В нашем исследовании акцентировано внимание на изучении возникновения стрессов в студенческом возрасте как фактора возрастного кризиса. Большую роль в детерминации стресса играют личностные характеристики субъектов данного поведения (наряду с генетическими, социально-средовыми, ситуационными, когнитивными) правила. Острая проблема недостаточной профилактики и коррекции стрессов у студентов обусловили актуальность нашей работы.
Объект исследования –, Предмет исследования –, Цель исследования –, Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретико-методологические основы изучения стрессоустойчивости личности в студенческом возрасте;
2. Провести эмпирическое исследование типологических особенностей стрессоустойчивости личности в студенческом возрасте.
3. Рассмотреть методику диагностики стрессоустойчивости человека.
4. Провести диагностику стрессоустойчивости студентов-психологов и проанализировать полученные результаты.
5. Разработать мероприятия по повышению стрессоустойчивости студентов психолого.
Гипотеза исследования –, Методы исследования:
- Теоретические методы (изучение и анализ психологической литературе о стрессе и стрессоустойчивости, обобщение и сравнительно-сопоставительный анализ данных);
- Библиографический метод (анализ педагогической, психологической и методической литературы);
- Эмпирический метод (наблюдение;
- беседы;
- методы оценивания и измерения);
- Статистические методы обработки данных (критерий ранговой корреляции Спирмена).
Методики исследования:
1. Методика «Тип поведенческой активности» Л.И. Вассермана и Н.В. Гуменюка;
2. Методика для определения вероятности развития стресса Т. А. Немчина
Теоретико-методологические основы исследования -, Структура исследования –, ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ
Понятия «стресса» и «стрессоустойчивости» личности в зарубежных и отечественных психологических исследованиях
Стресс – это функциональное состояние организма и психики, которое характеризуется существенными нарушениями биохимического, физиологического, психического статуса человека и его поведения в результате воздействия экстремальных факторов психогенной и физической природы.
Стресс нельзя считать категорически негативным явлением, так как он заставляет человека мобилизовать свои внутренние силы, чтобы решить возникающие проблемы. Однако человек должен быть готов справиться со стрессом.
Исследования). 2. Эмпирические методы(для изучения социально-психологической
... методологическом обеспечении исследований социальнопсихологической адаптации подростков с другой стороны, определяет проблему нашего исследования. Степень разработанности: проблему социальной адаптации изучали А. ... интеллекта. Теоретико-методологическая основа исследования: диагностика социально-психологической адаптации по К. Роджерсу и Р. Даймонду,психоаналитическая концепция адаптации личности ...
Механизмы стресса связаны с нашей гормональной, нервной, сосудистой системами.
Сильный стресс негативно влияет на здоровье — он снижает иммунитет и является причиной многих заболеваний (желудочно-кишечных сердечнососудистых, и др.).
Различают физиологические, когнитивные и эмоциональные признаки стресса.
Физиологические признаки: учащенное сердцебиение, головная боль, боль в области желудка, частое мочеиспускания, напряжение в мышцах спины, быстрая утомляемость, увеличение количества гормона эпинефрина, который вызывает беспокойство, повышенную нервозность.
Когнитивные признаки: невнимательность, ухудшение восприятия, памяти, мышление, воображение. Вследствие чего возникают ошибки в у студентов в обучении, сложно контролировать свои действия и состояние.
Эмоциональные признаки: раздражительность, настроение часто меняется, недоверчивость, повышение тревоги, чрезмерная возбудимость, злость, смущение, депрессия.
Можно перечислить свойства личности, которые обуславливают вероятность возникновения стресса: ведущее место занимает тревожность (ощущение неосознаваемой угрозы, ожидание опасности), раздражительность, обостренное чувство долга, уязвимость, застенчивость, враждебность, отношение к себе как к неудачнику, эмоциональная возбудимость, нестабильность. Также снижают психологическую устойчивость к стрессу пессимистическое отношение к жизненной ситуации, длительные негативные переживания, замкнутость. Ситуации, которые унижают чувство достоинства личности, сужение интересов, тенденция к фанатизма, когда человек агрессивно отклоняет любые мысли, постоянна недовольство собой и др. снижают устойчивость к стрессу. Если сознание человека не может нейтрализовать негативные переживания, они переходят в бессознательное, а затем на телесный уровень, провоцируя возникновение заболеваний.
У склонных к стрессу людей чаще наблюдается тенденция к конкуренции, твердое стремление к достижению цели, агрессивность, нетерпеливость, беспокойство, экспрессивная речь, чувство постоянного брака времени.
Среди множества жизненных ситуаций, провоцирующих стресс, можно условно выделить такие типы их по сложности, продолжительности, интенсивностью стрессовых переживаний, как критическая, кризисная, экзистенциальная и терминальная.
Критической является ситуация, при которой сложные жизненные обстоятельства, возникающие или обостряющиеся очень быстро, неожиданно, не оставляя время для адаптации, подготовки, настройки. Новая жизненная ситуация субъективно воспринимается как сложная, нежелательная, затруднена, неблагоприятна. Она требует от человека пересмотра перспективных планов, отказа от привычных жизненных стратегий, принятие каких-то небудничных решений. Это может быть, например, внезапное увольнение с работы, транспортное происшествие, требующее большого ремонта своей и чужой машины, или необходимость ликвидировать последствия затопления квартиры соседей снизу.
Каждое такое событие, несмотря на его стрессовый потенциал, необязательно становится причиной острого или хронического стресса. Для одних увольнение с работы становится толчком для поиска именно той работы, о которой они давно мечтали, а другие переживают такой поворот событий как полный профессиональный и личностный крах, как жизненное фиаско, и тогда уже речь идет о переходе от критической ситуации к кризисной.
Стресс и стрессоустойчивость
... развитию эмоционального стресса и его патологических последствий. Второе - психологическая подготовка человека к различным стрессовым ситуациям. Третье - физиологическое или психофизиологическое обеспечение стрессоустойчивости. Оно ... к личности не мо гут не учитываться при анализе механизмов стресса. Природа стрессора, как правило, и определяет характеристику стресса (эмоционального, физического, ...
Экзистенциальная ситуация возникает во время такого глубокого жизненного кризиса, когда смысл существования теряется практически вполне. Человек не имеет веры, что его жизнь может обрести новый смысл, что все когда-то еще изменится к лучшему. В отличие от кризисной ситуации, экзистенциальная не возникает внезапно. Внезапным может стать осознание внутренней и внешней пустоты, бесперспективности, безнадежности существования.
Еще сложнее экзистенциальную ситуация терминальная. Она возникает уже за гранью экзистенциального выбора, когда очень больной человек знает о собственной обреченности и может лишь найти в себе силы для окончательного жизненного выбора: как-то дотерпеть, дожить или использовать последний шанс для изменения качества своей жизни на этом завершающем этапе.
Стрессоустойчивость- совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить стресс без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья. [31]
Стрессоустойчивость – это общее качество личности, которое характеризуется способностью противостоять стрессовым факторам за период времени, необходимого для организации новых условий, в которых данный стрессор не будет угрожающим. Стрессоустойчивость обеспечивает высокую эффективность деятельности и сохраняет здоровье человека. В ситуациях возможного возникновения стресса надо определять дополнительные пути выхода из стрессовых ситуаций.
Очевидно, что термин «стрессоустойчивость» не использовался до появления термина «стресс», но само явление стресса конечно существовало, и его влияние на организм человека и ответ на него не оставались без внимания. Еще И. Павлов выделял за основной принцип развития принцип единства организма и среды, что проявляется, в частности, в уравновешенности между организмом и средой: уравновешенность постоянно нарушается колебаниями среды, и организм все время стремится вернуть утраченное равновесие.
Многие авторы отмечают, что эмоциональная устойчивость как свойство психики отражает способность человека успешно осуществлять необходимую деятельность (жизнедеятельность) в сложных условиях. Эмоциональными детерминантами стрессоустойчивого поведения являются эмоциональная оценка ситуации, эмоциональное предвосхищение хода и результатов деятельности, испытываемые в данной ситуации эмоции и чувства, эмоциональный опыт личности (эмоциональные установки, образы, прошлые переживания).
Результаты исследований [5] показывают, что эмоциональная устойчивость как качество личности является единством компонентов:
- а) мотивационного;
- б) эмоционального;
- в) волевого, который выражается в сознательной саморегуляции действий, приведение их в соответствие с требованиями ситуаций;
- г) интеллектуального — оценка и определение требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий.
Эмоциональная устойчивость личности в экстремальных условиях обеспечивает переход психики на новый уровень активности — такая перестройка мотивационных, регуляторных и исполнительных функций позволяет не только предотвратить, но и преодолеть сложную ситуацию в жизни и деятельности.
Психические состояния в профессиональной деятельности человека
... разных видов профессиональной деятельности можно выделить такие факторы, влияющие на определенные компоненты психического состояния в профессиональной деятельности человека, как факторы ... психических состояний приводится описание стресса и утомления, функциональных изменений в нервной системе или других органов, которые не вызывают полной нетрудоспособности, но воздействуют на поведение человека, ...
Но, не смотря на то, что ряд авторов [5, 20] понятие стрессоустойчивость сводят лишь к понятию эмоциональной устойчивости, эти понятия не являются тождественными. Под «стрессоустойчивостью» понимается интегративное свойство, которое:
Во-первых, характеризует степень его адаптации к воздействию экстремальных факторов внешней (гигиенические условия, социальное окружение и т. п.) и внутренней (личной) среды и деятельности.
Во-вторых, оно определяется уровнем функциональной надежности субъекта деятельности и развития психических, физиологических и социальных механизмов регуляции текущего функционального состояния и поведения в этих условиях.
И, в-третьих, это свойство проявляется в активации функциональных ресурсов (и оперативных резервов) организма и психики, а также в изменении работоспособности и поведения человека, направленных на предупреждение функциональных расстройств, негативных эмоциональных переживаний и нарушений эффективности и надежности деятельности [5].
Из этого определения следует, что механизмы регуляции и особенности проявления стрессоустойчивости человека обуславливаются характеристиками его:
- а) мотивации и целенаправленного поведения;
- б) функциональных ресурсов и уровня их активации;
- в) личностных черт и когнитивных возможностей;
- г) эмоционально-волевой реактивности;
- д) профессиональной подготовленности и работоспособности.
Свойство стрессоустойчивости на всех уровнях его регуляции и проявления означает стабильность функций организма и психики при воздействии стресс-факторов, их резистентность( сопротивляемость) и толерантность (выносливость) к экстремальным воздействиям, функциональную приспособляемость (адаптированность) человека к жизни и деятельности в конкретных экстремальных условиях, и наконец, способность компенсировать чрезмерные функциональные сдвиги (нарушения) при воздействии стрессоров.
Стрессовая ситуация и затрагивает все уровни жизнедеятельности человека. Китаев-Смык Л. А. выделяет две наиболее общие формы поведенческой активности при кратковременных, но достаточно интенсивных воздействиях: активно-эмоциональную и пассивно-эмоциональную [26, 27]. Эти формы поведенческих реакций проявляются у человека в экстремальных условиях. Установлено, что при воздействии стресс-факторов первая форма поведения выражается в импульсивных, несвоевременных действиях, в утрате и разрушении ранее выработанных навыков, в не использовании прошлого опыта, в повторении неадекватных двигательных реакций. Вторая форма поведения характеризуется, как правило, замедленностью действий вплоть до развития ступорозного состояния [34, 44]. Обе указанные формы поведения можно рассматривать как проявления неустойчивости человека к воздействию стрессоров, обуславливающих снижение надежности его деятельности в экстремальных условиях.
Не менее важен другой аспект данной проблемы, связанный с изучением собственно стрессоустойчивости человека, то есть его возможностей сохранять в стрессогенной обстановке не только целостность организма и личности, но и требуемый уровень качества решаемых задач. Для подготовленных специалистов наиболее характерно целесообразно-активное поведение, то есть активная реализация осмысленных действий, направленных на решение стоящих перед ними задач при сохранении своего здоровья и целостности управляемого объекта. Подтверждением этого служат результаты экспериментальных исследований, проводившихся в условиях операторской деятельности [5].
Ы по медицине Возрастные особенности высшей нервной деятельности человека
... ‑й сигнальной системы – «сигналом сигналов». В настоящем обзоре сделана попытка изложить более существенные факты, которыми располагает сейчас физиология высшей нервной деятельности человека в процессе возрастного развития. 1. ... механизмы развития и функционирования 2‑й сигнальной системы, недостаточно велись работы по определению типологических особенностей у детей и по ряду других вопросов, ...
Специфика изучения проблемы стрессоустойчивости заключается в том, что ее внешние категории (качество поведения и состояние функций) не являются собственно психологическими, — содержательное исследование психической стрессоустойчивости предполагает выделение собственного психологического критерия. В зависимости от основания, по которому исходно вычленяются психические процессы, лежащие в основе формирования и проявления устойчивости — неустойчивости, возможны два подхода. Первый из них, традиционно — аналитический подход, опирается на «членение» психики по признаку качественного своеобразия на познавательные, эмоциональные и волевые процессы, а психическая стрессоустойчивость определяется через частные оценки устойчивости отдельно рассматриваемых психических процессов и свойств [5, 26]. Второй — системно — регулятивный подход к определению психической стрессоустойчивости предполагает «вычленение» психических процессов не по признаку качественного своеобразия, а с точки зрения их непосредственной функции в регуляции поведения. При данном подходе психические процессы рассматриваются как функциональные звенья, блоки (регулирующие функции), образующие систему психической регуляции поведения (деятельности) [5].
Попытки установить универсальный принцип разделения людей на устойчивых и неустойчивых к воздействию стресса, предпринимались рядом исследователей.
Факторы влияющие на стрессоустойчивость:
Врожденные особенности организма и ранний детский опыт.
Согласно психогенетическим исследованиям [50], реакции людей на те или иные факторы среды на 30-40% определяются генами, полученными от родителей, и на 60-70% зависят от воспитания, жизненного опыта, тренировки, полученных навыков, выработки условных рефлексов и т.д. таким образом, одни люди изначально более предрасположены к стрессу, а другие — устойчивы к нему.
В последнее время находит подтверждение идея о том, что стрессы беременной женщины повышают вероятность развития стресса у ребенка . По-видимому, беспокойство на гормональном уровне, испытанное детьми в период внутриутробного развития, создало предпосылки для последующих более легких проявлений беспокойства на психологическом уровне, начиная со второй половины первого года жизни [50].
Психотравмирующие переживания первых семи лет также осложняют протекание стрессовых реакций на протяжении последующей жизни. Современные методы психотерапии позволяют частично «исправить» и «переписать» болезненный детский опыт, но такие процедуры требуют участия квалифицированного специалиста.
Физиологическим базисом для личности является тип высшей нервной деятельности человека, который отражает силу и динамику нервных процессов в мозге и мало подвержен каким-либо изменениям [5].
Этой точки зрения придерживается И. П. Павлов и польский исследователь Я. Стреляу (1982).
Нервные центры и их свойства
... нервную систему с периферии или же передаваемые от одного нейрона другому, могут вызывать не только процесс возбуждения, но и противоположный ему процесс ... же функции организма управляются нервными центрами, расположенными на разных «этажах» (уровнях) нервной системы. Координированная деятельность нервных центров, составляющих иерархическую систему, обеспечивает осуществление определённой ...
И. П. Павлов выделял следующие фундаментальные свойства нервной системы: силу процессов возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность. Он разделял силу процесса возбуждения и силу процесса торможения, считая их независимыми свойствами нервной системы.
Указанные свойства нервных процессов образуют определенные системы, комбинации; таким образом, получается так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Он складывается из характерной для отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной системы — силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. И. П. Павлов выделил четыре основных типа нервной системы, близких к традиционной типологии Гиппократа-Галена. В своей типологии он основывался прежде всего на силе нервных процессов, различая сильные и слабые типы. Дальнейшим основанием деления служит уравновешенность нервных процессов, но только для сильных типов, которые делятся на уравновешенных и неуравновешенных, причем неуравновешенный тип характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. Наконец, сильные уравновешенные типы делятся на подвижных и инертных, когда основанием деления является подвижность нервных процессов. [21, 22]
Выделенные И.П. Павловым типы нервной системы не только по своему числу, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента. Сравнивая свои типы нервной системы с типологией Гиппократа-Галена, И.П. Павлов описывает их следующим образом:
1.Сильный, уравновешенный тип — Сангвиник.
Его нервная система отличается большой силой нервных процессов, их равновесием и значительной подвижностью. Поэтому сангвиник — человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни.
2.Сильный, уравновешенны, инертный тип — Флегматик.
Его нервная система также характеризуется значительной силой и равновесием нервных процессов наряду с малой подвижностью. Будучи с точки зрения подвижности противоположностью сангвиника, флегматик реагирует спокойно и медленно, не склонен к перемене своего окружения; подобно сангвинику, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям.
3.Сильный, неуравновешенный тип, с преобладанием возбуждения — Холерик.
Его нервная система характеризуется, помимо большой силы, преобладанием возбуждения над торможением. Отличается большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания; он вспыльчив и несдержан.
4.Слабый тип — Меланхолик.
Люди, относящиеся к этому типу, характеризуются слабостью как процесса возбуждения, так и торможения, плохо сопротивляются воздействию сильных продолжительных и тормозных стимулов. Поэтому меланхолики часто пассивны, заторможены. Для них воздействие сильных раздражителей может стать источником различных нарушений поведения.
Не вызывает сомнений, что меланхолики несомненно больше подвержены стрессу, чем флегматики. Что же касается холериков, то здесь не все так ясно. С одной стороны, слабая выраженность процесса торможения в ЦНС у холериков может приводить к мощным эмоциональным вспышкам и агрессии, однако малая продолжительность таких периодов не доводит организм до стресса [5, 50].
Нервова система Нервная система
... в тому числі і в людини, нервова система умовно поділяється на центральну нервову систему, в якій виділяють спинний і головний мозок, ... мислення дає їй змогу абстрагуватися від конкретних обставин дійсності. Мова людини стає засобом абстрактного мислення і визначає поведінку ... людей. Усна і писемна мова, а також пам’ять (комплекс процесів, що відбуваються в ...
Родительские сценарии.
Следует отметить, что у каждого человека есть свой индивидуальный сценарий стрессового поведения. Об этом писал Э.Берн [50].
Этот сценарий усваивается в детстве, когда родители, испытывая стрессы, конфликтуют на глазах у ребенка, невольно вовлекая его в свои проблемы. При этом ребенок впитывает в себя примеры родителей, а потом неосознанно копирует их в своей взрослой жизни. Поэтому одни люди выплескивают стрессы на других людей в виде агрессивных импульсов или бьют посуду, другие молча переживают свое горе и плачут, а третьи пытаются решить проблемы с помощью алкоголя. Одни винят во всем самого себя и ищут прежде всего свои собственные ошибки. Другие обвиняют всех вокруг, но только не себя. Усвоенный в детстве стрессовый сценарий «запускается» почти автоматически. В этих случаях достаточно незначительного ухудшения привычного ритма жизни и работы, возникновения, казалось бы, пустяковой проблемы, как включается и начинает раскручиваться маховик механизма запуска стресса. Причем последствия от реализации стрессорной программы могут быть гораздо пагубнее, чем причины, ее запустившие.