В современном информационном обществе возрастают потребности человека в общении и взаимодействии с другими людьми. Общение позволяет адаптироваться в социуме, решить определенные задачи, а также без него невозможно разностороннее формирование личности.
Проблема становления общения сверстников в дошкольном возрасте молодая, но активно развивающаяся область исследования возрастной психологии.
Уже с момента рождения, ребенок вступает в контакты с окружающими людьми, которые в последствии преобразуются и усложняются. В дошкольном возрасте ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, в результате этого формируется самооценка. Согласно взглядам отечественных ученых Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин общение одно из основных условий развития ребенка, формирования его личности. Важно отметить, что без развитие коммуникативных навыков дошкольников старшего дошкольного возраста">коммуникативных навыков невозможна детская деятельность в целом. Общение оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. От уровня развития коммуникативных навыков зависит успешность его социализации в обществе.
Основы разработки проблемы общения связаны с трудами: Г.М. Андреевой, В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, А.Н.Леонтьева, М. И. Лисиной, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейна и других психологов, которые рассматривали процесс общение как важное условие психического и социального развития человека.
Необходимо отметить, что в Государственном федеральном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) представлены требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, в которых выделена область «Социально-коммуникативное развитие». Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования – социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Содержанием данной образовательной области является:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации. [1]
«Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»
... собенности развития эмоций детей дошкольного возраста. 4. Рассмотреть средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка дошкольника. 1. Теоретические основы развития эмоциональной сферы. 1.1 Понятие эмоциональной сферы человека. Многие авторы рассматривали вопрос классификации эмоциональных переживаний в целом, эмоциональных процессов и ...
Вышеперечисленное содержание демонстрирует необходимые коммуникативные навыки в дошкольном возрасте, что несомненно является важным условием для развития личности ребенка, его социализации и адаптации в обществе.
Актуальность нашего исследования является необходимость изучения специфики общения дошкольников в современных условиях развития общества.
Проблема исследования: возможно ли создать наиболее эффективные условия для развития общения в старшем дошкольном возрасте?
Объект исследования — процесс общения детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования-условия формирования общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Целью нашей работы выступает изучение особенностей общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть понятие общения в психологии и его значение в жизни человека.
2.Изучить основные закономерности развития общения детей дошкольного возраста со сверстниками.
3. Подобрать методы изучения особенностей общения старших дошкольников со сверстниками.
4. Разработать практические рекомендации педагогам и родителям по формированию общения детей дошкольного возраста со сверстниками
Для достижения поставленных целей и задач мы выбрали следующие методы научного исследования: анализ и синтез психолого-педагогической научной литературы, сравнение, изучение и обобщение педагогического опыта.
1.ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОБЩЕНИЯ
1.1.Понятие общения, значение общения в жизни человека.
Общение имеет большое значение в становлении личности дошкольника. Без него невозможно всестороннее развитие ребенка, формирование психических функций и психических процессов. В период дошкольного детства происходят следующие изменения:
расширение круга общения
изменение содержание структурных компонентов общения
совершенствуются его средства, основным из которых становится речь.
Понятие развитие коммуникативных навыков основано на таких особенностях личности дошкольника, как: желание вступить во взаимодействие, способность слышать и сопереживать, умение поставить себя на место другого, считаться интересами сверстников.
Ж. Пиаже утверждал, что при встрече с другой точкой зрения истинная логика и мораль могут заменить эгоцентризм, свойственный всем детям и в отношении с другими людьми, и в мышлении. Однако это утверждение не заинтересовало специалистов и осталось без должного внимания.
По мнению Г.М. Андреевой, общение сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. [2]
Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
... анализ проведенной работы, и подведены результаты исследования. В результате исследований: 1) Выявлены особенности культуры общения у детей старшей группы детского сада. 2) Разработана методическая система воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. Структура: работа состоит из ...
О.А. Санькова считает, основой успешной адаптации человека в общественной среде является высокий уровень развития коммуникативных навыков, а их формирование должно осуществляться с раннего возраста. [19]
По мнению Л.Я. Лозован коммуникативные навыки, являются необходимым условием для развития личности ребенка. Сформированность данных навыков является субъективным условием эффективности социализации личности в обществе и самостоятельного осуществления дошкольниками разных видов деятельности.
По мнению Е.О. Смирновой: «Коммуникативные навыки – это осмысленные действия ребенка (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности), а также способность правильно строить свое поведение, управлять им согласно целям общения [20].
В представленном выше определении можно выделить два момента:
- коммуникативные навыки — это собственно осмысленные коммуникативные действия детей, основывающиеся на системе знаний и достигнутых умений, и навыков;
- коммуникативные навыки — это способность детей управлять своим поведением, употреблять самые разумные приемы и способы действий в решении различных коммуникативных задач.
Все эти ученые сходятся во мнении, что общение является одним из главных видов деятельности.
Еще одним ученым, занимающимся данным вопросом является М.И. Лисина. По ее мнению, «…общение — это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата». Таким образом, общение, как и любая деятельность, побуждается особыми мотивами и потребностями, завершается особым результатом. М.И. Лисина выделила следующие компоненты коммуникативной деятельности дошкольников [11]:
1) Наличие предмета общения-другого человека, который служит партнером по общению и является его субъектом.
2) Потребность общения-стремление и желание каждого ребенка познавать окружающий мир, оценивать себя и других людей, в частности, сверстников.
3) Коммуникативные мотивы общения — это ведущие мотивы общения, так как они выступают социальным фактором, благодаря которому осуществляется коммуникативный процесс.
4) Действие общения-выступает в качестве единицы коммуникативной деятельности, оно может быть адресовано как другому человеку, так и целой группе.
5) Задачи общения способствуют целенаправленному использованию разнообразных действий, которые совершаются в процессе общения.
6) Средства общения способствуют быстрому осуществлению всех действий на вербальном и невербальном уровне.
7) Продукты общения – могут быть разнообразными и появляться в результате процесса общения.
Общение на уровне человека приобретает самые совершенные формы, становясь осмысленным и опосредствованным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. [14]
Содержание — это информация, которая передается от одного живого существа к другому. Человеческое общение самое разнообразное по-своему содержанию.
Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Можно выделить у ребёнка несколько целей общения: передача и получение знаний о мире, обучение и воспитание, согласование поступков и действий людей в совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений.
Не менее важны отличия средств общения. Их можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.
В зависимости от содержания общение можно разделить на несколько видов:
•материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)
•когнитивное (обмен знаниями)
•кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)
•мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)
•деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).
Итак, в ходе общения люди адресуются друг другу в расчете получить ответ. У дошкольников общение тесно переплетено с игрой, исследованием предметов, рисованием и другими видами деятельности. Различные виды общения обычно сочетаются друг с другом в повседневности.
1.2.Основные закономерности развития общения у детей
дошкольного возраста.
Вопросами особенностей общения детей широко занимались М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и др. Исходя из их исследований, рассмотрим общение дошкольников со сверстниками и взрослыми в онтогенезе.
1) На первой стадии развития (от 2 до 6 месяцев) доминирует потребность ребенка в доброжелательном внимании со стороны взрослого.
2) В раннем и младшем дошкольном возрасте (от 6 месяцев до 3 лет) у детей формируется потребность в сотрудничестве.
3) В среднем дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет) ребенок желает видеть уважительное отношение со стороны взрослого. Ребенок стремиться к самовыражению и к активному взаимодействию со взрослым и сверстниками.
4) К концу дошкольного возраста (67 лет) у ребенка формируется потребность во взаимопонимании и сопереживании.
Также, М.И. Лисиной была предложена классификация форм общения детей со взрослыми (с рождения до 7 лет) [11].
К данным формам относятся: ситуативно–личностная, ситуативно–деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная. [см. Таблица 1]
Таблица 1.
Классификация форм общения детей со взрослыми (с рождения до 7 лет) М.И. Лисиной
№ |
Формы общения |
Параметры форм общения |
||||
Место общения в системе жизнедеятельности ребенка |
Содержание потребности в общении |
Ведущий мотив общения |
Основные средства общения |
Значение формы общения |
||
1 |
Ситуативно-личностное 2-6 мес. |
Общение с близкими взрослыми обеспечивает удовлетворение всех первичных потребностей детей |
Потребность в доброжелательном внимании взрослого |
Взрослый как ласковый доброжелатель, центральный объект познания и деятельности, источник ласки и внимания. |
Эмпрессивно-мимические операции |
Формирование перцептивных действий, подготовка к овладению хватанием |
2 |
Ситуативно-деловое 6 мес.-3 года |
Общение происходит во время совместной предметной деятельности и её обслуживанием |
Потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве |
Взрослый-партнер по игре, образец для подражания, эксперт по оценке умений и знаний, помощник, организатор. |
Предметно-действенные операции |
Развитие предметной деятельности, подготовка к овладению речью и первый этап развития активной речи |
3 |
Внеситуативно-познавательное 4-5 лет |
Общение во время совместной со взрослым и самостоятельной деятельностью детей по ознакомлению с физическим миром и его обслуживанием |
Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве и уважении. |
Взрослый-источник познания о объектах, партнер по обсуждению причин и связей в физическом мире |
Речевые операции |
Первичное проникновение во внечувственную суть явлений, развитие наглядных форм мышления |
4 |
Внеситуативно-личностное 5-7 лет |
Общение во время теоретического и практического познания ребёнком социального мира и протекает в форме самостоятельных эпизодов |
Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживанию и взаимопониманию. |
Взрослый-целостная личность, обладающая знаниями, умениями и социально-нравственными нормами, строгий и добрый старший друг. |
Речевые операции |
Приобщение к моральным и нравственным ценностям общества, переход к дискуссионному мышлению, готовность к школьному обучению: мотивационная, интеллектуальная, коммуникативная. |
Коллектив исследователей под руководством А.Г. Рузской выделил три формы общения дошкольников со сверстниками: [16]
1) Ситуативно-личностная – характерна для детей в возрасте от 2 до 4 лет. В этом возрасте ребенок взаимодействует со сверстником в играх, а также стремиться самовыражаться в общении. Дошкольник старается получить эмоциональный отклик, как ответную реакцию всячески привлекая сверстника своим поведением. На данном этапе детей волнует только то, как относятся к его личности. Данная форма общения полностью зависит от конкретной ситуации и действий сверстника. Основными средствами являются экспрессивно- мимические движения. После того, как ребенок достигнет трехлетнего возраста, он все больше пользуется речью в общении с другими людьми, однако она все еще имеет ситуативный характер и является средством общения только при зрительном контакте и выразительных движениях.
2) Ситуативно-деловая — складывается примерно к 4 годам и становится наиболее типичной до старшего дошкольного возраста. В данный период для ребенка более привлекательным становится сверстник. Сюжетно-ролевая игра начинает приобретать коллективный характер. Общение в сюжетно-ролевой игре осуществляется на уровне игровых взаимоотношений и реальных отношений. В процессе ситуативно– делового общения наблюдается потребность в сотрудничестве и в признании и уважении сверстника. Среди средств общения на данном этапе начинают доминировать речевые средства.
3) Внеситуативно-личностная – данная форма общения со сверстником складывается в конце дошкольного возраста. На этом этапе можно выделяется общение детей, которое не связано с конкретными предметами и действиями. Дошкольники могут на протяжении длительного времени общаться, не выполняя при этом никаких практических действий. А также, обращать внимание и учитывать желания, интересы и настроение сверстника. К концу дошкольного возраста возникают предпосылки развития дружеских отношений.
Рассматривая особенности общения дошкольников со сверстниками и со взрослыми можно выявить конкретные отличия:
1. Взрослый для ребенка — это основной источник знаний, норм и образцов действия, а по отношению к сверстникам ребенок решает более широкий спектр задач: контроль за выполнением определенной деятельности, управление действиями партнера, анализ и постоянное сравнение с собой. Многообразие задач предполагает, что ребенок в ходе деятельности развивает коммуникативные навыки.
2. Яркая эмоциональная насыщенность по отношению к сверстнику. Для дошкольника интересно любое взаимодействие со сверстником, он чаще вступает с ним в конфликты, реагирует на поведение.
3.Нерегламентированность контактов ребенка со сверстником. В общении со взрослым ребенок придерживается норм поведения, а при взаимодействии со сверстником дошкольники используют самые неожиданные, раскованные, оригинальные действия и движения: прыжки, причудливые позы, кривляния, передразнивания. Данная нерегламентированность в общении позволяет ребёнку проявить свою оригинальность. Взрослый для ребёнка образец поведения, а сверстник создаёт условия свободных проявлений ребёнка.
4.В общении со сверстником преобладают инициативные действия над ответными. Для ребёнка важнее его действие или высказывание, а сверстника в большинстве случаев дошкольник не поддерживает. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще.
При общении со сверстником у ребенка складываются механизмы: рефлексия и эмпатия. Данные механизмы лежат в основе формирования личностных качеств: сочувствие, сопереживание, поддержка.
В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает понимать, что его сверстники тоже имеют свои взгляды на определенные ситуации, к которым необходимо прислушиваться, обращать внимание на его желания, предпочтения. Появляется заинтересованность к личности сверстника, не связанная с его конкретными действиями. Но конкурентная, соревновательная основа в отношениях все же сохраняется.
К 6 годам у большинства детей появляется бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить ему что-нибудь или принять его точку зрения. Дошкольникам важно знать какие действия выполняет сверстник. Мысли и действия старших дошкольников устремлены на положительную оценку взрослого и сверстника.
При плохом уровне развития коммуникативных навыков ребенок испытывает трудности во взаимодействии с окружением. Это приводит к отрицательным последствиям: замкнутость, тревожность, стеснительность. Именно развитая коммуникация является основным направлением социально-личностного развития ребенка в старшем дошкольном возрасте.
В процессе игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи. Игра оказывает большое влияние на развитие личности ребенка в дошкольном возрасте. Во время игры дети усваивают нормы и образцы поведения.
Таким образом, в дошкольном возрасте формируются и интенсивно развиваются отношения с другими людьми. В системе делового и игрового взаимодействия доминирующие позиции занимает сверстник, а в системе познавательного — взрослый. Важно отметить, что большое влияние на формирование коммуникативных навыков оказывает развитие речи, мышления, памяти, внимания, а также, развитие эмоциональной сферы дошкольника.
Выводы по главе 1
В теоретической части изучение привело к выводу о том, что психологические трудности общения дошкольников со сверстниками привлекает пристальное внимание исследователей.
Проблемой общения и развития коммуникативных навыков в дошкольном возрасте занимались такие ученые, как Г.М. Андреева, В. М. Бехтерева, Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Л.Я. Лозован, Ж. Пиаже, Е.О. Смирнова и другие выдающиеся педагоги.
На втором году жизни дети проявляют только интерес и внимание к сверстнику, окрашенные позитивными эмоциями. Эти контакты эпизодичны и кратковременны побуждаются потребностью ребенка во впечатлениях и в активном функционировании. На данном этапе дети обращаются друг с другом как с интересным предметом, игрушкой, выделяя в партнере его объектные качества. Это первый из выделенных этапов, является начальным и очень интересным в плане изучения, т.к. до конца неизвестно, что на самом деле испытывают дети.
К концу второго года жизни у детей появляется стремление привлечь к себе внимание сверстника и показать свои способности. Здесь заметны сплетения со взрослыми людьми, видимо демонстрация наследуется с возрастом, таким образом связывая уже повзрослевшего человека с прошедшим детством.
На третьем году появляется чувствительность детей к отношению сверстника. Им становится обидно при агрессии, радостно при хорошем обращении, также детям свойственны ложные проявления эмоций, для анализа реакции сверстника в корыстных, хоть и детски неосознанных, но целях. К концу третьего года контакты детей приобретают характер субъектно-ориентированного взаимодействия.
Общение детей друг с другом в раннем возрасте осуществляется в форме эмоционально-практического взаимодействия, построенного на взаимном подражании.
Важная роль в формировании общения детей со сверстниками принадлежит взрослому-организатору. Организуя субъектное взаимодействие детей в процессе совместной предметной деятельности, он обогащает опыт стихийно складывающегося эмоционально-практического общения малышей друг с другом новым содержанием.
Таким образом, анализ исследований по проблеме развития общения в дошкольном возрасте показывает то, что при некоторых различиях в подходах специалистов к проблеме общения, в исследовательских работах научных работников есть множество общих и схожих положений. Главным, из которых является признание роли общения в формировании и становлении личности. В отечественной психологии сформировалось несколько подходов к феномену общения. Мнения схожи в том, что общение происходит в единстве с деятельностью. Необходимо отметить, что коммуникативные способности являются условием развития личности дошкольников и проявляются в процессе общения. Специалисты убеждены в том, что дошкольный возраст – ответственный период в воспитании, так как является возрастом фундаментального становления личности ребенка. В это время в общение детей дошкольного возраста со сверстниками возникают достаточно трудные отношения, влияющие на развитие его личности. Деятельность и отношения взрослых и сверстников становятся основой для формирования навыков общения.
В данном исследовании мы опираемся на опыт М.И. Лисиной.
Ведущей деятельностью в старшем дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра. Именно в данном виде деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь. Важно отметить, что через игру дошкольники знакомятся с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для их собственного поведения, а также, в ней ребенок приобретает основные навыки общения и качества, необходимые для установления контакта с другими людьми. Данная проблема освящена в работах отечественных ученых: Д.В. Менджерицкой, С.Л. Рубинштейн, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина.
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕНИЯ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2.1. Диагностики изучения общения у детей старшего
дошкольного возраста.
Рассмотрев историю подходов к понятию общение, изучив виды и особенности мы решили подобрать наиболее оптимальные соответствующие возрастным особенностям методики для диагностирования уровня развития коммуникативных навыков. Мы обратились к изучению практической литературы по детской психологии различных авторов. Таким образом, проанализировав работы разнообразных психологов, выбрали следующие методики:
1. Методика контекстного общения со взрослым Е.Е. Кравцовой
Цель: определить уровень развития коммуникативных способностей дошкольников (понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия).
Материал: картинки с изображением ситуаций
Детям предлагается выполнить 3 задания. Дошкольнику зачитывается ситуация, и он должен выбрать одну из 2 картинок, соответствующую описанию.
Оценивание методики:
3 балла –правильное выполнение 3 заданий
2 балла –правильное выполнение 2 заданий
1 балл – правильное выполнение 1 задание.
2. Методика «Рукавички» Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой.
Цель: изучить уровень коммуникативных навыков дошкольников в процессе организации совместной деятельности и сотрудничества.
Используемый материал: изображения рукавичек, цветные карандаши.
Оценка: наблюдение и анализ деятельности детей, распределённых по парам. Дошкольникам необходимо было украсить их так, чтобы они составили пару, то есть были одинаковыми. Педагог поясняет, что детям нужно договориться об узоре рукавичек и только после этого приступать к продуктивной творческой деятельности.
Анализ результатов, полученных в ходе проведения методики, происходит по следующим признакам:
продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках.
умение детей прийти к общему решению, способность убеждать сверстника, аргументировать свою точку зрения.
взаимопомощь в процессе рисования.
эмоциональное отношение дошкольников к совместной деятельности: позитивное, нейтральное или отрицательное.
Уровни продуктивности по степени сходства узоров на рукавичках:
1) Низкий уровень – узоры не схожи по своему содержанию. Дети не прислушивались к мнению друг друга при обсуждении рисунка.
2) Средний уровень – частичное сходство, но имеются и заметные различия.
3) Высокий уровень – узоры на рукавичках одинаковы по своему содержанию. Дети в процессе согласовывали друг с другом способ раскрашивания.
3. Беседа с неоконченными ответами «Как бы ты поступил, если бы…»
Цель: выяснить особенности взаимоотношений детей.
Вопросы:
1. Дети играли в группе, им было очень весело, а один мальчик сидел очень грустный. Что бы ты сделал?
2. Если бы ты играл (а) в «Строителей» с другими детьми, и кому-то не хватило бы кубиков на постройку, чтобы ты сделал? А если бы тебе нужны были кубики?
3. Если бы ты гулял на участке детского сада вместе с другими детьми и вдруг кто-нибудь из ребят упал около тебя и сильно ушибся. Что бы ты сделал? Как поступил бы?
4. Методика «Да и нет не говорите» Е. Е. Кравцовой
Цель: выявить уровень сформированности контекстного общения с взрослыми у детей старшего дошкольного возраста.
Вопросы:
1. Как тебя зовут?
2. Ты мальчик или девочка?
3. Ты ходишь в школу?
4. Ты любишь мороженое?
5. Ты видел синее мороженое?
6. Мороженое горькое?
7. Ночью солнце светит?
8. На тебе надето платье (брюки) (называется предмет одежды,
который не надет на ребенка)?
9. Зимой трава растет?
10. Трава красная?
11. С кем ты живешь?
12. Твой папа любит играть в куклы?
13. Ты умеешь ходить по потолку?
14. А летать умеешь?
15. Тебя зовут…. (неверное имя)?
16. Ты любишь ходить к врачу?
17. Какого цвета халаты у врачей?
18. Доктор стрижет детей?
19. Ты любишь слушать сказки?
20. Какие сказки ты любишь?
21. Бармалей очень добрый?
22. А Баба Яга добрая?
23. Кошка боится мышки?
24. Ты сейчас спишь?
25. Коровы по небу летают?
Ребенок должен отвечать на предлагаемые педагогом вопросы, избегая запрещенных слов «да» и «нет».
Педагог объясняет ребенку правила игры, приводит примеры вопросов и ответов на них, задает пробные вопросы, а затем переходит к собственно игре, в которой 25 вопросов, 20 из которых являются провоцирующими и 5 нейтральными. Все вопросы и ответы ребенка строго протоколируются.
На основаниях полученных данных выявляют уровень сформированности контекстного общения ребенка с взрослыми, количество верных ответов:
0-11 баллов низкий уровень;
12-16 баллов средний уровень;
17-25 баллов высокий уровень
5. Экспериментальная игра «Секрет» (социометрия)
Цель: выявление уровня сформированности личных взаимоотношений у дошкольников со сверстниками.
Ход работы. Эта игра состоит в том, чтобы каждый ребенок выбрал двух детей из группы по 3м критериям и обосновал свой выбор. Для проведения игры «Секрет» приглашаем детей по одному в отдельную комнату и проводим индивидуальную беседу по следующим вопросам:
1. С кем ты хочешь играть и почему?
2. С кем ты хочешь дружить и почему?
Перед началом эксперимента, чтобы вызвать интерес у детей к игре: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру, которая называется «Секрет». Я буду задавать тебе вопросы, а ты, «по секрету» будешь мне отвечать. «Любишь ли ты играть? А с кем ты очень хочешь играть? Назови одного ребенка. Назови еще одного». Затем: «Скажи, пожалуйста, почему ты хочешь играть с ним?» (Называется имя ребенка, которому испытуемый отдавал свой выбор)
2.2. Рекомендации по развитию общения у детей старшего
дошкольного возраста
Влияние семьи на развитие личности ребенка огромно. Родители не замечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Коммуникативные навыки наиболее интенсивно развиваются в детстве. Задача взрослых – помочь ребенку вступить в сложный мир взаимоотношений и адаптироваться в нем, приобретать новых друзей, находить выход из сложных ситуаций. Именно поэтому нами были разработаны рекомендации для родителей по благоприятному формированию и развитию коммуникативных навыков:
Рекомендации родителям по коммуникативному
развитию дошкольников
1) Создание семейного уюта, построенного на взаимопонимании и уважении.
2) Осуществление примерного поведения, общения и решения различного рода ситуаций, необходимо помнить, что в любом случае ребёнку важно быть услышанным.
3) Социализация и приобщение ребёнка к взаимодействию со сверстниками и другими детьми.
4) Важную роль играет рациональное распределение времени и совместное времяпровождение.
5) Занятие разносторонним развитием ребёнка, а также выработка различных взглядов на возникающие ситуации.
6) Развитие положительных качеств характера ребёнка: терпение, внимательность, уважение, целеустремлённость и доведение дел до конца, толерантность.
7) Учитывая индивидуальные особенности ребёнка, необходимо способствовать формированию адекватной самооценки, с примечаниями об уникальности каждого ребёнка.
8) Обучение в изречении и защиты собственного мнения, а также уважении и оценки чужого.
9) Учить детей правилам этикета (говорить «волшебные» слова, соблюдать правила поведения за столом, на улице), правилам поведения со взрослыми.
Сам по себе опыт посещения детского сада не дает существенной прибавки к социальному развитию ребенка. Для возникновения коммуникативных способностей необходима правильная, целенаправленная организация детского общения, которую может осуществить воспитатель детского сада. Велика роль его в социальном развитии ребёнка дошкольника. Если педагог будет не компетентен в данном вопросе, понимания потребности ребёнка в общении, он не сможет его понять, а значит, и правильно ответить ему, правильно направить его поведение. Из-за глобальности данного вопроса нами были разработаны рекомендации педагогам по развитию коммуникативных навыков:
Рекомендации педагогам по развитию общения детей со сверстниками в старшем дошкольном возрасте:
1. Важную роль имеет установка личного контакта:
Имеет место быть обращение по имени
При разговоре необходимо опуститься на уровень глаз ребёнка
2. Важно проявить уважение к детям, выслушав, не перебивая их сообщение.
3. Соблюдение культуры собственной речи всегда должно быть на высшем уровне, ведь она не только отражает характер вас, как индивидуума, но и отражает пример поведения для детей.
4. Дети дошкольного возраста довольно невербальные и большая часть информации усваивается легче через отношения к ним, поэтому необходимо расположение к детям:
Спокойный, ровный и мягкий тон
Зрительный контакт
Улыбка
Тактильные способы контакта с ребёнком
5. Наблюдайте за психическим состоянием и настроением детей, иначе есть риск не понять ребёнка.
6. Проявляйте лишь положительные эмоции, это приведёт к благоприятному психологическому макроклимату.
7. При общении с детьми, используйте педагогическое внушение и убеждение, основанное на установке и перенятой вашей позиции в позицию ребёнка, чтобы в его глазах это выглядело, будто он сам так решил, а вы лишь осуществили поддержку.
8. Недопустимы конфликты среди детей, необходимо их предотвращать, либо при возникновении таковых немедленно разрешать.
9. Неприменима грубость, наказания в любом виде, собственное мнение относительно детей, повышение голоса и многие другие способы выражения должны быть пресечены и ни в коем случае не использоваться в обществе детей.
10. Имеют место быть следующие приёмы:
Похвала, но лишь имеющая меру и не в обиду другим детям.
при несправедливом отношении сверстников, выяснение мотивов и дальнейшее рассмотрение, и разъяснение правильного исхода сложившейся ситуации.
Выводы по главе 2.
Общение со сверстниками играет важную роль в развитии личности ребенка, процессе социализации.
Следует помнить, что именно взрослый разнообразными методами помогает ребенку выделить сверстника и общаться с ним.
Целостный подход по применению условий, которые обеспечивают положительное развитие у детей дошкольного возраста общения со сверстниками, сможет оказать позитивное влияние на последующее формирование различных форм взаимодействия детей друг с другом.
Педагоги должны обеспечить все благоприятные условия для начального формирования коммуникативных навыков, а также для их дальнейшего развития. Педагог в среде группы должен выстроить доброжелательную дружескую обстановку. Дети не должны испытывать напряжения психических и физиологических функций организма. Условиями для благоприятного становления коммуникативных навыков являются:
1.Развивающая предметно-пространственная среда. Её насыщенность, транспортируемость, безопасность, полифункциональность, доступность.
2.Эмоциональная стабильность ребёнка, которую должны обеспечить окружающие взрослые.
3.Доброжелательность и забота в адрес детей от всех взрослых ближайшего окружения.
Обеспечение психологического комфорта детей в дошкольном образовательном учреждении — одна из важнейших задач педагогического коллектива.
Психологическое здоровье дошкольников — это забота каждого взрослого, находящегося рядом с ребенком. Каждый родитель и воспитатель может помочь ребёнку вырасти счастливым и довольным. Очень важна проблема общения детей, их умение понимать друг друга, различать настроение своего товарища, приходить на помощь. В среде сверстников ребенок проявляет свои лучшие качества характера. До конца дошкольного возраста отличительной особенностью детского общения являются его нерегламентированность и раскованность. С детьми необходимо использовать настольные и дидактические игры, которые помогают не только усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной серы, но и направлены на формирование навыков общения и взаимодействия, на эмоциональное развитие. С помощью дидактических пособий дети учатся жить в гармонии с собой и окружающим миром.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В наше время проблема развития общения детей дошкольного возраста со сверстниками очень актуальна. Далеко не все родители и педагоги уделяют должного внимания развитию коммуникативных навыков дошкольников. Опыт первых взаимодействий со сверстниками считается фундаментом, на котором основывается последующее становление личности ребенка. Своевременно диагностировать трудности в общении и посодействовать ребенку преодолеть их, важнейшая задача воспитателей, психологов, специалистов, родителей.
В данной работе был проведен анализ психолого-педагогической литературы по вопросу развития общения у детей дошкольного возраста. Так же были подобраны методики диагностирования уровня развития общения. Исходя из изученного материала можно сделать несколько выводов:
1. Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Вне общения формирование личности вообще невозможно.
2. Структурными компонентами коммуникативных навыков являются: информационно-коммуникативный (умение принимать и передавать информацию), интерактивный (готовность к взаимодействию) и перцептивный компоненты (восприятие другого, восприятие межличностных отношений).
3. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра, в которой дети знакомятся с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, являющимися образцом для их поведения. Также, в процессе игры ребенок приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта с другими людьми, происходит развитие речи. Дети учатся разделять переживания, радость и грусть, других детей. Данная проблема освящена в работах отечественных ученых: Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина.
4. Следует помнить, что в центре взаимодействий детей между собой находится взрослый. Именно он помогает ребенку выделить сверстника и общаться с ним на равных, поэтому нами были разработаны рекомендации для педагогов и родителей по созданию оптимальных условий для успешного развития общения детей со сверстниками.
Необходимо также отметить, что именно сверстник открывает для детей новые возможности самопознания через сравнение себя с равным партнером по взаимодействию, общению. Еще одной существенной чертой общения с ровесниками является формирование у детей такого личностного качества, как инициативность. Здесь от ребенка требуется умение четко формулировать свои мысли, доказывать свою правоту, планировать совместную деятельность.
Так же изучив разнообразные методики по диагностике уровня развития коммуникативных навыков старших дошкольников, нами были выбраны следующие:
методика «Рукавички» Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой.
методика контекстного общения со взрослым Е.Е. Кравцовой.
методика «Да и нет не говорите» Е. Е. Кравцовой.
беседа с неоконченными ответами «Как бы ты поступил, если бы?»
Обобщив теоретический материал мною были разработаны рекомендации для родителей (см. Приложение 2) а также подобраны игры на развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста. (см. Приложение 1).
Взрослым необходимо поощрять эмоциональные контакты малышей, создавать оптимальные условия для успешного развития общения детей между собой. Необходимо устраивать для малышей совместные игры, которые со временем сформируют у детей желание и умение действовать согласованно, а затем приведут к активному общению не только со сверстниками, но и с другими людьми.
Значимость данного исследования состоит в том, что если родители и педагоги не будут уделять должного внимания развитию общения детей в дошкольном возрасте, применяя различные формы и методы становления коммуникативных навыков, то формирование личности дошкольника будет не всесторонним, ведь именно общение для ребенка является средством познания самого себя и успешной социализации в обществе.
Задачи, которые мы поставили перед собой в начале исследования, были решены и цель достигнута. Данное исследование будет интересно педагога, родителям и студентам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/razvitie-obscheniya-u-detey/
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]/ Приказы и письма Минобрнауки РФ. – Москва: ТЦ Сфера,2017.-96с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений [Текст]/Г. М. Андреева. ― 5-е изд., испр. и доп. ― Москва: Аспект Пресс, 2003. ― 364 с
3. Бабаева, Т.И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников [Текст]/ Т.И. Бабаева.-Москва: Детский сад, 2011. – 74-86с.
4. Белкина, В. Н. Детская психология. Взаимодействие со сверстниками: учеб. пособие для СПО [Текст]/ В. Н. Белкина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 170 с.
5. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие. [Текст] / В.Н. Белкина.-Ростов на Дону: Феникс, 2015. 272 с.
6. Взаимодействие детского сада с родителями в современных условиях [Электронный ресурс]/Электронные текстовые данные. — Режим доступа: , свободный.
7. Галигузова, Л.Н. Как помочь наладить общение со сверстниками [Текст]/ Л.Н. Галигузова.-Москва: Дошкольное воспитание №1, 2006.-С.111-113; С.118-120.
8. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. [Текст]/ Н. Ф. Голованова.-Санкт-Петербург: Речь, 2004. — 272 с.
9. Диагностическая программа исследования навыков общения детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]/Электронные текстовые данные. — Режим доступа:
10. Коломенский, Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений [Текст] / Я.Л. Коломенский. – Минск: Нар. света, 1984. – 239с.
11. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст]/ М.И. Лисина. — Москва: Педагогика, 2011. – 144 с
12. Литовкина, А.В., Еремина О.Н., Хайминова А.В. Психологические особенности общения детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ А.В. Литовкина, О.Н. Еремина, А.В. Хайминова.-Москва: Молодой ученый. №21, 2015.
13. Межличностные отношения от рождения до семи лет [Текст]/ под ред. Е.О. Смирновой. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.- 392с.
14. Немов, Р.С. Психология книга 1: Общие основы психологии. Учеб. для студ. высших пед. учеб. заведений [Текст]/ Р.С. Немов. — 4-е изд. — Москва: изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 688 с.
15. Поливанова, К.Н. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / К.Н. Поливанова. – Москва: Педагогика, 1989. – 284с.
16. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст]/ под ред. А.Г. Рузской. – Москва: Педагогика, 1989. – 211с.
17. Развитие общения у дошкольников [Текст]/ Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. — Москва: Педагогика, 1974. — 244 с.
18. Репина, Т.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада [Текст] / Т.А Репина. – Москва: Педагогика, 1978. – 302 с.
19. Санькова, О. А. К вопросу формирования коммуникативных умений [Текст]/ О. А. Санькова.-Москва: Изд. центр «Академия» — 2011. — № 10. — С. 21-22.
20. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст]/ Е.О. Смирнова: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — Москва: Изд. центр «Академия», 2012. – 342с.
21. Снегирева Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: Методические рекомендации [Текст]/ Л.А. Снегирева. -Москва: «ВЛАДОС», 2012.-88с.
22. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст]/ пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Изд. центр «Академия», 1998. – 304с.
23. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии [Текст]/ Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.-Москва: Просвещение, 2013.-212с.
24. Эльконин, Д.Б. детская психология: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений [Текст]/ Д.Б. Эльконин. – Москва: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
БУКЛЕТ «Игры на развитие коммуникативных
навыков у детей дошкольного возраста»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Буклет для родителей «Развитие
коммуникативных навыков у детей»
Адрес публикации: