Актуальность исследования:
Российское общество вступило в такой период своего развития, когда произошло не осознаваемое многими, но болезненное в целом переосмысление приоритетов в общей направленности мотиваций личности. Направленность «совершенствуй себя, чтобы быть полезным членом общества» сменилась на ориентацию под девизом: «совершенствуй себя, чтобы быть успешным в обществе». В этой ситуации назрела необходимость объединения усилий педагогов, психологов и других специалистов в создании условий для успешности обучающихся на различных ступенях образования, которая в педагогическом аспекте понимается как качество, присущее личности, достигнувшей успеха в процессе воспитания и обучения.
Государству на сегодняшний день востребован интеллектуально развитый, творческий, образованный человек, способный трудиться в различных профессиональных сферах, социально зрелый, вносящий свой вклад в развитие культуры.
Однако выполнению государственного заказа образовательными учреждениями препятствует социально-экономическая ситуация, которая резко разделила общество по уровню достатка, которая неизбежно сказалось на образовательных учреждениях; также наблюдается общий «интеллектуальный упадок», «экспорт интеллекта», резкое снижение уровня культуры детей и молодежи, преобладание меркантилизма. Все это приводит к общей деформации личности.
Успешность как ценностная категория рассматривается учеными в качестве понимании человеком своей успешности в жизни, в профессиональной деятельности. Поэтому формирование успешности в детстве и юности — педагогическая задача, которая выходит за рамки обучения и имеет социальную направленность, воспитательный характер.
В этом аспекте актуальность педагогических и психологических исследований проблемы успешности, в частности — успешности обучения, представляется особенно значимой.
Все это позволило определить проблему исследования: в чем выражается успешность обучения и как должно быть организовано обучение в школе, обеспечивающее успешность каждого ученика как ведущий показатель личностно ориентированного образования.
Тема исследования: «Психолого-педагогические условия успешности в обучении»
Цель исследования: изучить условия формирования успешности в обучении в общеобразовательной школе.
Объект исследования: процесс обучения.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия успешности в обучении.
Исследование самооценки личности
... самооценка, Неадекватная самооценка неадекватную завышенную самооценку неадекватная Самооценка высокая (завышенная) адекватная Самооценка средняя адекватная адекватная Самооценка низкая неадекватная (заниженная) Рис. 5. Виды самооценки личности 2. Методика исследования самооценки личности Методика С.А. Будасси позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, ...
Задачи исследования:
- Дать научное определение понятию успешность в обучении.
- Изучить условия успешности в обучении.
- Проанализировать психолого-педагогические условия успешности в обучении.
Гипотеза исследования: обучение будет наиболее успешным, если выявлены психолого-педагогические условия.
Курсовая работа состоит из введения, в котором обосновывается актуальность выбранной темы, ставятся цели, задачи, основной части, заключения, в котором даются выводы в целом по работе и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты успешности в обучении.
1.1 Сущность успешности в обучении.
Понятие успешности в обучении встречается крайне редко и рассматривается учеными в двух основных направлениях. Первое можно обозначить как психологическое или психолого-педагогическое, где понятия «успех» и «успешность» определяются как особое эмоциональное состояние ученика, которое выражает его личное отношение (переживание) к деятельности или ее результатам (Г.Д.Кириллова, Е.И. Казакова, С.Д.Поляков, В.В.Сериков, Н.Е.Щуркова, и др.).
Второе направление связано с рассмотрением успешности обучения в ракурсе проблемы результативности и эффективности обучения, а также успешность обучения фигурирует в контексте показателей качества образования (Ю.К.Бабанский, В.В.Давыдов, Г.Д.Кириллова, В.В.Краевский, И.Я.Лернер, Г.И.Щукина и др.).
Проблема успешности обучения изучались учеными в отечественной и зарубежной педагогике и психологии. (А.С. Белкин, И.А. Ларионова, А.К. Маркова, Csikszentmihalyi M., De Charms R. И другие)[10;59]
Со времен Я. А. Коменского, который поставил задачу создать педагогику, дающую гарантию успеха, без малейших возможностей провала, продолжается теоретический поиск педагогов в этом направлении. В педагогической литературе описано много вариантов различных ситуаций успешного обучения: ситуация авансирования доверием (А. С. Макаренко), эмоционального заражения (А. Н. Лутошкин), непринужденной принудительности (Т. Е. Конникова), творчества (В. А. Караковский), успеха (А. С. Белкин, Б. С. Волков, Н. Е. Щуркова) и др.
Несмотря на различия в формулировках понятия «успешности в обучении» под обучением понимают активную целенаправленную познавательную деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающийся
Успешность в обучении школьников рассматривается как некое достижение в социально-значимой деятельности, которые сопровождаются интересом к учению, способствуют проявлению творчества в усвоении знаний, умений и навыков, адекватной самооценке и оценке результатов своей деятельности, создает предпосылки для дальнейшего развития личности и определения своего места в окружающем социуме.
Успешное обучение начинается со знания основных концепций обучения. Они состоят в том, что обучение основано на взаимоотношениях, оно представляет собой естественный процесс, оно необходимо, индивидуально, требует определенных усилий, заразительно и тесно связано с практикой. [3;153]
Существует семь основных концепций, формирующих основу успешности в обучении.
Взаимосвязь успешности обучения и мотивации достижений
... успешности обучения и мотивации достижений. Задачи исследования: 1. Изучить литературу по проблеме исследования. 2. Изучить явление мотивации достижений. 3. Определить психологические факторы, определяющие успешность и неуспешность в обучении. 4. Выявить взаимосвязь успешности в обучении и мотивации ...
- Обучение основано на взаимоотношениях.
Основа ситуации обучения — взаимоотношения доверия между учителем и учеником. Все основано на доверии. Если доверия нет, никакое обучение просто невозможно.
- Обучение — естественный процесс.
Вся жизнь — это процесс передачи и восприятия информации. Лучшая ситуация обучения — та, в которой естественные склонности человека в обучении направляются на то, что ему необходимо изучить.
- Обучение необходимо.
Обучение — наша фундаментальная внутренняя потребность.
На ней основано все остальное. Специалисты в области когнитивной психологии, науки о мышлении, говорят, что наш ум постоянно ищет и сортирует информацию. Мы хотим знать и понимать все, что только возможно. Именно это внутреннее стремление заставляет нас жить. Все наши потребности в жизни поддерживает обучение.
- Обучение индивидуально.
Между людьми существует масса индивидуальных различий, и это значит, что все учатся немного по-разному. Реальная оценка прогресса в обучении возможна только в том случае, если учитель работаете учеником одни на одни.
5. Обучение — это работа.
Хотя обучение естественно и необходимо, оно все же требует сознательных усилий. Обучение требует работы, но ученик должен верить, что его усилия приведут к успеху.
- Обучение заразительно.
Заразительность обучения проявляется двумя путями. Если человек попадает в группу других людей, которые находят обучение интересным и радостным, он обязательно начнет считать так же. С другой стороны, если группе людей скучно учиться, новому человеку тоже будет трудно поддерживать свой интерес. Именно во взаимодействии с другими людьми мы учимся многим вещам.
- Обучение тесно связано с практикой.
Обучение должно быть практическим. Да, существует теоретическое знание. Но каждая теория предполагает какое-то практическое применение. Наш ум не хранит того, что не имеет для нас практической ценности. Мы помним только ту информацию, которую считаем полезной.
- Инструментарий преподавателя.
В любом процессе обучения существует пять обязательных элементов.
— Разнообразие. Если наш ум постоянно воспринимает одну и ту же информацию, он застаивается. Наше внимание привлекает необычное, и хороший преподаватель использует различные средства, чтобы обучение постоянно вызывало интерес. Это касается и содержания материала, и стиля обучения.
— Ясность. Запутанную и непонятную информацию выучить невозможно. Информация будет воспринята только в том случае, если преподаватель ясно, непосредственно и просто объясняет информацию в той форме, которая соответствует уровню интеллекта учеников. Это относится и к содержанию, и к методологии обучения.
— Вовлеченность. Как мы уже говорили, обучение — это не пассивная деятельность. Если ученик так или иначе не принимает активного участия в процессе обучения, никакого обучения не будет. Фактически, чем более интерактивен процесс обучения, тем больше будут успехи ученика.
Личность преподавателя в высшей школе
... педагогу - он должен любить своих учеников. Причем любить всех, и хороших, и плохих. Преподаватель ... способностей профессии преподавателя, так как передача информации от преподавателя к ... -моделирующий уровень - преподаватель владеет стратегиями обучения по отдельным разделам ... высокий - средний - низкий уровень интереса к изучаемому предмету. Существуют различные виды стилей деятельности преподавателя, ...
- Успех. Преподаватель должен быть уверен, что ученик сможет успешно усвоить то, что преподается.
- Сходство.
Чтобы ученик воспринял информацию, преподаватель должен активно стремиться завоевать его доверие. Для этого прежде всего нужно оставаться честным и искренне заботиться об ученике, что позволит преподавателю адекватно и с сочувствием реагировать на его потребности.[22;74]
К.Д. Ушинский определил успешность в обучении так: своевременность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости, правильность. К принципам обучения он относил также: сознательность и активность обучения; наглядность; последовательность; прочность знаний и навыков.[24]
В теории и практике педагогической науки получила распространение идея о том, что успешность в обучении ученика зависит в первую очередь от того, в каких условиях они функционируют. Именно психолого-педагогические условия составляют среду продуктивной реализации системы и процесса обучения, при котором учебная деятельность школьников будет успешной.
В философской энциклопедии под условием понимается совокупность объектов, необходимых для возникновения, существования или изменения данного объекта. Н.М. Яковлева, определяя понятие педагогические условия применительно школе, указывает, что они представляют собой совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, которые должны обеспечить необходимый уровень обучения. [16;28]
Педагогические условия — совокупность необходимых мер в процессе обучения, реализация которых приводит к достижению тех или иных целей обучения и развития успешности школьников.
Педагогические условия должны содействовать эффективности процесса обучения, с одной стороны, с другой — придавать этому процессу характер успешности.
Комплексом педагогических условий являются следующие:
- Создание ситуаций открытости и успеха с учетом специфики учебной деятельности школьника.
Смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому школьнику ситуацию успеха. Ситуация — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат подобной ситуации. Ситуация — это то, что способен организовать учитель. Переживание радости, успеха — нечто более субъективное, скрытое в значительной мере от взгляда со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Ситуация успеха — такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Важно подчеркнуть, что в педагогическом смысле — это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики учителя, семьи [1, 30].