Воля, способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Специфический акт, несводимый к сознанию и деятельности как таковой. Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти непосредственно испытываемых потребностей, импульсивных желаний: для волевого акта характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен», осознание ценностной характеристики цели действия. Волевое поведение включает принятие решения, часто сопровождающееся борьбой мотивов (акт выбора), и его реализацию.
И.М. Сеченов особое место уделил волевой активности человека, выделяя в ней не только физиологические механизмы, но и психологические. В связи с этим он пишет, что воля властна пускать в ход в каждом данном случае не только ту форму движения, которая ему наиболее соответствует, но любую из всех, которые известны человеку.
Сложность изучения проблемы воли состоит в том, что как в обыденном, так и в научном сознании воля понимается по-разному. В обыденном сознании она предстаёт то как свобода, то как выражение желания человека, то как проявление силы характера (противопоставление: волевой ̶ безвольный).
Этот разнобой в обыденном понимании воли нашёл отражение и в научном её понимании двумя противоборствующими направлениями. Одно из них связано со свободой воли, свободой выбора, независимо от внешних обстоятельств, другое ̶ с детерминизмом, с внешней обусловленностью поведения человека, которая превращает его чуть ли не в автомат.
При этом одни авторы под волей понимают всякую произвольную регуляцию (либо более широко, что приводит к волюнтаризму, либо более узко, трактуя волю как произвольную мотивацию), другие же склонны учитывать только те акты человеческого поведения, которые направлены на преодоление трудностей и препятствий. Последнее направление по существу, понимает волю как «силу воли» (отсюда и характеристики человека как волевого и безвольного).
И так же присутствует неразбериха в понятиях, связанная с определением воли, отчётливо видна у ряда авторов: с одной стороны, воля не сводится только к волевому усилию, а с другой стороны, она не совпадает и с произвольным действием. Тем не менее исследование волевых процессов личности представляется довольно актуальной задачей. Ведь человек с сильной волей умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на его пути к достижению поставленной цели, обнаруживая при этом такие волевые свойства, как решительность, настойчивость, выдержка и самообладание, самостоятельность, целеустремленность, дисциплинированность, мужество и смелость.
Соответствие человека педагогической деятельности
... двух сторон. Субъект педагогической деятельности в идеальной схеме работает Предметом образовательного процесса как деятельности совокупного субъекта, ... Эти характеристики (в достаточно произвольной, п Характеризуя субъектов педагогической и учебной деятельности, необходимо прежде ... индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях ...
Всё выше отмеченное обуславливает актуальность нашей курсовой работы, так как каждый человек должен совершенствовать волевую регуляцию. Развивать в себе волевые черты характера, которые весьма необходимы в наше время. Всё это позволит современному человеку пройти успешную интеграцию в современный социум.
Объект исследования – воля и волевые процессы личности человека.
Предмет исследования – психологические основы формирования волевых процессов личности и волевая регуляция сознания.
Цель ̶ дать характеристику понятию воля, а также определить и описать волевые процессы и качества личности человека, условия развития воли у человека.
Задачи:
1.Осуществить сравнительно — сопоставимый анализ научно — методической литературы по теме курсовой работы и обобщить полученную информацию.
2. Дать определение воли и ее характеристику, а так же охарактеризовать функции, свойства и закономерности воли.
3. Выявить нарушения волевой сферы у людей разных возрастов.
4.Рассмотреть сущность понятия волевых процессов и диагностику волевых процессов личности человека.
5.Изучит волевые качества человека и их развитие.
Методы исследования — изучение научно — методической литературы и анализ выбранной информации.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ И АНАЛИЗ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ ВОЛИ
Воля (англ. volition, will) — способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (т. е. свои непосредственные желания и стремления).
В традиционной психологии волю либо рассматривалась как самодовлеющий источник человеческой активности, обусловливающий независимость поведения от объективных причин, либо отрицалась вовсе путем сведения ее к другим психическим процессам. В современной психологии утверждалась объективная детерминированность волевых действий, подчиненность волевых (как и всех других) процессов собственным специфическим закономерностям. Л. С. Выготский и А. Р. Лурия рассматривали волю как овладение собственным поведением, которое становится возможным благодаря изобретению и употреблению знаков — искусственных «средств поведения» [13, с. 348].
Воля является одними из важнейших качеств личности человека. Вряд ли найдётся родитель или учитель, который бы не стремился воспитать это качество у своих детей. Именно это качество делает человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Именно воля позволяет ставить цели и добиваться своего. Можно сказать, что становление воли является магистральной линией развития личности ребёнка.
Вчитываясь сегодня в работы таких замечательных психологов прошлого, как У. Джеймс в США и С.Л. Рубинштейн в России (в годы всеобщего отвлечения внимания от проблем воли они продолжали заниматься ею), мы обнаруживаем, что воля ̶ вполне реальное явление, обладающее своими специфическими, легко обнаруживаемыми и описываемыми научным языком признаками.
Воля: понятие, волевые действия, их структура
... проявлениях «силы воли» (волевой регуляции), называемых волевыми качествами. Основные этапы волевого процесса В сложном волевом процессе можно выделить несколько этапов. Первый этап--возникновение побуждения, стремления ... учтя конкретную обстановку, человек принимает решение (5 этап). Волевое действие заканчивается осуществлением принятого решения (6 этап). Волевое регулирование поведения в ...
Ещё Аристотель ввёл понятие воли в систему категорий наук о душе для того, чтобы объяснить, каким образом поведение человека реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Воля у Аристотеля выступала как фактор, наряду со стремлением способным изменить ход поведения: инициировать его, останавливать, менять направление и темп.
Один из существенных признаков волевого акта заключается в том, что он всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов. Волевое решение обычно принимается в условиях конкурирующих, разнонаправленных влечений, ни одно из которых не в состоянии окончательно победить без принятия волевого решения [14,с. 425]. Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Например, представим себе больного человека, который с трудом берет в руку стакан с водой, подносит его ко рту, наклоняет его, делает движение ртом, т. е. выполняет целый ряд действий, объединенных одной целью — утолить жажду. Все отдельные действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию поведения, сливаются в одно целое, и человек пьет воду. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей [11, с. 377].
Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждение и идеалы.
Ещё один признак волевого характера действия и деятельности, регулируемой волей ̶ это наличие продуманного плана их осуществления. Действие, не имеющее плана или не выполняемое по заранее намеченному плану, нельзя считать волевым [14, с. 426]. » Волевое действие ̶ это сознательное, целенаправленное действие, посредствам которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом» [18].
Существенными признаками волевого действия являются усиленное внимание к такому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. Имеется в виду, что волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоционального, а не морального удовлетворения. Напротив, с успешным совершением волевого акта обычно связано как раз моральное удовлетворение от того, что его удалось выполнить [14, с. 426].
Нередко усилия воли направляются человеком не только на то, чтобы победить и овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя. Это особенно характерно для людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых, когда им приходится действовать вопреки своим природным или характерологическим данным [6.]
Ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. Никто на Земле никогда ещё не добился выдающихся успехов, не обладая выдающейся силой воли. Человек в первую очередь тем и отличается от всех остальных живых существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть ещё и воля , без которой способности оставались бы пустым звуком [14, с. 427].
Таким образом, воля — это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (т. е. свои непосредственные желания и стремления).
Воля является одними из важнейших качеств личности человека. Именно это качество делает человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Именно воля позволяет ставить цели и добиваться своего. Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы.
1.2 Структурные компоненты воли
1.2.1 Функции воли
Волевая функция как функция тормозная, задерживающая была впервые предложена Рибо Т. [17].
Она, по его мнению, проявляется в условиях недостаточно сильного возбуждения (задержка невозможна, если сильное возбуждение сразу же приводит к действию), ассоциации между двумя состояниями (например, ужас вызывает оцепенение), возникновения антагонистических состояний сознания (например, гнев задерживается идеей долга).
Суть этой функции заключается в подавлении конкурирующих в сознании мотивов с целью обеспечения победы одного из них. В современной трактовке [22] обращается внимание на функцию воли (общую и для произвольности в целом) торможения спонтанной активности и преодоления сложившихся стереотипов.