Тема 2.1. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

Содержание скрыть
Теория космического происхождения человека Человек – существо внеземное, пришелец из космоса.
Теория эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая) Человек – биологический вид, высшее млекопитающее, имеет естественное происхождение.
Трудовая теория Ф. Энгельса (материалистическая) Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, язык и творческие способности.

Основные отличия человека от животного

Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности: – моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли; – обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов; – выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своём поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создаёт «вторую природу» – культуру. Животные приспосабливаются к окружающей среде. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Человек должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности, это связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека. Человек обладает сознанием.

Человек как продукт биологической, социальной и культурной, эволюции

Наиболее традиционное представление о природе человека в контексте европейского рационализма отливается в формулу: Чело­век как продукт биологической, социальной и культурной, эволюции.

Проблема возникновения человека и человеческого общества (проблема антропосоциогенеза, где генезис — возникновение, со­циум — общество и антропос — человек) — одна из наиболее важ­ных проблем философии. И хотя происхождение человека таится в отдаленных глубинах времени и «в нашей эволюции не все понятно», признание единой целостности всего человеческого рода не вызывает сомнений. Человек в его родовой сущности — это представитель пле­мени пото 5ар1еп5 — индивид, непременно тождественный подоб­ным себе и отличающийся от них своей индивидуальностью. Суще­ствование человеческого рода как определенных сообществ людей, их фупповая организация, орудийная деятельность, мышление и речь — вот атрибутивные, сущностные признаки антропос.

Традиционная теория антропосоциогенеза настаивает на том, что в предшествующей биологической эволюции были сформули­рованы условия, которые выступили предпосылками возникнове­ния человека и человеческого общества. Речь шла о трех факторах:

1) сложная психическая деятельность высших животных;

2) зачатки орудийной деятельности, инстинктивный труд человеко­подобных предков;

3) сложная’стадная жизнь высших животных.

Каждая из названных предпосылок была трансформирована в новое качественное состояние на уровне социальной эволюции. Так, если сложная психическая деятельность высших животных всегда обусловлена закономерностями адаптивного (приспособительного) поведения и животное генетически связано с «поведенческим ам­плуа» только своего вида («рожденный ползать — летать не может»), то человеку свойственна .вариативность поведения. В отличие от жи­вотных он может вести себя «по мерке любого вида». А там, где он ограничен естественно-природными данными, он создает и исполь­зует искусственных помощников — орудия труда.

Инстинктивный труд животных на этапе становления челове­ка и человеческого общества характеризуется переходом от присвоения готовых продуктов к систематической орудийной деятель­ности исозданию «второй, очеловеченной природы».

Важнейшим обстоятельством в процессе превращения обезь­яноподобного предка в человека является сложная стадная жизнь высокоорганизованных, человекоподобных предков. Конечно же, не может быть и речи о мгновенном или быстротечном превраще­нии животного в человека. Как показывают современные исследо­вания, процесс антропосоциогенеза длился в течение 3-3,5 млн. лет, из которых 95% ушло на формирование первых коллективов с четко выраженными человеческими чертами. Отличия человека как продукта социальной и культурной эволюции от предшествующих особей как представителей биологической эволюции состоят в сле­дующем.

Общей предпосылкой всякого органического существования является обмен веществ между организмом и природой. В этом отно­шении и человек, и животное одинаково связаны с окружающей средой природными узами. Главной задачей оказывается перекачка из природной среды необходимой для жизнедеятельности энергии. Однако в отношении способов присвоения природных благ человек существенным образом отличается от животных.

Во-первых, в животном и растительном мире обмен веществ между организмами и природой происходит непосредственно. Жи­вотное воспринимает ферменты природы в том виде, в каком они ему даны. Животные являются потребителями того, что дает приро­да, или сами служат объектами потребления для других организмов. В производстве потребляемых объектов они участия не принимают и ограничиваются тем, что пожирают готовые запасы пищи, нико­гда не преступая границ элементарного непосредственно потреби­тельского отношения.

Во-вторых, каждый новый акт потребления только повторяет один и тот же процесс, и ничего нового, кроме естественных изменений в самой природе (рост, размножение биологического вида и стихийные изменения окружающей среды), не происходит. В конце акта такого потребления, как и в начале всякого нового акта, взаимодействия происходят между теми же двумя членами начального отношения: оп­ределенным биологическим видом и природной средой, разумеется, несколько измененной. Между этими двумя членами не возникает ни­какой новой действительности. Процесс вращается в одной и той же плоскости, в границах природно-биологического круга.

Существенно иного рода отношения людей к природной среде. В них разорван круг природно-биологического потребления. Осущест­влен скачок в эволюционном развитии. Обмен веществ между челове­ком и природой происходит не прямо и непосредственно, как в мире животных, а через целый ряд опосредствующих звеньев, рождающих мир новых отношений общественного характера. Потребление ока­зывается лишь последним звеном в цепи, которому предшествуют:

  • а) процесс производства, в котором продукты природы приспо­собляются к человеческим потребностям;
  • б) распределение, которое разделяет продукты, согласно общест­венным законам;
  • в) обмен, которой доставляет каждому потребные именно ему объекты; и лишь затем

г) потребление, выключающее продукт из общественной цирку­ляции.

Человек, являясь потребителем благ природы, предваряет и определяет потребление производством этих благ. Если при потре­бительском отношении между животными и средой не возникало никаких новых связей и никакой новой действительности, то при производственных отношениях между человеком и природой вы­растает целый мир материальной культуры. Этот мир не является только природным, он создается человеком и помещается им меж­ду собой и природой. Он составляет не естественную, но искусст­венную, произведенную действительность. Согласно лингвистиче­скому анализу, искусственная действительность в большинстве язы­ков означает ручную, рукотворную природу.

В 60-х годах XX в. было сделано открытие в области археологии, которое многое прояснило. Выяснилось, что непосредственным пред­шественником питекантропов был Ьото ЬаЬШз — человек умелый. Хабилисы изготовляли орудия труда при помощи орудий (что дока­зывает наличие производственной деятельности), но по своему строе­нию и морфофизиологической организации бь(ли чисто животными. В свете последних данных стало ясно, что производственная деятель­ность, с одной стороны, мышление и язык — с другой, возникли с разрывом примерно в 1-1,5 млн. лет. Следовательно, именно труд соз­дал человека. С этой точки зрения каверзный вопрос, предшествовал ли труд сознанию, получает сугубо положительный ответ.

Синергетика — теория самоорганизации предлагает новое объяс­нение проблемы возникновения человека. С позиций синергетики переходит приматов к человеку — становление качественно новой формы жизни — типичный результат бифуркации. Точки бифурка­ции знаменуют собой «перекресток эволюционной магистрали», в них характер развития качественно меняется. Бифуркация предполагает как минимум двухвекторное разветвление в эволюционном процес­се. В силу принципиально вероятностного характера этого порогово­го бифуркационного состояния оно приобретает необратимость. Иначе говоря, вероятность повтора подобного события равна нулю. История Земли знает две бифуркации: первая связана с возникновением са­мой жизни (витальности), вторая — с появлением человека.

Скорость эволюции, характеризующая начальные стадии антро­погенеза (возникновения человека и общества), носила поистине взрывной характер. В очень жестком отборе особое значение приобре­тали зачатки интеллекта. Эволюционная метаморфоза состояла в том, что наш предок из хилого животного превратился в сильного и ум­ного хищника с развитым мозгом и прочной нервной системой.

Физиологи не могут обойти молчанием так называемый «пара­докс резервирования». Суть его в том, что у человека в структуре головного мозга задействовано лишь несколько десятых долей про­цента клеток мозга, следовательно, степень резервирования равна нескольким сотням. В то время как у обезьян она равна 14-20%. Перестройка информационной основы мозга дополнялась появле­нием лобных долей, ответственных за мироощущение индивида, к ним добавлялись существенные морфофизиологические отличия, выделяющие человека из числа приматов, — прямохождение.

Ученые утверждают, что на заключительном этапе антропоге­неза скорость эволюции значительно замедлилась. 40-30 тыс. лет тому назад развитие человека как биологического вида практически остановилось. Человек из Кроманьона (грот во Франции, где впер­вые были найдены его останки) — общий предок всех людей, по существу ничем не отличался от человека современного типа.

С этого периода развитие человечества продолжалось с опорой на приобретение не индивидуальных, а социальных признаков. Ком­поненты дарвиновской триады — изменчивость, наследственность, отбор — продолжали действовать, однако отбор переносится на новый уровень — уровень организации общественной жизни. Тем­пы развития ускорялись, но уже на’другой — цивилизацией ной основе. Таким образом, природа человека понимается как продукт биологической^ социальной и культурной эволюции.

Сознание

Сознание

– это форма психического отражения действительности и способность целенаправленно, обобщённо и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.

Структура сознания
восприятие органами чувств

окружающего мира и самого себя (познание и самопознание)

логико-понятийные способности

к рациональному познанию и знания, получаемые на их основе (понимание сущности объектов)

эмоциональные компоненты

(сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий)

ценностно-смысловые компоненты

(сфера высших мотивов деятельности, её духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию)

Свойства сознания:

  • активность (отражает мир целенаправленно;
  • служит основой преобразовательской деятельности человека);
  • – избирательность (различия в содержании как на личном, так и на общественном уровне);
  • – субъективность;
  • – творческое начало.

Бессознательное

  • явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Проявляется в оговорках, описках, фантазиях, мечтах, сновидениях.

Общественное (коллективное) сознание

  • сознание группы общества, общественное мнение. Относительно самостоятельно, распространяется образованием, СМИ, политическими партиями и общественными движениями.

Самосознание

  • осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, положения в обществе, осознание себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность.

Самопознание

  • изучение личностью собственных психических и физических особенностей. Протекает в процессе деятельности и общения.

Самооценка

– эмоциональное отношение к собственному образу (всегда субъективна).

Самооценка может быть реалистической (у людей, ориентированных на успех), нереалистической (завышенной или заниженной у людей, ориентированных на избегание неудач).

Поведение

  • совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Поведение состоит из поступков.

Поступок

– действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.

Человек, индивид, индивидуальность, личность: определение и соотношение понятий

Человек

– родовое понятие, указывающее на принадлежность существа к человеческому роду.

Индивид

– единичный представитель вида «homo sapiens». Индивидными признаками являются морфологические особенности (рост, телесная конституция и цвет глаз) и психологические свойства (способности, темперамент, эмоциональность)

Личность

– это социальное свойство индивида, совокупность социально значимых черт, образовавшихся в процессе взаимодействия с другими людьми и характеризующих его как члена общества в труде, познании, общении.

Признаки личности:

разумность, свобода, ответственность

Индивидуальность

– это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека, своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт)

Становление личности

происходит в процессе социализации человека, в ходе которого индивид осваивает выработанные в обществе социальные функции и роли, социальные нормы и правила поведения, общения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в обществе.

Становление индивидуальности

– это процесс индивидуализации объекта, самоопределения и обособления личности, её выделения из сообщества, оформление её отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

ЧЕЛОВЕК КАК ПРОДУКТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 22Следующая ⇒

homo sapiens

(человек разумный), которое есть продукт биологической эволюции. С этого времени наука задалась вопросом отличия человека от животных, разрешением проблемы ускорения эволюционного развития человека по сравнению с другими биологическими видами.

Поведение животных заранее генетически запрограммировано. Животное рождается с определенным набором инстинктов, которые обеспечивают его приспособленность к среде обитания, обусловливая действия в той или иной ситуации. Вне заданных условий существования ни одно животное выжить не может.

Человек в отличие от животных может варьировать свое поведение в соответствии с конкретными условиями, приспосабливаясь к ним. Человек может выжить в таких условиях окружающей среды, в каких любое другое животное существовать не в состоянии. В чем же причина такого отличия? Ведь человек в сравнении с другими млекопитающими — самое беззащитное существо. Детеныши животных уже через несколько дней или даже часов могут сами передвигаться, а через несколько недель — самостоятельно добывать себе пищу. Человек же с рождения беспомощен, самостоятельным он становится только через несколько лет. Многие животные имеют природные средства самозащиты — клыки, рога, когти и т.д. У человека такой защиты нет. Его тело весьма уязвимо.

Почему же именно человек в результате эволюции становится разумным существом, способным активно воздействовать на природу? В первую очередь человек не может жить обособленно, вне взаимодействия с другими людьми. Человек, таким образом, — существо общественное, социальное. В то же время в отличие от стадных животных взаимодействие между людьми в обществе персонифицировано, основано не на инстинктах, а на личных отношениях.

антропогенез

становление человека и

социогенез

становление общества. Современные теории объединяют эти два процесса в один под названием

антропосоциогенез.

Важную роль в развитии антропосоциогенеза сыграла орудийная деятельность человека. По словам американского просветителя Б. Франклина, человек — это животное, создающее орудия труда. Некоторые животные могут использовать предметы из окружающей их природы: палки, камни и т.д. Но только человек научился приспосабливать эти предметы для орудийной деятельности. Только человек может изготовлять орудия труда с помощью других орудий труда.

Производство орудий труда

безусловно, способствовало разложению инстинктивной основы поведения и появлению абстрактного мышления. Кроме того, первые элементарные орудия труда были орудиями охоты, а значит убийства. Несомненно, они использовались при конфликтах внутри человеческого стада, например за обладание пропитанием. Это ставило под вопрос само существование человеческого стада. Поэтому возникновение орудий труда и орудийной деятельности требовало установления внутристадного мира.

эндогамии,

т.е. на брачных связях внутри одной группы особей. Близкородственные брачные связи приводили к появлению неполноценного потомства, что отрицательно сказывалось на генофонде. Вряд ли древние люди понимали причины пагубных изменений у своих детенышей. Скорее всего, в целях прекращения вооруженной и кровопролитной борьбы за брачного партнера и установления внутристадного мира возникла необходимость поиска брачных связей на стороне, в других группах людей. Появилась

экзогамия

  • брачные связи вне данного человеческого стада. Так возникла первобытно-родовая община, в которой существовали определенные правила поведения, в первую очередь запреты

(табу).

Появились представления о происхождении своего племени от общего предка, в большинстве случаев — от животного

(тотемизм).

Вместе с этим появилось и понятие родства и равенства родственников. Накопленный опыт передавался от поколения к поколению, пополняясь новыми знаниями.Человек становился единственным существом, осознающим межпоколенную связь, уважающим своих предков.

Со временем установленные правила поведения приобретали все более сложный характер, что способствовало усилению отличия человека от животных. Запреты касались всех членов общины — слабых и сильных, взрослых и детей, тогда как в животном мире запреты существуют только для слабых. Поведение человека не сводилось только лишь к инстинкту самосохранения, поскольку для него свойственно самоограничение и даже самопожертвование в пользу других людей. Кроме того, в отличие от стада животных в первобытной обшине существовало требование поддержания жизни соплеменника, независимо от его физических качеств и приспособленности к жизни.

Еще одним фактором антропосоциогенеза стало появление и развитие языка.

Язык — это процесс передачи информации с помощью звуков, объединенных в смысловые речевые конструкции. Речь имеет предметный характер и напрямую связана с предметно- практической деятельностью людей.

использование огня

как источника тепла, средства обороны от хищников, приготовления пищи.

неолитической революции

  • переходу от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.

С завершением антропогенеза человек как биологический вид перестал меняться, напротив, процесс развития общества продолжается до сих пор.Люди могут различаться по ряду биологических параметров, таких как возраст, рост, черты лица и т.д. Есть и более существенные отличия, например национальность, раса, т.е. определенные признаки, появившиеся у людей, населяющих разные районы планеты, в связи с их адаптацией к конкретным условиям среды обитания. Но несмотря на все различия люди являются представителями одного биологического вида и обладают равными способностями.

биологизаторская,

утверждает первичность биологических начал в человеке, вторая,

социологизаторская,

абсолютизирует его социальное начало.

Биологизаторскими концепциями являются расизм

и

фашизм.

Они провозглашают превосходство одной расы или нации над другой, неполноценность представителей низших рас, необходимость опеки над ними, регулирования их численности, а в некоторых случаях и уничтожения.

социал-дарвинизм,

возникший в XIX в. на основе учения Ч.Дарвина. Социал-дарвинисты объясняли многие явления общественной жизни с точки зрения теории естественного отбора и борьбы за существование. Причем переносили эти законы и на взаимоотношения между слоями общества, и на конкуренцию в сфере экономики. Социал-дарвинизм был отвергнут современной наукой, поскольку тезис «выживает сильнейший» неприменим к человеческому обществу.

Социологизаторские, В действительности биологическое и социальное существуют в человеке неразрывно., Единство биологического и социального в человеке — это результат длительной эволюции.

Вопросы и задания

  1. Объясните понятие «человек». Чем человек отличается от животных?
  2. Охарактеризуйте понятия антропогенеза и социогенеза. Как протекали эти процессы?
  3. Какую роль в развитии антропогенеза сыграли орудия труда и язык?
  4. Что такое неолитическая революция? Каковы ее причины?
  5. В чем отличие биологизаторской и социологизаторской концепций сущности человека?
  6. В чем проявляется единство биологического и социального в человеке?
  7. Немецкий биолог Э.Геккель писал в 1904 г.: «Хотя значительные различия в умственной жизни и культурном положении между высшими и низшими расами людей в общем хорошо известны, тем не менее их относительная жизненная ценность обычно понимается неправильно. То, что поднимает людей так высоко над животными… это культура и более высокое развитие разума, делающее людей способными к культуре. По большей части, однако, это свойственно только высшим расам людей, а у низших рас эти способности развиты слабо или вовсе отсутствуют… Следовательно, их индивидуальная жизненная значимость должна оцениваться совершенно по-разному».

В чем автор видит отличие человека от животных? Чем, по его мнению, отличаются высшие и низшие расы? Какую концепцию сущности человека представляет автор? Свой ответ объясните.

⇐ Предыдущая3Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Деятельность , Деятельность

  • способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека (сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер).

Различия деятельности человека и активности животного

Активность животных Деятельность человека
приспособление к условиям природы не только приспособление, но и преобразование природной и социальной среды
действия на основе генетической программы, направленные на реализацию физиологических потребностей генетически заложенной программы не имеет, вырабатывает программу деятельности в процессе социализации, используя опыт предыдущих поколений
целесообразность, направляемая инстинктом не только целесообразность, но и способность к сознательному целеполаганию
использует готовые природные материалы создаёт орудия труда, новые мате- риалы, творит новую реальность – мир человеческой культуры и общественных отношений

Структура деятельности

Элемент деятельности Характеристика
Субъект человек, группа людей, всё общество в целом
Объект то, на что направлена деятельность
Мотив совокупность условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности (потребности;
  • убеждения;
  • интересы;
  • эмоции и др.)
  • Цель это осознанный образ желаемого результата, на достижение которого направлено действие человека
    Действия активность, направленная на достижение цели
    Средства всё, что используется для достижения цели (материальные и духовные)
    Результат реализованная на практике цель. Результат может быть материальным (предметы, здания) и идеальным (знания, произведения искусства )

    Виды действий:

    • целерациональное (поведение ориентировано на цель, осознаются средства и побочные результаты его действий.);
    • – ценностно-рациональное (индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д.);
    • – аффективное (бессознательное, обусловлено эмоциональным состоянием индивида, внезапным помутнением в сознании);
    • – традиционное (автоматическое, основано на длительной привычке).

    Основные типы деятельности:

    игра

    (важен процесс, а не результат; двойственный характер игры: реальный и условный); –

    учение

    (целесообразная деятельность по усвоению знаний, умений, навыков, накопленных предыдущими поколениями); –

    труд

    (направлен на достижение цели, для него характерна практическая полезность, способность удовлетворять различные потребности людей).

    ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    Практическая Духовная
    материально-производственная учебно-познавательная, научная
    социально-преобразовательная ценностно-ориентировочная
    прогностическая

    индивидуальная и коллективная

    По характеру:

    репродуктивная (повторяющая уже достигнутое) и продуктивная – творческая (вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее).

    По соответствию социальным нормам:

    законная – незаконная, моральная – аморальная.

    По соотношению с общественным прогрессом:

    прогрессивная – реакционная, созидательная – разрушительная.

    По сфере общественной жизни:

    экономическая, социальная, политическая, духовная.

    По особенностям проявления человеческой активности:

    внешняя – внутренняя.

    Общение

    Общение

    – это процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит передача информации, эмоций, настроений.

    Структура общения
    Субъекты Цель

    – то, ради чего у человека возникла необходимость в межличностных отношениях

    Содержание Средства общения

    – способы передачи, переработки и расшифровки информации

    реально существующие

    партнёры; –

    иллюзорные

    партнёры – им присваиваются несвойственные для них качества субъекта общения, например, разговор с домашним животным); –

    воображаемые

    партнёры (разговор с самим собой, с художественным образом)

    – передача и получение знаний; – согласование разумных действий людей; – организация совместной деятельности людей; – установление и прояснение межличностных отношений и др. информация, передаваемая в процессе общения: знания, опыт, умения, эмоции, чувства – органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание); – устная речь; – письменная речь (чертежи, знаки, изображения); – технические средства (радио, телевидение, компьютер)
    ОБЩЕНИЕ
    Непосредственное

    – осуществляется при помощи органов чувств

    Опосредованное

    – осуществляется с использованием специальных приспособлений

    Прямое – непосредственные контакты людей друг с другом Косвенное – через других людей (например, передать привет)

    Функции общения:

    • социализаторская (формирование и развитие межличностных отношений);
    • – познавательная (получение новой информации);
    • – психологическая (эмоциональная поддержка);
    • – отождествления (выражение причастности человека к группе);
    • – организационная (распределение обязанностей, установление правил).

    Тема: Человек как продукт биологической эволюции. — презентация

    Тема: Человек как продукт биологической эволюции

    В рамках представлений о грядущей биологической революции представляет интерес проблема места в эволюционном процессе. После основополагающих работ Римского клуба возникла тенденция противопоставлять Человека и Природу, рассматривая человеческую деятельность, как нечто безусловно враждебное биоте. С системной точки зрения такой подход неоправдан: структурность человеческого сообщества меньше, нежели структурность Природы в целом (хотя безусловно выше, нежели структурность любого иного биологического вида), поэтому человек есть не управляющий, а управляемый фактор эволюции. Иными словами, вовсе не Человек «эксплуатирует» Природу, «выжимая из нее все соки». Напротив, Природа использует Человека для решения некоторого специфического круга проблем, которые оказались неразрешимыми для «неразумного» (выразимся точнее: принципиально не организующего насыщенные неживой техникой организующие структуры) крыла биоты.

    Насколько можно судить, любой биогеоценоз (в том числе — глобальный биогеоценоз, охватывающий всю Землю) стремится к нулевому балансу в обмене с окружающей средой по веществу и минимальному такому обмену по энергии. В больших масштабах времени это приводит к включению любых невосполнимых ресурсов (пока не будем относить к таковым ресурсам солнечное излучение) в общий биологический круговорот, что приводит к много- (бесконечно-) кратному использованию этих ресурсов.

    Однако, за все предшествующие эпохи периоды эры и эоны природе не удалось добиться замкнутости циклов по кислороду и углероду. Известно, что практически весь кислород на земле имеет биогенное происхождение. «В норме» весь кислород, выделяющийся во время фотосинтеза, расходуется на дыхание и окисление продуктов распада1 (в этом можно усмотреть содержание «кислородной революции» с точки зрения стремления биоты к замкнутым циклам: анаэробная жизнь носила принципиально незамкнутый характер и сравнительно быстро привела к необратимому отравлению среды обитания свободным кислородом).

    Однако, если продукты распада выводятся из обратимой реакции дыхания — фотосинтеза (угле- и нефтеобразование), в атмосфере начинает расти количество кислорода, в то время как углерод и высшие углеводороды накапливаются в захоронениях, навсегда выключаясь из процессов биологического кругооборота.

    Поскольку эпохи захоронения неокисленной органики периодически повторялись, к началу Неогена сложилась кризисная ситуация, чем-то напоминающая «кислородную революцию». Количество свободного кислорода в атмосфере возросло до 20%, значительные объемы органического вещества оказались в захоронениях. Вследствие антипарникового эффекта средняя эффективная способность глобального биогеоценоза усваивать солнечную энергию начала падать. Этот эффект сложился с наступлением криоэры и вызвал тяжелое оледенение. При экстраполировании ситуации на будущее мы приходим к выводу, что земная биота имела реальные шансы не пережить данную криоэру: в течение ближайших сотен миллионов лет одна из ледниковых эпох должна была перейти «предел устойчивости» и привести к полному оледению поверхности земли.

    Данные рассуждения позволяют понять назначение Человека, как специфического орудия, созданного природой для того, чтобы извлечь из захоронений органическое топливо и сжечь его, вновь включив его тем самым в природный кругооборот. На настоящий момент эта задача частично уже решена, вследствие чего глобальная ледниковая зима отодвинута в неопределенное будущее (если только вообще возможна).

    По всей видимости, предстоящие столетия завершат «классическую технологическую эпоху», содержанием которой «с точки зрения Ее Величества эволюции» является восстановление глобального О2 — СО2 равновесия в природе.

    Следует, конечно, иметь в виду, что «конструируя Человека Разумного», Природа не руководствовалась разумными соображениями (по всяком случае, «разумными» — в нашем смысле этого слова).

    В результате возможности созданного ею биологического вида превзошли потребности решения хотя и весьма важной, но в целом достаточно узкой и конкретной задачи обеспечения устойчивости биологической жизни по кислород-углеродному равновесию. «Запустив в крупную серию» млекопитающее с большим объемом мозга, переменным суточным ри и «жаворонки») и наиболее совершенной системой терморегуляции, Природа получила очередного «абсолютного хищника», максимально приспособленного к эксплуатации биоты. Человек действительно очень быстро (в биологическом масштабе времени) занял верхнюю позицию в трофической пирамиде и приступил к планомерному преобразованию Мира Обитаемого под свои потребности.

    «Экологически настроенные» публицисты видят в этом во- первых, нечто уникальное, а во-вторых — страшное и недопустимое. Между тем, эволюция неоднократно встречалась с проблемой «абсолютного хищника» и «научилась» очень спокойно на нее реагировать. Разумеется, «абсолютный хищник» необратимо нарушает устойчивость экосистемы, в которой он появляется. Из этого почему-то делается вывод, что таковой хищник «съест» всю экосистему, после чего умрет от голода. Далее, в зависимости от того, насколько «алармистскими» являются предсталения данного специалиста, рассматривается два сценария — полная гибель экосистемы, дегенарация экосистемы с последующим медленным восстановлением, быстрое восстановление ценоза, но уже без абсолютного хищника, который вымирает во всех вариантах.

    Опыт, однако, показывает, что на самом деле ничего подобного не происходит. Просто экосистема меняется — таким образом, что хищник теряет свойство абсолютности. При этом он остается важным элементом экосистемы, чаще всего — господствующим и во всех случаях — процветающим. Разумеется, за долгую историю биологической эволюции некоторая часть «абсолютных хищников» вымерла, но через сотни миллионов лет после появления в палеонтологической летописи и по совершенно «внешним» причинам. Кроме того, к моменту вымирания данный вид уже никак не мог считаться «абсолютным хищником». Итак, история жизни на Земле подсказывает, что «абсолютный хищник», отнюдь не является видом-самоубийцей. В еще меньшей степени он может считаться «разрушителем природной среды обитания». Его эволюционная роль носит совершенно иной характер: «абсолютный хищник» есть катализатор биологической эволюции, едва ли не ее Представление.

    Таким образом, Человек Разумный может более чем спокойно реагировать на алармистские высказывания «экологистов». Вид представляет собой значительно меньшую угрозу современной биоте, нежели в свое время зоопланктон. То есть, мы не можем погубить не только природу, но даже и себя. Заметим в этой связи, что «бактериологический отклик» на появление абсолютного хищника не должен нас беспокоить. Во- первых, в эволюционной биологии «все это уже было», и никогда инфекции не были в состоянии положить предел развитию «абсолютного хищника». Во-вторых, мы анализируем взаимодействие систем и «Остальная биота» на больших временах. Уже в наше время Человек Разумный поставил ряд надежных барьеров против бактериальных и вирусных инфекциях. Не подлежит сомнению, что ретровирусы, «медленные инфекции», рак, аллергии, наследственные заболевания представляют собой более серьезного противника, так что, борьба с этим классом заболеваний может потребовать еще некоторого (минимального в эволюционном масштабе) времени. Скажем, пятидесяти лет…

    Точно так же в эволюционном масштабе времен бесполезны попытки «экологистов» как-то остановить или замедлить развитие Человечества. Та или иная Культура или даже Цивилизация может поставить своей целью сохранение редких и исчезающих биологических видов и даже построение гармоничных отношений общества и природы, но культуры и цивилизации преходящи. То есть, «завтра» или через тысячу лет, или, в самом крайнем случае через десять тысяч глобальный биогеоценоз в обязательном порядке придет в «естественное состояние»: все так называемые невосполнимые ресурсы включены в биотехнологический круговорот, биота полностью подчинена потребностям «абсолютного хищника». Именно тогда следует ожидать «естественного» отклика эволюции на господство Человека Разумного над природной средой.

    Этот отклик довольно легко себе представить. Поскольку эволюционная стратегия использования разума (причем, именно человеческого разума — разума, в нашем понимании) привела довольно «сомнительный» биологический вид к процветанию, отныне эта стратегия станет активно использоваться Природой. Иными словами, мы должны ожидать быстрого (в эволюционном смысле) возвышения целого ряда биологических видов — начиная с естественных спутников людей крыс, собак и кошек. Сейчас невозможно сказать, какую именно форму примет процесс «сапиентизации» (по аналогии с «маммализацией» или «цефализацией») млекопитающих. Возможно, в целом ряде случаев будет создаваться «распределенный разум» (разумная стая неразумных собак и т.д. — вплоть до разумных биоценозов, разумных ландшафтов и, наконец, разумной Земли/Геи).

    Скорость «сапиентизации» будет велика — вследствие индукционного давления уже созданного (человеческого) разума и наличия развитого информационного поля.

    Потребности и интересы , Пирамида потребностей человека (по Маслоу)

    Потребность

    • это нужда человека в чём-либо. Осознанная потребность становится мотивом деятельности человека. Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие. Особенностью человека является способность

    ранжировать

    свои потребности в соответствии со своими принципами, убеждениями. Потребности человека безграничны.

    Разумные потребности

    • это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

    Мнимые потребности

    • искусственно созданные человеком, без реализации которых можно обойтись (например, курение).

      Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

    Интерес

    • целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту.

    Склонность

    – направленность на определённую деятельность. Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

    ЧЕЛОВЕК КАК ПРОДУКТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ, КУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

    1. Философский аспект проблемы «Человек».

    2. Человек как космопланетарный феномен.

    3. Происхождение вида «Homo».

    4. Культура как результат деятельности человека.

    Литература

    [Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/sochinenie/chelovek-kak-produkt-biologicheskoy-i-sotsialnoy-evolyutsii/

    Алексеев В.П. Происхождение человечества. — М. 1984.

    Дерягина М.А. Эволюционная антропология. Биологические и культурные аспекты. — М., 2003.

    Драч Г.В. Проблема человека в раннегреческой философии. — Ростов н/Д, 1987.

    Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. — СПб., 1997.

    Феномен человека. Антология / Сост. П.С. Гуревич. — М., 1993.

    Человек как философская проблема: Восток — Запад. Под ред. Н.С. Кирабаева. — М., 1991.

    Самым удивительным созданием на Земле является человек. В наше время внимание ученых все более и более перемещается с загадок природы на загадку человека. Человек начинает рассматриваться как космопланетарный феномен. Понимание того, что есть человек, лежит в основе любой формы культуры, и в этом смысле человек, как говорил Протагор, мера всех вещей.

    Человек является объектом многих наук как естественных, так и гуманитарных. Какую прибавку к биологическому или социологическому знанию может дать философия? В чем состоит необходимость исследования «идеи человека»? На первый взгляд, такое исследование бессмысленно, его эвристическая ценность равна нулю. Не трудно, однако заметить, что идея человека является порождающим элементом той или иной культуры. Так, демократия, наука, современная система образования невозможны без понимания человека как существа разумного и сознательного (Homo sapiens), способного анализировать окружающую действительность, выявлять скрытые причины природы и собственного поведения и делать выбор. Иное понимание человека характерно для Средневековья, чем и определяется абсолютно иной строй культуры этой эпохи. Таким образом, понимание человека структурирует культурные феномены вообще.

    существует уже

    , следовательно, Вселенная в своих основных кондициях скоординирована с человеком. Она такова, что производит человека. И, наконец, в-третьих, технические силы человека уже настолько велики, что их вполне достаточно для преобразования космоса, причём эти силы все время возрастают. В.И. Вернадский ещё в начале XX века отразил в понятии «ноосфера» образование особого конструкта между природой и человеческой деятельностью, равного по масштабу процессов геологическим образованиям, скажем, литосфере. Исходя из факта того, что техническая мощь человечества растёт, известный советский астрофизик И.С. Шкловский утверждал отсутствие разумной жизни технологического уровня в наблюдаемой Вселенной. В противной случае, мы могли бы наблюдать, как целые астрономические объекты сворачивались прямо на наших глазах, преобразованные братьями по разуму в вещество и энергию, необходимые для роста техногенной цивилизации. Таким образом, человек является уникальным объектом, поэтому понять, чем мы являемся в действительности, каковы основания нашего бытия, — важнейшая задача философии.

    В современной философии есть раздел, посвященный изучению человека: «философская антропология». Основоположником философии человека в античном мире являлся Сократ. Для него самопознание было важнейшей частью философии. В двадцатых годах XX века в Германии была основана философская школа под названием «философская антропология». Один из её организаторов М. Шелер (1874–1922) считал, что в Западной культуре есть три традиционных круга представлений о человеке, дающих разные понятия о нём: 1) это теологическая антропология, основанная на иудейско-христианских представлениях о творении, Адаме и Еве, рае, грехопадении; 2) философская антропология опирается на античное понимание человека как разумного существа; 3) естественно-научная парадигма, утверждающая, что человек достаточно поздний итог эволюции Земли, связанный со всей биосферой.

    В России была предпринята попытка масштабного всестороннего научного

    изучения человека: в 1907 г. наш выдающийся ученый В.М. Бехтерев организовал Психоневрологический институт. После 1917 года этот институт был преобразован в Психоневрологическую академию, в состав которой входило 15 исследовательских институтов. К сожалению, в тридцатые годы академия была ликвидирована. В настоящее время в России создан «Институт человека», издаётся журнал «Человек». Как достижение можно отметить добытое и подтверждённое наукой убеждение, что решение всех проблем современности зависит от познания и развития человека, да и сам человек признан глобальной проблемой.

    Острейшая необходимость исследования человека обусловлена рядом серьёзных объективных причин. Причины экономические — новейшие технологии во всех видах производства требуют образованного зрелого человека; политические — всё большее значение в жизни общества приобретает самоуправление; психологические — нарастает потребность во всестороннем раскрытии способностей человека; нравственные — усложнение производственных и социальных процессов требует высокой ответственности каждого человека; духовные — работа становится все более творческой, а творчество невозможно без постоянного духовного совершенствования; физические — гармоничное развитие человека необходимо включает физическое совершенствование.

    Перечисленные причины всё более настоятельно требуют глубокого познания человека. Экономические расчеты подтверждают, что самое выгодное вложение капитала, приносящее наибольшую прибыль — это вложение средств в развитие человека.

    Чтобы лучше понять из чего складывается целостное знание человека перечислим основные направления и уровни исследования.

    Эмпирический уровень

    — Здесь человек предстаёт просто как живое существо и описывается в терминах естественных наук. Результатом исследования является классификация признаков и свойств, присущих биологическому организму индивида, и этапов его становления.

    Средний уровень

    — Здесь происходит обобщение научных знаний о человеке, как биологической популяции. В результате исследования выявляются специфические закономерности развития биологического вида Homo.

    Общенаучный уровень

    — Здесь происходит интеграция знаний добытых естественными, техническими, общественными науками на основе общенаучных методов познания. Целью является постижение природы человека.

    Философский уровень

    — Цель — понять сущность человека, смысл его существования.

    Во всемирной философии сложилось четыре устойчивых блока вопросов по проблеме человека, характеризующих направления работы философской мысли.

    1. Является ли человек только частичкой природы, влекомой её законами, или же он самодеятельное, творческое существо и способен воздействовать на природу.

    2. Может ли человек познать себя, общество, мир и практически применять знания для управления собой, обществом, миром? Или человек не в силах проникнуть в тайны бытия и обречён всегда приспосабливаться к движениям слепых сил социума и природы?

    3. Каково предназначение рода человеческого на Земле? Способен ли человек разумно строить свои отношения с природой, быть свободным в обществе, или он навсегда останется игрушкой стихийных сил враждебного мира?

    4. Каков человек сейчас, и каким он может и должен быть? Он действительно греховное существо, которое удерживается от окончательного падения лишь страхом возмездия или в человеческой природе заложено доброе начало, способность к совершенствованию?

    Существуя как целостность в единстве своих биологических, социальных, культурных проявлений, человек, в первую очередь, есть продукт развития животного мира. Биологическая антропология (наука о виде Homo sapiens) прослеживает развитие антропоидов от общих с обезьянами предков до появления человека современного вида. Важнейшие этапы этого процесса, по данным современной науки, выглядят так:

    1) животные-антропоиды, очень отдаленно напоминающие человека и жившие около 9 миллионов лет назад;

    2) прегоминиды, приматы, потенциально пригодные для постепенного очеловечивания;

    3) Homo habilis — человек умелый, первая форма человека, производившая орудия из камня;

    4) Homo erectus — человек выпрямленный, к этой форме относят питекантропа, пекинского человека, яванского человека и т. д.;

    5) самая близкая к современному типу форма — неандерталец, вымершая, возможно, истребленная или ассимилированная современным человеком форма;

    6) человек современного типа, археологическое название — кроманьонец (около 40 тысяч лет назад).

    биологических

    признаков, но и таких экстраординарных черт, как разум и культура?

    Возможно выделить биологические признаки, отличающие человека от других видов животных: вертикальное положение тела; ноги длиннее рук; позвоночный столб имеет S-образную форму; мозг уникально большой по отношению к телу; большая часть тела без волосяного покрова. Определение человека не исчерпывается, однако, биологическими особенностями, мало родиться представителем вида «человек». Исследования детей, долго находившихся вне человеческого общества, показывают, что они так и не становятся в полном смысле людьми — плохо усваивают язык, нормы поведения, их интеллектуальный уровень оказывается довольно примитивным.

    Человек есть не только комплекс устойчивых телесных характеристик, простой результат разворачивания генофонда. Человек способен творить себя сам в рамках того или иного общества. Эта способность делает его вечной загадкой, исключает его однозначное определение, вполне возможное для животного. Человек также обладает признаками социальными, которые не заложены генетически, как, скажем, структура тела. Они формируются только в результате общественной жизни — таковы сознание, мышление, членораздельная речь, труд, то есть то, что наиболее рельефно отличает человека от всех других тварей на Земле. Наряду с комплексом биологических признаков, образуются и надбиологические особенности человека.

    С возникновением этой сферы вид Homo уже не находится целиком в потоке биологической эволюции, человек становится продуктом также и общественных изменений. Он изменяется теперь не в направлении модификации костной структуры, пропорций тела, но в сторону увеличения социальных возможностей, роста силы воздействия на среду обитания, увеличения многообразия социальных ролей и связей. При этом сами биологические характеристики находятся под влиянием социальных факторов, так, продолжительность жизни увеличилась насколько раз за последние столетия отнюдь не по причине биологической эволюции.

    Человек находится сегодня в искусственной среде обитания, второй природе — культуре. Культура есть особый способ поведения, свойственный только человеку и состоящий в создании предметов и идей. Результатом культурного развития является этнос (народ), характеризующийся такими чертами, как: 1) язык; 2) территория; 3) традиционный уклад быта; 4) психический склад (менталитет).

    В зависимости от менталитета желания, цели, пути их достижения отличаются на Западе и Востоке, в России и Европе. Территория определяет не только основные занятия людей, но и проявляется в их особом характере. Так, необозримые пространства нашей родины вызвали особый способ поведения людей, сочетающий в себе удаль и бесшабашность. Расположение большей части страны в районах неустойчивого земледелия привела к известной всем «надежде на авось». Традиционные способы жизни и миропонимание того или иного народа фиксируется в языке.

    Создание искусственной среды обитания нельзя рассматривать отдельно от первоначальной настоящей природы, оказывающей постоянное влияние на человека. Культурное преобразование природы происходило и продолжает происходить на двух уровнях: 1) внешней по отношению к человеку природной реальности и 2) собственно человеческих структур – телесной и психической. Первоначальным был первый уровень, где камень превращался в орудие труда, шкура убитого зверя – в одежду, и т.д.; в ходе производственных действий изменялись анатомия кисти, строение позвоночника, мышечная система, развивалась функциональная асимметрия мозга, а вместе с нею и вся структура психики. Функционально-деятельностная потребность формировавшейся культуры определила асимметричное строение кисти руки человека и его стопы: отстоявший большой палец кисти руки и остальные ее четыре длинных и гибких пальца позволили удобнее держать орудие труда, а строение стопы соответствовало функции обеспечения устойчивости всего тела при передвижении вертикально на двух ногах. Асимметрия правой и левой рук была также явлением культуры, ибо она была порождена перекрестной связью рук с работой правого и левого полушарий мозга. Для сравнения, обезьяны в своей жизнедеятельности пользуются передними конечностями в равной степени и ребенок в первые полгода своей жизни является «обоеруким».

    Из-за своей природной неприспособленности к окружающей среде (отсутствие мощных зубов и клыков для защиты от естественных врагов, плотного волосяного покрова для сопротивления холоду) Homo sapiens создал для себя искусственную среду обитания — «вторую природу» — и в ходе этой творческой деятельности обрел необходимые для него интеллектуальныеи духовные качества — наследственно непередаваемые, формируемые у каждого индивида прижизненнои потому не стабильные, как психические реакции животных, а меняющиеся по содержаниюиз поколения в поколение, постепенно всё более разнообразныеу разных представителей одного поколения.

    Человек, таким образом, представляет собой не только результат длительной биологической эволюции, но и воспитания в соответствии с социальными стандартами, а также усвоения культурных идей в процессе образования и коммуникации в обществе. Результатом последнего становится человек не только как часть вида, но член общества, представитель той или иной культуры.

    Занятие 15

    Свобода и ответственность в человеческой деятельности

    Свобода

    – способность и возможность человека осознанно выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками.

    Ответственность

    – объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

    Условия существования свободы

    Человек делает выбор на свой страх и риск, т. е. свобода неотделима от ответственности за пользование ею. Свобода одного не должна вредить свободе и интересам другого, т. е. свобода не может быть абсолютной.

    Свобода в деятельности человека
    Относительная

    свобода во внешних условиях жизни

    Абсолютная

    свобода во внутренней жизни

    Человек ограничен природными условиями и общественными нормами. Отсутствует выбор объективных условий деятельности В деятельности человека отсутствуют внешние препятствия для выбора цели и средств достижения, т. е. человек должен сам выбирать цель, сам развивать свои способности и направлять это развитие в соответствии со своими желаниями и мыслями

    Способности личности , Способности

    – индивидуальные особенности человека, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления отдельных видов деятельности. Способности имеют биологическую основу в форме

    задатков

    — Главным условием развития способностей является практическая деятельность человека.

    Виды способностей:

    1. природные способности – связаны с врождёнными задатками (повышенная гибкость суставов, острый слух);
    2. общие интеллектуальные способности (развитая память, воображение, логическое мышление);
    3. специальные способности – определяют успех человека в специфических видах деятельности (математические, музыкальные, спортивные).

    По уровню развития способностей различают людей: – способных; – с выдающимися способностями; – талантливых; – гениальных. Гении

    – люди, обладающие необыкновенным творческим потенциалом, способные к уникальным качественно новым открытиям и творениям. Признаки гениальности: – оригинальность; – глубокий смысл, значение; – это результат «озарения свыше».

    Способности определяют жизнь человека – его вид деятельности, уровень образования, профессию, круг общения, образ жизни, физическое и психическое здоровье. Развитие способностей позволяет человеку повышать свой статус, самооценку и уровень жизни.