Педагогическая система Марии Монтессори

Педагогическая система Марии Монтессори. Введение

Пользующаяся мировым признанием и получившая широкое распространение система М. Монтессори — замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания, мощного гуманистически ориентированного педагогического течения, которое возникло в Европе и Америке на рубеже XIX-XX вв.

Итальянский врач и педагог Мария Монтессори

Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870-1952) — психиатра и психолога, опытного детского врача и философа, неутомимого ученого-исследователя и страстного подвижника новых гуманистических идей приковывает к себе неослабевающее внимание общественности, причем не только педагогической. Ей посвящены десятки книг и сотни статей на большинстве языков мира. Педагогикой Монтессори восторгаются, в ней разочаровываются, ее применяют и отвергают, разбирают на мельчайшие составляющие и пытаются охватить ее структуру в целом. Но главное — это отсутствие равнодушия, она не покрывается архивной пылью, как это часто случается со многими внешне абсолютно верными педагогическими системами.

Обаятельная, как детство, педагогика Монтессори, ворвавшись в XX в. «негаданным метеоритом среди рассчитанных светил», продолжает собственный путь, вовлекая в свой шлейф все большее количество стран, учителей, детей. Это происходит потому, что такого органического сплава различных знаний о человеке, которые дают наука и философия, религия и искусство, синтезированные М. Монтессори в целостную «Педагогическую антропологию», к тому же оснащенную тонким дидактическим и методическим инструментарием, в мировом опыте еще не было. В результате многолетней напряженной творческой деятельности ей удалось создать стройную систему, которая благодаря высокому технологизму может быть перенесена в дошкольное, школьное, семейное воспитание.

Целью моей работы было показать специфику педагогики Марии Монтессори и место ребенка в этой педагогической системе. Исходя из этого, были поставлены следующие задачи: рассмотреть взгляды Монтессори на особенности развития ребенка, и вытекающие из этих особенностей потребности ребенка, рассмотреть педагогические принципы педагогики Монтессори, показать роль педагога в педагогическом процессе, рассмотреть основные понятия педагогической системы.

Необходимо отметить, что рассмотренная в данной работе тема актуальна на сегодняшний день. Сегодня педагогика Монтессори переживает пик популярности во всем мире. Тысячи педагогов, признавая данную педагогическую систему уникальной и необычайно эффективной, работают по ее педагогическим принципам. Функционируют тысячи дошкольных учреждений по всему миру, основанных на педагогике Монтессори.

18 стр., 8720 слов

Ребенок в педагогической системе Марии Монтессори

... что рассмотренная мной в этой работе тема очень актуальна на сегодняшний день. Сегодня педагогика Марии Монтессори переживает пик популярности во всем мире. Тысячи педагогов, признавая педагогическую систему Монтессори уникальной и необычайно эффективной, ...

1. История возникновения Монтессори-педагогики

Мария Монтессори — известный во всем мире итальянский педагог-гуманист.

Мария Монтессори (1870-1952), итальянка по происхождению, первая женщина в Италии, получившая врачебный диплом, совершенствовавшая свое образование во Франции, имевшая многолетние дружеские связи в Индии, закончившая свой жизненный путь в Голландии. Как много событий вместили годы ее жизни, ею было сделано очень много в разных областях человеческих знаний — философии, антропософии, психологии, педагогике. Однако все же именно педагогическая система Монтессори, в которой нашли отражение все грани таланта и особенности ее жизненного пути, принесла ей известность и получила широкое распространение в мире.

Последовательное знакомство с теорией и практикой Монтессори-воспитания предварим описанием события из жизни Марии Монтессори, которое привело ее к «открытию ребенка», дало представление о закономерностях его развития. Благодаря этому событию она определила направление своей дальнейшей деятельности.

Закончив медицинское образование и получив формальное разрешение заниматься врачебной практикой, Мария Монтессори стала первой женщиной-врачом в Италии. Сегодня это обстоятельство — предмет гордости итальянцев, признающих заслуги своей соотечественницы и даже поместивших ее изображение на банкноте в тысячу итальянских лир. Однако в то время, когда юная итальянка стояла в начале своего пути, это не давало ей особых привилегий, а, наоборот, было связано со значительными сложностями.

Мария Монтессори долгое время не могла найти работу в Риме. Известные и менее известные клиники отказывали ей в должности, поскольку присутствие женщины-врача казалось чем-то если не неприличным, то во всяком случае неуместным. С большим трудом Монтессори нашла место в клинике для душевнобольных детей. При этом ей было сказано, что здесь она не сможет принести вреда своей работой, поскольку никто не знает, что, собственно, надлежит делать с этими детьми. Мария начала работу с наблюдения за больными. То, что она увидела — будничный, не приукрашенный быт далеко не худшей детской больницы, — глубоко потрясло ее. Этот опыт помог ей понять особенности детской психики. Ее удивляло, что дети, обделенные заботой и лаской, лишенные родителей, часто голодные, не утрачивали интереса к игре. Но даже самых простых игрушек у этих детей не было. В больничной палате вообще не было ничего, кроме кроватей. Для своих игр дети скатывали из оставшегося хлебного мякиша шарики и различные фигурки и играли с ними на полу. Только наигравшись вдоволь, они съедали основательно перепачканные хлебные кусочки. Мария Монтессори поняла, какое значение имеет для детей игра — это удивительное саморазвивающее занятие.

Стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, к работе, как и многие другие положительные черты личности (она называла их «гуманными тенденциями»), Монтессори считала естественными человеческими качествами. Они, по мнению Марии Монтессори, — природные, свойственные каждому ребенку с рождения особенности человека, а не достижения «правильного» воспитания. Ведущим направлением педагогики Марии Монтессори стало изучение внутренних потребностей, тенденций развития и создание условий, способствующих их удовлетворению.

14 стр., 6885 слов

Методика Монтессори

... идеологического контроля, но у детей, занятых развивающими интеллектуальными играми практически не остается времени для банальных кукол и пряток. 1.2.Занятия по методике Марии Монтессори для малышей от 8 ... образцов растительного и животного мира. Разнообразен материал, находящийся в «зоне практического развития». С помощью рамок с большими и маленькими пуговицами, липучками, пряжками и шнурками ...

Свой педагогический метод, основанный на активном наблюдении и корнями уходящий в естественные науки, Монтессори называла «методом научной педагогики». Педагогика по Монтессори, предложенная врачом и ориентированная первоначально на детей с проблемами в развитии, в дальнейшем была испробована автором при воспитании детей, не имевших ограничений жизнедеятельности, а также детей, чье развитие опережало развитие сверстников. Плоды этого воспитания были прекрасны вне зависимости от того, к каким детям оно применялось, так как задачей воспитателя было максимальное раскрытие потенциальных возможностей личности при ориентации на общие закономерности, присущие развитию человека.

Основой метода Монтессори

Монтессори применила основную идею Эдуарда Сегена — использование дидактического материала в целях развития восприятия путем тренировки. При этом она пользовалась как предложенными Сегеном, так и разработанными самостоятельно упражнениями. Успех от ее занятий с детьми невозможно было не заметить. Во время открытого экзамена по орфографии и письму ее выпускники, имеющие несомненные признаки умственной отсталости, демонстрировали те же результаты, что и их сверстники, посещающие начальную школу. Сама Монтессори, однако, писала: «В то время, когда все удивляются успехам моих идиотов, я размышляю о причинах, ограничивших развитие детей наших обычных школ».

В дальнейшем ее опыт получил практическое применение при воспитании здоровых детей. Вначале это были дети дошкольного возраста, воспитанники открывшегося в 1907 году в рабочем квартале Сан-Лоренцо в Риме «Дома ребенка». Позднее там стали находиться и школьники до 12 лет.

Особенности развития ребенка и его потребности

Мария Монтессори очень большое внимание уделяла развитию ребенка и его потребностям. Она всегда утверждала, что «ребенок наделен великими возможнос­тями». И если мы действительно стремимся к преображению общества, целью обучения должно стать развитие человеческих способностей. Исследования последних лет убедитель­но доказали, что малыши обладают совер­шенно особой психикой. Это открытие ука­зывает новый путь в процессе обучения, его новую форму, которая обращена к самой природе человека, до сих пор не принимав­шейся в расчет. Не учитель применяет методы психологии по отношению к ребенку, но сами дети раскрывают ученым свою психологию. Даже поверхностные наблюдения дока­зывают, что детский разум обладает способно­стью впитывать знания и возможностью само­обучения» [1].

Существует некая психическая сила, по­могающая развитию ребенка. К двум годам малыши умеют различать людей и предме­ты, окружающие их. Масштаб их созидательной деятельности очень велик – все наши знания приобретены тем малышом, которым каждый из нас был в первые годы жизни. Речь идет не только о том, что дети учатся узнавать то, что их окружает, пони­мать и приспосабливаться к этому окруже­нию. Равным образом важно, что в тот пери­од, когда никто не может стать для него учи­телем, ребенок сам формирует основу своего интеллекта, создает некий прообраз будуще­го религиозного чувства и особенностей сво­его национального и социального сознания. К трем годам дети уже закладывают в себе основы человеческой личности и начи­нают нуждаться в специальной помощи обу­чающего воспитания.

неосознанным

М. Монтессори была убеждена в том, что практически любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности. Эта деятель­ность, направленная на освоение окружаю­щего его мира, на вхождение в культуру, со­зданную предшествующими поколениями, одновременно приводила к реализации зало­женного в формирующейся личности потен­циала, к полноценному физическому и ду­ховному развитию.

Младенческий период имеет созидательный характер. Очень важно, чтобы ребенок имел возможность удовлетворять свои интересы, проявлять присущую ему от природы активность.

Становление человечес­кого существа начинается прежде всего с развития разума. Все остальное следует за ходом развития психики, которая формирует отличительные черты личности.

В каждом ребенке имеются скрытые возможности, присущие только его личности.

Некая жизненная сила эволюции – « орме » («horme») – побуждает ребенка к различным действиям, и если малыш развивается нормально, если его активность не наталкивается на препят­ствия, то ребенок постоянно находится в состоянии восторга и счастья.

В основу своей педагогической системы Монтессори положила биологическую пред­посылку – любая жизнь есть проявление свободной активности. Развивающийся ре­бенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Ребенок, у которого отсутствуют признаки регрессии, весьма оче­видным и энергичным образом демонстри­рует свое стремление к функциональной свободе. Его развитие становится толчком к обретению все большей и большей незави­симости.

Существуют фазы развития ребенка. Эти фазы развития Монтессори приводит в своих работах [2].

Таблица 1. Фазы развития ребенка.

Возраст ребенка Доминанта развития
От 0 до 3 лет «Впитывающее сознание»
От 3 до 6 лет «Строитель самого себя»
От 6 до 9 лет «Исследователь окружающего мира»
От 9 до 12 лет «Ученый»
От 12 до 18 лет «Социальный работник»
  1. Пер­вый из этих периодов растянулся от рожде­ния ребенка до шести лет. Несмотря на разнообразие своих проявлений, тип умствен­ной деятельности остается единым для все­го этого периода. В пространстве от нуля и до шести лет четко выделяются две подфазы. Первая – от рождения до трех лет – ха­рактеризуется таким типом ментальности, оказывать прямое воздействие на которое взрослым невозможно. На второй подфазе – от трех до шести лет – тип остается преж­ним, но ребенок уже может подвергаться не­которому воздействию.

    Данному периоду в целом свойственна глубокая трансформация личности.

  2. Следующий период – от шести до две­надцати лет – характеризуется ростом без качественных изменений. С точки зрения пси­хики это период спокойный и безмятежный, период здоровья, силы и устойчивости.
  3. Третий период – от двенадцати до восем­надцати лет – своими бурными трансформа­циями напоминает нам самый первый. Он также может быть разделен на две подфазы: от двенадцати до пятнадцати и от пятнадцати до восемнадцати лет. Он также характеризу­ется физическими изменениями тела, кото­рое достигает своей зрелости. После восем­надцати лет человек растет только в возрастном плане. Эта первая фаза развития ребенка определяется гло­бальной ориентацией познавательной актив­ности ребенка на формирование чувственно­го образа окружающего мира в его целост­ном (всеобщем) и человечески-индивидуальном функционировании. Это и есть та внутренняя задача, которую «решает» ребе­нок в соответствии с «космическим планом»своего развития [1].

Ребенок от 0 до 3 лет, В возрасте 3-6 лет ребенок

Таким образом, ребенок подходит к сле­дующей фазе своего развития, интегрируя свои сенсорные впечатления в единый, цело­стный чувственный образ мира, который имеет при этом и четкую, дифференцирован­ную внутреннюю структуру.

возрасте 6-9 лет

Таким образом, для ребенка в возрасте 6-9 лет развивающая зона, зона «космическо­го воспитания» с ее дидактическим Монтессори-материалом (математическим, биологи­ческим, языковым), предоставляет оптималь­ные условия для исследования многообраз­ных явлений природы и культуры с помощью соответствующих методов и приборов.

Постепенно ребенок «приходит к мыс­ли», что нет необходимости каждый раз на­чинать свое исследование какого-либо явле­ния, что называется, «от печки», а можно воспользоваться готовым знанием по данной проблеме, плодами деятельности предыду­щих поколений. Это и есть особенность естественного, свободного выражения позна­вательной активности ребенка в возрасте от 9 до 12 лет, который М. Монтессори называ­ла возрастом ученых. Именно в это время ре­бенка в первую очередь интересуют готовые знания, факты и пр. Причем черпать их он желает не столько из учебников, где содер­жится помимо фактов множество лишних слов и информации (и тем более не со слов традиционного учителя, который может просто не успеть за развитием современной науки), сколько из справочных и энциклопе­дических изданий [1].

Ребенок в этом возрасте с удовольствием учится работать с каталогами в библиотеке, поскольку его основным «дидактическим материалом» являются именно тексты, при­чем их лучшие, специально отобранные об­разцы: тексты художественные, естественно­научные, гуманитарные, психологические, исторические и т.д.

Вот и получается, что при благоприят­ных условиях (например, в условиях Монтессори-школы) 12-летний подросток имеет реальную возможность уже владеть как адекватными способами познания явлений природы и культуры, так и основными фак­тами – результатом деятельности предыду­щих поколений. И в принципе он готов к вы­ходу из стен специального образовательного учреждения в реальную жизнь, поскольку все это накладывается на уже имеющийся чувственный образ мира, образ себя и образ себя в этом мире; т.е. знания такого подрост­ка являются «воплощенными», практически применимыми и необходимыми именно для этого человека. Это второй уровень интеграции представлений человека об ок­ружающем мире.

Наконец, третья фаза развития, охватыва­ющая возраст от 12 до 18 лет, характеризуется глобальной направленностью человека на об­щество и поиск в нем своего места. Здесь пер­вый трехлетний период (12-15 лет, – по Монтессори, возраст организаторов) – своеобразная подготовка к следующему этапу. Согласно логике «космического плана», человек закономерно находит еще одну возможность усилить свои познавательные возможности, привлекая для этой цели организацию людей [2].

Человека в возрасте 15-18 лет Мария Монтессори видела активным социальным участником, который имеет рабочее место (во многих странах – с неполным рабочим днем), а в свободное время в соответствии с собственными интересами занят профессио­нальной подготовкой в колледжах, универси­тетах и т.д. Одним словом, это наиболее под­ходящий возраст для начала профессиональ­ной карьеры.

Таким образом, Монтессори исходя из особенностей психического, физиологического и умственного развития детей, делает вывод о том, что образование – не столько ответственность учителя, сколько естественный процесс развития ребенка.

Последователи Монтессори выделяют несколько этапов обучения в Монтессори – школе. В первый год ребенок, осваивая правила жизни в группе, работает в основном в зоне практической жизни и в зоне сенсорики. Ребенок накапливает в себе некоторый потенциал для того, чтобы начать работать с конкретными знаниями. Он насы­щает свою потребность потрогать мир рука­ми, он учится различать цвета и оттенки, со­относить большое и маленькое, длинное и короткое – руками, глазами, носом.

Примерно второй год обучения в Монтессори-школе – это период впитывания ре­бенком конкретных знаний. Он знакомится с буквами, цифрами и другими конкретными предметными знаниями.

Последний год – это переход от конкрет­ных знаний к абстрактным. Ребенок учится вычитать и складывать, нормально читать и т.д. Очень часто в этот период дети возвра­щаются в практическую жизнь, но уже на со­вершенно ином уровне. В практической зоне они расслабляются, получают удовольствие [4].

На втором году разновозрастность детей в группе позволяет старшим попробо­вать себя в роли учителя. Их объяснение по­рой даже более действенно, чем педагога.

2,5-3 года дать ребенку возможность сделать это и многое другое.

Монтессори подчеркивает, что в возрасте 2-2,5 лет ребенок испытывает характерную любовь к соблю­дению привычного для него порядка, громко выражая свое негодование в том случае, если он нарушается взрослыми. А поскольку это происходит почти постоянно, то и сложился у нас образ 2,5-летнего ребенка как капризно­го, непонятно чего требующего существа.

А ему насущно необходим порядок, и особенно в трех сферах: в окружающей его среде (в помещении), во времени, в поведе­нии взрослых по отношению к нему.

Порядок в окружающей среде., Порядок во времени., Порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку.

  1. Требования, которые предъявляют взрослые к ребенку, должны быть постоянными (неизменными) и не зави­сеть от их настроения. Желательно, чтобы они были обоснованными: в идеале – обоснованными научно (зна­нием об индивидуальном протекании сенситивных периодов собственного ребенка, например), в реальности – обоснованными хотя бы здравым смыслом (пониманием, что нельзя от ребенка требовать того, чего он по возрасту еще не в состоянии сделать).

  2. Требования к ребенку должны быть конкретными (касаться чего-то одного) и выстраиваться в некую последова­тельность; в идеале – образовывать по­веденческий алгоритм.
  3. Требования, которые предъявляются ребенку, должны соблюдаться самими взрослыми, поскольку все равно ребе­нок научится тому, что видит.

Уделив такое большое внимание к особенностям развития ребенка, Монтессори построила свою педагогическую систему, основываясь на этих особенностях и вытекающих из них потребностях ребенка.

Педагогические принципы системы Монтессори

Мария Монтессори выделяет в своей педагогической системе несколько важных принципов, которым надо уделить очень большое внимание.

Значение среды в воспитании

Одним из наиболее важных принципов Мария Монтессори считает значение среды в воспитании. Она утверждает, что для наиболее продуктивного развития ребенка необходимо создать среду, отвечающую его потребностям и интересам.

Важной новацией М. Монтессори стало разрушение традиционной классно-урочной системы и создание оригинального учебного процесса для детей от 3 до 12 лет, построен­ного на признании за каждым учеником права на значительную автономию и самостоя­тельность, на свой темп работы и специфичные способы овладения знаниями. Не случайно девизом школы Монтессори являются слова: «Помоги мне сделать это самому» – это определение стратегии и тактики деятельности детей.

Новой стала идея использования открытого пространства: оно должно находиться в прямом сообщении с классом, так, чтобы дети могли свободно уходить и приходить по желанию в течение всего дня.

Метод исключил скамью – ребенок не должен больше сидеть неподвижно и пассивно слушать уроки учительницы; он исключил и кафедру – учительница не должна больше давать коллективных уроков. Смысл переворота в том, чтобы предоставить ребенку свободу действовать согласно его естественным наклонностям, не связывая его какими-либо установленными обязанностями или программой, предвзятыми правилами (философскими или педагогическими), исходящими из принципов, установленных традиционно в старых школьных понятиях.

Требовалось организовать среду, соответствующую потребностям деятельного ребенка. Поэтому первым шагом в этом направлении было превратить классы в на­стоящие «Дома ребенка», меблированные соответственно росту и силам существ, их населяющих.

Монтессори-класс охватывает ряд зон:

  • зону практической жизни — имеет особенное значение для маленьких детей (2,5-3,5 лет).

    Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, булавки, шнурки, банты и крючки), ребенок учится самостоятельно одеваться; пересыпать и переливать (рис, воду); мыть стол и даже полировать серебро;

  • — зону сенсорного развития — дает ребенку возможность использовать свои чувства при изучении окружающего мира. Здесь ребенок может научиться различать высоту, длину, вес, цвет, шум, запах, форму различных предметов; познакомиться со свойствами тканей;
  • — зоны — языковую, математическую, географическую, естественнонаучную обеспечивают материалами, основной целью которых является умственное развитие ребенка.

Свобода и дисциплина

«Дисциплина в свободе – вот великий принцип, который нелегко понять стороннику традиционных школьных мето­дов. Раз дисциплина основа­на на свободе, то и самая дисциплина обяза­тельно должна быть деятельной, активной. Обычно мы считаем индивида дисциплини­рованным только с той поры, как он станет молчаливым, как немой, и неподвижным, как паралитик. Но это – личность уничто­женная, а не дисциплинированная.

Мы называем человека дисциплиниро­ванным, когда он владеет собою и умеет со­образовать свое поведение с необходимостью следовать тому или иному житейскому пра­вилу. Это понятие активной дисциплины не­легко осознать и усвоить, но оно заключает в себе великий воспитательный принцип, весь­ма отличный от безусловного и не терпящего возражений требования неподвижности» [2].

Учительнице, намеренной вести ребенка в условиях такой дисциплины, необходимо овладеть специальной техникой, если она желает облегчить ему этот путь на всю его жизнь, желает сделать его полным господи­ном над собою. Свободе ребенка должна полагаться гра­ница в коллективном интересе, а форма ее – то, что мы называем воспитанностью. Следо­вательно, должно подавляться в ребенке все, что оскорбляет или неприятно действует на других или что носит характер грубого или невежливого поступка. Но все остальное — каждое проявление, имеющее полезную цель, – каково бы оно ни было и в каковой бы форме ни выражалось, не только должно быть дозволяемо, но и должно стать объек­том наблюдения для воспитательницы.

Монтессори в своей работе приводит такой пример поведения педагога.

«Однажды дети, смеясь и болтая, собра­лись вокруг миски с водою, в которой плава­ло несколько игрушек. В нашей школе был мальчик всего двух с половиною лет. Его ос­тавили вне круга, в одиночестве, и легко было видеть, что он сгорает от любопытства <…> сперва он придвинулся к детям и пытался протискаться в их среду, но на это у него не хватило сил, и он стал озираться во все сторо­ны. Выражение его лица было необычайно интересно. <…>Взгляд его упал на стульчик, и он, видно, решил при­двинуть его к группе детей и затем вскарабкаться на него. С сияющим личиком он начал пробираться к стулу, но в эту минуту учитель­ница грубо (она бы, вероятно, сказала – неж­но) схватила его на руки и, подняв над головами других детей, показала ему миску с водою, воскликнув: «Сюда, крошка, смотри и ты!»

Без сомнения, ребенок, увидав плавав­шие игрушки, не испытал той радости, какую должен был испытать, преодолев препятст­вие собственными силами. В этом случае учительница по­мешала ребенку воспитать себя, не дав ему взамен иного блага. Малютка уже начал чув­ствовать себя победителем и вдруг ощутил себя бессильным в объятиях двух сковавших его рук.

Устав от моих замечаний, учительницы давали детям полную свободу. Дети лезли с ногами на столики, ковыряли пальцами в носу, и к исправлению их не де­лалось никаких шагов. Другие толкали товарищей, и на лицах этих детей я читала выра­жение злобы; учительница же на все это не обращала ни малейшего внимания. Тогда я вмешивалась и показывала, с какой безусловной строгостью надо останавливать и подав­лять все, чего нельзя делать, чтобы ребенок сумел ясно отличать добро от зла.

Вот отправная точка дисциплины, и ос­новы ее должны закладываться именно та­ким путем»[2].

Воспитание должно при­ходить к ребенку на помощь разумным ослаблением социальных уз, ограничивающих его активность. И по мере того как ребенок под­растает в подобной атмосфере, его непосред­ственные проявления становятся более от­четливыми и с очевидностью истины раскрывают его натуру. По всем этим причинам первые шаги педагогического вмешательст­ва должны клониться к развитию в ребенке самостоятельности.

Самостоятельность

Человек не может быть свободен, если он несамостоятелен. Поэтому первые активные проявления индивидуаль­ной свободы ребенка должны быть направ­ляемы так, чтобы в этой активности выраба­тывалась его самостоятельность. Маленькие дети начинают требовать самостоятельности уже с момента своего отнятия от груди.

В противовес господствовавшему снис­ходительному подходу к «грудничкам» – педагог-гуманист именно в этом возрасте увидела огромные потенциальные возможности формирования человеческой личности.

Сущность развития младенца – самообу­чение, точно соответствующее программе, заложенной в нем природой. Этот-то процесс и формирует у ребенка «прообраз буду­щего религиозного чувства и особенностей своего национального сознания»[7].

Психолого-физиологической основой данного процесса выступает подмеченная М. Монтессори особенность раннего детства, которую она характеризовала как «абсорби­рующий разум». По ее мнению, если взрос­лые приобретают знания при помощи разу­ма, то ребенок впитывает их посредством своей психической жизни. Просто живя, он учится говорить на языке своего народа, а «в его разуме совершается некий химический процесс».

У ребенка впечатления не только прони­кают в сознание, но и формируют его. Как бы воплощаются в нем. При помощи того, что его окружает, малыш создает собствен­ную «умственную плоть».

Поэтому-то задача взрослых, по Монтессори, состоит не в том, чтобы обучать, а в том, чтобы помогать «разуму ребенка в его работе над своим развитием», поскольку именно в раннем возрасте он обладает ог­ромной созидательной энергией.

«Всякая педагогическая мера, мало-маль­ски пригодная для воспитания маленьких де­тей, должна облегчать детям вступление на этот путь самостоятельности. Мы должны учить их ходить без посторонней помощи, бегать, подниматься и спускаться по лестни­цам, поднимать оброненные предметы, са­мостоятельно одеваться и раздеваться, ку­паться, произносить слова отчетливо и точно выражать свои желания. Мы должны разви­вать в детях умение достигать своих индиви­дуальных целей и желаний. Все это – этапы воспитания в духе независимости».

Упразднение наград и наказаний

«Человек, дисциплинированный свободою, начинает жаждать истинной и единственной награды, никогда его не унижающей и не приносящей разочарования, – расцвета его духовных сил и свободы его внутреннего «я», его души, где возникают все его активные способности» [2].

Оказывается что для того, чтобы ребенок учил (а лучше образовывал) себя, его уже не надо наказывать или поощрять, нужно только вовремя подкидывать “уголек” в топку его ума, а еще лучше показать, как и где этот уголек находить.

Разновозрастность

Мария заметила, что дети учат других детей лучше, чем взрослые, да и в нашей взрослой жизни мы общаемся и с теми, кто старше нас и с теми, кто младше. Используя это наблюдение, Мария наполнила свои классы детьми разных возрастов, выделив две группы. В первой — дети от 3 до 6 лет, во второй от 6 до 12. У них разные задачи. До шести лет ребенок строит свой разум, а после шести активно осваивает культуру. И если дети умнеют каждый в своем темпе и до своего предела, то культуру еще можно осваивать и в разных формах и направлениях.

Организовать помощь второй группе значительно труднее, поэтому классов для детей от 6 до 12 в мире меньше, чем классов от 3 до 6.

Таким образом, основные принципы школы Монтессори можно сформулировать несколькими словами – «главное, что мы должны помнить. Во-первых, это интерес ребенка, который приводит его к сосредоточению на учебе. Во-вторых, сотрудничество детей, неоцени­мая база которого – разновозрастность. В-третьих, существование человеческого ин­стинкта автономности, который приводит к дисциплине и порядку. И все это основы ор­ганизации школы моего направления»[1].

Роль педагога

Смысл метода, разработанного Монтес­сори, заключался в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача воспитателя – помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализо­вать свою природу.

Поэтому Монтессори видела роль педа­гога не в обучении и воспитании, а в руко­водстве самостоятельной деятельностью де­тей и предпочитала использовать термин «руководительница» вместо «учитель».

Сама Мария пишет:

“Неверно, что Монтессори-учитель бездеятелен, когда обыкновенный учитель активен: вся деятельность обеспечивается активной подготовкой и руководством учителя, его последующая “бездеятельность” — знак успеха”[1].

Главная задача взрослого помочь детям научиться сосредотачиваться на интересной для них работе. В этом сложном деле учитель проходит через три этапа. Первый — подготовка привлекательной для малыша и удобной для его работы среды. Второй — разрушение той деятельности отдельных детей, которая мешает продвижению и развитию остальных. На этом сложном этапе учитель показывает шалуну, что его любят даже таким, беспокойным и несносным и вместе с тем без устали помогает малышу найти то, что заинтересует его и поможет сконцентрироваться на работе. Энергия ребенка перераспределяется с беспорядочного расплескивания к конструктивной деятельности, направленной на развитие. На третьем этапе учителю важнее всего не мешать малышу, не нарушать его поисков и его работы.

Большая часть воздействий учителя происходит косвенно, через среду или с помощью правил, которые он придумывает вместе с детьми. Весь внешний вид взрослого и его увлеченность захватывает детей и помогает учителю наладить доверительные отношения с каждым ребенком. Педагог в школе Монтессори воздейст­вует на ребенка посредством дидактических материалов. Учитель не сидит за столом, а проводит время в инди­видуальных занятиях, работая с ребенком за столиком или на коврике.

Монтессори-руководитель должен быть проницательным наблюдателем и иметь чет­кое представление об индивидуальном уров­не развития каждого ребенка. Он решает, ка­кие материалы больше подходят для работы в данный момент. Индивидуальные наблю­дения дают возможность учителю помочь ребенку в оптимальном использовании мате­риалов; затем он оставляет ребенка с матери­алом и возвращается к наблюдению.

Педагог вмешивается в деятельность ре­бенка только в том случае, если это необхо­димо. Он должен уметь проявить гибкость и быть в состоянии найти адекватные способы для оказания помощи воспитаннику. Ребенок обращается к учителю как к доброжелатель­ному помощнику, который всегда рядом в случае необходимости, но главным образом как к человеку, способному помочь ему сде­лать что-либо самостоятельно. В результате у детей наряду с получением знаний удиви­тельно глубоко и прочно развиваются внима­ние, слух, память и другие важные качества.

Достоинства и недостатки педагогики Монтессори

Все Монтессори-материалы удивительно конкретны и наглядны и позволяют ребенку не просто принимать на веру слова учителя, а на основании собственного опыта убеждаться, что в сотне десять десятков, а дважды два – и в самом деле четыре, а Земля действительно вращается вокруг Солнца, а не наоборот.

Огромное внимание Монтессори уделяла обучению детей навыкам самообслуживания, справедливо полагая, что ребенок, умеющий ловко зашнуровать собственные ботинки, застегнуть курточку и пришить пуговицу к рубашке, не только приобретает бесценный опыт самостоятельности и ответственности, но и разовьет те мышцы, которые необходимы и для овладения навыками письменной речи.

Рассмотрим и минусы, которые есть в этой системе.

Главный заключается в том, что Монтессори-педагогика, великолепно развивая аналитические способности, логику, мелкую моторику, то есть, те сферы деятельности, которые контролирует левое полушарие, практически не уделяет внимание «творческому» правому полушарию, которое, в отличие от левого, познает мир целостно.

В классическом Монтессори-садике дети не играют в спонтанные творческие игры, здесь их считают бесполезными, не помогающими интеллектуальному развитию ребенка, а, наоборот, тормозящими его.

В то время как – и это убедительно доказывают все авторитетные педагогические и психологические исследования последнего столетия – без ролевой игры невозможно не только нормальное эмоциональное, но и интеллектуальное развитие ребенка.

Столь же решительно отвергает Монтессори-педагогика и детское художественное творчество, в частности, рисование, Вот что пишет по этому поводу один из видных идеологов Монтессори-педагогики в России:

«… его ум бесчувственен к прекрасному и безобразному и восхищающие всех “каляки-маляки” всего лишь свидетельство определенного уровня мышечного и духовного хаоса.» Дальше все тот же автор пишет: «Монтессори считала отклонением в развитии уход ребенка в фантастический мир, рожденный его желанием замкнуться и уйти от проблем, встающих перед малышом в жизни… Творческую способность ума Монтессори рассматривает, как средство работы над реальностью».

Непростая ситуация складывается и с чтением, предметом, которому, казалось бы, в системе Монтессори уделяется столько внимания. Монтессори-педагогика, хотя напрямую и не отрицает художественную литературу для детей, но «терпит» ее лишь потому, что «в сказках содержится не только огромный словарный запас, но и элементы фольклора, и в этом смысле они полезны для развития ребенка». Любая деятельность, в том числе, и чтение, по мнению Монтессори-педагогов, должно приносить ребенку реальную пользу: развивать его речь, помогать в познании реального мира, расширять кругозор. Но уметь бойко складывать буквы в слова и быть читателем – это отнюдь не одно и тоже. При таком отношении к книге, ребенок никогда не научится тому главному, для чего вообще пишется и читается художественная литература: искусству сопереживания, рефлексии, внутреннему диалогу с автором и героями читаемого текста. В результате, ребенок при всем своем уме рискует вырасти эмоционально неразвитым «сухарем-знайкой» [5].

Стоит отметить, что система Марии Монтессори в ее классическом виде подходит далеко не всем детям. Ребенок, склонный к аутизму, может здесь окончательно замкнуться, уйти в себя. Гиперактивный шумный малыш, которому трудно регулировать свое поведение, справляться со своими эмоциями, тоже будет чувствовать себя крайне некомфортно, вызывая, к тому же, недовольство воспитателей. Вряд ли пойдет на пользу система Монтессори и творчески одаренным детям, у которых доминирует правое полушарие: помимо того, что здесь их уникальные способности не будут в должной мере востребованы, способ познания мира, который предлагает Мария Монтессори, им абсолютно чужд и непонятен.

Но все же, безусловные плюсы Монтессори-педагогики очевидны и доказаны временем.

Педагогическая система Марии Монтессори. Заключение

В ходе работы мною были рассмотрены взгляды Монтессори на особенности развития ребенка, и вытекающие из этих особенностей потребности ребенка, педагогические принципы педагогики Монтессори, роль педагога в педагогическом процессе.

Можно сделать вывод о том, что Мария Монтессори, признавая наличие у ребенка уникальных способностей к саморазвитию, считает главным делом педагога помощь ребенку в саморазвитии путем невмешательства. Педагог является неназойливым наблюдателем по отношению к ребенку.

Педагогическая среда Монтессори предоставляет ребенку возможность самостоятельно выбирать то, к чему он стремится и способствует свободному и эффективному развитию в ребенке всех важных навыков и умений. Дидактические материалы основаны на понимании Монтессори особенностей развития ребенка и его потребностях, и таким образом, являются очень эффективными в развитии ребенка.

В заключение необходимо отметить гуманистический подход Монтессори к ребенку. Ставя его в центре своей педагогической системы, она подчиняет все свои педагогические принципы потребностям ребенка.

Таким образом, Монтессори-педагогика, ориентированна на личность ребенка, имеет свои достоинства и недостатки и признается уникальной гуманистически направленной и очень продуктивной многими педагогами по всему миру.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/pedagogika-marii-montessori/

  1. М. Монтессори. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. – М.: Издат. дом «Карапуз», 2000. – 272 с, ил. — (Педагогика детства) Научный редактор С. В. Лыков. (http://litrus.net/book/read/89484 )
  2. Монтессори М. Дом ребенка: Метод научной педагогики (электронный ресурс) http://kinder-garten.narod.ru/Montessori2.html
  3. Монтессори М. Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет (электронный ресурс)
  4. Педагогика М. Монтессори //www.psyparents.ru/courses/dou/10986/
  5. Главный урок Марии Монтессори //www.rebenok.com/info/earlydevelopment/montessory/53367/
  6. О педагогике Марии Монтессори http://www.rebenok.com/info/earlydevelopment/montessory/60882/
  7. Система Монтессори // www.kroshkaru.ru

Педагогическая система Марии Монтессори. Проверочный тест

Ведущим направлением педагогики Марии Монтессори стало:

  • изучение внутренних потребностей ребенка, тенденций развития и создание условий, способствующих их удовлетворению ;
  • создание развивающей обучающей среды для ребенка;
  • воспитание общественно значимых качеств в ребенке;
  • развитие детей с задержкой психического развития.

Метод Монтессори, так называемый «метод научной педагогики», основан:

  • на активном развитии ребенка;
  • на активном наблюдении за ребенком ;
  • на принципе невмешательства;
  • на активном участии педагога в воспитании ребенка.

Первая Монтессори-школа «Дом ребенка» для здоровых детей была открыта в:

  • 1907 ;
  • 1925
  • 1897;

Фаза развития ребенка, называемая «Строитель самого себя», характерна для возраста:

  • От 6 до 9 лет;
  • От 9 до 12 лет;
  • От 0 до 3 лет;
  • От 3 до 6 лет .

«Абсорби­рующий разум» по Монтессори – это:

  • способность ребенка впитывать знания посредством своей психической жизни ;
  • способность ребенка приобретать знания при помощи разу­ма;
  • способность ребенка впитывать знания посредством активной деятельности;
  • способность ребенка впитывать знания при активной помощи педагога в воспитательном процессе.

Ребенку в возрасте 2-2,5 лет необходим порядок, особенно в трех сферах:

  • в окружающей его среде (в помещении), во времени, в поведении взрослых по отношению к нему ;
  • в знаниях, в распорядке дня, в поведе­нии взрослых по отношению к нему;
  • в требованиях, предъявляемых взрослым к ребенку; в структуре знаний, в правилах поведения;
  • в структуре воспитательного процесса, во времени, в требованиях, предъявляемых взрослым к ребенку.

Принцип значения окружающей среды в педагогической системы Монтессори подразумевает:

  • предоставить ребенку свободу действовать согласно его естественным наклонностям ;
  • создать среду, отвечающую потребностям и интересам ребенка ;
  • развивающая среда формирует потребности и интересы ребенка;
  • среда определяет обязанности и программу развития ребенка.

Классический Монтессори-класс не включает зону:

  • зону практической жизни,
  • зону сенсорного развития,
  • языковую зону,
  • зону творческого развития .

Роль педагога в педагогической системе Монтессори заключается:

  • в обучении и воспитании;
  • в руко­водстве самостоятельной деятельностью де­тей;
  • в активном наблюдении ;
  • в активной подготовке, в активном участии и контроле.

Недостатком педагогической системы Монтессори является:

  • практически не уделяется внимание «творческому» правому полушарию;
  • нивелирование значения ролевых игр, творческой деятельности как таковой, чтение используется лишь для расширения словарного запаса, кругозора ;
  • ребенок самостоятельно развивается, познает окружающий мир;
  • обучение детей навыкам самообслуживания для приобретения опыта самостоятельности, ответственности и развития мышц, отвечающих за овладение навыками письменной речи.

Скачать реферат