Актуальность темы исследования . Рассматривая дошкольный возраст как базовую ступень формирования личностных качеств, концепция непрерывного образования определяет сущность нового подхода к дошкольному воспитанию, основанному на принципах вариативного содержания, педагогики развития, познания дошкольником мира через интересующие его виды деятельности. Разработан механизм, регулирующий качество дошкольного воспитания, государственный стандарт — критерии оценки деятельности дошкольных учреждений; концептуальные основы дошкольного образования. При этом в концепции обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дальнейшего становления личности: любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность. Огромную роль в становлении личности играет трудовое воспитание детей дошкольного возраста. Ряд показателей трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоционально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте (Р.С. Буре, Г.Н. Година, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева и др.).
Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности. [1]
Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. [2]
Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым. [3] В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова, Л.В. Загик, С.М. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и другие).
Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте
... ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 1.1 Значение изобразительной деятельности в развитии ребенка-дошкольника По мнению А.В. Запорожца, «по мере овладения изобразительной деятельностью у ребенка создается внутренний, идеальный план деятельности, который отсутствует в раннем детстве. Рисунок ...
По мнению Е.И. Радиной, в совместном труде взрослый может выступить как образец для подражания не только своими умениями, но и отношением к работе. [4]
Таким образом, ученые внесли значительный вклад в разработку проблемы выявления признаков и компонентов трудолюбия детей дошкольного возраста. Однако, проблема воспитания трудолюбия дошкольников как основного качества личности еще недостаточно разработана.
Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей — ответственность; сотрудничество ребят, взрослых и детей — коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом.
Цель исследования: изучить особенности трудового воспитания детей в детском саду и семье.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста Бурундуковского детского сада «Гульбакча» Кайбицкого муниципального района РТ.
Предмет исследования: особенности развития трудового воспитания в детском саду и семье.
Исходя из цели исследования, сформулированы следующие задачи :
- Рассмотреть психологические особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста;
- Подобрать диагностические методы для изучения трудового воспитания детей дошкольного возраста;
- Составить рекомендации для развития трудового воспитания детей дошкольного возраста;
Методы и методики исследования: использовались следующие методы исследования – наблюдение, анкетирование, тестирование.
Структура исследования : курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Глава 1. Проблема организации трудового воспитания в современном ДОУ и семье.
1.1 Значение трудового воспитания в развитии личности ребенка дошкольника.
Существуют объективные проблемы, затрудняющие воспитание трудолюбия у дошкольников: экономический кризис, усиливающий распад семьи, отток детей из дошкольных учреждений; снижение внимания к формированию трудолюбия (в сравнении с физическим, умственным, эстетическим развитием личности) со стороны родителей и воспитателей.
Игры и игрушки для детей раннего и дошкольного возраста. Анализ ...
... товара для самых маленьких. На упаковках игрушек для детей первого года жизни красуется надпись «Для раннего развития». Развивающие игрушки для детей до ... ребенка. Благодаря воспитанию, в частности средствами игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Для ребенка ... мм для детей в возрасте до 10 лет и не менее 1,75 мм - для детей в возрасте старше 10 ...
Как и в любом другом деле, в процессе воспитания есть еще неиспользованные резервы. Над их вскрытием работают педагогические коллективы, социологи. Особая роль в этом отношении принадлежит психологической науке. В психологических знаниях в обобщенном виде отражены уже познанные психологические закономерности обучения и воспитания, формирования личности ребенка на различных возрастных этапах в условиях различных видов деятельности (игра, учение, труд), существенные связи в сфере педагогических и психологических явлений.
Организация детского труда должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и закономерности их развития. В процессе труда осуществляется, эстетическое и физическое развитие. Такую организацию труда призван обеспечить педагог. От него требуется быть примером, изучать сильные и слабые стороны своих воспитанников, организовывать деятельность и многое другое. Психологический аспект деятельности педагога при воспитании средствами труда состоит в воздействии личным примером, в управлении воздействия среды на личность, а также управление его трудовой деятельностью. [5]
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание.
Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд.
Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного возраста этот труд не требует усилий, для детей становится привычным. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего, следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени.
Перед работниками ДОУ стоит непростая, нелегкая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. Каждое ДОУ должно сегодня постоянно доказывать свою привлекательность и необходимость, занять индивидуальную нишу в общем образовательном пространстве. А это достигается в первую очередь высоким качеством воспитательно-образовательного процесса в конкретном детском саду.
Однако, известно, что решение воспитательно-образовательных задач, формирование достаточного уровня знаний и умений детей, достижение государственного стандарта в условиях разновозрастной группы малокомплектного детского сада вызывает у воспитателя значительные трудности. К тому же основная методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом детских групп.
Эмоциональное благополучие ребенка в детском дошкольном учреждении
... деятельности ребенка, его ориентацию в окружающем мире (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Н.В. Витт, А.Д. Кошелева). 1. Условия эмоционального благополучия ребенка в детском саду Соотношение понятий "эмоциональное состояние", эмоциональное самочувствие", "эмоциональный комфорт (дискомфорт)", "эмоциональное благополучие". Составляющие эмоционального благополучия ребенка. ...
Формирование у детей дошкольного возраста навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания. Умывание, одевание и т.д. могут только условно рассматриваться в содержании трудового воспитания, однако большое воспитательное значение и жизненная необходимость навыков, приобретаемых детьми в процессе самообслуживания, выдвигают его как один из важных видов труда. Самообслуживание связано с простыми операциями, что облегчает выполнение действий по умыванию, одеванию.
При правильно организованном педагогическом процессе повседневность труда по самообслуживанию создает в сравнении со всеми другими видами труда наиболее благоприятные условия для того, чтобы ребенок активно усваивал нужные навыки, приобретал практический опыт самостоятельности в поведении. Это служит одной из причин использования данного вида труда в большей мере в младших группах детского сада.
Если дети выполняют элементарные трудовые обязанности по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами детского общества и семейного коллектива и осознают себя как часть этого коллектива. Именно через самообслуживание ребенок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним. Через него ребенок узнает цену заботам о себе и. приобретает умение действенно заботиться о своих близких и родственниках. Поэтому труд по самообслуживанию дополняет в известной мере внутреннюю культуру ребенка: ребенок стремится быть полезным, не обременять окружающих, помогает им обходиться своими силами в большом и малом.
Самообслуживание — это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться лишь путем кропотливой систематической работы детского сада и семьи.
В самообслуживании перед ребенком всегда ставится конкретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необходимо для него. Результат, которого он достигает в самообслуживании, нагляден и открывает ему известные перспективы дальнейшей деятельности: оделся — можно идти на прогулку, убрал игрушки — можно садиться заниматься. Обслуживая себя, ребенок проявляет определенные физические и умственные усилии; они тем заметнее выступают в деятельности ребенка, чем он младше и чем менее он владеет навыками самостоятельного одевания, умывания, еды.
Для ребенка 3 лет каждый из этих процессов привлекателен, так как дает возможность проявить самостоятельность, удовлетворяет его потребность в деятельности и выступает как задача, которую надо решить самому: надеть ботинки, зашнуровать их правильно, застегнуть пуговицы на пальто, пристегнуть резинку. Выполняя эти действия, ребенок напрягает усилие воли, все его внимание поглощено этим процессом.
Для трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста характерен интерес к самому процессу действий. Например, ребенок, полив растения, начинает поливать их снова; разложив для каждого ложки на столе, начинает раскладывать по второй. При недостаточном руководстве трудовой деятельностью детей она долго продолжает оставаться на уровне действий, которые интересны малышу сами по себе. Под влиянием воспитателя у детей постепенно развивается способность ставить цель, заранее планировать и организовывать свою деятельность (приготовить все, что понадобится, определить последовательность действий), доводить дело до получения результата.
Сохранение и укрепление здоровья детей в педагогическом процессе.о материал
... самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья. (№ 1 ,с 10). Культура здоровья – ... деятельность, но и качественное преобразование всего педагогического процесса и составляющих его частей. Постепенно детей приобщают к ... видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования: 1) определенную продолжительность занятий, труда и рациональное сочетание ...
В процессе труда дети практически познают свойства окружающих вещей, наблюдают за ростом и изменениями растений, рассматривают животных, знакомясь с условиями их обитания, и т. д. Они сравнивают, сопоставляют, стремятся самостоятельно найти ответ на бесконечные «почему». У них развиваются любознательность, познавательные интересы. Труд становится важным средством умственного развития детей. [6]
Труд закаляет детей физически, так как многие его виды они выполняют на воздухе (вскопать грядку, принести воду, разгрести снег и т. п.).
Дети становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей.
Особое значение трудовая деятельность имеет для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные с накрыванием на стол, помогая готовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других. Это формирует у них готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять посильные трудовые поручения, формирует ответственное отношение к порученному делу, старательность и исполнительность.
Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему; обучение простейшим трудовым умениям и навыкам; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно-направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива. В детском саду, в семье, доступном ему общественном окружении — всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость. Воспитатель рассказывает детям, каким должен быть трудолюбивый человек (он трудится старательно, доводит работу до конца), что значит хорошо трудиться, заботиться об окружающих, читает им произведения о труде, в которых ярко, эмоционально раскрывается его значение и красота. Формируя у детей уважение к трудящемуся человеку, желание быть похожим на него, педагог воспитывает у них бережное отношение к результатам труда.
Знания дошкольников о труде взрослых должны оказать большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом самих детей. Непосредственно в труде дети ощущают трудовое напряжение и познают его необходимость для получения результата, начинают осознавать, что трудолюбие включает в себя волевое усилие, умение выполнять порученное дело до конца, те отступая перед трудностями.
Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей
... нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду. Установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики. 3. Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. Детский сад повседневно и ...
«Программа воспитания в детском саду» раскрывает объем трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы. Так, например, формируя у младших дошкольников навыки и умения хозяйственно-бытового труда, воспитатель учит их протирать игрушки влажной тряпкой, полоскать белье и т. п. В средней группе дети прополаскивают и отжимают тряпочку, которой протираются игрушки, намыливают кукольное белье, стирают его. Старшие дошкольники моют игрушки губкой с мылом, стирают мелкие вещи, готовят необходимое оборудование для занятий, труда, игры, приводят его затем в порядок.
Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым умениям, воспитатель должен учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно-гигиенические требования к его организации. По мере роста и развития детей усложняются требования к качеству их трудовой деятельности, уровню ее самоорганизации, увеличивается объем и ускоряется темп выполняемой работы.
Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим. В детском саду решается задача формирования у детей умения трудиться в коллективе. Происходит это постепенно, путем объединения детей в процессе труда в небольшие группы с общим заданием (если у них уже есть опыт работы вдвоем — втроем, то общее задание может выполнять группа из 6—7 участников).
В процессе такого труда воспитатель формирует у детей представления об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь результата. Все это обогащает их опыт взаимоотношений в деятельности, придает им положительный характер.
1.2 Задачи и условия для трудового воспитания в ДОУ.
Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. Он обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей: «Илюза и Рустам хорошо помогли нашей няне, какие молодцы!», «Райля — заботливая девочка, аккуратная, как старательно она убирала игрушки!» Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.
Хозяйственный и общественный строй древних славян
... Другие полагают, что это иранское слово и переводится как «край». В работе «Хозяйственный и общественный строй древних славян» дана характеристика трех этнических групп древних славян − западных, южных ... ювелиры, изготовлявшие бронзовые украшения с эмалью, гончары, делавшие красивую глиняную посуду. Основной хозяйственной единицей у славян была домашняя община, которая впоследствии у южных славян ...
В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д.
Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активностей инициативу в выполнении порученных дел.
В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам. [7]
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.
В младших группах дети с помощью взрослых кормят рыбок, поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь, активизирует его.
Дети рассматривают растения («Покажи, где листочки маленькие, а где большие», «Понюхай цветок», «Посчитай, сколько распустилось цветков» и т. п.).
Педагог разъясняет необходимость ухода за растениями и животными.
В средней группе труд усложняется. Дети сами поливают растения, учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай), с помощью воспитателя готовят корм для животных (белки, хомяка, кроликов, кур).
Педагог разъясняет, какой корм нужен тому или иному животному, как он называется и как его хранить. Процесс ухода за животными тесно связывается с наблюдениями за ними. Дети начинают осознавать зависимость роста и развития растений, поведения животных от качества ухода, свою ответственность за них. Растет заботливость, внимание к обитателям живого уголка, которые становятся любимцами детей.
Для старшей группы в уголке природы помещаются растения и животные, требующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим.
Увеличивается и объем детского труда. Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц).
В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет их представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним.
В подготовительной группе в процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности. Формируются начала материалистического понимания природных явлений. Расширяются сведения о растениях и животных, о приемах ухода за обитателями живого уголка. Повышается самостоятельность детей в трудовых делах: они без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы, пересадки растений, посева семян на огороде, в цветнике, а зимой — в уголке природы, где постоянно выращиваются лук и другая зелень. Дети узнают приемы размножения растений путем черенкования, выращивания рассады с последующей пересадкой в грунт. Продолжается уход за животными в уголке природы (птицами, белкой, кроликами, голубями, лягушкой, ящерицей и т. д.).
У детей повышается ответственность за состояние живого уголка, огорода и цветника. Сбор урожая, цветов доставляет им большую радость. Они дарят цветы родителям, угощают малышей выращенными овощами, готовят овощи для винегрета (моют их, чистят, относят на кухню), украшают цветами групповую комнату.
Ручной труд — изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. — осуществляется в старших группах детского сада. Дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком родным, друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие.
Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. Так, чтобы смастерить забавного сказочного человечка из природного материала, ребенок подбирает крупный желудь для туловища, чашечку от него для юбочки или шапочки, раскалывает желудь пополам, чтобы сделать ботинки, и т. д. Дошкольники с интересом приглядываются к природному материалу, чтобы выбрать форму, соответствующую задуманному предмету: из семян клена делают крылышки стрекозы, из шишки — лесовика и пр. В процессе работы они знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами. Изготовление задуманных предметов всегда сопряжено с приложением сил. Ребенку необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет получился прочным, имел опрятный, нарядный вид.
Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.
Контроль и оценка педагогом работы детей повышает у них чувство ответственности за порученное дело, желание выполнить его хорошо. Надо всегда отмечать проявление ребенком старательности, умения работать без отвлечений, желания довести дело до конца. Давая оценку работы дошкольников, следует учитывать их силы и возможности. Так, одобряя малыша, воспитатель поощряет всякую его попытку принять участие в труде, снисходительно относится к возможной оплошности, медлительности, к низкому качеству результата. С ростом умений детей возрастают и требования, поэтому, оценивая работу старшего дошкольника, воспитатель подчеркивает его умение действовать в хорошем темпе, ловко, уверенно, поддерживает инициативу, смекалку, организационные навыки.
Группа детского сада обеспечивается оборудованием и материалами для организации труда детей. Так, для хозяйственно-бытового труда необходимы фартучки, щетки, тазики, подносы; для труда в природе — лопаты, грабли, лейки; в ручном труде дети используют пилы, молотки и другое оборудование. Необходимо наличие и различных материалов: семян для посевов и посадок, корма для птиц и рыб, шишек, желудей, брусков дерева и т. д. Все оборудование должно быть в достаточном количестве, хорошего качества и соответствовать возрасту детей, иметь привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок для хранения природного материала, нарядные фартучки и др. — все это радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствие.
Оборудование в групповой комнате и на участке размещается таким образом, чтобы им было удобно пользоваться. Так, целесообразно объединять оборудование по видам труда: в природном уголке — лейки, пульверизаторы, корм для животных; в месте, отведенном для ручного труда,- пилы, молотки; принадлежности для хозяйственно-бытового труда — щеточки и совки для уборки мусора можно разместить на специальных полках в умывальной комнате, а для дежурных по столовой — ближе к буфетной и пр.
Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжения внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей данного возраста. Под дозировкой труда имеется в виду его длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление. Дети 3-4 лет могут выполнять работу в течение 10-15 мин., 6-7 лет – 20-30 мин. Наиболее трудоемкие виды труда — сгребание снега, вскапывание земли — требуют особо тщательного контроля над состоянием дошкольников. Наблюдая за ними, воспитатель обращает внимание на появление внешних признаков утомления: учащенное дыхание, частые остановки, покраснение лица, потливость. В таких случаях он переключает ребенка на другую деятельность. Для того чтобы не допустить перегрузки, можно рекомендовать смену действий через 10-15 мин.: одни — вскапывают землю, другие — рыхлят ее граблями или одни сгребают снег, другие грузят его в санки и отвозят в отведенное для будущего строительства место.
Заботясь о создании гигиенических условий для труда, воспитатель предупреждает возможность его отрицательного влияния на здоровье детей. Так, работа, требующая напряжения зрения, должна проходить при достаточном освещении. Педагог наблюдает за тем, чтобы дети не работали длительное время в одной позе. Следует обеспечить регулярное проветривание помещения.
Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.
1.3 Работа с семьёй по трудовому воспитанию детей.
Трудовое воспитание детей осуществляется успешно только при условии совместной работы детского сада и семьи. На родительских собраниях, в беседах, при индивидуальных встречах с родителями педагог рассказывает о требованиях программы воспитания в детском саду к трудовому воспитанию детей, о той работе, которая проводится в этой связи в дошкольном учреждении. Он даёт родителям конкретные рекомендации и советы о том, каким должно быть содержание труда детей дома, как его организовать и методически правильно им руководить: прежде чем требовать от ребёнка качественного выполнения работы, следует показать и объяснить, что и как он должен делать; не наказывать трудом; поощрять за старание; не перегружать, создавать нормальные условия для труда (подобрать оборудование, позаботиться об удобном месте для труда, найти занятие, которое бы включало ребёнка в помощь другим членам семьи).
Важно добиться того, чтобы родители поняли необходимость совместной с детским садом работы по трудовому воспитанию детей, поддерживали и продолжали её дома. Воспитатель рекомендует родителям придерживаться тех же требований при организации труда детей, что и в дошкольном учреждении. Учитывая возраст и возможности ребёнка, приучать его к самообслуживанию, не делать за него то, что он должен и может сделать сам. Педагог раскрывает полезность включения ребёнка в труд взрослых (при уборке помещения, уходе за растениями и животными, приготовления пищи и т.д.), разъясняет, что старший дошкольник должен выполнить определённые постоянные обязанности: накрывать на стол, поливать растения, помогать в уходе за младшими братьями и сёстрами, приводить в порядок свои игрушки, приносить газеты из почтового ящика, открывать дверь, подходить к телефону и т.д. Педагог убеждает родителей в том, что труд по самообслуживанию имеет большое воспитательное значение, и объясняет им методы формирования необходимых навыков, умений и привычек. Он рекомендует давать детям разнообразные поручения: отнести на кухню посуду после обеда, подать нужный предмет, постирать мелкие вещи, поиграть с младшим братишкой, пока мама приготовит ужин, сходить за хлебом (если булочная находится неподалёку) и т.д.
Воспитатель использует разные формы работы с родителями: фотовыставки, отражающие труд детей в детском саду, с краткими текстами, раскрывающими значения труда и методы руководства им; выставки детских поделок; стенды на темы «Трудовое воспитание надо начинать с первых лет жизни», «Труд – средство всестороннего развития», «Единство детского сада и семьи в трудовом воспитании дошкольника» и др. [8] Для родителей подбирается также научно-популярная литература с краткими аннотациями, статьи воспитателей о лучшем опыте трудового воспитания в семьях.
Педагог организует для родителей показ трудовой деятельности в дошкольном учреждении. Родители могут увидеть, каков уровень трудовых умений их ребёнка, каково его отношение к труду, познакомиться с приёмами руководства трудом детей.
Глава 2. Эмпирическое исследование по определению уровня трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Организация исследования и обоснование выбора методик.
Исследование проводилась на базе МБДОУ «Бурундуковского детского сада «Гульбакча» Кайбицкого муниципального района РТ».
В исследовании приняли участие 6 детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании использовались следующие диагностические методики по определению уровня трудовых навыков у детей дошкольного возраста:
— наблюдение за организацией и содержанием труда детей в старшей группе;
— методика диагностики знаний детей о профессиях Е.И.Медвецкой «Что такое профессия».
— диагностика обследования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе наблюдения за организацией и содержанием труда детей в старшей группе даны ответы по следующим вопросам:
1) Какая трудовая деятельность имела место в группе: дежурства.
а) по столовой (накрывают столы, разносят вторые и третьи блюда, собирают посуду со стола после еды);
б) по подготовке к занятиям (разносят и убирают пособия, материалы, моют кисточки, посуду из-под клея, красок, стирают тряпочки, вытирают столы после работы, сметают обрезки бумаги);
в) по уголку природы (готовят и дают корм и воду животным, моют их посуду, вместе со взрослыми моют или чистят клетки, вольеры. Ухаживают за растениями: по мере надобности поливают, моют, обрезают увядшие листья, рыхлят землю в горшках, ведут календарь погоды).
2) Какая работа выполняется детьми помимо дежурств:
а) хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты: вытирают подоконники, мебель, строительный материал, моют игрушки, стирают и гладят кукольную одежду, белье);
б) уборка участка (осенью сгребают листья, зимой убирают снег на дорожках, площадке, сооружают горку и другие постройки из снега, изготавливают цветные льдинки и т.д., летом поливают цветы, песок, вытирают скамейки после игр с песком);
в) труд в природе.
Осенью убирают урожай в огороде, в саду, собирают семена, участвуют в пересадке растений в грунт, в перекопке грядок, клумб, пополняют уголок природы обитателями водоемов, заготавливают корм для зимующих птиц, начинают их подкормку.
Зимой сажают корнеплоды — свеклу, морковь, сеют овес, т.е. выращивают зеленый корм для животных уголка природы, подкармливают зимующих птиц.
Весной поливают всходы, высаживают рассаду в огороде и цветнике.
Летом продолжают уход за растениями огорода, цветника, сада: поливают, рыхлят, окучивают, прореживают, подвязывают);
г) ручной труд.
Работа с бумагой, картоном, изготовление различных поделок для игр и подарков, ремонт книг, пособий, коробок.
Работа с тканью: шитье кукольной одежды, мешочков для семян, вдевание нитки в иголку, завязывание узелка, пришивание пуговиц, вешалки. Работа с деревом: сколачивание, распиловка, окраска при изготовлении игрушек и т.п.
Работа с природным материалом: мочалой, травой, корой, листьями, шишками, поделка разных сувениров, игрушек).
3) Определено наличие у детей умений, навыков, привычек работать аккуратно, в определенной последовательности, доводить дело до конца, правильно обращаться с орудиями труда и материалами.
4) Охарактеризованы способы организации труда детей (число участников, объединение в группы, самостоятельность детей при распределении работы, характер взаимоотношений детей в процессе деятельности).
Диагностика проводится в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду трудовых навыков и содержит критерии оценки трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста по следующим разделам:
— труд в природе;
— хозяйственно-бытовой труд;
— ручной труд;
— трудолюбие в процессе дежурств;
— представления о труде взрослых.
Диагностика проведена с детьми старшего дошкольного возраста, в составе из 6 человек.
Диагностика трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста
Труд в природе.
1) Ребёнку предлагается потрудиться — полить растения, порыхлеть их, убрать с них пыль:
-ребёнок принимает цель труда, охотно принимает предложение воспитателя;
-ребёнок соглашается на предложение воспитателя, но ему необходима дополнительная мотивация («Помоги мне»);
-ребёнок не принимает цель труда вне игровой ситуации («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?»).
2) Ребёнку предлагается отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения:
-самостоятелен при определении предмета труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живого объекта: земля сухая, на листьях пыль и т. д.);
-предмет труда и его особенности, значимые для труда, выделяет с помощью воспитателя;
-не выделяет предмет труда с его особенностями (даже при помощи взрослого).
3) Ребёнок должен ответить, какими будут растения после того, как он обеспечит уход:
-ребёнок предвидит результата труда ( цветы будут хорошо расти после полива, рыхления);
-результат труда определяет при помощи взрослого;
-не справляется с заданием даже при помощи взрослого.
4) Ребёнку предлагается рассказать о последовательности трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения дать ребёнку набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить:
-ребёнок самостоятельно рассказывает, объясняет последовательность трудовых действий;
-раскладывает картинки в нужной последовательности и объясняет;
не может спланировать последовательность трудовых действий.
5) Предложить ребёнку отобрать необходимое для труда оборудование. Поставить его в ситуацию выбора: вместе с необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового процесса (например, сачок для пересадки рыб и т. д.):
-самостоятельно выбирает необходимое оборудование;
-с помощью небольшой помощи взрослого выбирает необходимые инструменты;
-не может выполнить задания.
6) Ребёнку предлагается показать, как он будет ухаживать за растениями: правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с разных растений:
-все трудовые действия выполняет достаточно качественно и самостоятельно;
-отдельные трудовые операции осуществляет достаточно самостоятельно, но некачественно;
-качество выполнения трудовых действий и качество результата низкие.
Результаты сведены в таблицу 1.
Таблица 1 — Диагностика трудовой деятельности по уходу за растениями
Имя ребёнка |
1. Умение принять цель труда |
2. Умение выделить предмет труда |
3. Умение предвидеть результат труда |
4. Умение спланировать трудовой процесс |
5. Умение отобрать необходимое оборудование |
6. Освоение трудовых навыков и умений |
|
Гузель |
В |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
|
Адиля |
Б |
Б |
А |
А |
Б |
Б |
|
Раниль |
Б |
В |
Б |
В |
В |
В |
|
Алина |
В |
В |
В |
Б |
В |
В |
|
Лия |
В |
В |
Б |
Б |
Б |
Б |
|
Рияз |
Б |
В |
А |
Б |
Б |
Б |
Анализируя отношение детей определим, к какой группе относится ребенок:
НИЗКИЙ А — результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.
СРЕДНИЙ Б — труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремление к самостоятельности.
ВЫСОКИЙ В — ребёнок полностью самостоятелен в трудовой деятельности по уходу за растениями. Труд результативен.
Таблица 2 — Уровень сформированности отношения к трудовой деятельности по уходу за растениями
Уровень |
1. Умение принять цель труда |
2. Умение выделить предмет труда |
3. Умение предвидеть результат труда |
4. Умение спланировать трудовой процесс |
5. Умение отобрать необходимое оборудование |
6. Освоение трудовых навыков и умений |
||
Высокий |
3 |
4 |
1 |
1 |
2 |
2 |
||
Средний |
3 |
2 |
3 |
4 |
4 |
4 |
||
Низкий |
0 |
0 |
2 |
1 |
0 |
0 |
Хозяйственно-бытовой труд.
Подгруппе детей предлагается вымыть поддонники растений. Каждый моет 1-2 поддонника. Итог: все поддонники чистые. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на то, как дети распределили между собой предметы труда, отобрали необходимое оборудование, выполняют трудовое действие, дают оценку качества выполненных трудовых действий.
Подгруппе детей сообщается, что баночки из-под краски грязные. Что делать?
Коллективный труд предполагает, что каждый ребёнок выполняет определённое трудовое действие (один моет, другой ополаскивает, 3-й вытирает, ставит на поднос и т.д.).
Распределяют обязанности, договариваются между собой дети сами. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на умение поставить коллективную цель труда, распределить работу между участниками, распределить трудовое оборудование для каждого участника совместного труда, организовать рабочее место, работать в общем темпе и т. д.
Результаты сведены в таблицу 3.
Таблица 3 — Диагностика сформированности хозяйственно-бытового труда.
Имя ребёнка |
1. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде по типу общего (содержание заданий одинаково) |
2. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде (содержание заданий разное) |
Гузель |
В |
Б |
Адиля |
Б |
Б |
Раниль |
Б |
Б |
Алина |
В |
В |
Лия |
Б |
Б |
Рияз |
Б |
Б |
Анализируя отношение детей определим, к какой группе относится ребенок:
НИЗКИЙ А — р ебёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, но трудовые действия поспешные, некачественные. В коллективном труде предпочитает «труд рядом».
СРЕДНИЙ Б — ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, проявляет старательность в выполнении трудовых действий. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника.
ВЫСОКИЙ В — ребёнку нравится трудиться. Все действия выполняет умело, качественно. Выступает в роли организатора в коллективных формах детской трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми.
Таблица 4 — Уровень сформированности отношения детей к хозяйственно-бытовому труду
Уровень |
1. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде по типу общего (содержание заданий одинаково) |
2. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде (содержание заданий разное) |
Высокий |
2 |
1 |
Средний |
4 |
5 |
Низкий |
0 |
0 |
Ручной труд.
1) Ребёнку предлагается сделать снежинку. Ребёнок должен сам выбрать бумагу нужного качества, цвета, величины и необходимые инструменты (ножницы, карандаш) и сделать её по одному из вариативных образцов.
Педагог раскладывает перед ребёнком на столе 3 варианта образцов изготовления снежинок и соответствующие им пооперационные карты, наглядно представляющие способ изготовления снежинок.
При выполнении задания обращается внимание на наличие общетрудовых и специальных умений, сформированность обобщённых способов конструирования, развитость комбинаторных умений, репродуктивный или творческий характер деятельности.
2) Воспитатель выявляет, насколько ребёнок может принять цель деятельности, выбрать материал и инструменты, организовать рабочее место, пользоваться пооперационными картами, владеть действиями самоконтроля, умение самостоятельно добиться результата.
Результаты сведены в таблицу 5.
Таблица 5 — Диагностика сформированности ручного труда
Имя ребёнка |
1. Ручная умелость |
2. Способность реализовать замысел |
||
Гузель |
Б |
Б |
||
Адиля |
Б |
Б |
||
Раниль |
Б |
Б |
||
Алина |
В |
Б |
||
Лия |
Б |
Б |
||
Рияз |
Б |
Б |
Анализируя отношение детей определим, к какой группе относится ребенок:
НИЗКИЙ А — беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.
СРЕДНИЙ Б — высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера. качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.
ВЫСОКИЙ В — развитые комбинаторные умения. Использование пооперационных карт, обобщённый способ конструирования; полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.
Таблица 6 — Уровень сформированности отношения детей к ручному труду
Уровень |
1. Ручная умелость |
2. Способность реализовать замысел |
Высокий |
1 |
0 |
Средний |
5 |
6 |
Низкий |
0 |
0 |
Таблица 7 — Сводная таблица сформированности трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста
Имя ребенка |
Ознакомление с трудом взрослых |
Навыки самообслуживания |
Трудовые умения |
Отношение к труду |
Результа- тивность труда |
Общение со сверстни-ками |
Общее кол-во баллов |
||||||
Гузель |
2 |
2 |
6 |
4 |
3 |
5 |
22 |
||||||
Адиля |
4 |
2 |
5 |
4 |
1 |
3 |
19 |
||||||
Раниль |
3 |
2 |
7 |
6 |
3 |
4 |
28 |
||||||
Алина |
3 |
2 |
10 |
6 |
3 |
6 |
30 |
||||||
Лия |
2 |
2 |
7 |
5 |
2 |
4 |
22 |
||||||
Рияз |
3 |
2 |
6 |
4 |
1 |
3 |
19 |
||||||
Критерии обследования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста (Приложение).
Таблица 8 — Результаты
Низкий уровень (до 10 баллов) |
Средний уровень (от 11 до 27 баллов) |
Высокий уровень (от 28 до 37 баллов) |
|
0 |
4 |
2 |
Вывод:
У детей неплохо сформированы трудовые навыки и умения. Дети с удовольствием выполняют поручения взрослых, ответственно подходят к выполнению обязанностей дежурных.
В старшей группе у детей формируются навыки разнообразных видов ручного труда: вышивка, шитьё, бисероплетение, работа с природным и бросовым материалом и т.д.
Диагностика трудолюбия в разных видах дежурств
За детьми проведено наблюдение в процессе дежурства по столовой, игровому уголку, уголку природы. Для этого на каждый вид дежурства мы назначили по два человека. Проводилась смена видов дежурств каждые два дня, и вместе с детьми оценивали качество работы, т.е. формировали самооценку.
В ходе этого исследования мы определяли:
— хотят ли дети дежурить, и отражается ли их желание в реальном процессе работы;
— каковы их мотивы, характер поведения в процессе дежурства: уклоняются ли от дежурства;
— хорошо ли дежурят только при контроле со стороны воспитателя, детей;
— хорошо ли работают во время дежурств по назначению воспитателя;
— хорошо ли дежурят, выполняют ли работу вне дежурства, помогают ли другим.
Полученные данные зафиксировали в виде таблицы 9.
Таблица 9 — Диагностика трудолюбия в процессе дежурств
Имя |
Вид деятельности |
||
Дежурство по столовой |
Дежурство в игровом уголке |
Дежурство в уголке природы |
|
Гузель |
Б |
Б |
А |
Адиля |
А |
Б |
А |
Раниль |
В |
Б |
Б |
Алина |
В |
В |
В |
Лия |
Б |
Б |
Б |
Рияз |
Б |
А |
А |
Анализируя отношение детей к дежурству, определим, к какой группе относится ребенок:
Группа А (низкий уровень) – дети дежурят небрежно, охотно передают свои обязанности другим, отказываются от дежурства, забывают о нем, не доводят дело до конца, считают, что порядок – дело помощника воспитателя, других детей.
Группа Б (ниже среднего) – отношение к дежурству неустойчиво, качество работы зависит от настроения.
Группа В (средний уровень) – выполняют свои обязанности хорошо, активно, не забывают о них, но не помогают другим, стремятся обязательно получить одобрение взрослых.
Группа Г (выше среднего) – дети охотно, хорошо дежурят, сами помнят о своих обязанностях. Если они не дежурят в данный момент, то все равно обращают внимания на непорядок в группе и устраняют его, просят назначить их дежурными.
Группа Д (высокий уровень) – дети постоянно стремятся участвовать в коллективной деятельности, хорошо работают, помогают товарищам в разных видах деятельности.
Таблица 10 — Уровень сформированности отношения детей к дежурству
Уровень отношения |
Дежурство |
||
по столовой |
в игровом уголке |
в уголке природы |
|
Высокий |
0 |
0 |
0 |
Выше среднего |
0 |
0 |
0 |
Средний |
2 |
1 |
1 |
Ниже среднего |
3 |
4 |
2 |
Низкий |
1 |
1 |
3 |
Данные результаты свидетельствуют о том, что большинство детей предпочитают дежурить в игровом уголке.
Таким образом, видно, что у детей трудолюбие сформировано так: дети трудятся без контроля, но только во время дежурства. Делают только то, что входит в их обязанности (группа Б) В этой группе большинство детей относится к группе Б – 3 ребенка, но также есть дети которые относятся к группе А и В. Эти дети понимают значение труда, но не доводят его до конца, им необходим систематический внешний контроль (группа А) – 2 ребенка.
Другие дети трудятся вне дежурства, помогают другим. Появляется внутреннее побуждение к трудовой деятельности (группа В) – 1 ребенок.
Вывод: анализируя результаты этого исследования видим, что у детей этой группы трудолюбие проявляется на среднем уровне.
Диагностика представлений о труде взрослых
Применялась методика диагностики знаний детей о профессиях Е.И.Медвецкой «Что такое профессия».
Были составлены вопросы для беседы.
Затем с детьми проводилась индивидуальная беседа.
Детям были задан вопрос: Какие ты знаешь профессии?
По каждой названной профессии ребенку было предложено рассказать, какими орудиями труда пользуется человек названной профессии.
Предложено объяснить процесс работы данной профессии.
Ответы детей занесены в Таблицу 11.
Таблица 11 — Обработка данных. Результаты по каждой беседе
№ |
Ребенок |
Профессия |
Орудия труда |
Процесс труда (что делает?) |
Гузель |
Капитан |
— |
Катается на корабле, ловит рыбу |
|
Водитель |
Руль |
Возит груз |
||
Летчик |
— |
Летает в небе |
||
Учитель |
Доска |
Учит детей |
||
Адиля |
Парикмахер |
Ножницы, фен |
Делает прически разным тетям |
|
Военный |
Погоны, пистолет |
Марширует, стреляет |
||
Врач |
Градусник, укол, очки |
Делает укол |
||
Пожарник |
Машина, вода |
Тушит огонь |
||
Раниль |
Летчик |
Самолет, очки |
Летает |
|
Продавец |
Калькулятор, касса, весы |
Продает молоко |
||
Пекарь |
Булочки, тесто |
Печет булочки |
||
Милиционер |
«Палочка» |
Ищет преступников |
||
Алина |
Космонавт |
Космический корабль |
Летает в космосе |
|
Солдат |
Пилотка, танк, пулемет, автомат |
Стреляет и ездит в танке |
||
Матрос |
Корабль |
Катается на корабле, служит |
||
Учитель |
— |
Учит детей |
||
Лия |
Парикмахер |
Ножницы, кресло, шампунь |
Делает прически, подстригает |
|
Водитель (автобуса) |
Машина, руль, |
Возит людей |
||
Врач |
Градусник, таблетки |
Лечит |
||
Рияз |
Продавец |
Весы |
Продает |
|
Кассир |
Касса |
— |
||
Журналист |
Блокнот, компьютер, диктофон |
Берет интервью, пишет статьи, сочиняет рассказы |
||
Плотник |
Молоток, пила |
Делает мебель |
Вывод: у большинства детей вопрос вызвал некоторое затруднение. Большим числом детей были названы самые простые и распространенные профессии: продавец, врач, учитель. Было отмечено, что практически все дети сразу же назвали профессии своих родителей. Вопрос об орудиях труда по каждой из профессий также вызвал некоторые замешательства у детей.
Рияз много знает о профессии папы, который работает журналистом. Он знает специальные термины «интервью», «статья», «диктофон».
Некоторые ребята смогли назвать профессии взрослых, но не смогли с легкостью рассказать о сопутствующих профессии оружиях труда. Так Гузель не смогла ответить на вопрос чем пользуется в работе капитан и летчик, Алина – чем пользуется учитель, Рияз – не смог ответить, что делает на работе кассир.
Можно сделать вывод, что названных профессий было довольно немного, ответы о процессе работы и орудиях труда очень скудны.
По результатам диагностики выявлена проблема: низкий уровень сформированности представлений о труде взрослых. Необходимо разработать план мероприятий по ознакомлению детей с трудом взрослых по всем группам.
После индивидуальной беседы с детьми, была проведена общая беседа с ребятами о профессиях и важности труда взрослых. Выяснилось, что дети не понимают вопроса «Кем работает?», не различают сходные профессии (и няня, и воспитатель, и повар ходят в халатах, так что половина обследованных детей путали няню с поваром), соотносят профессию только с отдельным конкретным человеком. Четкое разделение понятий «труд» и «работа», «специальность» и «профессия» позволяют не только установить между ними реальную взаимосвязь, но также и ответить на вопрос о том, что выбирает человек, имея в виду профессию.