Статистический анализ здравоохранения в России

Здоровье населения является величайшей ценностью, основной составляющей человеческого потенциала нации, ее трудового и оборонного ресурса, важнейшей частью совокупности качественных характеристик населения. Общественное здоровье — главное свойство любой человеческой общности (например, населения, проживающего на той или иной территории), ее естественное состояние. Общественное здоровье отражает как индивидуальные приспособительные реакции отдельного человека, так и способность всей общности наиболее эффективно осуществлять свои социальные задачи (работать, защищать страну, помогать старикам и детям, охранять природу и т.д.), а также выполнять свои биологические функции: воспроизводить и воспитывать новые здоровые поколения.

Потери общественного здоровья (заболеваемость, инвалидность, временная нетрудоспособность, смертность) приводят к очень большому экономическому ущербу.

В России охрана здоровья населения является делом государственной важности. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17.12 1997 №1300 определяет здоровье населения основой национальной безопасности страны.

Именно поэтому исследования сферы здоровья и здравоохранения сейчас очень актуальны.

Целью данной курсовой работы является статистический анализ здравоохранения в России.

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. изучить теоретические основы здравоохранения в России;

2. изучить методологические аспекты статистического анализа здравоохранения;

3. рассмотреть социально-экономическое значение изучения статистики здравоохранения;

4. провести комплексный статистический анализ на основе изученных методов.

Объектом исследования данной курсовой работы является система здравоохранения как отрасль экономики России.

Предметом исследования — анализ здравоохранения в России.

Глава 1. Теоретические основы здравоохранения

1.1 Понятие и сущность здравоохранения

Отправная точка для изучения здоровья населения — определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» Устав (Конституция) принят Международной конференцией здравоохранения, проходившей в Нью-Йорке с 19 июня по 22 июля 1946 г., подписан 22 июля 1946 г. представителями 61 страны (Off. Rec. Wld Hlth Org., 2, 100) и вступил в силу 7 апреля 1948 года..

4 стр., 1839 слов

Экология и здоровье населения России

... снижению рождаемости и еще большему ухудшению здоровья населения России и, что вызывает особую озабоченность, здоровья детей и подростков. В статье "Россия без будущего" ... по совершенствованию здравоохранения и защите природы, не довел до такого жалкого состояния и то и другое. И не одно ... далеко за границы России, а подчас ставят под угрозу экологию огромных территорий и акваторий, как это ...

Исходя из этого определения здоровье населения, его социальную обусловленность необходимо изучать в различных аспектах: физическое, психическое, репродуктивное здоровье — с использованием математических методов и методов математической статистики.

Итак, здравоохранение — это деятельность, направленная на сохранение, улучшение и укрепление здоровья различных групп населения. Ключевыми законодательными актами закреплено право человека на охрану и укрепление здоровья.

Общей целью здравоохранения является улучшение показателей здоровья населения (снижение общей смертности, заболеваемости, инвалидности, уровня младенческой и материнской смертности), что способствует увеличению средней продолжительности жизни населения и, в конечном итоге, улучшению медико-демографической ситуации в стране.

Сущность здравоохранения заключается в её основных функциях:

  • экономическая функция состоит в восстановлении трудоспособности работников.
  • социальная функция заключается в формировании здоровья человека, увеличении продолжительности его жизни.

Развитие здравоохранения ориентировано на обеспечение надлежащего состояния окружающей среды, создание благоприятных условий труда, быта и отдыха, современное оказание полноценной медицинской помощи больным, предупреждение возникновения болезней и распространение их среди населения.

Вместе с тем неизмеримо велика роль отрасли в сохранении здоровья нации — этого особого богатства страны и фундамента её дальнейшего развития. Уровень развития здравоохранения отражается на социальном и экономическом благосостоянии населения, результатах производственной деятельности, демографических процессах и качестве народонаселения.

1.2 Система здравоохранения в Российской Федерации

Понимание того, что представляет собой система здравоохранения, может быть различным. Однако в большинстве случаев речь идет о медицинской помощи, и это не случайно, как бы не рассматривалась система здравоохранения — более узко или более широко, оказание медицинской помощи остается — пока, во всяком случае — ее основой. В последнее время появились исследования, которые показывают, что роль медицинской помощи, ее возможности, в связи с развитием новых технологий, значительно увеличились. Обеспечение доступа к медицинской помощи вместе с развитием системы здравоохранения стало задачей не только социальной, но и политической.

Поэтому важнейшей задачей системы здравоохранения является обеспечение:

1) права на охрану здоровья;

2) возможности гражданам получить достойную медицинскую помощь качественно и своевременно.

В Российской Федерации система здравоохранения в соответствии с Конституцией РФ разделена на государственную, муниципальную и частную.

Система здравоохранения РФ — совокупность органов управления здравоохранением, медицинских учреждений, в том числе частных медицинских и фармацевтических учреждений, функционирующих как единое целое, для организации охраны здоровья граждан и оказания им профилактической, диагностической, лечебной, восстановительной медицинской помощи. Система здравоохранения обладает внутренней структурой, единством внутренних связей элементов и внешней обособленностью. Таким образом, с учетом общности целей, взаимосвязи элементов государственное, муниципальное и частное здравоохранение — единая система здравоохранения РФ.

21 стр., 10076 слов

Организация медицинской помощи населению

... медико-санитарной помощи российского здравоохранения. Совершенствование организации медицинской помощи на госпитальном этапе остается одной из основных задач здравоохранения. ... него медсестра-реабилитолог, семейная медицинская сестра, сестра медико-социальной помощи, а также сестры ... за здоровье прикрепленного населения, обеспечивает преемственность в медицинской помощи, его ... Система организации ...

Задачи системы охраны здоровья:

  • формирование законодательной базы об охране здоровья граждан;
  • охрана и оздоровление окружающей среды;
  • обеспечение социально-гигиенических условий на производстве и в быту, предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний, охраны труда;
  • обеспечение обоснованной системы питания;
  • развитие физической культуры;
  • привлечение граждан к активному участию в оздоровительных мероприятиях;
  • научно-обоснованное развитие сети медицинских учреждений;
  • обеспечение потребностей населения в доступной, качественной, бесплатной медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение;
  • развитие санаторно-курортной базы и т.д.

Организация оказания медицинской помощи населению должна обеспечивать:

  • удовлетворение потребностей населения в медицинской помощи;
  • выполнение государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
  • доступность медицинской помощи;
  • качество и эффективность медицинской помощи;
  • преемственность в оказании медицинской помощи;
  • эффективность использования ресурсов здравоохранения;
  • современный уровень оказания помощи.

Система здравоохранения РФ включает:

  • органы управления здравоохранением, реализующие программы охраны здоровья, участвующие в развитии медицинской науки, регулирующие и координирующие деятельность медицинских учреждений;
  • государственные организации здравоохранения (федеральные и региональные);
  • муниципальные организации здравоохранения;
  • частные организации здравоохранения.

Медицинское учреждение — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке. установленном законодательством РФ. Фармацевтическая организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее фармацевтическую деятельность (оптовая торговля лекарственными средствами, аптеки).

К государственной системе здравоохранения относятся Федеральные органы исполнительной власти в сфере здравоохранения, органы управления здравоохранением субъектов РФ, Российская академия медицинских наук, а также находящиеся в государственной собственности лечебно-профилактические, научно-исследовательские, образовательные, аптечные, санитарно-профилактические учреждения и некоторые другие федеральные учреждения.

К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические, научно-исследовательские, аптечные, образовательные и другие учреждения.

К частной системе здравоохранения относятся субъекты здравоохранения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской или фармацевтической деятельностью.

6 стр., 2882 слов

Организация медицинской помощи детям

... -исследовательского института материнства и детства, Санкт-Петербургской педиатрической академии, Научного центра охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук, к концу ... и токсикозы. При этом, по данным экспертов, две трети случаев смерти предотвратимы. Организация лечебно-профилактической помощи детям Детская поликлиника оказывает лечебно-профилактическую помощь детям ...

Субъекты частной системы здравоохранения вправе наряду с государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения участвовать в реализации государственной политики в сфере здравоохранения, формировании рынка медицинских услуг, решении задачи обеспечения граждан квалифицированной медицинской помощью. Деятельность частных организаций здравоохранения основывается на принципах применения единых в сфере здравоохранения нормативно-правовых актов, стандартов медицинской помощи и этических норм.

Итак, выделение государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения достаточно условно, поэтому правильнее считать, что в Российской Федерации действует единая система здравоохранения, подчиненная решению целого комплекса задач, а внутри этой системы имеются три сектора: государственный, муниципальный и частный.

1.3 Социально-экономическое значение изучения статистики здравоохранения

Наряду с материальными условиями важнейшим показателем уровня жизни населения является состояние его здоровья.

Для оценки состояния здоровья населения целесообразно изучение статистики здравоохранения.

Итак, статистика здравоохранения — отрасль статистики, изучающая явления и процессы в области здоровья населения и медицины. Основными задачами статистики здравоохранения, являются разработка специальных методов исследования массовых процессов и явлений в медицине и здравоохранении; выявление наиболее существенных закономерностей и тенденций в здоровье населения в целом и в различных его группах (возрастных, половых, профессиональных и др.) во взаимосвязи с конкретными условиями и образом жизни: изучение и оценка состояния и динамики развития сети, деятельности учреждений здравоохранения и медицинских кадров.

Основой статистики здравоохранения являются общая теория статистики и математическая статистика. Важная роль в развитии теории и практики статистики здравоохранения принадлежит математике, кибернетике, информатике, вычислительной технике, автоматизированным системам обработки информации.

Статистика здравоохранения включает в себя:

  • Общая теория и методы.
  • Статистика здоровья населения
  • Статистика медицины.

Применение методов статистики здравоохранения в управлении, в клинических, лабораторных, экспериментальных исследованиях.

Статистика здравоохранения является одним их основных разделов медицинской статистики. Статистика здравоохранения создает специфические методы и приемы сбора, обработки, передачи, хранения, анализа и оценки информации о состоянии и изменениях сети учреждений и органов здравоохранения, их деятельности, кадров здравоохранения и медико-санитарного имущества.

Данные статистической отчетности служат основой для анализа уровня и структуры заболеваемости по основным группам болезней, их динамики, что позволяет делать выводы о распространении отдельных видов заболеваний, их опасности для населения, например опасности инфекционных заболеваний (туберкулеза, вирусного гепатита, кори, дифтерии др.); изменении состояния здоровья вследствие загрязнения окружающей среды и т.д.

1.4 Цели и приоритетные направления развития здравоохранения Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2018-2020 гг.)

ВОЗ определено, что основной целью создания и развития систем здравоохранения считается совершенствование здоровья населения. В РФ благодаря мерам целевого характера, предпринятым в отрасли с 2005 по 2012 г., было достигнуто некоторое улучшение показателей здоровья населения. Но по многим из этих показателей Россия продолжает существенно отставать от развитых стран. А именно. смертность населения от предотвратимых причин в РФ практически в 2 раза выше, нежели в странах Евросоюза в среднем, а ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) на 8 лет ниже.

3 стр., 1447 слов

Государственная система предоставления медицинской помощи и лечения

... населению медико-социальную помощь - Министерство Здравоохранения и социальной защиты населения России. 1 Глава 1. Медицинская помощь и лечение 1.1 Охрана здоровья и медицинское В соответствии со статьей 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Охрана здоровья граждан ...

Главная цель значительного улучшения здоровья населения РФ путем модернизации здравоохранения поставлена в указах Президента РФ от 7 мая 2012 г.: «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» (№598) и «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» (№606).

В данных документах запланировано, что к 2018 г. ожидаемая продолжительность жизни российских граждан должна возрасти с 70,3 до 74 лет, а численность населения — с 143 до 145 млн. человек.

Однако в здравоохранении РФ по-прежнему сохраняются серьезные проблемы, которые будут препятствовать достижению вышеуказанных целей. Наиболее важные из них:

  • дефицит медицинских кадров (особенно выраженный в первичном звене здравоохранения и в сельской местности) и диспропорции в их структуре;

* низкая квалификация медицинских кадров, что связано с проблемами в базовом медицинском образовании, отсутствием непрерывности последипломного образования и недостаточным внедрением современных образовательных технологий:

  • недостаточность предоставляемых объемов медицинской помощи по программе государственных гарантий, в том числе плохое обеспечение населения лекарственными средствами (ЛС) и низкие объемы высокотехнологичной медицинской помощи;
  • несоответствие системы организации медицинской помощи современным технологиям ее оказания;
  • отсутствие стратегии развития здравоохранения, ответственности и отчетности руководителей всех уровней за достижение результатов по установленным показателям.

Следует отметить, что в целях улучшения ситуации в здравоохранении Минздравом России была разработана Государственная программа «Развитие здравоохранения до 2020 г.» (распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2012 г. №2511-р).

Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Эта программа содержит важные для развития отрасли положения, среди них: раннее выявление заболеваний и развитие первичной медико-санитарной помощи; ликвидация дефицита медицинских кадров и повышение их квалификации; развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения; внедрение инновационных методов лечения. В Программе заострено внимание на улучшении здоровья населения в целом, профилактике заболеваний и здоровье детей и подростков. Однако Программа отражает не все направления развития здравоохранения.

Главный риск в реализации Программы — необеспеченность достаточным финансированием за счет государственных (общественных) источников. Так, расходы федерального бюджета на здравоохранение с 2012 по 2015 г. сокращаются в 1,7 раза, бюджеты большинства субъектов РФ дефицитны (по данным Счетной палаты РФ 60% из них имеют высокий государственный долг, с которым не смогут рассчитаться).

Дальнейшее увеличение тарифов страховых взносов на ОМС крайне нежелательно из-за усиления налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. особенно для малого и среднего бизнеса. Платные услуги населению РФ также не могут стать источником дополнительных доходов системы здравоохранения, так как уже сегодня доля расходов населения на здравоохранение превышает таковую в странах ОЭСР (33 и 27% от общих расходов соответственно).

Все это диктует необходимость разработки и скорейшего утверждения стратегии развития здравоохранения на среднесрочную перспективу (2018-2020 гг.) с обоснованием соответствующего финансирования за счет государственных средств. В этой стратегии должны быть выделены приоритетные направления, определены задачи, охватывающие полный комплекс мер по охране здоровья граждан. разработаны механизмы реализации и показатели для контроля. И самое главное — определены объемы и источники дополнительного финансирования здравоохранения.

При разработке стратегии, кроме решения внутренних проблем отрасли, необходимо будет учесть и внешние демографические, социально-экономические и технологические вызовы. Среди них демографические — высокая смертность от неинфекционных заболеваний, сокращение численности граждан трудоспособного возраста на 1 млн. ежегодно, увеличение доли пожилого населения до 26% и сокращение числа женщин детородного возраста на 22%. С учетом этих вызовов в стратегии развития здравоохранения акцент должен быть сделан на сохранении и укреплении здоровья граждан трудоспособного возраста, женщин детородного возраста и детей, увеличении объемов медико-социальной помощи гражданам старшей возрастной группы и детям.

Следует учесть также серьезные экономические вызовы — увеличение разрыва в размере доходов различных групп населения и необходимость продления возраста выхода на пенсию как минимум на 5 лет (что может быть реализовано только при условии продления ОПЖ мужчин на 5 лет, в этом случае до 65 лет будут доживать уже почти 60% мужчин); и социальные вызовы — нарастание бедности в результате воздействия возможного мирового экономического кризиса и сокращения бюджетных расходов и др. Социально-экономические вызовы подтверждают необходимость увеличения объемов бесплатной медицинской помощи для населения за счет государственных средств.

Главным технологическим вызовом здравоохранению станет бурное развитие информационных электронных технологий. Это должно быть использовано в системе медицинского образования, сборе и анализе данных в здравоохранении. организации медицинской помощи пациентам.

Для достижения целевых показателей здоровья населения и исходя из необходимости скорейшего решения проблем, сложившихся в системе здравоохранения, а также с учетом задач, поставленных в указах Президента от 7 мая 2012 г. и Программе «Развитие здравоохранения до 2020 г.», редакционная коллегия Национального руководства предлагает следующие цели и приоритетные направления развития здравоохранения РФ на среднесрочную перспективу.

Основные цели:

1. Повысить долю населения, удовлетворенного качеством и доступностью медицинской помощи — в 2 раза (с 34 до 70%).

2. Добиться улучшения в состоянии здоровья населения (увеличить ОПЖ на 5,3 года (с 70.3 до 75,6 лет); снизить на 19% общий коэффициент смертности — с 13,5 до 11,0 случая на 1 тыс. населения: снизить на 33% смертность мужчин трудоспособного возраста — с 10.0 до 6.7 случая на 1 тыс. мужчин; уменьшить долю граждан трудоспособного возраста среди общего числа впервые признанных инвалидами с 47 до 35%.

3. Сформировать здоровый образ жизни у граждан РФ (снизить долю ежедневно курящего взрослого населения с 40 до 25%; снизить на 33% потребление алкоголя — с 15 до 10 л в год в пересчете на чистый спирт на душу населения старше 15 лет и т.д.).

4. Содействовать увеличению рождаемости и улучшению здоровья детей (увеличить на 20% число детей, рожденных одной женщиной с 1,5 до 1,75; снизить на 22% младенческую смертность — с 8,8 до 6.4 случая у детей в возрасте до 1 года на 1 тыс. родившихся живыми; снизить долю детей, рожденных больными или заболевших в период новорожденности. — с 40 до 30% к общему числу живорожденных: снизить на 25% детскую смертность (от момента рождения до 5 лет) — с 10.2 до 7.6 случая на 1 тыс. родившихся живыми; снизить на 30% число абортов (с 73,7 до 57 случаев на 100 родов); снизить на 6% материнскую смертность — с 16,5 до 15,5 случая на 100 тыс. родившихся живыми.

5. Увеличить доступность медицинской помощи (сократить время ожидания приема врача в поликлинике до 20 мин, консультаций врачами-специалистами поликлиники (в случае неострого заболевания) — до 3 дней; сократить время прибытия бригад скорой медицинской помощи в городских условиях до менее 20 мин; сократить время ожидания плановых операций до 1 мес. высокотехнологичных медицинских вмешательств — до 2 мес.

Приоритетные направления:

1. Увеличение объемов государственного финансирования здравоохранения в 1,5 раза (с 2 до 3 трлн. руб. в ценах 2011 г.) или до 6% ВВП, как это сегодня происходит во всех развитых странах. Без увеличения финансирования здравоохранения решение других проблем будет невозможно. Для этого потребуется определить дополнительные источники финансирования здравоохранения.

2. Обеспечение оптимальной численности и структуры медицинских кадров. Для этого наряду с повышением оплаты труда медицинского персонала, предусмотренного в указе Президента РФ (врачей — в 2 раза по отношению к средней оплате труда в экономике региона, среднего медицинского персонала — на уровне средней оплаты труда в экономике) необходимо предусмотреть дополнительные меры.

3. Повышение квалификации медицинских кадров. Для реализации этого направления необходимо будет существенно поднять качество базового медицинского образования, для чего повысить оплату труда профессорско-преподавательского состава минимум в 2,5-3 раза; внедрить современные технологии повышения квалификации врачей, в том числе развивать систему непрерывного медицинского образования (НМО).

4. Увеличение объемов и качества бесплатного лекарственного обеспечения (ЛО) населения в амбулаторных условиях за счет государственных (общественных) источников. Эти объемы поэтапно должны быть увеличены как минимум в 5 раз — до уровня 1% ВВП, т.е. до уровня «новых» стран ЕС сегодня (или с 132 млрд. руб. до 600 млрд. руб. в год в ценах 2012 г.).

Для реализации государственных программ лекарственного обеспечения населения необходимо сформировать единые подходы — единая законодательная база, единый перечень лекарственных препаратов (ЛП), объединение всех существующих сегодня государственных программ ЛО в одну, единая информационная система в медицинской организациях. Необходимо также на федеральном уровне организовать жесткую систему контроля над реализацией ЛО в субъектах РФ.

5. Обеспечение доступности первичного звена здравоохранения с сохранением и развитием системы организации медицинской помощи, существовавшей в Советском Союзе, а именно: профилактической направленности, территориального принципа прикрепления населения, координации и интеграции медицинской помощи пациентам врачом первичного звена (в том числе системы направлений на другие уровни оказания медицинской помощи), сохранения поликлиник и раздельного оказания медицинской помощи взрослым и детям.

6. Реорганизация медицинской помощи в стационарных условиях выделение трех ее уровней (для оказания специализированной, специализированной высокотехнологичной и инновационной медицинской помощи); реструктуризация коечного фонда — разделение коечного фонда на койки для неотложного и интенсивного лечения и на койки реабилитации и долечивания.

7. Развитие системы управления качеством медицинской помощи. Для этого необходимо разработать национальную политику по управлению КМП. Создать в органах управления здравоохранением всех уровней специальные отделы по управлению качеством медицинской помощи, внедрить систему обязательной аккредитации медицинских организаций (на базе стандартов ИСО и международной системы аккредитации медицинских организаций), а также единые методы оценки качества медицинской помощи путем разработки показателей качества и безопасности медицинской помощи (целевые значения этих показателей необходимо установить для каждого уровня управления здравоохранением в соответствии с лучшими показателями в субъектах РФ и за рубежом).

8. Повышение эффективности управления, в том числе совершенствование законодательной и нормативной базы здравоохранения. Для этого потребуется разработка стратегии развития здравоохранения, увеличение ответственности и отчетности руководителей всех уровней за достижение результатов и эффективность расходования ресурсов, а также непрерывное повышение квалификации управленческого персонала. Необходимо также внедрять такие элементы рыночных отношений, как конкуренция врачей и медицинских организаций по критерию качества медицинской помощи, составление рейтингов медицинских учреждений, оплата за результат.

9. Создание условий для ведения гражданами РФ здорового образа жизни (в решении этой задачи Минздрав России выступает как инициатор и координатор программ).

Увеличение государственного финансирования здравоохранения и успешная реализация вышеуказанных приоритетных направлений позволят к 2018 г. увеличить ОПЖ российских граждан до 75-76 лет. Более того, повышение доступности бесплатной медицинской помощи для большинства населения в условиях серьезного расслоения населения страны по уровню доходов сыграет важную роль в достижении социальной и политической стабильности в стране.

Глава 2. Методологические аспекты статистического анализа здравоохранения

2.1 Ряды динамики

Ряд динамики — это числовое значение статистического показателя, представленного во временной последовательности. Громыко Г.Л. Теория статистики. М., 2011. С. 283

Ряд динамики состоит из двух граф: в первой устанавливаются периоды, или даты, обозначают через t, во второй — показатели, характеризующие изучаемый объект за эти периоды или на эти даты. Показатели второй графы носят название уровни ряда. Первый уровень называется начальным и обозначается, как y 0 (или y1 ), последний — конечным, yn .

Для наглядного представления ряда динамики широко используются графические изображения, чаще всего в виде линейных диаграмм.

По времени отражения уровней временные ряды подразделяются на моментные и интервальные. Уровни моментного ряда динамики — данные, характеризующие размеры явления на определенный момент, либо дату: численность населения на конец (начало) года (или на дату переписи населения), запасы товара на складе на начало каждого дня, остатки вклада в банке на начало каждого месяца и тому подобное. Уровни интервального ряда — данные характеризующие величину показателя за определенные периоды: товарооборот магазина за квартал (год), прибыль компании за месяц (квартал, год), фонд оплаты труда предприятия за квартал и тому подобное. статистический социальный экономический здравоохранение

При обобщении данных моментных и интервальных рядов динамики следует учитывать, что они обладают разными свойствами. Уровни интервального ряда представляют собой абсолютные величины, и их можно суммировать во времени и переходить от ряда динамики с малыми временными интервалами к рядам с более крупными промежутками времени.

А уровни моментного динамического ряда не изменяются с изменением временного промежутка и суммирование уровней не производится.

Ряды динамики являются основным источником информации для моделирования и прогнозирования социально-экономических явлений. Прогнозирование ведется на базе использования значительного многообразия информации. Но первоначальный его этап обязательно связан с анализом тенденции развития явления во времени, которую можно увидеть, изучив временной ряд.

Важным условием правильного формирования ряда динамики является сопоставимость уровней, образующих ряд. Основное требование сопоставимости уровней ряда — это одинаковая методология их исчисления для всех периодов или дат. Одновременно с этим уровни должны быть даны не только в одинаковых, но и равноценных единицах измерения. Кроме того, условием сопоставимости данных является одинаковая полнота включения различных частей явления, которое представлено рядом динамики.

Итак, ряды динамики являются существенным средством при изучении различных социально-экономических явлений.

Расчёт показателей динамики:

Наименование показателя

Методы расчётов

Цепной (переменный)

Базисный (постоянный)

Абсолютный прирост (Д)

Д = y i — yi -1 , где yi — текущий период; yi -1 — прошлый период

Д’ = y i — yk , где yk — база сравнения

Коэффициент роста (Кр)

Кр = y i / yi-1

Кр’ = y i / yk

Темп роста (Тр)

Тр = Кр * 100

Тр’ = Кр’ * 100

Темп прироста (Тпр)

Тпр = Тр — 100 или Тпр = (Кр — 1) * 100

Тпр’ = Тр’ — 100 или

Тпр’ = (Кр’ — 1) * 100

Абсолютное значение 1% прироста (А%)

А% = Д / Тпр или А% = y i -1 / 100

А%’ = Д’ / Тпр’ или

А%’ = y k / 100

Данные показатели могут быть вычислены с учётом постоянной базы сравнения (базисным методом), когда каждый последующий показатель сравнивается с одним принятым за базу сравнения. А также с учётом переменной базы сравнения (цепным методом), когда каждый последующий показатель сравнивается с предыдущим.

Расчёт средних показателей динамики:

Показатель

Метод расчёта

Средний уровень ряда (для интервального ряда)

? = ?y / n

Средний абсолютный прирост

Д ср = ?Д / n-1

Средний коэффициент роста

Кр ср = n -1 vКр1 * Кр2 * Кр3 *…* Крn -1

Средний темп роста

Тр ср = Крср * 100

Средний темп прироста

Тпр ср = Трср — 100 или

Тпр ср = (Крср — 1) * 100

Среднее значение 1% прироста

А% ср = Дср / Тпрср

2.2 Статистические величины (относительный показатель структуры)

Изучая массовые общественные явления, статистика в своих выводах опирается на числовые данные, полученные в конкретных условиях места и времени. Результаты статистического наблюдения регистрируются, прежде всего, в форме первичных абсолютных величин.

Абсолютные величины — именованные числа, имеющие размерность и единицы измерения. Сизова Т.М., «Статистика», учебное пособие. С.-Пб., 2005, 80 c.

Абсолютные величины бывают:

  • Натуральные;
  • Условно-натуральные;
  • Денежные;
  • Трудовые.

Относительная величина в статистике — это обобщающий показатель, который дает числовую меру соотношения двух сопоставляемых абсолютных величин. Так как многие абсолютные величины взаимосвязаны, то и относительные величины одного типа в ряде случаев могут определяться через относительные величины другого типа.

Основное правило верного расчёта относительной величины — это сопоставимость сравниваемых показателей и наличие реальных связей между изучаемыми явлениями.

Таким образом, по способу получения относительные показатели всегда величины производные, определяемые в форме коэффициентов, процентов, промилле и т.д.

Вид относительной величины, который применяется в данной курсовой работе.

Относительный показатель структуры представляет собой соотношение структурных частей изучаемого объекта и их целого, который рассчитывается по формуле:

ОПС = Уровень части совокупности / Суммарный уровень

совокупности в целом

или d = (fi / ?fi)*100

Для аналитических расчетов предпочтительнее использовать коэффициентное представление, без умножения на 100.

Рассчитанные величины, соответственно называемые долями или удельными весами, показывают, какой долей обладает или какой удельный вес имеет та или иная часть в общем итоге.

2.3 Средние величины

Средняя величина — это обобщающая характеристика множества индивидуальных значений некоторого количественного признака. Громыко Г.Л. Теория статистики. М., 2011. С. 69

Средняя величина обобщает количественную вариацию признаков, то есть в средних величинах погашаются индивидуальные различия единиц совокупности, обусловленные случайными обстоятельствами. Сизова Т.М., «Статистика», учебное пособие. С.-Пб., 2005, 80 c.

Перечислим некоторые принципы применения средних величин:

1) При определении средних величин в каждом конкретном случае необходимо исходить из качественного содержания усредняемого признака, учитывать взаимосвязь исключительного признака, а также имеющихся для расчёта данных.

2) Средняя величина должна рассчитываться по однородной совокупности. Качественно однородные совокупности позволяют получить метод группировок, который всегда предполагает расчёт системы обобщающих показателей.

3) Общие средние должны подкрепляться групповыми средними.

В статистике используют различные виды средних величин, которые делятся на два больших класса:

  • Степенные средние, к которым относятся средняя гармоническая, средняя геометрическая, средняя арифметическая, средняя квадратическая, средняя кубическая.
  • Структурные средние, к ним относится мода и медиана.

Правило мажорантности средних величин заключается в том, что чем выше степень средней, тем больше значение самой средней.

Средние арифметические и средние гармонические — наиболее распространённые виды средних, которые получили более широкое применение в плановых расчётах, при расчёте общей средней и средней групповых, при выявлении связи между признаками с помощью группировок. Среднее квадратическое применяется для расчёта среднего квадратического отклонения, которое является показателем варьирующего признака.

Средняя геометрическая используется при вычислении среднего коэффициента роста или темпа роста. средние степенные могут быть простые и взвешенные.

Простая средняя рассчитывается по не сгруппированным признакам и имеет следующий вид:

где: n — количество признаков в совокупности.

Модой статистики называют значение признака, которое наиболее часто встречается в статистической совокупности или в статистическом ряду.

  • Если моду определять в дискретном ряду, то никаких дополнительных расчётов делать не нужно, и мода равна значению признака с наибольшей частотой.
  • Если моду определять в интервальном ряде, то необходимо знать межмодульный интервал, то есть тот, в котором чаще всего встречается значение признака, а более точное значение определяется по формуле:
  • где: — значение моды;
  • нижняя граница модального интервала;
  • величина интервала;
  • частота модального интервала;
  • частота интервала, предшествующего модальному;
  • частота интервала, следующего за модальным.

Медианой называется значение признака, которое лежит в середине ранжирования ряда и делит его на две равные по численности ряда.

Ранжированный ряд — это ряд, расположенный в порядке возрастания или убывания значений признака. Елисеева И.И. Статистика. М., 2010. С. 81

Если медиану определять в дискретном ряду, то необходимо знать номер медианного признака, а более точное значение медианы определять при помощи показателя накопленной частоты.

Накопленная частота — собственная частота + частота предшествующего по накопленной, обозначается накопленная частота буквой S.

NMe = (n + 1) / 2

Если медиана рассчитывается в интервальном ряду, то необходимо воспользоваться следующей формулой:

  • где: — искомая медиана;
  • нижняя граница интервала, который содержит медиану;
  • величина интервала;
  • сумма частот или число членов ряда;
  • сумма накопленных частот интервалов, предшествующих медианному;
  • частота медианного интервала.

Если ряд состоит из чётного числа членов, то медиану условно принимают среднюю арифметическую из двух серединных значений.

Мода применяется при экспертных оценках.

При определении наиболее ходовых размеров обуви, одежды, что учитывается при клонировании их производства.

Медиана используется при статистическом контроле качества продукции, технологическом процессе, при распределении семей по величине дохода и другое.

Мода и Медиана имеют преимущества перед средним арифметическим.

Глава 3. Статистический анализ здравоохранения в России

Для анализа инвалидов в России необходимо иметь представление о трёх группах инвалидности, то есть что они представляют.

Законодательством Российской Федерации определено три степени утраты трудоспособности и возможности самообслуживания, исходя из этого, присуждаются конкретные группы инвалидности. Любой знает, что групп инвалидности три, при этом I — исключительно тяжелая. Распределение по группам соответствует тяжести состояния.

От этого зависит объем помощи, которую оказывает государство: размер пенсии, количество льгот. Рассмотрим что означает каждая категория:

I группа инвалидности означает, что человек не может:

  • трудиться даже дома;
  • не вправе себя минимально обслуживать, поэтому требуется посторонний уход.

Практически это лежачие больные, умственно неполноценные с нарушениями в двигательной сфере, инвалиды-колясочники, больные за которыми требуется многократный уход. Люди имеющую слепоту.

II группа инвалидности определяется гражданам, если они:

  • не нуждаются в постоянном уходе и присмотре;
  • могут работать на дому.

III группа инвалидности положена гражданам в случае:

Людям, которые в состоянии трудиться, но в результате заболевания ограничены в общении, и в своей возможности выбора места работы.

1. На основании рассмотренных трёх групп выше рассчитаем показатели динамики изменения численности лиц, признанных инвалидами за период 2012-2016 гг.

Таблица 1

Общая численность инвалидов по группам инвалидности (на 1 января года).

В общую численность инвалидов включаются лица, состоящие на учете и получающие пенсию в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, Министерстве обороны Российской Федерации, Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний Минюста России и Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Расчет Росстата.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г. С 2015 г. с учетом численности инвалидов по Крымскому федеральному округу, представленной в 2015 г. по данным формы №1-ЕДВ, в 2016 г. по данным формы №94 (ПЕНСИИ).

2016 г.

Всего инвалидов, тыс. человек

13189

13082

12946

12924

12751

в том числе: I группы

1515

1496

1451

1355

1283

II группы

7076

6833

6595

6472

6250

III группы

4038

4185

4320

4492

4601

дети-инвалиды

560

568

580

605

617

Общая численность инвалидов, приходящаяся на 1000 человек населения

92,2

91,3

90,1

88,4

87,0

Данные таблицы 1 взяты с официального сайта Федеральной государственной службы статистики.

На основе приведённых данных рассчитаем показатели динамики изменения численности лиц, признанных инвалидами за период 2012-2016 гг.: абсолютный прирост, коэффициент роста, темп роста, темп прироста и абсолютное значение 1% прироста. Вычисления проведем с учетом постоянной и переменной базы сравнения.

Таблица 2

Показатели динамического ряда

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

Всего инвалидов, тыс. человек

13189

13082

12946

12924

12751

Результаты расчётов представим в следующей таблице.

Таблица 3

Расчет показателей динамического ряда

Метод расчёта

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

13189

13082

12946

12924

12751

Д

Цепной

-107

-136

-22

-173

Базисный

-107

-243

-265

-438

Кр

Цепной

0,992

0,990

0,998

0,987

Базисный

0,992

0,982

0,980

0,967

Тр

Цепной

99,2

99,0

99,8

98,7

Базисный

99,2

98,2

98,0

96,7

Тпр

Цепной

-0,8

-1

-0,2

-1,3

Базисный

-0,8

-1,8

-2

-3,3

А%

Цепной

133,75

136

110

133,08

Базисный

133,75

135

132

132,73

2. Также рассчитаем средние показатели динамики изменения численности лиц, признанных инвалидами за период 2012-2016 гг.: средний уровень ряда, средний абсолютный прирост, средний коэффициент роста, средний темп роста, средний темп прироста и среднее значение 1% прироста.

? = (13189+13082+12946+12924+12751)/5 = 64892/5 = 12978,4

Д ср = ((-107)+(-136)+(-22)+(-173))/4 = (-438)/4 = -109,5

Д ср = (12751-13189)/4 = (-438)/4 = -109,5

Кр ср = 4 v0,992*0,990*0,998*0,987 = 0,992

Тр ср = 0,992*100 = 99,2

Тпр ср = 99,2-100 = -0,8

А% ср = -109,5/(-0,8) = 136,88

Из пункта 1 и 2 сделаем выводы с учётом переменной базы сравнения. За период с 2012 по 2016 гг. произошли следующие изменения: в 2012 году число инвалидов составило 13189 тыс. человек, а в 2013 году число лиц, признанных инвалидами составило 13082 тыс. человек, что говорит о сокращении численности инвалидов на 107 тыс. человек или на 0,8% по сравнению с 2012 годом.

В 2014 году происходит также сокращение числа лиц, признанных инвалидами на 136 тыс. человек или на 1%, в 2015 году сокращение на 22 тыс. человек или на 0,2%.

Уже в 2016 году можно увидеть, что число лиц, признанных инвалидами становится значительно меньше по сравнению с предыдущими годами. В 2016 году сократилось число инвалидов на 173 тыс. человек или на 1,3% по сравнению с 2015 годом.

В 2016 году число лиц, признанных инвалидами сократилось на 438 тыс. человек или на 3,3% по сравнению с 2012 годом. По данным «Коммерсанта», такое значительное сокращение числа инвалидов связано с изменениями критериев оценки инвалидности.

Критерии изменились в 2015 году, когда Россия перешла на так называемый медицинский подход, который при назначении степени инвалидности учитывает только степень утраты той или иной функции организма. Ранее инвалидность назначалась на основе диагноза и потери степени трудоспособности. По данным «Коммерсанта», во многих случаях при повторных медицинских обследованиях граждане лишались групп инвалидности, назначенных ранее, в том числе практически полностью обездвиженные больные. Итак, в среднем число инвалидов сокращалось на 110 тыс. человек с каждым годом.

3. На основе таблицы 4 рассчитаем показатели динамики изменения численности детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, получающих социальные пенсии: абсолютный прирост, коэффициент роста, темп роста, темп прироста и абсолютное значение 1% прироста. Вычисления проведем с учетом постоянной и переменной базы сравнения.

Таблица 4

Численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, получающих социальные пенсии за 2012-2016 гг.

2012

2013

2014

2015

2016

Всего, тыс. человек

560

568

580

600

617

Результаты расчётов представим в следующей таблице.

Таблица 5

Расчет показателей динамического ряда

Метод расчёта

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

560

568

580

600

617

Д

Цепной

8

12

20

17

Базисный

8

20

40

57

Кр

Цепной

1,014

1,021

1,034

1,028

Базисный

1,014

1,036

1,071

1,102

Тр

Цепной

101,4

102,1

103,4

102,8

Базисный

101,4

103,6

107,1

110,2

Тпр

Цепной

1,4

2,1

3,4

2,8

Базисный

1,4

3,6

7,1

10,2

А%

Цепной

5,71

5,71

5,88

6,07

Базисный

5,71

5,56

5,63

5,59

4. Также рассчитаем средние показатели динамики изменения численности детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, получающих социальные пенсии за 2012-2016 гг: средний уровень ряда, средний абсолютный прирост, средний коэффициент роста, средний темп роста, средний темп прироста и среднее значение 1% прироста.

? = (560 + 568 + 580 + 600 + 617)/5 = 2925/5 = 585

Д ср = (8+12+20+17)/4 = 57/4 = 14,25

Д ср = (617-560)/4 = 14,25

Кр ср = 4 v1,014*1,021*1,034*1,028 = 1,024

Тр ср = 1,024*100 = 102,4

Тпр ср = 102,4-100 = 2,4

А% ср = 14,25/2,4 = 5,94

Из пункта 1 и 2 сделаем выводы с учётом переменной базы сравнения. За период с 2012 по 2016 гг. произошли следующие изменения: в 2012 году число детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, получающих социальные пенсии составило 560 тыс. человек, а в 2013 году получили пенсии 568 тыс. человек, что говорит о увеличении численности детей-инвалидов, получивших пенсии 8 тыс. человек или на 1,4% по сравнению с 2012 годом.

В 2014 году пенсии получили 580 человек тыс. человек, в 2015 году 600 тыс. человек и в 2016 году 617 тыс. человек, то есть можно отметить, что с каждым годом число детей-инвалидов до 18, которые получают пенсии по инвалидности становится больше.

5. На основе данных таблицы 1, вычислим относительные показатели структуры (удельные веса) по группам инвалидности. Изобразим выводы графически. Определим какой удельный вес, в процентном отношении, имеет каждый показатель по отношению к общей численности инвалидов.

Таблица 4

Результаты расчёта относительных показателей структуры

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

Всего инвалидов, тыс. человек

13189

13082

12946

12924

12751

в том числе: I группы

11,5

11,44

11,21

10,48

10,06

II группы

53,65

52,23

50,94

50,08

49,02