Принятие решенийэто составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления, связана со всеми участниками и аспектами управленческой деятельности и является ее вершиной. В ходе своей работы, менеджеру неоднократно приходится принимать управленческие решения для реализации управленческих задач. Качество принятых решений видно по эффекту, которые они оказали на организацию. Неправильное решение может привести к неблагоприятным последствиям для организации.Существует целый ряд факторов влияющих на принятие управленческих решений, их можно разделить на две группы — личностные и ситуационные. Ситуационные факторы являются объективными обстоятельствами, в которых принимается решение, а кличностным относятся особенности конкретного человека, который принимает управленческое решение.
Актуальность данной темы заключается в том, что принятие управленческих решений одна из самых важных функций в деятельности менеджера, и от эффективности этого решения зависит дальнейшая деятельность организации.А так как эти решения принимаются людьми, то их характер, во многом будетзависеть от личности руководителя.
Большой вклад в исследование проблемы влияния личностных качеств на принятия решений внесли многие отечественные и зарубежные психологи, а так же исследователи в области маркетинга: Г.Я. Гольдштейн, П.К. Ощепков, С.Л. Рубинштейн, У. Джеймс, Р. Акофф и другие.
Объект исследования: личность менеджера.
Предмет исследования: принятие управленческого решения.
Цель исследования: выявление влияния личности менеджера на принятие управленческого решения.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования поставлены задачи:
Раскрытиена основе анализа научно-теоретической 1.
литературыпонятие «управленческое решение» и его особенности.
Изучение различных подходов к принятию управленческого 2.
решения.
Анализ личностных особенностей менеджера.
3.
Выявление зависимости личностных качеств менеджера на 4.
принятия управленческих решений.
Структура курсовой работы определялась в соответствии с целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Организация труда современного менеджера
... уровне. Оценочные центры являются одновременно и учебными, так как большинство используемых тестов и упражнений широко применяются при подготовке кадров. 1.2 Принципы научной организации труда менеджеров Под научной организацией управленческого труда ... управлению, особенно при принятии решений, снижает эффективность управления; -нечеткая организация выполнения принятых решений приводит к ...
Глава 1. Сущность и характерные особенности личности менеджера в принятии управленческих решений Управленческое решение: понятие, виды, особенности 1.
1.
Решения, как организационная реакция на возникающие проблемы, являются универсальной формой поведения как отдельной личности, так и социальных групп, и объясняются сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Решение – это руководство к действию, выбранное из множества альтернатив, оформленное в виде плана работы. На практике принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками.
Существует множество определений, выделенные различными авторами, управленческого решения.
Управленческое решение – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью выбор альтернативы, осуществлнный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации[3, с.13].
Управленческое решение — это важнейший вид управленческого труда, а также совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, которые обеспечивают реализацию управленческих задач[11].
По мнению СмирноваЭ.А., управленческое решение — это творческое, волевое действие субъекта управления, которое основывается на знании объективных законов в сфере функционирования управляемой системы и анализа информации об е функционировании. Данное действие заключается в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива в сфере разрешения проблемы или в сфере изменения цели[15].
Несмотря на многообразие определений, они имеют общий подход в том, что управленческое решение – это действия направленные на достижение цели организации.
Классификация управленческих решений позволяет изучить их особенности и помогает выбрать наиболее эффективные в условиях конкретной задачи. Однако в связи со сложностью условий (влияющих факторов), целей принятия решений, требований и структуры решения единой классификации управленческих решений нет [6].
Можно выделить основные признаки для классификации видов управленческого решения:
по характеру принятия решения:интуитивные (выбор, сделанный 1) только на основе ощущения того, что он правилен),основанные на суждениях(выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом),рациональные (обосновывается с помощью объективного аналитического процесса);
- по количеству альтернатив:стандартные, бинарные, 2) многоальтернативные, инновационные;
3)по срокам действия: разовые, краткосрочные,периодические, длительного действия, постоянные;
4) по содержанию: социально-политические, производственные, организационные, экономические, технические;
5)по составу и сложности реализации:простые (реализуются при выполнении одного действия), и процессные(реализуемые при выполнении некоторой совокупности взаимосвязанных действий);
6) по характеру учета изменения условий реализации: гибкие, жесткие.
Существуют и другие подходы к классификации видов управленческих решений, однако приведенный данный перечень уже показывает многообразие видов и характеристик решений.
Психологические механизмы принятия управленчекских решений в организации
... Важно при принятии управленческого решения учитывать психологические особенности данного процесса. Целью курсовой работы является: изучить психологические механизмы принятия управленческих решений, структуру управленческого решения, психологические аспекты принятия управленческого решения. Объектом исследования являются: психологические механизмы принятия управленческих решений в организации. ...
В повседневной жизни человек часто сталкивается с необходимостью принятия решений, некоторые решения принимаются без должного систематического обдумывания или под влиянием ситуативного состояния.
Однако в управлении принятие решения – это более систематизированный процесс, чем в частной жизни.
Характерные особенности управленческих решений заключаются в том, что они имеют следующие характеристики: цели, последствия, разделение труда и профессионализм. Рассмотрим каждую характеристику.
Цели: принятие решения осуществляется субъектом управления исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения задач организации.
Последствия: частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и е работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей.
Если организация велика и влиятельна, решения е руководителей может серьзно отразиться на социально-экономической ситуации целых регионов.
Разделение труда: если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определнное разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – реализацией уже принятых решений.
Профессионализм: в частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений – гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки.
Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определнными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определнные решения [4].
1.2. Методы и подходы к принятию управленческого решения
Под способом или методом принятия решений понимается специфический технологический процесс –формирования в сознании менеджера измененного по сравнению с моментом принятия решения и реально достижимого через конкретные действия состояния возглавляемой менеджером организации и те средства, которые были использованы при формировании в сознании менеджера такого измененного состояния [6, с.
44].Практическая управленческая деятельность менеджера состоит из решений и действий, поэтому он должен знать и овладеть технологией принятия управленческих решений и использовать различные способы и методы для их принятия.
Выделяют несколько методов принятия управленческих решений:спонтанный метод, интуитивный метод, метод суждений, бинарный метод, метод многовариантности, поисковый метод.
Спонтанный метод базируется на эмоциях самого менеджера, решения принятые этим методом непродуманные и принимаются под воздействием.
Находясь под сильным воздействием эмоций, невозможно принять эффективное решение, поскольку перевес всегда будет на стороне действительно эмоций, а не разума.
Интуитивный метод базируется на ощущении правильности решения, без обоснования с помощью логики.Ощущения являются весьма личностными, субъективными, малопонятными и малоприемлемыми для сторонних наблюдателей. Эффективными такие решения могут быть у людей с врожденной интуицией. Менеджер обращается к интуитивному методу в тех ситуациях, когда отсутствует необходимая информация, а решение нужно принимать незамедлительно, т.е. когда менеджер не в состоянии «включить» процесс рационального (логического) мышления. После принятия решения таким способом нужно тщательно отслеживать результаты реализации решения, чтобы можно было в нужный момент приостановить или скорректировать сам процесс реализации решения.
Поведенческие методы в принятии решения
... понятие и сущность управленческого решения; ? привести типологию управленческих решений; ? проанализировать роль поведенческих факторов в процессе принятия решений; ? рассмотреть использование поведенческих методов в принятии решений. Объектом исследования - управление организацией. Предмет поведенческие методы принятия решений. Теоретическую базу работы составили ...
Метод суждений. В управленческой практике менеджер сталкивается с ситуациями, применительно к которым невозможно использовать рациональный метод, т.е. метод, основанный на использовании жесткой логики, – такие ситуации этого и не требуют. Бессмысленной и бесполезной применительно к таким ситуациям относится и возможность использования спонтанного и интуитивного методов принятия решений. В таком случае менеджер применяет метод суждений, в его основе лежат простые рассуждения, простой анализ, базирующейся на учете факторов, лежащих в основе и составляющие такую ситуацию. При его использовании основываются не на выявлении логических взаимосвязей и осуществлении логических умозаключений, а на учете собственных знаний или индивидуально накопленного опыта.
Бинарный метод – это действие, основанное на анализе двух альтернатив, каждая из которых характеризуется высокой степенью неопределенности и вынужденностью выбора в пользу одной из имеющихся альтернатив. Метод принятия бинарного решения чаще всего отражает неестественное представление (отражение) в сознании менеджера возникшей ситуации. Ситуация на основе сознательного или бессознательного стремления имеет искусственный характер. Такая неестественность или искусственность ситуации определяется ограничениями, в рамках которых возможен выбор: или только это, или только вот это. Профессионально ориентированный менеджер должен уходить от такого представления ситуации и обращения к такому методу принятия решений. Бинарное решение оправданно в случае его объективного характера и неоправданно, если оно представляет собой стремление (осознанное или неосознанное) сузить возможную базу выбора при принятии решения.
Многовариантный (многоальтернативному) решению. Этот метод основан на выборе одного варианта из множества. Многовариантное решение, таким образом, представляет собой выбор в пользу какой-то одной из множества альтернатив через фиксацию определенных и конкретных критериев и оценку таких критериев применительно к каждой из рассматриваемых альтернатив.
Поисковый метод заключается в переключении с рационального на творческое мышление, поскольку поисковое решение предполагает отсутствие готовых альтернатив, служащих основой выбора при рациональных методах принятия решений. Это метод используется при необходимости поиска более эффективных и новых путей решения возникшей проблемы [3, 6].
Анализ понятия управленческого решения, его видов и различных методов его принятия показал сложность этого вида деятельности менеджера.
1.3. Личностно-психологические качества менеджера
Личность руководителя можно представить в виде групп характеристик, которые представлены: биографическими характеристиками, способностями (интеллектуальные способности и приобретенные способности к управлению) и психологическимичертами личности(личностные качества).
Психологическая теория принятия решений
... более полного и глубокого изучения непосредственно "Психологической теории принятия решений", считаю, целесообразным более пристальное внимание уделить понятию "управленческое решение". Принятие решения - специфический, жизненно важный процесс человеческой деятельности, направленный на выбор наилучшего варианта действий. ...
Существуют различные подходы к изучению личности руководителя все они основаны на представлениях о структуре личности, механизмах е изменения и психологических требованиях к руководителю. Таким образом, психологические черты менеджера — это группа качеств руководителя, которая относится к наиболее упоминаемым в различных описательных подходах. Из множества личностных качеств, черт личности, наиболее присуще менеджерам некоторые отдельные качества, так как влияют на эффективность управления.Среди них: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость, креативность или способность к творческому решению задач, стремление к достижению цели и предприимчивость,ответственность и надежность в исполнении заданий, независимость, общительность[2].
Доминантность или способность влиять на людей. Влияние на людей должно быть основано не только на должностных полномочиях, но и на психолого-педагогических особенностях общения руководителя с подчиненными. То есть для влияния совершенно недостаточно опоры только на властные, должностные полномочия, менеджер сам должен обладать этим качеством.
Уверенность в себе. Подчиненные в случае уверенности руководителя ощущают спокойствие, поддержку, защиту, надежность, уверенность в завтрашнем дне. Уверенный в себе руководитель обеспечивает определенный психологический комфорт и повышает мотивацию к работе просто самим фактом уверенности в себе. Так же это влияет на контакты и переговоры с другими руководителями, неуверенный в себе менеджер едва ли сможет вызвать доверие с их стороны.
Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость.
Неконтролируемые эмоции неблагоприятно влияют на психологический климат в коллективе, поэтому руководителю необходимо контролировать свои эмоциональные проявления.Стрессы в деятельности любого руководителя являются неизбежными, поэтому он должен быть к ним устойчив и уметь с ними справляться.
Креативность или способность к творческому решению задач. Эта характеристика рассматривается, как способность руководителя видеть элементы новизны и творчества в деятельности своих подчиненных, а также поддерживать их начинания.
Стремление к достижению цели и предприимчивость – важнейшие черты эффективного руководителя. Руководителя не должны пугать трудности в реализации поставленных задач для достижения желаемой цели.
Ответственность и надежность в исполнении заданий. Руководитель должен быть ответственным и надежным человеком, так как он является примером и олицетворением идеальной личности у своих подчиненных. Эти качества так же влияют на репутацию организации в целом.
Независимость. Это готовность руководителя самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.Какие бы советы ни принимал менеджер от других людей, конечное решение он должен принимать всегда сам.
Общительность, коммуникационные способности руководителя.
Многие деловые связи, руководство подчиненными начинается с общения.
Это качество так же нужно для умения строить отношения с людьми [2, 5].
Важной составляющей личности руководителя являются способности.
Способности можно разделить на врожденные – интеллект, и приобретенные
– знания и умения, способствующие в выполнении руководящих функций. К интеллектуальным способностям относятся: ум и логика, рассудительность, проницательность, оригинальность, концептуальность, образованность, знание дела, речевая развитость, любопытство и познавательность, интуитивность.
Психология принятия управленческих решений
... к психологическим особенностям человека, благодаря которым и осуществляется данное действие. 1. Принятие решений как важнейшая составляющая управленческой деятельности Принятие решений практически ... основных факторов, влияющих на поведение руководителя при принятии решений: 1. Индивидуально-психологические особенности личности руководителя (темперамент, характер, способности), жизненный опыт, ...
К специфическим (специальным) способностям личности можно отнести специальные умения, знания, важные для успешного выполнения управленческой деятельности:умение кооперироваться, такт и дипломатичность,умение завоевывать популярность и престиж, умение брать на себя риск и ответственность, умение убеждать, умение менять себя, умение быть надежным, умение шутить и понимать юмор, умение разбираться в людях, умение организовывать.
В свою очередь, к организаторским качествам относятся:
психологическая избирательность(способность адекватно, без искажения отражать психологию организации),
- критичность и самокритичность (способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках), психологический контакт (способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей),
- требовательность (способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации),
- способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их,
- целеустремленность (умение поставить четкую и ясную цель и стремиться к е достижению.
Изучение интеллектуальных качеств и их связи со способностью к руководству проводилось многими учеными, и, в общем, их результаты совпадают в том, что уровень этих качеств у руководителей выше, чем у не руководителей. Это во многом зависит от способностей и умения руководителей решать проблемы и принимать правильные решения [2, c. 32].
Эффективность выполнения этих функций связанно с наличием рассматриваемых выше способностей.
К биографическим характеристикам руководителя относятся непосредственно объективные факты его биографии: возраст, пол, социально-экономический статус, образование.
Возраст руководителя – это не только природная, но и социальная характеристика человека-руководителя. Проблема возрастного предела для руководителей высшего звена, а также вопросы возрастного оптимума для менеджеров среднего звена существуют очень давно, но зависимость между возрастом и эффективностью руководства так и остается не определенной.
Объективно, возраст руководителя не может быть ни преимуществом, ни помехой для того, чтобы эффективно управлять. Однако возраст – это во многом опыт, поэтому по статистике пик «расцвета» руководителей предприятий приходится на 35-50 лет. Именно к этому возрасту достигается оптимальное сочетание знаний, жизненного и производственного опыта, коммуникативных навыков руководителя с его ещ довольно активным поведением. Для возрастной группы 28-34 года ещ характерно отсутствие практического опыта, необходимых технических знаний, коммуникативных навыков и пр. Как правило, в этом возрасте происходит стадия освоения новой роли, которую называют «периодом проб и ошибок», а ошибки руководителя носят довольно глобальный характер и получают широкий общественный резонанс. В возрастной группе 51-60 заметно ухудшается состояние здоровья, усталость, физическая активность снижается. Хотя инерция работы сохраняется, перспективы личности обращены в пенсионный период. Происходит перестройка мотивационной сферы.
Организационные и социально-психологические основы разработки ...
... будут рассмотрены организационные основы разработки управленческого решения. Во второй главе анализируется и оценивается роль социально-психологического фактора в разработке и принятии управленческого решения. Нами проработан весь процесс формирования управленческого решения, с акцентом на деятельность руководителя предприятия. В третьей ...
Пол руководителя. В большинстве случаев женщины реже становятся лидерами и меньше склонны, чем мужчины добиваться этой роли. Это объясняется тем, что мужчины обладают большим стремлением обладать преимуществом в группе и решать групповые задачи. Большое значение имеет наличие определенного стереотипа руководителя. От исполнения мужской роли ожидают и соответствующего поведения лидера. А женщинам, для того чтобы к ним относились, как к достойным руководителям, приходится доказывать свои способности и присущие им деловые качества [8].
Как отметил Ильин Е.И,имеются определенные отличия между женщинами и мужчинами руководителями [10].
Женщины, ориентированные на отношения с людьми, превосходят мужчин в демократичности руководства. Любую информацию они воспринимают эмоционально-образно, чувствительны к нюансам в общении, отношениях.
Женщин-руководителей отличает высокая проницательность, хитрость, образное восприятие мира, мечтательность, сильный самоконтроль поведения, эмоциональная неустойчивость, тревожность. При принятии решений чаще опираются на интуицию, чем на логику.
Женщинам легче управлять коллективом, в котором преобладает женский состав. В смешанных коллективах женщины реже становятся лидерами (руководителями).
Социально экономический статус и образование. Эффективный руководитель должен обладать обязательным образованием и знаниями в области менеджмента, экономики, юриспруденции, специальными знаниями, связанными с деятельностью компании, также руководитель, как лицо организации должен в совершенстве обладать хотя бы одним общепринятым английским языком. Также у руководителей повысился интерес к психологическим вопросам управления [12].
Итак, мы рассмотрели основные характеристики имеющие отношение к личности менеджера. Осталось сказать, что человек не рождается с набором выше перечисленных личностно-психологических качеств, а все они являются сочетанием полученных от природы особенностей и социальноисторических условий его жизни. Эти качества может, в какой-то степени, развить и скорректировать в себе менеджер.
Глава 2. Взаимосвязь личностных качеств менеджера и принятия управленческих решений
2.1. Психологические аспекты принятия управленческих решений В самом понятии «управленческое решение» заключена определенная двойственность. Это – функция управления, и реальный процесс по ее реализации. Эта двойственность является одной из главных причин существования двух принципиально разных подходов к изучению принятия управленческих решений – организационного и психологического. Первый основан на методологии нормативного анализа и, в основном, направлен на разработку оптимальных процедур и способов реализации функций принятия управленческих решений. Главной целью второго подхода является установление реальных закономерностей и особенностей процессов выбора.
В процессе разработки, принятия и реализации решений деятельность лиц, их принимающих, объективно представляет собой целостную систему, которая имеет собственные логику и закономерности [12].
В процессе принятия решений проявляется также присущая человеку ограниченная рациональность выбора вследствие ограниченной возможности оперативной обработки информации, неосуществимости строго рациональных процедур разработки альтернатив решения, влияния социальных и эмоционально-личностных факторов [17].
Разработка и принятие управленческих решений
... разработки и эксплуатации; Надеев А.Т. Системный подход к разработке, принятию и реализации управленческих решений. В настоящее время совершенствование управления – это огромный и мало востребованный резерв повышения эффективности управленческой деятельности. При анализе накопленного опыта в сфере работы с управленческими ...
Принятие управленческих решений можно рассматривать с общепсихологических позиций теории деятельности. При разработке управленческого решения, обнаруживается полная соподчиненная структура деятельности, включающая уровень психофизиологических функций, уровень операционального обеспечения деятельности, уровень действия, уровень собственно специальной деятельности. Соответственно, операциональная сторона принятия решения будет зависеть от навыков, умений, когнитивного стиля руководителя; сторона действий – целеполаганием при принятии решения; уровень деятельности – специфическими мотивами и личностными смыслами руководителя [14].
Характерными для принятия решения являются активность субъекта и осознание им до определенной степени собственной деятельности.
Специфику управленческой деятельности человека будет составлять постоянная борьба или конфликт мотивов. При этом выявляется потенциал способностей к руководству, мотивационный профиль, способности идти на риск. Поведение руководителя выражает его психическую организацию и жизненный опыт. Оно опосредовано социальными установками, нормами и традициями, что в значительной степени определяет содержание и стиль принимаемых решений. Стиль принятия решений оказывает определяющее влияние на формирование норм и традиций, ожиданий, социальных установок и межличностных отношений в социальных группах [12].
Выбор, представляющий собой основу управленческого решения не может осуществляться исключительно на основе интеллектуального анализа.
Необходим учет ценностей руководителя и подчиненных, которых будет касаться решение, взаимодействие ума и воли, не исключающее принятия непредсказуемых решений. Оценка и выбор руководителем возможностей поведения тесно связаны с социальными установками, отношениями и ролевыми ожиданиями субъектов управленческих отношений. Предвидение и прогноз наилучшего возможного поведения тесно связаны с процессами социальной перцепции, интерпретации, атрибуции.
Так же, большинство управленческих решений являются комбинированными и включают в себя компоненты как индивидуального, так и коллегиального выбора, и такие решения будут уже совокупностью различных ценностей, установок, мотивов и т.д. На такие решения могут влиять групповые стереотипы, ложные групповые солидарности и т.п.
2.2. Стиль управления и его влияние на принятия управленческихрешений
Стиль руководства- это совокупность определенных принципов, наиболее характерных и устойчивых методов решения поставленных задач и проблем, в процессе принятии реализации решений. В стиле руководства совмещаются, с одной стороны требования общества к руководителю в организации, с другой личностные и индивидуальные особенности менеджера [9].
Под стилем руководства понимается способ делового общения руководителя с подчиненными в процесс исполнения служебных обязанностей, характеризуемой формой распорядительного воздействия, степенью жесткости проявления единоличной воли руководителя по отношению к подчиненным при осуществлении руководства их работой, деятельностью[13, с. 187].
Так же стиль характеризует личностно-психологические характеристики менеджера, подчеркивает его индивидуальность в том смысле, что большинство руководителей склонны, твердо придерживаться, выработанного и укоренившегося в их управленческой деятельности стиля, руководителя, прибегая к его изменению только в особых ситуациях, вынуждающих приспособить к ним стиль руководства.
Теоретический анализ психологических особенностей манипулятивной ...
... уловок и приемов" [62]. Е.В. Сидоренко формулирует определение манипуляции как "преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, принятию решений и выполнению ... различных профессиональных и управленческих групп менеджеров, в том числе во взаимосвязи с показателями эффективности этой деятельности. Практическая значимость работы заключается в полученных ...
Перед менеджером всегда стоит проблема, в какой степени и в каких ситуациях он должен выступать по отношению к своим работникам в роли начальника, лидера, а в каких — в качестве такого же участника общего дела, как и все остальные. Первое условие важно с позиции предотвращения потери авторитета в глазах подчиненных, сохранение дисциплины и порядка.
Наведение порядка требует сосредоточения власти в одних руках. Иначе трудно достичь единоправных действий исполнителей. Второе условие способствует тесному контакту между, людьми, препятствует чрезмерному возвышению руководителя над работниками. Сложность и однообразие этих отношений предопределяют высокую вариантность конкретных стилей управления. К основным стилям управления относятся: авторитарный, демократический и либеральный[7].
Для авторитарного (автократического) стиля характерна централизация власти в руках одного руководителя, требующего, чтобы во всех деталях докладывали только ему. Руководителю с этим стилем присуща ставка на административные и ограниченные контракты с подчиненными. Такой руководитель единолично принимает и отменяет решения, не давая возможности проявить инициативу подчиненным, категоричен, распоряжается, настаивает, но никогда не простит. Иными словами, основное содержание его управленческой деятельности состоит из команд и приказов.
При принятии управленческих решений сам выбирает из множества вариантов наилучший, по его мнению, ни с кем не советуется. В случае возникновения трудностейпо принятию решения обращается к специалистам, после единолично принимает решение и приказывает подчиненным реализовать решение. В ходе выполнения этого распоряжения, будет постоянно контролировать работу по е выполнению.
Руководитель, использующий преимущественно демократический стиль, будет стремиться, как можно больше вопросов решать коллективно систематически информировать подчиненных о положении дел в коллективе, правильно реагирует на критику. В общении с подчиненными он предельно вежлив и доброжелателен, находится с ними в постоянном контакте, часть управленческий функций делегирует другим специалистам, доверяет людям.
Требователен, но справедлив. В подготовке к организации управленческих решений принимает участие все члены коллектива.Таким образом, принятие управленческого решения будет происходить коллективно, после обсуждения и согласия сотрудников принимается решение.После его принятия устанавливает,кто и в каком порядке будет его реализовывать, а после назначения будет следить за выполнением решения.
Руководитель, с либеральным (попустительским) стилем управления практически не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам представлена полная самостоятельность возможного индивидуального и коллективного руководства. Такой руководитель с подчиненными обычно вежлив, готов отменить ранее принятое решение, особенно если это популярности отличает либералов безынициативность, неосмысленное исполнение директив вышестоящих органов управления.
Из имеющегося арсенала средств воздействия на коллектив основное место у либералов занимают уговоры и просьбы. При выполнении управленческих функций руководитель пассивен, можно сказать, что «плывет по течению». В конечном счете, руководитель либерального стиля, слабо контролирует и регулирует действия подчиненных и, как следствие, его управленческая деятельность нерезультативна [9, 14].
Таким образом, анализ научно-теоретической литературы позволил установить зависимость используемого менеджером определенного стиля управления и характер принятия решений, использование для этого методов, а так же способы делегирования для их реализации и контроль за выполнением принятого решения.
2.3. Влияние личностно — психологических факторов на принятие управленческих решений Каждое решение отражает индивидуальность его инициатора и систему его ценностей. Влияние человеческого фактора можно рассмотреть в двух аспектах:
1) влияние личностно-психологических характеристик на принятие управленческих решений;
2) личностные оценки существующего управленческого решения.
К личностным характеристикам относятся:параметры мышления, темперамент, характер, уровень эмоциональности, воля,внушаемость, профессионализм, опыт, ответственность, здоровье, реакции, влияния, рискованность [12].
Для каждого человека характерны следующие основные параметры мышления: глубина, широта, быстрота, гибкость.
Глубина мышления – характеризует аналитический характер мышления человека, поиск им причинно-следственных связей внутри анализируемой ситуации. Человек в некотором случае может абстрагироваться от окружающих элементов. Для таких людей будет эффективным аналитический метод подготовки управленческого решения.
Широта мышления – отражает синтетический характер мышления, при котором человек умеет оценить роль анализируемой ситуации в общей деятельности. Широта мышления способствует эффективному применению дедуктивной логики и эвристических процедур.
Быстрота мышления – определяется временем выполнения задания относительно среднего уровня, принятого в данной организации. Работник может быстрее, чем другие, разобраться в ситуации или разработать эффективное решение. Быстрота мышления позволяет перебирать множество вариантов, что необходимо при методах, с применением творческого подхода при подготовке и реализации управленческого решения.
Гибкость мышления – характеризуется своевременным и обоснованным переходом на новые методы при принятии управленческого решения.
Большое влияние на принятия управленческого решения оказывают также такие качества руководителя, как романтизм и практицизм, оптимизм и пессимизм [18].
Романтизм руководителя связан с завышенной интуитивной оценкой своих возможностей в вопросах принятия управленческого решения, а также возможностей получения необходимых для этого ресурсов. Романтизм свойственен практически всем руководителям в начальный период их деятельности. Чаще он приводит к разочарованию как руководителя, так и персонала. Ведь романтизм в профессиональной деятельности – преувеличение своих интуитивных возможностей, как лично, так и организации в целом.
Практицизм руководителя или специалиста связан с большим опытом и обработкой стереотипных подходов к принятию управленческих решений.
Оптимизм менеджера базируется на завышенной оценке возможностей как персонала, так и своих. Оптимизм – это положительная черта в личности и очень важное, но в профессиональной деятельности он должен подкрепляться профессионализмом и технологическими возможностями организации. Руководители – оптимисты увеличивают шансыпринятия управленческого решения, как в положительную, так и отрицательную сторону. Они самоотверженно берутся за рискованные, но полезные для организации работы и часто доводят до положительных результатов даже сложные проекты.
Пессимизм руководителя базируется на заниженной расчетной оценке возможностей персонала, в том числе и своих, самой организации и сотрудничающих с ней клиентов. Руководитель считает, что заниженный вариант обязательно будет реализован, что принесет организации стабильный, но небольшой доход. Такой подход может быть эффективным в традиционных мало меняющихся производствах. Менеджерам-пессимистам присуще принятия решения тщательно продуманно с предвидением возможных рисков от этого решения.
Ещ одним важным качеством в принятии управленческого решения является темперамент. Выделяют четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.
Менеджеры холерического темперамента предпочитают быстроту, оперативность и индивидуализм при принятии управленческого решения.
Часто данные качества важнее, чем детальная проработка решений. Однако холерики не успевают тщательно оценить ситуацию и сформировать истинную проблему. Их решения чаще носят спонтанный характер. Данные решения характеризуются высоким уровнем риска, решительного и бескомпромиссного.
Сангвинистического типа менеджеры быстры и оперативны при принятии управленческого решения, однако индивидуализму предпочитают коллективное обсуждение проблем и принятия решений.
Руководители с флегматическим темпераментом предпочитают затратить больше времени на принятие решения, чем на е реализацию. Для них важнее избыток информации, мнений, советов по решаемым проблемам.
Данные решения характеризуются высоким уровнем безопасности и обдуманности. При реализации своих решений флегматики решительны и настойчивы.
Менеджеры меланхолического темперамента пытаются учесть все возможные последствия принятых решений. Часто второстепенные проблемы возводят в роли первостепенных. Меланхоликам нужен больший объем информации, времени, советов для принятия управленческих решений.
Они принимают эффективные решения в области стратегиииуправления [18].
Важное значение при реализации и принятии управленческого решения придается харизме личности, ее способности на уровне здравого смысла привлекать и подчинять себе значительные массы людей. Власть харизмы, основана на мудрости, героизме, доступности для любого человека, внушительной внешности, уверенной манере держаться с людьми разного положения в обществе [19].
Таким образом, анализ различных психологических аспектов, стиля управления, эмоционально-личностных факторов показал, что на принятие управленческого решения большое влияние оказываютличностные качества человека, который принимает эти решения. Соответственно, на принятие управленческого решения будут влиять не только конкретные обстоятельства, в которых принимается управленческое решение, но и пол, характер, темперамент, эмоциональное состояние, параметры мышления менеджера, а так жестиль управления который он использует.
Заключение
Влияние личности менеджера в управленческой деятельностисложная и важная проблема исследования. Должность руководителя сопровождается большой ответственностью и от его эффективности деятельности зависит успешность всей организации.
Анализ понятия «управленческое решение», его существенные характеристики показал важность в общей структуре управленческой деятельности менеджера.
Управленческие решения принимаются в целях решения управленческих задач и эти решения существенно могут повлиять на дальнейшее развитие организации. Принятия таких решений может осуществляться различными методами и их использование зависит от сложившихся объективных условий, а так же от личных особенностей менеджера.
По проблеме личности руководителя существует множество подходов, определены присущие менеджеру профессионально важные качества, способности и биографические характеристики влияющие на эффективность деятельности. Руководитель должен быть уверенным в себе, эмоционально уравновешенным, ответственным, независимым, общительным, уметь влиять на людей и видеть элементы творчества в своих подчиненных. Эти качества определяют успешного менеджера.
Анализ литературы по проблеме влияния стиля управления на принятие управленческих решений выявил зависимость использования одного из стилей руководства менеджером и характером принятия управленческого решения. Выявлены различия в способе решения проблем в ходе принятия решений, в делегировании и контроля реализации управленческих решений при использовании различных стилей управления.
Так же установлено, что на принятия управленческих решений оказывают влияние индивидуально-психологические качества менеджера, его параметры мышления, темперамент, характер и такие качества, как романтизм и практицизм, оптимизм и пессимизм. Поэтому на характер деятельности менеджера влияют не только его опыт, знания в этой области, навыки и умения, но и личностные особенности.
Таким образом, личностные качества руководителя играют основополагающую роль в принятии управленческого решения. Каждое управленческое решение отражает индивидуальность его инициатора и систему его ценностей, поэтому то, насколько успешно и эффективно будет функционировать организация, прежде всего, зависит от руководителя.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/psihologiya-upravleniya-temyi-kursovyih-rabot/
Нормативно-правовые акты
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ(ред. от 4.11.2014).
Книги, изданные под фамилией авторов
2. Бабенко О.А. Профессионально важные качества личности руководителя.
М.: Академия, 2006.
3. Башкатова Ю.И. Управленческие решения. Учебное пособие руководство по изучению дисциплины. Москва, 2005.
4. Бусыгин А.В. Менеджмент: введение в специальность. Учебное пособие.
М.: Бусыгин, 2007.
5. Вересов Н.Н. Психология управления. Учебное пособие. Москва— Воронеж: МОДЭК, 2001.
6. Воробьев, С.Н. Управленческие решения: учебник для вузов. М.
:ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
7. Журавлев А.Л. Стиль руководства для управления социальнопсихологическим климатом производственного коллектива. М.:
Просвещение, 2006.
8. Журавлев А.Л., Хащенко В.А., Хащенко Н.Н. Влияние фактора пола на стиль руководства производственным коллективом.М.: Проспект, 2007.
9. ЗанковскийА.Н.Организационная психология. Учебное пособие для вузов. М.: «Флинта», 2002.
10. Ильин Е.И. Дифференциальная психология мужчины и женщины. СПб.:
Питер, 2002.
11. КабушкинН.И. Основы менеджмента. Учебник. 11-е изд., испр. М.:2009.
12. Карпов А.В. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 2007.
13. Максимцов М.М. Менеджмент: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство,2005.
14. Розанова В.А. Психология управленческой деятельности. М.:
Издательство «Альфа-Пресс», 2006.
15. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: учебник для вузов.
М: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
16. Шибутани Т. Социальная психология.Ростов н/Д: Феникс, 1999.
Книги, изданные под редакцией автора (авторов) Управление организацией. Под ред. Поршнева А.Г., Румянцевой З.П., 17.
Саломатина Н.А. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2000.
Периодические издания Шмаков А.Г. Влияние личностных качеств на деятельность 18.
руководителя. Вестник Челябинского государственного университета.
2012,№ 3.
Сетевой ресурс
19.Агапов В.С. Проблема личности руководителя в отечественной психологии.URL:http://hr-portal.ru/article/problema-lichnostirukovoditelya-v-otechestvennoy-psihologii (дата обращения: 14.11.14).