Интеллект и познавательные процессы

Интеллект — в переводе с латинского — разум. Не случайно по своему психологическому содержанию понятие «интеллект» относится к нечетко определяемым понятиям. Широко распространена точка зрения, согласно которой интеллект — это то, что можно измерить с помощью интеллектуальных тестов . Понятие «интеллект» сводят то к некоей общей биологической функции и общему фактору, то к мобильности формальных операций, то к речевому мышлению, значениям и личностным смыслам и, наконец, к предельно широко трактуемому «познанию» как атрибуту сознания и общей способности к рефлексии. В последнем случае интеллект отождествляется с категорией сознания.

Очевидность теоретической и практической значимости надежных знаний о природе интеллектуальных способностей человека контрастирует с реальным, весьма неудовлетворительным положением дел в психологии интеллекта, обнаруживающим себя, в частности, в нарастании критики самого понятия «интеллект».

Когнитивные процессы восприятия, памяти, наряду со всеми иными (вниманием, воображением, представлением), входят в состав наиболее обобщенного когнитивного образования, обозначаемого понятием «интеллект». Вместе с тем интеллект обладает и такими свойствами, которые не обнаруживаются при изучении отдельных когнитивных процессов, а являются обобщенными проявлениями всей познавательной сферы личности. Кроме того, интеллект зависит от личностных особенностей субъекта, как бы «несет на себе печать» личности в целом, что также придает ему новые, специфические особенности.

Целью данной курсовой работы является исследование некоторых общих особенностей интеллекта

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач: изучить понятие и структуру интеллекта,описать факторы,влияющи е на структуру интеллекта,рассмотреть рекомендации по развитию интеллекта,проанализировать психологические процессы

Таким образом, тему работы «Интеллект человека» можно считать на сегодняшний день актуальной., Глава 1. Понятие и структура интеллекта.Психологические процессы

Интеллект1 — это система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение.

Интеллект особенно важен в нестандартных ситуациях — как символ обучения человека всему новому.

Французский психолог Ж. Пиаже считал одной из самых важных функций интеллекта взаимодействие с окружающей средой через адаптацию к ней, т. е. умение ориентироваться в условиях и соответственно строить свое поведение. Адаптация может быть двух видов: ассимиляция — приспособление ситуации через изменение условий к человеку, его индивидуальному стилю умственной деятельности и аккомодация — приспособление человека к изменяющейся ситуации через перестройку стиля мышления.

4 стр., 1878 слов

Интеллект человека

... меру интеллектуальной напряженности и степень ее полезности или вредности для здоровья человека. При таком подходе интеллект рассматривается как интегральное образование познавательных процессов и ... литературе достаточно часто два понятия - интеллект и мышление - рассматриваются как синонимичные, что вызывает терминологическую путаницу. 1.3 ТЕОРИИ ИНТЕЛЛЕКТА Интеллект традиционно исследовался в ...

Интеллект можно определить также как общую способность человека действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно функционировать в окружающей среде (Векслер).

В психологии существует понятие общего интеллекта двух его подструктур: вербального и невербального.

Измерение уровня интеллекта часто связано с отрицательными эмоциональными реакциями людей, так как человек боится, что его отнесут к разряду умственно отсталых. Поэтому такое измерение могут вести только психологи с соблюдением всех этических и профессиональных правил.

Наибольший интерес для человека представляет определение структуры интеллекта. Как мы выяснили, существует две подструктуры общего интеллекта. Вербальный интеллект — интегральное образование, функционирование которого осуществляется в словесно-логической форме с опорой преимущественно на знания. Невербальный интеллект — интегральное образование, функционирование которого связано с развитием наглядно-действенного мышления с опорой на зрительные образы и пространственные представления.

Структура интеллекта зависит от целого ряда факторов: возраста, уровня образования, специфики, профессиональной деятельности и индивидуальных особенностей.

Под общим интеллектом понимается сложное интегральное качество, определенный синтез свойств психики, обеспечивающих в совокупности успешность любой деятельности. Уровень развития общего интеллекта часто измеряется через IQ — коэффициент интеллектуальности, который был предложен известным исследователем и автором специализированного теста на интеллект Д. Векслером. В шкале Векслера интеллект измеряется баллами по следующей системе: свыше 135 баллов — гений, от 120 до 135 баллов — высокий, от 100 до 120 — средний, от 80 до 100 — низкий. Все, что ниже 80 баллов — умственная отсталость.

Вербальный интеллект 2 — лексический запас; способность к выявлению аналогий и установлению логических связей между различными видами вербальной информации; способность комбинировать знания из различных областей знаний, гибкость и скорость переключения вербального мышления; способность находить наиболее точное решение из ряда приблизительных.

Вербальный интеллект используется человеком намного чаще и сильнее чем другие виды интеллекта. Он сильнее связан с уровнем учебной успеваемости, чем другие виды интеллекта. Именно он определяет успешность учения не только по гуманитарным предметам, таким как языки, литература, история и т.п., но и естественнонаучным дисциплинам (хотя для успеха в последних потребуется еще и прекрасное развитие пространственного интеллекта).

Именно поэтому так важно совершенствование вербального мышления, так как оно нам необходимо на протяжении все нашей жизни в независимости от того, чем мы занимаемся. Чем лучше мы говорим и пишем, чем внимательнее слушаем и читаем, тем проще нам

3 стр., 1452 слов

Мышление животных. Некоторые способности мышления врановых

... когнитивных процессах очень важны. В данной работе мы рассмотрим некоторые особенности и способности мышления животных на примере семейства врановых. Нашей целью является сбор необходимого материала и ... же животных и к решению ряда элементарных логических задач.[8]. Выясняли, могут ли четыре вороны, ранее обученные отвлеченному правилу выбора по образцу, установить соответствие между числом ...

оперировать имеющейся информацией, налаживать связи с остальными людьми,

решать стоящие перед нами задачи, и взаимодействовать с окружающим нас миром.

Невербальный интеллект — способность устанавливать логические закономерности по отношению к невербальным (математическим) видам информации; способность к анализу и прогнозу (экстраполяции событий); способность разрабатывать и расшифровывать сложные алгоритмы; общий потенциал интеллектуального развития.

Для изучения интеллекта необходимо рассмотреть психологические процессы:ощущение,восприятие,