Психолого-педагогические особенности организации общения детей дошкольного возраста

Общение: сущность понятия и виды

Определение 1

Общение – это процесс установления и последующего развития контактов между людьми, порождаемый их потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, взаимное восприятие, попытки влиять друг на друга.

Замечание 1

Без общения невозможна никакая человеческая деятельность.

Общение имеет содержание, которое раскрывается в двух взаимосвязанных аспектах:

  1. Общение выступает в виде процесса, который не подразумевает оказание влияния на изменения психологического состояния партнера. В данном случае общение используется с целью установления и последующего развития контактов между людьми. При этом данный контакт основан на совместной деятельности или потребностях человека.
  2. Общение выступает в качестве процесса, направленного на изменение психологического состояния партнера. В данном случае общение используется с целью изменения поведения собеседника, его личностно-смысловых образованиях.

Различают следующие виды общения, в зависимости от егосредств:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Психолого-педагогические особенности организации общения детей дошкольного возраста 470 руб.
  • Реферат Психолого-педагогические особенности организации общения детей дошкольного возраста 230 руб.
  • Контрольная работа Психолого-педагогические особенности организации общения детей дошкольного возраста 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  • Вербальное общение – это общение, осуществляемое посредством речи, предоставляя человеку обширные коммуникативные возможности.
  • Невербальное общение – это общение, осуществляемое посредством жестов, мимики и пантомимики, а также через телесные или сенсорные контакты.

Общение детей дошкольного возраста

Добавить в избранное В избранном

Чтобы человек вырос и стал полноценной и развитой личностью, он еще в самом раннем детстве должен приобрести опыт межличностного общения, так как без него процесс социализации будет неполным, и вхождение в мир людей станет болезненным. Этот процесс называется развитием социальной компетентности, он является такой же нужной стадией в развитии человека, как и потребление пищи. Ведь не зря дети «маугли», которые оказывались в вынужденной полной изоляции от людей, так никогда и не смогли научиться человеческой речи и элементарным формам общения с другим человеком.

5 стр., 2471 слов

Реферат организация речевого общения воспитателя с детьми в разных ...

... как язык. 1. Роль речевого общения в развитии речи детей Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду для групп общеразвивающего вида является развитие речи, речевого общения -это воспитание звуковой ...

Что дает общение детям дошкольного возраста

Общение детей дошкольного возраста происходит везде, это может быть детский сад, игровая площадка, контакт с родителями и другими родственниками. Детям необходимо постоянное общение со сверстниками, только тогда он станет полноценным взрослым человеком.

Можно найти массу плюсов и минусов посещения детских дошкольных учреждений ребенком, но все же практика показывает, что дети, которые не имели опыта общения в подобных заведениях, намного труднее адаптируются в любом коллективе, будь это школа, ВУЗ или работа. При этом такие дети имеют множество психологических проблем в общении с детьми и с учителями.

В общении с другими людьми малыш получает социальный опыт, умения, навыки, у него гораздо активней развивается речь, формируется некая система ценностей и собственных потребностей. Происходит это, конечно же, под чутким руководством взрослых.

Взрослые, которые постоянно находятся рядом с ребенком и оказывают прямое влияние на социализацию малыша, условно делятся на несколько групп, все зависит от частоты контактов с ребенком, эмоциональной насыщенности общения и положительных моментов. В первую группу входят, конечно же, родители малыша, ведь именно они стоят ближе всего к ребенку. Во второй группе находятся воспитатели детских садов и развивающих центров, общение с этими людьми является более информативным и эмоционально насыщенным.

Все малыши по природе своей эгоцентрики, им приходится всегда учиться входить в положение другого человека, ставя себя на его место. Такие навыки лучше всего приобретаются в детском коллективе, где воспитатели умело направляют общение детей, помогают разрешить конфликты и приучают учитывать не только свои, но и чужие интересы. Общение в детском коллективе должно проходить под наблюдением психолога, именно он должен вовремя заметить проблемы ребенка и подсказать способы решения.

Особенности общения детей дошкольного возраста

Основа, на которой формируется личность человека — это первые отношения ребенка и опыт от них. Для любого дошкольника характерными чертами будет раскованность при общении и повышенная эмоциональность.

При межличностном общении у них наблюдается много мимических и экспрессивных проявлений, именно они выражают разные эмоциональные состояния ребенка. Среди сверстников дошкольники могут проявлять чувство радости, негодование, сочувствие, нежность, при этом некоторые ситуации могут довести до серьезных конфликтов и даже драк.

Самая главная особенность детского общения в дошкольном возрасте — это нерегламентированность и нестандартность. При общении с взрослыми дети соблюдают практически все нормы поведения, но при взаимодействии со сверстниками они применяют совершенно неожиданные движения и действия.

Детям в этом возрасте свойственна свобода, раскованность, индивидуальность. Именно эти отличительные черты детского общения сохраняются до самого конца дошкольного возраста.

Еще важными отличительными признаками общения детей в дошкольном возрасте является превалирование инициативных действий над ответными. Для малыша теперь гораздо важнее его собственное высказывание, ощущение и действие, чем ответная реакция сверстника. Зачастую подобная несогласованность в общении детей приводит к конфликтам и обидам.

66 стр., 32875 слов

«Музыкально-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного ...

... в эстетическом воспитании и эстетическом развитии ребенка дошкольника, их взаимосвязи с художественно-эстетической деятельностью детей раскрыта в современных исследованиях Т.С.Комаровой. Несмотря на огромную теоретическую и практическую значимость вышеперечисленных работ, проблема целенаправленного музыкально- эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста ...

В дошкольном возрасте выделяются своеобразные формы общения со сверстниками. Одной из них является эмоционально-практическая форма, это когда ребенок хочет самовыражаться и ждет от сверстника участия в его делах. И каждый малыш, который участвует в таком общении, хочет привлечь к себе внимание и получить хоть какой-то отклик от своего партнера по игре.

Для трехлетних детей характерной чертой в общении является индифферентно-доброжелательное отношение ко всем сверстникам. Крохи в это время как-будто не замечают действий сверстников, но при этом их присутствие повышает активность ребенка.

К четырем годам у малыша появляется ситуативно-деловая форма общения, но наиболее типична она для детей в возрасте с 4 до 6 лет. В это время сверстники становятся очень значимыми в жизни ребенка, наступает период расцвета ролевых игр и плотного сотрудничества.

В это время появляется потребность в уважении и общем признании малыша, очень часто проявляется соревновательный момент в общении. К концу дошкольного возраста у детей развивается избирательная привязанность к тем или иным сверстникам, и возникают первые признаки дружбы.

Чтобы ваш малыш не был замкнутым и необщительным, водите его в детский сад и развивающие группы, и только тогда вы вырастите общительного и коммуникативного человека, который сможет справиться с любой сложной ситуацией в будущем.

Это интересно:Если Вам понравилась статья тогда оставьте свои комментарии ниже:

Комментарии

Материал с сайта vsewomens.ru

Общение дошкольников со взрослыми

Замечание 2

Общение является одним из важнейших факторов успешного психического развития ребенка дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что только общаясь с другими людьми ребенок имеет возможность получить необходимый жизненный опыт.

Основными мотивами общения ребенка дошкольного возраста со взрослыми являются деловые, познавательные и личностные мотивы. При этом общение протекает в виде действий, представляющих собой общую единицу целостного процесса. То есть общение имеет цель, которая и характеризуется посредством совершения определенного действия. Данное действие решает задачи общения через разнообразные средства.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Выделяют следующие категории средств общения ребенка дошкольного возраста со взрослым:

  • Экспрессивно-мимические
  • Предметно-действенные
  • Речевые операции

Основные параметры форм общения ребенка дошкольного возраста со взрослыми:

  1. Конкретное время, когда должна возникнуть данная форма общения, в период дошкольного детства.
  2. Место, которое занимает общение со взрослым, в жизни ребенка дошкольника.
  3. Содержание общения – оно должно удовлетворять потребность ребенка в общении со взрослым, а также его потребность в новых знаниях и расширении своего кругозора.
  4. Ведущий мотив, который побуждает ребенка на определенном этапе дошкольного детства стремиться к общению с окружающими взрослыми людьми.
  5. Используемые средства общения, посредством которых устанавливается продуктивная коммуникация между ребенком и взрослым.

Особенности общения ребенка дошкольного возраста со взрослыми.

ГПОУ «Беловский педагогический колледж»

14 стр., 6849 слов

Педагогические основы коррекционно-развивающей работы с детьми ...

... форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы, позиции и возможностей специалистов. Педагогические основы коррекционно-развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста Начальным этапом в работе с проблемными детьми считается комплексная медико ...

Педагогическое портфолио по

МДК 02.06 Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста

Выполнила:

студентка 4 курса

группы 4421

Уфимцева М.В.

Белово 2016

Особенности общения дошкольника со взрослым.

Если бы человек был с рождения лишен общения, то он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо — физиологически напоминающим человека.

Ребенок в процессе общения развивается, приобретает психические и поведенческие качества.

Дошкольник не может прочитать в книге ответы на все его интересующие вопросы, поэтому ему так важно общаться с взрослыми, благодаря им дошкольник раскрывает мир для себя и познает всё лучшее и отрицательное, что есть у человечества. Именно взрослый открывает ребенку все разнообразие эмоции, речи, восприятия и т.д. и если взрослый не объяснит ребенку что снег белый, а земля черная, то ребенок сам этого так и не узнает.

По Выготсокому Л. С .

источник психического развития находится в отношениях ребенка со взрослым. Общение со взрослыми выступает как фактор, способствующий развитию. Отношение взрослого к ребенку облегчает понимание социальных норм, подкрепляет соответствующее поведение и помогает ребенку подчиниться социальным влияниям.

Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях со взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком. Такое внимание ребенок может, прежде всего, получить в семье. Семья для ребенка становится первой, с кем он начинает общаться, именно там закладываются основы общения, которые в будущем ребенок будет развивать.

взаимоотношения с другими людьми

— взрослыми и детьми. Когда окружающие относятся к ребенку ласково, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

В обыденной жизни отношение окружающих к ребенку имеет широкую палитру чувств, вызывая у него разнообразные ответные чувства — радость, гордость, обиду и т.д. Ребенок чрезвычайно зависит от отношения, которое ему демонстрируют взрослые. В общении через подражание ребенок осваивает способы взаимодействия людей друг с другом. Стремясь получить похвалу, усвоить привлекательные для него способы действия, слушая захватывающую историю о близком человеке или любимую сказку, он с детской горячностью погружается в общение, в переживание за другого, проецируя себя на место этого другого. В тоже время, стремясь подтвердить свою самостоятельность, ребенок весьма недвусмысленно обособляется, демонстрируя свое стремление настоять на своем: «Я так сказал!», «Я буду это делать!» и прочее. В детстве ребенок еще не может достаточно искусно управлять своими эмоциями, толкающими его то отождествить себя с другим человеком, то отринуться от него в негодовании.

14 стр., 6833 слов

Особенности общения детей старшего дошкольного возраста

... главе представлена психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста, характеризуется процесс общения. Во второй главе описаны особенности общения ребенка со взрослыми и со сверстниками. В ... Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г. Рузской. М.: "Институт практической психологии", 1997; Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. М.: Академия, ...

общение со взрослыми

приобретает внеситуативный характер. Благодаря речевому развитию значительно расширяются возможности общения с окружающими. Теперь ребенок может общаться не только по поводу непосредственно воспринимаемых предметов, но и по поводу предметов представляемых, мыслимых, отсутствующих в конкретной ситуации взаимодействия. То есть содержание общения становится внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации.

внеситуативно-познавательная форма

, для которой характерны познавательные мотивы и потребность в уважении взрослого. К старшему дошкольному возрасту появляется внеситуативно-личностная форма общения, которую отличают потребности во взаимопонимании, сопереживании и личностные мотивы общения. Главным средством для внеситуативных форм общения является речь.

Внеситуативно-личностное общение

ребенка со взрослым имеет важное значение для развития личности ребенка. Во-первых, в процессе такого общения он сознательно усваивает нормы и правила поведения, что способствует формированию морального сознания. Во-вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является важным условием развития самосознания и самоконтроля. В-третьих, в личностном общении дети начинают различать разные роли взрослых – воспитателя, педагога, врача и пр. и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения с ними.

последовательном и полноценном

проживании каждой формы общения в соответствующем возрасте. Конечно, наличие ведущей формы общения вовсе не означает, что при этом исключаются все другие формы взаимодействия.

Ребенок нуждается в доброжелательном контроле и в положительной оценке взрослого. Правильное поведение в присутствии взрослого — первый этап морального развития поведения ребенка. И хотя потребность вести себя по правилам приобретает личностный смысл для ребенка, его чувство ответственности наилучшим образом раскрывается в присутствии взрослого.

Взрослый при этом должен общаться с ребенком в доверительном и доброжелательном тоне, выражая уверенность в том, что этот ребенок не может не вести себя правильно. Психологический смысл происходящего в поведении ребенка состоит в том, что хотя и с помощью взрослого, но психологически самостоятельно он обретает чувство ответственности за свое поведение.

взрослому стоит учитывать важность оказания поддержки ребенку,

поскольку невнимание, пренебрежение, неуважительное отношение взрослого могут привести его к потере уверенности в своих возможностях.

14 стр., 6772 слов

Особенности общения детей со взрослыми в процессе игровой деятельности

... деятельности со взрослым и успешность освоения детьми новых игровых умений. Таким образом, данная курсовая работа посвящена исследованию особенностей общения детей со взрослыми в процессе игровой деятельности. Актуальность работы обусловлена недостаточным общением между воспитателем и детьми в ...

Далее приведем анализ особенностей общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Особенности общения ребенка

со сверстниками

Особенности общения ребенка

со взрослыми

Яркая эмоциональная насыщенность речи. Резкие интонации, крики. Смех. Разные выражения оттенков от эмоций бурной радости до бурного негодования.

Преобладание спокойной речи.

Нестандартность: из-за отсутствия жестких норм и правил, дети используют неожиданные сочетания слов и звуков, передразнивают друг друга, что способствует развитию словотворчества.

Ребенок придерживается определенных норм вежливости и общепринятых форм общения.

Преобладание инициативных высказываний над ответными. Ребенку важнее высказаться самому, чем выслушать другого.

Ребенок больше слушает взрослого, принимает и поддерживает инициативу взрослого.

Управление действиями партнера, контроль его действий, навязывание ему собственных образцов, постоянное соревнование с собой.

Взрослый остается для ребенка источником оценки.

Рождаются такие сложные явления, как притворство, нарочное выражение обиды, фантазирование.

Ребенок требует правдивости.

Таким образом, мы увидели, что

именно взрослый становится важным собеседником для ребенка.

Во время общения ребенок дошкольного возраста ориентируется на мнение воспитывающих его людей. То есть, ребенок оценивает себя как бы через призму взрослых, целиком ориентируется на оценку, отношение и мнение воспитывающих его людей.

Также при общении со взрослыми у детей вырабатываются умение говорить и вести себя по правилам, слушать и понимать другого человека, усваивать новые знания.