детей, и соотносятся с общеобразовательными требованиями типовой программы детского сада. Логопедические занятия в ДОУ подразделяются на индивидуальные, фронтальные и подгрупповые. Учитывая неврологический и речевой статус дошкольников, логопедические занятия нецелесообразно проводить со всей группой, поскольку в таком случае степень усвоения учебного материала будет недостаточной.

На фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесения слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.

На подгрупповых занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.

На индивидуальных занятиях с детьми проводится:

1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);

2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);

3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);

4. Коррекция звукопроизношения разными способами;

5. Автоматизация звуков в речи;

6. Дифференциация звуков в речи;

7. Обогащение словарного запаса;

8. — Закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях.

На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа связывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи.

Одним из ведущих направ

С учетом ведущей деятельно

27 стр., 13226 слов

Возможность формирования устной речи у детей с нарушенным слухом ...

... время в отечественной сурдопедагогике создана система формирования устной речи у детей с нарушениями слуха как одного из важных факторов полноценного и гармоничного развития личности, полной адаптации ... подходы к развитию слухового восприятия и обучению произношению детей с нарушенным слухом. 2. Раскрыть цели и задачи педагогической работы по формированию устной речи у детей. 3. Охарактеризовать ...

(Смотри приложение 1)

В детском саду дошкольники,

При формировании связной речи

Развитие звуковой стороны речи предполагает не только усвоение

В старшей группе речь становит

Для дошкольников с общим не

С дошкольниками работают ло

На фронтальных занятиях основ

При помощи аналитико-синте

Только при чётком, правильном

В общей системе работы по ре

(Смотри приложение 2)

Практика логопедической работы показывает, что на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слова. О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Логопедическая работа проводится в несколько этапов., Название этапа, Название подэтапа, Направления работы, Подготовительный этап, Невербальный

Цель: усвоение неречевых ритмов

1. Развитие концентрации слухового вни

2. Работа над ритмом (сначала над про

3. Формирование общей координации

Вербальный

Цель: воспри ятие и воспро изведение ре чевых ритмов.

1. Формирование пространственно-времен

2. Дифференциация длинных и коротких

3. Обучение неосознанному членению

4. Дифференциация слоговых рядов по длине.

5. Проговаривание прямых одинаковых сло

6. Формирование умения воспроизводить

Коррекционный, Гласные звуки

Цель: развитие ритмической структуры на ма териале гласных звуков

1. Формирование и закрепление понятия

2. Повторение звуков за логопедом с вы

3. Узнавание серии звуков по беззвучной

Слоги

Цель : усвое ние различных типов слогов.

13 стр., 6016 слов

Логоритмика как средство развития связной речи детей

... речи; Разработать систему логопедической работы, направленной на развитие и активизацию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством логоритмики; Экспериментально исследовать влияние логоритмических упражнений на развитие и активизацию связной речи детей ...

1. Формирование и закрепление понятия «слог».

2. Формирование умения правильно произ

3. Формирование умения плавно переклю

Слова

Цель: Формирование правильного воспро изведения слоговой структуры слова первых 4-х классов слов.

1. Формирование и закрепление по

2. Усвоение и воспроизведение сло

3. Формирование фонематического и слогового анализа слов.

4. Формирование фонематического и слогового синтеза слов., Заключительный

Текст

1. Развитие подражательности и формирование

2. Заучивание чистоговорок с различными типами

3. Чтение простых стихов с отстукиванием ритма

4. Составление предложений со словами различ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

От того, насколько эффективно проводится работа в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), зависит дальнейшее обучение ребенка в школе. Логопеду необходимо иметь ясное представление о структуре дефекта при общем недоразвитии речи, о системе коррекционной работы в логопедической группе, о взаимодействии в процессе работы всех специалистов ДОУ, а также о роли родителей в этой работе.

Дети с общим недоразвитием речи, являясь основным контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений, составляют сложную, разнородную группу по тяжести проявления дефекта и по природе его возникновения.

Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей (замкнутости, робости, нерешительности); порождает специфические черты общего и речевого поведения (ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуации общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь), приводит к снижению психической активности.

Развитие самостоятельной связной речи дошкольников с ОНР является необходимым условием коррекции имеющихся недостатков речевого развития и предупреждения нарушений чтения и письма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/attestatsionnaya/individualnaya-i-podgruppovaya-logopedicheskaya-rabota-s-detmi-s-onr/

  1. Безрукова С.А., Жемайтите Н.Г., Ковалева Л.Ю., Ковальчук Т.В., Чубарова И.Ю. К вопросу о формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников/ «Логопед в детском саду» 6(21), 2007

  2. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоении устной речи. – М., «Педагогика» 1977.

    20 стр., 9564 слов

    Особенности формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР

    ... ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 1.1. Теоретические основы формирования диалогического высказывания у детей дошкольного возраста с ОНР Обращение к проблеме диалога в образовании обусловлено тем, что на современном этапе развития ... особенности разговорной речи. А. А. Леонтьев в своих работах указывает, что разговорная речь представляет собой особую ...

  3. Борисова Е.А. Играя, звуки исправляем – играя, звуки закрепляем. [Текст]/ Е.А.Борисова. – Биробиджан: ОблИУУ, 2005. –36 с.

  4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., «Педагогика» 1961

  5. Дель С.В., Непокорова А.П. Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР/ «Логопед в детском саду» 4(19), 2007

  6. Дубровина, Т. И. Дети со сложными нарушениями развития: психофизиологические исследования [Текст]/ Л. П. Григорьева, В. А. Толстова, Л. А. Рожкова и др. ; под ред. Л. П. Григорьевой ; Ин-т коррекционной педагогики РАО. — Москва : Экзамен, 2006. — 352 с.

  1. Борисова Е.А. Играя, звуки исправляем – играя, звуки закрепляем. [Текст]/ Е.А.Борисова. – Биробиджан: ОблИУУ, 2005. –36 с.

  2. Жемайтите Н.Г., Ковалева Л.Ю., Ковальчук Т.В., Чубарова И.Ю. Формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи/ «Логопед в детском саду» 5(20), 2007

  3. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М. «Просвещение», 1969.

  4. Логопедия / Учебное пособие для студентов педагогических вузов // Под ред. Волковой Л.С. М.: «Просвещение», 1989.

  5. Лопухина И.С. Логопедия. М., «Педагогика», 1996

  6. Правдина О.В. Логопедия. – М., «Просвещение», 1973

  7. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М., «Просвещение» ,1987.

  8. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец «Педагогика и психология» М.: «Просвещение», 1989

  9. Щеткова И.В., Рычагова Л.Д. О приемах развития фонематического восприятия у дошкольников с ОНР/«Логопед в детском саду» 1(16), 2007

Приложение 1, ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ

Дидактическая игра-занятие «Помоги зайчихе собрать овощи»

(Младшая группа)

Задачи:

  1. Развивать лексикон по теме «Овощи».

  2. Обучать изменению имен существительных единственного числа по па дежам (винительный падеж) с окончанием –У.

Оборудование:

Ход игры.

14 стр., 6849 слов

Педагогические основы коррекционно-развивающей работы с детьми ...

... изменения, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы, позиции и возможностей специалистов. Педагогические основы коррекционно-развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста Начальным этапом в работе с проблемными детьми считается комплексная медико ...

Логопед

Дети

1. Организационный момент.

2. Активизация речи детей.

(Дети повторяют

3. Формирование навыка употребления имен

А теперь попросите у меня что-нибудь, чтобы положить в корзинку. Послушайте, как просит зайчиха: «Дайте морковку», (Логопед дает морковку.) «Дайте свеклу». (Логопед дает свеклу.)

Дайте морковку. — Дайте свеклу.

(Все овощи

[5, с.51]

Дидактическая игра-занятие «Собираем урожай» Средняя группа)

Задачи:

  1. Закреплять представления об овощах и фруктах.

  2. Учить образовывать глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида.

Оборудование:

Ход игры.

Логопед

Дети

  1. Организационный момент.

Логопед предлагает съездить в деревню к

(Имитируют поездку

2. Беседа.

(Навстречу выходит «бабушка» (воспитатель), логопед предлагает детям с ней поздороваться. «Бабушка» радуется встрече и просит детей отдохнуть и повеселиться в деревне.) -Нет, бабушка! Мы приехали трудиться, А не прыгать, веселиться. Не хотим тебе мешать, Лучше будем помогать.

— Здравствуй, бабушка!

Активизация предикативного словаря.

«Бабушка» — Как же вы будете мне помогать? Логопед предлагает детям рассказать, что они

— Будем землю мы

Будем грядки

Будем фрукты

«Бабушка»: «Ну, пойдемте. Сейчас я

Логопед останавливает «бабушку»:

— Нет. Ты устала, посиди.

Телевизор посмотри

И немножко отдохни.

— Копать.

— Поливать.

— Собирать.

4. Активизация словаря по темам «Овощи»,

(Дети называют расположенные на макетах

5. Формирование умения употреблять в речи сложную форму глаголов будущего времени.

-Как же нам помочь «бабушке» убрать весь этот урожай? Давайте каждый из вас расскажет, что он будет делать (возможны наводящие вопросы логопеда: «Что ты будешь делать? Чем ты это будешь делать?»)

109 стр., 54149 слов

Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста ...

... проблемы особенностей развития словаря детей старшего дошкольного возраста 1.1 Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов. Дошкольный возраст – период быстрого развития словаря. Его рост ...

— Я буду копать лопатой. — Я буду рвать фрукты.

— Я буду поливать огурцы лейкой и т.д.

6. Физкультминутка.

А теперь давайте за работу. Чтобы нам было веселей работать, будем делать это под музыку.

(Под ритмичную музыку совершают характерные движения, имитирующие названные действия.)

7. Формирование умения употреблять в речи глаголы совершенного вида.

— Я вскопал грядку.

— Я полила морковку.

— Я вытащил репку.

— Я сорвал огурцы.

8. Подведение итогов занятия.

— Лена….

— Вася …

— Дима….

— Аня …

— Бабушке мы помогали, урожай мы весь собрали.

9. Оценка деятельности детей.

10. Организованное окончание занятия.

копала грядку и вскопала всю землю.

Рвал огурцы и сорвал все эти овощи.

Поливал помидоры и все их полил.

Собирала груши и собрала их целую корзину.

[5, с.51-53]

Дидактическая игра-занятие «Чудо-дерево»

(Старшая группа)

Задачи:

  1. Совершенствовать лексикон теме «Осень».

  2. Совершенствовать навыки употребления единственного и мно жественного числа имен существительных с именами прилагатель ными в косвенных падежах (без предлога и с предлогами).

  3. Совершенствовать навык согласования относительных прилага тельных с суффиксом -ов с именами существительными.

Оборудование:

Ход игры.

Логопед

Дети

1 .Организацоннный момент.

2. Беседа.

(Дети рассматривают и за

3. Формирование навыка образования от

Отгадайте, с каких деревьев слетели эти листочки?

— Как можно назвать листья дуба? Какие

— Листья березы?

— Листья клена?

— Листья осины?

— С дуба (березы, клена, осины).

— Дубовые.

— Березовые.

— Кленовые.

— Осиновые.

4.Формирование навыка согласования

— Пусть каждый снимет по два одинаковых

— Представьте, что вы — листья. Слушайте

— Подул сильный ветер и сорвал кленовые листья с дерева.

— Каких листьев не стало?

— Какие листья остались?

— Теперь каждый превратится в листик найдет себе пару по цвету.

Логопед обращается к каждой паре детей:

— Кленовый листик, с каким листиком ты

— Березовый листик, с каким листиком ты

-А теперь поменяйтесь листиками.

— Кому ты дал осиновый листик?

— Кому ты дал дубовый листик?

(Дети снимают с дерева ли

(Приседают дети, держащие

Кленовых листьев не стало.

— Остались березовые, дубо

(Дети находят парные лис

— Я стою рядом с дубовым

— Я стою рядом с осиновым

— Березовому листику.

— Кленовому листику.

5. Физкульминутка.

А сейчас мы будем изображать листопад.

— Листопад, листопад, листья осенние летят.

(Дети подбрасывают листья,

(Дети повторяют слова.)

6. Обобщение пройденного.

Дети, с какими листиками мы сегодня иг рали?

— С какого дерева они к вам слетели?

— Почему его так называют?

— Давайте заново украсим его осенними

7. Организованное окончание занятия.

— С кленовыми, березовыми,

дубовыми, осиновыми лис

— С «чудо-дерева».

— На нем растут разные лис

— Дети подходят к дереву и

[1, с.49]

Дидактическая игра-занятие «Фрукты»

(Подготовительная группа)

Задачи:

  1. Закреплять лексикон по теме «Фрукты».

  2. Познакомиться суффиксальным способом образования имен прилага тельных.

  3. Совершенствовать навык дифференциации и образования имен суще ствительных с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значе нием и значением увеличения.

Оборудование:

Ход игры.

Логопед

Дети

1. Организационный момент.

2. Беседа.

— Дети, давайте вспомним какое время года

— Что созревает осенью в наших садах?

— Осень.

— В саду созревает (-ют)

урожай (фрукты).

3. Закрепление лексикона по теме «Фрукты»,

-Сейчас я загадаю вам загадки о фруктах, а вы

Само с кулачок

Красный бочок,

Тронешь пальцем — гладко,

А откусишь — сладко.

— Что это?

— Как вы догадались?

— Молодцы. Тогда отгадайте еще одну загадку.

Ты очень красивый,

Оранжевый шар

Тебя я начищу,

По долькам раздам.

— Что это?

— Как вы догадались?

— Скажите, апельсины созревают в наших садах?

— А где?

— Какие еще фрукты созревают только в теплых

— Яблоко.

— Потому что яблоко

размером с кулачок, один

яблоко — сладкое.

— Апельсин.

(Дети отвечают.)

— Апельсины не созревают

в наших садах. Они созре

— Ананасы, бананы, киви.

4. Формирование навыка образования

Давайте поиграем. Я начну предложение, а вы закончите.

— Бабушка сварила варенье из слив не просто

— Саша угостил меня яблоком не просто

— Рома купил лимон не просто кислый, а

— Из сладчайших.

— Вкуснейшим.

— Кислейший.

Формирование навыка образования имен

значением увеличения.

Молодцы. А из каких фруктов можно сварить сладчайшее варенье?

— Посмотрите, у меня большой и маленький мячики. Я назову фрукт и брошу мячик. Кому я брошу маленький мячик — тот назовет этот фрукт ласково. Кому я брошу большой мячик — тот на зовет этот фрукт преувеличенно большим. Например: апельсин — апельсинчик — апельсинище. (Аналогично проводится работа со словами: лимон, слива, банан.)

— Из яблок, груш, слив,

апельсинов.

(Дети выполняют задание.)

Подведение итогов занятия.

Молодцы, ребята. Видите, как много есть фруктов и как по-разному можно их назвать.

7. Оценка деятельности детей., Приложение 2, Игры и задания, развивающие, Упражнение «Хлопни в ладоши».

Цель: развивать навыки фонема тического слуха, умение выделять [а] из ряда гласных, слогов, слов (на чальной ударной позиции).

Речевой материал:

Описание. Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, когда он услы шит [а].

Упражнение «Назови по порядку».

Цель: развивать навыки порядко вого анализа слияний [ау], [уа].

Описание. Логопед показывает детям картинку, на которой изобра жены девочки, заблудившиеся в лесу, и спрашивает детей, что кричат де вочки. Дети отвечают: «Ау!» Логопед просит подумать и назвать, какой звук произносят девочки первым, а ка кой — вторым. Аналогично проводится анализ слияния [уа] при демонстрации картинки, на которой изображен плачущий малыш в коляске.

Игра «Разноцветные корзинки».

Цель: развивать навыки фонема тических представлений дифферен циация звуков [а], [у] в словах.

Материал: картинки с изображе нием аиста, астры, арки, утки, улья, ушек (зайца), щуки, облака, карто феля, глаза, ложки

Описание. На наборном полот не — красная и желтая корзинки. На ручке красной корзинки изображе на буква А, на желтой — У. Отдельно стоят предметные картинки. Лого пед предлагает детям рассмотреть картинки, подумать, имеются ли в их названиях звуки [а], [у]. Детям предлагается молча разложить по корзинкам соответствующие картин ка. Педагог прерывает игру только в том случае, если ребенок допускает ошибку. После того как она исправ лена, игра продолжается.

Упражнение «Подними сигнал».

Цель: учить детей выделять звук [б] из ряда звуков, слогов, слов (на чала и середины).

Речевой материал:

Описание. Детям предлагается поднять букву Б, когда они услышат соответствующий звук.

Упражнение «Утенок гуляет».

Цель: развивать навык позицион ного анализа в словах.

Речевой материал:, Упражнение «Утенок гуляет»

Цель: развивать навык позиционного анализа в словах.

Речевой материал:

Описание. Перед каждым ребенком лежит полоска разделенная на три части. Дети получают по маленькому пластмассовому утенку. Логопед объясняет, что он будет произносить слова, а дети – ставить утенка на начало, середину или в конец полоски в зависимости от того, где находится звук [х] в произнесенном слове (в начале, в середине, в конце)

Упражнение «Волшебные часы».

Цель: развивать навыки дифферен циации согласных [в], [ф] в словах.

Описание. На больших магнитных часах закреплены картинки, в назва нии которых есть звуки [в], [ф]: ва гон, флаг, фартук, волк, фазан, фор ма, ворота, футболист, вода, ворона. Логопед предлагает детям рассмот реть изображения, подойти к часам и показать одной стрелкой картинку со звуком [в] в названии, другой — со звуком [ф].

Упражнение «Разноцветные

Цель: совершенствовать навык звукового анализа слов, умения диф ференцировать гласные и согласные звуки, учить детей работать с разда точным материалом (пластмассовыми кружками красного и синего цветов).

Речевой материал: слова: рот, сок, дым, лак, рак.

Описание. Логопед показывает детям картинки, просит назвать изображение и предлагает выполнить звуковой анализ этих слов. Дети вы полняют анализ и выкладывают схе мы слов.

Приложение 3, КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема: «Птицы»

Цели:

Образовательные:, Коррекционные:, Воспитательные:, Оборудование:

Ход занятия

1. Организационный момент .

Логопед — Всё теплее воздух вешний.

Светит солнце сквозь туман,

И скворец в свою скворешню

Прилетел из дальних стран.

2. Развитие навыка воспроизводить слоговую структуру слов.

Логопед — Ребята, а вы знаете кто такой скворец (демонстрация картинки)?

Дети — Птица.

Логопед — Правильно, а каких вы ещё знаете птиц?

Ва-ва-ва — сидит на дереве…

Дети — Сова.

Логопед — Долбит он в лесу сук,

Раздаётся: тук-тук-тук!

Дети -Дятел.

Логопед — С золотистым гребешком

Гордо ходит он кругом.

Дети — Петух.

Логопед — На даче в лесу жили разные птицы:

Сороки, стрижи, воробьи и …

Дети — Синицы.

Логопед — Немного я его боюсь

Эта птица — важный …

Дети — Гусь.

3. Обобщающая беседа. Игра «Строим скворечник».

Логопед — Вот как много мы вспомнили разных птиц. Как называются пти цы, которые живут с человеком?

Дети — Домашние.

Логопед — Назовите этих птиц.

Дети — Гусь, петух, курица.

Логопед — О домашних птицах заботится человек, а кто позаботится о диких птицах? Ребята, давайте для них построим скворечник.

Хором — Мы — строители (Прижать руки к груди, затем вытянуть их вперёд.)

(Ударять кулачками друг об друга,

Строим, строим новый дом.

(Поднять правую руку вверх, затем

сложить прямые ладони «домиком».)

(Поднять прямые руки вверх.)

Дом скворечником зовём

(Помахать кистями, имитируя полет

4. Развитие слоговых представлений. Игра «Рассели птиц».

Логопед — Скворечник мы построили большой, трёхэтажный. Нам нужно расселить птиц по этажам. На первом этаже поселите птиц, в названии ко торых 1 слог, на втором этаже птиц, в названии которых 2 слога и на третьем этаже птиц, в названии которых 3 слога. Ворона, гусь, сова, петух, дятел, со рока, синица, курица. (Дети вслух слова не произносят.)

Дети — на первом этаж — гусь, на втором — сова, петух, дятел, на третьем — ворона, сорока, синица, курица.

5. Развитие слухопроизносительного ритма. Чтение стихотворения хором с отхлопыванием ритма.

Хором — Гуси, гуси!

Га-га-га!

Есть хотите?

Да-да-да!

(Затем дети становятся парами и читают стихотворение и отхлопывают

6. Составление предложений по сюжетной картине.

Логопед — Ребята, посмотрите на картинку, что на ней изображено?

Дети — Забор, петух, курицы.

Логопед — Составьте предложения по картинке.

Дети — На заборе сидит петух. Курицы щиплют траву. Петух охраняет кур.

Логопед — Сколько слогов в слове «петух»?

Дети — Два слога.

Логопед — Назовите первый, последний слог.

Дети -ПЕ, ТУХ.

7. Развитие слогового анализа. Игра с мячом.

Логопед — я буду бросать мяч, и просить назвать домашнюю или дикую пти цу. Вы говорите название птицы и ударяете мячом об пол столько раз, сколько слогов в названии этой птицы. (Дети выполняют задание)

8. Подведение итога занятия.

Логопед задаёт детям вопросы по изученной теме.