Личность в группе

Курсовая работа

по дисциплине:

«Психология и педагогика»

на тему:

«Личность в группе»

Москва 2008

Российская психология имеет свои традиции исследования в малых группах. Таким образом, большая часть прикладных исследований, проведенных в 1960-1970-х годах в нашей стране, была сосредоточена на двух основных проблемах: коллектив против индивида и малая группа против индивида.

Чем объясняется постоянный интерес к малой группе? Во-первых, малая группа выступает важнейшим фактором изучения в психологии личности, во-вторых, исследования малой группы дают возможности в постановке строго контролируемого эксперимента, в-третьих, изучение малой группы позволяет понять процессы, протекающие в больших социальных общностях, в-четвертых, запросы практики связаны с коллективным характером человеческой деятельности. Психология малых групп в настоящее время является развитой областью научных знаний, которая включает в себя различные феноменологические, динамические и структурные аспекты. Социальные группы не существуют вне времени и пространства.

Эта тема хорошо разработана, и очень актуальна, так как очень важно знать структуру межличностных отношений в группе (социометрия) и восприятия членов этой группы друг друга (биполяризация), что бы решать проблемы сплоченности группы, для достижения высоких результатов. Цель данной работы — изучить и диагностировать межличностные и межгрупповые отношения, выявить структуру межличностных отношений и особенности восприятия и понимания людей между собой в группе.

давно замечено, и это наблюдение четко отражено в теориях личности, что группа оказывает значительное влияние на психологию и поведение человека. Некоторые изменения, вызванные психологическим влиянием группы, исчезают, как только человек покидает сферу влияния группы, другие продолжают существовать, оставляя очевидный след в личности и, при определенных условиях, трансформируясь в личностные черты.

Можно с некоторыми оговорками принять тот факт, что человек как личность есть продукт, результат многочисленных остаточных групповых влияний, что почти все (за исключением генетически и физиологически обусловленных особенностей) в его психологии и поведении складывается и закрепляется под влиянием участия в деятельности различных социальных больших и малых групп. Каждая из значимых (референтных) социальных групп вносит свой вклад в психологию и поведение личности, и этот вклад отнюдь не является однозначно положительным или отрицательным. он другой, и в основном об этом свидетельствует тот факт, что у людей есть много преимуществ и недостатков, большинство из которых были приобретены в группе.

5 стр., 2266 слов

Личность современного врача: социальные и духовные характеристики

... совокупность этических норм и принципов поведения медработника при выполнении профессиональных обязанностей, предполагающая оказание ... раз: «врач - самая гуманная профессия». В современных социальных условиях пересмотра базовых ценностей, происходят существенные изменения в ... сострадание; ответственность; чувство долга; принцип уважения к Личности; любовь к своей профессии; культура общения; ...

Рассмотрим в обобщенном виде основные факты, свидетельствующие о положительном и отрицательном влиянии группы на личность.

Положительное влияние группы на формирование и развитие личности состоит в следующем (далее эти положения раскрываются подробнее):

В группе человек встречает людей, которые для него являются главным источником духовной культуры.

Отношения между людьми, составляющими группу, несут позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются человеком, включенным в эту тему групповых отношений.

Группа — это место, где человек проявляет свои коммуникативные навыки и способности.

От участников группы индивид получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от негатива и недостатков.

Группа предоставляет человеку систему положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для его развития.

Только постоянное общение человека с людьми более развитыми, чем он, обладающими ценными знаниями, навыками и способностями, дает ему возможность приобщиться к соответствующим духовным ценностям. Почти каждому человеку есть чему поучиться у других, и почти в каждой группе он встречает этих людей.

Если бы человеческий ребенок родился и вырос не в обществе, среди других людей, а изолировался от них, он никогда бы психологически и поведенчески не трансформировался в человека. Об этом свидетельствуют многие описанные в научной и популярной литературе факты, когда в силу трагически сложившихся жизненных обстоятельств человеческие дети оказывались с малолетнего возраста лишенными возможности общаться с развитыми, культурными людьми, жили в физической или психологической изоляции от них, в сообществах животных. Практически во всех этих случаях были отмечены серьезные задержки как в психологическом, так и в поведенческом развитии детей.

Только через прямое общение и личные контакты в группах одни люди передают свой жизненный опыт другим. Этот опыт включает практически все человеческое в современном человеке, от базовых гигиенических навыков и использования речи до моральных ценностей и навыков для различных видов деятельности. Чем больше разнообразие групп, в которых индивид становится активным участником процесса своей жизни, тем больше у него возможностей для развития, приобретения различных ценных человеческих качеств. Особенно это касается высшей духовной культуры, которая передается от человека к человеку только через формирование и воспитание, через прямое групповое межличностное общение.

Группа влияет на психологию индивида через систему отношений, которые в ней развиваются, в частности, через отношения другого индивида с другими членами группы. Мы уже знаем, что в разных отношениях индивиды проявляют себя с разных сторон, положительных или отрицательных, поэтому, чтобы обеспечить преимущественно положительное влияние группы на человека, важно убедиться, что межличностные отношения в ней благоприятные.

3 стр., 1476 слов

Человек. Индивид. Личность

... понятий “человек”, “индивид”, “личность”. Понятие “личность” употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и ... С биологической точки зрения, человек – высшая ступень развития животных на земле. В ... происхождении человека. Его работа “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека” опиралась ... общности и групп, ни социальных институтов и организаций. Человек одновременно и ...

Нигде, кроме группы, человек не в состоянии усвоить речь и научиться пользоваться ею. Ребенок учится говорить только потому, что все в семье, в которой он родился, говорят на его родном языке. Причем не просто разговаривают, а постоянно, почти с первых дней рождения, обращаются к нему на языке, просят ответа и всячески подбадривают. Стимуляция языкового развития индивида группой продолжается. Было обнаружено, что существует прямая зависимость между уровнем владения языком и участием человека в деятельности различных групп.

Важным фактором индивидуального психологического развития человека является знание самого себя. В противном случае, как и от других людей, в процессе прямого общения с ними он не сможет получить эти знания. Группа и составляющие ее люди являются для индивида своеобразным зеркалом (вернее – разными зеркалами, каждое из которых по-своему отражает его), в котором выражается человеческое «Я».

Точность и глубина отражения человека в группе напрямую зависит от открытости, интенсивности и разносторонности общения человека с остальной группой.

Для развития в себе определенных достоинств человеку нужны соответствующие стимулы, положительные подкрепления. Их основным источником также являются люди, окружающие его в группах.

Следовательно, для развития личности как личности группа оказывается незаменимой. То же самое, и даже больше, верно для высокоразвитой команды. В жизни и деятельности каждого отдельно взятого человека он играет незаменимую положительную роль, о чем много писали и говорили такие известные педагоги, как А.С. Макаренко, ВА. Сухомлинский и др. Однако свою положительную роль в развитии личности коллектив реализует лишь тогда, когда не происходит его и ее (этой роли) идеологического искажения, когда психологическая и педагогическая теория коллектива не оказывается пред метом политических манипуляций. Мы еще вернемся к этому вопросу во втором томе учебника, когда будем рассматривать психологические проблемы воспитания личности.

Если о положительном воздействии группы на индивида (коллектива на личность) много и хорошо написано и педагогической, социологической и психологической литературе, то о фактах отрицательного воздействия известно немного. Во всяком случае, до недавнего времени из-за определенной идеологизации психологи и учителя предпочитали молчать об этих фактах. В связи с этим мы уделим немного больше внимания рассмотрению и анализу этих фактов, чем тому, что отведено для представления влияния группы на человека в положительном свете. Особенно много данных о возможном отрицательном влиянии группы на индивида накоплено в социальной психологии малых групп, начало которой было положено исследованиями отечественных и зарубежных ученых, проведенными еще в начале XX в.

Поначалу психологи, заинтересованные в решении данного вопроса, в качестве объекта исследования использовали большие социальные общности типа толпы и неорганизованной массы людей, и только затем внимание переместилось на изучение влияния малой группы на индивида.

12 стр., 5680 слов

Конфликты типа учитель-ученик и пути их урегулирования

... между учащимися. С точки зрения же учеников причинами конфликтов с учителями являются: оскорбление со стороны учителя, грубость, несдержанность; необъективности при оценке знаний; неинтересное введение урока; неподготовленное домашнее задание; В конфликтах «учитель-ученик» ... к конфликтам, неумение на практике управлять школьными конфликтами, находить оптимальные способы их преодоления, как ...

внимание Лебон,

Один из наиболее впечатляющих экспериментов, показывающих, насколько далеко может зайти обычный человек в своих действиях, бездумно и слепо подчиняясь давлению со стороны авторитетных лиц или групп, которые они представляют, был проведен в начале 60-х годов американским психологом С. Милгрэмом. Этот эксперимент заключался в следующем.

Добровольцев пригласили принять участие в «научно-психологическом эксперименте по изучению памяти» через рекламу в газетах за плату 4 доллара в час». Каждому из людей, посетивших лабораторию, говорили, что в ходе эксперимента он будет выполнять роль «учителя», задача которого заключается в том, чтобы читать «ученику» пары слов и затем, напоминая по одному слову из каждой пары, просить «ученика» вспомнить второе слово соответствующей пары. Если «ученик» ошибался, то «учитель» должен был наказывать его ударами электрического тока, последовательно повышая его напряжение от 15 В до 450 В шагами по 15 В (за каждую следующую ошибку напряжение в сети должно было увеличиваться на 15 В).

«Учителя» и «ученика» разделяла тонкая фанерная перегородка так что «учитель» не мог видеть «ученика», но хорошо слышал все, что происходило за перегородкой. Во время эксперимента «ученик» сидел на стуле, привязанном к нему ремнями, а на его руках были контакты электрических кабелей, идущих от пульта. Само кресло,кроме того, было крепко привинчено к полу. Когда в электрической цепи появлялся ток, загоралась лампочка и звонил электрический звонок. Перед началом эксперимента сам «учитель» садился в кресло «ученика» и для пробы получал удары электрическим током 15В и 30В. Убедившись, что по цепи течет ток и что удары током даже при малейшем напряжении достаточно чувствительны, он приступил к основному эксперименту.

Прямо перед «мастером» была панель с электрическими кнопками, градуированными от 15V до 450V. Номер был выделен красным цветом, а рядом с ним было написано слово «шок», что указывало на то, что такой стресс был фатальным для человека и вызвал его состояние шока. Фактически «студент» не получил электрического удара во время эксперимента. Используя скрытый маневр, экспериментатор переключал ток в другую, замаскированную сеть, в которой также были включены лампочка и электрический звонок. В качестве же «ученика» в эксперименте использовался специально подготовленный человек – актер, который умело имитировал поведение и переживания лица, подвергаемого ударам электрического тока разной силы (напряжения).

По мере того как «росло» напряжение в сети, «ученик» должен был вести себя все более беспокойно, а при напряжении более 300 В прекращать подавать какие бы то ни было признаки жизни: не отвечать на вопросы; не производить никаких звуков. До этого момента ему приходилось выражать свой протест движениями, кряхтением, криком, ударами ногой по перегородке и другими естественными способами.

Как и следовало ожидать, многие добровольцы с самого начала отказались участвовать в этом эксперименте, который включал душераздирающую процедуру наказания другого человека электрическим током. Однако экспериментатор убедил их всевозможными аргументами. Он должен был сделать то же самое во время эксперимента, чтобы побудить «мастеров» шокировать «учеников» как можно дольше». Экспериментатор мог использовать любые аргументы, кроме прямого принуждения, но он не имел права раскрывать «ученику» истинную цель исследования. Для убеждения «учителя» экспериментатор имел право пользоваться следующими, например, словами: «пожалуйста, продолжайте», «эксперимент получается и требует того, чтобы вы продолжали», «очень важно, чтобы вы продолжали, это абсолютно необходимо», «вы должны продолжать, у вас нет иного выхода», «я требую», «я приказываю, чтобы вы продолжали». Если последнее не помогло, то эксперимент заканчивался и можно было увидеть напряжение, которого достиг «ученик».

43 стр., 21100 слов

Теоретический анализ литературы по проблеме телесности человека ...

... эксперимента проследить возрастную динамику выраженности телесности как компонента социальной идентичности в подростковом и юношеском возрасте. Методы исследования: 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ТЕЛЕСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА КАК КОМПОНЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ 1.1. Социальная идентичность личности ...

Результаты эксперимента со многими американцами неутешительны. Обнаружилось, что почти 65% всех испытуемых – «учителей» довели напряжение тока до максимальной величины 450 В. Ни один из них не прекратил эксперимент до того, как напряжение на приборе достигло 300 В, т.е. той критической точки, за которой)«ученика» должен был последовать шок.

Полученные результаты С. Милгрэм объяснил это следующим образом: «Люди, живущие в обществе, привыкают верить, что тот, кто стоит над ними, которому они должны подчиняться, несет ответственность и знает ситуацию лучше, чем они сами. Факт чрезвычайного послушания испытуемых в данном эксперименте поясняется следующими причинами (обобщение ответов самих пытаемых, выступивших в роли «учителя»):

Попадание в ловушку.

2. Этикет ситуации.

В одном из последующих экспериментов подобного рода, проведенном в несколько измененных условиях, вместо одного «учителя» было три (на самом деле настоящим испытуемым из них был только один).

Двое других «соискателей» сделали следующее: один прочитал всего пару слов, другой только упомянул допущенные ошибки. Третий, настоящий испытуемый, должен был нажать электрическую кнопку, которая включала напряжение. Когда оно достигло 150 В, «учитель», прочитав «ученику» пару слов, вслух объявил, что отказывается продолжать работу, ушел с работы и сел на пустой стул неподалеку. Он сделал это, несмотря на то, что экспериментатор настаивал на продолжении работы. Более того, когда напряжение на устройстве достигло 210 В, второй фиктивный «учитель» действовал точно так же». После этого экспериментатор обращался к третьему оставшемуся (наивному испытуемому) и просил его одного продолжать эксперимент, более того – приказывал ему это делать. Оказалось, что в этих условиях только 10% людей, выступавших в эксперименте в реальной роли «учителей», подчинялись приказу экспериментатора».

В другой модификации того же эксперимента вместо двух дополнительных «учителей» эксперимент проводился двумя экспериментаторами. Сразу после того, как «ученик» получил первые электрические разряды, экспериментаторы начали спорить друг с другом. Один из них просил немедленно прекратить эксперимент, другой настаивал на его продолжении. В этих условиях ни один из реальных испытуемых не изъявил желания продолжить эксперимент, несмотря на то, что на этом настаивал второй из экспериментаторов.

Смягчающие обстоятельства.

Чем меньше обстоятельств смягчали его вину перед испытуемым, тем меньше он проявлял послушания. Однако в тех случаях, когда «хозяин» не должен был нажимать кнопки в одиночку, а только отдавал команду сделать это другому, количество послушаний снова резко увеличивалось, до 93%, и на этот раз «маэстро» не раздумывая использовать весь диапазон напряжений, вплоть до 450В включительно. Поразительно, замечает по этому поводу С. Милграм, насколько уменьшается эффект послушания, если человеку приходится совершать акт насилия рукой, и насколько увеличивается, если это делает за него кто-то другой.

14 стр., 6611 слов

Изучение влияния личности на группу и группы на личность

... влияние коллектива на личность. § 1. Личность в трудовом коллективе. Влияние личности на коллектив Процесс влияния личности на коллектив выражается в таких явлениях, как авторитет, руководство, лидерство. Под авторитетом личности понимают признание коллективом личности человека, ... явления, отражающие влияние личности на группу. Лидерство - не только проявление личностных свойств и качеств человека в ...

Надзор. Очевидным фактом, повлиявшим на поведение испытуемых в обсуждаемом эксперименте, было личное присутствие экспериментатора. В тех случаях, когда он покидал лабораторию и отдавал свои распоряжения по телефону, процент послушных приказу падал с 65 до 21%. Многие из испытуемых в этих условиях начали жульничать, используя для наказания «ученика» ток гораздо меньшего напряжения, чем предписано инструкциями.

Самый важный фактор среди тех, кто порождает добровольное и безрассудное повиновение, связан с так называемой идеологией, которую она прикрывает сверху». Это система мнений, основанная на обществе или социальной группе, которая юридически и морально оправдывает тех, кто заранее им следует. В эксперименте С. Милгрэма в роли такой идеологически высокой инстанции, заранее снимающей ответственность с испытуемых, выступал авторитет науки («наука требует жертв»).

Когда в одном из экспериментов ссылка на научные интересы в оправдание издевательства над человеком была снята, число послушных упало с 65 до 48%.

Обратим внимание на одно обстоятельство, связанное с этим экспериментом. Оно показывает, что нередко люди о себе и себе подобных думают лучше, чем они есть на самом деле В одном из подобных исследований, осуществленном Г. Бьербауэром по методике С. Милгрэма, испытуемых до начала эксперимента просили предсказать, как другие люди (не они сами) поведут себя в данном эксперименте. Затем тех, в отношении которых они делали предсказание, включили в эксперимент и проверили, как они вели себя на самом деле. Предсказанные и реальные результаты затем сравнили между собой.

Эти данные также вызывают удивление. Вместо ожидаемых по предсказанию примерно 30% людей, которые способны были довести напряжение до 315 В, таких на самом деле оказалось 100%. Вместо приблизительно 10% ожидаемого числа людей, способных нанести другому человеку удар электрическим током напряжением 450В, в действительности оказалось более 60%.

Все то, о чем говорилось в эксперименте С. Милгрэма, действует на человека в реальных группах, где на него часто оказывается давление отдельными лицами самими по себе и от имени этих групп. Следовательно, считать влияние группы на индивида только положительным фактором нельзя.

Другим возможным отрицательным следствием группового влияния может быть то воздействие, которое оказывается обычно на одаренных творческих личностей, существенно отличающихся по своей психологии от большинства членов данной группы. На это обстоятельство в свое время обратил внимание В.М. Бехтерев.

Проведя ряд индивидуальных и групповых экспериментов, в результате которых сравнивались показатели творческой работы группы и индивида, В.М. Бехтерев показал, что в творчестве группа может уступать особо одаренным личностям. Выяснилось, в частности, что коллективное творческое решение, если оно принимается по «большинству», методом простого голосования, нередко оказывается более низкого качества, чем частное творчество особо одаренных личностей, включенных в данную группу. Их оригинальные идеи отвергаются большинство потому, что непонятны ему, и такие личности, находясь под сильным психологическим давлением «квалифицированного» (на самом деле некомпетентного) большинства, сдерживаются, подавляются в своем творческом развитии. В печальной истории нашей страны за последние семь десятков лет мы встречались с немалым количеством примеров, подтверждающих вывод Бехтерева. Имеются в виду многие одаренные писатели, художники, ученые, инженеры, которые были исключены из своих творческих коллективов и, более того, волею судьбы оказались за рубежом, где и получили признание по достоинству.

5 стр., 2483 слов

Психология преступных групп и преступных организаций

... преступной квалификации и т.п.). Межличностное восприятие в преступных группах отражает особенности статусов участников групповой преступной ... В психологии группы можно выделить три группы явлений: 1) межличностные отношения; ... людей, члены которой объединены совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении друг с другом, что является причиной возникновения как межличностных ...

Последний факт, который здесь следует еще раз напомнить – мы его уже рассматривали, – касается конформного поведения. Конформизм – широко распространенный феномен, выражающий собой безусловно отрицательное влияние группы на личность, побуждающий ее вести себя нечестно. И чем более сплоченной является группа в своем психологическом давлении на индивида, тем более конформно он вынужден поступать.

В человеческих взаимоотношениях, в понимании того, как личность влияет на группу и группа на личность, важное значение имеет восприятие и понимание людьми друг друга. Оно всегда присутствует при контактах людей и является для них столь же естественным, как и удовлетворение повседневных органических потребностей. Трудно придумать более дьявольское наказание, писал У. Джемс, как если бы кто-нибудь попал в общество людей, где никто на него не обращал бы внимания. Если бы никто не оборачивался при нашем появлении, не отвечал на наши вопросы, если бы всякий при встрече с нами намеренно не узнавал нас и обходился с нами, как с неодушевленными предметами, то нами овладело бы известного рода бешенство, бессильное отчаяние, от которого были бы облегчением жесточайшие телесные муки, лишь бы при этих муках мы чувствовали, что при всей безвыходности нашего положения мы все-таки не пали столь низко, чтобы не заслуживать внимания. В этом психологически глубоком и жизненно правдивом высказывании одного из лучших знатоков практической психологии человека и межлюдских отношений очень точно схвачена не только потребность человека во внимании к себе людей, но и в определенном отношении. Оно же не в последнюю очередь зависит от того, насколько правильно нас воспринимают и оценивают люди.

Каковы же истоки понимания человека человеком?

Таких истоков по современным научным представлениям не мало, и все они способны поставлять нам не только истинны знания о людях, но и заблуждения. Рассмотрим их.

имплицитная теория личности.

Процесс формирования имплицитной теории личности у человека можно представить себе следующим образом. Встречаясь в жизни с разными людьми, человек откладывает в своей памяти впечатления о них, которые в основном касаются внешних данных, поступков и черт характера. Множество жизненных наблюдений, накладываясь друг на друга, образуют в сознании нечто вроде гальтоновской фотографии: в долговременной памяти от встреч с этими людьми остается только самое общее и устойчивое. Оно-то и образует ту тройственную структуру, которая лежит в основе имплицитной теории личности взаимосвязи характера, поведения и внешнего облика человека. Контактируя впоследствии с людьми, которые внешне ч то напоминают индивиду тех, о ком впечатления отложились его памяти, он бессознательно начинает приписывать этим людям те черты характера, которые входят в сложившуюся структуру имплицитной теории личности. Если она правильна, имплицитная теория личности способствует быстрому формированию точного образа другого человека, причем даже в отсутствие достаточной информации о нем. В этом состоит положительная социально-психологическая роль обсуждаемого нами явления. Однако если имплицитная теория личности неверна, а такое случается нередко, то это может привести к построению ошибочного априорного (предполагаемого) образа другого человека, породить неправильное отношение к нему и, как следствие, отрицательную ответную реакцию с его стороны. Поскольку все это происходит обычно на подсознательном уровне, между людьми могут возникнуть неконтролируемые и неуправляемые взаимные антипатии. Именно искаженная имплицитная теория личности является часто встречающейся причиной разного рода расовых, национальных, социальных, религиозных и других предрассудков.

8 стр., 3845 слов

Психология личности несовершеннолетних нарушителей

... тем, что становится предметом внимания других людей, на что указывает высокая доля мотива самоутверждения в коллективе правонарушителей (47%). Существенная разница между малолетними, ... поведения малолетних (хулиганство, воровство, токсикомания, насилие, унижение достоинства личности) лежит удовлетворение потребности личности в самоутверждении и самореализации. Такой способ решения противоречий ...

эффект первичности.

Если, например, первое впечатление о другом человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось положительным, то на его основе в дальнейшем формируется положительный образ данного человека, который становится своеобразным фильтром (ореолом), пропускающим в сознание воспринимающего только ту информацию о воспринимаемом, которая согласуется с первым впечатлением (срабатывают законы когнитивного диссонанса).

Если, напротив, первое впечатление почему-то оказалось отрицательным, то в сознание воспринимающего попадает лишь та информация о воспринимаемом, которая по преимуществу отрицательна. Такое происходит, по крайней мере, На первых порах межличностного общения данных людей. Поскольку обстоятельства встречи этих людей могут оказаться самыми разными, случайно зависящими от обстановки, настроения, состояния этих людей и многого другого, их первое впечатление друг о друге может оказаться (и чаще всего оказывается) неправильным.

Но нередко эффект ореола проявляется тогда, когда первое впечатление или первая личностная информация о человеке оказалась правильной. Тогда он начинает играть в межличностных отношениях положительную роль, способствует быстрой и эффективной преднастройке людей в общении друг с другом.

эффект новизны.

Оба рассмотренных нами феномена – эффект первичности (ореола) и аффект новизны – своим возникновением обязаны, в частности, уже известному нам закону долговременной памяти, согласно которому лучше всего запоминается то, что было в начале и в конце.

Много внимания в исследованиях восприятия людьми друг друга было уделено выяснению того, каков сам по себе процесс межличностного познания, на что в первую очередь обращает внимание воспринимающий, давая оценку воспринимаемому, в какой последовательности он «считывает» информацию о нем. Оказалось, что при восприятии нового для себя человека индивид главное внимание обращает на такие особенности его внешности, которые являются наиболее информативными с точки зрения психологических особенностей воспринимаемого. Это выражение лица, движения рук. В лице человека внимание воспринимающего в первую очередь привлекают глаза и губы, а в руках – пальцы. Они, по-видимому, и несут в себе наибольшую информацию о психологии и состоянии человека в данный момент времени. Вначале обычно оценивается общее отношение воспринимаемого человека к воспринимающему, затем строится и проверяется гипотеза о личности человека и, если о подтверждается, из долговременной памяти извлекается необходимая информация о том, как целесообразно вести себя отношению к данному человеку. Психологи, кроме того, пытались выяснить, какие из состояний воспринимаемого человека оцениваются воспринимающим лучше и в какой последовательности. Вот результаты одного из подобных экспериментов. В нем для определения характера воспринимаемых эмоциональных состояний использовались отрывки из литературных произведений. Они выражали три группы состояний говорящего: эмоционально положительное, безразличное и эмоционально отрицательное. Оказалось, что довольно часто, от 30 до 50% случаев, люди совершают ошибки в точном определении эмоционального состояния говорящего. Правильнее других оцениваются положительные эмоции, а хуже всех – отрицательные (более 50% ошибок).

5 стр., 2403 слов

Роль эмоций в жизни человека

... (т. е. вторичный продукт их функционирования). Роль эмоций для животных и человека может быть положительной и отрицательной. Функция эмоций, исходя из их целесообразности, предопределена природой быть ... в семье уровень эмоций очень важен, так как ум женщины питается эмоциями. И духовная жизнь тоже состоит из эмоциональных состояний. Семья - это система со взаимодействующими друг с другом личностями, ...

Из числа положительных эмоциональных состояний правильнее других воспринимается и оценивается радость, несколько хуже – восхищение. В группе индифферентных эмоциональных состояний точнее других идентифицировалось состояние удивления, несколько хуже – безразличия. Из числа отрицательных эмоций одинаково плохо воспринимались обида, тоска и гнев.

Были обнаружены существенные межиндивидуальные различия в правильности определения отдельных видов эмоциональных состояний человека. Оказалось, что эти различия связаны с культурой, национальностью, профессией, некоторыми другими факторами. Они также касаются возраста и пола человека, его психологического состояния в момент восприятия.

Кроме индивидуальных различий, определяемых названными причинами, существуют типичные формы восприятия и понимания человека человеком. Среди них выделяются следующие:

Аналитический.

2. Эмоциональный., Перцептивно-ассоциативный., Социально-ассоциативный.

Для того чтобы правильно воспринять и оценить человека, необходимо внимательно наблюдать за его поведением в тех ситуациях, где он более всего и разностороннее всего раскрывает себя как личность. Эти ситуации должны отвечать следующим основным требованиям:

А. Быть такими, в которых поведение человека направлено на достижение целей, соответствующих его наиболее важным жизненным мотивам и потребностям.

Б. Эти ситуации должны быть связаны с преодолением серьезных препятствий на пути достижения желаемой цели. Среди этих препятствий должны помимо прочего находиться люди, чьи интересы не полностью совпадают с интересами данного человека.

В. Соответствующие ситуации должны включать в себя три основные сферы человеческой деятельности: учение, общение и труд, поскольку в каждой из них проявляются существенные и разные стороны личности.

Наблюдения за человеком с целью его оценки как личности должны проводиться по определенному плану. Для того чтобы получить необходимые для обобщения сведения о личности человека, желательно в общении с ним и в процессе наблюдения за ним обратить особое внимание на то, что он говорит, как говорит, каким образом реагирует на действия и поступки других людей.

Если это возможно, то нужно воспользоваться суждениями и мнениями других людей о воспринимаемом человеке, так как любое отдельно взятое мнение всегда в той или иной степени субъективно, односторонне. Мы не в состоянии постоянно находиться рядом с другим человеком, непрерывно наблюдать за его поведением. Чаще всего мы встречаемся с человеком эпизодически, наблюдаем его в ограниченном круге социальных ситуаций, например в школе, в семье, в кругу друзей, на отдыхе и т.д. Следовательно, мы в состоянии правильно воспринять и оценить в человеке только те черты, которые в этих условиях раскрываются достаточно полно. Остальное мы можем не знать просто по той причине, что не имели благоприятной возможности вести наблюдение за данным человеком в иных социальных ситуациях. Такую возможность могли получить окружающие люди, поэтому их мнение в данном случае может служить хорошим дополнением к нашему собственному восприятию.

Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них такие:

1. Неумение различать ситуации общения по таким признакам, как:

а) цели и задачи общения людей в данной ситуации,

б) их намерения и мотивы,

в) формы поведения, подходящие для достижения поставленных целей,

г) состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними.

Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания им другого человека. Такие установки обычно проявляются в суждениях типа «Что тут смотреть и оценивать? Я и так знаю…».

Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт. Например: «Все мальчишки грубы», «Все девчонки неискренни».

Стремление делать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, к примеру, имеют «готовое» суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.

Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей в оценках личности, стремление полагаться только на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.

Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих по естественным причинам со временем. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждение и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет широко исследованное в социальной психологии явление каузальной атрибуции. Процессы каузальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:

Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему или появляясь одновременно, обычно рассматриваются как его возможные причины.

Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-либо уникальное событие, мы склонны именно его считать основной причиной совершенного поступка.

Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятных возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение волен выбирать устраивающий лично его вариант. На практике такой выбор нередко определяется отношением оценивают человека к тому, чей поступок подлежит объяснению.

психологический климат.

С помощью этого понятия обозначаются моральная и эмоциональная стороны системы человеческих отношений, сложившихся в группе. Психологический климат включает в себя совокупность нравственных норм и ценностей, которыми руководствуются члены группы в своих отношениях к объединяющему их делу и друг к другу. Психологический климат существенно характеризует преобладающий в группе эмоциональный настрой.

Кроме общих явлений, связанных с психологическим климатом, группу интегрально описывает то влияние, которое она, как целое, оказывает на индивида. С его стороны это влияние прежде всего выступает в форме эмоционального и морального настроя (самочувствия, настроения и т.п.).

Анализируя динамику взаимоотношений в различных микрогруппах – диадах и триадах – в выше сказанном, мы отмечали, что малые группы разного уровня развития по-разному влияют на отношения людей, как бы разворачивая их по отношению к делу и друг к другу то положительной, то отрицательной стороной или оставляя безразличными. Это значит, что сложившийся в группе психологический климат может актуализировать то лучшие, то худшие качества личности человека.

Рассмотрим, какое влияние группа может оказать на эмоциональное самочувствие ее членов, в частности, на снятие межличностной предубежденности и тревожности.

Практически всегда мы воспринимаем и оцениваем людей под влиянием определенной установки. Эта установка может быть постоянной и изменчивой, зависящей от обстоятельств и особенностей воспринимаемых людей. Будучи стабильной и мало связанной с личностями оцениваемых людей, такая установка может принимать форму предубеждения и порождать необъективное отношение к человеку. Тот, в свою очередь, справедливо считая, что к нему относятся предвзято, отвечает тем же. Так складываются трудные, конфликтные отношения, из которых сложно бывает найти выход, поскольку вовлеченные в него стороны не усматривают в самих себе первоисточник конфликтной ситуации.

Причиной конфликта людей, чаще всего встречающейся на практике, является непорядочное, несправедливое, недоброе, нечестное отношение одного человека к другому. Способ снятия предубежденности заключается, в свою очередь, в том, чтобы, преодолев межличностное недоверие, вызвать доверие людей друг к другу.

Имеется несколько путей снятия предубежденности в групповых отношениях. Создание ситуаций, в которых люди будут воспринимать друг друга как равные по своему статусу. Это можно сделать, например, с помощью ролевых игр типа социально-психологического тренинга. Развитие у каждого члена группы способности правильно воспринимать и оценивать людей, умения и навыки межличностного общения. Стимулирование и поощрение прямых межличностных контактов людей, которые в отношении друг друга испытывают недоверие. Обогащение индивидуального опыта предубежденного человека путем его наблюдения за отношениями других людей к тому, к кому он испытывает чувство предубеждения (имеются в виду люди, мнением которых он дорожит).

Много внимания в связи с эмоционально-мотивационными вопросами регуляции человеческого поведения в малых группах в последние несколько десятилетий привлекла тревожность, которая возникает у индивидов в группе (ситуационная тревожность).

Явление тревожности возникает и в группе при эмоционально-неблагоприятных, подозрительных отношениях, связанных с недоверием друг к другу и отчужденностью. Основной способ снятия подобной тревожности – тот же, который используется для предупреждения и снятия конфликтов: повышение открытости и взаимного доверия членов группы.

конфликтом безысходности

конфликт неопределенности,

Третий тип межличностных конфликтов характеризуется тем, что один и тот же человек вызывает к себе одновременно и положительное, и отрицательное отношение. Всякое движение, направленное на сближение с ним, довольно скоро останавливается, так как сближение вызывает усиливающееся стремление разорвать с данным человеком взаимоотношения. Здесь один индивид, испытывающий амбивалентное (противоречивое, двойственное) чувство к другому, одновременно и стремится к нему, и боится его. В результате он останавливается где-то на полпути к партнеру, сохраняя вместе с тем определенную психологическую дистанцию, уравновешивающую противоположно направленные силы стремления и избегания.

фрустрация.

У разных людей реакция на фрустрацию может быть различной. Эта реакция может выступать в форме апатии, агрессивности, регрессии (временного снижения уровня разумности интеллектуальной организованности поведения).

Агрессивные действия как реакция на фрустрацию нередко возникают тогда когда внутренняя напряженность человека, порожденная сильным неудовлетворенным желанием, ищет внешней разряд находит точку ее приложения в другом человеке, который Фистрируемым воспринимается как причина его неудачи. Вот один из примеров действия фрустрации на поведение детей в группе, взятый из исследования, проведенного в начале 40-х годов известным социальным психологом К. Левином совместно с Р. Баркер и Т. Дембо.

Эксперимент, о котором идет речь, проводился с детьми дошкольного возраста в течение нескольких дней. В первый День детям была предоставлена возможность играть в комнате с разными игрушками, причем все они были некомплектными. Например, стол был без стульев, телефонная трубка – без телефонного аппарата, кораблик – без воды и т.д. Несмотря на неполноту игрушек, все дети играли увлеченно легко заменяя недостающие предметы другими или воображаемыми.

На второй день проведения эксперимента ситуация изменилась. Когда дети вошли в помещение, где они вчера с увлечением играли, их взору открылась соседняя комната, которая раньше, в первый день проведения эксперимента, была закрыта. В этой комнате теперь находились те же игрушки, с которыми дети играли вчера, но полнокомплектные, а также другие, еще более привлекательные. Однако достать их было нельзя, так как новая комната от прежней была отделена непреодолимой преградой – проволочной сеткой.

Поведение детей в этих условиях резко изменилось. Если раньше они с увлечением играли, общались друг с другом, то теперь их группа распалась и они как бы замкнулись в себе, перестали общаться и дружить. Одновременно они потеряли желание и способность играть. Их перестали привлекать некомплектные игрушки. Многие из участвовавших в эксперименте детей стали вести себя по отношению к этим игрушкам агрессивно: бросать, ломать их. В присутствии взрослых дети капризничали. Один ребенок, не обращая внимания на других и на взрослых, лег на пол и, ничего не делая, демонстративно смотрел в потолок; другой, подойдя к сетке, стал дергать ее ручонками; третий бессмысленно, без интереса перебирал, перебрасывая с места на место, старые игрушки.

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1997.

2. Алавидзе Т.А. Социальная психология в современном мире. М., 2002.

3. Аронсон Э. Социальная психология. М. 2002.

4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2002.

5. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1995.

6. Курячий С.И. Влияние установок личности на восприятие другого человека. «Вопросы психологии», 1983. №6. С. 105 – 108.

7. Куницына В.П., Кулагина Н.В., Поголыпа В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. Спб.: Питер, 2002.