В настоящее время в России насчитывается около двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и данный показатель имеет тенденцию к стремительному росту. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема создания равных условий жизнедеятельности лиц с ОВЗ, содействия их независимой жизни. С этой целью происходит нормативное закрепление идеи о повышении качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также появляются новые тенденции развития общего образования – «Инклюзивное образование», подразумевающее доступность образования для всех, что обеспечивает доступ к образованию детей с особыми образовательными потребностями.
Активное внедрение инклюзивного образования актуализирует необходимость целенаправленного формирования в обществе толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Ежегодно 3 декабря во всем мире отмечают День инвалидов. В 1992 году в конце Десятилетия инвалидов Организации Объединенных Наций (1983—1992) Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 3 декабря Международным днем инвалидов (InternationalDayofPersonswithDisabilities).
Указанное десятилетие было периодом повышения информированности и принятия мер в целях улучшения положения инвалидов и обеспечения для них равных возможностей. Позднее Генеральная Ассамблея ООН призвала государства-члены ООН проводить мероприятия в ознаменование Дня, имея в виду дальнейшую интеграцию в жизнь общества лиц с инвалидностью. Проведение 3 декабря Международного дня инвалидов направлено на привлечение внимания к проблемам инвалидов, защиту их достоинства, прав и благополучия, на привлечение внимания общества на преимущества, которые оно получает от участия инвалидов в политической, социальной, экономической и культурной жизни.
Цели, ради которых этот день был провозглашен, — полное и равное соблюдение прав человека и участие инвалидов в жизни общества. Эти цели были поставлены во Всемирной программе действий в отношении инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей в 1982 году.
В Советском Союзе об инвалидах предпочитали говорить как можно меньше, будто этих людей не существовало вовсе. Сейчас их по-прежнему нечасто встретишь на улицах российских городов. Совсем иная ситуация за рубежом, где инвалид-колясочник — обыкновенное явление. Объясняется эта ситуация, к сожалению, вовсе не плохим здоровьем жителей Запада и хорошим — наших соотечественников. По данным Минздрава РФ, в России насчитывается около 14,5 миллиона инвалидов.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными ...
... Субъекты психолого-педагогического сопровождения Отметим, что в рамках психолого-педагогического сопровождения необходимо, говорить о нескольких основных субъектов инклюзивной практики. Естественно, основным субъектом является ребенок с ограниченными возможностями здоровья, который по результатам обследования на психолого-медико-педагогической комиссии, ...
Проблема в том, что в России не создана необходимая для свободного передвижения людей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, слуха или зрения инфраструктура. Для них в подавляющем большинстве своем не приспособлены улицы, общественный транспорт, дома. И в результате люди оказываются попросту запертыми в собственных квартирах, не имея физической возможности их покинуть. И — оставаясь один на один со своими нерешенными проблемами.
В числе таких проблем — отсутствие специального медицинского оборудования (либо его крайняя дороговизна), сложности с трудоустройством (для тех, кто работоспособен), мизерность денежных пособий. И зачастую — неприятие обществом.
«Инвалид — не приговор!» — такой лозунг опубликован на сайте «Страна глухих», посвященном слабослышащим людям.
Очевидна необходимость обеспечить данной категории граждан возможности для самореализации. Ведь среди них — множество талантливых людей, могущих и желающих работать. Тем же, кто не имеет возможности работать, государство обязано обеспечить нормальную, полноценную жизнь.
Хотелось бы, чтобы организуемые в День инвалидов концерты, выставки и другие — бесспорно, нужные и полезные — акции оказались проведенными не «для галочки», как с горечью заметил участник одного из интернет-форумов людей с ограниченными физическими возможностями. А частью постоянной и планомерной работы государства и общества.
Инклюзивное образование
Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Ведь причиной инвалидности являются не столько медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, сколько то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья. Разрушение барьеров при получении образования приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека.
Инклюзивное, или включающее образование
«инклюзивное образование»
Мировое сообщество считает, что люди с инвалидностью имеют такие же права, как и все остальные граждане, и они должны иметь равные возможности в реализации этих прав. Сегодня задача государства и общества – сделать так, чтобы все дети могли получить образование и жить максимально полноценно, вне зависимости от возможностей здоровья. Система инклюзивного образования позволяет в полной мере реализовать образовательные права детей с ограниченными возможностями здоровья.
Каждый одиннадцатый житель России имеет ту или иную форму инвалидности. Это 13 миллионов человек с особенностями физического, психического или интеллектуального развития различной степени: врожденные или приобретенные в течение жизни нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, состояния психики, умственного развития. Они нуждаются в специально приспособленных условиях жизни и зачастую требуют посторонней помощи.
Права человека и образование
... таким принципам относятся следующие: гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, ...
Инклюзия в широком смысле этого слова включает в себя не только сферу образования, но и весь спектр общественных отношений: труд, общение, развлечения. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная аттмосфера, преодолены барьеры среды и общественного сознания.
Инклюзию в образовании
- признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов;
- повышение степени участия учеников в культурной жизни местных школ и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни;
- реструктурирование методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой;
- избавление от барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности;
- анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школ для отдельных учеников. Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом;
- различия между учениками — это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;
- признание права учеников на получение образования в школах, расположенных по месту жительства;
- улучшение ситуации в школах в целом, как для учеников, так и для педагогов;
- признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей;
- развитие отношений поддержки и сотрудничества между школами и местными сообществами. Признание того, что инклюзия в образовании — это один из аспектов инклюзии в обществе.
суть данных принципов
В процессе исторического развития
Историю обучения детей с особенностями развития в школе можно условно разбить на следующие этапы :
-
начало ХХ века – середина 60-х годов – «медицинская модель», которая вела к изоляции людей с ограниченными возможностями здоровья;
-
середина 60-х – середина 80-х годов – «модель нормализации», интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья в общественную жизнь;
-
середина 80-х годов – настоящее время – «модель включения», т.е. инклюзия .
Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Школа выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию. Вместе с тем, ученики в школе находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно с учителем творчески решать образовательные проблемы. Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где ученики и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями. Это был путь и духовной эволюции общества, на котором встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях.
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа детей-инвалидов.
В настоящее время в России насчитывается около 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Это актуализирует необходимость осмысления их положения в обществе, совершенствование системы социальной помощи и поддержки.
В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права этой категории детей, можно назвать следующие: «Всеобщая Декларация прав человека», «Декларация о правах инвалидов», «Декларация о правах умственно отсталых лиц», «Конвенция о правах ребенка», «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов».
проблема «особого ребенка
Преимущества инклюзивного образования в современном образовательном пространстве
Дети с нормативным развитием |
Дети с ОВЗ |
Развитие эмпатии, гуманности, альтруистического поведения, толерантного и терпимого отношения к «особым детям», восприятие их как полноценных и равных себе членов общества |
Увеличение контактов с окружающими, развитие навыков межличностного взаимодействия через принятие различных социальных ролей и позиций, повышающих адаптационные возможности детей |
Активизация познавательного развития через социальные акты коммуникации и имитации |
Подражание принятому в обществе типу поведения как поведенческой норме конкретного социума |
Развитие самостоятельности посредством предоставления помощи |
Устранение социальной изоляции детей, усиливающей патологию и ведущей к развитию отклонений |
Предотвращение формирования чувства превосходства или комплекса неполноценности |
|
Осознание необходимости адекватно познавать себя и других людей |
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВА К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОТЯМИ
Оценка людей по их внешнему виду и по умственным способностям характерна для нашего образа жизни. Мы предвзято относимся не только к уродству, но и к таланту и даже к красоте. Все люди, так или иначе отличающиеся от нас, вызывают у нас особое и не всегда доброе отношение. Предрассудки являются составной частью нашей социальной структуры, и попытки избавиться от них могут вызвать глубокое внутреннее сопротивление. Может быть, поэтому, тема инвалидности всегда была проблемой для «нормального» общества. Люди с аномальным развитием пробуждают страх и агрессию. Если посмотреть на историю человечества с этой точки зрения, мы увидим, что на протяжении многих столетий философы и ученые Древнего мира и Западной Европы средних веков, в эпохи Ренессанса и Просвещения рассматривали изоляцию и одиночество как удел людей с проблемами в развитии. Встречались редкие исключения – в некоторых исламских странах, христианской России и др., — но они только подчеркивали правило.
В последнее время очень часто в средствах массовой информации можно услышать о толерантности. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. И для того, чтобы оставаться людьми, мы должны сами понимать и принимать другого.
На протяжении своей истории общество меняло отношение к людям с ограниченными возможностями. Оно прошло путь от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с отклонениями в развитии. Данные современной антропологии убедительно показывают, что становление и развитие человеческого общества было бы невозможно без востребованности им тех социальных качеств, которыми обладали инвалиды. По мнению Н.Н. Малофеева, в отношения общества и государства к лицам с ограниченными возможностями можно выделить пять периодов. Первый период — от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии. В России в этот период возникают первые монастырские приюты (1706-1715 гг.), что было связано с реформами Петра I.
Второй период — от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них. В России происходит открытие первых специальных школ (в Петербурге для глухих — 1806г, и для слепых — 1807г.), что было связано со знакомством императора Александра I с западным опытом и приглашением французского тифлопедагога Валентина Гаюна для работы в России.
Третий период — от осознания возможности обучения к осознанию целесообразности обучения трех категорий инвалидов: с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых. Условной границей можно считать последнюю четверть XIX в. — время принятия в Западной Европе законов об обязательном всеобщем начальном образовании и на их основе законов об обучении глухих, слепых и умственно отсталых детей. В России становление специальных школ приходится на советский период — 1927-1935 гг. — и связано с Законом о всеобуче.
Четвертый период — от осознания необходимости обучения части аномальных индивидов к пониманию необходимости обучения всех аномальных людей. В России в 50-60-е гг. осуществляется дифференциация системы специального образования, ее структурное совершенствование, переход от 3-х к 8-ми типам спецшкол и 15-ти типам спецшкольного обучения.
Пятый период — от изоляции к интеграции. В 90-е гг, Россия находится на этапе перехода от четвертого к пятому периоду, в то время как Западная Европа уже более двух десятилетий переживает этот период и располагается на его продвинутой стадии. Содержанием этого периода является реорганизация взаимодействия структур массового и социального образования и ориентация последнего на подготовку детей с отклонениями в развитии как полноправных граждан того общества, к которому они принадлежат. Как можно заметить, даже в момент своего развития «здоровая» часть индустриального общества, не имея видимого экономического резона в заботе об инвалидах, но, основываясь на глубоких общинных стереотипах поведения, продолжала вести работу по их социальной адаптации .
Решение проблем инвалидов сопряжено не только и не столько с финансовыми трудностями, сколько с необходимостью изменять общественное мнение, имидж инвалидности и инвалидного движения. Чудовищная апатия общества и самих инвалидов по отношению к необходимости менять себя – вот самая главная проблема, из которой вытекают все остальные .
Основные цели существующих программ должно быть направлены на воспитание толерантного отношения к детям-инвалидам и привлечение внимания молодёжи к проблемам детей-инвалидов. Программы должны быть рассчитаны на школьников, так как дети наименее подвержены влиянию стереотипов по отношению к инвалидности. Они, как правило, несут в себе меньше негативной информации. Но с другой стороны, обилие негативной или неадекватной внешней информации способно серьёзнейшим образом повлиять на ребёнка или подростка в худшую сторону [2].
Многие дети и подростки, как ни странно, более склонны к состраданию и стремлению помочь другим нуждающимся, нежели, например, их родители. Это видно из опыта работы с волонтёрами, большинство из которых – школьники.
Однако в школе, как и в обществе в целом, существует ряд очень серьёзных проблем:
- отсутствие достаточной информированности ребят об инвалидах (в том числе их возраста) и трудностях, с которыми они сталкиваются;
- отсутствие у них навыков общения с детьми-инвалидами;
- отсутствие в школьной программе занятий, помогающих детям понять своих сверстников, имеющих инвалидность и научиться общению с ними;
- дефицит методических разработок в этой области .
Здесь важно продемонстрировать модель социально активной школы и семьи на пути движения к этой цели. Основной задачей современного общества должна быть в обращение внимания учащихся на проблемы, связанные с получением образования детьми-инвалидами. В российском обществе неоднократно предпринимались попытки решить проблему социализации детей с ограниченными возможностями, например, через создание специальных реабилитационных центров, где здоровые педагоги общались с детьми-инвалидами. Но в настоящее время практикуется во многих школах проведение занятий, где обучаются здоровые дети и дети-инвалиды, что оказывает благотворное влияние не только на ребят, которые получают новую информацию и навыки, но и на тех, кто эти занятия проводит. Дети, обучаясь с детьми-инвалидами, получают следующие качества:
- информирование об инвалидах и их проблемах;
- передачу знаний и навыков необходимых, для общения с инвалидами;
- привлечение учащихся школ к участию в мероприятиях и акциях социальной направленности.
Любой человек, в том числе и инвалид, живет в обществе. Каждый из нас создает и составляет это общество. Для оптимального развития и адекватной самореализации человеку с ограниченными возможностями нужна многоаспектная взаимосвязь с обществом, которая устанавливается в процессе социализации, общения, коллективной деятельности. Мы все нуждаемся в любви, в достойном отношении к себе, в уважении, понимании, но в большей мере это необходимо людям с ограниченными возможностями. Поэтому поиск оптимальных путей для воспитания толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями встает в число первостепенных задач педагогической науки.
На современном этапе развития российское государство претерпевает крупномасштабные изменения в сфере образовании. В современном образовательном пространстве инклюзия признана наиболее развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Между тем, далеко не все участники образовательного процесса сегодня, готовы принять ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Эта неготовность имеет не только материально — техническую основу, но психологическую, морально — этическую. Рост насилия и жестокости в современном мире, длительный период отношение к инвалидам как к неполноценным членам общества наложили свой отпечаток на сознание современных школьников.
Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия. Для того, чтобы процесс формирования толерантности происходил полномасштабно и наиболее эффективно, Правительство РФ 28.08.2001 приняло Федеральную программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001-2002 гг.).
Данный документ дает «зеленый свет» современному российскому образованию на целенаправленную разработку средств и обеспечение условий формирования толерантности у граждан своего государства.
В современной жизни понимание толерантности неоднозначно и неустойчиво, различно его понимание разными народами в зависимости от исторического опыта. По этой причине понятие толерантности имеет довольно широкий диапазон интерпретаций и выражает различные типы отношений и настроений. Так, в английском языке толерантность означает «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском языке этот термин понимается как «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических или религиозных взглядов». В китайском языке проявлять толерантность — значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». На этом фоне наиболее широкую гамму чувств и отношений понятие «толерантность» выражает в арабском языке, где оно может употребляться в значении «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим людям», в то время как в персидском языке толерантность понимается как «терпимость, выносливость, готовность к примирению с противником».
В русском языке наиболее близким по значению понятию «толерантность» является термин «терпимость», что в обыденном употреблении означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».
В научной литературе (Бондырев С., Капустин Б., Степанов П.) рассматривают толерантность, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения. В такой интерпретации толерантность означает признание прав другого, восприятие другого как себе равного, претендующего на понимание и сочувствие. Свое практическое выражение она находит в выдержке, самообладании, способности длительное время выносить неблагоприятные воздействия.
По мнению Е.С. Смирновой, «понятие толерантности в его современном значении предполагает не смиренно-выносливое отношение к неприятным людям или воздействиям, а напротив, расположенность и доброжелательность, уважение и признание других, признание их прав на собственный образ жизни, отношение к ним как к себе».
Выделяется несколько уровней толерантности:
-
цивилизационный — отсутствие насилия в контактах различных культур и цивилизаций;
-
международный — условия сотрудничества и мирного сосуществования государств вне зависимости от их величины, экономического развития, этнической и религиозной принадлежности их населения;
-
этнический — терпимость к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, мнениям и идеям;
-
социальный — партнерское взаимодействие между различными социальными группами общества, его властными структурами, когда признаются необходимость такого сотрудничества и уважение позиций сторон;
-
индивидуальный — уважение к другой личности, понимание того, что существуют взгляды, отличные от собственных.
Толерантность выполняет следующие функции:
1) предотвращает межгрупповые и внутригрупповые конфликты, что способствует формированию и поддержанию стабильности группы;
2) создает имидж стабильной и сплоченной группы, что обеспечивает более продуктивное взаимодействие с государственными структурами, с социальными группами и организациями.
Одним из факторов формирования толерантности является приобретение человеком социально значимых норм и правил поведения.
Они созданы в ходе исторического развития человека и способствуют его гармоничному и равномерному прогрессу. Во всем мире существует определенная система ценностей, закрепленная в большинстве стран на законодательном уровне. В нее включены такие нормы как презумпция прав человека, терпимость к недостаткам и ошибкам других людей, ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов, следование нормам права, сострадание, сопереживание, сочувствие, ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий.
Другим фактором формирования толерантной личность считают стремление человека к самосознанию, расширение его кругозора, формирование мировоззренческой позиции. Эти качества укрепляют представления человека о самом себе. Делают их более позитивными и адекватными. Сюда же можно отнести и формирование более высокого уровня самооценки у человека.
Толерантность можно рассматривать как чувство терпимости и уважительного отношения к мнениям других людей, не совпадающим с собственными. Толерантность допускает право каждого на свободное выражение своих взглядов и реальное равноправие людей в практической жизни, которое проявляется в том, что человек, не отказываясь от своих убеждений, одновременно относится благожелательно к мнениям других людей.
Позитивное понимание толерантности достигается через уяснение ее противоположности — интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это непринятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе. Нетерпимость ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов. Поэтому нетерпимость, как правило, ненавистны новшества, т.к. они отвергают привычные модели. Ее практическое проявление находится в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим — до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей.
Основными формами проявления нетерпимости являются:
-
оскорбления, насмешки, выражения пренебрежения;
-
негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки, основанные на отрицательных характеристиках;
-
этноцентризм (оценка окружающих через призму ценностей своего этноса, которые рассматриваются как эталонные для всех других людей и культур);
-
поиск врага (перенос вины за несчастья и проблемы на другие группы);
преследования, запугивания, угрозы;
-
дискриминация по признаку пола и других различий (лишение социальных благ, изоляция в обществе, лишение или ограничение прав человека);
-
расизм, национализм;
-
осквернение религиозных или культурных памятников;
-
религиозное преследование.
Самые разные источники порождают сегодня в нашем обществе эти формы интолерантности. Поэтому воспитание толерантности следует рассматривать в качестве неотложной задачи, если мы хотим сохранить человека и «человеческое в человеке».
Как отмечает С.Д. Щеколдина: «В развитии понимания личностью окружающей действительности объектом глубокого понимания становится человек, его внутренний мир. Это вызывает интерес к себе и собственной жизни, качествам своей личности, потребности сравнивать себя с другими. Толерантность личности способствует формированию реального представления о себе и окружающих».
Человек с высоким уровнем толерантности обладает характерным комплексом поведения, характеризующееся пониженной агрессивностью. Он менее конфликтен. Преобладает тенденция к продуктивному ведению и разрешению конфликтов. Одновременно человек приобретает позитивное отношение к жизни, что увеличивает его стрессоустойчивость и общий жизненный тонус.
Признаком толерантной личности также можно считать умение выходить из конфликтных ситуаций путем переговоров. Считается, что обладание большим спектром способов разрешения конфликтов приводит к наиболее продуктивному, толерантному взаимодействию.
В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Сейчас очень актуальна проблема формирования толерантности в современном обществе. Воспитание толерантного сознания может и должно начинаться с самого раннего возраста, как и всякое воспитание. В то же время особое внимание к его активизации и организации должно проявляться по отношению к детям подросткового возраста и юношеству в период, когда формируется взрослость, когда сознание и самосознание достигают определенного уровня и подростки формируют в рамках самоопределения свою идентичность, осваивают различные социальные роли.
Именно в этот период человек обретает пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире. Мышление подростка еще впитывает в себя все с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из нее. Сейчас формируется мировоззренческая картина подростка и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе.
Говоря о концепциях Модернизации Российского образования, следует сказать, что толерантность в школе формирует отношения к ней как к важнейшей ценности общества, так как развивает у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.
Мы формируем толерантность в следующих целевых группах:
-
Специалисты (учителя-логопеды, медицинские работники, учителя-дефектологи, пихолог, педагоги), работающие с детьми;
-
Родители;
-
Дети.
Основными задачами инклюзивного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в нашем учреждении являются:
-
укрепление здоровья детей и предупреждение возникновения вторичных нарушений физического и психического развития;
-
обеспечение прав детей и родителей в получении необходимого комплекса коррекционно-образовательных услуг;
-
осуществление своевременной социальной адаптации и интеграции ребенка в общество;
-
своевременное исправление, компенсация нарушений психофизического развития;
-
формирование жизненно значимого опыта и целенаправленное развитие у детей когнитивных, речевых, моторных, социальных способностей, позволяющих снизить зависимость от посторонней помощи и повысить социальную компетентность.
Создавая атмосферу сотрудничества, толерантности и поддержки, помогают разнообразные формы работы с родителями:
-
Открытые занятия;
-
Совместные праздники и развлечения;
-
Родительские собрания;
-
Посещение культурных мероприятий (цирк, театр, планетарий, музей, экскурсии).
Цель таких мероприятий: создать условия для развития толерантности через воспитание с любовью и во имя любви, с добротой и милосердием, в духе мира и уважения к правам человека, вовлекая в процесс воспитания родителей.
Воспитание толерантности как личного качества в детях осуществляем через создание условий для развития ребенка. В специально организованной игровой деятельности воспитываем в детях открытость и уважение к другим людям, прививаем способность понимать других детей, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Преимущества интеграционной системы для личности и когнитивного развития как детей с ограниченными возможностями здоровья, так и детей без подобных ограничений:
преимущества социального характера:
-
развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи;
-
обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей;
-
развитие толерантности, терпения, умение проявлять сочувствие и гуманность;
преимущества психологического характера
преимущества медицинского характера:
-
подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме конкретного социума;
-
исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;
преимущества педагогического характера:
-
рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом)
-
активизация когнитивного развития через социальные акты коммуникации и имитации.
Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии, способствует формированию эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. «Нормальные» дети учатся воспринимать «особых» как нормальных членов общества. Включённость воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хотелось бы отметить, что поиск наилучших оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.
ПРИЛОЖЕНИЕ, Занятие № 2. «Пойми меня»
Цель: формирование у ребенка потребности во взаимопонимании; воспитание эмпатии.
Оборудование: опорные картинки с изображением тех или иных предметов (одушевленных или неодушевленных), о которых в рассказе должна идти речь.
1. Организационный момент
Упражнение на развитие логического мышления, умение делать выводы на основании анализа нескольких суждений.
Продолжи закономерность.
Рис. 1
2. Вводная часть
Вводная беседа на тему: «Что нужно, чтобы научиться понимать друг друга?». (Уметь не только слушать, но и уметь услышать друг друга.)
Игра «Испорченный телефон»
Ведущий. Постарайтесь сейчас как можно лучше услышать и понять друг друга.
Участники игры садятся в круг. Каждый игрок по очереди произносит шепотом на ухо сидящему рядом какое-либо слово. Последний игрок произносит громко то слово, которое он услышал. Первый игрок должен назвать то слово, с которого он начал игру. Если слово совпадет, то все игроки правильно поняли соседа, если нет, то игроки не поняли друг друга.
3. Основная часть
Игра «Фантазеры»
Ведущий. Смысл игры заключается в том, чтобы вы смогли продолжить рассказ, начатый предыдущим игроком.
Игра может проводиться группами до 10 человек. Все игроки должны продолжить рассказ одним предложением. Тот игрок, на котором заканчивается рассказ, должен начать новый.
Участники игры садятся в круг. Ведущий показывает первую картинку с изображением, допустим, собаки. Первый игрок начинает рассказ одним предложением, например: «В одном доме жила собака…» Его сосед справа продолжает: «Эта собака любила гулять со своим хозяином у пруда…» Следующий сосед справа продолжает рассказ тоже одним предложением и так далее. Чем необычнее и смешнее будет поворот этой истории, тем лучше.
Игра продолжается по кругу до тех пор, пока воображение участников не иссякнет, а интерес не угаснет. Обычно на это уходит 10–15 минут. Желательно стремиться к тому, чтобы рассказ имел начало, середину и конец и строился вокруг какого-нибудь события (сюжета).
4. Физминутка
Ведущий. А сейчас разбейтесь на пары. Встаньте друг против друга. Один показывает упражнения, другой повторяет за ним. Затем наоборот.
5. Закрепление, итог
Обобщающая беседа по теме занятия:
- Что нового вы узнали сегодня о взаимоотношениях между собой и другими?
Этикетная задача
Ведущий предлагает детям решить следующую задачу: «Представьте себе, что с вами вместе находится ребенок со странностями поведения, не такой, как вы, а ему тоже хочется принять участие в вашей игре. Как вы сможете ему помочь?»
Итог занятия
Ведущий. А теперь сделаем вывод:
«Как хорошо, когда каждый из нас умеет слышать и понимать друг друга, тогда нам интересно быть вместе».
И педагог предлагает всем улыбнуться друг другу и поблагодарить за игру.
Занятие № 3. «Мы учимся чувствовать друг друга»
Цели : формировать у детей умение чувствовать друг друга, вырабатывать потребность в оказании помощи тем, кто в ней нуждается; воспитание эмпатии.
Оборудование: карточки с коррекционными упражнениями. Книга К. Чуковского «Федорино горе»; начатые, но недорисованные картинки с изображением посуды, мебели и т.д., загадки и карточки с рисунками-отгадками.
1. Организационный момент
Упражнение на формирование умения выделять главные признаки предметов.
Ведущий. Найди любимую рыбку Маши, если ты знаешь, что она не длинная, без горошин, не грустная, у нее закрыт рот и у нее не три полоски (рис. 2).
Рис. 2
2. Вводная часть
Вводная беседа на тему: «Умей понять и почувствовать, что нужно другому».
- Что такое чуткое отношение?
- Всегда ли мы замечаем, что происходит вокруг нас?
- Требуется ли кому-нибудь наше сочувствие или помощь?
- Наше отношение к этому?
3. Основная часть
Игра «Помоги Федоре»
Ведущий. Постарайтесь помочь Федоре. Вы почувствовали, как ей нужна ваша помощь .
Накануне детям было дано задание прочитать сказку К. Чуковского «Федорино горе» и выучить отрывки из нее.
Во время игры педагог выступает в роли Федоры из сказки и просит детей вспомнить сказку и прочитать отрывки из нее, поделиться впечатлениями. Федора должна вызвать у детей чувство сострадания к ней, пообещать детям стать аккуратнее и попросить помочь ей вернуть все утерянное.
Из горки карточек на столе дети берут по одной недорисованной картинке и дорисовывают начатое на ней изображение. Затем они группируются на основе сходства изображений предметов по их назначению (например, посуда, мебель и пр.) и предлагают их Федоре. Она благодарит детей и просит отгадать загадки. После того как дети отгадают, на обозрение представляется картинка-отгадка. Загадки: «Сама не ем, а людей кормлю» (ложка).
«Из горячего колодца через нос вода льется» (чайник).
«Гладит все, чего касается, а дотронешься — кусается» (утюг).
Отгадавшим дается приз.
4. Физминутка
Игра «Замри»
Участники игры встают в круг и ведут себя раскованно, но при команде «Замри» застывают на месте в той позе, которая была перед командой. Эту игру можно дополнить тем, что ведущий пытается рассмешить любого «замершего» участника игры.
5. Закрепление, итог
Обобщающая беседа по теме занятия:
- Как вы думаете, наши добрые чувства по отношению к другим могут изменить их поступки?
- Приходилось ли вам помогать кому-нибудь?
Этикетная задача
Педагог предлагает детям решить следующую задачу: «Вы сейчас помогали Федоре, которая ленилась убираться в доме и следить за собой, а как бы вы поступили, если бы рядом с вами жил ребенок, с трудностями передвижения?»
Итог занятия
В конце занятия педагог делает вывод:
«Все мы разные, но каждый хорош по-своему. Относиться нужно к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. Умей почувствовать, что твоя помощь нужна другому». Он предлагает всем детям посмотреть друг на друга, пожать друг другу руки и улыбнуться.
Занятие № 4. «Я выбираю дружбу»
Цели: закрепление межличностных отношений, формирование потребности в чутком отношении друг к другу; воспитание эмпатии.
Оборудование: карточки с коррекционными упражнениями; красочно оформленное помещение; все необходимое для чаепития; имитация телевизора (можно сделать из большой коробки без дна), костюмы для выступления участников, подарки, выполненные руками участников.
1. Организационный момент
Упражнение на умение проводить анализ, выделять признаки, по которым различаются предметы, делать логическое умозаключение (рис. 3, 4).
Рис. 3
Рис 4
Даша, Маша, Денис и Антон выбирают себе щенков. Кто какого щенка выбрал, если:
- а) Денису не понравились спящие щенки;
- б) Маша выбрала щенка без ошейника;
- в) Даша не хочет пятнистого щенка;
- г) Антон взял щенка, которого не захотели взять Даша и Денис.
2. Вводная часть
Вводная беседа на тему: «Какие отношения должны быть между друзьями».
- Как нужно относиться к своему другу?
- Как бы вы хотели, чтобы друг относился к вам?
- Хотели бы вы, чтобы ваша дружба крепла?
- Что, по вашему мнению, нужно сделать для укрепления дружеских отношений.
Игра «Угадай мое желание»
Ведущий. Попробуйте понять с помощью мимики и жестов желание своего друга .
Дети делятся на две команды. Поочередно один из членов команды выбирает себе друга из другой команды и с помощью мимики и жестов выражает свое желание. Друг, которого выбрали, должен угадать желание. Если он не справляется с поставленной перед ним задачей, то ему помогает команда. Затем команды меняются ролями.
3. Основная часть
«Сюрпризы дружбы»
В мероприятии принимает участие весь класс. Проводится во внеурочное время. Для его проведения можно привлечь детей из других классов. Это мероприятие может быть приурочено ко Дню именинника. Роль ведущего исполняет кто-либо из взрослых. Ведущий объявляет, что детей ожидают сюрпризы. Все дети удобно садятся. Диктор (ведущий) объявляет: «Для Тани Петровой исполняется любимая песня…» Ученица (ученик) под магнитофонную запись исполняет песню, которую приготовила (приготовил) заранее. «Для Пети Архипова артист приготовил сюрприз». Исполняется пантомима. Выступления могут быть различными: стихотворения, песни, интермедии, танцы, игра на музыкальных инструментах и др.
После выступления участники могут обменяться подарками, выполненными собственными руками на уроках труда, в группах продленного дня, дома.
Закончить занятие можно чаепитием за общим столом.
4. Физминутка
Участники игры встают в круг и держат друг друга за руки. В центре круга два игрока. У одного закрыты глаза. По команде ведущего игрок с завязанными глазами пытается найти второго игрока. Все остальные подсказывают ему верный путь, дают команды: «Направо, налево, прямо, назад, горячо, холодно». После того как второй игрок будет пойман, выбирается другая пара.
5. Закрепление, итог
Обобщающая беседа по теме занятия:
- Что нового вы узнали сегодня о том, как должны строиться отношения между друзьями?
- Расскажите, был ли у вас раньше друг или подруга? Какие отношения были между вами?
Этикетная задача
За чаепитием ведущий предлагает детям решить следующую задачу.
Ведущий. Представьте себе, что ваш друг или подруга, сосед или соседка, знакомые, ваши сверстники имеют трудности при передвижении — ходят с костылями или прикованы к инвалидной коляске. Они ничем не отличаются от вас, кроме того что им трудно передвигаться, и они тоже хотят принять участие в таком же мероприятии. Как вы поступите в таком случае?
Итог занятия
Ведущий. А теперь сделаем вывод:
«Все мы разные, но каждый хорош по-своему. Относиться нужно к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе, нужно уметь понять и принять другого, тогда дружба станет крепче». Педагог предлагает обменяться улыбками и рукопожатиями.
Занятие № 5. «Мы в этом мире»
Цели: у чить понимать другого как самого себя, формировать потребность работать в «команде»; воспитание эмпатии.
Оборудование: карточки с коррекционным заданием, карточки с фрагментами изображений школьной жизни, из которых складываются цельные картинки, конструкторы, раздаточный материал для основного этапа.
1. Организационный момент
Упражнение способствует развитию логического мышления и формирует умение проводить анализ и синтез (рис. 5).
Рис. 5
Ведущий. В каждом ряду дорисуй фигуры так, чтобы получилась фигура, указанная на образце.
2. Вводная часть
Вводная беседа на тему: «Какие мы?»
- Расскажите о себе и о том, кто, что умеет делать лучше всего: петь, рисовать, танцевать, играть на музыкальном инструменте, играть в футбол, в шахматы, шашки, бегать и т.д.
Игра «Собери картинку»
Ведущий. Из фрагментов фотографий вашей школьной жизни соберите полное изображение этих сюжетов.
Дети делятся на группы по желанию по три-четыре человека и получают фрагменты фотографий из их школьной жизни. Нужно сложить из них полное изображение того или иного сюжета. И рассказать о том событии, которое было запечатлено на фотографии. Побеждает та команда, которая работала более слаженно и быстро и чей рассказ будет более полным.
3. Основная часть
Ведущий. Подумайте, что нужно для того, чтобы в своей деятельности вы могли добиться наилучшего результата?
Игра «Кто что умеет лучше всего?»
Ведущий. Вы сейчас убедитесь, что успех любой работы зависит прежде всего от слаженности работы группы. А чтобы ваша работа была слаженной, выберите и подчеркните, что нужно прежде всего.
- Уметь понимать друг друга.
- Обижаться друг на друга.
- Уметь поддержать друг друга.
- Ссориться по пустякам.
- Уметь слушать друг друга.
Вы рассказали чуть раньше о том, что лучше всего умеет делать каждый из вас. Вы теперь знаете, что необходимо, чтобы ваша работа была слаженной. Подумайте, на какие группы можно разделиться, чтобы выполнить задание очень хорошо.
- I группа — те, кто любит рисовать.
- II группа — те, кто любит танцевать, петь, играть на музыкальных инструментах.
- III группа — те, кто любит прыгать, бегать, играть в футбол.
- Что могла бы сделать каждая группа отдельно?
- Что вы могли бы сделать все вместе?
Ведущий. А сейчас разделитесь на группы по интересам. Каждая группа — это одна команда. Вам нужно выбрать командира, который будет руководить работой команды.
Игра «Город мастеров»
Ребята делятся на команды по пять–шесть человек. Каждая команда получает конструктор и должна построить свой город. Побеждает та команда, которая не только быстро закончила работу, но и работала более слаженно, где в команде никто не ссорился, все понимали другу друга и помогали друг другу.
4. Физминутка
Игра «Почувствуй себя в команде»
Те команды, которые уже были подобраны для работы в «Городе мастеров», проводят небольшую эстафету (бег с мячом, прыжки на одной ноге, прыжки со скакалками).
Победившая команда получает приз.
5. Закрепление, итог
Обобщающая беседа по теме занятия:
- Вы научились рядом с собой чувствовать других?
- Вам понравилось быть частью команды?
Этикетная задача
«Что вы будете делать, если у вас в команде будет ребенок, у которого вследствие болезни постоянно трясутся руки и поэтому он не сможет быстро и ловко, как это получается у вас, выполнять работу:
- сердиться на него;
- не возьмете в игру;
- возьмете в игру и будете помогать ему;
- будете подбадривать его».
Итог занятия
Ведущий. А теперь сделаем вывод:
«Мы все разные, с разными возможностями, но каждый хорош по-своему. Чтобы жить в согласии, работать в одной команде, нужно уметь понимать и уважать друг друга, помогать друг другу». Педагог предлагает всем пожать друг другу руки и улыбнуться.
Литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/tolerantnoe-otnoshenie-k-litsam-s-ovz/
-
Кленова Н. В. Как воспитать толерантность / Н.В. Кленова // Дополнительное образование. — 2006. — № 3. — С. 17-22.
-
Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001, № 9; 2002, № 9.
-
Столганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности).
– М.: Педагогическое общество России, 2006. – 128с.
-
1. Гусейнова Э.М. Основные подходы к изучению понятия толерантности в отечественной и зарубежной науке / Э.М. Гусейнова // Молодой ученый. – 2014. – №21. – С. 626–629.
-
2. Дороничева А.С. Формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья в социуме / А.С. Дороничева, С.М. Машевская [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2013/article/2013005289
29