Увеличение подростковой преступности, жестокость совершаемых ими преступлений являются в последнее время одной из актуальных проблем нашего общества. Подростковая преступность захлестывает Россию, а уголовно-исполнительная система (далее – УИС) не обладает достаточным спектром средств воздействия на осужденных этой категории. Качественные преобразования необходимы уже сегодня, чтобы завтра лица, осужденные в несовершеннолетнем возрасте, не пополнили армию профессиональных преступников с «криминальными университетами» за плечами1.
Несмотря на все проводимые меры и специальные программы, нацеленные именно на несовершеннолетних, преступность в этой среде все равно имеет место быть. Одной из мер, что применяется в качестве наказания подростка за совершенное им преступление, является лишение свободы. Как известно, все несовершеннолетние осужденные, приговоренные к лишению свободы, направляются в воспитательные колонии и могут находиться там до достижения ими 19 лет.
В системе исправительных учреждений воспитательные колонии занимают особое место, поскольку главным фактором, определяющим условия отбывания наказания в них, является несовершеннолетие преступников, которое, с одной стороны, требует более льготных по сравнению со взрослыми учреждениями уголовно-исполнительной системы условий содержания, а с другой – открывает широкие воспитательно-педагогические возможности для исправления несовершеннолетних осужденных2. Воспитательные колонии являются учреждениями, в которых концентрируются наиболее социально опасные подростки.
Все несовершеннолетние осужденные вне зависимости от уголовно-правовой дифференциации содержатся в учреждениях одного вида – воспитательных колониях, следовательно условия содержания для них равнозначные. Также есть дополнительный вид условий – льготный, весьма демократичный по своему содержанию. Для несовершеннолетних предусмотрены и дополнительные меры позитивного воздействия в виде возможности проживания за пределами колонии без охраны (ч. 4 ст. 133 УИК РФ).
Соответственно, возникает необходимость располагать точными данными в этой сфере, знать варианты развития уголовно-исполнительной системы, учесть все негативные факторы на этапе реформирования.
Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года воспитательные колонии (далее — ВК) предполагается преобразовать в воспитательные центры (далее — ВЦ) для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте.
Особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными
... первая попытка по созданию тех принципов воспитательной работы с осужденными, в частности с несовершеннолетними, которые и используются, и по сей ... несовершеннолетним правонарушителям, допустимости привлечения их к уголовной ответственности только тогда, когда их исправление было невозможно без применения мер карательно-воспитательного воздействия. В колониях были созданы проф. тех. училища с ...
Целью курсовой работы является изучение основ деятельности и воспитательно-исправительного потенциала воспитательных колоний в России.
Глава 1. Воспитательные колонии в России
1.1. Порядок отбывания наказания в воспитательных колониях
Воспитательные колонии являются исправительными учреждениями, предназначенными для отбывания лишения свободы несовершеннолетними осужденными. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, устанавливают (п. 19.1)3, что помещение несовершеннолетнего в какое-либо исправительное учреждение всегда должно быть крайней мерой. Сейчас в России функционирует 46 воспитательных колоний, расположенных в 43 субъектах. Из них 43 – для мальчиков и 3 (в Белгородской, Рязанской и Томской областях) – для девочек. На начало года в колониях отбывали наказание 2 293 осужденных, только 113 из них – несовершеннолетние женского пола.
Главным фактором, определяющим условия отбывания наказания в этих колониях, является несовершеннолетие правонарушителей. С одной стороны, оно требует более льготных по сравнению со взрослыми преступниками условий содержания, а с другой – открывает широкие воспитательно-педагогические возможности для возвращения несовершеннолетних осужденных к правопослушному поведению в обществе и трудовому образу жизни. Согласно ст. 88 УК РФ и ст. 74 УИК РФ лишение свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет, кроме лиц, совершивших особо тяжкие преступления. Последней категории несовершеннолетних, а также всем остальным несовершеннолетним наказание в виде лишения свободы назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается ими в воспитательных колониях.
Порядок исполнения наказания в воспитательных колониях организуется таким образом, чтобы можно было наиболее эффективно осуществлять воспитательное и педагогическое воздействие на несовершеннолетних, их образование и профессиональную подготовку. На обеспечение этих задач нацелен режим отбывания наказания в воспитательных колониях. Режим в местах лишения свободы проявляется как разновидность правопорядка. Роль режима заключается не только в обеспечении реализации правоограничений, установленных законодательством, но и в определении правил поведения всех субъектов и участников уголовно-исполнительного процесса, нормализации любой их деятельности.
Рассматривая режим как правопорядок исполнения лишения свободы в отношении несовершеннолетних, можно выделить несколько групп его требований (в зависимости от субъектов, а также осуществляемых мероприятий)4. Это требования, обращенные, с одной стороны, к персоналу воспитательных колоний, а с другой – к несовершеннолетним осужденным. Кроме того, различаются режимные требования при осуществлении в воспитательных колониях различных мероприятий исправительного и воспитательного воздействия.
Осужденные несовершеннолетние, содержащиеся в воспитательных колониях, отбывают наказание в обычных, облегченных, льготных и строгих условиях. Четырехступенчатая система режимных требований, стимулируя процесс исправления осужденных, способствует повышению эффективности воспитательного воздействия на них5.
Динамика личности осужденного и воспитательный процесс
... и этических программах. Осужденные оказывают скрытое, а порой и открытое сопротивление воспитательному процессу. Условия изоляции в ИТУ не позволяют использовать все меры воспитательного воздействия на личность. Среди осужденных ... работа на производстве, учеба в школе и т. д.), или одинаковыми отношениями к наказанию, требованиям режима, воспитательным воздействиям, или же чувством симпатии, личной ...
Вновь поступившие в воспитательную колонию осужденные помещаются в обычные условия отбывания наказания, кроме ранее отбывавших лишение свободы и осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания (ч. 2 ст. 132 УИК РФ).
Также в обычные условия в процессе отбывания наказания могут переводиться несовершеннолетние осужденные из облегченных, льготных (в случае нарушений ими режима) или строгих условий отбывания наказания (если они зарекомендовали себя положительно).
В обычных условиях осужденные мужского пола, впервые отбывающие лишение свободы, а также все осужденные женского пола содержатся не менее трех месяцев, а осужденные мужского пола, ранее отбывавшие лишение свободы, не менее шести месяцев. По истечении указанных сроков при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания, а также при добросовестном отношении к труду и учебе осужденные переводятся из обычных условий в облегченные. Вместе с тем из обычных условий может последовать и перевод в строгие условия отбывания наказания. Он наступает в том случае, когда осужденный признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы, отбывают наказание в строгих условиях. В строгих условиях также отбывают наказание осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания. По истечении шести месяцев при отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и при добросовестном отношении к труду и учебе они переводятся в обычные условия отбывания наказания (п. 3 ст. 132 УИК РФ).
При отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду и учебе осужденные переводятся в соответствии с ч. 4 ст. 132 УИК РФ из обычных условий отбывания наказания в облегченные. Это касается следующих категорий осужденных:
- а) мужчин, впервые отбывающих лишение свободы, а также все категории осужденных женщин – по отбытии трех месяцев срока наказания в обычных условиях;
- б) мужчин, ранее отбывавших лишение свободы, – по отбытии шести месяцев в обычных условиях6.
Для подготовки к условно-досрочному освобождению осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, переводятся в льготные условия отбывания наказания. Эти условия предусмотрены только в воспитательных колониях, с тем чтобы создать обстановку, способствующую социальной адаптации, предупреждению рецидива после освобождения осужденного из исправительного учреждения. Осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в обычные условия отбывания наказания. Повторный перевод в льготные условия производится не ранее чем через шесть месяцев после возвращения в облегченные условия отбывания наказания (п. 8 ст. 132 УИК РФ).
Перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие производится начальником воспитательной колонии по представлению учебно-воспитательного совета данной колонии, кроме перевода из обычных условий отбывания наказания в облегченные, который производится по представлению совета воспитателей отряда7.
Особенности исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы ...
... -логического, структурно-системного и аналитического 1. Правовое регулирование отбывания наказания в исправительных учреждениях осужденными женщинами 1.1 Особенности правового регулирования отбывания наказания осужденными женщинами Прежде всего, необходимо рассмотреть международно-правовой уровень регулирования отбывания наказания осужденными женщинами. Существующие международно ...
Регулируя условия отбывания лишения свободы в воспитательных колониях (ст. 133 УИК РФ), закон опирается на два принципиальных положения:
1. Процесс исправления осужденных
2. В соответствии с
Характерной особенностью воспитательных колоний является то, что в них создаются льготные условия содержания осужденных. Это обусловлено тем, что несовершеннолетние, как правило, легче поддаются исправительному воздействию, что и позволяет переводить их в такие условия отбывания наказания, которые могут быть максимально приближены к жизни на свободе.
Осужденным, отбывающим наказание в льготных условиях, по постановлению начальника воспитательной колонии может быть разрешено проживание за пределами воспитательной колонии в общежитии без охраны, но под надзором администрации воспитательной колонии. Такая норма закона (ст. 133 УИК РФ) способствует обеспечению процесса адаптации несовершеннолетних к условиям жизни на свободе, а также имеет своей целью предупредить совершение ими новых преступлений после освобождения.
В последние годы произошло значительное изменение уголовно-правовых и социальных характеристик несовершеннолетних осужденных. Свыше 50 % несовершеннолетних ранее имели судимость: 4,5 % – осуждались к лишению свободы; 42,4 % – осуждались условно; 12,0 % – осуждались к обязательным работам, исправительным работам и другим наказаниям. В структуре лиц, отбывающих наказание в воспитательных колониях, наибольший удельный вес (25 %) по-прежнему составляют лица, осужденные за кражу, 19,8 % отбывают наказание за грабеж, 15,2 % – за разбой, 11 % – за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, 6,6 % – за изнасилование, 6,5 % – за убийство. Из общего числа осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, четверть до осуждения нигде не работала и не училась8.
1.2. Вопросы профилактики антиобщественного образа жизни и преступлений в воспитательных колониях
Эффективность воспитательно-профилактической работы возрастает, если на основе детального изучения личности осужденных последние классифицируются по группам не только в соответствии с их индивидуальными особенностями, но со степенью деформации их образа жизни. Особенно это актуально для лиц, оставленных в воспитательных колониях по достижению совершеннолетия.
В условиях изоляции все осужденные ведут один из двух образов жизни: соответствующий режиму отбывания наказания; не соответствующий этому режиму (антиобщественный).
Ниже речь пойдет о второй категории образа жизни.
Характерными чертами антиобщественного образа жизни осужденных в условиях лишения свободы являются: нарушение режима отбывания, участие в азартных играх «под интерес», избиение неугодных, неповиновение указаниям администрации, уклонение от общественно полезного труда, проявление эгоизма и потребительской психологии, стремление к наживе и паразитическому существованию, удовлетворение своих желаний и потребностей противоправным способом и др.
Воспитательные колонии
... при этих условиях воспитательные колонии могут решить поставленную перед ними социальную задачу - исправить несовершеннолетнего осужденного и максимально эффективно подготовить его к жизни в обществе. Главным ... наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях". В воспитательных колониях отбывают наказание в виде лишения свободы несовершеннолетние осужденные в возрасте от 14 до 18 лет. ...
Умелое и своевременное определение степени деформации образа жизни позволяет правильно построить программу исправления несовершеннолетних (либо продолжить ее по достижению совершеннолетия), дает возможность выбрать меры профилактики, направленные в первую очередь на развитие полезной инициативы с опорой на осужденных, твердо вставших на путь исправления.
Для уяснения особенностей профилактической работы в воспитательных колониях нужно знать, что следует профилактировать не только преступные проявления, но и различные формы антиобщественного образа жизни, а также выявлять причины и условия, способствующие негативным проявлениям среди осужденных, определять лиц, склонных к нарушению режима (особое внимание – лицам, оставленным в воспитательных колониях по достижению совершеннолетия, и вовлекающим в совершение нарушений несовершеннолетних осужденных).
Только на этой основе можно разработать комплексную систему мер воспитательно-
Надо заметить, что комплекс воспитательно-