В настоящее время во всем мире все новые ученые включаются в разработку комплекса проблем, составляющих психологию восприятия людьми друг друга. Каждый ученый интересуется, как правило, отдельными и частными вопросами, относящимися к этому большому комплексу, но все вместе они создают предпосылки для глубокого проникновения в существо процесса формирования у человека знания других людей, а также для подлинного постижения роли этих знаний в поведении и деятельности человека. Межличностное взаимодействие играет в социализации индивида огромную роль, ведь человек рождается, растет, работает, живет в социуме.
Восприятие предметов и
Отсюда следует актуальность изучения восприятия как психического процесса, путей его становления и развития, необходимость этих знаний для правильного построения и организации любой деятельности.
Сейчас уже не приходится доказывать, что межличностное общение — совершенно необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.
Актуальность выбранной проблемы состоит еще и в том, что межличностные отношения являются на данном этапе человеческого развития рычагом влияния, манипулирования одного человека над другим.
В нашей стране проблематику социальной психологии личности разрабатывают такие ученые, как А. Г. Асмолов,В. А. Богданов, Е. В. Шорохова, В. А. Ядов, Е. П. Белинская и др. Г. М.Андреева, один из ведущих отечественных социальных психологов, считает: «При определении специфики социально-психологического подхода к исследованию личности следует опереться на понимание личности, предложенное А. Н. Леонтьевым»[1].
Проблема формирования первого впечатления интенсивно разрабатывалась в отечественной психологии в рамках социально — перцептивного подхода, начиная с 60-70 годов XX века в работах А.А.Бодалева и В.Н.Панферова,а затем их последователей (А.Г.Гусевой, В.Н.Куницыной, К.Д.Шафранской,П.М.Якобсон и многими другими).
Особенности развития личности в системе межличностных отношений
... комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих. Социальная психология рассматривает личность в системе межличностных отношений. Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества ...
Наибольшее внимание исследователей привлекали механизмы и закономерности формирования первого впечатления, детерминированность и изменчивость феномена под воздействием разных факторов. В конце 80-х годов в психологии невербального поведения (В.А. Лабунская) ставятся вопросы социально-психологической интерпретации незнакомого человека на основе его экспрессии. Конкретно по проблематике межличностного восприятия наибольший вклад внесла Андреева А.Г., большинство поздних трудов наших исследователей, по сути, являются интерпретацией ее разработок.
Объект – межличностное восприятие, как явление, структура процесса межличностного восприятия.
Предмет — факторы и механизмы, влияющие на процесс межличностного восприятия.
Цель – дать целостную характеристику процесса межличностного восприятия, раскрыть особенности межличностного восприятия людьми друг друга.
Основные задачи
Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления. Общение выдвигается как важнейшая
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА
1.1. Восприятие людьми друг друга как научная проблема
Среди проблем, в глубокой и всесторонней разработке которых одинаково заинтересованы как теоретические науки о человеке, так и практика, важное место занимает проблема восприятия людьми друг друга. От того, как люди воспринимают и интерпретируют облик, поведение и оценивают возможности друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности.
Одним из главных видов деятельности, в котором люди выступают субъектами познания других людей, является общение. В процессе общения достигается взаимопонимание, растет способность прогнозировать поведение друг друга в тех или иных обстоятельствах или, наоборот, возникают конфликты и моральные противоречия, разлад, проявляется неспособность предугадать поведение партнера по общению. Достижение положительного результата в общении, как правило, связано с адекватным чувственным отражением друг друга общающимися субъектами, накоплением и правильным обобщением ими информации друг о друге. Отрицательный результат в общении часто оказывается следствием неадекватного отражения общающимися друг друга, недостаточности и неправильного истолкования информации, которой каждый из них располагает. Громадное значение в интерпретации чувственных данных отражения облика и поведения других людей и регуляции взаимодействия с ними в общении имеет опыт познания и общения, который накоплен человеком в ходе жизни, а этот опыт у каждого человека всегда индивидуально своеобразен, и общающиеся всегда более или менее отличаются друг от друга как личности. Кроме того, взаимодействующие в процессе общения индивиды могут преследовать как одну и ту же, так и разные цели. Поэтому общение — это и сложнейшее переплетение отношений общающихся друг к другу, к совместной деятельности и ее результатам, и к самим себе, и одновременно яркий показатель умения общающихся понять и объективно оценить друг друга.
Рефлекторная природа деятельности нервной системы человека
... творческое развитие в исследованиях советских физиологов и психологов. Рефлекторная теория, признающая рефлекторную сущность деятельности нервной системы, основывается на трех главных принципах: 1) принципе ... условные рефлексы у высокоорганизованных животных и у человека осуществляются в основном высшим отделом центральной нервной системы (корой больших полушарий головного мозга). Наблюдение ...
Сущность и роль познания человека человеком в процессе взаимодействия людей становится яснее, если попытаться взглянуть на них, используя понятия кибернетики. Норберт Винер именно с кибернетической точки зрения рассматривает процесс взаимодействия людей, когда пишет: «Устанавливая связь с другим лицом, я сообщаю ему сигнал, а когда это лицо в свою очередь устанавливает связь со мной, оно возвращает подобный сигнал, содержащий информацию, первоначально доступную для него, а не для меня. Управляя действием другого лица, я сообщаю ему сигнал, и, хотя сигнал дан в императивной форме, техника коммуникации в данном случае не отличается от техники коммуникации при сообщении сигнала факта. Более того, чтобы мое управление было действенным, я должен следить за любыми поступающими от него сигналами, которые могут указывать, что приказ понят и выполняется». Таким образом, необходимым ycловием взаимодействия между людьми является непрерывное получение информации каждым из его участников о различных сторонах и компонентах процесса взаимодействия.
Информация, поступающая в процессе взаимодействия людей к каждому из его участников, слагается, во-первых, из тех сигналов, которые человек в ходе совместной деятельности получает непосредственно о других участниках; во-вторых, в нее обязательно входит информация, которую он также прямо черпает о себе через посредство своих экстеро-, проприо- и интерецепторов, сигнализирующих ему о ходе его собственного участия в деятельности, достигнутых результатах, его состоянии и пр. В-третьих, он постоянно получает информацию о внешних для всех участников деятельности условиях, в которых, а может быть, и благодаря которым эта совместная деятельность людей развертывается. В-четвертых, он информируется об общих итогах деятельности.
Вместе все эти виды информации образуют сложный комплекс. В зависимости от требований момента значимыми оказываются то одни, то другие стороны, которые наиболее четко в данный момент и отражаются человеком. В свою очередь каждая из групп сигналов, входящих в этот сложнейший комплекс, который дает человеку разнообразную информацию о ходе совместной деятельности, также характеризуется многокомпонентностью. Не рассматривая все группы сигналов информации, проанализируем роль лишь той части информации, которую получает человек о непосредственно взаимодействующем с ним другом человеке.
Особенности, образующие внешний облик и поведение человека, многообразны, и все они для других людей могут выступать носителями определенной информации и играть роль сигналов. По одним признакам, входящим во внешний облик человека, люди судят о его расовой и национальной принадлежности, по другим— о поле и возрасте, по третьим — о социальной принадлежности и уровне культурного развития. Во внешнем облике и поведении каждого человека имеются признаки, наблюдая которые, люди выводят заключение о характерологических особенностях другого человека, его способностях, испытываемом им состоянии. Наконец, по определенным признакам мы судим, чем занят человек и как он делает свое дело сейчас и т. д.
Ы по медицине Возрастные особенности высшей нервной деятельности человека
... сигналом, интегрирующим множество сигналов 1‑й сигнальной системы – «сигналом сигналов». В настоящем обзоре сделана попытка изложить более существенные факты, которыми располагает сейчас физиология высшей нервной деятельности человека в процессе возрастного ... 2‑й сигнальной системы, недостаточно велись работы по определению типологических особенностей у детей и по ряду других вопросов, очень важных ...
Анализ показывает, что признаки-сигналы, из которых слагаются внешний облик и поведение человека, могут иметь для других людей осведомительное значение и выполнять регулятивную, или прагматическую, функцию. Будучи отраженными, признаки-сигналы актуализируют в сознании воспринимающего субъекта большую или меньшую систему знаний, которую он привык связывать с каждым из этих сигналов, и предупреждают его о необходимости определенного поведения по отношению к тому человеку, которому этот признак-сигнал присущ.
Осведомительная и регулятивная функции сигнала тесно связаны, но полностью не покрывают друг друга. При богатстве связей с другим человеком и при наличии сравнительно высокого уровня психологической и гражданской зрелости взаимодействующий субъект может воспринять в другом человеке значительное число признаков-сигналов. Но, как правило, лишь часть этих сигналов становится регулятором поведения познающего субъекта при взаимодействии с воспринимаемым человеком. Остальные признаки-сигналы, отраженные индивидуумом в этот момент, будут как бы составлять избыточную информацию. Когда в ходе взаимодействия людей появляются новые задачи, происходит перераспределение ролей признаков, отражаемых познающим субъектом. Признаки, которые в предыдущей совместной деятельности имели для познающего субъекта только осведомительное значение и регулятивной нагрузки не несли, теперь начинают выполнять прагматическую функцию. Те же сигналы, которые ранее имели регулятивное значение, теперь переходят в разряд несущих по преимуществу осведомительную информацию.
Чем ограниченнее опыт общения индивидуума, тем меньше его способность (возможность) воспринять сигналы, которые несут только осведомительную, но не регулятивную информацию о взаимодействующем с ним человеке. С другой стороны, смысловая заполненность сигнализации о другом человеке может возрастать при отражении его познающим субъектом в процессе совместной деятельности, ко она может не использоваться при организации взаимодействия с этим человеком некоторое время или же не использоваться вообще. Регулирующим взаимодействие людей такой сигнал будет в этом случае только потенциально. И в самом деле, факты на каждом шагу убеждают, что, например, при нормальном течении процесса совместной деятельности, при реализации человеком целей, которые он хотел бы достичь, общаясь с другим человеком, определенная часть потока сигналов, получаемых при отражении облика и поведения партнера по деятельности, носит чисто осведомительный характер. И лишь в тех случаях, когда взаимодействие людей начинает идти не так, как хотелось бы одному из участников деятельности, и, стало быть, когда оказывается под угрозой достижение желаемого им результата, указанные сигналы из разряда только осведомляющих индивидуума о другом человеке переходят в разряд регулирующих его действия и, связываясь с другими прагматическими сигналами, более или менее перестраивают его поведение по отношению к этому человеку.
Психические состояния в профессиональной деятельности человека
... разных видов профессиональной деятельности можно выделить такие факторы, влияющие на определенные компоненты психического состояния в профессиональной деятельности человека, как факторы ... психических состояний приводится описание стресса и утомления, функциональных изменений в нервной системе или других органов, которые не вызывают полной нетрудоспособности, но воздействуют на поведение человека, ...
Взаимодействие людей друг с другом может быть как непосредственным, так и обусловленным и осложненным опосредствующими звеньями.
Чтобы определенные виды совместной деятельности протекали успешно, совершенно необходимо прямое восприятие партнеров и их поведения. В других совместных деятельностях людей для осуществления их целей нет необходимости в непосредственно получаемой информации о поведении друг друга. В подобных ситуациях характер действий одного участника деятельности часто определяется не результатами восприятия поведения партнера, а результатами действий машины, которой последний управляет, или восприятием материальных результатов его деятельности. В этих случаях восприятие облика и поведения партнера по деятельности не является регулятором поведения для другого участника. Во многих видах совместной деятельности на разных ее этапах поведение человека регулируется как непосредственной информацией о действиях партнеров, так и информацией о материальных результатах их деятельности. Эта информация дается разного рода техническими устройствами и вносит коррективы в поведение воспринимающего субъекта.
В создании впечатления о воспринимаемом человеке большую роль играет и его речь. И устной, и письменной речи любого человека присущ ряд индивидуальных особенностей. К ним относятся характерная для данного человека скорость говорения, длина фраз, типичные для него конструкции предложений, использование прилагательных, наклонений глаголов, употребление метафор, грамматические ошибки и оговорки, расстановка ударений и пр. Стиль речи, характерный для воспринимаемого человека, оценивается другой личностью с точки зрения соответствия определенным речевым эталонам, сформировавшимся у этой личности, и сказывается на общем мнении, которое складывается у нее о воспринимаемом человеке.
1.2. Понятие межличностного восприятия
Говоря о межличностном
Воспринимая эти качества, наблюдатель определенным образом оценивает их и делает, часто бессознательно, некоторые умозаключения о внутренних психологических свойствах партнера по общению. Сумма свойств, приписываемая наблюдаемому, в свою очередь, дает человеку возможность сформировать определенное отношение к нему. Это отношение чаще всего носит эмоциональный характер и располагается в пределах континуума «нравится — не нравится».
Понятие об общении. Роль общения в жизни и деятельности человека
... две стороны социального бытия человека, его образа жизни. 3 В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму ... них не отрицает самого главного- несомненной связи между деятельностью и общением, признает недопустимость их отрыва друг от друга при анализе. Тем более что расхождение позиций гораздо более ...