Мы, россияне, устроены так, что для нас спортивные достижения являются воплощением национальной идеи, связанной с лидерством России, с её не зависимостью, самостоятельностью.
Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации напрямую связано с улучшением здоровья нации, демографической ситуацией и воспитанием подрастающего поколения, а в целом – с улучшением качества жизни россиян. В связи с этим в федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 – 2015 годы» повышение эффективности физического воспитания учащихся рассматривается как ключевая проблема развития физической культуры и важнейшая задача современного общества.
В формировании здорового образа жизни подрастающего поколения большую роль играют занятия физической культурой и спортом. Эффективность средств физической культурой и спортом в профилактической деятельности по охране и укреплению здоровья, борьбе с наркоманией, алкоголизмом, курением и правонарушениями, особенно среди молодёжи, исключительно высока. Сейчас много говорят о том, как улучшить физическое воспитание школьников, как привлечь к этому благородному делу возможно больше единомышленников. Предлагаются различные формы работы. Я считаю особо заметное место в оздоравлевание и физическом воспитании школьников традиционно занимали, и занимают физкультурно – массовая и оздоровительная работа.
В данной курсовой работе представляется практический опыт работы в общеобразовательной школе, где создаётся образовательное пространство, сберегающее здоровье и затрагивающая целый ряд проблем: повышение двигательной активности учащихся, система в организации внеурочной деятельности, физическое воспитание на основе индивидуального подхода.
2. Организация, содержание и методика внеклассной спортивно-массовой работы.
Работа учителя физической культуры заключается не только в проведении уроков, но и многих других составляющих как то внеурочные, секционные, спортивно-массовые, просветительные мероприятия, формирование здорового образа жизни. Успешность педагогической деятельности во многом зависит от авторитета учителя. Дети должны видеть в учителе энтузиаста своей профессии, чувствовать его любовь к ним. Педагогическая профессия включает умение учителя делать привлекательным для других то, что он считает интересным сам. А для этого учителю необходимо смело и свободно познавать самые разные вещи, образовываться, расширять свои интересы. Это и будет лицом сильного человека, увлекающего за собой воспитанников.
Урок физической культуры в школе: особенности подготовки и проведения ...
Урок физической культуры возлагает большую ответственность на учителя, как очень специфичный вид деятельности педагога, и требует особого внимания к себе (Холодов Ж. К., Кузнецов В. ... средней общеобразовательной школы. Это указание в полной мере относится к работе по физическому воспитанию в школе. Урок физической культуры является такой формой занятий, которой охватываются в обязательном порядке ...
Для воспитания увлечённости занятиями физической культурой и спортом важно, чтобы учащиеся понимали смысл и значение проведения спортивно-массовых мероприятий, нацеленных на укрепление их здоровья, на улучшение физической подготовленности, развития настойчивости, смелости, решительности, самообладания, дисциплинированности.
Цель многих спортивно-массовых мероприятий проводимых в нашей школе – обеспечение активного отдыха и удовлетворение естественной потребности ребят в движении.
Средняя школа № 5 имеет на сегодняшний день необходимые ресурсы для качественной организации занятий физкультурой и спортом. Сюда входят проведение уроков, занятия кружков и спортивных секций, проведение спортивно – массовых мероприятий.
Конечно, общеобразовательная школа не ставит своей задачей вырастить олимпийских чемпионов, но она призвана сохранить здоровье детей, помочь развитию их физических качеств, показать, что через физкультуру и спорт лежит путь к здоровому образу жизни и олимпийским медалям.
Если во главе школы стоит директор, который понимает значение физической культуры, и его поддерживают классные руководители, то с таким коллективом можно и оздоравливать детей и готовить спортсменов высших достижений.
Школа располагает самым большим и уютным в городе и районе спортивным залом, имеется стадион, гимнастический городок, кабинет ритмики для занятий спортивными танцами и шейпингом. Конечно главным приобретением школы стало то, что на баланс школы передан физкультурно оздоровительный комплекс. Располагая такой базой, школа открывает перед собой огромные перспективы и возможности, чтобы стать центром всей спортивно – массовой работы в городе и районе. В этом направлении уже ведётся большая работа.
Как базовое образовательное учреждение за 2008 – 2009 уч. год на базе школы были проведены и школа стала инициатором следующих мероприятий: новогодний волейбольный турнир среди девушек, Рождественский турнир по футболу, волейбольные турниры среди сборных школ юношей и девушек посвящённые освобождению города Нелидово, военно – спортивная игра «Наследники», первенство города и района по волейболу среди юношей и девушек 7 – 9 классов, первенство города среди женщин, первенство города и района среди сборных школ юношей и девушек.
В начале каждого года на ШМО учителей физической культуры разрабатывается план спортивно-массовых мероприятий который затем согласовывается с заместителем директора по УВР и утверждается директором и вносится в общий план школы.
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ПЛАНА РАБОТЫ ШКОЛЫ.
План школьных спортивно – массовых мероприятий на I полугодие 2009 – 2010 уч. года.
№ |
Мероприятие |
Участники |
Дата проведения, место |
Ответственные за проведение |
Прим. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9 10. 11. 12. 13. 14. |
Спортивный праздник «Здравствуй школа» Легкоатлетический кросс Легкоатлетический кросс Открытый турнир по пляжному волейболу. Международному дню туризма посвящается. Туристическая полоса препятствий. Первенство школы по футболу. Спортивное многоборье «Завтра ты будешь солдатом» Первенство школы по футболу. Первенство школы по футболу Весёлые старты «Дочки-матери» Первенство школы по шашкам и шахматам. Баскетбольный фестиваль. Новогодний волейбольный турнир. Спортивный праздник «Новогодняя карусель» |
5 классы 7-11 кл. 4-6 кл. 7-11 кл. 9-11 кл. гости 7-9 кл. гости 3-4 кл. 9-11 кл. 7-8 кл. 9-11 кл. 3-5 кл. Все желающие 9-11 кл. гости девушки 7-11 кл. гости 1-4 кл. |
1.09.09 стадион, ФОК сентябрь стадион сентябрь стадион сентябрь стадион 26 сентября стадион октябрь октябрь спорт. зал стадион 10 октября стадион 17 октября стадион октябрь ноябрь ноябрь декабрь декабрь |
Г. В. Михайлова В. Е. Стулов Т. Н. Шевлюга Т. Н. Шевлюга В. В. Зельтин Г. В. Михайлова В. Е. Стулов Т. Н. Шевлюга Г. В. Михайлова В. Е. Стулов В. Е. Стулов СТК «Пятёрочка» В. В. Зельтин И. И. Самуль В. Е. Стулов Т. Н. Шевлюга В. В. Белов В. Е. Стулов Т. Н. Шевлюга Г. В. Михайлова В. В. Белов В. Е. Стулов СТК «Пятёрочка» В. Е. Стулов Г. В. Михайлова Т. Н. Шевлюга |
Что можно сделать за два урока, да ещё при большой наполняемости класса? Научить хорошо играть в спортивные игры? Или научить быть выносливым, быстро бегать, высоко прыгать? Вряд ли это реально. Для этого нужны ежедневные занятия. Думаю, что при таких условиях можно лишь поддержать здоровье учащихся на каком-то минимальном уровне и убеждать их в необходимости внеклассных занятий. Ежегодно мы проводим и участвуем более чем в 50 общешкольных, городских и районных спортивно-массовых мероприятиях, в которых участвуют учащиеся с I – XI классов.
Каждый учащийся в течение года принимает участие в 5 – 6 спортивных соревнованиях (а некоторые даже больше).
Наши учащиеся не лишены честолюбия и хотят быть первыми в городских и районных соревнованиях. С утра до позднего вечера на школьных спортплощадках идут занятия спортивных секций и групп ОФП.
Именно благодаря активной внеклассной спортивно – массовой работе наши учащиеся успешно выступают на городских, районных, областных соревнованиях.
Эта работа должна быть массовой. При правильной организации содержание работы тесно связывается с учебными программами, расширяет и углубляет знания, формирует жизненно необходимые двигательные умения. Результат внеклассной спортивно – массовой работы – не только физическая, технико-тактическая подготовленность, но и проявление личности. Личность формируется в деятельности, особенно в коллективной.
В нашей школе традиционно проходит спортивны праздник «Здравствуй школа!» который нравится всем и в который вовлекаются постоянно новые дети.
Положение о проведении спортивного праздника «Здравствуй школа!»
1. Цели и задачи.
Популяризация физической культуры и спорта среди учащихся и учителей, выявление сильнейших команд, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
2. Время и место проведения.
Спортивный праздник «Здравствуй школа!» проводится 1 сентября 2009 года на школьных спортивных площадках
Начало праздника в 11.00
3. Участники соревнований.
К участию в праздники приглашаются команды 1 – 11 кл. Состав команды: не менее 6 девочек и не менее 6 мальчиков от класса.
4. Программа соревнований
В программу праздника включены соревнования по волейболу, пионерболу, футболу, баскетболу и весёлым стартам. Игры проходят параллельно на 4 площадках.
11. 00 до 12. 30
5 – 6 кл. (мальчики) футбол, стадион;
7 – 8 кл. (мальчики и девочки) баскетбол, спортивный зал
1 – 4 кл. (мальчики и девочки) весёлые старты, ФОК
12.30 до 14.00
9 -11 кл. (девушки) волейбол спортивная площадка
14.00 до 15.00 волейбол сб. учеников против сб. учителей
5. Награждение
Команды занявшие призовые места получают благодарность от директора школы на торжественной линейки.
Администрация и педагогический коллектив школы с большим пониманием относятся к вопросам физического воспитания. Многие педагоги сами занимаются физической культурой. И это служит хорошим примером для наших воспитанников. Физическая культура в нашей школе не последний предмет.
3. Организация, содержание и методика физкультурно-оздоровительной работы.
Правильно поставленная физкультурно-оздоровительная работа в школе – основа здорового образа жизни, укрепления здоровья учащихся. В условиях общеобразовательной школы большое значение придаётся двигательному режиму школьников. От его правильной организации во многом зависит здоровье и работоспособность учащихся.
Рациональная организация двигательного режима отвечает требованиям времени, обеспечить учащихся ежедневными занятиями физическими упражнениями.
Рациональный двигательный режим должен включать все виды физкультурно-оздоровительной работы. Чередование их с учебными занятиями обеспечивает высокий уровень двигательной активности, в известной степени снижает утомление учащихся и повышает эффективность учебной работы.
Средства физической культуры оказывают различное воздействие на психическую напряжённость и психические свойства личности, в частности на агрессивность и тревожность.
Ещё И. П. Павлов отмечал, что поведенческая деятельность людей носит социальный характер. Конечно, социальные условия влияют на эмоции, поведение, характер, психику людей, особенно молодых. И в сфере спорта это выявляется особенно остро.
Затяжная социально-экономическая неустойчивость в нашей стране явно сказывается и на школьниках. Учащиеся в трудных, критических ситуациях проявляют агрессивность, тревожность, конфликтность, совершают правонарушения. Всё это в результате влияния на формирования личности.
В этой педагогической ситуации физкультурно-оздоровительная работа решает не только оздоровительные, образовательные, воспитательные, но и профилактические, коррекционные задачи. Такая работа способна приостановить процессы негативного воздействия на школьников, оздоровить в какой-то мере психическое состояние каждого учащегося и микроклимата в группе школьников.
Очевидно, что физические упражнения, выполняемые системно и целенаправленно, положительно влияют на психофизиологическое развитие школьников.
К выражению «здоровьесберегающие технологии» многие уже привыкли, хоть и понимают его по-своему. Одни внедряют обучающую программу «Уроки здоровья», другие организуют соревнования классов, третье используют универсальную программу, рекомендованную Министерством образования, четвёртые ограничиваются фиточаем и витаминными салатами и т.д.
Конечно, надо приветствовать любой подобный способ, только важно помнить главное: здоровье – это больше, чем просто отсутствие болезней. И работу по его сохранению и укреплению надо вести целенаправленно нашими, педагогическими методами.
Для внедрения здоровьесберегающих технологий в школе есть несколько направлений; обеспечение безопасной школьной среды; организация учебного процесса таким образом, чтобы он не вредил здоровью; использование методик, соответствующих возрасту и возможностям учеников; правильная организация двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы; формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни; анализ состояния здоровья и учёт результатов по его сбережению.
Все эти компоненты находят отражение в моей педагогической практике.
С ранней весны до поздней осени занятия провожу на свежем воздухе: на комплексной спортивной площадке в этом году силами ребят и группой учителей была сделана волейбольная площадка. Все занятия стараюсь проводить с высокой моторной плотность.
Широко использую различные варианты подвижных игр, основанные на соревновательных элементах, всевозможные игровые эстафеты.
Организую дни здоровья и спорта, занятия в кружках общефизической подготовки. Так на базе школы уже второй год работает кружок ОФП для юношей 7-11 классов
Общая физическая подготовка.
(юноши)
Пояснительная записка.
Занятия в кружке общей физической подготовки являются хорошей школой физической культуры и проводятся с целью укрепления здоровья и закаливания занимающихся; достижения всестороннего развития, широкого овладения физической культурой; приобретение инструкторских навыков и умения самостоятельно заниматься физической культурой.
Заниматься в кружке может каждый школьник, прошедший медицинский осмотр и допущенный врачом к занятиям.
Программа кружка общей физической подготовки составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, дополняя его с учётом интересов детей ( в зависимости от возраста, пола, времени года и местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни.
Программа кружка предусматривает занятия с юношами 7-11 классов. Занятия планируются проводить два раза в неделю по 2 часа.
Для занимающихся программой предусматриваются теоретические, практические занятия, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика.
Для того чтобы занятия в кружке проходили интересно и увлекательно занятия должны проходить комплексно, в содержание которых включаются упражнения из разных видов спорта (лёгкая атлетика, силовая гимнастика, спортивные игры).
В целях лучшей реализации программы необходимо соединить учебно-тренировочные занятия в кружке с выполнением ежедневных самостоятельных заданий по плану.
Спортивные соревнования в кружке и между другими кружками повышают интерес к занятиям. Их следует проводить систематически, в свободное от учёбы время.
Инструкторские и судейские навыки приобретаются в процессе проведения кружковцем одной из частей практического занятия с группой и судейства соревнований.
Весь учебно-тренировочный процесс должен быть направлен на:
- содействие гармоничному физическому развитию, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам;
- формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;
- расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;
- закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;
- формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремлённости, уверенности, выдержки, самообладания;
- дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.
·
ПРОГРАММА.
Физическая культура и спорт в России. (2 ч.)
Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль. (2 ч.)
Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь.
Футбол. (63 ч.), Баскетбол. (63 ч.), Контрольные испытания, соревнования. ( 12 ч.), Инструкторская и судейская практика. (10 ч.)
Тематический план кружка ОФП
(для юношей 7 -11 классы)
№ |
Наименование темы |
Количество часов |
||
Всего |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. |
Физическая культура и спорт в России Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль. Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь. Футбол Баскетбол Контрольные испытания, соревнования. Инструкторская и судейская практика. Итого: |
2 2 4 63 63 12 10 |
2 2 4 |
63 63 12 10 |
156 |
8 |
148 |
Физическое развитие и физическая подготовленность.
№ |
Контрольные упражнения |
Возраст (лет) |
||||
12 |
13 |
14 |
15 |
16-17 |
||
1. 2. 3. 4. 5. |
Бег 30 м (сек) Бег 60 м (сек) 6-минутный бег (м) Прыжок в длину с места (см) Подтягивание (раз) |
5,1 9,3 1300 170 6 |
4,9 8,5 1400 190 8 |
4,6 8,4 1500 205 10 |
4,4 8,3 1500 220 11 |
4,3 8,2 1600 230 12 |
Техническая подготовленность (футбол)
№ |
Контрольные упражнения |
Возраст (лет) |
|||||
12 |
13 |
14 |
15 |
16-17 |
|||
1. 2. 3. 4. |
Бег 30 м с ведением мяча (с) Удар по мячу на дальность (м) Жонглирование мячом (раз) Удар по мячу ногой на точность попадания (число попаданий) |
6,3 45 12 5 |
6,1 50 14 6 |
5,8 55 17 7 |
5,6 60 20 7 |
5,4 70 24 8 |
|
Техническая подготовленность (баскетбол)
№ |
Контрольные упражнения |
Возраст (лет) |
||||
12 |
13 |
14 |
15 |
16-17 |
||
1. 2. 3. 4. |
Ведение мяча 20 м (с) Штрафные броски (из 10 раз) Броски в движении после ведения (из 5) Броски с точек (из 20 раз) |
9,5 5 4 10 |
9,1 6 4 12 |
8,7 6 5 12 |
8,2 7 5 14 |
8,0 7 5 14 |
Судя по результатам основных показателей физического развития учащихся за последние годы, атмосфера в школе становится более здоровой.
4. Туризм как одно из средств оздоравливания и активного летнего отдыха учащихся.
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков утверждает, что за последнее время число здоровых школьников уменьшилось в несколько раз. По данным академии РАМН Ю. П. Лисицина, среди факторов, обусловливающих здоровье человека, 20-25% из них приходится на экологические факторы, 20% составляют биологические (наследственные) факторы, 10% выпадает на долю организации системы здравоохранения и 50-55% — на образ жизни. Эти показатели свидетельствуют о приоритетной роли образования в сохранении и формировании здоровья, поскольку оно помогает человеку построить правильный образ жизни и грамотно заботиться о своём здоровье.
Один из путей решения данной проблемы – создание у школьников устойчивой мотивации к здоровому образу жизни. При этом, на мой взгляд, легче всего такую мотивацию сформировать у детей в туристско-краеведческой деятельности. Причина – в специфике данной деятельности, куда входят освоение детьми основ туризма и ориентирования, участие в соревнованиях, проведение тренировок, участие в многодневных слётах, туристских лагерях, практические занятия в 1 – 3-дневных походах.
Жизнь любого человека зависит от того, в какой степени он смог самореализоваться, развиться, насколько он здоров и благополучен во всех смыслах этого слова. Но как выполнить все эти условия в постоянно меняющемся мире? Ответ прост, надо заняться туризмом. Что дают занятия туризмом это: активный отдых и физическая закалка, потребность в здоровом образе жизни, увлекает романтика путешествий и новых открытий, знакомство с интересными людьми.
Когда в прошлом году я стал увлекать туризмом учащихся средней школы № 5 , они не понимали его значение. Но однажды побывав на 10-ом молодёжном туристическом слёте в Торжокском районе вся команда поняла это то, что им не хватало для полного оздоравливания. В головах ребят уже рождались мысли о новых походах и слётах, тем более что школа приобрела туристическое снаряжение.
В этом году 21 марта на базе школы при поддержки администрации школы, комитета по культуре делам молодёжи и спорта мы создали спортивно – туристический клуб «Пятёрочка». В задачи клуба входит развитие и популяризация туризма не только в школе , но и в районе. Основным ядром туристического клуба стали ребята которые побывали в походах, слётах и фестивалях. Старшие подтянули к себе младших школьников и начали обучать их туристическому делу.
30 апреля силами нашего клуба был проведён семинар на тему «Туризм как одно из средств активного летнего отдыха учащихся». На этом семинаре было принято решение возродить туризм в нашем городе и районе и начать решили с проведения туристко – краеведческого фестиваля. А до этого шли тренировки и подготовка к молодёжному туристическому слёту имени В. И. Роборовского (путешественника, ученика М. И. Прижевальского) который проходил в конце мая в Удомельском районе у деревни Доронино нна реке Съежа. Наш район представляли два спортивно – туристических клуба (СТК): «Пятёрочка» и «Искра» (Новосёлковская средняя школа).
Нашу сборную команду мы назвали «Нелидово».
5-6 июня мы приняли участие в 4 слёте туристов – велосипедистов который проходил на базе Новосёлковской средней школы и там же с 18 по 20 июня прошёл туристко – краеведческий фестиваль. На фестиваль съехались команды из средней школы № 3, «Азимут» (Гимназия № 2), «Альянс» (Селянская средняя школа), хозяева фестиваля СТК «Искра» и наш клуб «Пятёрочка». Было здорово.
И снова в путь, теперь наш маршрут лежал на 55 областной слёт туристов школьников Тверской области. С 24 по 29 июня на реке Осуга Торжокского района, мы соревновались в спортивном ориентирование, туристической технике, в краеведческой викторине, топосъёмке. Но самое главное ребята отлично отдохнули, набрались сил, нашли новых друзей.
Всё это произошло благодаря поддержи администрации средней школы № 5 З. П. Бомбиной, начальника отдела образования Э. Н. Кротова, председателя КК,ДМиС Е. А. Тарасенковой. Лето закончилось, но в планах нашего клуба на осенних, зимних, весенних каникулах совершать походы и слёты.
Велико значение туризма. Где, как не в путешествиях пешком, на велосипедах, на лыжах, можно овладеть основами знаний по топографии, ориентированию, научится оказывать первую помощь пострадавшему. В походах и экскурсиях ребята расширяют и закрепляют знания , полученные на уроках, глубже познают и учатся любить свою Родину, её природу, закаляют свой организм, становятся сильными, крепкими, выносливыми, не боящимися трудностей походной жизни.
«Лето – есть период не только для учебных занятий, но и время для отдохновения ребёнка» — так было написано в одном из циркуляров Министерства просвещения дореволюционной России. Как жаль, что многие руководители нынешней поры забывают об этом волшебном периоде. Увы, сейчас существует много преград для того, чтобы дети и подростки после учебного года смогли полноценно восстановить свои силы, продолжить занятия своим любимым делом в условиях лагеря.
Для летнего отдыха используется много различных направлений: загородные детские оздоровительные лагеря; лагеря труда и отдыха; оборонно – спортивные оздоровительные лагеря для молодёжи; оздоровительно – спортивные лагеря спортивной детско-юношеской школы; городские лагеря с дневным пребыванием детей; туристические поездки, походы и экскурсии; временный палаточный лагерь отдыха детей; профильные лагеря. В нашем городе и районе действует много из перечисленных направлений летнего отдыха, но бесспорным лидером в системе летнего отдыха являются профильные лагеря, где ребята собираются по признаку увлечённости общим делом, будь то лагерь юных лидеров, биологов, математиков.
В наше время изменилась форма существования профильных лагерей. Теперь чаще лагеря располагаются не в тёплых корпусах ведомственных и оборонных предприятий, а в полевых условиях, палаточных городках. Почему в последнее время полевые профильные лагеря стали палочкой-выручалочкой? Это связано с тем, что полевые лагеря имеют меньшей по количеству штат, практически отсутствует обслуживающий персонал, поэтому пребывание детей в полевых лагерях обходится в 2-3 раза дешевле местному бюджету, чем в стационарных лагерях отдыха.
Организуя полевой лагерь, надо чётко представлять, что руководители намеренно идут на дополнительные сложности самообслуживанием. Эти сложности коснуться как детей, так и, в первую очередь, взрослых организаторов лагеря. Для детей – это романтика жизни на природе – самостоятельной без родителей. Для взрослых – это очень серьёзная и очень ответственная каждодневная работа
Вероятно, для специалистов по физическому воспитанию, нет надобности вдаваться в разъяснения насчёт того, какое значение имеют для ребят занятия туризмом. А вот для людей не посвящённых в тонкости туризма хочется ещё раз напомнить что, туризм – это одно из средств не только активного летнего отдыха, но и патриотического воспитания, туризм приносит эстетическое наслаждение от общения с природой, радость открытия родного края, удовлетворение от возможности применить на практике знания, полученные на уроках географии, биологии, математики, краеведения, истории. Занятия туризмом – это эффективное средство физической закалки, овладения многими важными прикладными навыками, воспитание коллективизма.
Основой туризма являются походы. Пешеходные туристы – универсально подготовленные люди. Они должны владеть элементами многих видов спорта: ориентирования и тяжёлой атлетики (вес рюкзак подчас достигает 45 кг.), лёгкой атлетики (ходьба на длинные дистанции), плавания (при организации переправ) и гимнастики (при преодолении навесных переправ).
Кроме туристско – технических, они должны также владеть навыками оказания доврачебной медицинской помощи, быть ботаниками, краеведами, фотографами, кинооператорами. Безопасность и технико- тактический уровень их проведения в значительной мере зависит от предпоходной подготовки, в которой большую роль играют соревнования. Они способствуют проверке и повышению технической и тактической подготовленности туристов, на них проводят апробацию новых видов снаряжения, происходит широкий обмен опытом. Наконец соревнования, слёты – лучшая форма пропаганды туризма.
Туристические слёты и соревнования в нашей стране имеют давнюю историю. Ещё в июле 1929 г. в программе общемосковского праздника туристов выступали пешие, водные и велотуристы.
Массовые туристические слёты стали бурно развиваться в первые послевоенные годы, особенно среди студенчества. В нашем городе и районе туризм был тоже популярен в 70-80гг.. и только в начале 90-ых он прекратил своё существование. Остались разрозненные группы, секции на базе некоторых школ. Было упущено многое. В городе и районе создался вакуум в туристическом направлении.
Семинар, который был проведён на базе школы №5 был направлен на то что бы, возродить в нашем городе и районе забытые традиции туризма. В школе и это не секрет, мало людей, способных быть полноценными руководителями туристических походов. Учителя в основной своей массе не имеют даже начальных туристических навыков. Походы с таким руководителем превращаются в мероприятие для галочки, выматывающие и ребят, и самих педагогов, приводят к конфликтам. Чтобы повысить знания классных руководителей и учителей – предметников всех заинтересованных лиц по туризму, мы готовы организовывать для них туристические семинары.
Разумно организованный отдых школьников укрепляет здоровье детей, закаляет их физически, расширяет кругозор, воспитывает высокие моральные качества. Успех в летней работе с детьми во многом зависит от того, насколько глубоко и чётко будет продумано содержание деятельности каждого лагеря, клуба, каждого руководителя.
Детям абсолютно необходим запас ярких событий и впечатлений – это их банк на всю жизнь.
Что же нужно сделать взрослым и как, чтобы дети получили радость от проведённого лета. Широки и разнообразны интересы детей. В дни летних каникул они мечтают посидеть у костра, пойти в поход с ночёвкой, проводить каждый день так, чтобы он был уникальным и запоминающимся.
Мы взрослые должны сделать всё от нас зависящее, чтобы эти здоровые запросы и стремления ребят были удовлетворены. Туристическая романтика в том и состоит, чтобы дети побольше времени проводили в увлекательных походах, играх, полезных занятиях, которые позволили бы ребятам хорошо отдохнуть, побольше бывать на свежем воздухе, набраться новых сил перед предстоящим учебным годом.
Туризм – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Туризм даёт возможность любому ребёнку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации.
5. Выводы.
Данная курсовая работа помогает определит основные направления совершенствования внеклассной спортивно – массовой работы, физкультурно-оздоровительной, туристической:
·
проводить систематический сбор информации о характере потребностей детей и подростков в занятиях физическими упражнениями и спортом, выявлять и изучать предложения занимающихся по совершенствованию внеклассной работы;
- обеспечивать (силами администрации школы, учителей и учащихся) качественную информационно-пропагандистскую и просветительно-образовательную поддержку внеклассной работы, направленную на вовлечение максимально возможного количества школьников в активные занятия физическими упражнениями и спортом;
- расширять перечень культивируемых в школе видов физической активности;
- привлекать к внеклассной работе сторонних специалистов – квалифицированных тренеров –преподавателей и инструкторов по спорту;
- проводить занятия в составе небольшой группы (не более 15 занимающихся на одного преподавателя в зависимости от вида спорта);
- систематически обновлять и совершенствовать материально-техническую базу спортивного сектора школы;
- большое внимание уделять разнообразию и нестандартности применяемых на занятиях упражнений и условий их выполнения;
- активнее включать в летний отдых учащихся туристско-краеведческую деятельность;
— своевременно осуществлять мониторинг качества внеклассной работы и взаимодействия с занимающимися педагогов по физической культуре, силами администрации школы проводить мероприятия по эффективной мотивации учителей (как в форме морального поощрения, так и материального вознаграждения).
Литература.
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/vneklassnaya-i-sportivno-massovaya-rabota-v-shkole/
1. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. 1 – 11 классы / Авт.-сост. С. И. Лобачёва. – М.: ВАКО, 2007. -208 с. – (Мозаика детского отдыха)
2. Физическое воспитание в школе / авт.-сост. Е. Л. Гордияш и др. – Волгоград: Учитель, 2008. – 379 с.
3. Физкультурно-оздоровительная работа в школе: Пособие для учителя/С. А. Баранцев, А. М. Шлемина. – М.: Просвещение, 1988. -144 с.: ил.
4. Туманов А. Ю. Здоровьесберегающие технологи в основных формах занятий // Физическая культура в школе. — № 8. – 2007 г. – С. 36 – 37.
5. Степанова О. Н. Внеклассная работа глазами учащихся // Физическая культура в школе. — № 8. – 2003 г. – 48 – 49.
6. Лебедева Д. Н. Шлинское братство // Физическая культура в школе. — № 3. – 2008 г. – С. 49 -52.
7. Карнапольцева Н. В. От учителя – уважительное отношение к здоровью // Физическая культура в школе. — № 2. – 2009 г. – С. 53 – 55.
8. Развивающие игры на уроках физической культуры. 5 – 11 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003. – 176 с.