Модель инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в малом городе

Не школа преобразовывает жизнь, а, напротив того, жизнь создает для себя школу и приспособляет ее к своим потребностям и стремлениям.

Д.И.Писарев

В последние годы очевиден «поворот» общества и государственных структур в сторону людей с ограниченными возможностями здоровья. Веру в то, что в России в скором времени, наравне с развитыми европейскими странами, инклюзия станет не экспериментом, а массовой практикой, вселяет ратификация нашей страной Конвенции ООН о правах инвалидов (сентябрь 2008).

  • 2009 год объявлен Годом равных возможностей.
  • В настоящее время вступил в силу Федеральный проект « Доступная среда», в котором важное место отведено созданию доступной среды для детей с ОВЗ.
  • Ключевым моментом модернизации современной системы образования является положение о том, что в системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации любого ребенка.

— В Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении №666 впервые предусмотрена возможность организации групп комбинированной направленности, в которых могут получать дошкольное образование здоровые дети и дети, имеющие ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ).

Во многих регионах России накоплен значительный опыт в области инклюзивного образования. Примером может служить город Томск, Москва, Петербург, Пермь и другие города, где проблемам людей с ограниченными возможностями уделяется большое внимание.

Разработана и действует законодательная база в области инклюзивного образования:

1. Конституция Российской Федерации

2. «Конвенция о правах ребенка».

3. «Конвенция ООН о правах инвалидов».

4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24 июля 1998 года № 124

5. С первого сентября 2013 года вступает в силу новый закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

6. Резолюция 3447 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи ООН в « Декларации о правах инвалидов», принятая 09 декабря 1975г 5.

7. Декларации прав ребенка

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 617

9. Федеральный закон от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,

9 стр., 4444 слов

Правовые особенности социальной защиты детей-инвалидов по российскому ...

... эффективная система включения детей с ограниченными возможностями в социальную жизнь и гарантирующая им полноценную социальную защиту, возможности удовлетворения основных потребностей, реализацию интересов. Слабо разработана в научном смысле и система совершенствования социальной защиты детей-инвалидов с точки зрения ...

10.Федеральный закон от 24 июля 1998г. №124-ФЗ « Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

11. Программа «Доступная среда для инвалидов»

12. Концепция непрерывного образования.

13.Типовое положение об общеобразовательном учреждении №666 от 12 сентября 2008 года.

Таким образом, вопросы инклюзивного образования актуальны для современных условий. В России накоплена достаточно серьёзная нормативная база, существуют правовые основы инклюзивного или совместного дошкольного образования. Но на данный момент требуется серьёзная работа по подготовке компетентных педагогических кадров. Воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ, не хватает знаний, умений, опыта.

Актуальность данной работы обуславливается тем, что одним из направлений в деятельности современного детского сада становится ориентир на «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников на правах «равных партнеров», что обусловливает поиски путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. В данной работе показано, как создать модель комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в обычном детском саду в малом городе.

Проблему инклюзии детей -инвалидов в детское общество исследовали ученые: Н.Я Семаго., Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д, Л.И.Плаксина, Боровик.О.М, Стребелева.Е.А.,

Идеи и замысел исследования: заключаются в разработке и апробации системы комплексного сопровождения ребенка , имеющего ограниченные возможности здоровья ,направленной на обеспечение потребностей личности ребенка, учитывающей индивидуальные возможности и способности каждого, социализацию, интересы и запросы родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Объект исследования: инклюзивное образование детей дошкольного возраста в детском саду общеразвивающего вида в малом городе как социальная проблема.

Предмет исследования: интеграция детей-инвалидов в образовательный процесс современного дошкольного учреждения как социальная проблема. Ситуация развития ребенка как система новых отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.

Целью данной работы является:

  • Создать модель комплексного сопровождения детей с ОВЗ, разработать систему средств, способов сопровождения детей с ОВЗ находящихся в группе сверстников; улучшить качество их физического и психического здоровья.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

1. На основе теоретического анализа состояния проблемы в научной литературе рассмотреть проблему инклюзивного образования в современном обществе.

2. Создать механизм реализации личностно ориентированного образовательного и воспитательного процесса на основе диагностики физического, психического и личностного развития детей с ОВЗ.

3. Спроектировать индивидуальную траекторию развития (маршрут):

  • а) разработать рекомендации по организации педагогического процесса с учетом возрастных, психофизических и личностных особенностей воспитанников;

б) разработать и реализовать систему сотрудничества педагогов с родителями

в) разработать и реализовать дифференцированные программы оздоровления воспитанников с учетом состояния их здоровья, личностных особенностей;

4 стр., 1587 слов

Проблема профессионального здоровья в современных исследованиях

... [19]. Выделяются две главные цели психологического обеспечения профессионального здоровья: повышение компетентности в области здоровья, укрепление резервных возможностей профессионала и выработка ... исследований позволяют говорить о том, что психологическое обеспечение профессиональной деятельности специалиста тесно связано с проблемой сохранения его физического и психического здоровья. ...

4. Осуществлять консультативную помощь родителям по воспитанию детей в семье с целью повышения их педагогической компетентности.

5. Разработать и осуществить взаимодействие с реабилитационным центром «Подсолнух» с целью педагогического просвещения работников ДОУ для комплексного сопровождения ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в случае разработки и апробации модели инклюзивного образования детей с ОВЗ в обычном детском саду малого города, это будет способствовать улучшению физического и психического здоровья ребенка, создаст благоприятные условия пребывания в группе сверстников, будет способствовать развитию способностей каждого ребенка и поможет выработать у каждого ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, адаптационные механизмы к социуму.

Практическая значимость результатов исследования:

1. Создание модели инклюзивного образования детей с ОВЗ в малом городе.

2.Оказание практической помощи детям с ОВЗ и родителям, не имеющим возможность получать квалифицированную помощь в специализированных учреждениях коррекционной направленности.

В работе нами были использованы следующие методы исследования: теоретические — анализ литературы, эмпирические методы — наблюдение, беседы с ребенком и родителями, психолого-педагогическая диагностика.

База исследования: МДОУ Цильнинский детский сад общеразвивающего вида « Терем-Теремок» МО «Цильнинский район»

Глава I. Концептуальные основы проблемы инклюзивного образования детей дошкольного возраста

1.1 Сущность инклюзии и инклюзивного образования

В последнее десятилетие в системе образования в России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в воспитательно-образовательном процессе .Разрабатываются вариативные модели сопровождения, формируются его инфраструктуры (психолого-педагогические и медико-социальные центры, службы сопровождения ребенка, центры психолого-педагогического консультирования и т. д.).Раннее сопровождение и целевое сопровождение детей с ОВЗ стали элементами одной системы, своеобразными гарантами права ребенка на полноценное развитие. [27,С97]

История зарождения в образовании системы комплексной помощи ребенку в развитии стала формироваться в российской педагогике сравнительно недавно вместе со становлением гуманистической ориентации.

В современных условиях комплексная проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, демографические, социологические и другие данные, отражающие динамику состояния здоровья российских детей в последние годы, свидетельствуют о том, что так называемая «гуманитарная катастрофа» — уже не тревожащая перспектива, а суровая реальность наших дней.

Инклюзия является социальной концепцией, которая предполагает однозначность понимания цели -гуманизация общественных отношений и принятие права лиц с ограниченными возможностями на качественное совместное образование. Инклюзия в образовании — это ступень инклюзии в обществе, одна из гуманитарных идей его развития. Развитие инклюзивного образования -это не создание новой системы, а качественное и планомерное изменение системы образования в целом. Соответственно, инклюзия нацелена не на изменение или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям данного ребенка [26.С50]

62 стр., 30968 слов

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста

... перехода из дошкольного учреждения в школу. Изложенные выше соображения и определили выбор темы нашего исследования. Цель исследования - определить основные направления и формы работы по психолого-педагогическому сопровождению развития детей на этапе ...

Сейчас очень много внимания уделяется пониманию самого термина. Это оправданный процесс. Профессиональное мышление требует определения семантики деятельности. Инклюзия как принцип организации образования является явлением социально-педагогического характера.

Новый несокращенный универсальный словарь Вебстера определяет инклюзию как «процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого»

Необходимо также определение таких терминов, как инвалид, инвалидность, детская инвалидность, ребенок с ОВЗ

При определении «инвалидности», в нашей стране, традиционно используется клинический показатель — устойчивое нарушение функций организма в связи с таким социальным показателем, как степень участия в трудовой деятельности (нарушение трудоспособности).

А «инвалидность» в детском возрасте можно определить, как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) — это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии. В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения.

Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:

1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — детей с ОВЗ) направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения применительно к мобильной экономике. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации, не только самого ребенка, но и его семьи. Кроме этого, развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей. В качестве подтверждения этой мысли можно привести слова руководителя Департамента образования г. Москвы О.Н. Ларионовой: «Очевидно, что для развития инклюзивного образования сегодня важно не только решить организационно-методические и материально-технические вопросы, но и необходимо подготовить самих педагогов, учащихся и родителей к процессу совместного обучения детей, имеющих разные возможности. И именно со школьной скамьи необходимо воспитывать детей воспринимать мир во всем его многообразии. Понимать, что какими бы разными мы ни были по национальности или по цвету кожи, по уровню физического развития или здоровья, мы все должны иметь равные возможности для развития и жизни».[5.С10]

Поддерживая инклюзивную культуру, реализуя инклюзивную политику и практику, образовательные учреждения действуют в инновационном режиме. При этом одной из основных становится задача на основе имеющегося опыта в области образования детей с ОВЗ создать устойчивую, развивающуюся, эффективно действующую систему психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в учреждениях разных типов и видов. «Для обеспечения стабильного долгосрочного развития школы необходимо целенаправленно создать в ней организационно-образовательную систему, способную интегрировать и точно направлять профессиональные усилия и творческий потенциал педагогического коллектива. Организационно-образовательная система школы включает такие основные элементы, как ее структурная организация, координационные механизмы, образовательная среда, содержание образования, образовательный процесс, субъекты образовательного процесса и т.д.» [20,С. 4]

1.2 Особенности психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в учреждении, реализующем инклюзивную практику

Особенности психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса в образовательных учреждениях, обусловлены пониманием философских, ценностных оснований, в том числе принципов и приоритетов.

Без реализации представленных приоритетов и условий, без специализированного психолого-педагогического сопровождения как процесса интеграции в целом, так и его отдельных структурных компонентов включение ребенка с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в среду общеобразовательного учреждения представляется практически невозможной

Таким образом, создание модели психолого-педагогического сопровождения интегративного процесса можно рассматривать как одно из основных условий и составляющих успешности интеграции» [3, С. 5-6]

Представляется обоснованным рассматривать психолого-педагогическое сопровождение как комплексный процесс, затрагивающий все сферы жизнедеятельности ребенка. Когда речь идет об инклюзивном образовании, т. е. необходимости создания такой системы действий, при которой интеграция, объединение в одной группе детей с обычным развитием и детей с особенностями психофизического развития, то, в первую очередь, необходимо говорить о полноценном участии последних в жизни группы.

В условиях инклюзивного образования психолого-педагогическое сопровождение организуется и индивидуально и фронтально.

Деятельность специалистов сопровождения направлена, в том числе, и на подготовку воспитателей для работы как с детьми с ОВЗ, так и с группой их сверстников, включающей ребенка с ОВЗ, формирование социального интереса к этим детям, на корректность участников сопровождения в отношении используемой терминологии. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения.

Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей, вопросы самопознания и личностной самореализации.

Сопровождение семьи означает не только поддержку семей, имеющих детей с особенностями психофизического развития. Это также и формирование социального интереса к «особым» детям у всех родителей инклюзивной группы. Таким образом, от понимания потребностей «особых» детей на микроуровне (мой сын нуждается в специальной книге, специальном стуле, специальном устройстве двери) можно перейти на макроуровень, когда каждый человек, осуществляя свои профессиональные и общественные функции, будет осознавать необходимость учета подобных потребностей и детей, и взрослых. [6,С.54]

Учеными установлена прямая связь между наличием социально-эмоционального благополучия ребенка в детском коллективе и его успешностью во всех видах деятельности, в том числе и учебной. Технология социально-эмоционального взаимодействия предполагает работу с педагогами, «нормально» развивающимися воспитанниками и их родителями в системе инклюзивного образования, нацеленную на преодоление отрицательных установок, формирование приятия «особых» детей, понимание их особых потребностей. В этих условиях у детей с особенностями психофизического развития формируется социальная компетентность, навыки общения с окружающими, преодолевается социальная изоляция, расширяются возможности произвольного взаимодействия со сверстниками. У тех и других формируется определенная степень социальной зрелости и понимание факта (одного из главных признаков инклюзивного образования), что ребенок с ОВЗ не хуже и не лучше других — он такой же, как все.

Важный принцип, которым руководствуются специалисты психолого-педагогического сопровождения — индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье.

Даже если у детей, посещающих инклюзивное образовательное учреждения сходные нарушения, требующие создания похожих условий в образовательной среде, у каждого из них есть различия в особенностях микросреды, стиля воспитания в семье, возможностей для развития, потребностях и мотивах. Поэтому каждый ребенок и его семья требуют индивидуального подхода с учетом всех этих факторов. [8,С.45]

Одним из условий эффективной работы образовательного учреждения в области развития инклюзивной культуры, политики и практики является качественное управление всем процессом включения «особого» ребенка и его семьи в общеобразовательную среду. Перед руководством образовательного учреждения, вступающего на путь инклюзии, встает и другая задача — адаптация всех участников образовательного процесса — родителей, детей, педагогов к меняющимся социальным условиям.

Концепция сопровождения как новая образовательная технология в нашей стране разработана Е. И. Казаковой (1995— 2001 гг.).

[7,С. 33]

Комплексная помощь и поддержка ребенка в системе дошкольного образовательного учреждения — это обеспечение разнонаправленной психолого-педагогической, медико-социальной поддержки детей и их родителей. Сложный процесс взаимодействия сопровождающих и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. Субъектом или носителем проблемы развития ребенка является не только он сам (или заболевание), но и его родители и педагоги.

Согласно этой технологии определяются задачи по восстановлению индивидуально-личностного статуса ребенка-инвалида:

1. Социальная и психологическая диагностика.

2. Социальная ориентация.

3. Социально-психологическая поддержка, помощь (психологические консультации, коррекция семейных установок, мотивов поведения).

4. В теории сопровождения (по Е. И. Казаковой) важным положением выступает утверждение, что носителями проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее его окружение, так называемый «субъектный четырехугольник»:

Статистика показывает, что постоянно растет заболеваемость детей дошкольного возраста, что связано с плохим состоянием здоровья беременных женщин, неблагоприятными условиями их труда и быта, падением жизненного уровня населения, ухудшением экологической обстановки. Таким образом, очевидно: необходимо создать службу сопровождения, направив ее деятельность на более глубокую работу с детьми, имеющими серьезные проблемы в здоровье.[7,С.133]

Служба сопровождения — это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения

Данная служба определила основные принципы сопровождения в условиях жизнедеятельности нашего ДОУ:

— Рекомендательный характер советов сопровождающего: ведущей идеей сопровождения выступает положение о необходимой самостоятельности ребенка в решении актуальных для его развития проблем, именно поэтому логика сопровождения диктует необходимость отказа от «законодательных» решений, все решения службы сопровождения могут носить только рекомендательный характер.

— Ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями или лицами их заменяющими, педагогами, ближайшим окружением. На разных стадиях развития проблемы специалисты системы сопровождения могут стремиться дополнить своими советами «неработающие элементы» системы (отсутствие родителей, некомпетентность окружения).

  • Приоритет интересов сопровождаемого, позиция «на стороне ребенка»: на стороне взрослых — их жизненный опыт, многочисленные возможности независимой самореализации, множество социальных структур и организаций.
  • На стороне ребенка — только он сам и специалист сопровождения, который призван стремиться решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.

— Непрерывность сопровождения: поддержка может быть прекращена в случае решения проблемы, но в нашем случае это практически невозможно, так как дети находятся под постоянным воздействием факторов риска и должны быть обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления.

— Мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения: согласованная работа «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.

ГЛАВА II. Опыт моделирования инклюзивного образования детей в условиях детского сада в малом городе.

2.1 Информационная справка о ДОУ

Наименование организации:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение Цильнинский детский сад общеразвивающего вида «Терем-Теремок» муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области (сокращенное — МДОУ Цильнинский детский сад общеразвивающего вида «Терем-Теремок» МО «Цильнинский район»

Местонахождение : 433600, Ульяновская область, Цильнинский район, р. п. Цильна, ул. О. Кошевого, дом № 17.

Свидетельство о государственной аккредитации: АА 094567, регистрационный номер 1284 от 26.06.2009 г

Лицензия на осуществление образовательной деятельности : №1831, от 03.09.2012г

Руководитель: заведующий Годунова Татьяна Владимировна

Юридический адрес : 433600, Ульяновская область, Цильнинский район, р. п. Цильна, ул. О. Кошевого, дом № 17.

График работы : Понедельник-пятница, с 08.00-17.00.

Телефон : (8-84-245) 31-11-10

Адрес электронной почты: DOU-Terem-Teremok@mail.ru

Адрес сайта детского сада: www//tsilna-teremok.ru

Имеются кабинеты:

Кабинет заведующего

Медицинский кабинет

Изолятор

Кабинет инструктора по физической культуре

Кабинет музыкального руководителя

Методический кабинет

В ДОУ функционирует 9 возрастных групп, которые по возрастному принципу распределены следующим образом:

Группа

Возраст детей

Количество детей

Количество детей с ОВЗ

1.

1 младшая группа «Неваляшка»

2-3 года

18

2.

1 младшая группа «Белочка»

2-3 года

22

3.

2 младшая группа «Зайка»

3-4 года

25

4.

2 младшая группа «Пчелка»

3-4 года

24

5.

средняя группа «Солнышко»

4-5 лет

20

6.

средняя группа «Колобок»

4-5 лет

22

7.

старшая группа «Антошка»

5-6 лет

22

8.

старшая группа «Гномик»

5-6 лет

22

2

9.

подготовительная группа «Медвежонок»

6-7 лет

25

1

3

Всего детей

200

Модели инклюзии:

Полная (инклюзивная группа)

Воспитатели двух инклюзивных групп- 4 человека;

  • Из них 3 воспитателя- 1 кв. категории;
  • 1 воспитатель- 2 кв. категории;

Специалисты сопровождения:

  • психолог (по договору сотрудничества из МОУ Цильнинская СОШ)- психолог высшей квалификационной категории;
  • учитель — логопед -(по договору сотрудничества из МОУ Цильнинская СОШ )-высшей квалификационной категории;
  • старший воспитатель — в штате ДОУ — воспитатель высшей квалификационной категории;
  • музыкальный руководитель — штатный специалист — воспитатель 1 квалификационной категории;
  • детский врач — (по договору с поликлиникой)- врач высшей категории
  • дефектолог-( по договору с ОГКУСО РЦ «Подсолнух»)

Принципы инклюзии:

  • Принцип индивидуального подхода.
  • Принцип междисциплинарного подхода.
  • Принцип вариативной развивающей среды.
  • Принцип вариативной методической базы обучения и воспитания.
  • Принцип модульной организации образовательных программ.
  • Принцип самостоятельной активности ребенка.
  • Принцип семейно ориентированного сопровождения.
  • Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
  • Принцип активного включения всех участников образовательного процесса

Организация образовательного процесса:

— образовательная деятельность с детьми в группах, музее ДС, физкультурном и музыкальном зале,«Зимнем саду»,исследовательской лаборатории «Почемучки», музее русского быта « Горница», выставочном зале « Народные умельцы», «Правовой Академии», «Комнате сказок

  • коррекционная работа;
  • игровая деятельность

В МДОУ Цильнинский детский сад « Терем-Теремок»» организованы на данный момент две инклюзивные группы для детей с ОВЗ в соответствии с возможностями ДОУ . При отсутствии и недостаточности в ДОУ необходимых условий (помещений, специалистов, оборудования) для оказания специализированной помощи воспитанникам с отклонениями в развитии, такая помощь оказывается нам средней общеобразовательной школой, которая предоставляет для заседаний ПМПК своих специалистов: психолога, логопеда. Также школа оказывает помощь при реализации педагогического процесса с детьми с ОВЗ, предоставляя время для занятий в имеющейся у них Сенсорной комнате. Психолог школы проводит консультации с родителями детей , имеющих ограниченные возможности здоровья, является членом ПМПК, сотрудничает с педагогическим коллективом.

Схема направлений работы с детьми в ДОУ

Также в рамках инклюзивного образования, на данный момент ДОУ осуществляет сотрудничество с ОГКУСО «Реабилитационным центром для детей и подростков с ограниченными возможностями « Подсолнух», где педагоги, родители и дети с ОВЗ получают квалифицированную помощь.

Для эффективной реализации задач включения особого ребенка в образовательную среду ДОУ нами была разработана модель инклюзивного образования детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, включающая в себя направления работы:

1.Работа с детьми с ОВЗ

2. Работа с педагогами

3. Работа с родителями

4.Работа с социальными партнерами

Механизм, обеспечивающий эффективное инклюзивное образование.

1.Обязательное условие — создание Психолого-Медико-Педагогического консилиума, обеспечивающего первичную диагностику, определение реабилитационного потенциала ребенка, семьи, разрабатывающего индивидуальную комплексную программу реабилитации (ИКПР) — организационная форма комплексного подхода, оценка эффективности реабилитации с целью подведения итогов по результатам выполнения ИКПР в состав которого вошли:

  • Заведующий ДОУ
  • Старший воспитатель
  • Педагог-психолог школы
  • Учитель-логопед школы
  • Медицинская сестра
  • Воспитатели
  • Физкультурный руководитель
  • Музыкальный руководитель

Регламент деятельности Психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения определяется Письмом Министерства образования Российской федерации от 27. 03.2000 №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения». [19,С2—5]Следует добавить, что в современных условиях развития инклюзивного образования участниками ПМПк, совместно с педагогами, обсуждающими и реализующими стратегию психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, становятся его родители.

2. Определение направлений деятельности ДОУ для обеспечения комплексной реабилитации:

  • первичная диагностика и составление программ комплексной медико-социально-психолого-педагогической реабилитации, выявление ведущего специалиста, определение потенциала ребенка, включенности семьи
  • коррекционно-развивающие, реабилитационные и восстановительные мероприятия (проведение индивидуальных и групповых занятий дефектологом, психологом, логопедом, социальным педагогом, инструктором по ФК, воспитателем, музыкальным работником)
  • организация и проведение творческой реабилитации, культурно и спортивно- досуговых мероприятий.
  • информирование и просвещение родителей, помощь семье;
  • профилактика;
  • повышение квалификации специалистов, обобщение и трансляция опыта

В связи с чем в ДОУ разработаны:

1. План мероприятий по созданию равных условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (Приложение1)

2. Сформирована база данных детей с ограниченными возможностями здоровья, (далее — ОВЗ) на основе заключения ПМПК, медицинской карты ребенка.

3.Составлены:

  • паспорта здоровья детей ДОУ
  • социальные паспорта семьи

4.Разработаны:

  • Положение о психолого-медико-педагогической комиссии в ДОУ.
  • Положение об инклюзивных группах.
  • Нормативно-правовые документы по реализации инклюзивного образования в ДОУ (Приложение 2)

5. Определено программно-методическое обеспечение по работе с детьми с ОВЗ (Приложение3)

6.Заключены договора совместной работы с МОУ Цильнинская СОШ и ОГКУСО РЦ «Подсолнух», составлены планы совместной работы (Приложение 4)

7. Проводятся спортивные, музыкальные, театральные образовательные мероприятия с непосредственным участием в них детей с ОВЗ

8.Проводятся семинары-практикумы , консультации, деловые игры, тренинги для педагогов и родителей с целью повышения педагогической компетенции в вопросах воспитания и образования детей с ОВЗ

Одно из направлений деятельности педагогов- анализ деятельности специалистов по реализации индивидуального образовательного маршрута (плана) (индивидуальных развивающих программ).

Компонент этой деятельности — ведение документации, сопровождающей пребывание ребенка в образовательном учреждении, отражающей организацию и содержание образовательной, коррекционно-развивающей работы, динамику «движения» ребенка, степень его адаптации и развития, психолого-педагогическое сопровождение родителей учащихся (воспитанников), другие направления работы каждого специалиста.

Кроме стандартной документации, которую ведет каждый сотрудник, включены следующие документы:

Дневник наблюдений — ежедневные записи, которые ведет воспитатель, сопровождающий «особого» ребенка, но могут вести и и другие специалисты. Главная его задача — отражать состояние и деятельность ребенка в течение времени пребывания в ДОУ (на групповых и индивидуальных занятиях, в процессе режимных моментов и т.д.), наиболее эффективные формы взаимодействия с ним, организации той или иной деятельности, реальные достижения и затруднения. Материалы дневника наблюдения представляются на заседаниях ПМПК ДОУ, предложены для ознакомления родителям воспитанника. Важная задача дневника — показать родителям объективную картину изменения состояний ребенка во время пребывания в ДОУ, его трудности и достижения для организации совместной, «двусторонней» помощи и поддержки.Дневник психолого-педгогического сопровождения хранится у специалиста психолого-педагогического сопровождения, «ведущего» для ребенка. В дневник основные педагоги и специалисты сопровождения заносят проблемные вопросы, требующие коллегиального разрешения всеми членами междисциплинарной команды, сопровождающей ребенка и его семью в ОУ. В дальнейшем эти вопросы обсуждаются на ПМПк, других встречах междисциплинарной команды.

Единое («сквозное») календарно-тематическое планирование разрабатывается совместно основными педагогами, дефектологами, логопедами и хранится у старшего воспитателя в ДОУ. Задачи этого документа — обеспечение в работе педагогов единого подхода в распределении учебного времени; включение в содержание коррекционно-развивающей работы специалистов сопровождения программ воспитания и обучения в детском саду, реализуемых в режиме фронтальных учебных и развивающих занятий. Составление единого календарно-тематического планирования поможет так организовать образовательную и коррекционно-развивающую работу, чтобы ребенок с ОВЗ не испытывал излишней нагрузки, осваивая материал.

В дополнение к вышеизложенному, хотелось бы упомянуть о важности командного междисциплинарного подхода в психолого-педагогическом сопровождении. То, насколько сотрудники объединены идеей и философией инклюзивного образования, насколько понимают друг друга, придерживаются единого подхода к сопровождению «особого» ребенка, его семьи, других участников образовательного процесса, напрямую влияет на эффективность работы, успешность сопровождения ребенка и эмоциональный климат в коллективе.

Схема внутреннего междисциплинарного взаимодействия специалистов ДОУ

Таким образом, для реализации инклюзивного образования ,очевидно, что необходим комплексный подход, привлечение всех специалистов как в дошкольном учреждении так и за его пределами.

2.2 Опыт эмпирического исследования уровня социализированности детей с ОВЗ посещающих детский сад и не посещающих детский сад

Экспериментальная группа

Кол-во

детей

Вид инклюзии

Возраст

Заболевание

3

Полная

(посещение ДОУ в режиме полного дня)

5 лет

Синдром Дауна

Синдром Карнелии де Ланге

ДЦП

3

Точечная

(посещение ДОУ кратковременно, на игры, на прогулке)

5 лет

Синдром Дауна

ДЦП

3

Точечная

(только посещение РЦ «Подсолнух», без посещения ДОУ)

5 лет

Синдром Дауна

ДЦП

Для определения динамики развития эмоционально-личностной сферы у дошкольников, как посещающих, так и не посещающих детский сад, я использовала диагностические материалы И.Н. Наревской,Н.Г, Сабировой, Н.А.Курановой, апробированные в МДОУ№ 63 «Буратино», г.Ульяновска

1. Методика изучения поведения ребенка в условиях детского сада общеразвивающего вида и реабилитационного центра (оценка поведения детей, посещающих РЦ « Подсолнух», предоставлена специалистами реабилитационного центра) (Приложение 5)

Цель: изучение личностной сферы ребенка, анализ межличностных отношений с окружающими, оценка навыков общения.

Методы исследования: наблюдение во время непосредственной образовательной деятельности, игровой и свободной деятельности, прогулки.

Оценка выраженности в баллах нарушенного поведения:

0 баллов — никогда не наблюдается у ребенка, помощь взрослого для коррекции данного вида нарушения не требуется;

1 балл — иногда наблюдается у ребенка. Ребенок овладевает собственным поведением почти без помощи взрослого;

2 балла — часто проявляется. Ребенок требует значительной помощи взрослого в овладении социально приемлемым поведением;

3 балла — наблюдается очень часто. Требуется значительное количество времени на овладение своим поведением. Взрослый оказывает лишь ситуативное влияние на поведение ребенка;

4 балла — наблюдается непрерывно. Коррекционная работа взрослого очень неэффективна, не оказывает влияния на поведение ребенка.

Сводная таблица анализа симптомов поведения, эмоциональных расстройств дошкольников с ОВЗ

Характеристика нарушенного поведения

И.. ребенка

Посещающего детский сад

И.. ребенка

Не посещающего детский сад

И.. ребенка

Посещающего РЦ

Ариша

Диана

Максим

Аделя

Тимур

Марина

Даша

Дима

Кристина

1. Агрессивность

1

1

2

3

4

2

2

2

2

2. Вспыльчивость

0

2

2

3

3

3

3

2

1

3. Негативизм

1

2

2

3

3

3

2

2

2

4.Конфликтность

1

2

2

3

3

3

2

2

2

5.Демонстративность

0

0

2

3

3

3

2

2

2

6.Обидчивость (эмоциональная неустойчивость)

0

1

2

2

3

3

1

1

2

7.Эмоциональная отгороженность

0

1

2

2

3

3

1

1

2

Нерешительность

1

2

2

3

3

3

2

2

2

0

0

2

3

3

3

2

2

2

Тревога

0

0

2

3

3

3

2

2

2

Заторможенность

0

0

2

3

3

3

2

2

2

Двигательная расторможенность (гиперактивность)

1

2

0

3

3

3

2

2

2

Речевая расторможенность

0

0

2

3

3

3

2

2

2

Непонимание словесных инструкций

0

0

2

3

3

3

2

2

2

Избегание умственных усилий; умственная и физическая работоспособность

1

2

2

3

3

3

2

2

2

Застреваемость

1

2

2

3

3

3

2

2

2

Несерьезность

0

1

2

2

3

3

1

1

2

Как видно из приведенной таблицы, дети, посещающие детский сад , более социализированы, уровень агрессивности, негативизма, конфликтности у них более низкий, дети в состоянии сами справиться с собственным поведением.

Дети, которые не посещают детский сад:

  • имеют низкий уровень социализированности, так как не имеют навыков общения со сверстниками и другими взрослыми, находясь в домашней изоляции. При посещении детского сада на прогулке или присутствуя на игровой деятельности проявляют агрессивность — ломают игрушки, постройки, толкают сверстников, дерутся, кусаются, плюются. отказываются даже от интересной для всех деятельности. Стремятся уединиться, когда дети находятся все вместе;
  • входят в помещение и сразу идут к игрушкам;
  • часто заняты своим делом, не замечая других;
  • не используют речь как средство общения;
  • не выполняют просьбу, хотя слышат и понимают ее смысл;
  • избегают смотреть в лицо собеседнику. В социальных отношениях с другими: избегают ситуации устного опроса на занятии;
  • не отвечают, хотя знают ответ;
  • отказываются от ведущих ролей в играх. Проявления в речи: используют слова «не знаю», «может быть», «наверное». В познавательной активности: не знают, чем заняться. Быстро устают на занятии, снижена познавательная активность;
  • Смеются на замечания взрослого, похвала или порицание не оказывают значительных изменений в поведении ребенка.

Дети, не посещающие детский сад, но проходящие курсовые реабилитационные мероприятия в РЦ:

Социализированы в недостаточной мере, стремятся уединиться, когда дети находятся все вместе, часто заняты своим делом, не замечая других, обычноне избегают ситуации устного опроса на занятии, отвечают не всегда, могут заупрямиться, отказываются от ведущих ролей в играх. говорят слишком тихо.

2. Методика изучения социального развития ребенка в условиях детского сада общеразвивающего вида и реабилитационного центра (Приложение 6)

Цель: изучение социальных навыков детей с ОВЗ, посещающих и не посещающих или кратковременно посещающих обычную группу детского сада, изучение личностной сферы ребенка, анализ межличностных отношений с окружающими, оценка навыков общения.

Методы исследования: наблюдение во время непосредственной образовательной деятельности, игровой и свободной деятельности, прогулки.

Система оценки социального развития детей

Обычно-5, Часто-4, Иногда-3, Редко-2, Никогда-1

Сводная таблица оценка социального развития детей как посещающих, так и не посещающих детский сад (Форма наблюдения заполняется индивидуально на каждого ребенка)

№п/п

Утверждение

Дети, посещающие ДОУ

Дети, не посещающие ДОУ

Дети, посещающие РЦ

1.

Идут на контакт со взрослыми и детьми

4

2

3

2.

Успешно действуют под руководством взрослого

4

2

3

3.

Легко устанавливают дружеские отношения с ровесниками

3

1

2

4.

Успешно участвуют в играх с детьми

5

2

4

5.

Успешно разрешают конфликты с другими детьми

4

2

3

6.

Умеют контролировать свое поведение

3

1

2

7.

Хорошо действуют самостоятельно

4

2

3

8.

Не причиняют вреда растениям, животным, игрушкам

3

1

3

9.

Знают и выполняют распорядок дня

5

2

3

10.

Признают правила, предложенные взрослым

3

1

2

11.

Хорошо себя чувствуют в большой группе детей

5

1

2

Графическое изображение социального развития детей как посещающих, так и не посещающих детский сад

Анализ социального развития детей как посещающих, так и не посещающих детский сад

Дети, посещающие детский сад

Довольно легко идут на контакт со взрослыми и детьми , обычно хорошо себя чувствуют в большой группе детей . При выполнении заданий и в играх признают правила, предложенные взрослым . При выполнении режимных моментов не требуют повышенного внимания или контроля со стороны взрослого. Не причиняют вреда растениям, животным, игрушкам . Во время непосредственной образовательной деятельности и в совместной работе хорошо действуют самостоятельно. Умеют контролировать свое поведение .Успешно разрешают конфликты с другими детьми .Принимают на себя предложенные детьми роли в игре, довольно легко устанавливают дружеские отношения с ровесниками .Успешно действуют под руководством взрослого.

Дети, не посещающие детский сад

Обычно плохо социализированы, капризны, не идут на контакт с детьми, стараясь задеть, ущипнуть других детей. На образовательных мероприятиях легко возбудимы, особенно на тех мероприятиях, где используется музыкальное сопровождение. При проведении подвижных игр с другими детьми перевозбуждаются, проявляют агрессию ,кричат, поэтому при участии в занятиях по физической культуре им выделяется роль менее подвижная- (цыпленок, домик, цепочка) с обязательным контролем взрослого. Проявляют неудовольствие, если взрослый не может в данный момент уделить ему особое внимание(объяснение приемов работы во время образовательной деятельности), демонстративно встают, бросают или ломают игрушки, карандаши, и т.д. Сторонятся других детей, не участвуют в играх, в режимных моментах требуется постоянный контроль взрослого.

Дети, не посещающие детский сад, но проходящие курс реабилитации в реабилитационных центрах

Такие дети намного легче адаптируются к посещению ДОУ, но неуютно чувствуют себя в большой группе детей, при выполнении заданий, предложенных взрослым, непродолжительное время выполняют его, но быстро устают, отвлекаются. Чаще действуют самостоятельно, сторонятся других детей, так как в РЦ работа проводится чаще всего индивидуально. Часто возникают конфликты со сверстниками, требующие вмешательства педагога. Могут наладить отношения с одним или двумя детьми, большего им не требуется. К режимным моментам относятся спокойно, но только в присутствии взрослого. Не причиняют вреда животным, растениям, не ломают игрушки

Из проведенного исследования можно сделать вывод о том, что посещение инклюзивной группы детского сада положительно действует на детей, имеющих отклонения в развитии, так как правило, им легче потом интегрироваться в общество.

Родители часто изолируют своих отпрысков, считая, что обычные дети — народ жестокий, и им будет психологически достаточно сложно .Но это ошибочное мнение, напротив, при раннем посещении обычного детского сада такие дети легко входят в среду детского коллектива. Обычные дети привыкают , а зачастую и опекают таких детей, не позволяя их обижать, привлекая к играм, оказывая повышенное внимание. Бывает так, что им даже прощается агрессия, дети сами оправдывают и защищают их говоря: « Не трогай его(её), она(он) же не понимает, что так нельзя»

Могу привести пример, когда дети, живущие на одной улице с уже взрослым ребенком-инвалидом(мальчика зовут Серёжа),который длительное время провел в специализированном учреждении, дразнили, смеялись , избегали общения с ним. Сережа часто плакал, бегал за ними, стремился к совместным играм. Он просто не понимал, почему же с ним никто не играет, ведь в интернате сверстники не избегали его.

И обратная ситуация, когда к нам в детский сад привели девочку с Синдромом Дауна в 4 года .(Её зовут Ариша).

Да, поздновато, но у нас уже был опыт общения с такими детьми, поэтому перед приемом такого ребенка, мы проводили предварительную работу, объясняли, как вести себя с девочкой, как ее принять в группе, как общаться, оказывать помощь. В этом возрасте дети легко принимают советы взрослых, если те даются с позиции равенства, общения «как со взрослыми»

Сейчас Ариша идет в подготовительную группу. Дети относятся к ней на равных, принимая в игры, уважая девочку и не позволяя ее обидеть. Я считаю, что это маленькая, но победа. Мы социализировали девочку, а кто знает, может быть и обеспечили более легкий путь во взрослую, полноценную жизнь. Только очень бы хотелось, чтобы и в школе ей оказывали такое- же внимание и не отказались бы ввиду чрезмерной нагрузки от дальнейшей с ней работы.

Глава III. Модель инклюзивного образования в малом городе

3.1 Программы, направленные на коррекцию развития и оздоровление воспитанников с учетом состояния их здоровья, личностных особенностей

Важную роль в жизни ребёнка с ОВЗ играет положительный опыт пребывания в детском саду. В группе ребёнок приобретает разнообразные знания, умения, навыки. Ребёнок узнаёт, что существуют определённые правила и дисциплина. Пребывание в группе дошкольного образовательного учреждения общего типа — это возможность для ребёнка быть вовлечённым в основной поток сверстников, это возможность воспитываться в языковой среде с детьми, более успешными в речевом развитии. В процессе обучения и воспитания ребёнок отрабатывает навыки самообслуживания, навыки общей и мелкой моторики, координацию движений, учится общаться с разными людьми.

Чтобы процесс обучения и воспитания ребёнка с ОВЗ в группе дошкольного образовательного учреждения проходил продуктивно и плодотворно как для самого ребёнка, так и для специалистов, необходимо составление индивидуальной образовательной программы.

Здесь следует пояснить: под индивидуальным образовательным маршрутом ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении мы понимаем систему конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, междисциплинарной команды специалистов сопровождения образовательного учреждения, родителей в процессе включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс, индивидуальный маршрут развития ребенка(индивидуальная программа развития) — документ, отражающий и закрепляющий эту систему на определенный период, утвержденный директором ОУ и подписанный родителями ребенка.

Индивидуальный маршрут развития ребенка(индивидуальная программа развития) — документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги педагогического коллектива и родителей в организации поддержки ребенку с ограниченными возможностями здоровья в процессе получения им образования и — в конечном итоге, максимальной социальной адаптации. В настоящее время у нас не существует единого документа, включающего в себя все аспекты психолого-педагогического сопровождения индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ (такие документы разработаны и действуют в образовательных учреждениях Великобритании, Норвегии, США).

Существуют и применяются в практике, а так же описаны в научно-методической и практико-ориентированной литературе различные варианты составления индивидуальных программ обучения (Приложение), индивидуальных учебных планов, индивидуальных комплексных коррекционно-образовательных программ ,индивидуальных программ развития (в ДОУ) и т.д. [9,С40]

Мы составили индивидуальную программу развития ребёнка с опорой на основную программу воспитания и обучения в детском саду, в нашем случае, на программу « От рождения до школы» под редакцией М. А. Васильевой, Вераксы.Н.Е, Комаровой.Т.С. и программу коррекционно-развивающего обучения и воспитания Е.А. Екжановой, Е.А.Стребелевой.

Диагностические исследования для выявлений знаний, умений, навыков в соответствии с возрастными особенностями детей с ОВЗ проводятся с использованием тех же базовой и коррекционной программы.

Индивидуальный маршрут развития ребенка

Цель: организация коррекционно-развивающего процесса с едиными требованиями к ребенку с целью своевременной коррекции поведенческих реакций, профилактики школьной неуспеваемости, социальной дезадаптации в условиях ДОУ.

Реализация коррекционно-развивающих программ, требующих участия в их реализации семьи, необходимых специалистов

Система работы

Участники:

Диагностический блок

изучение качественных особенностей психологического развития ребенка;

-исследование коммуникативных способностей;

-выявление степени владения знаниями, умениями и навыками в соответствии с возрастными особенностями.

Педагог-психолог,

Воспитатели,

Музыкальный руководитель,

Воспитатель по физической культуре,

Учитель-логопед.

— Коррекционно-развивающий блок -развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности;

-развитие речи, коммуникативной деятельности и коррекция их недостатков;

-становление игровой деятельности.

Педагог-психолог, музыкальный руководитель, учитель-логопед, воспитатель по физической культуре.

Здоровьесберегающий блок

-создание условий для сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей,

-медицинский контроль и профилактика заболеваемости;

-включение оздоровительных технологий в педагогический процесс.

Педагог-психолог, медсестра,

воспитатель.

Воспитательно-образовательный блок

-социально-нравственное развитие;

-познавательное развитие;

-эстетическое развитие;

-формирование и развитие основных видов деятельности детей дошкольного возраста.

Воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре.

Социально-педагогический блок .

-коллективные формы взаимодействия с семьей;

-индивидуальные формы работы с семьей;

-формы наглядно-информационного обеспечения;

-решение организационных вопросов;

-информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями и социальными службами.

Педагог-психолог, старший воспитатель, вос…