Системный подход в психологии

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

В современной психологии наблюдается методологический плюрализм. С точки зрения тоталитарного сознания — это “непорядок”, или кризис. С позиций рыночного, открытого общества – это возможность выбора для клиентов (будущих и уже действующих профессионалов-исследователей) и состояние конкуренции для производителей (авторов текстов, претендующих на ихметодологическую значимость).

Было бы нелогично думать, что системный подход в современных условиях развития психологической науки и в тех формах, в которых он существует в настоящий момент, будет безоговорочно принят всеми или даже большинством психологов. Но он может стать той основой, которая способна объединить большинство из существующих в Казахстане методологических направлений, и в этом,на наш взгляд, ближайшие перспективы его собственного развития.

Психологов, подлинных методологов, не так много. В большинстве случаев мы встречаемся в литературе с комментариями и развитием уже известных принципов. Наше изложение системного подхода в очень сильной степени опирается на идеи, высказанные Владимиром Александровичем Ганзеном в его докторской диссертации, посвященной системномуподходу в психологии, в его лекциях по спецкурсу “Системный подход в психологии”, а также в ходе нашего совместного сотрудничества на факультете психологии Ленинградского университета.[1]

* * *

В греческом языке имеется множество различных значений слова «система»:

1) сочетание, образование, организм, числовое сочетание;

2) сочинение, произведение;

3) устройство, организация;

4)объединение, федерация, союз;

5) стадо;

6) воинская часть, отряд;

8) руководящий орган, коллегия;

9) сенат;

10) музыкальное созвучие;

11) стихотворная система;

12) философское учение.

Объединяет эти столь разные значения общее представление о некоторой обособленной совокупности, или целом, составленном из частей, которые находятся между собой в упорядоченном взаимодействии. По определению Л.Берталанфи,система – это комплекс элементов, находящихся во взаимодействии /4/.

Такому широкому толкованию удовлетворяют язык и скопления звезд, общественные объединения, объекты познания и объекты практического использования — любые объекты, в которых тенденция к интегрированию преобладает над тенденцией к дезинтеграции. В любой системе внутренние связи сильнее, чем связи внешние.

8 стр., 3717 слов

Акмеологический подход в развитии личности

... психологии развития - акмеологией; 4. Сделать теоретический анализ акмеологического подхода в развитии личности. 1. Личность и развитие личности. 1.1 Личность Личность - саморегулируемая динамическая функциональная система ... определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формируемое в ... движения к этому состоянию. Объектом акмеологии можно выделить – профессионализм ...

Сущностьсистемного подхода в том, что объект предстает как совокупность компонентов, между которыми существуют связи и упорядоченность. Системный подход неслучайно называют универсальной методологией, родившейся в ХХ веке, ведь он охватывает самые науки в современной философии науки">разные науки – от физики до психологии.

Современный взгляд на мир как на связное и легко уязвимое целое стал приметой нового политического мышления, целостный подход корганизму лег в основу новых нетрадиционных методов лечения, стремление понять психику как целое по-новому очертило контуры психологии индивидуальности /3, 23, 24/.

Сегодня теория и практика системного подхода наблюдается в сфере образования /14, 30/, политики /31/ и многих других областях. Возникают новые научные направления и новые виды деятельности, реализуя объективную необходимость в системномподходе и системном мышлении. [2]

* * *

Один из создателей общей теории систем неслучайно обратился к психологии как одной из тех сфер знания, где принципиально необходим системный подход /27/. Психическое должно быть рассмотрено как система, поскольку человек объективно является сложнейшей системой, которой свойственны принципиальная незавершенность, открытость, творчество и саморазвитие. Содной стороны, человек ограничен своим телесным и конкретно-социальным бытием, с другой – выходит в своем творчестве далеко за эти пределы, способен быть гибким, непредсказуемым, трансцендентным

Многообразие связей, в которые реально включен человек и множество детерминант, нередко действующих в прямо противоположных направлениях, определяют объективную сложность…