Воображение – это важнейшая сторона нашей жизни. Если даже представить себе на минуту, что человек не обладал бы воображением и творчеством. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писателями и изобретений конструкторов . Наши дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения и творчества ? И именно благодаря воображению человек творит , разумно планирует свою деятельность и управляет ею . Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.
Однако феномен воображения остается загадочным в наши дни. Человечеству до сих пор почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в мозгу человека локализовано воображение, с работой каких известных нам нервных структур оно связано, сегодня еще не разгаданы.
Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий. Развитие воображения идет по линиям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения. Данное определение указывает на взаимосвязь творческого мышления и воображения.[4]
Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека.
Вопрос о присутствии у человека воображения, творческого начала и потребности в самореализации являлся и является актуальным с древних времен и до нашего времени. Способность творить — что это, данность или результат огромных усилий личности на стезе развития и самосовершенствования? Однозначного ответа на этот вопрос не существует и вряд ли кто-либо когда-нибудь сможет на него исчерпывающе ответить.
В рамках психологических исследований данная тема освещалась в работах известных
Несмотря на большую значимость, проблемы творчества и творческих способностей еще недостаточно разработаны. Однако в этом направлении ведутся исследования как отечественными, так и зарубежными психологами.
Творчество рассматривается как характеристика личности, ставится вопрос о творческой личности. К этой линии относятся, в частности, подходы в терминах само актуализации, которые постулируют изначальный творческий потенциал , или столь же классические работы Ф.Бэррона, опиравшегося на понятие «установки на оригинальность», лежащей в основе творчества.
Эмоции и творчество человека
... изменениями организма. Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение ... противоположных направления, исключающих друг друга». С.Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального ...
Творчество рассматривается как деятельность в контексте жизни, в контексте социальных отношений. Здесь уделяется внимание социальной среде ,социальным процессам, мотивации, интеллектуальной активности, жизненной стратегии, творческой карьере творческому образу жизни.
В житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, не соответствует действительности и что таким образом не имеет никакого практического значения. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным
В этом смысле все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры в отличие от мира природы, — все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.
Проще сказать – лишите человека воображения и творчества, и прогресс остановится . Значит , воображение и творчество является высшей и необходимейшей способностью человека .
Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть творчество и воображение во взаимодействии и понять какое влияние оказывает воображение на развитие творчества.
Задачами , с помощью которых будет происходить реализация цели исследования являются :
- Определить понятия и особенности воображения и творчества;
- Рассмотреть виды воображения и творчества;
- Исследовать творчество ,как свойство личности ;
- Рассмотреть взаимосвязь воображения и творчества;
- Подвести итоги исследования ;
Объектом исследования являются воображение и творчество , соответственно предметом является взаимосвязь воображения и творчества.
ГЛАВА 1.ПОННЯТИЕ О ВООБРАЖЕНИИ
В сложной структуре человеческой психики есть удивительное свойство воображение, или фантазия. Если при помощи восприятия и мышления человек узнает о свойствах, связях и отношениях вещей, явлений, существующих реально, то в воображении отражается и то, что есть, но недоступно по каким-либо причинам, и то, что было, но свидетелем чего человек не мог быть, и то, чего нет, но что может быть. В воображении находит отражение и то, что никогда не произойдет, никогда не сбудется. Иначе говоря, в фантазии человек выходит за пределы реального мира во времени и пространстве: он может соединять и разъединять неразложимое и несоединимое ,перемещать вещи, события, процессы из настоящего в будущее, в прошлое, из одного пространства в другое. [5]
Воображение — это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.
Развитие воображения и творчества детей разных возрастов учёные называют проблемой века . Именно воображение – «воистину драгоценная способность», «универсальная человеческая способность», «сложная психологическая система», признанная в дошкольном детстве «центральным психологическим новообразованием», в последующие годы жизни составляет основу творческой уникальной и неповторимой личности.
«РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ...
... продуктом воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для ... 1.1.Понятие воображения в психолого-педагогической литературе Проблема развития воображения у дошкольников с ... работы., Во введении обосновывается актуальность, параметры исследования. В первой главе раскрываются теоретические аспекты психолого-педагогического влияния мнемотаблиц на развитие воображения у детей ...
В нашем исследовании изучение особенностей воображения детей дошкольного возраста происходит в процессе формирования сложных мнемотехнических приёмов, овладение которыми, как доказано, и влияет на продуктивность произвольной культурной памяти. В качестве таковых вначале используем смысловое соотнесение разрозненного материала (картинок) младшими детьми, который является базовым для овладения другим, более сложным приёмом – смысловой группировкой связного материала (текстов) этими же детьми, но в среднем дошкольном возрасте.
Учёные отмечают, что связные тексты (различные жанры) являются важным средством развития не только мышления, памяти, речи детей различных возрастов, но и развития у них воображения и творчества. В своё время Б.М. Теплов писал: «Чтение художественной литературы – лучшая школа воображения, самое мощное средство воспитания его»; при этом он подчёркивал, что не всякое чтение является такой школой, а только то, где есть активная работа воображения; читатель должен мысленно «видеть и слышать» всё, о чём идёт речь, – именно это умение создаёт предпосылки для расширения и углубления познания мира» . Однако учителей и родителей в последние годы очень беспокоит, что выросло нечитающее поколение: книгу всё более вытесняет экран (телевизора и компьютера), богатая информация, которую он несёт, даётся в уже готовом виде. Между тем доказано, что человека развивает то, что он добывает работой своего ума, чувства, воображения, и такая работа происходит больше всего в общении с книгой. Угасание интереса к книге ведёт к эмоциональному обнищанию, отуплению, бездуховности …[8]
Многочисленные исследования показывают, что лишь небольшая часть школьников умеет осмысленно читать. Это негативное явление актуализирует поиск соответствующих условий и стратегий восприятия и понимания художественной литературы в школе. Работу с книгой специалисты рассматривают прежде всего как обучение пониманию её содержания, постижению глубины и многозначности текста и др. Исходя из этого они создают целостную картину процесса чтения, последовательность его этапов, показывают, что именно способствует воспитанию вдумчивого читателя, – не только традиционный план, конспект, пересказ, но и диалог с текстом, работа с заголовком, развитие воссоздающего творческого воображения.
В.В. Давыдов подчёркивал особую ценность обращения психологов к проблеме развития воображения в процессе восприятия и понимания текста уже младшими учащимися . Дошкольные специалисты считают, что интерес к художественной литературе следует прививать с ранних лет жизни. Именно дошкольный период развития личности ребёнка является сензитивным для воспитания общечеловеческих ценностей (гуманизма, товарищества и дружбы, трудолюбия, честности и др.), и большое влияние в этом оказывает искусство и художественная литература, разнообразие её жанров: стихотворения, сказки, рассказы, былины, басни и др[11].
Психологи и педагоги разработали интересные и увлекательные формы приобщения детей-дошкольников к художественной литературе: это различные виды кукольных театров, вечера-развлечения по произведениям любимых поэтов и писателей, постановка спектаклей для детей, просмотр диафильмов и мультфильмов по русским народным сказкам и авторским произведениям. Кроме этого, заучивание наизусть стихотворений, рассказывание, чтение, беседы, пересказ сопровождают жизнь детей, посещающих дошкольные учреждения.
Гимнастика для ребенка первого года жизни
... мерами общественной и личной гигиены. Физическое воспитание детей грудного возраста включает двигательный режим, гигиеническое воспитание, широкое использование ... за плечи, с ним пройти маленькое расстояние. Гимнастика для малышей до года систематическая и ежедневная ... период после родов и время перестройки жизненных функций ребенка, таких как дыхание, кровообращение, пищеварение и терморегуляция. ...
Для обучения детей-дошкольников восприятию, запоминанию и пересказу художественных текстов (сказок, рассказов) используются методики с опорой на различные средства: наглядное моделирование, сюжетные картинки, готовый вербальный план .
Воображение выполняет следующие функции:
1. Познавательная – благодаря процессу воображения расширяются и углубляются знания о действительности. Воображение позволяет человеку действовать в ситуации неопределенности, домысливать, достраивать не хватающую и информацию.
2. Антиципации или предвосхищения результата деятельности. Воображение позволяет сформировать образ будущего продукта деятельности, то есть того. чего еще нет в действительности.
3. Воображение играет важную роль в процессе понимания человеком другого человека. Благодаря воображению человек может поставить себя на место другого человека, представить его мысли и чувства.
4. Благодаря воображению формируется мечта. Она может выполнять функцию мотивации; то есть побуждать человека к деятельности.
5. Защитная функция – в воображении человек может пережить будущие возможные неприятности, что предохраняет его от стресса, подготавливает к реальным трудностям[4].
В жизни человека воображение выполняет несколько различных функций.
Первая из них состоит в том, чтобы, представляя несуществующее в реальной действительности, творчески преобразовывать окружающий мир, творя нечто новое по продуктам воображения. Так, инженер придумывая новую машину, сначала создаёт её в своём воображении и только затем строит её, дополняя ею соответственно мир существующих материальных вещей. Художник, задумывая картину и воплощая её в своём рисунке или на полотне, также дополняет представление людей о мире том, что придумано им и изображено на картине. То же самое делают представители творческих профессий. Благодаря их воображению за тысячелетия существования людей совершенно был создан новый мир — мир человеческой материальной и духовной культуры.
Вторая функция воображения связана с саморегуляцией поведения, психических процессов и состояний человека. Для того чтобы повлиять на своё поведение в будущем, человек планирует его, проигрывает в своём воображении. Так поступает каждый человек, озабоченный тем, чтобы, ведя себя определённым образом, достичь в будущем поставленной цели. Если нам предстоит какая — либо важная встреча с кем — либо, то мы обязательно продумываем её в деталях и представляем своё поведение во время этой встречи; если спортсмену нужно выступить на соревнованиях и выполнить какое — либо сложное упражнение, он непременно перед этим проигрывает данное упражнение, то есть выполняет его в своём воображении. Так всегда делают гимнасты, фигуристы, штангисты, прыгуны в воду и представители других видов спорта. Эта же функция воображения широко используется во многих современных методах психотерапии, где через произвольное воображение человека на него же оказывается определённое психотерапевтическое влияние. Наконец, через своё воображение человек может повлиять на собственное восприятие, память, мышление, речь и другие психические процессы.
Миссия и функция профессиональной деятельности педагога
... жизненный опыт. Целью написания работы является изучение миссии и основных функций педагога в профессиональной деятельности на основе анализа учебной литературы. Объектом исследования является профессиональная ... и терпимости, взаимопониманию, доброжелательности, всему тому, что мы называем общей культурой человека. Профессия педагога - одна из важнейших в современном мире. От его усилий ...
Третья функция воображения состоит в формировании с его помощью внутреннего плана действий, то есть способности выполнять действия в уме, манипулируя при этом образами. Например, ребёнок, который научился решать задачи с помощью действий с реальными материальными предметами, на следующем этапе развития своего мышления может научиться решать задачи, действуя в уме только с образами соответствующих предметов. Данная функция воображения наиболее полно реализуется в наглядно — образном мышлении человека и в его развитии. В элементарной форме этот вид мышления встречается у детей дошкольного возраста, а в более сложных формах — у взрослых людей, которым по роду своей профессиональной деятельности приходится решать довольно сложные задачи с помощью образного мышления. Это, например, дизайнеры и художники, писатели и актёры, политики и инженеры.
Четвёртая функция воображения — это программирование будущего поведения человека. Она реализуется в мысленном составлении человеком планов и программ своего будущего поведения, в образном их представлении.
Пятую функцию воображения можно обозначить как психодиагностическую. Она заключается в том, что по продуктам воображения человека можно делать определённые выводы о его собственной психологии. Эта функция широко используется, например, во многих современных психодиагностических тестах, где в результате анализа продуктов воображения человека судят о его психологии. Такие тесты называются название проективными. Той же самой функцией мы пользуемся повседневно, когда судим о психологии другого человека по продуктам его фантазий. Эту функцию иногда используют врачи — психиатры для заочной постановке диагноза по продуктам воображения человека. Известен, например, случай постановки З. Фрейдом такого диагноза писателю Ф.М. Достоевскому по его литературным произведениям.