В наше время значение личности в обществе можно рассматривать по-разному. С одной стороны, личность – это значимая часть социума, основной его компонент – каждый сформировавшийся духовно человек, который отдает себя на пользу своего государства. С другой, индивид является всего лишь частичкой общества, его маленьким фрагментом, что уменьшает в разы значение каждого человека в мировом масштабе. Тем не менее, все эти частицы – люди – должны тесно взаимодействовать друг с другом во имя поддержания целостности системы. А значит, каждый индивид должен занимать в обществе свою нишу, выполнять определенную задачу.
С раннего детства ребенка окружают люди, которые передают ему навыки и умения взаимодействия с обществом. И до самой смерти происходит этот процесс, свойственный только людям.
Социобиологи ищут сходства между людьми и животными. В результате их поисков у животных, кажется, обнаруживаются все социальные качества, что и у людей: умение дружить, любить, создавать семью, приходить на помощь друг другу. Но ученые не смогли найти признаки социализации у животных. В зачаточной форме обучение «правилам жизни» существует у обезьян или волков. Но передача смысла поступков, их значение, социальных норм и ценностей, освоения социальных ролей у животных нет. Только человек способен «свертывать» эволюционные этапы своего развития. Поэтому человеческие детеныши не смогли прижиться в обществе.
В работе рассмотрены основные характеристики социализации, ее субъекты; представлены теории выдающихся ученых, психологов. Это поможет понять, как общество воспроизводится, не позволяя животным инстинктам прервать передачу социальных норм, целей, культурных ценностей и приоритетов.
1. Личность – часть общества
Личность есть продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения[1].
Личность – это человек как субъект отношений и сознательной деятельности. Человек, которому присуща индивидуальность. Но в отличие от этически нейтрального понятия психофизической и духовной индивидуальности, личность включает в себя этический момент самоопределения. Изучением личности занимается множество гуманитарных наук, в первую очередь это: философия, психология и социология. Философия объясняет личность с точки зрения декартовского дуализма: тела и души и к религиозному ее источнику. Психология – как устойчивую целостность психических факторов: темперамента, характера, волевых качеств. Социологический же подход выявляет в личности социально-типическое.
Влияние мировоззрения на исторические судьбы человека и общества
... социально-историческим пластам и историческим типам культуры. Различие между социальными субъектами как носителями мировоззрения проявляется в двух его структурных образованиях - индивидуальное и массовое мировоззрение. Индивидуальное мировоззрение отражает специфически неповторимые черты человеческой личности, особенности ...
Личность не может пониматься отдельно от общества.
Говоря, личность, мы понимаем отдельного индивида, сформировавшего в себе определенные качества, помогающие ему существовать в обществе, одновременно выделяющие его из толпы. Так что личность не может осознаваться вне общества, вне того круга, для которого она создается.
Существует Общество – некая реальность, состоящая из людей, которые трудятся, работают, создают новое общество. Говоря о людях в обществе, подразумеваются индивиды. Индивид – это единоличный представитель человеческого рода, носитель социальных, психологических черт человека, отличающих его от других представителей животного мира. Определение индивид довольно общее, не затрагивающее таких особенностей человека, как половая принадлежность, возраст, темперамент и др. Однако нельзя полностью отказываться от этих качеств, ведь совершенно ясно, что нельзя равнозначно понимать жизнедеятельность ребенка и взрослого человека. Так что «индивид» — это только отправной момент для формирования личности. А личности в таком случае следует понимать как итог развития индивида.
2. Социализация: понятие, общая характеристика
Социализация – процесс, который начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости по освоению социальных ролей и усвоению культурных норм[2].
Причем, в детстве формируется 70% человеческой личности.
Человечеству известны случаи, когда человеческих детей воспитывали звери, то есть существа, находящиеся ниже уровня развития человека. Образ такого воспитания описан в произведении Р. Киплинга «Маугли». В реальности выяснилось, что дети, получившие такое «воспитание» не могут говорить, мыслить, улыбаться и участвовать в социальном взаимодействии. То есть оторванные от социума дети уже не могли приобрести навыки культурного общения. Они смогли лишь усвоить самые элементарные навыки и овладеть устной речью, состоящей из 30 слов. Не имея возможности войти в общество, они становятся «изолянтами» и в обществе не могут прожить больше 10 лет. Таких людей называют феральными[3] – они – продукт социальной изоляции. Феральные люди не смогли бы стать полноценными членами общества, потому что их воспитание началось достаточно поздно.
Так что, выпадая из социальной среды, дети лишаются формирования самой важной части своего «Я». Такой пример является еще одним доказательством того, что вне социума развитие личности, вступление человека в общество на полных основаниях, усвоение социальных ролей невозможно без постоянного нахождения рядом с людьми.
До сих пор термин социализация не имеет однозначного определения. И наравне с ним используется еще два, рассматриваемые как синонимы: «развитие личности» и «воспитание». Идея развития личности – одна из ключевых идей отечественной психологии. Более того, признание личности субъектом социальной деятельности придает особое значение идее развития личности: ребенок, развиваясь, становится таким субъектом, т.е. процесс его развития немыслим вне его социального развития, а значит, и вне усвоения им системы социальных связей, отношений, вне включения в них. По объему понятия «развитие личности» и «социализация» в этом случае как бы совпадают, а акцент на активность личности кажется значительно более четко представленным именно в идее развития, а не социализации: здесь он как-то притушен, коль скоро в центре внимания – социальная среда и подчеркивается направление ее воздействия на личность. Немного сложнее вопрос о соотношении понятий «социализация» и «воспитание». Термин «воспитание» употребляется в нашей литературе в двух значениях – в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова термин «воспитание» означает процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм и т.д.
Воспитание и развитие личности ребенка
... как субъект своего собственного формирования и развития. Первоначальное формирование личности человека Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание. Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личности сложились в итоге длительного ...
Ударение здесь ставится на целенаправленность, планомерность процесса воздействия. В качестве субъекта воздействия понимается специальный институт, человек, поставленный для осуществления названной цели. В широком смысле слова под «воспитанием» понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта и т.д. Субъектом воспитательного процесса в этом случае может выступать и все общество, и, как часто говорится в обыденной речи, «вся жизнь». Если употреблять термин «воспитание» в узком смысле слова, то социализация отличается по своему значению от процесса, описываемого термином «воспитание». Если же это понятие употреблять в широком смысле слова, то различие ликвидируется.
Если принять во внимание все уточнения, суть социализации можно представить так: социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду[4].
Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности.
Содержание и направленность процесса социализации определяется двумя основными тенденциями – типизацией и индивидуализацией.
Типизация определяется, с одной стороны, как способ усвоения личностью проявляющихся в реальном мире «объективных мыслительных форм» культуры (ценностей, норм, идей их преобразования в субъективно-идеальный мир) и, с другой – как трансформация объективно-идеальных форм культуры в индивидуальный опыт поведения.
Индивидуализация характеризуется в свою очередь преобразованием индивидуального поведенческого опыта личности в объективно идеальные формы культуры и трансформацией субъективного мира личности, субъективной идеальности в объективные формы внешнего социального мира.
3. Первичная социализация
В социализации как в процессе выделяют этапы. Прежде всего, процесс делят на две большие группы: первичная, охватывающая период детства, и вторичная, занимающая более длительный временной промежуток времени и включающая также в себя зрелый и преклонный возраст, социализации, с которыми также связаны агенты и институты социализации.
ближайшее окружение человека
В общем процесс социализации личности можно разделить на 4 этапа: первое детство, детство и отрочество, зрелость и старость. К первичной социализации относится детство и отрочество.
Соседство как микрофактор социализации человека
... на субьект-субьектном подходе социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно-создаваемыми условиями жизни ...
Первое детство очень важно. Первые мгновенья жизни малыша имеют наибольшее значение для образования связи между ребенком и каждым из родителей. В основе формирования этой связи лежат взгляды и, в особенности, улыбки. Известно, что, начиная со второй недели, малыш начинает обнаруживать большой интерес к человеческому лицу и даже способен отличить лицо своей матери от лица чужого, незнакомого человека.
Между 8-м и 12-м месяцами у ребенка начинают четко проявляться привязанности. Ребенок четко может определить, что у него пропал из виду знакомый предмет. Яркий пример: если ребенка отнять от матери и передать в руки незнакомому человеку, малыш разразится плачем, но не только потому, что ему страшно перед незнакомым человеком, то есть в незнакомой обстановке, а больше влияет на его реакцию неузнавание в новом лице материнских черт. Именно этот этап связан с развитием представлений о постоянстве. Кроме того, постоянное присутствие рядом социального партнера приводит на 8-м или 9-м месяце жизни представления у ребенка о собственной перманентности.
В отрочестве группы сверстников играют важную роль, ведь ребенок в таком возрасте гораздо легче и охотнее идентифицирует себя с другими подростками, нежели со старшими. Этот период связан с формированием установок и развитием идентификаций.
Первичная социализация завершается, когда в сознании индивида укоренено понятие «обобщенного другого» и все, что его сопровождает. С этого момента он становится действительным членом общества и субъективно обладает своим Я и миром.
4. Агенты первичной социализации
Человеческий детеныш рождается на менее зрелой стадии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире – в социально сконструированной реальности. Природа в этом случае не позаботилась о подходящем «жилище» для человека, поэтому на протяжении всей своей жизни человек будет искать себе пристанище в виде профессии, статуса, должности, либо как-то еще. Важно, что это «место» кормит, поит, одевает человека и дает ему уверенность в завтрашнем дне. У ребенка до 15 лет нет такой «крыши», поэтому он существует в полной зависимости от родителей и от своих родных.
Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.
Первичная социализация – сфера межличностных отношений, так что агенты социализации здесь играют главнейшую роль. Плюс они выполняют гораздо больше ролей и функций, нежели агенты вторичной социализации. Отец – опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг и т.д. Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Сверстники же равны ему. При этом разные социальные агенты как бы конкурируют друг с другом за право обладания преимущественного влияния на ребенка. Предположим, родители ребенка и его друзья, оказывают противоположное влияние на объект, при этом каждый дает ему неоценимые знания о том, как быть взрослым, или, наоборот, ребенком. То есть таким образом они облегчают ему переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости.
Подразумевая конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие «агенты». В первичной социализации агенты социализации могут называться также институтом социализации, если говорить о них в общем виде. Например, институт семьи.
Институты социализации – это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Первичным институтом социализации можно также называть не только семью, но и школу, которая в которой ребенок испытывает большое влияние агентов.
Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй. И напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослев, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, СМИ, армией, церковью и т.д.
Первичная социализация есть та первая социализация, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества. Вторичная социализация – это каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его общества.
5. Вторичная социализация
Вторичная социализация, как уже было сказано, охватывает в большей степени зрелость и старческий период. Период зрелости характеризуется большим, по сравнению с предыдущим периодом, количеством друзей у молодых людей, состоящих в браке. В среднем, их число составляет семь человек, они подбираются по сходству вкусов, взглядов на мир, интересов и по географическому удобству общения. Деятельность в расцвете зрелости направлена на достижение поставленных жизненных целей, это не позволяет много времени уделять друзьям. Поддерживаются лишь самые прочные связи.
С приходом старости и теми драматическими событиями, что сопровождают этот период, жизнь человека переворачивается. Теряются дружеские связи. Но социализация личности на этом не заканчивается, ведь этот процесс длится всю жизнь, хотя и несколько меняет свое направление по сравнению с предыдущими этапами.
Доктор Орвиль Г. Брим приводил различия между социализацией взрослого и ребенка: социализация взрослого в большой степени направлена на изменение своего внешнего поведения, а детская – корректирует базовые ценностные ориентации; взрослые оценивают нормы, дети в большинстве случаев могут их только усваивать; социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыкам, социализация же детей формирует главным образом мотивацию их поведения.
То есть детям в их большинстве свойственно в основном усвоение получаемых данных и принятие их такими, какие они есть, без возможности обсуждать мнение взрослых, предположим, родителей. Взрослые люди вынуждены устанавливать себе приоритеты в сложных ситуациях, которые часто не совпадает с мнением их родителей или противоречит каким-то нормам.
6. Агенты и институты вторичной социализации
Как и в первичной социализации, во вторичной, или продолженной, есть свои агенты социализации. Первичные агенты социализации тоже играют здесь роль и могут также выступать как агенты вторичной. Агенты вторичной социализации – представители школы, университета, предприятия, армии и т.д., то есть все те, кто является представителем официальных структур и влияет на социальную деятельность человека. Термин «вторичная» обозначает тех, кто стоит во втором «эшелоне влияния», оказывает менее важное влияние, так как личность человека уже почти сформирована. И их воздействие обычно менее глубокое, чем у первичных. Вторичными в социологии называют формальные организации, официальные учреждения. И именно они относятся к институтам социализации. Вторичные агенты выполняют одну или две функции и, в отличие от первичных, их влияние довольно ограниченно. Агенты не могут заменять друг друга, так как они выполняют различные функции и имеют узконаправленную специальность. Например, судья не может заменить бригадира или учителя.
Еще одно различие между агентами первичной и вторичной социализации – агенты вторичной социализации получают за свою деятельность материальное вознаграждение.
7. Теории социализации
Большинство концепций, которые разбирают основные этапы социализации, ограничиваются рассмотрением первичной социализации.
Кули – Мид
Американские ученые Чарльз Хортон Кули (1864-1929) и Джордж Герберт Мид (1863-1931) считали, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром.
Огромное значение в социализации индивида, по мнению Ч. Кули, играют первичные группы (семья, друзья, и т. д.).
Мнения родителей, друзей, соседей становятся для ребенка настолько важными, что под их влиянием у него развивается способность выделять себя из группы и осознавать свое «Я», которое Ч. Кули назвал «зеркальным Я». Другие люди – это своеобразные зеркала, в которые смотрится индивид и формирует своё собственное «Я» как некую сумму зеркальных «Я», отражающих личностный мир других. Таким образом, человеческое «Я» оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми. Личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих.
«Зеркальное Я» становится важнейшим элементом самосознания ребенка. Благодаря этому, у него формируется самооценка, умение смотреть на себя глазами окружающих людей, вырабатывается чувство гордости, уважения или унижения за собственное Я. С возрастом у детей вырабатывается чувство самоконтроля под влиянием требования окружающих. Они все в большей степени учитывают нормы и ценности социального окружения.
Дж. Мид развил дальше и систематизировал теорию «зеркального Я».
Он полагал, что необходимой стороной взаимопонимания и согласованного социального взаимодействия является способность человека, формирующаяся еще в детстве, принимать (примерять) на себя роли других людей.
Главное в формировании этой способности, по его мнению, принадлежит детским играм. Входе игры дети поставлены перед необходимостью принимать на себя определенные роли (к которым у них может быть различное ценностное отношение), что влечет за собой развитие их самосознания, усвоение ими норм и ценностей социальной группы, ее требований и установок по отношению к ним.
По мнению Дж. Мида, этот процесс включает в себя несколько стадий, связанных с формированием «Я»:
1) стадию имитации – копирование поведения взрослых людей или представителей реферативной группы;
2) игровая стадия – проигрывание ролей, ролевые игры, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, воспитателя, продавца и т. д.
3) стадия коллективных игр – осознание детьми ожиданий других людей на основе образа «обобщенного другого»[5].
Г.Мид выходит за рамки исключительного межиндивидуального взаимодействия на уровень группы и вводит понятия “значимого другого”, “роль обобщённого другого” и т.п. Значимыми для формирования индивида являются не все реакции (зеркала), а лишь некоторые – “значимые другие”. Индивид проводит отбор значимых для него “других” и тем самым принимает ответственность за свой выбор и своё действие.
«Обобщенный другой» — по Дж. Г. Миду – это возникающее в процессе социализации представление индивида об абстрактном «другом». Это представление включает совокупность ожиданий, установок, ценностей группы, на которые индивид ориентирует свое поведение.
Фрейд
Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский психолог, основоположник психоаналитической ориентации в социологии. 3. Фрейд рассматривал социализацию как сложный процесс взаимодействия природного и социального. По его мнению, социализация есть происходящий в социальной среде процесс обуздания физиологических побуждений (особенно сексуальных), противоречащих нормам культуры социального окружения.
В структуре личности 3. Фрейд выделяет три части: Ид («Оно»), Эго («Я»), Суперэго («Сверх-Я»).
Ид («Оно») – это первоначальная, основная часть структуры личности. Содержание Ид целиком бессознательно и включает в себя основные родовые инстинкты и воспоминания, которые оказались вытесненными из сознания. Ид – источник энергии, включающий в себя либидо (энергию созидающую) и мортидо (энергию разрушающую), направленный на удовлетворение инстинктов и получение удовольствия.
Эго («Я») – та часть структуры личности, которая находится в контакте с внешней реальностью. Эго контролирует поведение человека, помогает ему ориентироваться в окружающем мире. С одной стороны, Эго следует бессознательным инстинктам, а с другой – подчиняется нормативам и требованиям реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает употреблять в пищу несъедобные продукты; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.
Следующая часть структуры личности – Суперэго («Сверх-Я»).
Это, в первую очередь, совокупность всех установок, ценностей усвоенных ребёнком от своих родителей (первичной группы).
Оно служит судьей или цензором деятельности и мыслей Эго. 3. Фрейд указывал на три функции Суперэго: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. В качестве совести Суперэго ограничивает, запрещает, судит сознательную деятельность. Суперэго стремится усовершенствовать поведение человека в соответствии с культурой, законами, запретами, принятыми в обществе, т. е. с коллективным сознанием.
Следуя концепции З. Фрейда, можно выяснить, что индивид находится все время в состоянии конфликта с обществом.
В своем же сексуальном развитии личность проходит, по Фрейду, четыре стадии, каждая из которых связана с определенной эрогенной зоной:
- оральная – ребенок получает удовлетворение от жизни через рот, например, вместе с едой;
- анальная – ребенок учится ходить на горшок;
- фаллическая – осознание ребенком своей половой принадлежности и связанных с ней возможностей или ограничений;
- генитальная – на этой стадии дети активно выражают озабоченность проблемами половой близости[6].
Эриксон
Идеи З. Фрейда, о которых ранее уже упоминалось, были пересмотрены и дополнены Э. Эриксоном, американским психологом. Он предложил ввести критерии психического развития «Я», связанного с формированием основных ориентиров по отношению к себе и своему окружению. По его мнению, как и в современной теории, процесс социализации не заканчивается в подростковом периоде, а продолжается и позднее, весь жизненный цикл. В соответствии с критериями психического развития выделяют восемь стадий человеческого развития, пять из которых приходится на детство, а последние три приходятся на определенные периоды жизни взрослых. Эти стадии стали сегодня общепризнанными:
№ | Стадия | Возраст | Кризис | Сильная сторона |
1 | Орально-сенсорная | до 1года | Базальное доверие — базальное недоверие | Надежда |
2 | Мышечно-анальная | 1-3 года | Автономия — стыд и сомнение | Сила воли |
3 | Локомоторно-генитальная | 3-6 лет | Инициативность — вина | Цель |
4 | Латентная | 6-12 лет | Трудолюбие — неполноценность | Компетентность |
5 | Подростковая | 12-19 лет | Эго-идентичность — ролевое смешение | Верность |
6 | Ранняя зрелость | 20-25 лет | Интимность — изоляция | Любовь |
7 | Средняя зрелость | 26-64 года | Продуктивность — застой | Забота |
8 | Поздняя зрелость | 65- смерть | Эго-интеграция — отчаяние | Мудрость |
Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются ли его основные физиологические потребности ухаживающим за ним человеком. В результате положительного исхода у ребенка развивается чувство доверия к окружающему миру. В случае обратного исхода – соответственно, недоверие.
Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий и непоследовательный контроль приводит к развитию у ребенка стыда и сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над своим собственным организмом.
Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.
Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов обучения и воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, наоборот, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, таки и в плане собственного статуса среди товарищей.
Пятый кризис переживают подростки обоих полов в поисках идентификации (усвоения образцов поведения значимых для подростков людей).
Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выбора, который он должен сделать сам. Неспособности подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее «распылению» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной или профессиональных сферах.
Шестой кризис свойственен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа – рождение детей – отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие.
Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода, выражающегося главным образом в «интерес к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет другим путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости, что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.
Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознания ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможоности начать жизнь заново.
Пиаже
Совершенно другой, отличный от психоанализа подход, предложил швейцарский учёный Жан Пиаже (1896-1980).
Он создал теорию когнитивного (от лат. Cognitio – знание, познание) развития. Он исследует первичную социализацию как процесс обучения мышлению. Способности к мышлению развиваются у ребенка по мере прохождения им определенных стадий, связанных с приобретением новых навыков познания и обусловленных возрастными потребностями. Ученый делит первичную социализацию на следующие стадии:
- до 2-х лет – сенсомоторная стадия – формирование способности к сохранению в памяти образов предметов окружающего мира;
2 – 7 лет – предоперациональная стадия – возникновение способностей к различению предметов и символов или их значений;
7 – 11 лет – стадия конкретных операций – овладение навыками мысленного манипулирования предметами;
12 – 15 лет – стадия формальных операций – формирование способностей к решению абстрактных задач и осмыслению нравственных проблем своей жизни[8].
Холл, Гетчинсон
Исследуя психическое развитие ребёнка, Холл пришёл к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон, сформулированный Э.Геккелем. Однако Э.Геккель говорил о том, что зародыши в своём эмбриональном развитии проходят те же стадии, что и весь этот род за время своего существования. Холл же распространил действие биогенетического закона на психику человека, доказывая, что онтогенетическое развитие психики ребёнка кратко повторяет все стадии филогенетического развития психики человека (теория рекапитуляции лат. recapitulātio — сжатое повторение).
Ученик С.Холла К.Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи. Он выделил в психическом развитии детей пять основных фаз, границы которых небыли жесткими, так что конец одной фазы не совпадал с началом следующей.
Периодизация психического развития по К.Гетчинсону: 1) стадия рытья и копания (от рождения до 5 лет); 2) стадия охоты и захвата (5 – 11 лет); 3) пастушеская стадия (8 – 12 лет); 4) земледельческая стадия (11 – 15 лет); 5) стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека (14 – 20 лет).
Проблемы возрастной периодизации психического развития в трудах отечественных ученых. Ведущая деятельность, ее значение в психическом развитии ребенка. Выготский Л.С., Леонтьев А.Н, Эльконин Д.Б., Петровского
Разделение жизненного пути ребенка на периоды позволяет лучше понять закономерности детского развития и специфику этапов.
Содержание периодов, временные границы определяются основными исследователями на основе существующих сторон развития ребенка.
Периодизация Выгодского Л.С.
Выгодский считал, что развитие определяют кризисные и стабильные периоды. В кризисные периоды обостряются основные противоречия.
С одной стороны между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями.
С другой стороны, между новыми потребностями ребенка и сложившимися раньше отношениями со взрослыми.
Сейчас противоречия рассматриваются как движущие силы развития психики ребенка в кризисные периоды. Стабильные периоды составляют большую часть детства и длятся по нескольку лет. Возрастные образования поэтому формируются медленно и долго, оказываются устойчивыми в структуре личности. Кризисные и стабильные периоды развития ребенка чередуются.
В связи с этим возрастная периодизация по Выгодскому имеет следующую структуру:
- рождение – кризис новорожденности, длиться до 2 месяцев, далее младенческий период, который длиться до 1 года.
- кризис 1 года – период раннего детства. С 1 года до 3 лет.
- Кризс 3 лет «я сам». 3-7 дошкольный период
- Кризис 7 лет. 7-13 школьный возраст
- Кризис 13 лет. 13-17 лет пубертатный период полового созревания
- Кризис 17 лет. 17-25 юношеский возраст
Периодизация Эльконина Д.Б.
Последователем Выгодского был Эльконин Даниил Борисович.
Он развил представление Выгодского о личности ребенка. Ребенок — целостная личность, активно изучающая мир предметов и отношений.
Концепция Эльконина
Ребенок включен в две системы отношений:
- ребенок — вещь
- ребенок-взрослый.
Вещь, обладая определенными физическими свойствами, заключает в себе и общественно выработанные действия с ней. Этим действиям ребенку нужно научиться.
Взрослый – это не только человек, который имеет индивидуальные особенности, но и носитель какого-то вида общественной деятельности. Ребенку нужно научиться общаться с ним. По мнению Эльконина деятельность ребенка внутри системы ребенок-вещь, ребенок-взрослый представляет единый процесс, в котором формируется его личность.
Ребенок поочередно осваивает систему отношений
- Ребенок – общественный взрослый: развиваются интеллектуальные познавательные процессы.
- Ребенок -общественная вещь: развивается мотивационно-потребностная сфера.
В младенческом возрасте мотивационная сфера опережает развитие интеллектуальной.
В следующий период — раннем возрасте 3-7 л- интеллектуальная сфера обгоняет мотивационную. Это закон периодичности развития ребенка.
На основе этого закона Эльконин создал свою периодизацию.
Рассматривая смену ведущих типов деятельности, характерных для разных возрастных этапов, Д. Б. Эльконин обнаружил определенную закономерность, которая заключается в чередовании данных типов детской деятельности.
Так, для младенческого возраста (первый год жизни) ведущей деятельностью является непосредственно-эмоциональное или ситуативно-личностное общение со взрослым, внутри которого формируются предметные действия ребенка.
В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) на первое место выходит предметно-манипулятивная деятельность, в которой происходит интенсивное овладение предметными и орудийными действиями в сотрудничестве со взрослыми.
В дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) ведущей деятельностью становится ролевая игра, в которой дети воспроизводят (или моделируют) различные социальные роли и отношения между людьми. В такой игре происходит ориентация в самых общих и самых фундаментальных смыслах человеческой деятельности.
В младшем школьном возрасте (6—11 лет) ведущей становится учебная деятельность, в которой дети с помощью учителя осваивают правила и способы учебных действий и в которой развиваются интеллектуальные и познавательные способности.
В подростковом возрасте (11–15 лет) ведущей деятельностью выступает общение со сверстниками. В своих межличностных отношениях подростки воспроизводят те отношения, которые существуют в мире взрослых людей, или противопоставляются им. В личностном общении подростков оформляются их взгляды на жизненный смысл, на отношения между людьми, на свое будущее. Именно в таком общении появляются новые задачи и мотивы дальнейшей деятельности молодых людей, которая в следующем, юношеском возрасте приобретает характер учебно-профессиональной.
Если расположить указанные виды деятельности детей по выделенным ранее группам в той последовательности, в которой они становятся ведущими, то получится следующий ряд
В отечественной науке более принята периодизация Эльконина Д.Б., чем Выгодского Л.С.
Леонтьев А.Н.
Между обучением и развитием предполагается собственная деятельность ребенка. В деятельности выражается и осуществляется отношение человека к миру. Психологическая теория деятельности наиболее полно и конкретно была разработана А. Н. Леонтьевым. Согласно этой теории каждая стадия детского развития характеризуется определенным, ведущим типом деятельности, которая обусловливает главнейшие изменения отдельных психических процессов и личности ребенка в целом и в которой зарождаются новые формы деятельности. Структура деятельности включает три уровня: деятельность – действия – операция. Этим уровням соответствует психологический ряд: мотив – цель – задача.
Важнейшим механизмом развития деятельности является сдвиг мотива на цель.
Возрастная периодизация развития личности по А.В. Петровскому
В разные возрастные периоды ребенок входит одновременно в разные группы. Становление сопровождается адаптацией, индивидуализацией, интеграцией.
Адаптация – процесс вхождения в новую группу, приспособление к ней. Ребенку необходимо быть как все, т.е. эта фаза предполагает утрату инд. черт (конформность, робость, неуверенность в себе).
Индивидуализация – появляется как противоречие между результатом адаптации и неудовлетворенной потребностью (негативизм, агрессивность, неадекватная самооценка).
Интеграция – ребенок сохраняет те индивидуальные черты, которые отвечают потребностям группы (изоляция или вытеснение) А.В. Петровский выделяет следующие возрастные периоды:
- Эпоха детства 3–7 лет – преобладает адаптация, ребенок в основном
приспосабливается к социальной среде.
- Эпоха отрочества 11–15 – доминирует индивидуализация, человек проявляет свою индивидуальность.
- Эпоха юности (старший школьный возраст) – должна произойти интеграция в общество.
А.В. Петровский рассматривает процесс развития с позиции интеграции человека в различные социальные группы. На каждой стадии развития ребенок входит в определенную социальную группу, приспосабливаясь и усваивая ее нормы. Выделяются три стадии развития личности: адаптация, индивидуализация и интеграция. На первой стадии человек максимально ориентирован на усвоение свойственных группе норм, особенностей (стать, как другие, быть в общей массе), на второй – активизируется потребность в проявлении своей индивидуальности (быть самим собой), на третьей стадии возникают противоречия между стремлениями быть, как все, и сохранить индивидуальность – и происходит интеграция личности в общности. На этой стадии формируются определенные новообразования, позволяющие личности состояться в группе, не теряя своей индивидуальности.
Источником развития личности, согласно мнению А.В. Петровского, выступает противоречие между потребностью индивидуума в персонализация (быть личностью) и объективной заинтересованностью референтной для него общности принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития в этой общности. Для успешной адаптации к новой общности на каждом возрастном этапе важна успешная интеграция на предыдущей стадии. В целом многоступенчатая схема периодизации по А.В. Петровскому с выделенными автором эпохами, периодами изображена на схеме ниже.
Реально возрастная периодизация каждого отдельного человека зависит от условий его развития, от особенностей созревания морфологических структур, ответственных за развитие, а так же от внутренней позиции самого человека, которая определяет развитие на более поздних этапах онтогенеза. Для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация», свои ведущие психические функции (Л.С.Выготский) и своя ведущая деятельность (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин).
Таблица № 1. Сравнение периодизаций психического развития. За основу взята периодизация, приведённая В.С.Мухиной в учебнике по возрастной психологии (1999 год).
Возраст* | К.Гетчинсон | З.Фрейд | Д.Б.Эльконин |
0 – 1 год | Стадия рытья и копания (0 – 5 лет) | Оральная стадия (0 – 1 год) | Младенчество (0 – 1 год) |
1 – 3 года | Анальная стадия (1 – 2 года) | Раннее детство (1 – 3 года) | |
3 – 6-7 лет | Стадия охоты и захвата (5 – 11 лет) | Фаллическая стадия (3 – 6 лет) | Младший и средний дошкольный возраст (3 – 4-5 лет) |
6-7 – 10-11 лет | Пастушеская стадия (8 – 12 лет) | Латентная стадия (7 – 12 лет) | Старший дошкольный возраст (4-5 – 6-7 лет) |
Младший школьный возраст (6-7 – 10-11 лет) | |||
11-12 – 15-16 лет | Земледельческая стадия (11 – 15 лет) | Генитальная стадия (12 – 16 лет) | Подростковый возраст (10-11 – 13-14 лет) |
15-16 – 21-25 лет | Стадия промышленности и торговли (14 – 20 лет) | _ | Ранний юношеский возраст (13-14 – 16-17 лет) |
Подход к периодизации | Периодизация детства на основе ступенчатого построения других процессов | Периодизация детства на основе выделения какого-нибудь одного признака | Периодизация детства на основе выделения существенных особенностей самого детского развития |
Тип развития психики | Преформированный – искусственно создаваемый | Непреформированный — |
8. Ресоциализация и десоциализация
Социализация проходит через этапы. И практически во всех классификациях этапы совпадают с жизненными циклами, которые знаменуют важнейшие фазы в биографии человека и вполне могут служить качественными этапами становления социального «Я»: окончание школы и поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни) и т.д.
Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, прежних контактов, в общем, с изменением привычного образа жизни и вступлением в новую главу жизни. Хотя принцип, по которому развитие человека идет вверх по лестнице и строится на основании прежде усвоенных знаний и ценностей, является незыблемым, свойства личности не могут быть вечными. Каждый раз, переходя на новую ступеньку, человек учится чему-то новому, возможно, меняет свои взгляды на некоторые вещи, ему приходится переобучаться.
Этот процесс в социологии распался на два этапа: десоциализация – отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения – и Ресоциализация – этап обучения новым ценностям, ролям правилам взамен старым, следующий за десоциализацией. Эти два процесса – две стороны одного, а именно, взрослой, продолженной социализации.
В детском и подростковом возрасте социализация ребенка проходит плавно, за исключением некоторых резких изменений, которые могут произойти в его жизни (развод родителей, их смерть).
Социализация ребенка представляет собой впитывание знаний и социальных и культурных норм и ценностей. Так что первое крупное изменение происходит только со вступлением во взрослую жизнь.
Ресоциализация охватывает многие виды деятельности – от занятий по исправлению навыков речи до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить свое поведение на основе этого понимания.
И хотя процесс социализации продолжается, как мы уже выяснили, на первый план выходит десоциализация и ресоциализация. Иногда человек впадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концлагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, а в некоторых случаях и проходящие службу в армии. Для десоциализации в экстремальных условиях характерны такие признаки, как: изоляция от внешнего мира (высокие стены, спецпропуска), постоянное общение с одними социальными партнерами, утрата прежней идентификации, которая происходит через ритуал переодевания, замена старого имени на номер или смена статуса, утрата свободы и другое. В подобных случаях индивид не просто дезориентируется, но нравственно деградирует. Десоциализация может быть настолько глубокой, что позитивная Ресоциализация уже не поможет – разрушенными окажутся основы личности.
Позитивная _ресоциализация может быть столь же глубокой, как и десоциализация. Когда, например, человек эмигрирует в другую развитую страну, он попадает в столь же разнообразную и богатую культуру. Отвыкание от старых норм и традиций, ценностей и ролей компенсируется новым жизненным опытом. Даже уход в монастырь, предполагающий не менее радикальные перемены в жизни, не ведет за собой духовного обнищания.
Из вышесказанного можно сделать вывод: десоциализация и ресоциализация – это два крыла нормальной социализации. Вторая говорит о разобучении в нормальных условиях, тогда как первая – о переобучении в экстремальных. И та, и другая социализации могут быть глубокими, то есть вызывать деградацию личности, и поверхностными, и сопровождать нормальные жизненные циклы человека.
Заключение
Социализация – это процесс, посредством которого индивидом усваиваются основные элементы культуры: символы, ценности, смыслы, нормы.
На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний, умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия. Основную роль в процессе социализации играют агенты социализации или институты, если говорить о вторичной социализации. Именно на них ложится ответственность по воспитанию нового члена общества или перевоспитанию уже оформившейся личности ради ее вхождения в новую социальную роль.
Основными процессами социализации, несмотря на все теории, можно назвать ресоциализацию и десоциализацию как наиболее распространенные. Ведь большую часть жизни человек проводит в осознанном, взрослом состоянии, в котором происходит вторичная (продолженная) социализация. Именно ей в большей степени принадлежат две вышеназванные стороны этого социального процесса.
В сегодняшней России этот значимый для общества процесс проходит довольно трудно. Из-за постоянных сбоев в финансировании институты социализации, которые участвуют в становлении личности детей, не полностью справляются со своей задачей. Поэтому нынешнее общество начинает терять свои корни, так необходимые для полного становления личности. В настоящей России личность ограничивается в свободе выбора, при помощи бюджетной политики создаются условия, ведущие население России к моральному разложению.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialnaya-degradatsiya-lichnosti/
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М..1999.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. (Электронная библиотека социологического факультета МГУ )
3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. (Электронная библиотека социологического факультета ГУ .
4. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: Курс лекций: Учебное пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2000 – 512 с.
5. Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов вузов. – Екатеринбург: Деловая книга, М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – 368 с.
6. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов/ Отв. ред академик РАН Г.В. Осипов, действительный член РАЕН Л.Н.Москвичев. – М.: Норма, 2005. – 912 с.
7. Большой Российский энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. – 1888с.
8. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М., 1960.
9. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология М..20002.
10. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 576 с. – (Б-ка словарей «ИНФРА-М»)
11. Словарь по общественным наукам Глоссарий.ру http://www.glossary.ru/