Представления об анатомии человека у дошкольников

Интерес к проблеме человека, в настоящее время, необычайно возрос и расширился. Как отмечал Б.Г. Ананьев, изучение человека на современном этапе характеризуется «всевозрастающим многообразием аспектов человекознания, связанным с взаимодействием естественных, технических и общественных наук, результатом чего является небывалое расширение и углубление междисциплинарных знаний, возникновение новых пограничных дисциплин, известная «антропологизация естественных и технических наук».

Исследование Н.Н. Кондратьевой доказало возможность освоения старшими дошкольниками системы знаний о животных и растениях как живых организмах. Позднее именно она дополняет объем знаний дошкольников — «наряду с растениями и животными к живому в природе должен быть отнесен и человек».

Известно, что у детей, особенно к старшему дошкольному возрасту, накапливается много разнообразных знаний об окружающей действительности. Естественно, имеются знания и о человеке. Однако эти знания характеризуются недостаточной полнотой и конкретностью, малой степенью обобщенности, отсутствием системности.

Наряду со знаниями о человеке как биологическом организме, о его потребностях, присущих любому живому существу, необходимо показать и отличие человека от животного, то есть представить его существом разумным. В целом, разумность как качество, присущее людям должно быть представлено детям как способность думать, выражать свои мысли, осознанно действовать, предвидя последствия своих поступков, разумно относиться к себе, к другим живым объектам, к природе вообще.

Несмотря на актуальность вопроса, программы дошкольного образования, методические рекомендации и инструкции в большинстве лишь очерчивают круг знаний о человеке, которыми должны обладать дошкольники того или иного возраста. К сожалению, методов и приемов, помогающих формированию этих знаний у детей дошкольного возраста, нам обнаружить не удалось.

Выявленное противоречие помогло обозначить проблему исследования: как организовать деятельность педагога дошкольного учреждения и его воспитанников, с тем, чтобы реализовать задачи по формированию и развитию у детей представлений об организме человека. Для решения данной проблемы очевидной необходимостью является усвоение детьми представлений об общевитальных признаках человека (строение тела, дыхание, питание, движение) и системы валеологических знаний. При этом важным, на наш взгляд, является усвоение этих знаний и представлений именно в различных видах деятельности.

38 стр., 18830 слов

Использование сюжетно-дидактических игр при обучении счету детей ...

... Структура исследования: данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Глава 1.Теоретические основы формирования у детей дошкольного возраста представлений о счетной ... легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета. Обучение математике не должно быть обязательно скучным занятием для ребенка, к тому же существует ...

темы данного курсового исследования

Цель исследования, Гипотеза:

Исходя из определения цели и формулировки гипотезы в исследовании были поставлены следующие задачи :

  • осуществить теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

2. проанализировать содержание, программные задачи и методологические основы формирования представлений о человеке у дошкольников;

  • охарактеризовать особенности организации формирования представлений о человеке у дошкольников в разных видах деятельности;
  • определить педагогические условия, способствующие эффективному формированию представлений о человеке у детей старшего дошкольного возраста;
  • разработать и экспериментально проверить программу формирования представлений об организме человека у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности.

Объект исследования

комплекс методов

Практическое применение., Структура работы.

Содержание, задачи и методологические основы формирования представлений об организме человека у дошкольников определены, в первую очередь, в программе дошкольного образования Республики Беларусь «Пралеска», которая базируется на основных положениях дошкольной педагогики, психологии, медицины, социологии и многих других наук, изучающих период дошкольного детства. В основу «Пралески» положено отношение к дошкольному детству как периоду самоценному в развитии человека: она направлена на «охрану детства» (Л.С. Выготский), обогащение, амплификацию развития (А.В. Запорожец), предполагающую максимальную реализацию возможностей ребенка, которые формируются и проявляются, прежде всего, в специфических «детских» видах деятельности (игровая, музыкальная, изобразительная и др.) [15, с.6].

Содержание представлений об организме человека у дошкольников, безусловно, связано с уровнем их физического и психического развития относительно именно данной области знаний. Так, на втором-третьем году жизни ребенок способен к элементарному осознанию родственных связей (мать, отец, бабушка, дедушка, братья, сестры).

Малыш проявляет любовь и склонность к близким людям, смущение и робость по отношению к чужим. Он способен заметить эмоциональное состояние близких, сопереживать им.

Не только взрослые, но и сверстники начинают вызывать у него интерес. На втором году жизни ребенок начинает «замечать» других детей. Поначалу он присматривается к ним, играет рядом. Могут иметь место неожиданные проявления: стремительно подбежит к другому ребенку и обнимет, начнет «обследовать» его внешний облик, словно новую игрушку, и др. Интерес к детям растет по мере увеличения времени совместного пребывания в дошкольном учреждении, на игровой площадке. Возникают первые симпатии: ребенок чаще играет с одним и тем же ровесником, замечает, если того нет в группе. Учится сравнивать свои поступки, умения с умениями и поступками других детей. Появляются элементы самооценки.

На третьем году жизни ребенок гордится своими достоинствами: аккуратностью, умением самостоятельно одеваться, «читать» стихи, выговаривать «трудные» звуки, танцевать. Разные чувства вызывают у него не только люди, но и игрушки, живая природа. Малыш начинает отличать красивое от некрасивого, добро от зла. Таким образом, в этом возрасте завершается первый этап развития представлений ребенка о себе, первый этап развития личности.

5 стр., 2199 слов

По психологии «Представления детей о дружбе в младшем школьном ...

... ребенка. Цель – исследование дружеских отношений детей младшего школьного возраста, через представления самих детей о дружбе и друге. Задачи исследования: Изучить особенности представления о друге и дружбе детей. Изложить теоретические основы формирования ... ребенка и его развитию, ... для ребенка шире, отношения глубже, а их содержание разнообразнее. Особенности представления о друге и дружбе детей, ...

Характерной особенностью этого возраста является большой интерес к движениям, потребность в самых разнообразных движениях, которые дети могут повторять без устали по 15-20 раз подряд. Одни движения нужны ребенку, чтобы насытить свой «исследовательский» рефлекс — получить как можно больше информации о предметах, которые его окружают. Другие диктуются физиологией организма — ему необходимы физические нагрузки для полноценного развития всех систем и функций. Особое значение имеют жизненно важные движения — ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание [15, с.47-50].

К трем годам на доступном ребенку уровне происходит его социализация: он выделяет свое «Я», ставит себя в позицию субъекта деятельности, осознает, что в мире существуют другие люди. Необходимо, чтобы первые представления ребенка о своем физическом и социальном «Я» обрели позитивную окраску. Это станет основой развития позитивной «Я-концепции» на следующих этапах онтогенеза [10, с.17].

В 3-4 года наступает возраст «почемучек» — период активного формирования личностных новообразований и самосознания ребенка. Они проявляются в новых представлениях ребенка о себе, своей личности, в самооценке, в попытках самоутвердиться.

Ребенок становится более внимательным к своему физическому «Я». Взрослый, отвечая на тысячи «почему?», помогает ему не только познать особенности строения человеческого организма (частей тела, внутренних органов), но и узнать об общих принципах их функционирования (к пяти годам).

Дети могут более точно определять свои ощущения, место их локализации. В пять лет у них имеется определенное представление о своем организме.

Формируется у «почемучек» и представление о половых признаках. Вначале принадлежность к полу тесно связана с внешним видом (одежда, прическа) человека, его именем. Вместе с тем осознание постоянства и необратимости половой принадлежности пока отсутствует. И все же достижения здесь довольно значительны. Дети не только различают половую принадлежность окружающих их людей, но и хорошо знают, что в зависимости от пола к человеку предъявляются разные требования. У «почемучек» уже есть понимание особых социальных ожиданий в отношении мужчин и женщин («шьет — только женщина», «милиционер — мужчина» и т.д.).

Ребенок активно усваивает половые стереотипы, а вместе с тем — и поведение, соответствующее половой принадлежности. Роль взрослых в этих процессах очень велика. Они помогают поддерживать характерное для определенного пола поведение детей, выражают недовольство, если малыш ведет себя по модели поведения другого пола.

В процессе сравнения себя с другими у ребенка формируется представление о своем внешнем облике, которое выступает важной составной частью образа «Я». Разумное восхищение взрослых синими глазками, мягкими волосиками, опрятностью малыша способствует возникновению у него более точных представлений, ориентирует на самоидентификацию, осознание собственной неповторимости, помогает избежать слепого подражания другим [15, с.106-109].

7 стр., 3086 слов

Воспитание культуры общения у старших дошкольников. проект (старшая группа)

... этапе экспериментальным методом определяется уровень культуры общения детей в старшей группе детского сада. 2. На втором этапе организуется работа в соответствии с планом работы (приложение 1) по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного ...

В 5-6 лет активно развивается познавательная сфера ребенка — сенсорика (ощущения, восприятия, представления), память, мышление, воображение.

Важным результатом интеллектуального развития «фантазеров» является достижение высокого уровня образных форм психической деятельности, в том числе образного мышления, опираясь на которое они могут вычленять существенные свойства и отношения между предметами окружающего мира, моделировать их, понимать и успешно использовать схематические изображения.

Старшие дошкольники способны овладеть и сложными формами мнемической деятельности; у них рождается произвольная память; к концу дошкольного возраста дети овладевают отдельными приемами логического запоминания (смысловым соотнесением материала с уже известным, смысловой группировкой, смысловой обработкой, упорядочиванием запоминаемого материала).

Вместе с тем активно «работает» и непроизвольная память; легко запоминается и надолго сохраняется ими информация, вызвавшая интерес, имеющая социально ценное содержание [12, с.215-216].

Активно развивается в этом возрасте и воображение воспитанников, лежащее в основе творчества, создания нового, необычного в игровой, изобразительной, музыкальной и других видах деятельности. Творческая активность воспитанников — в их стремлении не придерживаться готовых образцов, штампов, а искать собственные, оригинальные решения, в выражении своего отношения к окружающему как уже известными способами, так и самостоятельно придуманными.

Интенсивно развиваются общение и речь дошкольников.

Ко времени поступления в школу дети практически овладевают всем богатством родного языка — словарем, звуковым составом, грамматическим строем. Более того, ребята начинают осознанно относиться к языку: у них начинает развиваться фонематический слух (способность воспринимать на слух звуки речи, различать и объединять их в слоги, различать гласные и согласные, осознанно их артикулировать).

Появляется особая чувствительность к языковым формам — формируется «чувство языка». Старшие дошкольники используют различные формы речи (ситуативную, контекстную, объяснительную).

Их речь выполняет не только функцию общения, но и планирующую (внутренняя речь).

Вторая сигнальная система приобретает все большее значение в регулировании (и саморегулировании) деятельности детей [15, с. 204-205].

Важным для определения содержания представлений об организме человека является и само понятие «организм человека». Так основными его свойствами, которые и формируют само понятие, являются:

  • Ø Дыхание <#»888678.files/image001.gif»>
  • Рис. 1. Сравнительный анализ сформированности представлений об организме человека в контрольной и экспериментальной группах по уровням по итогам констатирующего эксперимента

Таким образом, сравнивая результаты диагностики экспериментальной и контрольной групп (табл.1-2, рис.1), мы пришли к следующим выводам:

  • Дошкольники экспериментальной и контрольной групп в целом показали средний уровень сформированности представлений об организме человека — соответственно 7,37 и 8,76 баллов.

2. По всем пяти критериям оценки дошкольники контрольной группы показали средний уровень.

  • Дошкольники экспериментальной группы показали средний уровень по всем критериям, кроме «Строения тела», где уровень оказался низким (5,75 баллов).

  • Уровень знаний по всем пяти критериям у дошкольников экспериментальной группы ниже, чем у дошкольников контрольной группы: по критерию «Строение тела» — на 2,08 балла;
  • «Дыхание» — на 0,92 балла;
  • «Питание» — на 2 балла;
  • «Движение» — на 0,75 балла;
  • по критерию «Валеологические знания» — на 1,17 балла.

Кроме того приходим к выводу, что в целом показатели дошкольников из экспериментальной группы ниже, чем у дошкольников контрольной группы, что усложняет работу с группой. Таким образом, проведенная экспериментальная работа дала возможность определить пути и направления педагогической поддержки дошкольников в формировании и развитии их представлений об организме человека.

На формирующем этапе (06.12.2010 — 31.01.2011) работа проводилась в экспериментальной старшей группе с добавлением к традиционной программе. Контрольная группа работала по традиционной методике и действующей типовой программе.

Целью формирующего педагогического эксперимента являлся выбор наиболее эффективных способов повышения уровня знаний дошкольников об организме человека в разных видах деятельности.

Задачи формирующего эксперимента:

разработать комплекс мероприятий, на занятиях в детском саду и в различных видах деятельности, по повышению уровня сформированности знаний дошкольников об организме человека.

2) апробировать разработанный нами комплекс на дошкольниках старшего возраста экспериментальной группы.

При разработке комплекса мероприятий мы опиралась на

Ø программы, направленные на экологическое воспитание дошкольников: «Пралеска», «Наш дом — природа» (Н.А. Рыжова, 1998), «Юный эколог» (С.Н. Николаева, 1999);

  • Ø методические рекомендации: Н. Рыжова (1998, 2003-2004), В. С.Н. Николаева (2002, 2004), Н.В. Береза (2009), Л.И. Пономарева (1998), Ю.В. Змановский (1989), А.В. Корзун (2010) и др.

Результаты диагностики дошкольников экспериментальной группы, полученные в ходе констатирующего эксперимента, позволили конкретизировать стоящие перед нами задачи:

— В ходе формирующего эксперимента была учтена разница в уровнях сформированности знаний об общевитальных признаках и валеологических знаний у отдельных дошкольников экспериментальной группы: 16,67% из них показали высокий, а 50% — низкий уровень, причем Паша К. и Катя О. показали высокий, а Эля П. и Женя В. — низкий уровень во всех 5 заданиях. Следовательно, к этим дошкольникам был особенно необходим индивидуальный подход.

2. При составлении комплекса занятий по развитию знаний об организме человека в различных видах деятельности учитывались результаты по каждому из 5 заданий констатирующего эксперимента. Особое внимание уделялось развитию тех знаний, в освоении которых дошкольники испытывали затруднения — знания о строении тела (средний балл 5,75), питании (7,12) и дыхании (7,5).

Большое значение мы придавали исследовательской деятельности детей — проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения мы обращали внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Большое значение придавалось также ведущей форме деятельности дошкольников — игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры различного содержания).

В ходе занятий также организовывались физкультминутки для обучения детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям, развивающим у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и т.д. Особое место в комплексе занятий отводилось художественно-изобразительной деятельности дошкольников, в ходе которой дети занимались тематическим рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием из бумаги, работой с природным материалом.

План занятий на период эксперимента:

ДАТА

ЗАНЯТИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

1

06.12.2010

Тема: «Организм. Что это?»

Понятие «Мой организм» Беседа «Что у меня внутри» Игра «Составь из частей» Рисование «Человек»

2

13.12.2010

Тема: «Значение сердца для всего организма»

Рассматривание таблиц и муляжей Беседа «Как обращается кровь» Игра «Почувствуй своё сердце»

3

20.12.2010

Тема: «Скелет — основа организма»

Рассматривание модели скелета. Беседа «Кости, мышцы и суставы» Конструирование и лепка тела человека (проволока, бумага, глина)

4

27.12.2010

Тема: «Как мы видим»

Беседа «Роль зрения в жизни человека» Опыт «Определение реакции зрачков на различное освещение» Схематическое изображение глаза Опыт «Слепое пятно»

5

03.01.2011

Тема: «Зачем человеку слух?»

Беседа «Зачем человеку слух?» Строение уха — рассматривание схемы Рассказ воспитателя «Развитие слуха у животных и человека»

6

10.01.2011

Тема: «Вкус и запах»

Беседа «Зачем человеку язык?» Игра «Узнай на вкус» Игра «Узнай по запаху» Рисование «Нарисуй запах»

7

17.01.2011

Тема: «Наши органы чувств»

Беседа «Наши органы чувств» Игра «Какой орган чувств нам помогает об этом узнать?» Коллективное рисование «Как мы чувствуем»

8

24.01.2011

Тема: «Полезный рацион питания. Витамины»

Беседа «Для чего человеку нужна пища?» Рассматривание схемы «В каких продуктах больше всего витаминов» Игра «Пищевое лото» Аппликация «Витамины в здоровой пище»

9

31.01.2011

Тема: «Нам микробы не страшны, с чистотою мы дружны»

Рассказ воспитателя «Микробы в нашем организме» Игра «Хорошо-плохо» Рассматривание через микроскоп (лупу) чистых и грязных предметов

Краткое содержание познавательных бесед с детьми старшего дошкольного возраста

Что у меня внутри?

Цель. Познакомить со строением человеческого тела. Формировать познавательный интерес к своему телу, организму.

Наше тело — это сложный механизм, состоящий из костей, мышц, нервов, крови, органов и большого количества воды.

Органы — это нежные части тела, которые находятся внутри тебя. Органами называются мозг, легкие, печень, сердце, поджелудочная железа, почки, желудок и кишечник. Все вместе они заставляют тело работать должным образом.

Каждый орган выполняет свою особенную функцию. Все органы разной формы, но они очень тесно связаны между собой. Мозг находится в голове и упорядочивает работу всех других органов. Он управляет всеми движениями тела и контролирует их. Другие органы расположены в туловище, важнейшей части тела. Мы дышим лёгкими, которые находятся в грудной клетке. Они снабжают организм воздухом. Печень и поджелудочная железа помогают нам переваривать пищу. Желудок расположен в средней части туловища. В него поступает пища, там она превращается в подобие каши и через печень проходит в кишечник. Из кишечника жидкая пища попадает в кровь. При этом полезные вещества остаются в организме, а то, что ему не нужно, выходит наружу. Сердце — самый главный орган. С каждым ударом сердце отправляет кровь в «путешествие» по всему организму, чтобы снабдить его кислородом.

Для чего человеку нужна пища?

Цель. Сформировать у детей представление о том, что пища необходима для жизни человека.

Пища должна давать нашему организму всё необходимое для сохранения работоспособности. Правильный приём пищи называется рационом. Существует четыре основные пищевые группы, это протеины, углеводы, жиры и клетчатка.

Продукты, богатые протеинами, такие как мясо, яйца и фасоль, помогают организму оставаться сильным. Углеводы — хлеб, макароны и рис обеспечивают организм энергией. Жиры — масло, молоко, сыр и растительные жиры — сохраняют энергию организма, чтобы использовать её позже. Нашему организму необходима пища из всех четырёх групп и вода для питья. В пище должны присутствовать витамины, которые больше всего содержатся в овощах и фруктах.

Питание дает нашему организму жизненную энергию. Люди едят разнообразную пищу, но она перерабатывается в организме одним и тем же способом. После того как ты пережевал пищу, она попадает через пищевод в желудок и затем — в кишечник. В результате содержащиеся в пище полезные вещества попадают в кровь. Это называется пищеварением.

В различных уголках мира люди едят разнообразную пищу. Любая еда предоставляет организму необходимую для жизни энергию.

Зачем человеку язык?

Цель. Сформировать у детей представление о назначении языка.

У нас во рту живёт очень строгий охранник. Это — язык. Он охраняет вход в пищеварительный тоннель. Язык помогает жевать, смачивать еду слюной, согревать или охлаждать её, глотать. С его помощью мы различаем вкусы. Тысячи маленьких выступов покрывают весь язык. Они называются вкусовыми сосочками, которые помогают нам определять вкус различных продуктов. Внутри них находятся нервы, которые посылают сведения о вкусе мозгу, и он сообщает нам, что мы едим. Существует четыре основных вида вкуса: сладкий, солёный, горький и кислый. Каждый из них мы ощущаем различными участками языка и рта. Кончик языка определяет преимущественно сладкое. Боковые стороны языка чувствуют солёное и кислое. Задняя зона языка различает в основном горькое.

Язык также различает горячее, холодное и боль. Он помогает петь, говорить, смеяться.

Кости, мышцы и суставы

Цель. Дать детям представление о том, что всё в организме взаимосвязано.

В нашем теле находится около 200 костей. Все они соединены вместе, образуя скелет. Без них человек был бы простой горкой мяса. Кости поддерживают тело и придают ему форму. Они оберегают от повреждений нежные органы, которые находятся внутри тела.

Места соединения костей называются суставами. Большинство костей в суставе подвижны. Некоторые кости двигаются вперёд и назад, как на шарнире. Другие суставы называются шаровидными. Благодаря им кости могут двигаться во всех направлениях. Внутри сустава есть жидкость, которая их смазывает и облегчает движение. Кости очень крепкие, но иногда они ломаются.

Мы можем двигаться потому, что кости прикреплены к мышцам. У каждого сустава есть две мышцы, которые работают по очереди. Если мышцы перегружены, то в них образуются отравляющие вещества, из-за чего мы ощущаем усталость.

Сердце — это тоже мышца только другого типа. Она работает, не останавливаясь, в течение всей человеческой жизни.

Как обращается кровь

Цель. Дать знания детям о роли сердца в процессе кровообращения.

Наше сердце — это насос. Оно закачивает кровь через одну трубку и всасывает её через другую. Кровь течёт по всему телу по эластичным трубкам — сосудам. Сосуды, называемые артериями, уносят кровь от сердца. Когда кровь забирает кислород из лёгких она красного цвета. Использованная кровь возвращается к сердцу по другим сосудам, которые называются венами. Она уже тёмно-красная на вид, так как отдала кислород.

Кровь несёт организму кислород из воздуха, который мы вдыхаем, и полезные компоненты из пищи, которую мы едим. Еще кровь борется с микробами.

Сердце должно быть очень сильным, чтобы посылать кровь в каждую клетку организма. Кровь бежит по всему нашему телу с головы до ног без остановки, не забывая и про внутренние органы: печень, желудок, лёгкие. Полный оборот крови в нашем организме происходит за 23 секунды.

В вашем теле около трёх литров крови, а у взрослого человека — пять литров.

Контрольный этап (01.02.2011 — 08.02.2011) позволил подвести итог работе, и ставил своей целью проверку усвоения детьми экспериментальной программы и ее эффективности. В нем участвовали дети контрольной (12 дошкольников) и экспериментальной (12 дошкольников) групп.

Для выявления у детей уровня развития представлений об организме человека в различных видах деятельности как результата проведенных занятий нами были решено провести повторно задания констатирующего этапа. С нашей точки зрения, именно повторный эксперимент сможет с наибольшей степенью вероятности определить, произошли ли какие-либо изменения в уровне сформированности представлений о человеке у детей дошкольного возраста.

Для проведения количественного анализа полученных данных нами были приняты все те же три уровня знаний (высокий, средний, низкий), которые определялись по пяти направлениям: строение тела, дыхание, питание, движение, валеологические знания.

По результатам исследования, проведенного на констатирующем этапе нашего исследования, в контрольной группе 4 детей имели высокий уровень знаний об организме человека, 5 — средний и 3 — низкий. В экспериментальной группе показатели были несколько иными: высокий уровень был выявлен у 2 детей, средний — у 4, и 6 детей обладали низким уровнем развития представлений о человеке.

При повторном проведении эксперимента на контрольном этапе нами были получены новые результаты, представленные в таблицах 3-4, рисунке 2.

Таблица 3

Результаты контрольного эксперимента по экспериментальной группе

Имя ребенка

Уровень сформированности представлений об общевитальных признаках

Уровень сформирован-ности валеологи-ческих знаний

Общий уровень

Строение тела

Дыхание

Питание

Движение

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

1

Саша К. (м)

8

С

6

С

12

В

10

С

9

С

9

С

2

Арина М.

7

С

9

С

10

С

8

С

14

В

9,6

С

3

Эля П.

5

Н

4

Н

6

С

5

Н

8

С

5,6

Н

4

Даниил М.

6

С

9

С

8

С

5

Н

8

С

7,2

С

5

Дарина С.

10

С

14

В

13

В

15

В

15

В

13,4

В

6

Максим Т.

5

Н

8

С

10

С

9

С

14

В

9,2

С

7

Паша К.

15

В

15

В

15

В

15

В

15

В

15

В

8

Катя О.

14

В

15

В

15

В

15

В

15

В

14,8

В

9

Маша Д.

10

С

12

В

13

В

15

В

10

С

12

В

10

Женя В. (м)

5

Н

6

С

6

С

5

Н

7

С

5,8

Н

11

Вадим С.

8

С

9

С

6

С

7

С

5

Н

7

С

12

Соня Л.

10

С

8

С

10

С

11

В

9

С

9,6

С

В среднем по группе:

8,58

С

9,58

С

10,33

С

10

С

10,75

С

9,85

С

Таблица 4

Результаты контрольного эксперимента по контрольной группе

Уровень сформированности представлений об общевитальных признаках

Уровень сформирован-ности валеологи-ческих знаний

Общий уровень

Строение тела

Дыхание

Питание

Движение

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

1

Вера К.

5

Н

6

С

8

С

8

С

6

С

6,6

С

2

Артур М.

11

С

12

В

11

В

10

С

15

В

11,8

В

3

Кирилл Н.

8

С

9

С

6

С

7

С

11

В

8,2

С

4

Саша Л. (д)

15

В

15

В

15

В

14

В

15

В

14,8

В

5

Миша К.

5

Н

6

С

4

Н

3

Н

9

С

5,4

Н

6

Лера П.

6

С

6

С

6

С

8

С

13

В

7,8

С

7

Артем Ш.

12

В

10

С

11

В

9

С

14

В

11,2

В

8

Костя Р.

13

В

13

В

14

В

14

В

15

В

13,8

В

9

Аня Б.

12

В

14

В

9

С

11

В

13

В

11,8

В

10

Маша Т.

3

Н

5

Н

7

С

5

Н

4

Н

4,8

Н

11

Андрей М.

9

С

7

С

8

С

9

С

13

В

9,2

С

12

Дима А.

11

В

12

В

14

В

13

В

12

В

12,4

В

В среднем по группе:

9,17

С

9,58

С

9,42

С

9,25

С

11,67

В

9,82

С

Краткое содержание познавательных бесед с детьми старшего дошкольного возраста 1

Рис. 2. Сравнительный анализ сформированности представлений об организме человека в контрольной и экспериментальной группах по уровням по итогам контрольного эксперимента

По результатам диагностики в констатирующем и контрольном эксперименте (табл.1-4) определяем величину изменения уровней сформированности знаний и представлений об организме человека у дошкольников экспериментальной и контрольной групп (табл.5).

Таблица 5

Динамика повышения уровней сформированности знаний об организме человека у дошкольников экспериментальной и контрольной групп

Строение тела

Дыхание

Питание

Движение

Валеология

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

Контрольный эксперимент

8,58

9,17

9,58

9,58

10,33

9,42

10

9,25

10,75

11,67

Констатирующий эксперимент

5,75

7,83

7,5

8,42

7,12

9,12

7,67

8,42

8,83

10

Прирост показателей в баллах

2,83

1,34

2,08

1,16

3,21

0,3

2,33

0,83

1,92

1,67

Разность в баллах

1,49

0,92

2,91

1,5

0,25

Анализ результатов диагностики уровня представлений об организме человека старших школьников экспериментальной и контрольной групп в контрольном эксперименте показывает:

. Уровень сформированности знаний об общевитальных признаках человека и валеологических знаний повысился в обеих группах, однако динамика его повышения в экспериментальной группе выше, чем в контрольной по всем пяти показателям — и в уровнях сформированности знаний об общевитальных признаках, и в уровне валеологических знаний.

2. Значительно возрос уровень сформированности знаний об организме человека у дошкольников экспериментальной группы, показавших в констатирующем эксперименте низкие результаты. В контрольном эксперименте 66,67% из них показали средний уровень сформированности представлений о человеке. Только Эля П. и Женя В. показали низкий уровень, однако их баллы (5,6 и 5,8 соответственно) стали значительно выше и приблизились к показателям среднего уровня.

. Данные таблиц показывают, что в результате проведенного нами формирующего педагогического эксперимента оценки результатов деятельности дошкольников экспериментальной группы, во-первых, стали менее «разбросаны», во-вторых, улучшились более значительно, чем у дошкольников контрольной группы.

. Абсолютно все дети экспериментальной группы после проведенного формирующего эксперимента показали более высокие результаты в балльном выражении.

. По результатам целенаправленного педагогического воздействия в экспериментальной группе в два раза увеличилось количество детей с высоким уровнем знаний об организме человека.

Кроме того, заметно изменилось отношение детей экспериментальной группы к человеку как живому существу. В процессе занятий в сознание детей заложилось ясное и точное представление об организме человека, что в человеческом теле все связано между собой, что отдельные органы и процессы взаимообусловливают друг друга, что организм и окружающий нас мир — неразрывное целое, что любая особенность в строении человека, в правилах здорового образа жизни подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, должен заботиться о себе, своем теле, своем здоровье.

На занятиях по формированию у дошкольников представлений об организме человека дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о внутренних органах, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые воспитатель с удовольствием отвечает. Знания, полученные на занятиях дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное — познавательное и игровое — занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах человеческого тела становятся более осознанными и прочными.

Таким образом, полученные результаты подтверждает гипотезу о том, что педагогическая поддержка является эффективным средством формирования и развития представлений об организме человека в разных видах деятельности у дошкольников при соблюдении следующих условий:

ü правильная ее организация на основании возрастных и психических особенностей детей;

ü постоянный интерес к проводимым занятиям;

ü личное участие каждого дошкольника в различных видах деятельности: художественно-изобразительной, двигательной, игровой и т.д.;


На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии — если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают узнать и понять себя.

Круг задач по формированию и развитию у дошкольников представлений об организме человека очерчен в республиканской программе дошкольного образования «Пралеска» довольно четко и подробно. Однако важно отметить, что вопрос определения и выбора форм организации обучения об организме человека у детей дошкольного возраста в педагогической литературе остаётся практически не изученным.

Для того чтобы дети осознали и прочно усвоили полученные представления об организме человека, необходимо, чтобы выполняемая ими деятельность была им интересна и понятна. Интерес детей к изучению человека во многом зависит от формы организации обучения. Поэтому в настоящее время теоретики и практики дошкольного образования ищут наиболее оптимальные формы организации обучения.

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование представлений об общевитальных признаках человека и на развитие валеологических знаний.

Результаты, полученные в ходе проведенного нами педагогического эксперимента, подтверждают гипотезу о том, что педагогическая поддержка является эффективным средством формирования и развития представлений об организме человека в разных видах деятельности у дошкольников при соблюдении

ü правильная ее организация на основании возрастных и психических особенностей детей;

ü постоянный интерес к проводимым занятиям;

ü личное участие каждого дошкольника в различных видах деятельности: художественно-изобразительной, двигательной, игровой и т.д.;

ü желание ребенка знакомиться с человеком (строением его тела, основными функциями, процессами, протекающими в организме человека), с правилами и привычками здорового образа жизни и применять эти знания на практике.

В дошкольном возрасте формирование представлений об организме человека целесообразно осуществлять в процессе физического воспитания, художественно-изобразительной деятельности, ознакомления детей с природой окружающего мира, занятий по развитию речи.


1. Бениаминова М.В. Воспитание детей: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1991. — 288 с.

2. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. — М.: Просвещение, 1992. — 208 с.

. Бритун С. Объекты окружающей среды: знакомимся, изучаем, сравниваем, считаем… (Предматематическая подготовка детей 3-4 лет в дошкольном учреждении) / С. Бритун // Пралеска, 2008. — №5. — С.14-22.

. Будзько Т.С. Развiццё матэматычных уяўленняў у дашкольнiкаў: Метад. дапам. для выхавальнiкаў дзiцячых садоў. — Мн.: НМЦэнтр, 1998. — 136 с.

. Будько Т. Движение + математическое наполнение (Обучение детей дошкольного возраста математике в комплексе с физическим воспитанием) / Т. Будько // Пралеска, 2005. — №1. — С.52-54.

. Будько Т.С., Леонюк Н.А. Развитие математических представлений в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста / Т.С. Будько, Н.А. Леонюк // Феномен детства: социально-педагогические и методико-психологические проблемы: Материалы междунар. науч. — практ. конф., посвящ. 20-летию фак. дошкольного образования (27-28 апреля 2004 г.); Под общ. ред. М.Э. Чесновского. — Брест: Изд-во УО «БрГУ им.А.С. Пушкина», 2004. — С.29-32.

. Будько Т.С., Наприенко Г.В. Развитие математических представлений в процессе изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста / Т.С. Будько, Г.В. Наприенко // Феномен детства: социально-педагогические проблемы: материалы II регион. науч. — практ. конф., Брест, 27 апр. 2007 г. / [редкол.: Н.А. Леонюк, Т.В. Александрович, Е.М. Зданович]; Отд. образования адм. Ленин. р-на г. Бреста, Отд. образования адм. Моск. р-на г. Бреста; Брест. гос. ун-т им.А.С. Пушкина, Соц. — пед. фак., Каф. Методик дошк. образования. — Брест: Изд-во БрГУ, 2007. — С.32-37.

. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой: Учебник для учащихся пед. училищ по спец. № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1980. — 272 с.

. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. сада. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1991. — 175 с.

. Детская психология: Методические указания. / Автор-составитель Р.П. Ефимкина. — Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. — 42 с.

. Левонюк А.Е. Теория речевой деятельности: учеб. — метод. пособие для студ. психол. — пед. фак. (специальность 1-23 01 04) / А.Е. Левонюк; Брест. гос. ун-т им.А.С. Пушкина, Каф. белорус. и рус. яз. с метод. преподавания. — Брест: Изд-во БрГУ, 2006. — 76 с.

. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. — М., Российское педагогическое агентство, 1996. — 374 с.

13. Организм. Энциклопедия Википедия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru. wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC>. — Дата доступа: 12.09.2010.

. Подласый И.П. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. Заведений / И.П. Подласый. — М.: Просвещение, 1999. — 432 с.

. Пралеска: праграма дашкольнай адукацыi / Л.А. Панько [i iнш.]. — Мiнск: НIА; Аверсэв, 2007. — 312 с.

. Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 144 с.

. Чумичева Р.В. Дошкольникам о живописи: Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1992. — 126 с.

. Шаталова Е. Раз-два, раз-два, раз-два-три! Всю считалку повтори! [Малые фольклорные жанры и развитие математических представлений] / Е. Шаталова // Дошкольное воспитание, 2005. — №8. — С.68-74.

. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / Под ред.В. В. Гербовой. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1988. — 64 с.

. Шебеко В.Н., Карманова Л.В. Физическая культура в средней группе детского сада: Метод. пособие. — Мн.: Полымя, 1990. — 135 с.

. Шишкина В.А. В детский сад — за здоровьем: пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошк. образования / В.А. Шишкина. — Мн.: Зорны верасень, 2006. — 184 с.