Особенности социальной работы с лицами БОМЖ (без определенного места жительства)

Проблема бездомности является одной из наиболее острых социальных проблем современной России. В настоящее время в России числится более 4 млн. бомжей. Данные не могут быть совсем точными, так как причиной тому является отсутствие точных статистических данных об общей численности лиц без определенного места жительства (бомж) и их половозрастных и других характеристиках (образование, семейное положение, профессия и т.д.).

социальный лицо бездомный поддержка

Органы статистики при переписи обследуют лишь «оседлое» население. Бездомные органами статистики не учитываются. Бездомные в России представляют собой одну из наиболее жестко дискриминируемых социальных групп населения. Об этом говорит тот факт, что в большинстве нормативно-правовых актов, регулирующих отношения практически во всех сферах общественной жизни и человеческой деятельности, бездомные не упоминаются ни как субъект правоотношений, ни как объект заботы государства.

В России бездомных людей именуют БОМЖ — без определенного места жительства. Эта аббревиатура вошла в обиход не так давно. Человек, не имеющий жилища и приюта, считается бездомным.

В нынешнее время в России числится около 4 млн. бомжей (этот показатель примерный, т.к. точное количество лиц бомж неизвестно).

Анализ социально-демографических характеристик бомжей, прошедших приемники-распределители МВД в различных регионах РФ показал, что среди них больше мужчин 41-50 лет, т.е. в зрелом трудоспособном возрасте. Большинство бомжей обитают на вокзалах, в подвалах, на чердаках, городских свалках, в зданиях, подлежащих ремонту или сносу, нередко кочуя в зависимости от климата [8, с. 29].

Тема «Особенности социальной работы с лицами БОМЖ» представляет собой интерес для социологического исследования .

Актуальность работы обусловлена тем, что на сегодняшний день проблема социальной работы с лицами без определенного места жительства обостряется в условиях нестабильной, постоянно меняющейся жизни. Изучить данную группу и условия ее существования, важно не только для развития представлений о формирующейся общественной структуре, но и для решения серьезных проблем, возникающих в связи с бездомностью. Лишь путем определенных исследований можно определить, кто эти люди, оказавшиеся на обочине общества, как происходит их адаптация, каковы перспективы их возвращения в общество, обретения жилья и работы.

Проблема бездомности является одной из наиболее острых социальных проблем современной России, однако в настоящее время она не может быть объективно оценена в полной мере. Причиной тому — отсутствие сколько-нибудь внятных статистических данных об общей численности лиц без определенного места жительства (БОМЖ) и их половозрастных и других характеристиках (образование, семейное положение, профессия и т.д.).

14 стр., 6651 слов

Объекты и субъекты в социальной работе

... России оказывали адресную помощь особо нуждающимся и только в советский период – всем нуждающимся. В настоящее время объектом социальной работы являются люди, которые ставят перед собой определенные ... в производственной деятельности, не имеющих работы и заработка (дохода), готовых приступить к работе); отсутствие определенного места жительства (фактические отсутствие социально приемлемого жилья, ...

На существование этой проблемы органы власти большинства субъектов федерации смотрят как на неизбежное зло и лишь пытаются руками правоохранительных органов и судов при малейшей возможности изолировать общество и бездомных друг от друга.

Цель исследования, Объект исследования, Предмет исследования -, Гипотеза:

  • будут изучены проблемы социальной поддержки лиц БОМЖ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

  • охарактеризовать понятие лица без определенного места жительства и особенности социального положения бездомных;
  • определить причины бездомности в современных социокультурных условиях;
  • проанализировать нормативно-правовую базу социальной защиты лиц, находящихся в ситуации бездомности.

Методы исследования

  • анализ документов;
  • анализ научной литературы;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialnaya-rabota-s-litsami-bez-opredelennogo-mesta-jitelstva/

  • обобщение материалов.

научной разработанности

Несмотря на свою остроту, проблема изучения бездомности на изломах социальной структуры постсоветской России не привлекла широкого внимания социологического сообщества.

Проблемы социальной адаптации бездомных изучали следующие авторы: Платонова Н.М., Абель Т., Андреева Г. М.3, Холостова Е. И., Ядов В. А., Жуков В.И.

Глава 1. Теоретические основы социальной работы с лицами без определенного места жительства

1.1 Характеристика и особенности лиц без определенного места жительства

Для многих людей бездомные ассоциируются с опустившимися на самое дно, не желающими работать и вести нормальный образ жизни, попрошайками, тунеядцами, потерявшими человеческий облик людьми, которых в народе прозвали «бомжами». Социологи определяют категорию «бездомных» как людей, не имеющих жилья: ни собственного, ни служебного, ни взятого внаем, ни предоставленного на долговременной основе родственниками или друзьями; или пользующихся доступом к жилью на эпизодической основе и рискующих остаться без него в любой момент. Люди бомжи появились как социальный феномен в нашей стране в конце 80-х годов 20 века. В узком смысле социальная работа — это такая деятельность, которая помогает людям, организациям осознать трудности (личные, социальные и ситуативные) и преодолеть их благодаря поддержке, защите, коррекции и реабилитации [10, с. 99].

В широком смысле социальная работа определяется как особый вид деятельности, направленный на решение социальных проблем отдельных личностей, слоев и групп, на создание условий, которые благоприятствуют восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию. Корни социальной работы с лицами без определенного места жительства уходят во времена древнейших славян, где были известны простейшие формы благотворительности.

Объективными причинами роста числа бомжей в 1990-х годах являются обострение экономической ситуации (падение производства, инфляция, рост цен, падение жизненного уровня), а также политическая нестабильность и потеря людьми нравственных ценностей и ориентиров. Потеря постоянного источника дохода из-за роста безработицы, невыплаты заработной платы и пенсии — одно из последствий экономического кризиса — особенно губительно для лиц пожилого возраста.

14 стр., 6930 слов

Социальная работа с лицами «Бомж»

... выявлены подходы в социальной работе с лицами бомж; показана значимость решения вопроса социальной адаптации лиц без определенного места жительства. Целью курсовой работы является всестороннее изучение, обобщение и систематизация теоретических основ по проблеме социальной работы с лицами бомж, проведение анализа ...

Также причиной существования бомжей является нехватка дешевого жилья, недостаточное количество жилищ, потеря жилья в результате межнациональных конфликтов или вследствие длительного отсутствия по болезни или в результате заключения; отсутствие политики в отношении лиц без определенного места жительства, несовершенство форм социального и, особенно, медицинского страхования. Важной причиной роста числа бомжей является безработица. Бомжей, чаще всего не имеющих прописки, а иногда и документов, удостоверяющих личность, не признают безработными, не существует завершенного нормативно-правового оформления механизма социальной защиты бомжей, регламентирующего отношения этой категории граждан с обществом, соответствующими учреждениями и ведомствами [7, с. 30].

Бездомность — это отсутствие постоянного жилища у индивидов или семей, что делает невозможным как ведение оседлого образа жизни, так и полноценное социальное функционирование. Как бродяжничество, так и бездомность — явления, присущие человечеству на всем протяжении его существования. Но особенно широко они распространяется в периоды социальных потрясений и стихийных бедствий, а именно: войн, голода, наводнений, землетрясений, кризисных процессов в тех или иных странах.

Оно присуще как развитым, так и слаборазвитым странам. Не является исключением и Россия.

Помимо общих причин, отмеченных выше, наиболее характерными причинами, усугубляющими проблему бездомности, для многих стран в настоящее время являются:

  • недостаточное количество жилищ, нехватка дешевого жилья;
  • безработица, обусловливающая отсутствие средств для оплаты жилья;
  • малодоходность многих семей и отдельных граждан;
  • социальное здоровье общества (наличие душевнобольных, лиц с отклоняющимся поведением, наркоманов, алкоголиков;
  • нездоровые отношения в семье;
  • положение лиц, вышедших из мест заключения);
  • слабые возможности реализации социальных программ, нацеленных на оказание материальной и другой помощи малообеспеченным семьям, группам риска.

К отличительным особенностям лиц без определенного места жительства относятся: отсутствие жилья, прописки, документов, родственников (субъективно) и определенных жизненных целей и перспектив. Бомжа можно узнать с первого взгляда. Внешний вид (заношенная одежда и т.д.) и специфический запах позволяют безошибочно отнести человека к данной категории.

Общая численность бездомных в России (по различным оценкам) составляет от 4 до 5 миллионов человек (из них от 280 до 840 тысяч детей).

Порядка 10% бездомных имеют высшее образование [11, с. 29].

Существование в России граждан без определенного места жительства (бомж) рассматривается ныне как сложное социальное явление, требующее многостороннего вмешательства со стороны государства и органов управления. Данная ситуация с начала 90-х годов официально считается социальной, а не правоохранительной проблемой.

85 стр., 42107 слов

Краткий курс лекций по праву социального обеспечения

... права граждан на тот или иной вид социального обеспечения, как правило, регулируется разными законами. Например, право на пенсию - Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001г. и "О государственном пенсионном обеспечении ...

Среди «бомжей» значительную часть составляют бывшие заключенные, поэтому одним из направлений социальной работы с данной категорией населения является реабилитационная деятельность. Особым направлением реабилитационной деятельности является восстановление правового и социального положения лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы. Эти люди, получив свободу, а с ней и права на самостоятельное устройство своей жизни, нередко не имеют не только жилья, но и возможности устроиться на работу. В современных условиях, когда наблюдается реальный рост безработицы, бывшим заключенным самим все сложнее решить проблему трудоустройства. Понимая это, некоторые руководители, преимущественно из сельской местности, создают трудовые бригады (своеобразные коммуны) из бывших заключенных. Им предоставляется жилье и возможность сельским трудом заработать себе на жизнь. Но таких руководителей-попечителей единицы.

Социальная реабилитация, будучи одной из общих технологий социальной работы, направлена на восстановление не только здоровья, трудоспособности, но и социального статуса личности, его правового положения, морально- психологического равновесия, уверенности в себе. В зависимости от специфики объекта реабилитации определяются и методики реабилитационного воздействия, дополняемые соответствующими частными технологиями социальной работы [8, с. 29].

Таким образом, бездомность — это отсутствие постоянного жилища у индивидов или семей, что делает невозможным как ведение оседлого образа жизни, так и полноценное социальное функционирование. Бездомность — явление, присущие человечеству на протяжение всего его существования. Но особенно оно широко распространяется в период социальных потрясений и стихийных бедствий. В современной России значительную долю бездомных составляют так называемые бомжи, то есть лица без определенного места жительства. В последние годы их число резко увеличилось. Специфика российской бездомности — лишившись регистрации, человек автоматически лишается возможности реализовать конституционные права на труд, образование, социальные и медицинские услуги, избирательное право. Для получения российского паспорта требуется доказать наличие российского гражданства. Единственный способ это сделать при отсутствии других документов, — обратиться в суд по месту регистрации. Но и при обращении в суд необходимо наличие паспорта.

1.2 Проблема правового положения бездомных

В России к числу бездомных можно отнести тех, кто ютится на чердаках и в подвалах; кто проживает в общежитиях, ночлежках и домах, предназначенных на снос; проживающие у друзей.

Существует и скрытая бездомность — это семейные общежития, разведенные люди, молодые специалисты, люди, поехавшие на великие стройки, за заработками на рыбную путину и не сумевшие там определиться и найти постоянное место работы и жительства.

Социальные последствия бездомности очень тяжелы. Это и снижение статуса, потеря себя как личности, невозможность воспользоваться правами Конституции: нет прописки — не можешь голосовать, найти работу, не получишь полиса медицинского страхования.

Проблемы бездомного вызывают депрессии, суицид, преступления, проституцию, агрессию, разводы.

Ряды бездомных пополняют бывшие заключенные, убегающие от родителей дети, инвалиды, наркоманы и алкоголики, беженцы, демобилизованные солдаты, военнослужащие, возвращающиеся из других стран. Большинство бездомных — мужчины-одиночки.

5 стр., 2176 слов

Права и свободы гражданина и человека

... человека предоставляются любому индивиду, а правами и свободами гражданина обладают только лица являющиеся гражданами Российской Федерации, статьи Конституции указывают на это. В Конституции РФ проводится разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина. Права гражданина ...

В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Равенство прав граждан закреплено ст. 19 Конституции РФ [1].

Частью 2 ст. 19 Конституции РФ предусмотрена государственная гарантия прав и свобод граждан независимо от их имущественного положения и места жительства. Принцип равенства избирательных прав граждан вытекает из положений части 1 ст. 19 Конституции РФ и прямо предусмотрен ст. 3 (п.1), 4 (п.2), 5 (п.1) Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Частью 3 ст. 55 Конституции РФ предусмотрено, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Исходя из смысла этой конституционной нормы, такое ограничение должно носить характер конкретного запрета.

Частью 3 ст. 32 Конституции РФ предусмотрены два основания для ограничения избирательных прав: судебное признание гражданина недееспособным; пребывание гражданина в местах лишения свободы по приговору суда.

Те же основания предусмотрены пунктом 3 ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Кроме того, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» введен возрастной ценз для активного избирательного права, который совпадает с наступлением совершеннолетия и приобретением гражданином полной гражданской дееспособности (18 лет) [2].

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ. Таким образом, бездомные должны наравне с другими гражданами в полном объеме беспрепятственно пользоваться избирательными правами, предусмотренными Конституцией РФ. Кроме того, активным избирательным правом закон наделяет только тех граждан, которые имеют место жительства на территории соответствующего избирательного округа, а факт нахождения места жительства на этой территории устанавливается органами регистрационного учета, т.е. подтверждается регистрацией.

Статья 2 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» дает понятию «место жительства» следующее определение: «Место жительства — жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации». Из этого определения очевидно, что местом жительства является отвечающее определенным критериям недвижимое имущество, право на которое гражданин имеет как собственник или на иных законных основаниях (является правообладателем) [3].

10 стр., 4545 слов

Российская Федерация как социальное государство

... В. Баглай полагает, что «социальное государство берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М.: Издательская группа „Норма ...

Таким образом, законодатель поставил возможность реализации гражданами Российской Федерации их права выбирать в прямую зависимость даже не от места их фактического проживания на территории избирательного округа, а от наличия у них прав на недвижимое имущество (жилое помещение), находящегося на соответствующей территории, — от их имущественного положения. То есть ввел своего рода имущественный ценз. Бездомные оказались дискриминированы в вопросах получения психиатрической помощи, что является одним из аспектов их дискриминации в вопросах реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Психиатрическое освидетельствование проводится для определения, страдает ли обследуемый психическим расстройством, нуждается ли он в психиатрической помощи, а также для решения вопроса о виде такой помощи. Психиатрические освидетельствования проводятся по просьбе или с согласия обследуемого. В случае, когда человек, в отношении которого не известно, страдает он психическим расстройством или нет, совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства, обуславливающего его беспомощность (то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности) или существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если он будет оставлен без психиатрической помощи, решение о психиатрическом освидетельствовании этого человека без его согласия или без согласия его законного представителя принимается врачом-психиатром с санкции судьи.

Однако, если этот человек является бездомным, то с получением санкции судьи могут возникнуть юридические проблемы. Дело в том, что заявление врача-психиатра о принудительном психиатрическом освидетельствовании гражданина подается в суд по месту жительства гражданина. Поскольку иного механизма отнесения дел о необходимости психиатрического обследования к подсудности того или иного суда законодательством не предусмотрено, в России нет суда, который по подсудности мог бы принять к рассмотрению такое дело в отношении бездомного гражданина. К каким последствиям это может привести, понятно из указанных выше оснований для принудительного обследования.

В 1991 году из Уголовного Кодекса РСФСР были исключены статьи 198 и 209, предусматривавшие уголовное наказание за проживание без прописки и занятие бродяжничеством или попрошайничеством либо ведение иного паразитического образа жизни.

Однако статья 178 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, предусматривающая наказание за проживание без прописки в виде предупреждения или штрафа в размере до одной десятой минимального месячного размера оплаты труда, действовала вплоть до 2002 года.

Статья 180 того же Кодекса предусматривала наказание за «допущение гражданами проживания в занимаемых ими жилых помещениях лиц …без прописки или регистрации» в виде предупреждения или штрафа в размере до одной десятой минимального месячного размера оплаты труда.

В 2002 году вступил в силу новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 года № 195-ФЗ, в который были включены аналогичные нормы [4].

3 стр., 1374 слов

Кадровое обеспечение социальных служб, учреждений и организаций

... Учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы: руководители, врач-эксперты, медицинские сестры, психологи, специалисты по реабилитации, программисты. 5. Службы социальной помощи. Основным структурным звеном социальной защиты населения можно считать центр социального обслуживания. Основные кадровые ... организует оказание помощи нуждающимся; социально-медицинская — организует работу по ...

Следует учитывать, что штрафные санкции за указанные административные правонарушения налагаются во внесудебном порядке непосредственно органами внутренних дел. При этом правонарушением считается сам факт нахождения без регистрации в населенном пункте. Вопрос о том, есть у конкретного «нарушителя» возможность зарегистрироваться в каком-нибудь жилом помещении в каком-либо населенном пункте на территории Российской Федерации или нет, никем не исследуется и не рассматривается.

По сути дела в вопросе административного преследования за проживание без регистрации сложилась устойчивая практика объективного вменения, при которой для наложения взыскания достаточно одного лишь факта отсутствия регистрации.

Субъективная сторона дела, от которой зависит квалификация поведения человека (виновное или невиновное поведение), при вынесении решения не исследуется. Бездомные в России подвергаются жесточайшей правовой дискриминации. Российский законодатель страдает своеобразной «слепотой» и при разработке норм, предусматривающих механизмы реализации прав и свобод человека и гражданина, «не видит» бездомных и, соответственно, не предусматривает таких механизмов реализации прав и свобод, которые с учетом специфики бездомного существования обеспечивали бы бездомным равные с прочими гражданами возможности. Но как только встает вопрос о преследовании (уголовном, административном), наш законодатель не просто обнаруживает бездомных наравне с прочими, но и всячески выделяет их, забывая при этом общепризнанные правовые принципы.

Формы и методы социальной работы с бездомными в России разнообразны: открыты дома ночного пребывания, ночлежки; для бомжей и бродяг организуются «телефоны доверия»; работают приюты, столовые и душевые с прачечными; социальные центры и т. д.

Сейчас государственные меры поддержки бездомных ограничиваются, как правило, предоставлением ночлега и материальной помощи (в недостаточном количестве: в Петербурге это 300 коек на 10 000 уличных бездомных).

В основном дома ночного пребывания содержатся за счет регионального бюджета, и воспользоваться ими имеют право только бывшие жители региона. Доказать этот статус крайне сложно, кроме того, в крупных городах большая часть бездомных — россияне-экономические мигранты (в Москве их 80%, в Санкт-Петербурге — 40%).

Значительную проблему в реализации государственной помощи бездомным представляет отсутствие у них регистрации по месту жительства, так как обычно социальные учреждения работают именно с лицами, имеющими регистрацию в их районе. Все бюджеты программ и национальных проектов составляются в расчете на регистрированных жителей, по регистрированным же составляется и отчетность социальных учреждений. Следует заметить, что и статистика ведется по месту жительства граждан, а выпадение из этой статистики миллионов бездомных приукрашивает положение дел, а государство не знает о проблемах и не принимает мер по их решению.

Тем не менее определенные меры государственными социальными учреждениями все же принимаются.

Основные направления социальной работы с бездомными:

14 стр., 6822 слов

Власть и социальные патологии в современном обществе

... Существует и структурно-функциональная интерпретация власти, которая рассматривает власть как свойство социальной организации и самоорганизации человеческой общности. Теория конкурентных интересов основывается на том, ... достигается с помощью власти. Власть есть как в классовом, так и в бесклассовом обществе, в первобытном и классово организованном. Следовательно, власть - явление социальное. Во- ...

  • Обеспечение бездомных работой.
  • Мероприятия по их социально-трудовой реабилитации.
  • Обеспечение их местами для ночлега.

По этим направлениям в последнее время выделяются деньги и проводятся мероприятия.

Государственная социальная политика в вопросах профилактики бездомности и ресоциализации бездомных имеет своей целью создание надлежащих условий для предупреждения бездомности, реализации бездомными общепризнанных прав и свобод человека и гражданина и возвращения их к нормальной жизни в обществе [24, с. 59].

На органы внутренних дел согласно этому указу возлагается выявление лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, их задержание, доставление в центры социальной реабилитации и установление личности задержанных.

Органам здравоохранения поручено проведение медицинского освидетельствования бомжей и при необходимости направление их на лечение. Трудоустройство этой категории граждан и определение выплаты по безработице отнесено к ведению Федеральной службы занятости России. На органы социальной защиты возлагается направление лиц без определенного места жительства в учреждения социальной защиты, а также определение оснований и порядка выплаты пенсий.

Сейчас в Российской Федерации сложились четыре типа социальных учреждений, оказывающих помощь лицам бомж:

  • дома ночного пребывания;
  • специальные дома-интернаты для инвалидов и престарелых;
  • центры социальной адаптации;
  • социальные гостиницы и приюты.

В социальных учреждениях лицам бомж предоставляется бесплатный ночлег, оказывается медицинская помощь, проводится санитарная обработка, выдаются талоны на бесплатное питание. При необходимости оказывается доврачебная помощь, а нуждающиеся в специализированной медицинской помощи направляются в учреждения здравоохранения.

Для обеспечения общественного порядка в доме ночного пребывания выставляется пост милиции. Здесь принимаются лица без определенного места жительства (в первую очередь — инвалиды и старики), которые обращаются сами или направлены органами внутренних дел или органами социальной защиты.

Деятельность учреждений социальной помощи (домов ночного пребывания, социальных приютов, социальных гостиниц, центров социальной адаптации и других), создаваемых в системе органов социальной защиты населения для оказания социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий (далее именуются — учреждения).

Основными задачами учреждения являются: предоставление временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий, в первую очередь лицам пожилого возраста и инвалидам;

  • оказание содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации лиц, утративших социально полезные связи (лиц, освобождаемых из мест лишения свободы), к условиям жизни в обществе.

Учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

12 стр., 5543 слов

Технологии социальной работы с бездомными детьми

Практической значимостью работы являются анализ и совершенствование технологий социальной работы с бездомными детьми в ГБУ РТ «Центр социальной помощи семье и детям» Республики Тыва. Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего ...

Учреждения социальной защиты населения в соответствии с национальными стандартами Российской Федерации и государственными стандартами социального обслуживания субъектов РФ оказывают следующие услуги:

  • предоставление временного пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий;
  • оказание содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации утративших социально-полезные связи (в первую очередь лиц, освобождаемых из мест лишения свободы), к условиям жизни в обществе;
  • направление на санитарную обработку;
  • направление нуждающихся в учреждения здравоохранения;
  • обеспечение бесплатным питанием;
  • оформление, в случае необходимости, в дома-интернаты;
  • оказание содействия в назначении, перерасчете и выплате пенсии, материальной помощи;
  • оказание содействия в оформлении документов, удостоверяющих личность;
  • оказание содействия в получении страхового медицинского полиса;
  • оказание разносторонней помощи, в том числе, в виде консультаций по юридическим вопросам, бытовых услуг и предоставление разных видов социального обслуживания.

В ряде субъектов РФ есть учреждения социального обслуживания, где лица без определенного места жительства получают доступные и качественные услуги.

Таким образом, бездомные в России подвергаются жесточайшей правовой дискриминации. Российский законодатель страдает своеобразной «слепотой» и при разработке норм, предусматривающих механизмы реализации прав и свобод человека и гражданина, «не видит» бездомных и, соответственно, не предусматривает таких механизмов реализации прав и свобод, которые с учетом специфики бездомного существования обеспечивали бы бездомным равные с прочими гражданами возможности. Но как только встает вопрос о преследовании (уголовном, административном), наш законодатель не просто обнаруживает бездомных наравне с прочими, но и всячески выделяет их, забывая при этом общепризнанные правовые принципы.

Глава 2. Социальная работа с лицами без определенного места жительства

2.1 Виды социальных услуг по работе с лицами БОМЖ

Проблема бездомности не нова для России. Но как показывает статистика, с каждым годом бездомных становится все больше и больше. И причины этого социального феномена отличаются прогрессирующим разнообразием. За годы своего существования социальная работа как вид деятельности выработала достаточное количество технологий работы с лицами БОМЖ. Для того, чтобы разработка и применение технологий с лицами БОМЖ были эффективными, необходимо учитывать индивидуальные особенности лиц БОМЖ, а также причины, которые привели клиента к сложившейся ситуации.

Также в России существует достаточно много организаций по обслуживанию и помощи лицам БОМЖ. Но среди них очень мало тех, чья деятельность является действительно эффективной и направлена на коренное решение проблемы бездомности. Разрешение проблем кроется в изменении социального статуса людей без определенного места жительства, в ликвидации такой прослойки современного общества как бездомные. Социальная реабилитация, будучи одной из общих технологий социальной работы, направлена на восстановление не только здоровья, трудоспособности, но и социального статуса личности, его правового положения, морально-психологического равновесия, уверенности в себе. В зависимости от специфики объекта реабилитации определяются и методики реабилитационного воздействия, дополняемые соответствующими частными технологиями социальной работы.

При получении социальных услуг в учреждении любого типа бездомные граждане имеют право на:

  • выбор учреждения социального обслуживания в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами;
  • информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания учреждением социальных услуг;
  • уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждения;
  • конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения в ходе предоставления социальных услуг;
  • эта информация является профессиональной тайной, за разглашение которой виновные несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • защиту своих законных прав и интересов, в том числе в судебном порядке;
  • отказ от социального обслуживания.

Социальные услуги предоставляют при условии добровольного обращения бездомных граждан, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При предоставлении социальных услуг должна быть обеспечена безопасность для жизни и здоровья граждан — клиентов учреждений, соблюдены все установленные нормы и правила санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности, приняты все необходимые меры по профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев.

Социально-бытовые услуги бездомным гражданам предоставляют в следующих объемах и формах.

Прием и временное размещение бездомных граждан с учетом пола, возраста и состояния здоровья, физической и психологической совместимости.

Материально-бытовое обеспечение (предоставление койкоместа, мебели, инвентаря, постельных принадлежностей и предметов личной гигиены согласно утвержденным нормам).

Предоставление бесплатного горячего питания в период пребывания в учреждении в соответствии с утвержденным руководителем учреждения Положением о порядке предоставления бесплатного питания (талонов) в учреждении.

Уход и наблюдение за бездомными гражданами, в первую очередь гражданами пожилого возраста и инвалидами.

Предоставление услуг по стирке белья, чистке одежды, парикмахерских услуг.

Содействие в активизации собственных возможностей бездомных граждан по преодолению возникшей экстремальной ситуации.

Осуществление мероприятий по трудоустройству и социально-трудовой адаптации бездомных граждан:

  • поиск необходимых организаций и предприятий, заключение с ними договоров по трудоустройству бездомных граждан, оказание им помощи в трудоустройстве путем переговоров с работодателями и ходатайств перед ними;
  • содействие в трудоустройстве на рабочие места в самом учреждении или создаваемых при нем подразделениях;
  • учет занятости трудоспособных бездомных граждан для решения вопросов их трудовой адаптации.

Содействие в социальной адаптации к условиям жизни в обществе.

Предоставление помещений для отправления религиозных обрядов, создание для этого соответствующих условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка работы учреждения и учитывающих интересы верующих различных конфессий и атеистов.

Оформление документов для направления в учреждения стационарного социального обслуживания или иные учреждения социального обслуживания (по показаниям).

Содействие в отправке к прежнему либо избранному месту жительства путем приобретения проездных документов и обеспечения продуктами питания на время пути следования согласно установленным нормам трехразового питания в день.

Содействие в восстановлении способностей к бытовой, социальной и профессионально-трудовой деятельности.

Содействие в организации ритуальных услуг.

Профилактика бродяжничества и реабилитация, в первую очередь бывших воспитанников детских домов, школ-интернатов и специализированных учреждений социального обслуживания несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, при особом внимании в отношении которых на:

  • создание условий для жизнедеятельности, позволяющих оптимально решать задачи реабилитации;
  • содействие в преодолении возникших трудностей собственными силами;
  • осуществление комплекса профориентационной работы на базе данных анализа профпригодности;
  • содействие в решении вопросов жизнеустройства;
  • предоставление временного проживания (на период реабилитации) до определения их дальнейшего жизнеустройства;
  • содействие в формировании устойчивой жизненной позиции и модели поведения применительно к реальной жизни.

Социально-медицинские услуги

Социально-медицинские услуги бездомным гражданам предоставляют в следующих объемах и формах.

Оказание доврачебной медицинской помощи, проведение санитарной обработки, дезинфекции белья, одежды и других вещей.

Содействие в госпитализации больных, нуждающихся в лечении, в стационарные учреждения здравоохранения.

Содействие в обеспечении нуждающихся протезно-ортопедическими изделиями, специальными средствами для самообслуживания и ухода, другими средствами реабилитации.

Оказание санитарно-гигиенической и противоэпидемической помощи.

Содействие в проведении медико-социальной экспертизы на предмет установления или изменения группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности.

Содействие в оказании бездомным гражданам медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации.

Содействие в получении полиса обязательного медицинского страхования [22, с.125].

Организация и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Содействие в проведении реабилитационных мероприятий медицинского и социального характера, в том числе для инвалидов на основании индивидуальных программ реабилитации.

Социально-психологические услуги

Социально-психологические услуги бездомным гражданам предоставляют в следующих объемах и формах.

Предоставление срочной психологической помощи для поддержания жизнедеятельности бездомных граждан, включающей в себя психодиагностику и обследование личности, психологическое консультирование, психологическую коррекцию и т.д.

Оказание квалифицированной психологической помощи клиентам, злоупотребляющим алкоголем и употребляющим наркотические средства.

Оказание морально-психологической поддержки в период трудовой реабилитации, включающее в себя психологическое консультирование, беседы, стимулирование к активности.

Социально-педагогические услуги

Социально-педагогические услуги бездомным гражданам предоставляют в следующих объемах и формах.

Содействие в обучении бездомных граждан, не имеющих профессиональных навыков.

Осуществление мероприятий по восстановлению профессиональных навыков, в том числе содействие в направлении на общественные работы.

Оказание помощи в приобретении (восстановлении) трудовых навыков бездомным, бывшим воспитанникам детских домов, школ-интернатов и специализированных учреждений социального обслуживания для несовершеннолетних.

Организация досуга, проведение культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных и других мероприятий.

Обеспечение книгами, журналами, газетами, настольными играми и иным, необходимым для организации досуга.

Организация и привлечение к различным видам общественнополезного труда на добровольной основе.

Социально-экономические услуги

Социально-экономические услуги бездомным гражданам предоставляют в виде оказания разовой материальной помощи (выдача продуктовых наборов, талонов на бесплатное горячее питание, помощь одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости).

Социально-правовые услуги

Социально-правовые услуги бездомным гражданам предоставляют в следующих объемах и формах.

Содействие в восстановлении документов, удостоверяющих личность, включая фотографирование на документы.

Содействие в оформлении регистрации по месту пребывания в паспортно-визовой службе органов внутренних дел.

Содействие в поиске родственников и в восстановлении утраченных связей с ними.

Содействие в вопросах восстановления утраченной жилплощади, работы:

  • содействие в подготовке документов для постановки на учет нуждающихся в получении жилой площади (при наличии оснований);
  • судебное сопровождение по вопросу восстановления прав на утраченное жилье (при наличии оснований);
  • содействие в подготовке запросов, заявлений и т.п.

Содействие в решении вопросов пенсионного обеспечения.

Оказание помощи в подготовке документов, направляемых в различные инстанции по конкретным проблемам клиентов.

Оказание правовой помощи в защите прав и интересов клиентов перед работодателями.

Консультирование по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство и др.), а также по вопросам, касающимся охраны прав, свободы и здоровья клиентов.

Таким образом, особо востребованы таки услуги, как содействие в получении полиса обязательного медицинского страхования, в восстановлении утраченных документов (паспорта, военного билета, пенсионного и т.д.), социально-полезных и родственных связей, оформлении пенсии и инвалидности, нуждающиеся получают направление в учреждения, предоставляющие временный приют, в стационарные социальные учреждения, им предоставляют правовые, психологические и консультационные услуги. Социальная политика постоянно направлена на поиск и внедрение новых форм работы с населением. И это не просто дань моде, а жизненная необходимость для развития человеческого потенциала бездомных, их адаптации в общество как активных участников, для недопущения социальной изоляции граждан.

2.2 Опыт оказания социальной поддержки лицам БОМЖ

Анализ литературы по теме исследования говорит о том, что социальная работа с лицами без определенного места жительства находится в поле внимания, как законодателей, так и социальных служб.

Сегодня в Российской Федерации сложились четыре типа социальных учреждений, оказывающих помощь лицам бомж:

  • дома ночного пребывания;
  • специальные дома — интернаты для инвалидов и престарелых;
  • центры социальной адаптации;
  • социальные гостиницы и приюты.

Также в России существует достаточно много организаций по обслуживанию и помощи лицам БОМЖ. Но среди них очень мало тех, чья деятельность является действительно эффективной и направлена на коренное решение проблемы бездомности.

Другими словами, опыт оказания социальной поддержки лицам БОМЖ несомненно является образцовым для других учреждений, занимающихся проблемами бездомности. Основным достоинством работы можно считать то, что основу деятельности составляют принципы комплексности и длительности, что является основой эффективности работы.

Автор статьи «Лица без определенного места жительства: им нужна наша помощь и поддержка!!!» Ахтемова И.Н. описывает ситуацию с БОМЖ в г. Новый Уренгой. С целью решения комплексного подхода по реабилитации бомж в 2004 году было подписано соглашение о взаимном сотрудничестве между муниципальным бюджетным учреждением «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» и Церковью христиан веры Евангельской «Новый свет» по оказанию социальной, медицинской, трудовой, психологической реабилитации указанных лиц с предоставлением койко-места для временного проживания на срок до 6 месяцев [8].

Главный упор работы дается не на снабжении бездомных горячей едой и обогревом, что может вызывать иждивенчество за счет организации, а на попытках вывести большее количество бездомных из этого состояния.

Психологическое сопровождение проводится на всем протяжении патронажа бездомного. Психологическая помощь — это одно из наиболее важных компонентов обеспечения социально одобряемой жизнедеятельности лиц бомж. С помощью методов (методы практического воздействия (различные упражнения, тренинги, методы игр), методы воздействия (убеждение, поощрения или осуждения, внушение)), психолог должен убедить клиента в неправильности его поведения, его жизненного уклада, вызвать желание измениться самому и изменить свою жизнь, снять внутренне напряжение, страх. Затем на втором этапе, задача психолога помочь клиенту поверить в себя и свои силы, в то время когда он будет находиться в поисках работы и сборе документов. Наконец, на конечном этапе нужно закреплять полученные положительные результаты. И эта работа должна строиться с учетом того, какую жизненную позицию занимал бездомный раньше, как изменились его представления, какие черты личности удалось искоренить, а какие нет. Все это послужит основой для предупреждения рецидивов.

Титова Т.Н. в статье «Работа с лицами без определенного места жительства в Томской области» считает одним из направлений социальной работы — работу с лицами без определенного места жительства. Образ жизни бездомных направлен на борьбу за существование. Им приходится постоянно «отвоевывать теплое место», бороться за пищу и возможность получать несколько часов спокойного сна[29].

Позитивный опыт работы с БОМЖ, на сегодняшний день является не исключением. Если проанализировать практику регионов, то ситуация с решением проблем лиц БОМЖ выглядит не так негативно. Особенно это ярко выражено в малых муниципальных образованиях, где лиц БОМЖ достаточно много, и мер, применяемых для решения проблемы бездомности достаточно.

В рамках данного анализа также была проанализирована ситуация в Брянской области. В Клинцах и Володарском районе Брянска появился новый вид социальных заведений — приюты для лиц без определенного места жительства. Бомжей, при их согласии, будут помещать сюда на восемнадцать дней, давать им карточки для питания, помогать восстанавливать утерянные документы. Эти своеобразные приюты будут работать в контакте с полицией, паспортно-визовой службой, медициной, СЭС и другими ведомствами. В общем, несмотря на все трудности, работа соцслужб кипит, и она очень востребована населением.

Непосредственно бездомными в структуре данного учреждения занимается отделение срочного социального обслуживания. Специалистами отделения срочного социального обслуживания населения осуществляется постановка на учет лиц БОМЖ, о которых поступают сведения. На каждого клиента заводится персональная карта учета, в которой содержится вся необходимая информация о бездомном.

Андреева Т.И. в своей статье рассматривает организацию работы отделения срочного социального обслуживания населения с гражданами без определенного места жительства [5, с. 66-71].

Анализируя ситуацию с бездомностью, нельзя не сказать о тех недостатках, которые присутствуют в работе учреждений. Практически ни один из разработанных принципов социальной работы с лицами БОМЖ не реализуется. Во-первых, это отсутствие комплексного подхода к решению проблемы бездомных. Вышеперечисленные мероприятия носят разрозненный, разовый характер. Отсутствие позитивной стимуляции развивает у лиц бомж паразитическую позицию по отношению к социальной помощи. Бездомные не могут быть все время на виду у социальных работников, они не отрываются от своего социального окружения, что не позволяет им разорвать порочный круг его пагубного деструктивного воздействия на личность. Главной причиной, которая ставит всю эффективность работы под угрозу, является алкоголизм клиентов, а учреждение в свою очередь, не предпринимает никаких попыток для устранения этой пагубной привычки у подопечных. В связи с чем, многие мероприятия, главным образом, восстановление документов, являются неэффективными, так как через определенный период, находясь в состоянии алкогольного опьянения, клиент снова теряет их, и работа социального работника начинается с начала. И, наконец, работу проводимую, с лицами БОМЖ, нельзя назвать полной, так как, как правило, она ограничивается помощью в восстановлении документов, за исключением тех случаев, когда клиента необходимо поместить в учреждение стационарного типа (интернаты).

Пентюхов А.В. рассматривает социальную помощь лицам, занимающимся бродяжничеством. На сегодняшний момент бродяжничество — это острая социальная проблема [21].

Там, где собирается много бродяг, социальным работникам гораздо легче донести информацию о возможностях социальных учреждений, дать консультации. Для информирования бездомных граждан о возможностях социальной службы уличные работники раздают Справочники бездомного человека «Адреса милосердия».

Таким образом, сложность в решении проблем социальной работы с «бомжами» не может быть устранена даже при преодолении системного кризиса в стране, при проведении приемлемой социальной политики, направленной на улучшение условий жизни малообеспеченных слоев населения. Психологический аспект работы с этими людьми всегда останется приоритетным и потребует от работников службы социальной защиты знания психологии.

Учитывая вышеперечисленные результаты анализа можно предложить следующие рекомендации по усовершенствованию системы социальной работы с бездомными:

  • законодательно определить возможность принудительного лечения лиц БОМЖ от алкоголизма;
  • развивать практику социальных гостиниц — это один из эффективных вариантов решения жилищной проблемы людей, уже оказавшихся в состоянии бездомности.
  • при оказании помощи исходить из того, что она должна носить комплексный характер.
  • активнее проводить работу по содействию в трудоустройстве лиц БОМЖ, используя при этом взаимодействие различных органов: центров занятости, КОСов, органов МВД.
  • проводить тренинги для сотрудников государственных и муниципальных учреждений с целью повышения толерантности, предоставления объективных знаний о бездомности и бездомных.
  • повышать уровень правовой грамотности населения. Развивать систему бесплатных юридических консультаций, осуществлять юридическое сопровождение граждан без регистрации по месту жительства.

Таким образом, данные мероприятия с условием соблюдения принципов работы с лицами БОМЖ позволят эффективно решать проблему бездомности.

Заключение

Бездомность — это отсутствие постоянного жилища у индивидов или семей, что делает невозможным как ведение оседлого образа жизни, так и полноценное социальное функционирование. Бездомность — явление, присущие человечеству на протяжение всего его существования. Но особенно оно широко распространяется в период социальных потрясений и стихийных бедствий. В современной России значительную долю бездомных составляют так называемые бомжи, то есть лица без определенного места жительства. В последние годы их число резко увеличилось. Специфика российской бездомности — лишившись регистрации, человек автоматически лишается возможности реализовать конституционные права на труд, образование, социальные и медицинские услуги, избирательное право. Для получения российского паспорта требуется доказать наличие российского гражданства. Единственный способ это сделать при отсутствии других документов, — обратиться в суд по месту регистрации. Но и при обращении в суд необходимо наличие паспорта.

Бездомные в России подвергаются жесточайшей правовой дискриминации. Российский законодатель страдает своеобразной «слепотой» и при разработке норм, предусматривающих механизмы реализации прав и свобод человека и гражданина, «не видит» бездомных и, соответственно, не предусматривает таких механизмов реализации прав и свобод, которые с учетом специфики бездомного существования обеспечивали бы бездомным равные с прочими гражданами возможности. Но как только встает вопрос о преследовании (уголовном, административном), наш законодатель не просто обнаруживает бездомных наравне с прочими, но и всячески выделяет их, забывая при этом общепризнанные правовые принципы.

Особо востребованы таки услуги, как содействие в получении полиса обязательного медицинского страхования, в восстановлении утраченных документов (паспорта, военного билета, пенсионного и т.д.), социально-полезных и родственных связей, оформлении пенсии и инвалидности, нуждающиеся получают направление в учреждения, предоставляющие временный приют, в стационарные социальные учреждения, им предоставляют правовые, психологические и консультационные услуги. Социальная политика постоянно направлена на поиск и внедрение новых форм работы с населением. И это не просто дань моде, а жизненная необходимость для развития человеческого потенциала бездомных, их адаптации в общество как активных участников, для недопущения социальной изоляции граждан.

Сложность в решении проблем социальной работы с «бомжами» не может быть устранена даже при преодолении системного кризиса в стране, при проведении приемлемой социальной политики, направленной на улучшение условий жизни малообеспеченных слоев населения. Психологический аспект работы с этими людьми всегда останется приоритетным и потребует от работников службы социальной защиты знания психологии.

Проблема бездомности не нова для России. Но как показывает статистика, с каждым годом бездомных становится все больше и больше. И причины этого социального феномена отличаются прогрессирующим разнообразием. За годы своего существования социальная работа как вид деятельности выработала достаточное количество технологий работы с лицами БОМЖ. Для того, чтобы разработка и применение технологий с лицами БОМЖ были эффективными, необходимо учитывать индивидуальные особенности лиц БОМЖ, а также причины, которые привели клиента к сложившейся ситуации.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialnaya-rabota-s-litsami-bez-opredelennogo-mesta-jitelstva/

1. Конституции РФ от 12.12.1993 // СПС Консультант +

2. Федеральный закон от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СПС Консультант +