Введение
В научной сфере с начала 90-х годов по настоящее время наблюдается постоянное увеличение ежегодного количества литературы по проблеме причины выбора поведения личности в конфликте. Это указание на то, что количество конфликтов в обыденной жизни не уменьшается. В связи с обострением проблемы встает необходимость смены особенностей обыденных представлений о природе конфликта, способах участия в нем и его возможных исходов. Формы реагирования на конфликтные ситуации у разных людей разные. Они обусловлены, с одной стороны, индивидуально-психологическими особенностями людей (полом, возрастом, состоянием здоровья, характером, настроением и др.), а с другой стороны, социально-типичными обстоятельствами (социальным положением индивида, его воспитанием).
В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать.
Актуальность, Объектом исследования:, Предмет исследования:
Гипотеза : существует взаимосвязь между стратегиями поведения в конфликте и типами семейного воспитания, такими как:
Цель исследования
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач :
1) проанализировать понятия: конфликт, стратегии поведения в конфликте, воспитание, типы семейного воспитания.
2) обосновать выборку и методы исследования взаимосвязи стратегии поведения личности в конфликте с типом семейного воспитания.
3) диагностировать стратегии поведения в конфликтных ситуациях и типы семейного воспитания.
4) проанализировать полученные в ходе психодиагностики результаты, доказать статистическую достоверность полученных результатов эмпирического исследования.
Методологические основания работы:, Методологические принципы:, Методы исследования
Комплекс психодиагностических методик включает:
1. Методика диагностики родительских отношений А.Я. Варга и В.В. Столина.
2. Методика выявления стратегии поведения в конфликте К.Н. Томаса.
Типичные ошибки семейного воспитания. Стили семейного воспитания
... семейного воспитания 1.1. Особенности семейного воспитания В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье - это та же жизнь, и наше поведение и ...
Выборка исследования: респонденты (школьники) в количестве 20 человек, в возрасте 16-17. Тип выборки — случайная (вероятностная).
Практическая значимость исследования, Глава I. Характеристика типов семейного воспитания и стилей поведения в конфликте
Характеристика типов семейного воспитания
Если проанализировать историю семейного воспитания при Советской власти, то увидим, что семья всегда ставилась в жесткие социально-экономические условия, когда на производстве были заняты не только мать и отец, но даже бабушки и дедушки, а дети были либо брошены на произвол судьбы, либо подвергались коллективному, групповому формальному воспитанию.
Сегодня социально-политическое устройство общества с его безответственностью, коррупцией, взяточничеством, нравственной распущенностью, карьеризмом, расхождением между словом и делом, отсутствием гласности, несоблюдением принципов социальной справедливости, производственным воровством, протекционизмом не может не отразиться на условиях воспитания детей как в семье, так и в школе .
Формальное воспитание в семье и школе не может закладывать в души детей нравственную основу поведения и жизнедеятельности. Не функционирует достаточно эффективно и сама система воспитывающего обучения, т. к. в ее технологии превалирует назидательное воспитание, навязывание школьникам абстрактных, оторванных от жизни, идеалов, провозглашение самостоятельности лишь на словах при слабом развитии самоуправления на деле. Односторонность воспитательных воздействий, не ориентированных па ученика как на личность, отталкивает школьника от педагога, препятствует возникновению духовной общности. Система воспитания «среднего» человека обезличивает школьника, строит все принципы взаимодействия «учитель-ученик», «родитель-ребенок» на основе подавления человеческой индивидуальности и неординарности. Отсюда отсутствие потребности учителя знать личности своих учеников, низкая культура взаимоотношений и общения, вынужденная авторитарность педагога, слабое владение педагогической техникой, равнодушие к детям или даже открытая неприязнь к ним, акцентирование внимания на недостатках, неумение понимать учеников.
В отечественной литературе достаточно широко представлены работы, описывающие стили семейных взаимоотношений. Например, Л. Г. Саготовская выделяет 6 типов отношений родителей к детям: I) чрезвычайно пристрастное отношение, уверенность, что дети — главное в жизни; 2) безразличное отношение к ребенку, к его запросам, интересам; 3) эгоистическое отношение, когда родители считают ребенка основной рабочей силой семьи; 4) отношение к ребенку как объекту воспитания без учета особенностей его личности; 5) отношение к ребенку как помехе в карьере и личных делах; 6) уважение к ребенку в сочетании с возложением на него определенных обязанностей.
Академик А. П. Петровский выделяет 5 типов семейных отношений: диктат, опека, конфронтация, мирное сосуществование на основе невмешательства и сотрудничество.
Из опыта работы с подростками В. В. Юстицкий выделяет четыре типа «почти нормальных семей» со следующими их описаниями: 1) семья с ориентацией на социальное недоверие (недоверчивая семья); 2) семья с ориентацией на удовольствие (легкомысленная семья); 3) семья с ориентацией на авантюризм в достижении целей (хитрая семья); 4) семья с ориентацией на применение силы (драчливая семья).
Интересным представляется подход к стилям взаимоотношений в семье, основанный па темпераменте и роли воспитания в образовании приневрологических радикалов, описанный В. И. Гариузовым. А. И. Захаровым, Д. Н. Исаевым. На основе существующих в природе трех типов темперамента, за исключением четвертого — меланхолического они доказывают, что система неправильного семейного воспитания приводит к психоневрологическим состояниям детей. Условно ими выделяются три основных типа воспитания: «отвергающее» воспитание или непринятие, гиперсоциализирующее и эгоцентрическое. В области психологии, и в частности в психотерапии, нарушения в воспитательном процессе в семье представлены в виде таких отклонений как гипо- и гиперпротекция, безнадзорность, эмоциональная отверженность и повышенная моральная ответственность .
Взаимодействие детского сада и школы в условиях семейной социализации ...
... ребенком; авторитеты; дисциплинаторы и учителя-наставники. По семейной принадлежности это могут быть родители, другие члены семьи ... заключается во взаимосвязи приспособления и обособления человека в ... это конечно поступление ребёнка в школу. Как говорила В.И.Максакова: «…Начало систематического образования ... детям и подросткам американский исследователь Т.Барри и его сотрудники выделили несколько типов ...
Многие школьные практические психологи руководствуются классификацией отношений, разработанных Э. Г. Эйдемиллером и В, В. Юстицким. Эти ученые выделяют 6 основных типов семейного воспитания.
1. Потворствующая гиперпротекция (потворствование + повышенная протекция).
Подросток в центре внимания семьи, и семья стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействует развитию истероидных и гипертимных черт характера у подростка.
2. Доминирующая гиперпротекция (доминирование + гиперпротекция).
Подросток в центре внимания родителей, которые отдают ему массу сил и времени, в то же время лишая его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. У гипертимных подростков такое воспитание усиливает реакцию эмансипации. При психостенической сензитивной, астено-невротической акцентуации характера оно усиливает астенические черты.
3. Жесткое обращение складывается из большого количества требований, предъявляемых к ребенку, числа запретов на действия и жестких санкций за невыполнение требований. При таком типе воспитания усиливаются черты эпилептоидной, психоастеноидной акцентуации характера.
4. Эмоциональное отвержение образуется сочетанием пониженной протекции, игнорированием потребностей ребенка и нередко проявляется в жестком обращении с подростком. В крайнем варианте это воспитание по типу «золушки». При таком типе воспитания усиливаются черты эпилептоидно-лабильной, сензитивной и астено-невротической акцентуации характера и могут формироваться процессы декомпенсации и невротические расстройства.
5. Повышенная моральная ответственность образуется сочетанием высоких требований к подростку с пониженным вниманием к нему родителей, меньшей заботой о нем. Этот тип воспитания стимулирует развитие черт психостенической акцентуации характера.
6. Безнадзорность. Пониженная протекция + повышенный уровень удовлетворения потребностей + пониженный уровень требований к подростку + пониженное число запретов. Подросток предоставлен сам себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях по гипертимиому, неустойчивому и конформному типах .[4]
Типы семейного воспитания
поведение семейный воспитание конфликтный
Тип семейного воспитания, как интегративная характеристика родительских ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребенку, уровня родительской компетентности — является значительным фактором становления Я-концепции в детском возрасте, определяет когнитивное развитие ребенка, его позицию по отношению к миру. В основу классификации типов семейного воспитания должны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителями, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях.
Основные концепции воспитания родителей
... психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания детей. Таким образом, проблема воспитания родителей является актуальной, требующей дополнительных исследований. В связи с изложенным, целью данной работы является рассмотрение основных концепций воспитания родителей. Для достижения ...
Выделены следующие параметры типов семейного воспитания: интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям (принятие-непринятие), параметр контроля (разрешительный, допускающий, ситуативный, ограничительный), последовательность — непоследовательность в реализации стиля воспитания, аффективная устойчивость — неустойчивость в отношениях с ребенком, тревожность (нетревожность) как личностная черта родителей, проявляющаяся в общении.
В зависимости от различного сочетания указанных выше параметров, выделено шесть типов семейного воспитания: отвержение, безразличие, гиперопека, требовательность, устойчивость, любовь. При этом только два последние типа семейного воспитания обеспечивают возможности оптимального развития гармонической личности.
Неадекватные типы семейных отношений характеризуются рядом отличительных особенностей:
?Низкий уровень сплоченности родителей и наличие разногласий в семье по вопросам воспитания ребенка и высокая степень противоречивости, непоследовательности в отношениях с детьми.
?Ярко выраженная опека и ограничительство в различных сферах жизнедеятельности детей — в школе, дома, в отношениях со сверстниками.
?Повышенная стимуляция возможностей детей, сопровождаемая завышением уровня требований к ребенку, частым применением осуждений, выговоров и угроз.
Выделены следующие 10 типов семейного воспитания: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, потворствующая гипопротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи.
Гипопротекция характеризуется недостатком опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребенка, а в крайней форме — безнадзорностью.
Выделяют и скрытую гипопротекцию, когда контроль над жизнью и поведением ребенка является формальным. Скрытая гипопротекция часто сочетается со скрытым эмоциональным отвержением.
Потворствующая гипопротекция характеризуется сочетанием недостатка родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям в поведении ребенка.
Гиперпротекция негативно сказывается на развитии самостоятельности, инициативности и формировании чувства долга и ответственности ребенка.
Доминирующая гиперпротекция проявляется в чрезмерной опеке, мелочном контроле, системе непрерывных запрещений и невозможности для ребенка принять когда-либо собственные решения. Чрезмерный контроль выдает стремление родителей оберегать детей, следить за их попытками что-либо сделать по-своему, ограничивать активность и самостоятельность, предписывать образ действий, ругать за малейшие промахи, прибегать к санкциям. Такая интенсивность воспитательных мероприятий воспринимается ребенком как психологический прессинг. Повышенный уровень заботы зачастую связан с нереализованной потребностью родителей в привязанности и любви. Родительские мотивы гиперпротекции: беспокойство, обусловленное семейной ситуацией и чертами характера, психогенно-детерминированный страх несчастья с ребенком, страх одиночества, потребность в признании, доминирование в общении, необщительность, невротические проявления.
Особенности семейных конфликтов
... семейной неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряжение, состояние вины. Конфликты между родителями и детьми возникают из-за деструктивности внутрисемейных отношений! недостатков в семейном воспитании, возрастных кризисов детей, индивидуально-психологических особенностей родителей и детей. ...
Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу «ребенок — кумир семьи». Характерными чертами являются чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности. Это приводит к усилению эгоцентрических тенденций развития личности, затрудняет формирование коллективистической направленности, усвоение нравственных норм, препятствует формированию целеустремленности и произвольности.
Воспитание в культе болезни специфично для семьи, где ребенок длительное время страдал или страдает соматическими хроническими заболеваниями, либо физическими дефектами. Болезнь ребенка выступает смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот. Этот тип воспитания способствует развитию эгоцентризма, завышенного уровня притязаний.
Эмоциональное отвержение особенно тяжело сказывается на развитии личности ребенка. Картина усугубляется, когда другие дети в семье принимаются родителями (так называемое положение Золушки).
Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители отказываются признаться себе в действительном эмоциональном отвержении ребенка. Нередко скрытое эмоциональное отвержение по механизму гиперкомпенсации сочетается с подчеркнутой заботой и утрированным вниманием родителей к ребенку, которые, однако, носят формальный характер.
Жестокое отношение, обычно, сочетается с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться в открытой форме (суровые расправы за мелкие проступки или непослушание), либо в скрытой форме, как душевное безразличие, черствость и зло в отношении к ребенку. Все это в большинстве случаев имеет своим следствием формирование агрессивности ребенка, нарушение личности.
Повышенная моральная ответственность как стиль родительского воспитания характеризуется повышением уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка. Это может быть возлагание на ребенка непосильных и несоответствующих возрасту обязанностей одного из взрослых членов семьи (например, забота о младших детях) или ожидание от ребенка того, что он реализует их нереализованные желания и стремления. Преобладание рационального аспекта в воспитании — это чрезмерное морализаторство и требовательность, формальность в подходе к ребенку, приводящие во многом к бесполому воспитанию и эмоциональной уплощенности ребенка, его неумению вписаться в эмоционально окрашенную, амбивалентную ситуацию.
Противоречивое воспитание — это сочетание различных стилей в одной семье, зачастую не совместимых и не адекватных, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи. Результатом такого воспитания может быть высокая тревожность, неуверенность, низкая неустойчивая самооценка ребенка. Противоречивость воспитания способствует развитию внутреннего конфликта у ребенка. Не менее сложными для ребенка являются и проявления непоследовательности в отношениях с ребенком, связанное с непониманием родителями собственной родительской позиции и необоснованными сменами запретительных и разрешительных подходов к воспитанию. Часто непоследовательность в воспитании ребенка связана с тем, что родители любят некую модель идеального ребенка, а реального — только когда он оправдывает ожидания.
Конституционно-правовой статус личности — человека и гражданина РФ
... вопроса конституционно- правового статуса личности - человека и гражданина РФ. Поставленная цель решается посредством - исследовать сущность правового статуса человека и гражданина; дать характеристику и классификацию прав и свобод человека и гражданина; рассмотреть конституционные обязанности человека и ...
Воспитание вне семьи — экстремальный тип воспитания. Имеется в виду воспитание в детском учреждении, в котором сочетаются особенности описанных выше типов воспитания.
Наиболее важное практическое значение при организации работы с родителями имеют следующие 6 типов: потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, безнадзорность, жестокое обращение.
Успешность коррекционной работы во многом определяется особенностями родительской позиции. Можно выделить три критерия оценки родительских позиций — адекватность, динамичность и прогностичность. Адекватность характеризует ориентировку родителей в индивидуально-психологических особенностях ребенка, его возрастных чертах, а также меру осознания этих особенностей. Динамичность определяется мерой подвижности родительских позиций, изменчивостью форм и способов общения и взаимодействия с ребенком (восприятие ребенка как личности, степень гибкости общения с ребенком в различных ситуациях, изменчивость форм и способов воздействия на ребенка в зависимости от возраста).
Прогностичность отражает способность родителей к предвидению перспектив развития ребенка и к перестройке взаимодействия с ребенком.10
Проблема конфликта в научной литературе
Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus — столкновение. Н.В. Гришина провела анализ определений конфликта, используемых зарубежными исследователями и пришла к выводу, что при всех различиях, содержание понятия конфликта раскрывается через следующие значения:
- Состояние открытой, часто затяжной борьбы; сражение или война.
- Состояние дисгармонии в отношениях между людьми, идеями или интересами; столкновение противоположностей.
- Психическая борьба, возникающая как результат функционирования взаимно исключающих импульсов, желаний или тенденций.
- Противостояние характеров или сил в литературном или сценическом произведении, в особенности главная оппозиция, на которой строится сюжет.
Дальнейший анализ показал, что общий синонимический ряд понятий «конфликт» включает: конфликт, спор, соперничество, единоборство, борьбу, скандал, дружеское соревнование и враждебную борьбу за достижение цели, вооруженный конфликт, столкновение индивидуальных соперников, публичное столкновение, шумная ссора. Практически неизменным компонентом значения «конфликт» является столкновение оппозиционных начал, чаще всего — двух.
Попытки западных учёных упорядочить разнообразие определения конфликта также не увенчались успехом. И это действительно непросто, ведь, как пишет Ф.Е. Василюк, «если задаться целью найти дефиницию, которая не противоречила бы ни одному из имеющихся взглядов на конфликт, она звучала бы абсолютно бессодержательно: конфликт- это столкновение чего-то с чем-то».
Конфликты изучает наука конфликтология, но понятие конфликта сегодня не принадлежит к какой-то одной определенной области науки или практики. А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов в анализе работ по исследованию конфликтов выделяют 11 областей научного знания, так или иначе изучающих конфликты: психология, социология, политология, история, философия, искусствоведение, педагогика, правоведение, социобиология, математика и военные науки. Где психология стоит на первом месте по количеству публикаций по данной теме [1].
Конфликт. Конфликтные ситуации. Способы разрешения
... человеком. Возникает барьер в общении. Кроме того, исследования показывают, что всех работников по приверженности к конфликтам можно подразделить на три группы: Устойчивые к конфликтам Удерживающиеся от конфликтов ... практическим потребностям, то это может послужить причиной возникновения конфликтной ситуации. Неудовлетворенность уровнем деловой или управленческой компетенции руководителя имеет ...
Так в философском понимании, конфликт описывается как «предельный случай обострения противоречия». Тогда, например, социальный конфликт может быть определен как «предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении различных общностей-классов, наций, государств, социальных групп, социальных институтов и т.п., обусловленном противоположностью или существенном различии их интересов, целей, тенденций развития».
В «Психологическом словаре» конфликт описывается как «трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями».
А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов под конфликтом понимают «наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями». [2]
Б.И. Хасан предлагает следующее понимание конфликта: «Конфликт — это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимодополняют друг друга, требуя для этого специальной организации.
При этом важно учитывать, что действие можно рассматривать и во внешнем и во внутреннем плане. Вместе с тем любой конфликт представляет собой актуализирующее противоречие, т.е. воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие должно воплотиться в действиях и в столкновении. Только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, противоречие себя и являет». [7]
Устойчивый и продолжительный интерес психологов к конфликтам, а так же разнообразие теоретических и практических работ на эту тему свидетельствует о том, что психологическая традиция изучения конфликтов является наиболее богатой и развитой из всех научных дисциплин, интересующихся конфликтами. Рассмотрим некоторые из них.
Предметом изучения психологии являются психологические (внутриличностные), межличностные, межгрупповые и внутригрупповые конфликты. Внутренние конфликты человека были объектом пристального внимания со стороны психоанализа и психодинамических направлений, которые основывают свое понимание личности и ее развития на представлении о противоречиях в конфликтах между различными сферами личности. К. Холл и Г. Линдсей категорично заявляют, что «в сущности, все теоретики личности, любой веры и убеждений, полагают, что в личности действуют противоположные тенденции, которые могут вступать в конфликт». Им вторят Л. Хьелл и Д. Зигдер, утверждающие, что личность является динамической конфигурацией процессов, находящихся в нескончаемом конфликте. Традиция подобного понимания заложена З.Фрейдом, который «первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания». По Фрейду, человек находится в состоянии постоянного и внутреннего конфликта с окружающими и миром в целом, где прослеживается идеи «обреченности» человека на конфликт, разрушительного влияния на личность патогенных конфликтов и необходимость избавить человека от этих конфликтов.[8,9].
Проблемами внутренних конфликтов интересовались последователи и критики психоанализа. Так, например К. Хорни выделяет нормальный и невротический конфликты. Невротический конфликт всегда бессознателен: внутренние противоречия поглощают человека, не оставляют ему выбора, делают его беспомощным. Невротик не просто теряет способность разобраться в себе и своих желаниях, он становится не способным к решению своих внутренних проблем, что и оказывается главным источником конфликта. Теория А.Адлера рассматривает поведение человека в социальном контексте, где конфликт между человеком и обществом считается «неестественным». «Проблемность» во взаимодействии индивида с обществом автор связывает с «невротическим» стилем жизни», который является следствием «трудного детства» и характеризуется такими особенностями, как эгоцентризм, отсутствие сотрудничества, нереалистичность.[3]
Особенности общения детей со взрослыми в процессе игровой деятельности
... привлекательность совместной деятельности со взрослым и успешность освоения детьми новых игровых умений. Таким образом, данная курсовая работа посвящена исследованию особенностей общения детей со взрослыми в процессе игровой деятельности. Актуальность работы обусловлена недостаточным общением между воспитателем и ...
Таким образом, в работах психоаналитиков межличностные трудности и конфликты, переживаемые человеком, интерпретируются как явления, имеющие интерапсихическое происхождение. Даже в более поздних работах, например в фундаментальной ориентации межличностных отношений В. Шутца, социальная жизнь взрослого человека рассматривается как предопределенная опытом детства, формирующим фундаментальные межличностные потребности и соответствующий личностный тип, который либо задает адекватную интеграцию в отношениях с другими, либо создает проблемы в сфере межличностных контактов. Наиболее отличной от позиции Фрейда в отношении к конфликтам является концепция Э. Эриксона, в которой утверждается, что «каждый личный и социальный кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному росту и преодолению жизненных препятствий», а знание того, как человек справляется со значительными жизненными проблемами, составляет «единственный ключ к пониманию его жизни». Так тема конфликтов приобретает иное звучание, конфликты начинают нести позитивный заряд и становятся важнейшим моментом развития.
Оппозицией понимания конфликтов как явления интрапсихического происхождения стал перенос акцента на внешние детерминанты их возникновения. Ситуационные подходы в изучении конфликта представлены, прежде всего, бихевиористской традицией. Поскольку их подходы сделали центральным предметом своего внимания поведение в его различных формах, то и их интерес к конфликтам ограничивался главным образом внешне наблюдаемыми конфликтами — в первую очередь межличностными и межгрупповыми. Одним из представителей ситуационного подхода к природе конфликта является М. Дойч. Ключевым моментом его теории является «закон социальных отношений», в соответствии с которым конкуренция вызывает и вызывается использованием тактики принуждения, угрозы или хитрости; попытками увеличить различия в силе между собой и другими; ограниченной коммуникацией; минимизацией осознания сходства в ценностях и увеличением чувствительности к противоположным интересам; подозрительными или враждебными установками; значимость, ригидностью и масштабностью конфликтной проблемы и т.д. Таким образом, М.Дойч описывает конфликтную феноменологию как следствие объективного столкновения интересов.
Исследования М. Дойча нашли свое отражение и в экспериментах других психологов, например М.Шерифа, в которых конфликт создавался в реальных условиях человеческого взаимодействия, в частности он рассматривает межгрупповые конфликты. Результат, к которому приходит автор в своих исследованиях, заключается в том, что объективно конкурентная ситуация, в которой оказывались создаваемые им группы, вызывала конфликт между ними.
Исследование конфликтов в ВУЗЕ
... рекомендации для продуктивного разрешения и смягчения негативных последствий конфликтов в вузе. Гипотезы исследования: в вузе зачастую возникают конфликты, которые, по некоторым причинам, не могут быть ... и конструктивного разрешения конфликтов различных уровней. Исследование факторов, влияющих на выбор человеком конфликтных или неконфликтных способов поведения в проблемных ситуациях социального ...
Таким образом, главное достоинство ситуационного подхода к проблеме конфликта, это доказательство того, что конфликт и агрессия не являются лишь самогенерируемыми интерапсихическими событиями, это еще и результат зависимости от внешних условий, ситуации (стимула).[5]
С началом становления когнитивистских подходов в психологии стал проявляться все больший интерес к роли когнитивных процессов в регуляции взаимодействия людей, к тем субъективным образам окружающей действительности, которые складываются у индивида и организуются в связные и по возможности непротиворечивые интерпретации картины мира. К.Левин ввел принципиально иное, чем у бихевиористов, понимание среды, окружающей индивида. В соответствии с теорией поля «описание ситуации должно быть скорее «субъективным», нежели «объективным», т.е. ситуация должна описываться с позиции индивида, поведение которого исследуется, а не наблюдателя». Конфликт «психологически характеризуется как ситуация, в которой на индивида действуют противоположно направленные одновременно воздействующие силы примерно равной величины».
Идеи К. Левина о природе конфликтов стали непосредственным источником теорий когнитивного соответствия, в том числе и теории структурного баланса Ф. Хайдера, которая посвящена анализу согласованности между системой установок индивида и его знаниями об установках и поведении окружающих, где он анализирует балансные и небалансные состояния в отношениях людей и, исходя из положения о стремлении социального целого к балансу, возможные пути достижения баланса. Конфликт, в соответствии с этой теорией, возникает тогда, когда установление баланса невозможно в силу того, что «определенное соотношение единства, предписываемое условиями баланса, для одного человека исключается вследствие существования отношения единства со стороны другого человека», т.е. сущность социально-психологического конфликта в его трактовке — это определенное рассогласование между системой представлений индивида и его знаниями о представлениях и поведении других, между системами представлений разных людей.
Таким образом, когнитивистские подходы в изучении конфликтов были реализованы не только в акценте на субъективном переживании человека как ключевом факторе объяснения феноменологии конфликтов, но и в описании нового их измерения — когнитивного пространства.
Для отечественной психологической науки было характерно принятие субъективной оценки человеком сложившейся ситуации, его субъективного переживания в качестве обязательного компонента наличия конфликта. В.Н.Мясищев писал о месте переживаний в системе отношений личности: «…Переживание оказывается при глубоком анализе производным от личности переживаемого, и само должно быть объяснено в связи с ее особенностями…». В.С. Мерлин в качестве обязательного условия возникновения конфликта рассматривает субъективную неразрешимость ситуации, которая не может быть ничем иным, как результатом соответствующей оценки, интерпретации ее человеком.
Таким образом, можно сказать, что позиция отечественных психологов основана на том, что восприятие и интерпретация внешней ситуации и внутренних переживаний это обязательное условие существования конфликта, а сама по себе внешняя ситуация, каких бы противоречий она не содержала, не может автоматически привести к развитию конфликта, т.е. когнитивная составляющая является обязательным условием возникновения конфликта.
Изменение отношения к конфликту, как к явлению не только естественному и закономерному, но и к выполняющему важные функции в психической жизни человека — это заслуга, прежде всего, гуманистической психологии. Как пишет Р. Мэй: «предельная целостность человеческой личности, не только не возможна, но и не желательна… Личность динамична, а не статична, ее стихия творчество, а не прозябание. Наша цель — новое конструктивное перераспределение напряжений, а не абсолютная гармония. Полное устранение конфликтов приведет к застою; нашей задачей является превращение деструктивных конфликтов в конструктивные».
Современная точка зрения исходит из представления о двойственной природе конфликта, в том числе и о его позитивных функциях:
- Конфликт — источник развития;
- Конфликт — сигнал к изменению;
- Конфликт — возможность сближения;
- Конфликт — возможность разрядки напряжения, «оздоровления» отношении.
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/osnovnyie-strategii-povedeniya-vzroslyih-s-detmi/
Таким образом, анализ различных подходов к понятию «конфликт» показывает, что оно применяется для обозначения широкого круга явлений от внутриличностного до социального уровня. При всей близости характеристик, описываемых в качестве компонентов или признаков конфликта, ни одно из определений не может быть принято в качестве универсального либо в силу ограничения охватываемых им явлений, являясь лишь частью конфликтной феноменологии, либо из-за многозначительности используемых формулировок.[6]
Анализ публикаций по проблеме конфликта показал, что психоаналитический подход рассматривает конфликты как явления, имеющие интерапсихическое происхождение; ситуационный подход — как результат зависимости от внешних условий, ситуации (стимула).
Когнитивистские подходы видят конфликт в новом измерении — когнитивном пространстве; позиция отечественных психологов основана на том, что восприятие и интерпретация внешней ситуации и внутренних переживаний, это обязательное условие существования конфликта, тем самым также указывает на когнитивную составляющую его возникновения. Современная психология отмечает позитивные функции конфликта.
На мой взгляд современная психология наиболее точно отражает значимость внутриличностного и межличностного конфликтов, как естественной формы принятия людей, признавая важные функции конфликтов в развитии личности и ее отношениях с другими людьми.
Характеристика стратегии поведения
Широко известен тест К.Томаса по выявлению присущих человеку тенденций поведения в конфликте (стратегий) таких как приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество и соперничество, которые определяют ориентации участников ситуации на свои собственные интересы или интересы партнера.
Гришина описывает эти стратегии следующим образом: «соперничество (конкуренция) заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения. Сотрудничество (проблемно-решающая стратегия) позволяет осуществить поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны. Компромисс предполагает взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой из сторон. Применение стратегии приспособление (уступка) основывается на понижении своих стремлений и принятии позиции оппонента. При избегании (бездействии) участник находится в ситуации конфликта, но без всяких активных действий по его разрешению. Как правило, в конфликте используются комбинации стратегий, порой доминирует одна из них.
Такие стратегии как избегание и уступчивость, хотя и имеют разное психологическое содержание, практически направлены на уход от конфликтного взаимодействия».
Б.И. Хасан также склонен утверждать, что не все из представленных в модели Томаса форм поведения в конфликтной ситуации можно обсуждать как стратегии. Так, приспособление, избегание и взаимные уступки являются, очевидно, характеристиками процесса взаимодействия и не содержат целевых установок, связанных собственно с противоречием. Это позволяет отнести их к тактикам поведения в конфликте, поскольку они способствуют не только разрешению, сколько разрешанию, т.е. определенному способу организации процесса. Можно рассматривать эти формы поведения как реактивные по отношению к факту конфликта в целом, а не стратегии участников, реализуемые для разрешения. Если в конфликте нет субъекта, ставящего цели разрешения, подчеркивает Б.И.Хасан, вообще невозможно обсуждать вопрос о стратегичности поведения [7].
ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ МЕТОДОВ И МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ, Этапы исследования
В данном исследовании можно выделить четыре основных этапа.
Первый этап исследования:
- определение темы: определение области исследования, постановка научной проблемы, формулировка первичной гипотезы, выбор объекта и предмета исследования, формулирование цели и задач;
- работа с научной литературой: поиск базовых понятий, составление библиографии по тематике исследования, изучение литературы по данной проблематике;
- коррекция: уточнение научной проблемы, формулировка рабочей гипотезы.
Второй этап — подготовка и проведение исследования:
- определение выборки исследования;
- подбор методов и методик исследования;
- подготовка тестового материала;
- проведение эмпирического исследования взаимосвязи креативности и склонности к употреблению психоактивных веществ.
Третий этап исследования — обработка данных эмпирического исследования:
- построение факторных таблиц;
- корреляционный анализ.
Четвертый этап исследования — интерпретация результатов исследования:
- подтверждение или опровержение гипотезы;
- написание выводов по итогам исследования.
Характеристика выборки испытуемых, описание методов и методик исследования
Наше исследование проводилось среди студентов-психологов и их родителями с целью выявления закономерностей между типами семейного воспитания и стратегиями поведения в конфликте. В исследовании участвовало 15 подростков в возрасте 17-28 лет и их родители. Общее число испытуемых: 30 человек.
Методы исследования
1.Методы теоретического анализа литературы.
2.Эмпирические методы: анкетирование. Анкетирование — это метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы. В данном исследовании используется анкета-шкала: испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а оценить в баллах правильность из предложенных ответов.
3.Методы обработки эмпирических данных: первичная обработка данных (составление таблиц, проверка данных), математико-статистическая обработка (корреляционный анализ).
Результаты обрабатывались посредством статистического анализа данных с применением программы «Microsoft Office Excel».
Методики исследования
Для проведения эмпирического исследования мы использовали психодиагностический комплекс, состоящий из следующих методик:
- Методика изучения особенностей родительского отношения А.Я.Варга и В.В.Столина;
- Методика выявления стратегии поведения в конфликте К.Н.Томаса.
Для нормального развития человека любого возраста необходимы постоянные, строящиеся на положительной эмоциональной основе, открытые и доверительные взаимоотношения с окружающими людьми. Для детей это, в первую очередь, — взаимоотношения с родителями. Ведь только с их помощью подросток может успешно решить сложные внутренние проблемы. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение — это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, разработанного А.Я.Варгой и В.В.Столиным. Отвечая на вопросы методики, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет». Интерпретация проводится по 5 шкалам:
1. Принятие / отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку. Высокие баллы по шкале (от 24 до 33) — говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. Низкие баллы по шкале (от 0 до 8) — говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка.
2. Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах. Высокие баллы по шкале (7-8 баллов) — являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных. Низкие баллы поданной шкале (1-2 балла) — говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.
3. Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это — своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.
Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) — достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.
Низкие баллы по шкале (1-2 балла) — являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.
4. Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним. Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) — говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки.
Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей. Низкие баллы по шкале (1-2 балла), напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов
5. Отношение к неудачам ребенка. Эта, шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам. Высокие баллы по шкале (7-8 баллов) — являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка. Низкие баллы по шкале (1-2 балла), напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.
Влияние структуры семьи на формирование личности ребенка неразрывно связано с царящими в семье отношениями. Дисгармония семейных отношений дает ребенку образцы агрессивности, непостоянства, враждебности и асоциального поведения. Неудовлетворение основных потребностей детей очень быстро проявляется в нарушениях поведения ребенка и в формировании отрицательных черт личности. Эмоциональная уравновешенность родителей является необходимым условием для хорошего контакта с ребенком и обращения с ним как формирующейся личностью. Эти качества позволяют родителям и детям взаимно проявлять свои чувства. Причем родители не сдерживаются, не боятся выражать свою любовь, радость, грусть. Они не стыдятся высказать свои переживания, так как их чувства свободны, не преувеличены и искренни.
С помощью методики К.Н. Томаса (1973), американского социального психолога, определяются типические способы реагирования на конфликтные ситуации. Можно выявить, насколько испытуемый склонен к соперничеству и сотрудничеству в коллективе, стремится к компромиссам, избегает конфликтов, или, наоборот, старается обострить их. Опрос проводится по 30 вопросам. Полученные количественные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта, тенденции его взаимоотношений в сложных условиях. Интерпретация проводится по следующим шкалам, соответствующим основным стратегиям поведения в конфликте:
— Противодействие (соперничество) — активное и самостоятельное поведение, направленное на удовлетворение собственных интересов без учета интересов другой стороны, а то и в ущерб им. Под поведением в данном контексте подразумеваются любые попытки урегулировать конфликт на условиях одной стороны. Если одна сторона выбирает эту стратегию, она добивается удовлетворения своих притязаний и старается убедить или принудить другую сторону пойти на уступки. В любом случае партнеры стремятся оказать влияние друг на друга, но в случае борьбы участники конфликта фактически не признают право другого на непринятие этого влияния и не стесняются в средствах своего воздействия друг на друга.
- Сотрудничество — направлено на удовлетворение участниками своих потребностей,
— Компромисс — условное равенство партнеров, состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части требований, которые ранее выдвигались, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить.
— Избегание — уход от контакта, пассивное несотрудничество, характеризующееся отсутствием стремления как пойти навстречу оппоненту, так и защищать собственные интересы. Любая форма ухода связана с противоречивой ситуацией, в которой оказалась личность, с ее неспособностью продуктивно разрешать противоречия или их длительно выдерживать.
— Приспособление (уступчивость) — жертвование собственными интересами во имя других, форма пассивного сотрудничества, отличающееся склонностью смягчить конфликтное взаимодействие, сохранить гармонию существующих отношений посредством согласия с другой стороной, доверию ей. Характеризуется отсутствием заботы о достижении цели у одной из сторон и одновременно сильным стремлением к своим целям у другой стороны. В отличие от всех иных стратегий уступка зависит только от самой избравшей ее стороны, второй стороне остается только согласиться с ней.
Нами была принята следующая гипотеза исследования: существует связь между типом детско-родительских отношений и стратегией поведения в конфликте. Общая цель эмпирического исследования заключается в определении наличия или отсутствия взаимосвязи между типом семейного воспитания и особенностями поведения подростка в конфликтных ситуациях Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. С помощью методики диагностики родительских отношений А.Я.Варга и В.В.Столина определить основные типы детско-родительских отношений. В целях сопоставимости результатов исследования распределить испытуемых по группам в зависимости от особенностей семейного воспитания.
2. С помощью методики выявления стратегии поведения в конфликте К.Н.Томаса обозначить особенности поведения подростков в конфликтных ситуациях.
3. Установить связь между типом детско-родительских отношений и сформировавшейся у подростка стратегией поведения в конфликте.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/osnovnyie-strategii-povedeniya-vzroslyih-s-detmi/
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Проблема конфликта: аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель. — М., 1992.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М., 1999. — С. 8, 238-243.
3. 3ейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии (Теория З.Фрейда: 6-12. Теория К.Юнга: 12-13. Теория А.Адлера: 14-18. Теория К.Хорни: 18-21. Теория Э.Фромма: 26-30. Гуманистическая теория личности: 37-57).
— М., 1982.
4. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект).
— М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.- 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»
5. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. -М., 1989. — С. 346-381, 425-439.
6. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. — М., 1975. — С. 196-283.
7. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. — Красноярск, 1996. — С. 33, 96.
8. Холл К., Линдсей Г., Теории личности. — М., 1997. — С. 105.
9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб., 1997. — С. 105-106, 194, 218.
10. http://psylist.net/pedagog/tipfemvosp.htm