Актуальность темы
Голос обеспечивает слышимость речи на большом расстоянии. В понятие человеческого голоса входит представление о любых звуках, исходящих из гортани человека, независимо от их сложности и социальной значимости: от рефлекторного крика новорожденного до модулированного голоса знаменитого оратора или певца. Голос является одним из средств слышимости, выразительности, эмоционального и смыслового значения речи. Дизартрия — (от греческих слов: dys — отрицание и arthroo — членораздельно произносить) — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата — является одной из причин голосовых нарушений. Наступает она из-за того, что язык, губы, нёбо, голосовые связки, диафрагма не могут двигаться в полном объеме. Причиной неподвижности является парез (греч. paresis — уменьшение силы или амплитуды движений, обусловленное нарушением иннервации) мышц артикуляционного аппарата. Таким образом, дизартрия — симптом органического поражения ЦНС головного мозга, тех его отделов, которые составляют речедвигательную зону. Это тяжелое расстройство всей речевой деятельности. Прежде всего, страдает речевая моторика, все составляющие речедвигательного акта. При дизартрии нарушается не только звукопроизношение (практически всех групп звуков), но страдает и вся просодическая организация речевого акта, так называемая речевая просодика, включающая голос, интонацию, темп, ритм, также интонационно-ритмическая сторона и эмоциональная окраска речи. По Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10) данная нозология оформлена так:
Класс: Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках. Блок: Симптомы и признаки, относящиеся к речи и голосу
Код: R47.1 Название: Дизартрия и анартрия
Поражение фонологического уровня языка в период интенсивного развития речевой функции в некоторых случаях может приводить к сложной дезинтеграции и патологии всего речевого развития ребенка. В связи с этим у отдельных детей с дизартрией имеет место задержка темпов речевого развития, речевая инактивность, вторичные нарушения лексико-грамматического строя речи.
Данное патологическое состояния является как прямым препятствием к адекватному общению, так и причиной развития вторичных неврозоподобных расстройств, известной социальной изоляции больного, нарушения его личностных перспектив. В связи с этим данной теме было посвящено наше исследование.
Развитие речевого дыхания
... повышается в крови, что приводит к учащению дыхания. Процесс внешнего дыхания обусловлен изменением объема воздуха в легких ... при помощи специального прибора – спирометра (или спирографа). Развитие дыхательного аппарата в онтогенезе Полость носа, ее преддверие ... мозгe. Кроме того, к звену аппарата регуляции дыхания относятся хеморецепторные и механорецепторные системы, обеспечивающие нормальную ...
Цель исследования — выявить особенности голосовых изменений у детей с дизартрией и определить адекватные методы коррекции данного состояния.
Задачи исследования:
Проанализировать теоретические источники по данной проблеме.
Охарактеризовать методы выявления особенностей речи у детей с дизартрией.
Выработать рекомендации по коррекции голосовых нарушений у детей с дизартрией.
Объект исследования: особенности голоса у детей с дизартрией.
Предмет исследования: различные аспекты голосовых нарушений у детей с дизартрией и методы их коррекции.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и медицинской литературы по теме исследования;
- психологический эксперимент;
- количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.
Практическая значимость курсовой работы состоит в ее направленности на оказание помощи детям и работающим с ними педагогам в плане коррекции голосовых нарушений у детей, страдающих дизартрией.
Работа состоит из двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе «Дизартрия и особенности голосовых нарушений» дан анализ 23 источников по данной проблеме, освещены основные аспекты по данной проблеме, определено направление экспериментально-практического исследования.
Во второй главе «Обследование детей с дизартрией с целью выявления и коррекции голосовых нарушений» содержится описание организации экспериментального исследования, методики его проведения и дается анализ полученных результатов.
В «Заключении» представлены выводы из теоретической и практической части курсовой работы.
Глава 1. Дизартрия и особенности голосовых нарушений
1.1 Механизмы развития голосовых нарушений при дизартрии
Характерной особенностью дизартрии является нарушение голоса и мелодико-интонационные расстройства[9].
Нарушения голоса связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани, нарушениями их мышечного тонуса и ограничением их подвижности[11].
Спастическое сокращение мышц голосового аппарата может полностью исключить возможность вибрации голосовых складок, что будет резко нарушать процесс образования звонких согласных.
Вибрация голосовых складок нарушается также при слабости и паретичности мышц голосового аппарата, сила голоса в этих условиях становится минимальной.
При дизартрии нарушения голоса крайне разнообразны, специфичны для разных ее форм[5].
Наиболее часто они характеризуются недостаточной силой голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи), нарушениями тембра голоса (глухой, назализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т. д.), слабой выраженностью или отсутствием голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона).
Таким образом, основные симптомы дизартрии — нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи — определяются характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств. При дизартрии нарушается низший фонологический уровень языка.
Особенности обследования детей с дизартрией
... -педагогическую характеристику детям с дизартрией. 3. Изучить структуру и содержание обследования детей со стертой дизартрией. Объект исследования - высшие психические функции у детей со стертой дизартрией. Предметом исследования являются процессы обследования детей со стертой дизартрией. Для ...
Общими проявлениями расстройств при дизартрии являются:
- псевдобульбарный синдром, выражающийся в нарушении дыхания, глотания, голосообразования, ограниченной подвижности всего артикуляционного аппарата, прежде всего языка и губ;
- дистония — непостоянный, меняющийся тонус;
- синкинезии, т.е.
дополнительные, непроизвольные движения, присоединяющиеся к произвольным, в частности, оральные синкинезии.
Выделяют бульбарную, псевдобульбарную, подкорковую (экстрапирамидную, гиперкинетическую), корковую, мозжечковую и так называемые “стертые” формы дизартрии.
Нарушение речи при самых тяжелых поражениях центральной нервной системы (ЦНС), когда речь становится практически невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц, называется анартрией. При классификации дизартрии по степени понятности речи для окружающих (1-я степень, при которой нарушения речи может выявить только специалист; 2-я, при которой речь понятна окружающим, но всем заметны и нарушения звукопроизношения; 3-я, когда речь понятна только близким ребенка и лишь частично — окружающим), анартрия относится к четвертой, самой тяжелой степени и в свою очередь может подразделяться на тяжелую форму анартрии, когда речь и голос отсутствуют полностью, среднюю, при которой могут присутствовать некоторые звуковые реакции, и легкую, при наличии определенной звуко-слоговой активности[17].
Ранее для обозначения дизартрии и (только) внешне похожей на неё дислалии использовался устаревший ныне термин: косноязычие.
Дизартрия — неврологический диагноз. Логопед занимается коррекцией нарушенных речевых функций, медикаментозное же лечение назначается психоневрологом.
Итак, дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
Дети с дизартрией по своей клинико-психологической характеристике представляют собой крайне неоднородную группу. При этом нет взаимосвязи между тяжестью дефекта и выраженностью психопатологических отклонений. Дизартрия, в том числе и тяжелые ее формы, могут наблюдаться у детей с сохранным интеллектом, а легкие «стертые» ее проявления — как у детей с сохранным интеллектом, так и у детей с нарушениями интеллектуального развития[29].
Дети с дизартрией по клинико-психологической характеристике могут быть условно разделены на несколько групп в зависимости от их общего психофизического развития:
дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием
дизартрия у детей с ДЦП
дизартрия у детей с олигофренией
дизартрия у детей с гидроцефалией
дизартрия у детей с ЗПР
дизартрия у детей с ММД (минимальная мозговая дисфункция).
Эта форма дизартрии встречается наиболее часто среди детей специальных дошкольных и школьных учреждений. У них наряду с недостаточностью звукопроизносительной стороны речи наблюдаются обычно не резко выраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы, легкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших корковых функций.
Особенности применения логоритмики в коррекции дизартрии детей ...
... и память ребенка, негативно сказывается на эффективности в устранении речевых дефектов в процессе логопедической работы. Однако, при дизартрии особое влияние на процесс формирования речи и ... 1.1 История изучения нарушений речи (дизартрии) логоритмика коррекция дизартрия речь нарушение Первое научное описание дизартрии появилось в 19 веке. Данные факты нарушения речи были описаны известным немецким ...
На раннем этапе развития речи у детей может отсутствовать лепет, появляющиеся звуки имеют гнусавый оттенок, первые слова появляются с опозданием (к 2-2,5 годам).
При дальнейшем развитии речи грубо страдает произношение практически всех звуков.
При дизартрии может иметь место артикуляторная апраксия (нарушение произвольных движений артикуляционных органов).
Артикуляторная апраксия может возникнуть в связи с недостаточностью кинестетических ощущений в артикуляторной мускулатуре.
Нарушения звукопроизношения, обусловленные артикуляторной апраксией, отличаются двумя характерными особенностями:
искажаются и изменяются звуки, близкие по месту артикуляции
нарушение звукопроизношения не постоянно, т. е. ребенок может произносить звук и правильно, и неправильно
Выделяют два варианта артикуляторной апраксии:
кинестетическая, связанная с патологией теменных отделов головного мозга, характеризуется трудностями нахождения отдельной артикуляторной позы
кинетическая, обусловленная патологией примоторных отделов мозга. Нарушена динамическая организация артикуляторных движений, затруднен переход от одного звука (или коартикуляции) к другому.
При этом наблюдаются повторы звуков, слогов, пропуски, перестановки, вставки.
При поражении периферического двигательного нейрона и его связи с мышцей возникает периферический паралич. При поражении центрального двигательного нейрона и его связи с периферическим нейроном развивается центральный паралич.
Периферический паралич характеризуется отсутствием или снижением рефлексов, мышечного тонуса, атрофией мышц. Все это объясняется прерывом рефлекторной дуги.
Центральный паралич возникает при поражении центрального двигательного нейрона в любом его участке (двигательная зона коры головного мозга, ствол головного мозга, спинной мозг).
Прерыв пирамидного пути снимает влияние коры головного мозга, что ведет к усилению возбудимости периферического сегментарного аппарата. Для центрального паралича характерна мышечная гипертония, гиперрефлексия, наличие патологических рефлексов и патологических синкинезий.
При периферическом параличе страдают произвольные и непроизвольные движения, при центральном — преимущественно произвольные.
Для периферического паралича характерно диффузное нарушение артикуляционной моторики, при центральном — нарушены тонкие дифференцированные движения.
Наблюдаются различия и в мышечном тонусе: так, при периферическом параличе тонус отсутствует, при центральном — преобладают элементы спастичности.
При периферическом параличе (бульбарная дизартрия) артикуляция гласных сводится к нейтральному звуку, гласные и звонкие согласные оглушены. При центральном параличе (псевдобульбарная дизартрия) артикуляция гласных отодвинута назад, согласные могут как озвончаться, так и оглушаться.
Бульбарная дизартрия: представляет собой симптомокомплекс речедвигательных расстройств, развивающихся в результате поражения ядер, корешков или периферических отделов 7, 9, 10 и 12 черепно-мозговых нервов. При бульбарной грубо искажается произношение всех губных звуков по типу их приближения к единому глухому щелевому губно-губному звуку. Все смычные согласные также приближаются к щелевым, а переднеязычные — к единому глухому плоскощелевому звуку, звонкие согласные оглушаются. Эти нарушения произношения сопровождаются назализацией. При парезах небно-глоточных и небно-язычных мышц подъем небной занавески в момент речи затрудняется, происходит утечка воздуха через нос, голос приобретает носовой оттенок, искажая тембр речи, недостаточно выражены шумовые признаки речевых звуков[1].
Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения, ...
... с дизартрией при ДЦП по формированию произносительной стороны речи. 4. Проанализировать полученные результаты. В данной работе были ... коррекционные занятия в условиях ясельной или дошкольной логопедической группы. Оставлять без специальной помощи такого ребенка ... Структура исследования: Объем дипломного исследования составляет 67 страниц. Всего проанализировано 62 работы. Речевая функция играет ...
1.2 Вопросы дифференциальной диагностики
Разграничение бульбарной дизартрии от паретической псевдобульбарной Л.О. Бадалян проводит в основном по следующим критериям[1]:
характер пареза или паралича лицевой мускулатуры (при бульбарной — периферический, при псевдобульбарной — центральный)
характер нарушения речевой моторики (при бульбарной нарушены произвольные и непроизвольные движения, при псевдобульбарной — преимущественно произвольные)
характер поражения артикуляционной моторики (при бульбарной дизартрии — диффузный, при псевдобульбарной — избирательный с нарушением тонких дифференцированных артикуляционных движений)
специфика нарушений звукопроизношения (при бульбарной дизартрии артикуляция гласных приближается к нейтральному звуку, при псевдобульбарной — отодвинута назад; при бульбарной — гласные и звонкие согласные оглушены, при псевдобульбарной — наряду с оглушением согласных наблюдается их озвончение)
При псевдобульбарной дизартрии даже при преобладании паретического варианта в отдельных мышечных группах отмечаются элементы спастичности. При псевдобульбарной дизартрии среди переднеязычных звуков в первую очередь нарушаются наиболее сложные и дифференцированные произвольные артикуляционные движения, непроизвольные рефлекторные движения обычно сохранны. Диссоциацией в выполнении произвольных и непроизвольных движений при псевдобульбарной дизартрии определяются характерные нарушения звукопроизношения — избирательные трудности в произношении наиболее сложных и дифференцированных по артикуляционным укладам звуков (р, л, ш, ж, ц, ч).
Таким образом, при псевдобульбарной дизартрии, так же, как и при корковой, нарушается произношение наиболее сложных по артикуляции переднеязычных звуков, но в отличие от последней, нарушение носит более распространенный характер, сочетается с искажением произношения и других групп звуков, нарушениями дыхания, голоса, интонационно-мелодической стороны речи, часто — слюноотделением. Особенности звукопроизношения при псевдобульбарной дизартрии в значительной степени также определяются смещением спастически напряженного языка в задний отдел полости рта, что искажает звучание гласных, особенно передних (и, э).
При диффузной спастичности мышц речевого аппарата отмечается озвончение глухих согласных звуков (в основном при спастической псевдобульбарной дизартрии).
При этом же варианте спастическое состояние мышц речевого аппарата и шеи нарушает резонаторные свойства глотки с изменением величин глоточно-ротового и глоточно-носового отверстий, что наряду с чрезмерным напряжением глоточной мускулатуры и мышц, поднимающих мягкое небо, способствует появлению носового оттенка при произнесении гласных, особенно заднего ряда (о, у), и твердых сонорных (р, л), твердых шумных (з, ш, ж) и аффрикаты ц.
Коррекционная педагогика и Специальная психология «Нарушение речи»
... периоде. *Дизартрии - нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. В зависимости от локализации поражения выделяют несколько вариантов дизартрий: псевдобульбарная, бульбарная, подкорковая, мозжечковая. 2. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями ...
При паретической псевдобульбарной дизартрии страдает произношение смычных губных звуков, требующих достаточных мышечных усилий, особенно двугубных (п, б, м) язычно-альвеолярных, а также нередко и ряда гласных звуков, особенно тех, которые требуют подъема спинки языка вверх (и, ы, у).
Отмечается носовой оттенок голоса. Мягкое небо провисает, его подвижность при произнесении звуков ограничена. Речь при паретической форме псевдобульбарной дизартрии медленная, афоничная, затухающая, плохо модулированная, выражены слюнотечение, гипомимия и амимия лица. Часто имеет место сочетание спастической и паретической форм, т. е. наличие спастико-паретического синдрома[11].
Корковая дизартрия
Корковая дизартрия представляет собой группу моторных расстройств речи разного патогенеза, связанных с очаговым поражением коры головного мозга.
Для диагностики корковой дизартрии необходим тонкий нейролингвистический анализ, позволяющий определить, какие из переднеязычных звуков страдают в каждом конкретном случае и каков механизм их нарушений.
Клинические формы корковой дизартрии:
афферентная — обусловлена поражением постцентральной извилины коры головного мозга. При афферентной корковой дизартрии более нарушены согласные звуки. Ребенок затрудняется найти место и способ образования звука, чем объясняются различные замены. Основная трудность при афферентной корковой дизартрии — выбор и дифференциация артикуляционных укладов звуков.
эфферентная — связана с поражением прецентральной извилины коры головного мозга. Для нее характерно: двигательные навыки распадаются на отдельные составляющие их движения, которые приобретают персеверативный характер (наблюдается повторение одних и тех же элементов движения).
При эфферентной корковой дизартрии наблюдается кинетическая диспраксия, при которой затруднено переключение с одного движения на другое, с одного звука (коартикуляции) на другой. Артикуляторные движения замедленны, инертны. Фонетический дефект больше напоминает искажение слоговой структуры слов (пропуски, персеверации, перестановки слогов), но наблюдаются также повторы, пропуски и замены звуков[27].
Экстрапирамидная дизартрия
Нарушения звукопроизношения при экстрапирамидной дизартрии определяются:
изменениями мышечного тонуса в речевой мускулатуре
наличием насильственных движений (гиперкинезов)
нарушениями проприоцептивной афферентации от речевой мускулатуры
нарушениями эмоционально-двигательной иннервации
Объем движений в мышцах артикуляционного аппарата при экстрапирамидной дизартрии может быть достаточным. Особые трудности ребенок испытывает в сохранении и ощущении артикуляционной позы, что связано с постоянно меняющимся мышечным тонусом и насильственными движениями. Поэтому при экстрапирамидной дизартрии часто наблюдается кинестетическая апраксия. В спокойном состоянии в речевой мускулатуре могут отмечаться легкие колебания мышечного тонуса (дистония) или некоторое его снижение (гипотония), при попытках к речи в состоянии волнения, эмоционального напряжения, наблюдаются резкие повышения мышечного тонуса и насильственные движения. Язык собирается в комок, подтягивается к корню, резко напрягается. Повышение тонуса в мышцах голосового аппарата и дыхательной мускулатуре исключает произвольное подключение голоса, и ребенок не может произнести ни одного звука.
Педагогическая помощь детям с нарушением речи
... у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи. Нарушения речи рассматриваются в логопедии в рамках клинико-педагогического и психолого-педагогического подходов. Механизмы и симптоматика речевой патологии рассматриваются с позиций клинико-педагогического подхода. ...
При менее выраженных нарушениях мышечного тонуса речь смазанная, невнятная, голос с носовым оттенком, резко нарушена просодическая сторона речи, ее интонационно-мелодическая структура, темп. Эмоциональные оттенки в речи не выражены, речь монотонная, однообразная, немодулированная. Наблюдается затухание голоса, переходящее в неясное бормотание.
Особенностью экстрапирамидной дизартрии является отсутствие стабильных и однотипных нарушений звукопроизношения, а также большая сложность в автоматизации звуков.
Мозжечковая дизартрия. При этой форме дизартрии имеет место поражение мозжечка и его связей с другими отделами центральной нервной системы, а также лобно-мозжечковых путей.
Речь при мозжечковой дизартрии замедленная, толчкообразная, скандированная, с нарушенной модуляцией ударений, затуханием голоса к концу фразы. Отмечается пониженный тонус в мышцах языка и губ, язык тонкий, распластанный в полости рта, подвижность его ограничена, темп движений замедлен, отмечается трудность удержания артикуляционных укладов и слабость их ощущений, мягкое небо провисает. При более тонких, целенаправленных движениях отмечается мелкое дрожание языка. Выражена назализация большинства звуков[27].
Стертая дизартрия — одна из степеней выраженности дизартрии — характеризуется нарушениями звукопроизношения и просодической стороны речи, которые обусловлены наличием очаговой неврологической микросимптоматики.
В основе нарушения артикуляции при этом расстройстве могут лежать легкие остаточные нарушения иннервации мышц артикуляционного аппарата, которые выявляются только при углубленном неврологическом исследовании.
Симптоматика стертой дизартрии:
Может наблюдаться недостаточный тонус мышц мягкого неба и, как следствие, гнусавый оттенок голоса. Речевая моторика характеризуется истощаемостью движений, их низким качеством (недостаточная точность, плавность, неполный объем).
Наиболее ярко моторные недостатки проявляются при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, их правильной пространственно-временной организации[1].
Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и дислалии[26]:
разница в этиологии: у большинства детей со стертой дизартрией отягощен анамнез. После рождения дети плохо берут грудь, вяло сосут, их дыхание поверхностное и учащенное, аритмичное. Может наблюдаться незначительная задержка речевого и психомоторного развития. Невропатологи выявляют наличие неврологической микросимптоматики (стертые парезы, ММД, особенности общей и речевой моторики и др.)
при дислалии нарушено только произнесение звуков, а при стертой дизартрии — вся фонетическая сторона речи (голосообразование, дыхание, просодика, звуки)
при дислалии страдают, как правило, только сложные по артикуляции согласные звуки. При стертой дизартрии страдают как сложные, так и простые согласные, гласные звуки. Косноязычие в этом случае всегда полиморфно.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
... курсовой работы заключается в том, что нарушения письма у детей младшего школьного возраста продолжает оставаться в общеобразовательной начальной школе частым явлением. Цель исследования: выявить специфические особенности процесса письма детей с дизартрией. ... - наблюдаются нарушения голоса: у детей, страдающих дизартрией, он слишком высокий и писклявый; - проблемы с мелодичностью речи: ребёнок ...
динамика коррекции и результат более благоприятны при дислалии (за исключением механической).
при стертой дизартрии более выражены нарушения речевой моторики.
Таким образом, стертая дизартрия является сложным речевым расстройством центрального генеза, которое характеризуется комбинаторностью стертых нарушений процесса моторной реализации речи (артикуляция, дикция, голос, дыхание, просодика, мимика).
Ведущий дефект — фонетическое расстройство.
Как считает Р.И. Мартынова, среди разнообразных речевых нарушений в детском возрасте большую трудность для дифференциальной диагностики и логопедической работы представляют функциональная дислалия и легкая форма дизартрии[26].
Выводы по главе 1:
1. При оценке голосовых нарушений при дизартрии важное значение имеет дифференциальная диагностика дизартрии и дислалии.
2. Для оценки перспектив коррекции речевых нарушений при дизартрии необходима топическая диагностика уровня поражения, которая может быть достигнута физикальными методами.
Глава 2. Обследование детей с дизартрией с целью выявления и коррекции голосовых нарушений
голосовой нарушение дизартрия коррекция
В ходе данной работы были обследованы 10 детей (6 мальчиков и 4 девочки) 5,5 — 6 лет, посещающие дефектологический детский сад.
В ходе исследования нами были использованы материалы, предоставленные в руководстве Н.А. Бессмертных — опросник для логопедического обследования (использовался частично) [3, С. 26-31] и речевая карта [3, C. 32-35].
1. Логопедическое обследование
Ф.И.О.
Дата обследования
Возраст ребенка
Контакт:
в контакт не вступает
контакт формальный (чисто внешний)
контакт избирательный
Легко и быстро устанавливает контакт
Эмоционально-волевая сфера:
активен/пассивен
деятелен/инертен
работает с удовольствием/из подчинения
неадекватное поведение
избалованность
конфликтность
колебания настроения
Состояние слуха:
N
тугоухость
глухота
Состояние зрения:
N
Близорукость
Косоглазие
атрофия зрительного нерва