Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского
Учебная производственная практика:
Тема: «Определение психолого-педагогического статуса учащихся 4 класса, испытывающих трудности в обучении и адаптации в школе»
Студента: 3 курса
Куржумова Алексея
Факультет: психология
Профиль: «Специальная психология и педагогика»
2012 г.
Цели практики:
1.Формировать компетенции специалиста по осуществлению основных направлений деятельности специального психолога в образовательном учреждении, по овладению формами работы психолога (групповой и индивидуальной):
- компетенции в области осуществления диагностической деятельности специалиста;
- компетенции в области организационно-методической деятельности: планово-прогностическую, аналитическую, организационно-исполнительскую, исследовательскую;
- компетенции в области составления форм учёта и отчётности.
2. Формировать личностные компетенции специалиста: социальные и предметно-профессиональные.
Задачи практики:
1. Углубить и закрепить знания, полученные в результате теоретического изучения курсов теоретической а практической педагогики, психологии развития, других педагогических и психологических дисциплин.
2. Формировать компетенции в области диагностической деятельности специалиста:
- способность отбирать и применять методы диагностики развития, общения, деятельности, личности младшего школьного возраста;
- способность организовать этапы исследования: сбор анамнестических сведений;
- использование методов скрининговой и углубленной диагностики;
- интерпретация полученных данных;
- оформление результатов обследования;
- формулирование психологического заключения;
- определение вероятностного прогноза развития;
- формулирование психологических рекомендаций;
- способность на основе результатов диагностики определить объём и виды помощи.
3. Формировать компетенции в области организационно-методической деятельности специалиста:
- планово-прогностическую: умение анализа и планирования деятельности, проектирование видов работ, адекватных состоянию обучающихся, задачам диагностического обследования;
- аналитическую: умение анализировать научную и практическую литературу, проводить анализ результатов комплексного изучения учащихся;
- организационно-исполнительскую: участие в междисциплинарных психолого-педагогических и медико- социальных мероприятиях, взаимодействие со смежными специалистами;
- методическую, контрольно-оценочную: умение работать с педагогической, медицинской документацией, оформлять формы учёта и отчётности;
- исследовательскую: организация и проведение научно-исследовательской работы в сфере образования
4. Начать формировать компетенции в области коррекционно-развивающей и профилактической видов деятельности специалиста, умение на основе данных, полученных в ходе диагностического исследования, планировать виды и объём психологической работы.
Самореализация и творчество в деятельности студентов и аспирантов
... установок и ценностных ориентации личности, определяющих профессиональную и социальную компетенцию специалиста. К важнейшим условиям реализации концепции воспитания можно отнести: предоставление студентам и аспирантам возможности самореализации по их интересам ...
5. Формировать умения индивидуального и группового психолого-педагогического изучения учащихся.
II этап. Исследовательский
Цель этапа: определить психолого-педагогический статус учащегося.
Задачи:
1.Спланировать виды и очередность проведения диагностических процедур, составить расписание.
2. Подобрать необходимый диагностический инструментарий (стимульный материал, протоколы, бланки анкет) в соответствии с задачами исследовательской работы.
3. Провести диагностические мероприятия в соответствии с планом исследовательской работы.
Цели исследовательской работы:
1.Изучить степень готовности школьника к обучению в новых условиях-переходу к обучению в среднем звене школы.
2.Выявить область адаптационных нарушений.
3.Определить факторы риска школьной дезадаптации (проблемные зоны).
1. Система социальных отношений
школьник общение дезадаптация обучение
Психолого-педагогическая карта учащегося 4 класса Андрей П.
1. Физиологический статус школьника
Состояние здоровья
1. Сколько раз школьник болел, сколько дней в целом:
- а) 4—5 раз в год , 20 дней (часто болеющий);
- б) характер заболеваний: простудные, соматические: ОРВИ.
2. Наблюдаемые признаки предрасположенности ребенка к нарушениям здоровья (соответствующее подчеркнуть)
а) тревожность, раздражительность, высокая утомляемость, расторможенность, заторможенность, двигательное беспокойство, головные боли, головокружение, плохой аппетит, невнимательность, отвлекаемость, неусидчивость, обидчивость, плаксивость, упрямство, агрессивность, навязчивые привычки, грызение ногтей;
- б) перечисленные признаки предрасположенности ребенка к нарушениям здоровья отсутствуют.
Причиной частых простудных заболеваний у ребенка является пониженный иммунитет.
3. Наблюдаемые признаки предрасположенности ребенка к нарушениям здоровья (соответствующее подчеркнуть)
а) чрезмерная усталость после школы, недосыпание, нарушения сна, страх темноты, одиночества, непослушание, конфликтность, беспричинный подъем температуры, плохой аппетит, тошнота, укачивание в транспорте, непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода, потливость, аллергические реакции, ночное недержание мочи.
Вывод: перечисленные признаки предрасположенности ребенка к нарушениям здоровья отсутствуют
Общая оценка состояния здоровья:
Среднее
2. Социальный статус школьника
1. Школьник в системе социальных отношений
1. В системе «Ученик — учитель»:
г) отношения с отдельными педагогами носят конфликтный характер
Формирование личностных универсальных учебных действий у младших ...
... и развитию у учащихся на всех ступенях обучения. Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира. К личностным УУД относятся: ...
2. В системе отношений с одноклассниками:
б) общается лишь с отдельными ребятами, отношения с большинством одноклассников пока не складывается, нередко имеют место конфликты
2. Личностные качества, которые мешают успешной адаптации школьника:
У ребёнка наблюдаются личностные качества такие как несобранность, недисциплинированность которые мешают успешной адаптации.
3. Потенциал личности школьника как опора в коррекционной работе
а) стремления и интересы: спорт;
— в) личностные качества (соответствующее подчеркнуть): доброта, отзывчивость, честность, принципиальность, откровенность, справедливость, ответственность, самостоятельность, инициативность, смелость, настойчивость, вежливость, скромность, дисциплинированность, трудолюбие, умение уступить, дружелюбие.
4. Общественная позиция школьника
1) общественное поручение школьника в классе: отсутствует
2) отношение к его выполнению:
а) —
3) круг домашних обязанностей школьника: выносит мусор ходит в магазин за мелкими покупками, ухаживает за домашним животным;
4) отношение к его выполнению:
б) недостаточно добросовестное.
Уровень средовой адаптации школьника: едостаточный ( положение школьника во всех или в большинстве сфер оценивается как не вполне благополучное, в отдельных-как конфликтное).
3. Педагогический статус школьника
1. Психологическая и социальная готовность к школе
1. Желание учиться в школе:
б) особого желания идти в школу нет.
2. Учебная мотивация:
- б) собственные цели учения не осознает; привлекательным в школе для ребенка является только внешняя сторона учения (возможность иметь портфель, носить форму).
3. Умение общаться, адекватно себя вести и реагировать на ситуацию:
б)контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны адекватно.
4. Организованность поведения:
б) поведение не достаточно организованное.
Общая оценка уровня психологической и социальной готовности к школе: 1-средний (развитие большинства показателей готовности оценивается по 1 уровню).
2. Развитие школьнозначимых психофизиологических функций.
1. Фонематический слух, состояние звукопроизношения:
- а) нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет; речь правильная, отчетливая.
2. Развитие мелкой моторики:
а) рука развита хорошо: ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами.
3. Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость:
- а) достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения; подвижен, ловок.
4. Координация в системе «глаз-рука»:
б) графический рисунок, зрительно воспринимаемый на расстоянии, «переносит» в тетрадь со значительными искажениями.
5. Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках-нелепицах, картинках с множеством контуров):
- а) соответствует средним показателям возрастной группы;
- Общая средняя оценка уровня развития познавательной деятельности: 2-ниже среднего (развитие большинства показателей готовности оценивается по второму уровню);
3. Развитие познавательной деятельности
1. Кругозор:
- а) представления о мире достаточно развернуты: может рассказать о стране, о городе, в котором живет, о животных, растениях, временах года;
2. Развитие речи:
а) речь содержательна, выразительна, грамматически правильна
3. Развитие познавательной активности, самостоятельности:
- б) ребенок не достаточно активен и самостоятелен ,при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция;
- круг интересующих вопросов довольно узок;
3. Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей):
- б) задания, требующие анализа, сравнения, обобщения, установления закономерных связей выполняет со стимулирующей помощью взрослого;
- в) выполняет задания с организующей, направляющей помощью учителя;
- может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания;
5. Произвольность деятельности:
- а) удерживает цель деятельности, намечает ее план;
- выбирает адекватные средства;
- проверяет результат;
- сам преодолевает трудности в работе;
- доводит дело до конца.
6. Темп деятельности:
б) ниже средних показателей возрастной группы
7. Учебные знания, умения (по математике, языку):
а) соответствуют средним показателям возрастной группы.
Общая средняя оценка уровня развития познавательной деятельности: 1- средний (развитие большинства показателей оценивается первым уровнем).
4. Особенности учебной деятельности
1. Отношение ребенка к учебной деятельности в целом и к отдельным ее видам:
- а) охотно ходит в школу, с интересом относится ко всем предметам, стремится учиться лучше;
2. Уровень развития основных характеристик учебной деятельности: познавательной активности:
в) в основном средний самостоятельности:
в) учебные задания выполняются при оказании направляющей помощи.
темпа:
б) темп деятельности близок к среднему показателю класса.
3. Характер трудностей ребенка в учении:
не наблюдаются.
Обобщенная оценка учебных достижений: 2-ниже среднего (развитие большинства показателей оценивается вторым уровнем);
- Схема наблюдения за поведением и социальными контактами ребенка с одноклассниками, педагогами.
1. Особенности социальных контактов (отметить нужное):
1. Взаимоотношения с одноклассниками:
- мешает другим детям в играх;
- обижает более слабых;
- паясничает, играет «роль клоуна»;
- часто ссорится с одноклассниками;
- пристает ко всем;
- не любим другими детьми, находится в плохих отношениях с некоторыми из них;
- дерется, кусается, царапается, использует опасные предметы в качестве орудия драки;
- замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один;
- другие особенности
2. Взаимоотношения с педагогами:
- при общении с учителем теряется, смущается, плачет без видимых причин;
- при ответах говорит тихим голосом, запинается;
- избегает контакта с учителем, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным;
- проявляет негативизм по отношению к учителю, не выполняет его требований, может ответить грубо;
- другие проявления.
2. Трудности в усвоении норм поведения:
- очень вспыльчив, часто непослушен, спорит с учителем;
- мешает другим детям на уроке и на перемене, не слышит обращенную к нему речь, не меняет поведения, когда делают замечания;
- подозревается в пропаже денег, ценных предметов;
- безынициативен, замкнут, погружен в свои мысли, может не отвечать на вопросы учителя, отсутствует эмоциональная заинтересованность в окружении;
- другие особенности.
Вывод: наблюдая за поведением и социальными контактами ребенка с одноклассниками, педагоги отмечают что ребенок не любим другими детьми, находится в плохих отношениях с некоторыми из них; избегает контакта с учителем, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным; безынициативен, замкнут, погружен в свои мысли, может не отвечать на вопросы учителя, отсутствует эмоциональная заинтересованность в окружении;
Методика «Расскажи, кто ты?»
Таблица. Протокол к методике «Расскажи, кто ты?»
1. Обязательные свойства и качества |
|||
Свойства и качества |
Ответ испытуемого |
||
Возраст, имя |
Мне 10.5 лет, зовут Андрей. |
||
Принадлежность к биологическому существу, пол (человек, ребенок, мальчик, девочка) |
Я мальчик, ребёнок, человек. |
||
Социальный статус (ученик, какой класс и пр.) |
Ученик 4а класса, школы с. Новая Кука |
||
Физическая характеристика (рост, сила, вес, цвет волос, глаз, особенности внешности и телосложения)внешности и телосложения и пр.) |
Рост-145 см., вес- 39 кг., цвет волос русый, цвет глаз- голубой, худой. |
||
Другие сведения |
|||
2. Индивидуально-психологические особенности (черты характера и качества) |
Самостоятельный ответ |
Ответ на вопрос |
|
— аккуратный |
+ |
||
— весёлый |
+ |
||
— добрый |
+ |
||
— щедрый |
___ |
||
— способный |
___ |
||
— смелый |
+ |
||
— трудолюбивый |
+ |
||
— сила воли |
____ |
||
— внимательный |
___ |
||
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн (в модификации А. М. Прихожан)
Цель: самооценка своих личностных качеств.
Таблица. Нормативные показатели уровня притязаний и самооценки
Уровень притязаний и самооценки |
Количественная характеристика( баллы) |
|
Низкий( норма) средний высокий очень высокий |
||
Уровень притязаний |
менее 60 60-74 75-89 90-100 |
|
Уровень самооценки |
Менее 46 45-59 60-74 75-100 |
|
Уровень притязаний. Средний уровень — 71,4балла
Уровень самооценки. Средняя самооценка- 54,2 балла. Испытуемый показал реалистическую ( адекватную) самооценку.
2. Особенности познавательной деятельности школьника
Таблица. Схема наблюдения за интенсивностью познавательной активности школьника
Вопросы |
Возможные ответы |
Отметка в баллах |
|
1. Как часто и какое время занимается ученик умственной работой (час-полтора для младшего школьника) |
б) иногда |
3 |
|
2. Что предпочитает школьник, когда задан вопрос на сообразительность? |
а) самому найти ответ |
5 |
|
3. Много ли читает школьник дополнительн. литературы? |
в) мало, совсем ничего |
1 |
|
4.Часто ли задаёт вопросы? |
в) очень редко |
1 |
|
5. Насколько эмоционально учащийся относится к интересному для него заданию, связанному с умственной работой? |
а) с энтузиазмом |
5 |
|
Обработка результатов наблюдения.
Показатель интенсивности познавательной потребности ( 3).
2,5 < 3 < 3,5- у ученика выражена познавательная потребность умеренно.
Схема наблюдения за поведением и общением ребенка
1. Проявление реакций неуверенности и тревожности
Реакции неуверенности и тревожности проявляются в виде следующих паттернов поведения: ребенок пассивен на уроке, редко поднимает руку, наблюдается напряженность при ответах, скованность в движениях, позе: на перемене не может найти себе занятия, переходит от одной группы детей к другой, предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт. В эмоциональной сфере преобладает тревога, обидчивость, огорчение, иногда страх. Легко плачет, краснеет, теряется даже при малейшем замечании учителя. Изменения в поведении, выраженные реакцией неуверенности и тревожности, нередко сопровождаются появлением невротической симптоматики в виде тиков, заикания, энуреза и т. п., а также учащением соматических заболеваний. В дальнейшем эти поведенческие реакции утрачивают свой защитный характер, принимая форму клише (стереотипов поведения), распространяющихся на обучение в целом, отношение к одноклассникам и учителям, а затем к социальному миру взрослых. Закрепление реакций протеста и усугубление тревожности являются основным механизмом психогенного патологического формирования личности.
Вывод: проявление реакций неуверенности и тревожности в поведении ребёнка присутствует.
2. Определение причин нарушенного поведения.
Причины, вызывающие негативное проявление в поведении |
Способы коррекции |
|
1 группа. Отклонения в развитии эмоционально- волевой сфере, чрезмерно выраженные индивидуально- типологические особенности, вплоть до акцентуаций характера, психопатий. |
1.Направить к психоневрологу, психиатру, психотерапевту. 2.Организовать комплекс медико-педагогических воздействий. |
|
2 группа. Педагогически неверные формы и методы воздействия. |
1.Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. 2.Педагогический такт в общении с ребенком. 3. Пересмотр позиции и поиск выхода из создавшейся ситуации. |
|
3 группа. Значительные проблемы в овладении этическим знаниями. Несформированность нравственных представлений, навыков поведения |
1.Помощь в избавлении от недостатков посредством внешних стимулов. 2. Работа по восполнению пробелов в воспитании. 3.Систематический контроль, постоянная поддержка ребенка в его стремлении овладеть своим поведением. |
|
4 группа. Изменения личности связаны с искажением ее представлений о взаимоотношениях с окружающими. Уверенность в своей правоте, не видит своих отрицательных качеств. Ищет причину своих недостатков во внешних обстоятельствах. |
1.Перевоспитание личности. 2. Налаживание взаимоотношений с подростком, начиная с корректировки своего собственного отношения к нему. 3.Создать условия, благоприятные для такой работы. |
|
Вывод: наблюдая за поведением учащегося в ситуациях школьного и внешкольного взаимодействия, можно отметить, что причины негативного проявления в поведении отсутствуют.
3. Наблюдение за произвольностью поведения
Положительные характеристики |
Отрицательные характеристики |
|
Полностью и хорошо контролирует поведение, самостоятелен, дисциплинирован |
Слабость произвольного контроля поведения, признаки эмоциональной незрелости, импульсивного поведения |
|
Хорошо понимает и адекватно реагирует на замечания и требования учителя. |
Неадекватно реагирует на замечания учителя(оборонительная реакция пассивного или активного типа), не понимает смысл предъявляемых ему требований. |
|
Вывод: наблюдая за произвольностью поведения, ребёнка присутствуют как положительные так и отрицательные характеристики.
Оценка речевого развития ребенка.
Для оценки коммуникативного поведения психолого-педагогическим изучением должны быть охвачены наиболее важные сферы психосоциальной активности детей: игровая или учебная деятельность, взаимоотношения с окружающими, особенности поведения в разных условиях общения.
Обследование речи психологом ни в коем случае не дублирует логопедическое обследование, однако психолог должен уметь оценить специфику речевого развития ребенка. Параметрами оценивания будут являться (Семаго М. М, 2006):
1. Речевая активность ребенка. Оценивается адекватность активности возрасту, ситуации (слабая, адекватная, чрезмерная).
2. Качество звукопроизношения.
3. Сформированность фонематического восприятия, возможность выполнения заданий на звукобуквенный анализ и синтез.
4. Объем словарного запаса (активного и пассивного словаря и разница между ними).
5. Наличие в речи аграмматизмов, «детских» слов.
6. Степень развернутости речевого высказывания, качество связной речи.
7. Интонационные особенности речи.
8. Эмоциональная насыщенность и адекватность.
9. Нарушения темпа и ритма речи.
10. Сформированность диалогической и монологической речи (умение общаться в режиме «вопрос-ответ», умение самостоятельно высказаться).
11. Трудности инициации речевого высказывания.
12. Латентность (отсроченность) ответов.
13. Наличие специфических ошибок в письменной речи (письмо, чтение)
14. Понимание обращенной речи.
Методы оценки речевого развития
1.Оценка коммуникативных умений:
№ |
Критерии оценки коммуникативных умений |
Уровень речевой коммуникации |
|
1 |
Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета |
высокий |
|
2 |
Ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое |
средний |
|
3 |
Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание |
низкий |
|
Вывод: наблюдения за коммуникативными умениями показали что у ребёнка уровень речевой коммуникации высокий.
2. Изучение уровня связной речи методика «Пересказ текста».
1 . Понимание текста |
Правильно ли ребенок формулирует основную мысль |
1 балл |
|
2. Структурирование текста |
Умение последовательно и точно строить пересказ (базируется на основе сопоставления пересказа со структурой текста) |
2 балла |
|
3. Лексика |
Полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными |
1 балл |
|
4. Грамматика |
Правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения |
2 балла |
|
5. Плавность речи |
Наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимость повторного чтения текста |
1 балл |
|
Вывод: изучение связной речи ребёнок оценивается 6 баллами, что показывает средний уровень воспроизведения текста.
3. Изучение невербальных компонентов общения.
Название компонента |
Описание компонента |
Способ оценивания данного компонента путем наблюдения |
|
1 . Зрительный . контакт с собеседником |
Ребенок, общающийся с другим, смотрит непосредственно ему в лицо (чаще всего в глаза), когда говорит сам или слушает собеседника. |
Время, затрачиваемое на зрительный (лицевой) контакт с собеседником во время разговора-10 минут. |
|
2. Выражение лица |
Сохранение в течение всего разговора с человеком внимательного, доброжелательного выражения лица Широкая, открытая улыбка, искренний смех в те моменты беседы, когда это является подходящим. |
Время разговора, в течение которого у ребенка сохраняется доброжелательное и внимательное выражение лица. Частота улыбок в процессе беседы.1 балл — отсутствие каких-либо изменений в выражении лица во время разговора . |
|
3. Сила голоса |
Ребенок говорит своим обычным голосом, не слишком тихо и не слишком громко. Сила голоса соответствует содержанию и тону разговора, не раздражает собеседника. |
5 баллов — не слишком громкий голос. |
|
4. Гладкость (плавность, непрерывность) речи |
Ребенок говорит плавно, не прерываясь, не делая ненужных пауз, не включает в речь ненужные междометия. Говорит в одинаковом темпе. |
Частота пауз в речи и употребления ненужных слов в среднем за минуту разговора- 16 пауз. |
|
5. Эмоциональный тон речи |
Достаточно выразительный голос с необходимыми экспрессивными компонентами. |
5 баллов — чрезмерно эмоциональная речь. |
|
6. Поза |
Во время разговора ребенок стоит или сидит удобно, раскованно. Мышцы его расслаблены |
5 баллов — расслабленная, удобная поза. |
|
7. Жесты |
Использует разнообразные движения рук, головы в процессе разговора в соответствии с его ходом и содержанием. Периодические движения головой во время пауз в речи собеседника подтверждают согласие или выражают несогласие с ним. |
5 баллов — много разнообразных движений головой и руками. |
|
Схема оценки внимания и памяти.
Положительные характеристики |
Отрицательные характеристики |
|
Внимание |
||
Устойчивое внимание. Активная ориентировочная реакция на познавательную задачу |
Повышенная отвлекаемость. Неустойчивость внимания в познавательной деятельности. Отсутствие ориентировочной реакции на познавательную задачу |
|
Память |
||
Хорошо, активно воспроизводит содержание, достаточно богатый словарный запас, предложения сложные по конструкции. Не требуется усилий для поддержания внимания при воспроизведении |
Плохо воспроизводит содержание текста, плохо понимает значение употребляемых слов, не может длительно сосредоточиться на рассказываемом |
|
Вывод: наблюдая за вниманием и памятью ребёнка можно отметить положительные характеристики.
Методика «Запоминание 10 слов» (по А.Р. Лурия)
Протокол к методике «Запоминание 10 слов»
Слова |
1-й раз |
2-й раз |
3-й раз |
4-й раз |
5-й раз |
Через 60 мин |
|
Дом |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Кот |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Лес |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||
Зерно |
+ |
+ |
|||||
Игла |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
Мост |
+ |
+ |
|||||
Хлеб |
+ |
+ |
|||||
Окно |
+ |
+ |
|||||
Брат |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
Мед |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||
Рис. «Кривая запоминания»
По вертикали отмечены количество названных слов, по горизонтали порядковые номера повторений. Данный график показывает, что кривая имеет зигзагообразный вид — это свидетельствует о колебаниях внимания.
Обработка результатов по методике Пьерона-Рузера для оценки умственной работоспособности.
Оценка выполненного задания проводится по объему (количеству) просмотренных фигур и качеству работы (количеству допущенных ошибок в пересчете на 100 просмотренных фигур).
Количество просмотренных фигур |
Количеств допущенных ошибок |
|
50 |
10 |
|
Х = 10х100 : 50 = 20
Коэффициент продуктивности умственной работоспособности:
С- количество просмотренных строчек |
а- количество ошибок |
|
5 |
12 |
|
Q = C : ( C + а)
Q = 5: (5+12) = 0,29
3. Особенности мотивационно-личностной сферы
Изучение мотивации учения учащегося 4 класса (по М.В. Матюхиной)
Цель: выяснение отношения к школе, учению у младшего школьника.
Материал: бланк с вопросами для индивидуальной беседы, протокол для ответов,
С целью выявления того, как ребенок осознает свое отношение к школе, учителю, может быть проведена индивидуальная беседа по вопросам:
1. С желанием ты ходишь в школу или нет? Почему?
2. Какие уроки тебе больше всего нравятся? Почему?
3. Какие уроки не нравятся? Почему?
4. Зачем ты учишься? Мог бы ты не учиться?
5. Если бы тебе сказали, что в школу ходить не надо, ты бы обрадовался или огорчился? Что бы ты стал делать?
6. Если бы тебе предложили учиться во время каникул, обрадовался бы ты или огорчился? Почему?
Протокол для ответов
№ вопроса |
Ответы |
Баллы |
|
1. |
С желанием. |
2 |
|
2. |
Письмо. Мне очень легко и всё понятно на уроке. |
3 |
|
3. |
Математика , потому что встречаются трудные задания |
3 |
|
4. |
Чтобы всё знать и уметь. Получать хорошие оценки. Нет не мог. |
3 |
|
5. |
Огорчился. |
2 |
|
6. |
Обрадовался. Хочется учиться. |
3 |
|
Всего набрано баллов |
16 |
||
- «С желанием» с обоснованием «почему» — 3 балла;
- «С желанием» без обоснования — 2 балла;
- «Не знаю, когда как» — 1 балл;
- «Без желания, не хочу ходить» — 0 баллов.
Максимальное количество баллов по методике — 18.
Метод анализа педагогической документации.
Анализируя тетрадь школьника, сделала выводы. Особенность познавательной деятельности :внимательность; уровень развития тонкой моторики достаточно сформирован. У ребёнка сформированы школьно-значимые навыки: соблюдение орфографического режима, правильность оформления. Внешний вид и ведение тетради: аккуратно, ответственно.
Таблица. Шкала для определения эмоционального профиля школьника
Поведенческий признак |
Оценка в баллах |
|
1. Депрессивные проявления 1.Поведение без признаков депрессии |
+ 10 |
|
2. Социальные контакты |
||
3. Инициативы в установлении контактов не проявляет, но при случае выражает готовность «сотрудничать» со сверстниками |
+ 4 |
|
3. Познавательная деятельность |
||
3. Проявляет избирательный интерес к определенным видам занятий и остается безучастным к другим. |
+ 2 |
|
4. Дисциплина |
||
2. Выполняет практически все требования учителя. Усидчив, старателен, мало отвлекается |
+ 8 |
|
5. Реакции агрессии, гнева |
||
4. Гнев отсутствует совершенно, ребенок не может постоять за себя, а иногда убегает от обидчика |
-9 |
|
6. Страх 1 . Страх отсутствует |
+ 10 |
|
7. Игровая деятельность |
||
3. Присматривается к игре с любопытством |
+ 3 |
|
8. Двигательная активность на перемене |
||
2. Подвижен, оживлен, бегает по коридору |
+ 6 |
|
9. Общее самочувствие |
||
2. Активно не жалуется, но в беседе можно выявить чувство «рабочей» усталости после занятий |
+ 7 |
|
Всего набрано баллов |
+ 41 |
|
Обработка результатов:
- до + 40 баллов — благоприятное течение адаптации.
Таблица. Система психолого-педагогических требований к содержанию статуса первоклассника (по М.Р. Битяновой)
Параметры психолого-педагогического статуса |
Психолого-педагогические требования к обучению, поведению и общению первоклассника |
|
1. Познавательная сфера 1. Произвольность психических процессов. 2. Развитие мышления. 3.Сформированность важнейших учебных действий. 4. Развитие речи. 5. Развитие тонкой моторики. 6. Умственная работоспособность и темп учебной деятельности |
1. Высокий уровень активности, самостоятельности в учебной работе. 2. Способность самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат определенных учебных действий. 3. Совершение учебных действий по образцу и по правилу, установленному взрослым. 4. Сосредоточение и поддержание внимания на учебной задаче. 5. Наличие собственных усилий для преодоления трудностей в решении задачи. 6. Произвольность движений и естественной двигательной активности. 1. Высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов окружающего мира; использование схем и схематических изображений; способность к обобщению (на уровне конкретных предметов).
2. Начальный уровень развития логического мышления: способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных. 1. Умение выделить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности. 2. Сформированность внутреннего плана умственных действий. 3. Умение выполнять задания взрослого. 1. Понимание смысла текста или простых понятий. 2. Использование речи как инструмента мышления (владение сложноподчиненными конструкциями в устной речи).
1. Способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию 1. Способность сосредоточенно работать в течение 15-20 мин. 2. Сохранение удовлетворительной работоспособности в течение всего учебного дня. 3. Способность работать в едином темпе со всем классом |
|
2. Особенности поведения и общения школьников 1.Взаимодействие со сверстниками 2. Взаимодействие с педагогами. 3. Соблюдение социальных и этических норм. 4. Поведенческая саморегуляция |
1. Владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений; готовность к коллективным формам деятельности; умение самостоятельно разрешать конфликты мирным, путем 1. Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне их. Проявление уважения к учителю. 1. Принятие и соблюдение классных и школьных норм. 1. Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми. 2. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. 3. Способность к ответственному поведению |
|
3. Особенности мотивационной сферы. 1. Наличие и характер учебной мотивации. 2. Устойчивое эмоциональное состояние (уровень тревожности) |
1. Желание учиться, идти в школу. Наличие познавательного или социального мотива учения. 1. Отсутствие выраженных противоречий между требованиями взрослых и возможностями ребенка |
|
4. Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе 1. Отношения со сверстниками. 2. Отношения с педагогами. 3.Отношение к значимой деятельности. 4.Отношение к себе |
1. Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками. 1. Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитателями. 1. Эмоционально-положительное восприятие школы и учения. 1. Позитивная «Я-концепция», устойчивая адекватная самооценка |
|
Таблица. Психолого-педагогическая карта первоклассника (по материалам М. Р. Битяновой)
Параметры психолого-педагогического статуса школьника |
Конкретные поведенческие проявления |
|
1. Особенности познавательной деятельности — уровень произвольности деятельности; — развитие мышления; -уровень речевого развития; -особенности развития внимания; -особенности развития памяти; -уровень развития тонкой моторики руки; — умственная работоспособность; — индивидуальные особенности познавательной деятельности (высокая интеллектуальная активность — интеллектуальная пассивность и пр.) |
-способен сосредоточиться на задаче и не отвлекаться в процессе ее решения. Может поставить перед собой конкретную учебную цель и последовательно добиваться ее достижения — на уроке демонстрирует способность обобщать имеющиеся знания; способен отделить существенные свойства предмета от несущественных; может связно рассказать о событиях своей жизни; — звукопроизношение не нарушено; может пересказать содержание текста или рассказа учителя своими словами; имеет достаточный словарный запас; связно выражает свои мысли; — хорошо сосредотачивается на задании, способен удерживать инструкцию и целенаправленно действовать — запоминает инструкцию учителя, действует в соответствии с ней; хорошо воспроизводит материал, полученный вербально (слуховая память) или визуально (зрительная память); — пишет разборчиво, выполняет основные требования к письму; способен рисовать мелкие детали, точно обводить контур; — сохраняет удовлетворительную работоспособность в течение всего урока; способен работать в одном темпе со всем классом . |
|
2. Особенности поведения и общения: — взаимодействие со сверстниками — взаимодействие с педагогами; -соблюдение социальных и этических норм поведения; — произвольность саморегуляции поведения; — активность |
— активен в общении со сверстниками, сам выбирает себе партнеров для игр и занятий; не провоцирует конфликты со сверстниками; имеет постоянных приятелей в классе; — может обратиться с просьбой к учителю; уважительно относится к учителю и соблюдает необходимую дистанцию в общении с ним; прислушивается к замечаниям и требованиям учителя, старается их выполнить; — поддерживает опрятный внешний вид в течение дня; соблюдает принятые в классе правила поведения и общения; — при ответе у доски контролирует движения тела; владеет собой в ситуациях, требующих сосредоточенности, молчания или ограничения движений; контролирует свои эмоции; — активен на уроке, стремится проявить свои знания; проявляет заинтересованность в получении новых знаний; способен справляться с дежурствами по классу |
|
3. Отношение к учебной деятельности: -наличие и характер учебной мотивации; — эмоциональное состояние |
— редко пропускает занятия; проявляет заинтересованность в хорошей оценке; имеет все необходимые школьные принадлежности; — в меру переживает за оценки и критические замечания учителя |
|
4. Анамнестическая часть карты развития ребенка
1. Общие сведения о ребенке:
ФИО учащегося: Андрей П.
Число, месяц, год рождения:7 февраля 2001 года
Школа, класс: Читинский район МОУ СОШ с. Новая Кука 4а класс
2. Сведения о родителях:
- состав семьи: полная
- социальный статус родителей:
Папа:
- а) образование — высшее;
- б) профессия: инженер ПРР;
- в) место работы: ООО « Заб Ж.Д.»
Мама:
- а) образование — среднее специальное;
- б) профессия: учитель начальных классов;
- в) место работы: МОУ СОШ с. Новая Кука
- условия проживания и воспитания: удовлетворительные; на дому
3. Особенности раннего развития:
а) роды:
- по счету: 1, в срок
- родовспоможение: родостимулирование
- вес, длина при рождении: 3кг.125г., 53 см.
- оценка по шкале АПГАР: 6-8 баллов
- раннее развитие: своевременное
4. Состояние здоровья:
1. Перенесенные заболевания: нет
2. Соматический статус ребенка (отметить нужное):
- частые простуды
- жалобы на боли различной этиологии и пр.
- головные боли
- наличие хронических заболеваний:
3. Наличие органических нарушений и физических дефектов
- плохое зрение
- ослабленный слух
- двигательные нарушения
- особенности комплекции (полнота, рост)
- наличие физических недостатков
- другие особенности
4. Особенности физического развития
- нарушения общей моторики, координации движений
- нарушения мелкой моторики
- нарушения артикуляционной моторики
- нарушения дыхания
- замедленность или быстрота движений
- другие особенности
5. Заключение психиатра, невролога, психоневролога (если есть)
5. Детские дошкольные учреждения: не посещал
- с какого возраста пошел в детский сад
- характеристика ДОУ (обычное, компенсирующего вида, логопедическая группа)
- особенности адаптации к ДОУ
- поведение в ДОУ
6. Поведение в детском доме
- подвижен, хаотичен, легко возбудим, агрессивен
- вял, инертен, наличие страхов
- особенности взаимоотношения с родными братьями, сестрами (если есть)
- любимые занятия в свободное время
- выполнение обязанностей (каких именно)
- соблюдение режима дня
- интересы и склонности (физический труд;
- умственный труд;
- техническая деятельность;
- общественная деятельность;
- организаторская деятельность;
- художественная (артистическая, литературная, музыкальная, хореографическая);
- спортивная деятельность)
7. Поведение в школе
- отмечались ли жалобы учителей, на что именно? Не отмечались
- обучается ли в специальном классе (сколько лет, каком?): ребёнок не обучается в специальном классе. Обучение в общеобразовательной школе.
- усваивает ли программный материал?: Программный материал усваивает
- оставался ли на второй год?
- трудности адаптации в школе, с чем связаны: трудности адаптации в школе у ребёнка отсутствуют
- наличие вредных привычек (каких?): вредных привычек нет
- совершал ли правонарушения (воровство, хулиганство, вымогательство денег, избиение слабых, проявление садистских наклонностей), отношение к своим проступкам (равнодушное, оправдывается и пр.): данные правонарушения у ребёнка отсутствуют.
- отношение к педагогическим воздействиям :равнодушие, старается выполнить требования
Таблица. Психолого-педагогическая характеристика школьника (аспекты для наблюдения)
Показатели |
Да |
Не всегда |
Нет |
|
1. Произвольность учебной деятельности 1. Способен сосредоточиться на задаче и не отвлекаться в процессе ее решения |
+ |
|||
2. Может поставить перед собой конкретную учебную цель и последовательно добиваться ее достижения |
+ |
|||
3. Понимает требования учителя и старается их выполнить без напоминания |
+ |
|||
4. При возникновении учебных трудностей на уроке прилагает усилия для их преодоления |
+ |
|||
2. Особенности познавательной деятельности 1. Способен выделить в задании основной опрос и определить пути выполнения задания |
+ |
|||
2. На уроке демонстрирует способность обобщать имеющиеся знания |
+ |
|||
3. Способен отделять существенные свойства предмета от несущественных |
+ |
|||
4. Может связно рассказать о событиях своей жизни |
+ |
|||
5. Может осуществлять простейшие мыслительные операции в уме, без опоры на наглядный материал |
+ |
|||
6. Ориентируется в основных понятиях времени |
+ |
|||
3. Развитие речи 1. Имеет достаточный словарный запас |
+ |
|||
2. Может пересказать содержание текста или рассказа учителя своими словами |
+ |
|||
3. Связно выражает свои мысли |
+ |
|||
4. Развитие мелкой моторики 1. Пишет разборчиво, выполняет основные требования к письму |
+ |
|||
2. Способен рисовать мелкие детали, точно обводить контур |
+ |
|||
5. Работоспособность 1. Сохраняет удовлетворительную работоспособность в течение всего урока |
+ |
|||
2. Способен работать в одном темпе со всем классом |
+ |
|||
6. Особенности поведения и общения 1. Соблюдает принятые в классе правила поведения и общения |
+ |
|||
2. При ответе у доски контролирует движения тела (позу, положение рук и ног) |
+ |
|||
3 . Владеет собой в ситуациях, требующих сосредоточенности, молчания или ограничения движений |
+ |
|||
4. Контролирует свои эмоции |
+ |
|||
7. Взаимоотношения с учителем 1. Может обратиться с просьбой к учителю |
+ |
|||
2. Уважительно относится к учителю, соблюдает необходимую дистанцию при общении с ним |
+ |
|||
3. Прислушивается к замечаниям и требованиям учителя, старается их выполнять |
+ |
|||
8. Взаимоотношения с одноклассниками 1 . Активен в общении со сверстниками, сам выбирает себе партнеров для игр и занятий |
+ |
|||
2. Не провоцирует конфликты со сверстниками |
+ |
|||
3. Имеет постоянных приятелей в классе |
+ |
|||
9. Отношение к учебной деятельности 1. Поддерживает опрятный внешний вид в течение дня |
+ |
|||
2. Не списывает домашние задания |
+ |
|||
3. Достаточно активен на уроке, стремится проявить свои знания |
+ |
|||
4. Проявляет заинтересованность в получении новых знаний |
+ |
|||
5. Редко пропускает занятия |
+ |
|||
6. Проявляет заинтересованность в хорошей оценке |
+ |
|||
7. Имеет все необходимые школьные принадлежности |
+ |
|||
8. В меру переживает за оценки и критические замечания учителя |
+ |
|||
9. Усваивает школьную программу |
+ |
|||
10. Адаптация в школе 1. Самостоятельно добирается до школы |
+ |
|||
2, Умеет пользоваться школьным буфетом |
+ |
|||
3. Способен справиться с дежурством по классу |
+ |
|||
5. Психологическое заключение на учащегося
Класса: 4А
Школы: МОУ СОШ с. Новая Кука
Фамилия, имя: Андрей П.
Число, месяц, год рождения: 7 февраля 2001 г.
Период обследования: с 10.09.2012 г. — по 01.10.2012 г.
Реакция на ситуацию обследования: положительная
1.Общая характеристика учебной деятельности ребенка — работоспособность: быстрое, но компенсируемое утомление, связанное с мотивационным фактором; сохраняет удовлетворительную работоспособность в течение всего урока;
- темп деятельности: равномерный, устойчивый;
- наличие учебной мотивации: осознаёт важность и необходимость учения;
- желание учиться, идти в школу;
- наличие познавательного мотива учения;
- отношение к ведущему виду деятельности: положительное;
- сформированность учебных навыков: ребёнок осознаёт отношение к школе;
- характерные ошибки при письме, чтении, счете: отсутствуют.
2. Особенности поведения и общения в ситуация школьного взаимодействия.
- положение школьника в системе внутригрупповых отношений со сверстниками: умеет адекватно себя вести и реагировать на ситуацию;
- конфликтные ситуации с некоторыми одноклассниками;
- отношения со значимыми взрослыми (учителями): отношения с учителем строятся на взаимном уважении и доверии;
- проявляет уважение;
- эмоционально-положительное восприятие ребёнком системы своих отношений с педагогом;
- соблюдение социальных, внутригрупповых и этических норм поведения: выполняет требования учителя;
- поведение организованное;
- поддерживает опрятный вид в течение дня;
- соблюдает принятые в классе правила поведения и общения;
- произвольность саморегуляции поведения: при ответах у доски контролирует движения тела;
- владеет собой в ситуациях, требующих сосредоточенности, молчания или ограничения движений;
- контролирует свои эмоции;
Причины, вызывающие негативные проявления в поведении (отсутствуют):
- отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы
- педагогически неверные формы и методы воздействия
- пробелы в овладении этическими знаниями и навыками
- личностные изменения, связанные с искажением представлении о взаимоотношениях с окружающими
3. Особенности физического и двигательного развития
- особенности физического развития: среднее
- особенности развития моторных функций: способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию;
- уровень развития тонкой моторики руки: пишет разборчиво, выполняет основные требования к письму;
- способен рисовать мелкие детали, точно обводить контур;
- наличие стереотипных, навязчивых движении: отсутствуют.
4. Особенности познавательной деятельности школьника
- общая осведомленность: высокая;
- уровень познавательной активности: в основном средний;
- уровень произвольности деятельности: не всегда способен сосредоточиться на задаче отвлекается в процессе ее решения; при возникновении учебных трудностей на уроке прилагает усилия для их преодоления
- сформированность пространственных и временных представлений: достаточно хорошо ориентируется в пространственных и временных представлений;
- особенности развития внимания: хорошо сосредотачивается на задании, способен удерживать инструкцию и целенаправленно действовать;
- особенности развития памяти: запоминает инструкцию учителя, действует в соответствии с ней;
- хорошо воспроизводит материал, полученный визуально (зрительная память);
- уровень речевого развития;
- звукопроизношение не нарушено;
- может пересказать содержание текста или рассказа учителя своими словами;
- имеет достаточный словарный запас;
- связно выражает свои мысли;
- сформированность видов мышления: на уроке демонстрирует способность обобщать имеющиеся знания;
- способен отделить существенные свойства предмета от несущественных;
- может связно рассказать о событиях своей жизни;
- умственная работоспособность и темп умственной деятельности: сохраняет удовлетворительную работоспособность в течение всего урока; способен работать в одном темпе со всем классом.
5. Особенности аффективно-эмоциональной сферы
- преобладающий фон настроения, спектр эмоциональных реакций: эмоционально-положительный;
- адекватность эмоциональных реакций: положительное
6. Особенности личностной сферы
- конфликтность мотивационной сферы (личностная тревожность): присутствует;
- отношение к себе (содержание Я-концепции, самооценка, уровень самопринятия): позитивная «Я-концепция», устойчивая адекватная самооценка;
- наличие акцентуаций характера: отсутствуют
Вывод об уровне адаптации ребенка: проведя наблюдения за ребенком, можно сделать вывод, что уровень адаптации школьника средний: положение школьника в большинстве сфер оценивается как благополучное.
6. Психолого-педагогическая характеристика на учащегося
Класса: 4а
Школы: МОУ СОШ с. Новая Кука
Ф.И.О.: Андрей П.
1. Общие сведения о школьнике:
- возраст:10.5 лет
- состояние здоровья: среднее
2. Характеристика условий воспитания у ребёнка:
- культурно-бытовые, материальные условия: положительные;
- у ребёнка есть своё рабочее место, имеются все школьные принадлежности, сезонная одежда
3. Характеристика классного коллектива, членом которого является школьник:
- отношение к общественной работе и общественно полезному труду: ответственное и добросовестное;
- успеваемость и дисциплина, межличностные отношения в классе: соблюдает принятые в классе правила поведения и общения; успеваемость средняя.
4. Отношение школьника к коллективу :потребность быть членом коллектива, считаться с его мнением, понимание других людей .
5. Направленность личности: личная; ощущение у ученика чувства радости, эмоционального удовлетворения своими успехами.
5.Уровень притязаний:
- адекватный;
- отношение к критическим замечаниям учителей и товарищей; положительное
7. Ученик в различных видах деятельности:
- отношение к учению: с желанием посещает школу;
- добросовестное выполнение работы;
- учится с интересом;
- какие оценки преобладают; удовлетворительно
- успеваемость и дисциплинированность соблюдает принятые в классе правила поведения и общения;
- успеваемость средняя;
- степень сформированное учебных навыков;
- проявляет заинтересованность в хорошей оценке;
- отношение к трудовой деятельности;
- ответственное и добросовестное;
8. Характеристика познавательной деятельности особенности развития
- внимания: не всегда способен сосредоточиться на задании, способен удерживать инструкцию и целенаправленно действовать
памяти: запоминает инструкцию учителя, действует в соответствии с ней; хорошо воспроизводит материал, полученный визуально (зрительная память);
- речи: понимание смысла текста или простых понятий.
- мышления; начальный уровень развития логического мышления: способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных.
- работоспособность и темп деятельности: способность сосредоточенно работать в течение 15-20 мин;
- сохранение удовлетворительной работоспособности в течение всего учебного дня;
- способность работать в едином темпе со всем классом.
9. Особенности эмоционально-волевой сферы: у ребёнка положительное восприятие на педагогические воздействия; преобладает положительное настроение; умеет сдерживать эмоциональные переживания; волевые особенности: целеустремленность, самостоятельность, настойчивость; эмоциональные нарушения имеются
10. Способности
- общие: интеллектуальные
- специальные: музыкальные, посещение кружка
11. Темперамент
Флегматик уравновешен. Реакции на события медленные, спокойные. Отличается большой и ровной силой, длительностью ее воздействия.
12. Характер
- черты характера, проявляющиеся в отношении к учению : прилежание, активность, дисциплинированность;
- черты характера, проявляющиеся в отношении к классу и школе, к общественным обязанностям, к труду, к окружающим людям, к вещам, к самому себе: ответственный;
- активен в общении со сверстниками;
- проявляет уважительное отношение к окружающим людям;
- доброжелательный;
- умеет оказать помощь;
- отзывчивый;
- гостеприимный;
- все поручения выполняет без принуждений, с желанием;
- аккуратный;
- организованность
13. Психолого-педагогические выводы: адаптация ребёнка прошла успешно.