«Психология детей-сирот» Студент: Уразаева Алия гр. 14НП

По статистике в России каждый сотый ребенок не имеет родителей. Проблема сиротства в нашей стране приобретает с каждым годом все большие масштабы. Дети-сироты — это особые дети. Психология их личностного своеобразия и особенностей взаимодействия с окружающими кроется в прошлом опыте. Дети-сироты пережили разлуку, утрату, разрыв отношений в младенчестве или в более позднем возрасте. Такой ранний опыт наполнен травматическими переживаниями, последствиями материнской депривации – психического состояния, возникающего в результате длительного ограничения возможностей ребенка для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей. Психология депривированной личности детей-сирот характеризуется повышенной тревожностью, страхами, агрессивностью и т.д. Дети, пережившие разлуку с матерью и ставшие воспитанниками специализированных учреждений, оказываются в таких условиях, которые, также не способствуют формированию позитивных черт личности и установлению прочных связей с другими людьми. Отсутствие главной фигуры, заботящейся о ребенке, многочисленность и текучесть социального окружения в детских домах ведут к ощущению чувств нестабильности и беззащитности, тормозят психологию развития детей-сирот.

Психические травмы, полученные до поступления в детский дом, а также наследственные и психосоматические заболевания могут способствовать проявлению импульсивности у детей-сирот, нарушениям самоконтроля, эмоциональной неустойчивости, заторможенности психических процессов. Одной из основных характеристик психологии личности детей-сирот является агрессивность как следствие дефицита теплоты и принятия в общении. Другой существенной особенностью в психологии воспитанников детских домов исследователи называют гиперсексуальность. Она проявляется в повышенном интересе к половой жизни, в ранних сексуальных связях, нецензурной брани. Причиной этого является недостаточная общая способность детей-сирот к торможению своих первичных чувственных влечений. К этому приводит неумение ребенка реализовываться в обществе, труде, творчестве. Психология детей-сирот характеризуется отсутствием стабильности, присущей семейным отношениям, необходимостью постоянно приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение окружающих. А все это значительно снижает у детейсирот активное отношение к жизни, у них не формируются собственные ценности и принципы, но при этом в их психологии развивается конформность – зависимость от мнения других людей, повышенная внушаемость и подверженность влиянию группы, часто негативному. У детей-сирот складывается заниженная самооценка, неприятие себя, недоверие к себе, отсутствует ощущение собственной уникальности.

6 стр., 2780 слов

Кризис 7 лет у ребенка возрастная психология

... ребенка в своих силах. Цель работы: Задачи: Раскрыть содержание понятия «возрастной кризис» в психологии. Рассмотреть основные критерии кризиса 7 лет. Выделить основные новообразования возникающие в период кризиса 7 лет. Понятие возрастного кризиса, Возрастные кризисы Возрастные кризисы ... влияние на дальнейший ход развития личности. В отечественной психологии существуют две принципиальные позиции в ...

Актуальность исследования: Такое явление, как сиротство, было, есть и будет. Острая социальная проблема России заключается в том, что процент социального сиротства с каждым годом возрастает. Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно ведет к увеличению числа учреждений для детей-сирот-домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, приютов и тд. Вместе с тем многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что помещение ребенка в учреждение интернатного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в свою очередь приводит к нарушению развитию ребенка. Результатом проживания ребенка в условиях интернатного учреждения является его неготовность к самостоятельной жизни, к поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью.

Объект исследования: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Предмет исследования: психология детей-сирот.

Цель: исследование проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Задачи исследования:

1. Провести анализ теоретической литературы по проблемам детей сирот.

2. Рассмотреть психологические особенности детей-сирот.

3. Выявить психолого-педагогические аспекты адаптации и

воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Гипотеза: У детей-сирот или у детей, оставшихся без попечения

родителей, существуют личностные проблемы, а именно в

эмоционально-волевой сфере, что проявляется повышенной

тревожностью.

1.1Понятие сиротства и его типы

На сегодняшний день проблема сиротства – один из актуальнейших социальных вопросов современной действительности России. Это связано с тем, что при процессе развития постиндустриального и одновременно гуманистического общества число детей-сирот не уменьшается, а непрерывно растет.

Данная проблема берет свое начало из далекого прошлого, когда во времена войн, голодовок, эпидемий, стихийных бедствий и ряда других стихийных бедствий родители погибали, вследствие чего дети становились сиротами. Сегодня ситуация отличается не процентным соотношением детей сирот, а причинами, которые приводят к сиротству.

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова сиротство рассматривается как «состояние сироты, одиночество».

Согласно педагогическому терминологическому словарю, сиротство определяется как социальное явление, характеризующее образ жизни детей, оставшихся без попечения родителей.

Словарь-справочник социального работника определяет сиротство как социальное понятие, которое показывает положение детей-сирот, т.е. сирота – это ребенок, находящийся временно или постоянно вне семейного окружения, а также ребенок, который в силу своих интересов не может оставаться в таком окружении, имеет право на защиту и помощь со стороны государства.

Тюгашев Е.А выделяет следующие виды сиротства:

8 стр., 3656 слов

Проблемы родителей детей с синдромом Ушера: некоторые подходы к их решению

... скрыть). В беседах с родителями детей с синдромом Ушера, мамы быстрее раскрывались и начинали говорить о своих чувствах относительно изменяющегося состояния ребенка с синдромом Ушера. Отцы о чувствах ... вообще к членам семьи) слепоглухого ребенка. Так уж случается, что о диагнозе «синдром Ушера» первыми чаще всего узнают родители ребенка. Именно родителям сообщает офтальмолог об особом состоянии ...

1. «Собственно сироты: дети, чьи родители рано умерли. 2. «Лишенцы»: дети родителей, лишенных родительских прав. 3. «Отказники»: дети родителей, отказавшихся от родительских прав. 4. Интернатские сироты: дети, воспитывающиеся в интернате далеко от

родителей, так что родители практически не участвуют в их

воспитании. 5. Домашние сироты: родителей полный «комплект», но им – не до

ребёнка, живущего с ними. Родители и дети, в лучшем случае, чужие

друг другу, а в худшем – находятся в антагонистических отношениях.

«Скрытое» социальное сиротство вызвано изменением отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растет беспризорность огромного количества детей и подростков». Таким образом, автор классифицирует сиротство и как социальное явление, и как социальное понятие.

Наиболее четкое определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано в федеральном законодательстве. Согласно ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: … дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель …, а также … дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке» [1].

Длительное время к сиротам относились дети, потерявшие родителей вследствие их смерти. Однако в ХХ веке социально-экономические и нравственные процессы в обществе многих стран мира обусловили появление социального сиротства, которое выражается в устранении родителей от обязанностей по отношению к своим детям [5].

Таким образом, можно разработать схему «Типы сиротства», выделяющую два типа: биологическое сиротство (в результате гибели родителей ребенка по различным причинам) и социальное сиротство (когда у ребенка есть родители, но они не участвуют в его воспитании и не заботятся о нем), которое в свою очередь делится на собственно сиротство (ребенок проживает в социальных учреждениях) и скрытое сиротство (ребенок проживает в семье).

1.2 Особенности и проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей

Влияние депривации на развитие особенно ярко проявляется в условиях воспитания ребенка в детском доме или подобном ему учреждении.

Одним из первых этими вопросами стал заниматься Р.Шпиц. В 40-е гг. XX в. Р. Шпиц изучал детей, потерявших в годы войны родителей и оказавшихся в больницах или детских домах. Результаты его исследований показали наличие у данных детей задержки когнитивного, эмоционального и социального развития. Для обозначения этого феномена он использовал понятие «госпитализм», определяя его как совокупность психических и соматических расстройств, обусловленных длительным пребыванием человека в лечебном учреждении в отрыве от близких людей и дома. К симптомам госпитализма у детей Р. Шпиц относит в первую очередь следующее:

4 стр., 1604 слов

Федеральный государственный образовательный стандарт

... и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений; организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования. 2. Разработка ФГОС Стандарты могут разрабатываться по образовательным уровням, ступеням ...

  • замедление психического и физического развития;
  • отставание в развитии речи;
  • пониженный уровень адаптации к окружению;
  • слабая сопротивляемость к инфекциям и т. д.

В качестве основной причины этого явления он видел разлуку с матерью. Последствия госпитализма у детей являются долговременными и часто необратимыми. В тяжелых случаях развитие такого состояния приводит к смерти.

И в современных условиях разлука с матерью приводит к тому же эффекту госпитализма.

Психологические особенности детей, воспитывающиеся в государственных учреждениях, обусловлены рядом факторов:

  • особенностями психического развития;
  • влиянием прошлого жизненного опыта;
  • условиями организации их жизнедеятельности в государственных учреждениях;
  • обеднением характера влияния источников социализации.

Для воспитанников государственных учреждений характерно отставание в следующих областях психического развития:

а) в познавательной сфере: многочисленные исследования показывают, что дети из государственных учреждений демонстрируют задержку в развитии познавательных процессов.

Дефицит общения с взрослым, бедность этого общения, примитивные по содержанию контакты со сверстниками, привязанное к конкретной ситуации деловое сотрудничество — все это не требует от детей из дома ребенка хорошо развитой активной речи. Они же в большей мере ориентированы на понимание речи взрослого, точнее, его команд, распоряжений, которым подчинена их жизнь в закрытом детском учреждении.

В дошкольном возрасте у таких детей наблюдается косноязычие, имеет место запаздывание в области синтаксиса и скудость содержания высказываний. Дети испытывают затруднения в описании происходящего на картине, поскольку им трудно соотнести реальность и графическое изображение. В дальнейшем это приводит к ошибкам при чтении и письме. Неграмотности также способствует несформированность фонематического слуха, развитие которого непосредственно связано с качеством эмоционального общения на ранних стадиях.

В целом интеллектуальный статус детей из закрытых детских учреждений снижен относительно нормы, что связывают именно с ситуацией депривации. В частности, у них отмечается отставание в области развития восприятия: дети испытывают затруднения при использовании сенсорных эталонов и перцептивных действий.

Присутствуют затруднения и в области мышления. Дети демонстрируют отставание в сфере общей осведомленности. Для дошкольников типично, например, незнание своего дня и года рождения, времен года и месяцев. Вызывает затруднение выполнение операций обобщения, классификации, сравнения. Классифицируя, дети испытывают трудности с вербальным обозначением групп предметов. В целом наблюдается отставание в развитии как наглядно-действенного и нагляднообразного, так и элементов словесно-логического мышления.

В сфере памяти для большинства детей характерно нарушение опосредованного запоминания, что говорит об общем интеллектуальном отставании.

7 стр., 3278 слов

Авторы: ведущий научный сотрудник лаборатории медицинской генетики ...

... вследствие спорадических мутаций. Понятие об ассоциациях. Ненаследственные синдромы МВПР Гольденхара синдром. «Грима Кабуки» синдром. «Prune belly» синдром. LADD-синдром. Робинова синдром. Рубинштейна-Тейби синдром. ^ АДАМ комплекс. Синдром короткой пуповины (Limb-body-wall complex). ...

У них также существуют трудности в организации произвольного внимания. Дети, развивающиеся в условиях закрытых образовательных учреждений, легко отвлекаются, им трудно сосредоточиться на чем-либо. Для многих из них характерна быстрая утомляемость, что может быть связано с общей психоастенизированностью, а у некоторых детей — и с органической патологией;

— б) в эмоционально-волевой сфере: жизнь в государственном учреждении накладывает свой отпечаток на развитие эмоциональной сферы. У детей, воспитывающихся в государственных учреждениях, эмоциональные проявления бедны, невыразительны. Наблюдается менее точное различение эмоций взрослого, слабое дифференцирование положительных и отрицательных эмоциональных воздействий.

Эмоционально нестабильное положение ребенка, лишенного родительского попечительства, ведет к нарушению аффективно-личностных отношений. При наличии ярко выраженной потребности в любви и внимании они не умеют налаживать общение с окружающими. При появлении нового человека у них не возникает привычной эмоциональной реакции, например чувства страха или радости, то есть они избегают эмоционального контакта.

Встречается и другой тип реагирования — «прилипчивость» к новому человеку: дети «облепляют» его, стараются до него дотронуться, прижаться к нему. Однако очень быстро интерес проходит, и при расставании с их стороны не проявляется никаких эмоций, что свидетельствует об отсутствии стойкой привязанности.

У воспитанников государственных учреждений наблюдается задержка в развитии эмоционально-волевой сферы из-за недостаточного опыта совместных эмоциональных переживаний.

Исследования показывают, что дети, находящиеся в ситуации депривации, неуспешны в разрешении конфликтов и с взрослыми, и со сверстниками, они агрессивны, стремятся обвинить окружающих в возникновении конфликта (неумение и нежелание признать свою вину), не способны к конструктивному выходу из конфликтной ситуации. Их эмоциональные реакции отличаются более высокой напряженностью, аффективными срывами. Для них характерна слабая выраженность значимости дружеских связей.

У воспитанников государственных учреждений не формируется положительное эмоциональное самоощущение, переживание своей значимости для окружающих, открытость людям и окружающему миру.

Пребывание в государственном учреждении также накладывает свой отпечаток и на двигательную сферу. В раннем возрасте нередки так называемые тупиковые движения — раскачивание тела, сосание пальцев, стереотипные нецеленаправленные движения рук.

Уровень овладения двигательными навыками здесь ниже, чем у сверстников, воспитывающихся в семьях. Для детей из детского дома характерны малоподвижность, невыразительность мимики, двигательная неловкость, нарушение координации движений. Наряду с мышечной гипотонией встречается и мышечная гипертония. Ребенок в таких случаях находится в состоянии непрерывного движения, с трудом сосредоточивается на выполнении действия, постоянно перемещается, хватается за различные предметы. Движения нескоординированы, беспорядочны.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно говорить, о том, что эмоционально-волевая сфера ребенка-сироты характеризуется:

  • пониженным фоном настроения;
  • бедной гаммой эмоций;
  • склонностью к быстрой смене настроения;
  • однообразием, стереотипностью эмоциональных проявлений;
  • эмоциональной поверхностностью, которая сглаживает негативные переживания и способствует их быстрому забыванию;
  • неадекватными формами эмоционального реагирования на одобрение и замечания;
  • повышенной склонностью к страхам, беспокойству, тревожности;
  • чрезмерной импульсивностью, взрывчатостью;
  • непониманием эмоционального состояния другого человека;

— в) в самосознании: нарушение в самосознании у ребенка-сироты проявляется уже на первом году жизни при формировании «образ себя». В доме ребенка в связи с отсутствием общения и игр со взрослыми происходит искажение «образа себя». Здесь уместно вспомнить известное выражение Л. С. Выготского: «Только через других мы становимся самими собой». Возникшее искажение «образа себя» в дальнейшем ведет к различным отклонениям в поведении и формировании черт личности.

7 стр., 3224 слов

Организация социальной работы по профилактике жесткого обращения ...

... и помощи. В связи с этим нами была организована работа по разработке и апробации коррекционно-развивающей программы. Таблица 2 — Программа по психологической коррекции жестокого обращения с детьми№Тема СодержаниеКол — во ...

Развитие всех аспектов самосознания (познавательного — образ Я, эмоционального — самооценка, поведенческого – рисунок поведения) имеет определенную специфику. Для детей-сирот характерно ситуативное, «сиюминутное» проживание жизни. Это приводит к отвержению опыта, когда отдельные пережитые эпизоды не становятся событиями жизни, не присваиваются и не входят в личный психологический опыт, что препятствует развитию адекватной самооценки и уровня притязаний.

Воспитанникам государственных учреждений свойственно нарушение половой идентификации. Стереотипы женского и мужского поведения входят в самосознание через опыт общения и идентификацию с представителями своего пола. Мальчики лишены подчас возможности идентификации по полу, потому что мало мужчин, не с кого брать пример. Девочки в силу группового «мы» часто заимствуют агрессивные формы поведения. А также отсутствуют образцы для освоения таких социальных ролей, как супруг, родитель, партнер;

— г) в сфере общения с взрослыми: потребность в общении у детейсирот появляется позже, чем у детей, живущих в семье. Само общение протекает более вяло, комплекс оживления выражен слабо, в его состав входят менее разнообразные проявления, он быстрее затухает при исчезновении активности взрослого.

Можно говорить о том, что у воспитанников государственных учреждений отсутствует полноценное эмоционально-личностное общение со взрослыми, задерживается своевременное становление потребности в сотрудничестве с ними, присутствует однообразное, неэмоциональное манипулирование с предметами.

Недостаточное удовлетворение потребности во внимании и доброжелательности со стороны взрослого, дефицит эмоционального общения приводят к тому, что ребенок стремится к ласке, выраженной в примитивной форме физического контакта, и не принимает предлагаемого ему сотрудничества.

У детей, воспитывающихся в государственных учреждениях, специфические условия жизни приводят к вынужденной поверхностности чувств. Стремление к сотрудничеству и совместной деятельности со взрослыми у них выражено крайне слабо, а при взаимодействии отсутствует эмоционально-окрашенная мимика. Как следствие этого потребности во взаимопонимании с взрослыми и сопереживании с их стороны развиты у детей явно недостаточно.

От качества общения с взрослыми зависит и активность ребенка. Оно определяет отношение ребенка к себе, через которое преломляется отношение ко всему окружающему. У ребенка из государственного учреждения низкая активность проявляется во всех сферах отношений: к окружающим людям, к себе и к предметному миру. При этом прослеживается тенденция: относительно быстрее позитивные изменения наступают в сфере предметных действий, медленнее — в сфере отношений с другими людьми, еще медленнее — в отношении к самому себе.

12 стр., 5896 слов

Уважение ребенком родителей Уважение родителей детьми

... В результате, у детей остаются лишь воспоминания об истериках родителей, а не о проведенных счастливых детских годах в совместных играх и беседах. Уважение и все другие высшие проявления у человека проявляются ... они сами умеют прощать и просит прощение. Ребенок никогда не будет просить прощения, если он не наблюдал подобного опыта в собственной семье. Еще одно немаловажное качество родителей, ...

Данная ситуация, по мнению М. И. Лисиной, объясняется следующим:

  • общение воспитанников государственных учреждений отличается низкой эмоциональностью;
  • взрослые не очень заинтересованно следят за достижениями ребенка, не слишком радуются или огорчаются его действиям, не торопятся поддержать его инициативу;
  • взрослые достаточно редко оценивают результаты достижений ребенка в предметной сфере.

Оценки в большей степени носят дисциплинарный характер, к тому же, как правило, отрицательный.

Результатом такой организации общения является пассивная позиция, вялость познавательной деятельности, отсутствие уверенности в себе, искажение «образа себя», задержка в становлении отношения к самому себе и замедленное, неполноценное развитие активности как личностного образования.

В силу неправильного и недостаточного опыта общения дети часто занимают по отношению к другим людям агрессивно-негативную позицию. На фоне ярко выраженного стремления к общению с взрослыми и одновременно повышенной зависимости от взрослых особенно проявляется агрессивность в межличностных отношениях. Сочетание агрессивности с неумением взять на себя ответственность развивает своего рода «потребительское» отношение к взрослым, тенденцию ждать или даже требовать решения своих проблем от окружающих.

д) в сфере общения со сверстниками: дефицит общения с взрослым может в некоторой степени компенсироваться контактом со сверстниками. Формирование общения со сверстниками у ребенка-сироты, воспитывающегося в интернатном учреждении, во многом обусловлено его обедненными эмоциями и незначительной потребностью в таком общении. Картина личностного общения со сверстником в этом случае достаточно бедная, как правило, дети обращаются к сверстнику только для того, чтобы завладеть его игрушкой.

В государственном учреждении ребенок постоянно общается с одной и той же достаточно узкой группой сверстников, причем он сам не может предпочесть ей какую-либо другую группу, то есть принадлежность к определенной группе сверстников оказывается «безусловной». При этом происходит формирование личности с таким типом отклонения в поведении, который характеризует недоразвитие внутренних механизмов, создающих возможность перехода ребенка от реактивного поведения, зависящего только от состояния ребенка и ситуации, к активному, свободному поведению. Недоразвитие этих внутренних механизмов компенсируется формированием различного рода «защитных реакций». Например, вместо творческого мышления развивается шаблонное, вместо становления произвольности (спонтанности) поведения – ориентация на внешний контроль, вместо умения самому справиться с трудной ситуаций – тенденция к излишне бурному эмоциональному реагированию, обиде, перекладыванию ответственности на других.

Как показывают исследования Мухиной, в условиях государственного учреждения формируется феномен «мы». У детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. Они делят мир на «своих» и «чужих». От «чужих» они обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать их в своих целях, хотя и внутри своей группы они также чаще всего обособлены.

19 стр., 9328 слов

Влияние семьи на становление личности

... человека. В течение дошкольного периода дети все лучше начинают понимать себя и то, какое место принадлежит им в конкретном социальном окружении. Они узнают, чего от них ждут члены их семьи и ...

У таких детей дружба со сверстниками носит в основном ситуативный характер.

Необходимо учитывать перечисленные выше особенности развития личности приемных детей по принципу компенсации «проблемных» сторон развития.

Обобщая все вышесказанное, можно выделить индивидуальнопсихологические особенности детей-сирот: негативизм, проблемы в общении, отсутствие ориентации на сотрудничество, агрессивность, пассивность, эмоциональная несдержанность, неуверенность в себе, страхи, недоверие к окружающему миру, неорганизованность, неумение презентовать себя. Все эти особенности, впоследствии, затрудняют адаптацию ребенка к жизни в приемных семьях. Каждая из этих особенностей имеет ряд характерных признаков, по которым её легко диагностировать.

Итак, мы видим, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обладают специфическими личностными и характерологическими особенностями. Данные особенности обусловлены рядом факторов, среди которых основными являются: отсутствие эмоциональных контактов со значимыми взрослыми, в частности, с матерью (материнская депривация), негативный прошлый жизненный опыт проживания в кровной семье, психотравмы, обедненная стимулами среда (сенсорная депривация), отсутствие объективной и полной информации об окружающем мире (когнитивная депривация), узкий круг общения (социальная депривация).

Психологические особенности детей — сирот и факторы, обуславливающие их, несомненно, требуют коррекции со стороны специалистов, поскольку, затрудняют социализацию детей в обществе и их адаптацию (приспособление) к жизни в новых условиях замещающей семьи.

1.3 Основные психолого-педагогические аспекты адаптации и

воспитания детей в приемных семьях.

В настоящее время всё большее число специалистов склоняется к передаче детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные семьи. На этом помощь ребенку не заканчивается, очень важно помочь ему адаптироваться в новой семье. Актуальным становится просвещение приемных родителей об основных аспектах психолого–педагогической адаптации и воспитания детей. Проблемы и трудности, возникающие в воспитании усыновленных детей, в главных социальных направлениях, на наш взгляд, те же, что возникают при воспитании родных детей. О воспитании ребенка следует чаще советоваться со специалистами. Часто люди, желающие взять на воспитание ребенка, судят о нем по его внешним данным, не принимая во внимание его предыдущий опыт. Дети, взятые в детские дома из неблагополучных семей, обычно страдают от недоедания, нечистоплотности родителей и т.п. У них не по-детски серьезные глаза, они испуганы, замкнуты. Среди них много апатичных детей, некоторые из них, напротив, очень неспокойные, тревожные. Однако в семье рано или поздно эти особенности запущенных детей исчезают, дети меняются настолько, что их трудно узнать. Понятно, что речь идет не о красивой новой одежде, которая в достаточном количестве обычно готовится к встрече ребенка. Речь идет о его общем виде, о его отношении к окружающей среде. Ребенок уже через несколько месяцев жизни в хорошей новой семье выглядит уверенным, здоровым, веселым и радостным человеком.

62 стр., 30968 слов

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста

... дошкольного учреждения в школу. Изложенные выше соображения и определили выбор темы нашего исследования. Цель исследования - определить основные направления и формы работы по психолого-педагогическому сопровождению развития детей ... эксперимент и т.д.) было охвачено более двухсот детей, учителей и родителей. Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась использованием надежных ...

Многие психологи придерживаются мнения, что лучше многого не говорить новым родителям о судьбе и кровных родителях ребенка, чтобы их не пугать и не заставлять жить в тревоге, в ожидании каких-то нежелательных проявлений у ребенка. Некоторые приемные родители сами отказываются получать информацию о ребенке, предполагая, что без нее они сильнее к нему привяжутся. Однако, основываясь на практическом опыте, советуем узнавать о ребенке все основные сведения. Прежде всего, советуем узнать о возможностях и перспективах ребенка, о его навыках, потребностях и трудностях в воспитании. Эти сведения не должны беспокоить новых родителей и вызывать у них тревожные опасения. Наоборот, эти данные должны придать им уверенность в том, что их уже ничто не удивит, и они не узнают чего-то такого, что обычно известно родителям о родном ребенке.

Информированность воспитателей должна способствовать быстрому выбору их правильной позиции по отношению к ребенку, избранию правильного метода воспитания. Итак, приемный ребенок пришел в новую семью. Это знаменательное и радостное событие является, в то же время серьезным испытанием. Если в семье есть другие дети, то родители обычно не предполагают осложнений, они спокойны, так как рассчитывают на свой сложившийся опыт воспитания. Тем не менее, и они могут быть неприятно удивлены и дезориентированы таким, например, фактом, что у ребенка нет гигиенических навыков или он плохо засыпает, будит всю семью ночью, то есть требует от родителей большого терпения, внимания и заботы. Если же у родителей нет детей, то ситуация возникает несколько другая. Обычно воспитатели, никогда не имевшие своих детей, перед усыновлением изучают информацию, однако смотрят на все только «теоретически», с определенной тревогой за практику. Первый усыновленный ребенок ставит перед родителями гораздо больше задач, чем первый родной ребенок, так как усыновленный ребенок удивляет своими привычками, требованиями, потому что не жил в этой семье со дня своего рождения.

Перед воспитателями усыновленного ребенка стоит сложная задача: постичь индивидуальность ребенка. Нельзя осыпать его нежностями сверх всякой меры, тем более что до сих пор он вообще не видел их. Нельзя также представлять ребенка сразу всем родственникам. Вначале ему надо дать время, чтобы он по возможности познал домашнее окружение. Чем меньше ребенок, тем скорее он привыкает к жизни новой семьи. Однако отношение к семье усыновленного ребенка вначале бывает настороженным, в первую очередь из-за его тревоги потерять семью. Такое чувство возникает даже у детей того возраста, в котором они не могут еще это ощущение полностью осознать и сказать о нем словами.

Процесс вживания усыновленного ребенка в семью зависит от личности родителей, от общей семейной атмосферы, а также от самого ребенка, прежде всего от его возраста, характера и предшествующего опыта. Маленькие дети, приблизительно до двух лет, быстро забывают о своем прежнем окружении. К маленькому ребенку у взрослых людей быстрее возникает теплое отношение. Дети от двух до пяти лет помнят больше, коечто остается у них в памяти на всю жизнь. Ребенок относительно быстро забывает обстановку детского дома. Если же он привязался там к какой-то воспитательнице, то потом может вспоминать ее достаточно долго.

Постепенно новая воспитательница, то есть его мать, в своем каждодневном контакте с ребенком становится для него самым близким человеком. Воспоминания ребенка о своей первоначальной семье зависят от возраста, когда он был взят из этой семьи. Дети старше пяти лет многое помнят из своего прошлого. У школьников особенно богатый социальный опыт, так как у них были свои учителя, одноклассники. Если со дня своего рождения ребенок находился под опекой определенных детских учреждений, то усыновление для него как минимум пятая по счету жизненная обстановка. Это, безусловно, нарушило формирование его личности. Если ребенок до пяти лет жил в своей семье, то пережитые им ситуации оставили определенный след, который надо учитывать при ликвидации у него различных нежелательных привычек и навыков. К воспитанию таких детей с самого начала необходимо подходить с большей терпимостью, последовательностью, постоянством в отношениях, пониманием. Ни в коем случае нельзя прибегать к жестокости. Нельзя втиснуть такого ребенка в рамки своих представлений, настаивать на требованиях, превышающих его возможности. Школьная успеваемость обычно после перехода в семью улучшается, так как дети хотят доставить приятное своим родителям. Можно наблюдать у приемных детей, которым нравится жить в новой семье, умение подавлять свои воспоминания о родной семье, о детском доме. Они не любят говорить о прошлом. Если же об этом заходит речь, они делают вид или специально подчеркивают, что совершенно ничего не помнят. Однако взрослые люди не должны забывать, что ребенок помнит гораздо больше, чем это кажется.

Перед воспитателями обычно встает вопрос: сказать или не говорить ребенку о его происхождении. Это не касается детей, которые пришли в семью в том возрасте, когда помнят всех людей, окружавших их в раннем детстве. В отношении совсем маленького ребенка приемные родители часто испытывают соблазн умолчать о его прошлом. Взгляды специалистов и опыт приемных родителей однозначно говорят о том, что ничего не надо таить от ребенка. Когда о самом факте усыновления говорится как о чем-то само собой разумеющемся, спокойно, в соответствии со способностями ребенка правильно понять этот факт, то содержание его принимается совершенно спокойно, так как родители для ребенка те люди, которые заботятся о нем и любят его. Более того, осведомленность и понимание информированного ребенка смогут впоследствии охранить его от любого бестактного замечания или намека окружающих, сберечь его уверенность в своей семье. Так же открыто и правдиво необходимо отвечать детям, которые хотят знать о месте своего рождения.

Ребенок может длительное время не возвращаться к этой теме, а потом вдруг у него проявляется стремление узнать подробности о своем прошлом.

Это не является симптомом ослабления отношений к родителям. Еще менее такое любопытство выступает стремлением вернуться в первоначальную семью. Это — естественное желание связать воедино все известные ему факты, осознать преемственность своего становления как личности. Проявление формирующегося социального сознания вполне закономерно появляется, как правило, после одиннадцати лет. Когда взрослые люди говорят с ребенком о его прошлом, ни в коем случае нельзя высказываться о его семье пренебрежительно. Ребенок может почувствовать себя оскорбленным. Однако он должен четко знать, почему не мог оставаться среди прежнего окружения, что его усыновление другой семьей было для него спасением.

Ребенок школьного возраста способен понять свою жизненную ситуацию. Если ребенок ее не осмыслит, можно попасть в затруднительное положение. Особенно это касается педагогически несведущих воспитателей. Ребенок может сумбурно, с недовольством реагировать на проявления жалости к нему, нежности и с трудом переносить требования родителей. Возможно даже, в силу предъявляемых ему требований, обычных для нормальной семьи, он может затосковать по своему прошлому независимо от пережитых страданий. В той семье он был свободен от обязанностей, не отвечал за свои поступки. В разговоре с ребенком на тему о его прошлом необходимо проявлять искусство: сказать ему всю правду и не обидеть его, помочь ему все понять и правильно осмыслить.

Ребенок должен внутренне согласиться с действительностью, только тогда он к этому не будет возвращаться. Желательно с приходом ребенка в семью начать создание его «традиций», которые помогут укрепить его, привязанности к новой семье (например, альбом с фотографиями).

Созданию семейных традиций способствуют празднования дней рождения ребенка, так как раньше едва ли он знал о таких радостных переживаниях.

В этой связи советуем обратить внимание на взаимные обращения. Своих воспитателей в большинстве случаев дети называют так же, как и своих родителей: мама, папа или так, как принято в семье. Маленьких детей учат обращению. Они повторяют его за старшими детьми, чувствуя в этом внутреннюю потребность. Детей постарше, которые так уже обращались к своим родным родителям, не советуем принуждать. Они постепенно со временем это сделают сами. В редких случаях ребенок обращается к приемным матери и отцу «тетя» и «дядя». Это возможно, например, у детей около десяти лет, которые любили и хорошо помнят свою покойную мать. Вполне понятно, что мачеху, как бы хорошо она ни относилась к детям, они еще долго не смогут называть мамой. Если в семье, пожелавшей усыновить ребенка, есть маленькие дети, то их надо подготовить еще до прихода приемного сына или дочери. Без подготовки маленькие дети могут отнестись к новому члену семьи с большей ревностью. Многое зависит от матери, от ее умения успокоить детей. Если родные дети уже достигли подросткового возраста, то их следует информировать о желании родителей взять на воспитание еще одного ребенка. Обычно они в дальнейшем с нетерпением ждут появления нового члена семьи. Совершенно неуместно в присутствии своих детей говорить о недостатках приемного сына или дочери, со вздохом оценивая его несовершенство. Итак, мы отметили первый критический момент, который заключается в констатации факта: ребенок отличается от того представления о нем, какое создано в сознании родителей. Возможно, поэтому с ним будет много хлопот. Есть еще и другие критические моменты, но разве можно без них обойтись в любой семье? Воспитание детей требует от родителей, учителей решения многих проблем, вопросов, поиска новых путей.

Развитие одних детей идет сравнительно спокойно, других — настолько бурно, что постоянно возникают трудности и проблемы. У детей, взятых на воспитание, после преодоления трудностей взаимной адаптации, как правило, наступает радостный период быстрого развития и формирования эмоциональных связей. Ребенка в возрасте до трех лет желательно воспитывать матери, так как после всех переживаний ему необходимо успокоиться и сжиться с семьей. Возможно, что его пребывание в яслях затруднит или нарушит важный процесс формирования отношений между матерью и ребенком. Когда ребенок полностью адаптируется в семье, то он может посещать детский сад. Для многих воспитателей этот период вызывает другой критический момент: ребенок вступает в контакт с детским коллективом. Для детей, не посещавших детского сада, этот критический момент возникает в начале учебы в школе, когда ребенок оказывается в широком социальном окружении. В интересах детей родителям необходимо тесно сотрудничать с воспитателями детского сада и учителями. Желательно познакомить их с судьбой и предшествующим развитием приемного ребенка, попросить их уделять ему немного больше внимания, придерживаясь индивидуального подхода. Если ребенок наблюдается психологом, то учителям, прежде всего классному руководителю, надо сообщить об этом, ибо психолог также будет нуждаться в информации учителя. В сотрудничестве со школьным врачом они будут заботиться о дальнейшем развитии ребенка. В дошкольном возрасте с детьми обычно бывает меньше серьезных проблем. Иногда из-за отставания в развитии речи дети сталкиваются в детском коллективе с языковыми трудностями, так как не могут понять друг друга. На это надо обращать внимание и по возможности исправлять.

Перед поступлением в школу дети проходят медицинский осмотр. Если врач и психолог, которые наблюдают за ребенком, после осмотра посоветуют отдавать его в школу только через год, то, безусловно, не следует сопротивляться этому совету. Надо иметь в виду, что поступление в школу откладывается иногда по разным причинам и у родных детей, у которых были несравнимо лучшие условия для развития. Такое решение поможет выровнять отставание в общем развитии ребенка, создаст условия для формирования уверенности в своих силах. Ребенок потом будет лучше, без напряжения усваивать школьный материал. Нельзя недооценивать возможность полного исправления произношения и дикции у ребенка перед поступлением в школу.

У некоторых детей перед поступлением в школу проявляются совершенно определенные признаки в состоянии здоровья и развития, которые говорят о необходимости их обучения в специальной школе. Однако иногда их пытаются вначале учить в обычной школе, и только потом переводят в специальную школу. Когда у ребенка, взятого в семью, складывается подобная ситуация, то некоторые воспитатели, предупрежденные о такой возможности еще до передачи им ребенка, впадают в панику от разочарования. Это естественно. Все родители стараются, чтобы их ребенок добился как можно большего.

Однако что такое больше и что такое лучше? Когда ребенок перегружен в обычной школе без учета его физических и психических возможностей, то, несмотря на все старания, у него будет низкая успеваемость, он вынужден будет оставаться на второй год, в связи с чем он не будет испытывать радости от учения, так как у него сформировалось негативное отношение к школе и образованию вообще. В специальной школе этот же ребенок, возможно, станет без особого напряжения хорошим учеником, выделится в ручном труде, в физических упражнениях или проявит свои художественные способности. После зачисления ребенка в школу в семье возникают новые заботы.

В одних семьях более внимательно относятся к успеваемости детей, в других — к поведению, так как у одних детей возникают проблемы с учением, у других — с поведением. Об успеваемости надо судить с точки зрения способностей ребенка. Советуем поговорить об этом с психологом, посоветоваться с учителем, чтобы знать, на что способен ребенок. В оценке поведения приемного ребенка не надо быть слишком педантичными.

Известно, что и родные дети время от времени преподносят какиенибудь «сюрпризы». Важно формировать у ребенка чувство ответственности, честное отношение к труду, к людям, воспитывать такие моральные качества, как правдивость, преданность, ответственность, которые мы стремимся развивать у детей в нашем обществе. Необходимо в каждодневной жизни семьи ставить воспитательную цель в виде небольших конкретных заданий ребенку. Иногда рассерженный родитель, обсуждая с приемным ребенком какой- либо его проступок, в порыве возмущения делает большую ошибку: упрекает ребенка, напоминая ему, что он не может себе что- то позволить, так как в этом доме порядки не такие, какие были в его доме, что живет он сейчас в порядочной семье и т.п.

Нет необходимости подчеркивать, какой вред воспитанию наносят подобные речи. Ребенок может так ожесточиться на родителя, который бередит его прошлое, что совершит серьезный проступок. В любом случае родителей спасает спокойствие и благоразумие, обдуманность высказываемых мыслей, стремление помочь ребенку исправить его ошибки. Некоторые родители передают своих детей на воспитание ближайшим родственникам, в основном бабушкам и дедушкам.

Опыт показывает, что эти родственные пути воспитания иногда отличаются от воспитания в чужих семьях. То обстоятельство, что родственники знают ребенка, и он более или менее знает их семейную обстановку, является определенным преимуществом при решении судьбы ребенка. Если у этих родственников остается хорошее отношение к родителям ребенка, то они будут так же от- носиться и к ребенку. Многие люди думают, что осиротевшему или покинутому ребенку будет намного лучше в семье родственников его родителей. Не всегда бывает так. Опыт подтверждает мнение, что самоотверженные люди, добившись удивительных результатов в воспитании детей с тяжелыми недостатками, очень часто встречаются в совершенно чужих для ребенка семьях, потому что заняли позицию действительно родных родителей в самом лучшем смысле этих слов.

Возможно, что холодное и даже жестокое отношение матери к своему ребенку, неспособность его воспитывать обусловливаются в значительной мере тем, что она прожила свое детство в неблагоприятной семейной обстановке. Разве в таком случае есть гарантия, что бабушка и дедушка по материнской линии смогут хорошо воспитать внука? Конечно, нет. Они же не смогли воспитать свою дочь честным и добрым человеком.

Главная задача целенаправленной, квалифицированной помощи прародителям, воспитывающим внуков, заключается в объяснении их функций. Они должны стать для ребенка родителями, а не дедушкой и бабушкой. И дело здесь совсем не в том, как называет их ребенок. Основная ошибка заключается в желании прародителей дать внукам все то, чего они не дали своему ребенку, то есть отцу или матери внука. Они пытаются «возместить этот пробел в своей жизни» игрушками, излишними нежностями и баловством внуков. Эти недостатки воспитания особенно могут проявиться в подростковом и юношеском возрасте ребенка. Следовательно, нельзя опрометчиво решать вопрос о воспитании осиротевшего или покинутого ребенка даже тогда, когда у него есть бабушки и дедушки. Однако надо иметь в виду, что бабушки и дедушки могут быть по-настоящему хорошими воспитателями.

Итак, подводя итог вышесказанному, можно увидеть массу трудностей и проблем в приемной семье. Но из этих проблем и складывается жизнь, в которой есть не только проблемы, но и радость от их преодоления, и истинное счастье – счастье сделать обездоленного беззащитного ребенка радостным, здоровым, познавшим счастливое детство.

Заключение

Психология развития личности детей-сирот носит специфический характер, заключающийся в повышенной агрессивности, ранимости и неуверенности ребенка. Поэтому основной задачей специалистов в области психологии и педагогики, работающих в детских домах, является изменение форм общения детей-сирот со сверстниками и взрослыми.

На сегодняшний день, исследование психологов показывает, что дети из детских домов отличаются от детей, растущих в семьях, по физическому и психическому развитию. Развитие детей-сирот, в условиях детского дома имеют ряд негативных особенностей, которые накладывают отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка. При этом многие педагоги, которые работают в детских домах, совершенно не знают психологических особенностей этих детей. Соответственно, при развитии и воспитании детей-сирот, составляют коррекционно — развивающую программу с завышенными требованиями к данной категории детей. Все это впоследствии сказывается на развитии ребенка, на его адаптацию в социуме.

Библиографический список:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/psihologicheskie-osobennosti-detey-sirot/

1. Психологические аспекты адаптации детей, оставшихся без попечения родителей: Материалы Всероссийской научно-практической конференции /Отв. ред. В. В. Константинов, Д. М. Каденков – Пенза: ПГПУ имени В. Г. Белинского, 2010. – 200с.

2. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями).

Электронный ресурс «Консультант плюс». 3. Тюгашев Е.А. Семьеведение: учебное пособие. – Новосибирск: СибУПК, 2006.– 194 с. 4. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70000 слов/ Под ред. Н. Ю. Шведовой. – 21-е изд., перераб. и доп. – М.: Рус. яз., 1989. – 924 с. 5. Педагогический терминологический словарь. С.-Петербург: Российская национальная библиотека, 2006. Электронный ресурс: http://pedagogical_dictionary.academic.ru 6. Словарь-справочник социального работника. Электронный ресурс: http://www.scriru.com/13/40/81845545275.php.

7. «Адаптация детей в замещающих семьях. Опыт, проблемы и пути их решения». /С.Н Кузьменкова, Н.В Кокоткина, Л.В Жарикова. Смоленск,2010г

8. Т.З. Козлова «Опекунская семья», Москва, Аспект Пресс, 2009.-200с.

9. Целуйко В.М. Ц34 Психология неблагополучной семьи : книга для педаго- гов и родителей / В.М. Целуйко. — Москва. : Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2004. — 272 с.

10. http://childrensite.ru/psihologiya-detey-sirot/