Тактика предъявления для опознания

Курсовая работа

К числу актуальных задач укрепления Российского государства в развитии демократического общества относится необходимость совершенствования российского законодательства и дальнейшего укрепления законности, улучшение деятельности правоохранительных органов, прокуратуры и судов. Процессуальные отношения, возникающие в связи с деятельностью этих органов, как правило, затрагивают интересы граждан, государственных и общественных организаций, учреждений и предприятий. Поэтому требование точного соблюдения процессуальной формы всех действий суда и органов предварительного расследования по собиранию судебных доказательств является одним из условий правильного разрешения уголовных дел. Анализ содержания правовых норм, изучение и обобщение практики их применения судами и органами расследования дает возможность выявить их эффективность, необходимость изменения и совершенствования, а также высказать рекомендации по вопросам, не получившим разрешения в законе.

Выполнение задач судопроизводства во многом зависит от качества доказательственной информации, собранной в ходе предварительного расследования. Задачи этой стадии решаются посредством производства следственных действий. Из следственных действий, совершаемых следователем для выяснения обстоятельств, подлежащих установлению по делу, нередко существенное значение имеет предъявление для опознания. В некоторых случаях опознание является важнейшим доказательством на пути к установлению истины. Нарушение порядка предъявления для опознания приводит к возможности признания протокола данного следственного действия недопустимым источником фактических данных (доказательств).

Однако регулируемое действующим уголовно-процессуальным законодательством предъявление для опознания — это лишь одна из форм использования способностей человека опознавать ранее воспринятые объекты для установления судебных доказательств.

Следственная и судебная практика свидетельствует о том, что нарушения процессуального порядка предъявления для опознания во многих случаях объясняются тем, что оно организуется в ряде случаев без учета процесса формирования показаний опознающего лица. Проблема опознания в судопроизводстве выходит за пределы регламентированного законом предъявления для опознания: процессуальные правила последнего не применимы для опознания некоторых объектов; принятие правильного решения о предъявлении объекта для опознания в ряде случаев обусловлено также предшествовавшим ему не процессуальным опознанием, используемым в оперативно-розыскной работе.

7 стр., 3249 слов

Психология очной ставки, предъявления для опознания, обыска и осмотра

... только психологически насыщенные следственные действия, направленные на собирание доказательств, а именно очной ставки, предъявление для опознания, обыска и осмотра. 1. Психология очной ставки Очная ставка – название этого следственного действия происходит от старорусского «очи на очи» – допрос, при котором допрашиваемые ...

Целью настоящей курсовой работы является анализ предъявления для опознания в судопроизводстве как проблемы комплексной.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, среди которых раскрыть:

  • Понятие, цель, сущность и виды предъявления для опознания;
  • Подготовка к предъявлению для опознания;
  • Тактика предъявления для опознания лиц;
  • Тактика других видов предъявления для опознания;
  • Влияние профессиональной деятельности человека на процесс восприятия;
  • Влияние профессиональной деятельности человека на процесс восприятия.

Для написания данной курсовой работы были использованы нормативные акты, регулирующие процессуальные действия в форме предъявления для опознания, а также справочные материалы, раскрывающие криминалистических характер предъявления для опознания.

Глава 1. Теоретические основы предъявления для опознания

опознание судопроизводство следователь

1.1 Понятие, цель, сущность и виды предъявления для опознания

Предъявление для опознания — это самостоятелъное следственное действие, в ходе которого опознающий сравнивает предъявленный объект с мысленным образом ранее воспринятого, и на этой основе делают вывод о его тождестве или различии.

Являясь самостоятельным следственным действием, предъявление опознания служит эффективным способом как проверки собранных доказательств, так и сбора новых доказательств, ранее не фигурировавших в материалах уголовного дела.

Предъявление для опознания является одним из видов идентификации по мысленному образу, сохранившемуся в памяти. Рассматриваемое следственное действие имеет цель: отождествление объекта (человека, предмета), ранее виденного, с тем, который в данный момент предъявляется опознающему. Этому предшествует установление групповой принадлежности, которое можно рассматривать как этап идентификации. Как правило, принимая решение о предъявлении для опознания, следователь решил вопрос о групповой принадлежности объекта опознания: он уже предъявляет искомый объект в группе однородных. Это правило вытекает из уголовно-процессуального законодательства (ч. 4, 5, 6 ст. 193 УПК).

Лицо, выступающее в качестве опознающего, может выразить свое мнение об однородности предъявленного объекта, т.е. определить объект как такой же, но такое суждение не является целью предъявления для опознания. Подтверждение групповой принадлежности предъявленного объекта с ранее воспринятым имеет значение для расследования преступления, однако оно менее эффективно, чем установление тождества.

Сущность предъявления для опознания состоит в психологическом механизме мысленного сопоставления (сличения) образа ранее воспринятого объекта с образом (индивидуализирующими признаками) представляемого.

В основе психологической деятельности опознающего лежат четыре последовательно сменяющие друг друга стадии:

1. Восприятие объекта

2. Запоминание и сохранение в памяти образа воспринятого объекта

5 стр., 2404 слов

ПСИХОЛОГИЯ ОПОЗНАНИЯ

... от типа памяти, времени, прошед­шего с момента восприятия объекта до момента его опознания. В восприятии облика ... хорошо знают преступника, опознание не нуж­но вовсе. В немалой степени психология опознания определяется особенностями ... опознанию. Психологическая характеристика предъявления для опознания основана на анализе двух основных процессов: усвоение отличительных признаков оп­ределенного объекта ...

3. Вспоминание и передача индивидуализирующих сведений об объекте на допросе

4. Вспоминание и мысленное сопоставление образа ранее воспринятого объекта с образом представленного в целях решения вопроса о его тождестве или различии

Ученые считают, что восприятие всегда тесно связано с прошлым опытом человека вообще и опытом восприятий в частности. Исходя из этого, восприятие носит осмысленный характер. Человек не только выделяет группу ощущений и объединяет их в целостный образ, но и осмысливает этот образ, относит его к определенной группе объектов. Доказано, что окружающие нас предметы и явления органами чувств человека отражаются адекватно, т.е. тождественно.

Восприятие всякий раз предполагает узнавание. Без последнего не может быть и восприятия. Это связано с тем, что человек как бы выкладывает образ того, что он видит в настоящий момент, на образы предыдущих восприятий, сохранившихся в памяти. При совпадении образов человек и узнает объект.

Следует иметь в виду, что на деятельность органов чувств существенно влияет прошлый опыт восприятий человека, его склонности интересы, профессия и т.п. Применительно к навыкам, умениям в конкретной области знаний каждый специалист воспринимает в предметах то, что его интересует, что он изучает, что знает.

При восприятии человека обращается внимание на анатомические функциональные, сопутствующие и социальные признаки внешнего облика. Каждая совокупность признаков несет свою нагрузку и по разному сохраняется в памяти. На формирование мысленного образа воспринимаемого объекта, его сохранность в памяти опознающего существенное влияние оказывают пол, профессия, время наблюдений и время, прошедшее с момента события, и т.п.

Следующая стадия формирования психологической деятельности опознающего — запоминание и сохранение в памяти образа воспринятого объекта. Устойчивость запоминания зависит от разновидности самого восприятия. В зависимости от целенаправленного характера деятельности личности восприятие разделяют на преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное).

В преднамеренном восприятии человек ставит цель деятельности прилагая определенные волевые усилия для лучшей реализации возникшего намерения, произвольно выбирает объекты восприятия.

В преднамеренном восприятии человек ставит цель деятельности, прилагая определенные волевые усилия для лучшей реализации возникшего намерёния, произвольно выбирает объекты восприятия.

Непреднамеренное (непроизвольное) восприятие вызывается как особенностями предметов окружения (их яркостью, рядоположностью, необычностью), так и соответствием их интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели деятельности. Отсутствует в нем и волевая активность.

События, факты, объекты пассивного взаимодействия и те, которые хотя и часто повторяются, но имеют второстепенное значение для субъекта восприятия, недолго сохраняются в памяти. На длительность сохранения в памяти существенно влияют эмоции и чувства, переживаемые опознающим в момент восприятия. Однако следует иметь в виду, что эмоции и чувства отрицательно сказываются на запоминании, если они были вызваны посторонними причинами (обстоятельствами, не связанными с содержанием воспринимаемого события), и наоборот, если эти психические состояния были непосредственно связаны (или вызваны) с самим воспринимаемым событием.

5 стр., 2041 слов

Факторы определяющие развитие памяти у человека реферат по психологии

... человеком. Ведь чем глубже наше понимание человека, тем эффективнее можно послужить и помочь ему. Факторы, определяющие развитие и эффективность памяти у человека ... память; 2) опознающая память; 3) облегчающая память. ... по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации. Кратковременная память ...

Вспоминание и передача индивидуализирующих сведений об объекте на допросе — следующая стадия психологической деятельности опознающего. Воспроизведение информации рассматривается психологами как один из процессов памяти, протекающий в форме вспоминания или узнавания.

Вспоминание — это локализованное во времени и пространстве воспроизведение образов прошлого, отнесение их к определенному времени месту, установление связи с определенными событиями. В своих показаниях во время допроса опознающий воспроизводит образ воспринятого объекта (события, обстоятельства, при которых происходило восприятие, его приметы и особенности) в пределах того, что сохранилось в памяти. Описание объекта мобилизует скрытые возможности памяти, систематизирует запомненное, делает его более четким. При этом надо иметь в виду, что страх, напряжение, утомление затрудняют вспоминание, и поэтому важное значение приобретает создание обстановки, способствующей мыслительной деятельности опознающего. Принимая решение о проведении допроса, необходимо знать о том, что опознающему сложнее передать вербальную информацию, чем решить мыслительный процесс узнавания при непосредственном восприятии объекта во время его предъявления.

В целях наибольшего получения информации от опознающего следует соблюдать требование уголовно-процессуального законодательства о свободном рассказе, показе, избегая при этом психического давления и элементов внушения, ведущих к искажению информации о ранее воспринятом объекте.

Вспоминание и мысленное сопоставление образа ранее воспринятого объекта б образом представленного в целях решения вопроса о его тождестве или различии. При повторном восприятии опознающий оживляет сохранившийся в памяти образ объекта, сопоставляет его с образом предъявленного и делает вывод о их тождестве или различии.

В психологии различают два вида узнавания: симультанное и сукцессивное. Симультанное (синтетическое) узнавание — это одномоментное воспроизведение увиденного объекта, узнавание с первого взгляда, в результате мгновенного совпадения образа воспринимаемого объекта с мысленной моделью этого объекта, сохранившейся в памяти опознающего. Сукцессивное (аналитическое) узнавание происходит дифференцированно, путем последовательной проверки, выявления и сличения признаков предъявляемого объекта с чертами мысленного образа.

1.2 Подготовка к предъявлению для опознания

Решение о целесообразности и необходимости проведения явления предъявления для опознания принимается обычно после допроса, на котором допрашиваемый говорит о том, что при определенных обстоятельствах наблюдал конкретный объект, запомнил его индивидуализирующие признаки и сможет его опознать. В такой ситуации следователь должен скорректировать предмет допроса и особое внимание уделить выяснению обстоятельств, связанных с восприятием конкретного объекта. В процессе допроса предполагаемого опознающего выясняются следующие обстоятельства; 1) когда, при каких условиях, каким образом опознающий воспринимал объект, сколько времени это продолжалось;

2) не видел ли допрашиваемый названный объект ранее видел, если видел то при каких обстоятельствах;

35 стр., 17021 слов

Исследования: «Формирование игровых действий у детей раннего ...

... игровых действий у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью в процессе коррекционно-предупредительного воздействия». Объект исследования: игровые действия детей раннего возраста (третьего ... игра детей не возникает стихийно, она складывается под руководством взрослого и в совместной деятельности с ним. Эта тенденция – подражать взрослому находится в основе появления в раннем возрасте ...

3) при каких обстоятельствах воспринимался объект, в каком состоянии находилось допрашиваемое лицо в момент восприятия;

4) не имеет ли допрашиваемый психических отклонений, дефектов органов чувств; 5) может ли допрашиваемый опознать объект в случае предъявления его для опознания; 6) по каким индивидуализирующим признакам допрашиваемое лицо может опознать объект;

7) кто еще воспринимал интересующий следствие объект и может назвать его индивидуализирующие признаки и т.п.

Для оказания помощи в припоминании забытого допрашиваемому ставятся напоминающие вопросы, основанные на закономерностях запоминания. При этом можно использовать известный в психологии метод ассоциаций. В то же время, проводя допрос, нельзя внушать допрашиваемому образ подлежащего опознанию объекта, задавать вопросы, подсказывающие ответ, и т.п.

Следует иметь в виду, что первоначальный допрос может быть менее эффективным, нежели повторный допрос, произведенный спустя несколько дней. Исходя из этого, повторный допрос, проведенный спустя несколько дней, может быть более результативным, нежели первичный. В тех случаях, когда при повторном допросе не только выясняются дополнительные сведения об индивидуальных признаках объекта опознания, но и дается другое их описание, следователь должен уточнить причины изменения показаний. Если расхождение не устранено, то налицо противоречия в показаниях, в силу которых последующее опознание утрачивает доказательственное значение.

Успех проведения рассматриваемого следственного действия во многом обусловливается качеством подготовки к нему. Решение о целесообразности проведения предъявления для опознания обычно возникает после допроса. Если из показаний допрашиваемого видно, что он при определенных обстоятельствах наблюдал конкретный объект, помнил какие-то приметы и сможет его опознать, то следственное действие следует проводить.

Подготовка к предъявлению для опознания включает: выбор момента (времени) предъявления для опознания; выбор условий, наиболее благоприятствующих предъявлению для опознания; подбор объектов среди которых будет предъявляться искомый; приглашение понятых (переводчика, педагога); подготовку научно-технических средств фиксации хода и результатов следственного действия и т.п.

Выбор момента (времени) предъявления для опознания зависит от различных обстоятельств, однако промежуток времени между восприятием и опознанием должен быть наиболее коротким. Это связанно с тем, что с течением времени возрастает вероятность того, что образ воспринятого ранее объекта полностью или частично утратится в памяти воспринимавшего, забудутся отличительные признаки, по которым возможно опознание, к тому же может произойти наслоение признаков различных объектов, воспринятых позднее, которые отрицательно скажутся на результатах опознания. Исследования психологов показывают, что лучшие результаты опознания получают на 6 день с момента восприятия.

Выбор условий, наиболее благоприятствующих предъявлению для опознания, направлен на исключение волнений опознающего, так как возникшие при этом эмоции могут отрицательно повлиять на его память. Выбирая обстановку предъявления для опознания, следователь должен исключить возможность постороннего влияния на опознающего как до, так и в процессе предъявления для опознаний.

11 стр., 5187 слов

Психология коммуникативной деятельности следователя

... следователя осуществляется системой следственных действий. К их числу относятся: задержание, допрос, очная ставка, следственный осмотр, обыск и выемка, освидетельствование, предъявление для опознания людей и предметов, следственный ... к преувеличению информационной вооруженности следователя, переоценка угрожающих воздействий. Психология взаимодействия следователя с обвиняемым (подозреваемым) ...

Помещение, где будет проводиться предъявление для опознания, должно быть достаточно просторным, чтобы в нем свободно разместились участники данного следственного действия и присутствующие при этом лица.

Иногда предъявление для опознания целесообразно провести в том месте, где опознающий наблюдал объект. Это относится к тем случаям, когда опознающий имеет дефекты памяти, сильно испугался происходящего либо само событие было быстротечным и есть опасение, что конкретное лицо плохо запомнило особенности наблюдаемого объекта. При таких обстоятельствах предъявление объекта непосредственно там, где таковой ранее наблюдался, может способствовать выявлению у опознающего соответствующих ассоциаций, благоприятствующих опознанию предъявляемого объекта (человека, предмета), воспринимаемого в окружении тех самых предметов, которые были при начальном наблюдении. В связи с тем что предъявление для опознания предполагает сравнение предъявляемых объектов с мысленным образом ранее воспринятого объекта, предъявление объекта в числе других, имеющих внешнее сходство между собой, создает наиболее благоприятные условия того, чтобы опознающий проявил повышенную психическую активность при проведении такого сравнения и достоверно выделил бы при этом индивидуальные признаки узнаваемого объекта из числа сходных. Поэтому в процессе подготовки к предъявлению для опознания следователь должен подобрать максимально сходные объекты. Рассматриваемое подготовительное мероприятие в отдельных случаях связано со значительными временными затратами. Это относится к тем ситуациям, когда приходится иметь дело с предметами, исполненными в одном экземпляре, уникальными, а также предметами, имеющими оригинальные индивидуальные признаки. Для поиска похожих предметов следователю приходится обращаться к общественности, коллекционерам, работникам музеев и др.

Если внешний вид объекта претерпел изменения, то возникает необходимость его восстановления. Это относится как к предметам, так и к живым людям. Им предлагается одеть прежнюю одежду, сделать прическу, которая была ранее, и т.д.

При подборе понятых наряду с запретами, установленными ч.2 ст. 60 УПК, не рекомендуется приглашать: лиц, обладающих физическими недостатками, затрудняющими выполнение ими обязанностей понятых (плохое зрение, слух и т.д.); лиц, не проживающих постоянно в местности, где ведется расследование (во избежание затруднений с вывозом в случае необходимости к следователю или в суд); лиц, знакомых с опознаваемыми (это может вызвать сомнение в объективности опознания).

При проведении рассматриваемого следственного действия в случае необходимости принимают участие специалисты и педагог. Педагог, как правило, полезен, когда опознающим является несовершеннолетний, не достигший 16 лет. Товаровед может помочь при подборе некоторых объектов, среди которых должна быть предъявлена опознаваемая вещь. Искусствовед — при подборе предметов, представляющих художественную или иную ценность, судебный медик как специалист полезен при опознании трупа, подвергшегося существенным изменениям, психолог — при оценке достоверности результатов предъявления для опознания и т.п.

Следует иметь в виду, что подготовка научно-технических средств нередко не заканчивается подбором средств фиксации хода и результатов предъявления для опознания, так как могут потребоваться средства дополнительного освещения, создание условий безопасности опознающего и т.п.

13 стр., 6036 слов

Основы психологии следственной деятельности

... проведения следственных действий (например, необходимость предварительного допроса опознающих), в этой последовательности отражается логика и психология познавательного процесса. Следователь постоянно ... реализация закона - основные требования к следственной деятельности. Повышенная психическая напряженность работы следователя, необходимость постоянной оперативной реактивности предъявляют особые ...

Ориентируясь на личностные свойства субъекта опознания, в отдельных случаях при подготовке к следственному действию возникает необходимость разъяснить опознающему порядок проведения предстоящего следственного действия. Некоторые граждане неверно полагают, что предъявление для опознания проводится скрытно. Не будучи заведомо психологически подготовленным к предстоящей процедуре, при виде лица, совершившего преступление, опознающий может растеряться и в результате сильного волнения или под влиянием чувства страха заявить, что среди предъявляемых лиц ранее знакомых нет. Разъясняя опознающему сущность данного следственного действия, следователь психологически готовит его к предстоящей встрече.

1.3 Тактика предъявления для опознания лиц

Приняв решение о предъявлении для опознания лица и проведя комплекс подготовительных мероприятий, следователь приступает к проведению данного следственного действия. При этом необходимо, руководствоваться следующими рекомендациями.

Опознающего заблаговременно размещают в отдельной комнате для того, чтобы он не имел возможности даже случайно увидеть участников следственного действия и чтобы его не видели привлеченные к участию в предъявлении для опознания.

После этого в помещение, избранное местом предъявления опознания, приглашают двух понятых и размещают их так, чтобы им было удобно наблюдать весь ход следственного действия. В этом же помещении должен находиться и следователь. Понятым, кроме разъяснения прав и обязанностей, говорят о том, что предъявляемые лица подобраны в соответствии с требованиями закона, т.е. имеют сходство по внешности с опознаваемым. Следует иметь в виду, что свидетели хорошо запоминают одежду преступника. Поэтому следует предъявлять подозреваемого (обвиняемого) в той одежде, в какой его видел опознающий. Вид знакомой одежды поможет ему вспомнить и внешность человека, на котором была эта одежда. Соответственно должны быть одеты и лица, предъявляемые для опознания вместе с подозреваемым (обвиняемым), причем требование сходства в их одежде распространяется и на такие мелкие детали, как часы, ремень, значки и т.п.

Опознаваемый должен быть примерно одного возраста, роста, одинаковых внешних признаков с лицами, предъявляемыми вместе с ним.

Подбирая лиц, подлежащих предъявлению для опознания следователь, прежде всего, должен выяснить, не является ли кто-либо из них, в том числе и лицо, подлежащее опознанию, родственником или знакомым опознающего. При наличии среди предъявляемых лиц родственников или знакомых опознающий, как правило, не укажет на них, и укажет на незнакомое ему лицо.

В помещение, где размещены понятые и следователь, приглашается группа лиц, предъявляемых для опознания. Опознаваемому дается, по своему усмотрению, занять любое место среди предъявляемых лиц. Такое предложение, сделанное непосредственно перед началом предъявления лица для опознания, является важной процессуальной гарантией соблюдения прав лица, предъявляемого для опознания имеет цель обеспечить объективность проведения следственного действия и получить истинные результаты. Соблюдение этого требования закона упреждает возможность заранее подсказать опознающему то место, которое будет занимать опознаваемый среди других предъявляемых граждан.

Проделав перечисленное, следователь вызывает по телефону опознающего.

После того как опознающий войдет в кабинет, где проводится опознание, следователь удостоверяется в его личности, осведомляется, хорошо ли он видит в данных условиях, разъясняет существо проводимого следственного действия, а также предупреждает опознающего, если он свидетель или потерпевший, об ответственности за отказ, уклонение или дачу заведомо ложных показаний.

Затем опознающему предлагается внимательно осмотреть предъявленных граждан в тех позах, в которых они находятся. По усмотрению следователя или просьбе опознающего предъявляемые могут изменить позу, встать, пройти некоторое расстояние для того, чтобы были видны осанка, походка, ответить на вопросы следователя, чтобы опознающий услышал особенности их голоса и речи. При необходимости можно изменить степень и направленность освещения. Торопить опознающего при производстве опознания нельзя. Недопустимы приемы наводящего характера, содержащие подсказку желаемого следователю результата. Для того чтобы узнать мнение опознающего о результатах наблюдений, ему рекомендуется задать следующий вопрос: «Нет ли среди предъявленных лиц того, о котором вы ранее давали показания?». Если опознающий дает утвердительный ответ, то следователь просит опознающего сказать, по каким конкретно признакам он опознал данное лицо. Следователь может выяснить у опознающего, не произошли в облике опознанного какие-либо изменения со времени их встречи. Если таковые произошли, то выяснить, в чем они конкретно выражаются.

Если возникает необходимость предъявить одному и тому же опознающему несколько лиц, каждый опознаваемый предъявляется отдельно. Если имеется несколько опознающих, то предъявление для опознавания проводится с каждым из них в отдельности для того, чтобы они не оказывали влияния друг на друга. В подобных ситуациях следователь должен создать для опознающих условия, при которых они до предъявления для опознания не общались бы между собой.

Следует иметь в виду, что повторное опознание лица или предмета тем же опознающим и по тем же признакам проводиться не может (ч. 3 ст.193 УПК).

Способ приглашения опознающего в помещение, где должно проводиться предъявление для опознания, должен быть продуман заранее с тем чтобы не вызывать сомнения ни у кого из участников следственного действия относительно того, что опознающий каким-либо образом уведомлен о месте расположения опознаваемого. Как показала практика, наиболее рационально вызвать опознающего по телефону или селектору. В этом случае помещение, где проводится следственное действие, никто не покидает. Следователь, снимая телефонную трубку или нажимая на кнопку переговорного устройства, вызывает опознающего. Например: «Гражданин Петров, зайдите в комнату №69 для участия в следственном действии». В целях обеспечения безопасности опознающего предъявление лица для опознания по решению следователя может быть проведено в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего о опознаваемым, например, через специально смонтированную перегородку, окно, имеющие тонированные стекла. В данном случае объект наблюдается только с одной стороны, а понятые находятся в месте нахождения опознающего (ч. 8 ст. 193 УПК).

1.4 Тактика других видов предъявления для опознания

Предъявление для опознания предметов производится в тех ситуациях, когда есть основания полагать, что они имеют отношение к расследуемому преступлению. Обычно это предметы, с помощью которых совершалось преступление, или же объекты преступного посягательства, которые обнаружены при производстве осмотра места происшествия, обыска, выемки или представлены следователю гражданами.

Предмет предъявляется для опознания в группе однородных которых должно быть не менее двух и которые ранее не видел опознающий. Подобранные для опознания предметы раскладываются на ровной поверхности в хорошо освещенном месте. Около предмета располагается бирка с обозначением номера. Это обстоятельство обязательно отражается в протоколе, и дается подробное описание внешних признаков предмета. Размещение и нумерацию предметов следователь производит в присутствии понятых.

Предметы, как правило, раскладываются так, чтобы опознающий мог брать их в руки и рассматривать. Исключение составляют предметы, которыми могут быть причинены телесные повреждения, особенно если планируется предъявлять их обвиняемому (подозреваемому).

В таких случаях указанные предметы необходимо специально закреплять или располагать под органическим стеклом и т.п. с тем чтобы опознающий мог их хорошо рассмотреть и в то же время исключая возможность использования их для нападения.

Опознающему при проведении следственного действия задается вопрос: «Нет ли среди предъявляемых предметов ранее наблюдавшихся?». Если опознающий называет предмет, то следователь спрашивает его, по каким признакам он его опознал, при каких обстоятельствах видел. Названные опознающим признаки, по которым опознан предмет, фиксируются в протоколе с указанием номера, под которым предъявлялся опознанный предмет.

Предъявление для опознания трупа производится с целью установления личности погибшего (умершего).

В силу специфики объекта опознания на него не распространяется правило о предъявлении для опознания среди сходных объектов.

В тех случаях, когда опознать труп не представляется возможным из-за того, что его лицо и тело сильно загрязнены или обезображены, возникает необходимость придать трупу вид, близкий к прижизненному, т.е. произвести «туалет» трупа, а в более сложных случаях реставрацию. При таких условиях опознание может быть произведено только после судебно-медицинской экспертизы или судебно-медицинского исследования трупа.

Если тело и лицо трупа подверглись значительным изменениям, то в процессе подготовки необходимо тщательно исследовать его зубной аппарат, так как он редко подвергается изменениям и может быть использован для идентификации личности погибшего. В случае обнаружения зубных протезов, следов лечения и удаления зубов необходимо принять меры к установлению работников стоматологических учреждений, которые могли бы опознать погибшего по свойствам и особенностям его зубного аппарата.

Подготовка к опознанию трупа имеет и другие особенности, в том числе связанные с психологической подготовкой опознающего к тому, что ему предстоит увидеть в морге (патологоанатомическом отделении).

В некоторых случаях требуется приложить определенные усилия того, чтобы помочь опознающему преодолеть чувство страха или отчаяния, которое охватывает его от одной мысли, что он увидит труп близкого ему человека.

Могут возникать затруднения в подборе понятых, которых следует вовлекать к участию в предъявлении для опознания трупа только, с их согласия. В этой связи наиболее вероятно получение согласия от технического персонала моргов (патологоанатомических отделений) и работников кладбищ.

Во избежание ошибки из-за сходства одежды на трупе и одежды, которая известна опознающему, целесообразно предъявлять труп без одежды. Для этого труп следует прикрыть простыней и открывать для опознавания лицо и те части тела, которые называет опознающий. Одежда и вещи, обнаруженные рядом с трупом, предъявляются отдельно по правилам предъявления для опознания предметов.

Если в силу различных обстоятельств при расследовании отдельных видов преступлений опознающему не могут быть предъявлены для непосредственного опознания человек, предмет, животное, то в этом случае опознание может быть произведено по их фотоснимкам, а иногда по видеозаписям. Опознающему предъявляется либо фотография на которой опознаваемый объект запечатлен среди других однородных объектов (в числе не менее трех), либо фотоснимок опознаваемого объекта вместе с фотографиями подобных объектов, сделанными в одинаковых условиях съемки в одном масштабе. Опознание по фотографическим снимкам проводится с соблюдением тех же процессуальных правил и тактических рекомендаций, что и опознание в натуре.

Предъявление для опознания фотоснимков живых лиц проводится в случаях, если опознаваемый и опознающий находятся в разных местах и доставка одного из них в место нахождения другого невозможна или нецелесообразна в связи с финансовыми затратами; если непосредственное предъявление опознаваемого нецелесообразно, исходя из интересов расследования; если опознаваемый погиб (умер) или неизвестно его местонахождение, но имеются фотоснимки; если опознавший опасается мести со стороны преступников или их окружения, отказывается опознавать преступника в натуре и др.

Результаты опознания по фотоснимкам являются доказательством. В связи с этим исследователями ставится вопрос, целесообразно ли предъявление для опознания личности в натуре после того, как произведено ее опознание по фотоснимкам.

Фотоснимок отражает не все признаки объекта и не позволяет опознающему осуществить всесторонний осмотр последнего. Поэтому если опознающий сумел опознать то или иное лицо по фотографическому снимку, то нет необходимости повторять опознание в натуре. По-иному решается вопрос в случае, когда опознающий заявляет, что никого из людей, чьи фотокарточки ему предъявлены, он не опознает. Учитывая неполноту отображения объекта опознания на фотоснимке, следователь при имеющейся возможности должен предъявить для знания непосредственно опознаваемого человека. Опознающий при этом может опознать его по признакам, которые не отражены на снимке.

При подготовке к предъявлению для опознания фотоснимков людей необходимо выяснить, в какой период опознающий общался или видел опознаваемого, с тем чтобы предъявлять для опознания его снимок, относящийся именно к данному периоду.

Опознание предметов по фотоснимкам производится в случае если предмет утрачен, но есть фотоснимок, или опознающий находится далеко от места от производства расследования, а посылать ему предмет для опознания или вызвать опознающего невозможно или нецелесообразно.

Что бы обеспечить максимальную эффективность опознания предмета по фотоснимку, рекомендуется фотографировать этот предмет по правилам масштабной съемки с применением цветных фотоматериалов.

Глава 2 Основы формирования практических навыков

2.1 Пространственные пороги различения объектов, элементов и динамических признаков человека, дорожных знаков

Существенное значение для восприятия материальных объектов имеет сравнение его величины с известной величиной других предметов. Это имеет особое значение в тех случаях когда предмет удалены более чем на 450 м (предельное расстояние, при котором поступает информация в результате взаимного расположения зрительных осей).

Пространственные пороги различения объектов, элементов и динамических признаков человека, дорожных знаков приведены в таблицах 1-3 Приложения

Следует иметь в виду, что полная адаптация в темноте при зрительном восприятии объектов наступает через 45 минут. Это вызывает трудности установления различий предметов и людей и возможность развития иллюзий — при сумеречном освещении не различает цветовая окраска и перепад яркостей — контраст (оптимальное соотношение 1:30).

Существуют особые условия восприятия светящихся объектов (костра, фонаря, зажженной спички).

В литературе приводятся данные о том, что ночью на расстоянии 6-8 км виден костер, до 1,5 км свет электрического фонаря, ружейного выстрела, пламя спички, до 500 м огонек папиросы, сигареты.

2.2 Острота зрения и ее влияние на восприятие

Острота зрения зависит от предварительного знакомства с объектом опознания (узнавания), цветовой окраски, контраста между объектом и фоном, концентрации внимания опознающего на появление объекта в поле зрения.

При концентрированном внимании информация в наибольшем объеме воспринимается при следующих показателях поля зрения: 70° вертикальной плоскости (без перевода взгляда); 30° вверх и 40° вниз от горизонтальной линии взора; 120° в горизонтальной плоскости.

При концентрируемом внимании зоной эффективной видимости является 30° в вертикальной плоскости, 60° в горизонтальной плоскости.

Под пристальным вниманием человека одновременно находится не более 2-З объектов (или их параметров).

Необходимо иметь в виду, что острота зрительного восприятия и опознания объектов при повышении температуры воздуха с + 20о С до 28° С снижается в 2 раза.

2.3 Влияние профессиональной деятельности человека на процесс восприятия

Особенности профессиональной деятельности ставят перед человеком сходные повторяющиеся задачи. Их ежедневное решение на продолжении длительного времени определяет гетерохронность его развития как личности и некоторую «однобокость»: формируются не только профессиональные качества, но и определенный склад мышления, привычки, особенности поведения и общения. Иными словами, сама профессия влияет на особенности личности, что сказывается на специфике восприятия.

Экспериментальные исследования особенностей формирования первого впечатления и межличностного оценивания представителями разных профессий: физиками (вид деятельности «человек-техника», биологами («человек-природа»), юристами («человек-человек»), художниками («человек-образы искусства»), экономистами («человек-знаковые системы»), — показывают, что с задачами оценивания качеств личности успешнее всех справлялись юристы. Затем шли биологи потом экономисты, художники, а наибольшее количество ошибок совершили физики. При этом наибольшее внимание к внешнему облику проявили юристы — 86,9% выделенных признаков (причем 52,7% из имели прямое отношение к физическому облику, 29,2% — к оформлению внешности, 3,7% — к экспрессии).

У представителей других профессий результаты были следующими: биологи — 53,7% (29,3%; 14,7%; экономисты — 50,1% (24,4%; 12,0%; 9,0%); художники — 37,9% (20.1%; 6,0%; 8,4%); физики — 32,0% (11,6%; 8,1%; 5,6%).

Физики проявляли большую фантазию, строили догадки относительно внутреннего мира и психологического склада воспринимаемой личности. Опираясь на придуманные логические схемы, довольно далекие от конкретно-чувственного отражения, они строили образы не совпадающие с реальными психологическими качествами субъекта. Следовательно, представители этой профессии в процессе взаимодействия требуют к себе большего внимания. Отметим, что юристы в силу специфики своей деятельности, связанной с постоянным взаимодействием с людьми в разных ситуациях, выработали свой стиль оценивания который психологически является самым точным.

Заключение

Исходя из проведенного анализа можно заключить, что предъявления для опознания и сама процедура опознания является важной частью предварительного расследования. Задачи предварительного расследования решаются посредством производства следственных действий. Из следственных действий, совершаемых следователем для выяснения обстоятельств, подлежащих установлению по делу, нередко существенное значение имеет предъявление для опознания. В некоторых случаях опознание является важнейшим доказательством на пути к установлению истины. Нарушение порядка предъявления для опознания приводит к возможности признания протокола данного следственного действия недопустимым источником фактических данных (доказательств).

Предъявление для опознания — это самостоятельное следственное действие, в ходе которого опознающий сравнивает предъявленный объект с мысленным образом ранее воспринятого, и на этой основе делают вывод о его тождестве или различии.

Предъявление для опознания является одним из видов идентификации по мысленному образу, сохранившемуся в памяти. Рассматриваемое следственное действие имеет цель: отождествление объекта (человека, предмета), ранее виденного, с тем, который в данный момент предъявляется опознающему.

Этому предшествует установление групповой принадлежности, которое можно рассматривать как этап идентификации. Как правило, принимая решение о предъявлении для опознания, следователь решил вопрос о групповой принадлежности объекта опознания: он уже предъявляет искомый объект в группе однородных.

Это правило вытекает из уголовно-процессуального законодательства (ч. 4, 5, 6 ст. 193 УПК).

Приняв решение о предъявлении для опознания лица и проведя комплекс подготовительных мероприятий, следователь приступает к проведению данного следственного действия.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/taktika-i-psihologiya-predyyavleniya-dlya-opoznaniya/

I. Нормативно-правовой материал

1. Конституция РФ. // Российская газета.-1993.-№ 237 (25 декабря).

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. с изм. и доп., внесенными федеральными законами от 29 мая 2002 г., 24 июля 2002 г., №98-ФЗ и №103-ФЗ, 25 июля и 13 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 4 июля 2003 г. №92-ФЗ и №94-ФЗ, 7 июля 2003 г. // СЗ РФ. 2001 №52 (Ч.1), СТ. 4921; 2002. №22. Ст. 2027; №30. Ст. 3015, 3020, 3029; №44. Ст. 4928; 2003. №27 (Ч. 1).

Ст. 2700, 2706; №27 (Ч. 2).

Ст. 2708; №28. Ст. 2880.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 г. N 400 «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2925.

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. N 1 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, май 2004 г., N 5.

II. Специальная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/taktika-i-psihologiya-predyyavleniya-dlya-opoznaniya/

5. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика. М.: Издательство НОРМА 2007. — 580 с.

6. Баев О. Я. Криминологические исследования. СПб., 2008 — 350 с.

7. Криминалистика. Криминалистическая техника. / Под ред. Хлупина О. Ю., Лысак Н. В., М., 2001 — 620 с.

8. Криминалистика. Общие вопросы предварительного следствия. / Под ред. Хлупина О. Ю., Лысак Н. В., М., 2001 — С. 87

9. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.И. Радченко; научн. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков. — М.: Юрайт-Издат, 2006.

10. Лебедев К. Г. Трасология. Вопросы теории и практики. // Юридический мир. 2000. №8. — С. 56

11. Методические основы расследования преступлений. / Под ред. Скоромникова К. С. М., 1998 — 451 с.

12. Пантелеев И.Ф., Селиванов Н.А. Криминалистика. М. 2008. — 451 с.

13. Руководство для следователей. / Под ред. Селиванова Н. А. М.: ИНФРА-М, 1997 — С. 211

14. Шурухнов Н. Г. Криминалистика. — М.: ЭКСМО, 2005. — С. 102

15. Уголовный процесс. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Под ред. К.Ф. Гуценко. — М.: Издательство «Зерцало».

Приложение 1

Таблица 1 Пространственные пороги различения объектов

Наименование объектов

Пространственные пороги различения

Колокольня, заводская труба, водонапорная башня

Многоэтажный дом

Одноэтажный дом

Отдельное дерево, автомобиль, труба на крыше дома

Мотоцикл

Телеграфные столбы

Кирпич в стене, листья деревьев

15-20 км

8-10 км

5 км

4 км

2км

1 км

100м

Приложение 2

Таблица 2 Пространственные пороги различения элементов и динамических признаков человека

Элементы внешности и динамические признаки человека

Пространственные пороги различения

Отдельные люди

Контур человека

Движения рук, ног

Головной убор

Голова плечи

Лицо, кисти рук

Черты лица, детали одежды

Глаза, нос, пальцы

Веки

Морщины на лице

км

1 км

700 м

400 м

300 м

200 м

100 м

60 м

20 м

2 м

Приложение 3

Таблица 3 Пространственные пороги различения дорожных знаков

Наименование дорожного знака

Пространственные пороги различения

Въезд всех видов транспорта запрещен

Крутой спуск

Перекресток

Опасный поворот

Обгон запрещен

Пешеходный переход