Творческая личность журналиста

Журналистика — относительно молодая наука; это одно из важнейших социальных явлений современной жизни, вид массово-информационной профессиональной деятельности людей, которые занимаются сбором, обработкой и подачей широкому кругу людей интересной, актуальной, значимой и иной информации, которая передаётся по различным коммуникативным каналам: пресса, телевидение, радио и Интернет, тем самым обеспечивая бесперебойное взаимодействие между личностью, группой людей и обществом в целом, а также между различными общественными сферами и даже между поколениями [1].

Говоря о журналистике, мы имеем ввиду особый вид творческой деятельности человека, где основой профессии является постижение жизни, объективное освещение любых сторон реальной действительности, осмысление многообразия человеческого бытия, а также специфическая форма внеличностного общения. Журналистика отражает общественное сознание и формирует его, служит обществу и одновременно является инструментом социального управления. Являясь сложным диалектическим явлением современной жизни, журналистика — одно из важнейших орудий общественного прогресса, ибо без всестороннего развития журналистики невозможно развитие общества и человеческой цивилизации [1].

Профессия журналиста одна из самых востребованных профессий в современном мире [3].

Иносказательно, журналист — это проводник от информации к аудитории. От того, какими личностными качествами он обладает и как они влияют на методику его работы, зависит качество подаваемого в массы материала. А качество — одна из главных составляющих профессиональности журналиста, его успешности.

Творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее, ценное не только для автора, но и для других людей. Основной критерий, отличающий творчество от производства — уникальность его результата. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства [4].

Поскольку журналист работает с информацией посредством слова, то можно сказать, что творческий результат деятельности журналиста — уникальная во всех смыслах информация.

16 стр., 7682 слов

Место и роль социологических данных в творческой деятельности журналистов

... социологические методы, используемые в труде журналиста, выяснить особенности использования социологических методов в журналистском тексте, определить характер предъявления социологических данных в тексте, охарактеризовать суть социологического анализа в прессе, журналист социологический ... высшей нервной системы. Сам объект деятельности журналиста (жизнь социума и человека в нем) и цель (воздействия ...

Профессионализм предполагает овладение мастерством, то есть достижение такого уровня совершенства, которое позволяет наиболее полно выполнять конкретные функции в определенной сфере общественной практики. Профессионализм и мастерство одновременно индивидуальны и социальны. Они реализуются во времени и пространстве, наполняясь конкретным содержанием в зависимости от определенных исторических условий, социокультурных обстоятельств, национально-этнических факторов, от особенностей неповторимой личности специалиста [2].

Отличие истинного профессионала от начинающего — обладание неким знанием и наблюдательностью. Эти два фактора и являются основой журналистики как творчества или, конкретнее, как особого вида творческой деятельности.

В современном мире требования к журналисту достаточно высоки: он должен иметь высшее образование в области журналистики, знать психологию общения, иностранные языки, иметь хорошие навыки общения с людьми, сбора, поиска и отбора необходимой информации, аналитические способности, образное мышление, хорошую память, мобильность, умение ясно излагать мысли, быть коммуникабельным, любознательным, находчивым, сообразительным, эрудированным, доброжелательным, вежливым, физически выносливым человеком [3].

Актуальность темы заключается в том, что в динамично развивающемся обществе часто не хватает по настоящему профессиональных журналистов. Не смотря на то, что в настоящее время система журналистской подготовки предоставляет широкие возможности (вузы, школы журналистики, международные курсы) для формирования творческой личности, часто в погоне за новостью, журналисты забывают о профессиональной этике, не имеют свою социальную позицию, в своем материале используют штампы, что говорит о скудности знаний и навыков или нежелании совершенствоваться.

Цель курсовой работы раскрыть и описать творческую личность журналиста.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

1) определить, что такое творчество, творческий процесс и его этапы, творческая личность и ее качества;

2) определить творческий процесс в журналистике, творческую личности журналиста;

3) проанализировать личность корреспондента газеты «Заря» на основании его публикаций.

Предмет исследования — мотивы, цели и функции творчества. Объект исследования — выявление характерных черт творчества современного журналиста. В данной работе будут проанализированы такие понятия, как творчество, творческий процесс в журналистике и творческая личность журналиста.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи курсовой работы. В первой главе рассматривается понятие творчества, творческий процесса и его стадии, формируется представление о творческой личности и ее качествах. Во второй главе определяется творческий процесс в журналистике, дается представление о творческой личности журналистам. В третьей главе проводится анализ личности корреспондента газеты «Заря» Евгения Литвиновича на основании его публикаций. В заключении представлены выводы. Список литературы отражает степень изученности вопроса, очерченного темой курсовой работы и обоснованности сделанных выводов.

12 стр., 5687 слов

«Роль библиотеки в духовном развитии личности школьников»

... и найти свое место в системе работы с подрастающим поколением. А планов на будущее – превеликое множество. И сегодня, и завтра откроются двери школьной библиотеки и планы начнут осуществляться… Пусть дети увидят, что библиотека ... библиотеки – одна из основных в духовном развитии личности школьников. Начало 17 века с его техническим развитием, ... викторина “Жизнь и творчество А.С.Пушкина”. Прошло ...

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСТВА. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ЭТАПЫ. ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ КАЧЕСТВА

1.1 Понятие творчества

Творчеством называется деятельность, порождающая нечто новое, уникальное. Ученые считают, что способность к творчеству — общее свойство человека как биологического вида. Разным людям оно присуще в разной мере: есть более, есть менее творческие люди. Творчество как феноменальное свойство человека заключается в способности создавать и объективно новое (то, что раньше не существовало в мире вообще) и субъективно новое (то, что уже имеется, но для данного человека ново, создается впервые, без ориентации на существующие аналоги) [17].

Существует мнение, что в любой деятельности присутствует элемент творчества, то есть момент нового, оригинального подхода к ее выполнению. В этом случае в качестве творческого элемента может выступать любой этап деятельности — от постановки проблемы до поиска способов выполнения действий. Когда творчество направлено на поиск нового, оптимального, возможно, ранее неизвестного решения, оно обретает статус деятельности и представляет собой сложную многоуровневую систему. В этой системе выделяют специфические мотивы, цели, способы действия, фиксируются особенности их динамики [6].

Античный философ Платон отождествлял творчество с богом Эросом и понимал его как своеобразную устремленность или одержимости человека к достижению высшего или «умного» созерцания мира. В средние века понятие творчества связывалось с представлением о Боге как о личности, свободно творящей мир, вызывая бытие из небытия. В эпоху Возрождения возникает культ гения, объектом познания становится сам творческий акт. Однако, в тот же период Джордано Бруно, провозгласивший идею о новом творческом или «страстном» человеке, поплатился за это своей жизнью на костре инквизиции.

При воплощении замысла будущего произведения личность включается в художественное творчество, которое предстает как одна из разновидностей процесса моделирования действительности. При этом в любом литературном и публицистическом произведении могут быть одновременно представлены модели двух объектов — явления действительности и личности автора. Включаясь в художественное творчество, творцы интегрируют, по мнению Л.Н. Столовича, различные виды человеческой деятельности, возникающие в «силовом поле» многообразных субъектно-объектных и личностно-общественных отношений [12]:

1. Познавательную деятельность, в результате которой художник отражает объективную действительность, познает взаимосвязи между личностью и обществом в каждую конкретную историческую эпоху.

2. Преобразовательную деятельность, состоящую в том, что художник в процессе творчества преобразовывает в создаваемом им образе природный материал (краски, формы, звуки и т.д.) и материал жизни человека и общества, трансформируя его в различных сюжетно-композиционных отношениях, видоизменяя пространственно-временные связи для выражения авторской концепции.

3. Воспитательную деятельность — стремление воздействовать на духовный мир реципиентов.

12 стр., 5897 слов

Виды деятельности человека

... Деятельностный подход в психологии Деятельностный подход утверждает, что личность каждого человека отображается в предметной деятельности, направленой на творческое преобразование и познание ... определяются принадлежностью человека к обществу. Социальными считаются потребности человека в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, ...

4. Оценочную деятельность, благодаря которой художник выражает свое ценностное мироощущение, отражая явления действительности сквозь призму своих интересов, потребностей, вкусов, идеалов.

5. Коммуникативную деятельность, предполагающую прямое или косвенное общение художника с реципиентом своего произведения [16].

При субъектно-объектных отношениях личность, с одной стороны, может познавать объект (в данном случае осуществляется его познавательная деятельность), а с другой — отражать объект в своем сознании, оценивая или преобразуя его в различных образах. На основе этих видов субъектно-объектных отношений и возникают основные виды человеческой деятельности: познавательная, преобразовательная, оценочная [16].

Анализ исследовательских работ в области психологии творчества позволяет выделить следующие значимые ее направления:

1. Механизмы творческого процесса

2. Творческая способность или креативность

3. Приемы, методы и средства, способствующие активизации мышления и решению творческих задач [5].

Социальная суть творчества — это труд, направленный на создание существенно нового продукта, который отвечает материальным или духовным потребностям людей. В развитом обществе творчество, как и всякий труд, институализируется и приобретает специализированный характер. У человека множество потребностей. Общество, как организм, объединяющий людей, имеет этих потребностей еще больше. Чтобы получать определенные предметы для их удовлетворения, оказываются необходимы соответствующие области творчества. Они возникают, оформляясь в определенные социальные институты [17].

Творчеству научиться нельзя, но можно научиться профессиональному способу той или иной творческой деятельности. В современном обществе все области творчества знают две формы организации: творчество любительское и творчество профессиональное. Всякое творчество рождается как любительское — это первая фаза его развития: вне рамок должностных обязанностей, спецподготовки и жесткой ответственности за результат; стихийно, в зависимости от задатков личности. Творчество профессиональное формируется на базе любительского в ходе процесса разделения труда: становится для человека основным занятием, протекает в рамках сотрудничества с определенной профессиональной общностью, связано с исполнением обязанностей и ответственностью за качество; тут возникает нужда в специальной подготовке.

То есть различие любительского и профессионального творчества в том, что любительское возникает стихийно, а профессиональное основывается на сознательном изучении закономерностей и стремление следовать им.

Виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности: изобретательское, научное, правовое, политическое, социальное, организаторское, предпринимательское, философское, культурное, педагогическое, художественное, мифологическое, религиозное, музыкальное, повседневно-бытовое, спортивное, игровое [вики].

1.2 Творческий процесс и его стадии

Многие ученые и деятели культуры смогли словами объяснить то, что происходило с ними в момент творческого озарения. Наиболее образно это смогли сделать математики и физики: А. Пуанкаре, В.В. Налимов, Б.В. Раушенбах и другие. На основании таких описаний и были созданы теории, объясняющие творческий процесс [5].

6 стр., 2981 слов

Мотивация деятельности личности в организации

... и объясняют поведение и активность человека. Рассмотрению всех этих факторов и посвящена данная работа. 1. Мотивация деятельности личности в организации 1.1 Формы и факторы мотивации персонала в организациях Мотивационная ... воздействие переменной части труда, как правило, мотивирует творческое начало работника. Но на практике, активное творчество обычно не требуется и воспринимается как досадное ...

Исследователи связывают творчество с уходом от сдерживающих стереотипов и перестройкой мышления. В этом процессе важная роль отводится интуиции. Эта та информация и те решения, которые находятся на периферии нашего сознания в виде вспышек абсурдных ассоциаций, странных картинок и символов, сновидений, которые наше организованное стереотипное мышление решительно отгоняет. Однако именно эти сигналы чаще всего и являлись источником научного открытия, технического изобретения или создания произведения искусства [5].

Творческий процесс у человека в любом виде деятельности непрерывен. Известно, что начало любого творческого процесса связано с накоплением информации. Освоение действительности — обязательное условие преодоления той проблемной ситуации, которую представляет собой исходный момент творческого акта: есть созидательная потребность, есть ориентировочная задача, но ответа на вопрос об ее решении в виде конкретного замысла произведения нет. Он определится, когда наступит «насыщение» информацией, а это в разных видах творчества происходит по-разному [17].

Краткий обзор творческого процесса, состоящего из четырех этапов: поиск задач, формулирование конкретной проблемы или спорного вопроса, их исследование и создание набора идей.

Первый этап творческого процесса представляет собой привычку искать задачи не в какое-то определенное время, а постоянно. Ее важность отражена в том факте, что можно применить творческий подход только в ответ на осознаваемые задачи.

Второй этап — формулирование проблемы или спорного вопроса. Цель этого этапа — найти самую лучшую формулировку проблемы или спорного вопроса, формулировку, которая приведет к наиболее ценным идеям. Поскольку разные формулировки открывают разные направления для мысли, лучше всего рассмотреть наибольшее количество формулировок с разных точек зрения.

Цель третьего этапа — исследование проблемы или спорного вопроса — получить информацию, необходимую для того, чтобы эффективно работать над проблемой или спорным вопросом. Это может быть, как поиск подходящего материала в своем прошлом опыте и наблюдениях, пригодного для решения настоящей проблемы, так и получение новой информацию посредством нового опыта и наблюдений, бесед с информированными людьми или собственного исследования.

Четвертый этап — создание идей. То есть произвести достаточное количество идей, чтобы решить, какое действие следует выполнить или какое мнение принять. На этом этапе часто встречаются два препятствия. Первое — это часто неосознаваемая склонность ограничивать свои идеи обычными, знакомыми, традиционными реакциями и блокировать необычные и незнакомые. Второе препятствие — это тяга слишком поспешно прервать процесс создания идей. Исследования показали, что чем дольше создаются идеи, тем выше вероятность того, что это будет стоящая идея [6].

1.3 Творческая личность, качества личности

Исходя из вышесказанного можно уже представить, кто же такой человек творческий, какими качествами он обладает.

Творческая личность всегда стремится создать новые, уникальные материальные или культурные ценности. Такой человек всегда талантлив, причем во многих областях (например, Леонардо да Винчи, который преуспел и в живописи и архитектуре, в математике и технике).

5 стр., 2197 слов

Гражданские качества личности учащихся

... активность, гражданское самосознание и гражданские качества. Социальную активность можно определить как сознательное, творческое отношение к трудовой и общественно-политической деятельности, в результате которой обеспечивается глубокая и полная самореализация личности. ...

Современная психология делит людей творческого склада ума на два типа:

1. Дивергенты, то есть люди, способные к широкому спектру творческой деятельности, легко устанавливают отдаленные связи между несоединимыми и несопоставимыми понятиями и явлениями; обладают богатым воображением; оригинально подходят к проблеме; могут выступать против общепринятых суждений, ставших штампом; отличаются автономностью, независимостью от чужого мнения; смело и открыто идут навстречу новым идеям и экспериментам; испытывают удовлетворение от открытий.

2. Конвергенты, то есть люди, склонные к узким, целенаправленным, глубоким и конкретным исследованиям; тяготеют к таким видам интеллектуальной деятельности, где необходимо сосредоточить внимание на более углубленном поиске в одном направлении; легко приспосабливают свое мышление к общественным стереотипам, оперируют общепринятыми штампами; для творческой деятельности им необходимы внешние стимулы; неторопливо и основательно ступают по заранее выбранной надежной тропе; к познавательным эмоциям равнодушны).

Каждый автор, исходя из индивидуальных способностей и склонностей, стремится выбрать оптимальный стиль работы над материалом. А творческие процессы, связанные с подготовкой журналистского произведения, имеют закономерные этапы, знание которых позволит будущим журналистам, и дивергентам и конвергентам, оптимизировать свою деятельность.

От других творческую личность отличает оригинальность мышления и способность к созиданию, увлеченность, а также ряд других качеств, таких, как:

1. Упорство (настойчивость), подтверждающее наличие мотивации. Умение сосредоточиться на одном занятии, настойчивость вопреки неудачам — это одно из качеств творческой личности, помогающее освободиться от вялости, нерешительности. Дает возможность доводить начатые проекты до конца. Выработать настойчивость помогут: выбор жизненного ориентира, регулярные занятия спортом или каким-то видом творческой деятельности.

2. Открытость новому опыту, эмоциональная открытость, гибкость мысли, эксцентричные взгляды и убеждения — во многом благодаря им у людей возникают оригинальные идеи и решения. Все творческие личности обладают такой открытостью.

3. Любознательность — стремление совершенствовать свои знания, интерес к различным сферам человеческой жизни и просто окружающей среды. Это качество наделяет личность способностью быть активным в жизни, а также стимулирует к деятельности для новых открытий и знаний. Оно приносит радость от познания окружающего мира, позволяет расширить границы своих возможностей. Развитию этого качества способствует наблюдательность, а также стремление к знаниям. Без любознательности творческая личность просто невозможна.

4. Воображение — способность мышления создавать новые образы на основе реальных объектов. Благодаря нему стираются границы между невозможным и возможным. Это качество дает свободу фантазии в любой сфере: искусство, кинематограф, литература и т.д. Воображение можно развить. Для этого необходимо глубоко читать книги, погружаясь в мир персонажей, интересоваться искусством, посещая выставки, картинные галереи, выполняя психологические упражнения, направленные на развитие фантазии. Творческие личность часто мечтательны.

14 стр., 6601 слов

По журналистике «Личность журналиста»

... личности журналиста. Цель работы – рассмотреть основные факторы формирования личности журналиста. Задачи: Рассмотреть профессиональную деятельность как фактор формирования личности журналиста. Выяснить проблемы формирования внутреннего мира журналиста. Проанализировать методы исследования личности журналиста. ... (перед средствами массовой информации ставились задачи целенаправленного влияния ...

5. Уверенность в себе, независимость. Благодаря этим качествам человек полностью свободен от мнения окружающих, иначе говоря, эмоционально устойчив. Он способен принимать собственные решения и воплощать их в жизнь За счет этих качеств любым идеям, даже самым безрассудным, на первый взгляд, человек может найти реальное применение. Приобретению этих качеств способствует: развитие критического мышления, самоуважения, а также борьба со страхом перед людьми. Независимость способствует продвижению новаторских идей и развитию прогресса.

6. Изобретательность — способность человека нестандартно решать жизненные задачи, создавать необычные вещи. Благодаря этому качеству творятся шедевры. Преимущества: возможность совершать неординарные поступки, неограниченность фантазии, радость от процесса создания, свобода от лени души и тела. Это качество творческой личности не врожденное. Его можно приобрести благодаря: повышению собственной эрудиции, самосовершенствованию (искоренение любых признаков лени), постановке и достижению определенной цели. Изобретательный человек не боится пробовать что-то новое в жизни.

7. Быстрота обработки информации: находчивость в ответах, быстрота мысли, любовь к сложности — творческая личность жонглирует идеями без всякой самоцензуры. Внезапное озарение, когда решение словно возникает из ниоткуда.

8. Мышление по аналогии и способность обращаться к предсознательному и бессознательному. Мышление по аналогии действует по принципу свободных ассоциаций мыслей и образов. К пред- и бессознательным явлениям относятся ночные сновидения, дневные грезы наяву и сильные эмоции [9].

Анализируя перечисленные качества, становится очевидным, что у каждого человека есть творческий потенциал, который он может развивать. В настоящее время имеется множество различных упражнений для развития творческого потенциала.

К примеру, упражнение «Свободный монолог».

Задача: перестать контролировать свои мысли, научиться думать свободнее.

В тихом и спокойном месте следует закрыть глаза и позволить телу расслабиться. На минуту сосредоточиться на мыслях и возникающих спонтанно образах. Затем ответить себе на шесть вопросов:

1. Что я увидел, почувствовал, услышал?

2. О чем был мой внутренний монолог (что шептали тихие голоса внутри меня)?

3. Каковы были мои мысли?

4. Мои ощущения?

5. Мои эмоции?

6. Что это все значит для меня? (Давняя проблема, нереализованное желание, неумение ослабить контроль и «отпустить» происходящее…).

Упражнения, развивающие креативность:

1. «Две случайности». Возьмите толковый словарь и наугад выберите два случайных понятия. Просто ткните пальцем в любые страницы. Сопоставьте их, попытайтесь найти между ними что-то общее. Придумайте сумасшедшую историю, в которую и поместите взаимосвязь. Подобное упражнение отлично тренирует мозг.

2. «10+10». Выберите любое слово, это обязательно должно быть существительное. Теперь напишите 5 прилагательных, которые, по вашему мнению, ему больше всего подходят. Например, «носки» — черные, теплые, шерстяные, зимние, чистые. Сделали? Теперь попробуйте написать еще 5 прилагательных, которые совсем не подходят. Вот, тут-то все и застопорились. Оказывается, сделать это очень трудно. Покопаться в различных сферах восприятия и найдите-таки нужные слова.

10 стр., 4956 слов

Влияние средств массовой информации на личность

... тем в СМИ. Влияние СМИ на формирование личности СМИ играют огромную роль в жизни человека , подросток сильно подвержен влиянию в этом ... телевидение стало наиболее доступным и простым способом получения информации. Влияние СМИ на формирование общество «Печать, телевидение, радио — действенные ... после чего Владимир Вольфович вступил в стычку с журналистами канала “2х2” , снимавшими препирательства с ...

3. «Название». Постарайтесь каждый раз, когда какой-то предмет вас заинтересовал, придумать ему название. Можно короткое и хлесткое, или же длинное и развернутое. Цель упражнения — название обязательно должно вам понравится.

Примеры упражнений на развитие писательского мастерства:

1. Подумайте об одном из предметов, находящихся в комнате. Не открывая глаз, перечислите как можно больше характеристик данного предмета. Запишите все, что вспомнилось, по прежнему не глядя на предмет

2. Выберите стихотворение, которое Вам нравится. Возьмите его последнюю строку — пусть это будет первой строкой Вашего нового стихотворения.

3. Что Вы сказали бы незваному гостю, заглянувшему к Вам в три часа ночи.

4. Напишите рассказ, начинающийся словами: «Однажды мне представилась возможность, но я ее упустил…».

5. Напишите письмо десятилетнему себе. Письмо в прошлое.

ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В ЖУРНАЛИСТИКЕ. ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ ЖУРНАЛИСТА

2.1 Творческий процесс в журналистике

творчество творческий личность журналистика

Творчество — основная составляющая журналистики. Создание журналистского материала всегда обусловлено рядом взаимных процессов: поиск темы, формирование и разработка замысла, определение идеи будущей публикации. Журналист выбирает объект, составляет план будущего материала, и начинает работать над реализации своего замысла.

Выбранная тема всегда несет определенную функцию. Тема материала в газете соответствует социальным запросам, то есть тема рождается как отклик на актуальные общественные потребности. На практике многие журналисты сосредоточены на какой-то одной теме, но и в этом случае журналист постоянно включен в процесс не только обдумывания (ведь раскрыть новые грани в уже знакомой теме бывает еще сложнее, чем написать материал о чем-то другом), но и накопления нового материала [10].

Формируется и разрабатывается замысел будущей публикации: возникновение, накопление материала, структура, проблема, гипотеза. Это — первая ступень творческого процесса, первоначальный набросок будущего произведения. У замысла существует две стороны: сюжетная (автор заранее намечает ход событий) и идейная (предположение о решении проблем и конфликтов).

Если в замысле фиксируется только общая идея, то в плане дается наметка всей публикации, выделяются ее узловые моменты, определяются ее основные герои, вокруг которых и развернется все действие. Дальнейшая работа над публикацией связана с уточнением рабочей идеи. Приступая к работе, журналисту необходимо определиться в своей нравственной или идеологической позиции [12].

Основой любого журналистского материала является факт. Важным моментом журналистской работы является не только сбор фактического материала, но и методы его обработки и изложения [10].

На этапе разработки замысла будущего произведения журналисту необходимо определиться с объектом изучения. В данном качестве могут выступить и конкретная житейская ситуация, и проблема, которая требует тщательного рассмотрения, и те или иные социальные явления, и деятельность людей и т.д. Во всех случаях журналист включается в познавательную деятельность по сбору и анализу фактических данных. Для успешной реализации данного этапа работы журналисту необходимо в совершенстве овладеть различными методами сбора первичной информации, так как именно от качества собранного материала зависит содержательная насыщенность будущего произведения. Поэтому в журналистской практике используется целый арсенал методов сбора и обработки информации.

7 стр., 3137 слов

Роль информации в системе управления

... 2. Виды управленческой информации Информацию, которая поступает к руководителю (менеджеру) или в орган управления и исходит от них, можно классифицировать по нескольким признакам. По источникам поступления [Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/referat/rol ...

К традиционным журналистским методам относят: наблюдение, эксперимент и интервью. Все они ориентированы на выявление глубинных характеристик изучаемого объекта и на выяснение закономерностей в социальной действительности. С развитием журналистики данные методы дополнялись и обогащались конкретными методиками из социологии и психологии, представляющими «совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая чистые операции, их последовательность и взаимосвязь» [13].

Все методы можно условно разделить на две большие группы: первые из них используются при сборе эмпирических данных (наблюдение, эксперимент, интервью), а вторые — при анализе полученных сведений. В журналистике специальные методы применяются в тех случаях, когда в силу каких-то обстоятельств нельзя получить информацию. Именно в таких ситуациях журналист для достижения цели меняет профессию, участвует в социальных экспериментах, проводит фокусированное интервью и экспертные опросы, пытается прогнозировать те или иные явления действительности. В силу того, что каждый метод таит в себе различные процедурные моменты, журналисту необходимо знать не только последовательность проведения тех или иных операций, но и различные правила анализа и интерпретации данных.

Под процедурой обычно понимают последовательность всех операций, общую систему действий и способ организации исследования. Это — наиболее общее, притом собирательное понятие, относимое к системе приемов сбора и обработки информации [13].

Последовательность в применении тех или иных методов вполне согласуется с этапами творческого процесса, связанного с созданием журналистского текста. Замысел будущего произведения можно соотнести с выдвижением ряда рабочих гипотез о состоянии изучаемого объекта. На этом этапе журналист решает, какой метод сбора информации наиболее предпочтителен, какая техника более эффективна, в какой последовательности изучать объект. На этапе реализации замысла журналист выполняет аналитическую работу по осмыслению полученных сведений. Здесь требуется умело использовать общенаучные методы анализа и интерпретации данных.

Говоря о факторах, определяющих формирование методов творческой деятельности журналиста, Г.В. Лазутина выделяет следующие:

  • а) стадиальность творческого процесса;
  • б) комплексность задач, решаемых журналистом на пути к результату творчества;
  • в) характер источников информации (более широко — структура информационной среды);
  • г) законы познания, законы восприятия и переработки информации;
  • д) законы общения.

«Это, — заключает автор, — обусловливает многообразие методов журналистского творчества, во-первых, и соотнесенность их с определенной стадией творческого акта — во-вторых». Задача журналиста состоит в том, чтобы увидеть рациональные основания для использования того или иного метода в зависимости от стоящих перед ним задач [17].

Журналисты также могут использовать опросный метод для изучения различных проблем, ситуаций. Впрочем, для объективной подборки представляется это сложным для одного журналиста. Именно поэтому возможно, что в таком опросе кто-то ему должен помогать [14].

Стратегия качественного анализа предполагает обнаружение неких общих закономерностей в различных явлениях действительности, а также выяснение причинно-следственных связей между разнородными фактами. С этой целью имеющиеся в распоряжении журналиста данные классифицируются и группируются по определенным признакам и критериям. Классификация направлена на выяснение связей и закономерностей развития исследуемых объектов. Конкретной формой классификации является группировка. Группировка позволяет разделить целостную совокупность объектов или данных на однородные группы таким образом, чтобы различия внутри группы были существенно меньше, чем между группами. При группировке важно обеспечить однородность и сопоставимость признаков, по которым осуществляется деление [15].

Метод типологизации ориентирован на поиск устойчивых признаков и свойств изучаемых объектов. Процесс типологизации начинается уже с момента отбора фактов. Для решения этой задачи журналисты могут использовать два способа. В первом случае типические свойства ряда объектов переносятся на отдельное явление. Во втором случае найденный в жизни тип (характер, судьба, стиль поведения) становится основой дальнейшей типизации. Журналист настойчиво ищет в жизни такие объекты и явления, в которых, как в неких «самородках», были бы сконцетрированы интересующие его черты. Метод типологизации активно используется в прессе. Именно благодаря ему становится возможным создание портретов героев нашего времени, обобщение социальных явлений [12].

2.2 Творческая личность журналиста

Многое в работе журналиста зависит от элементов его личности, его качеств. Понять личность — значит установить, как взаимодействуют друг с другом ее компоненты, обусловленные биологически, психологически, социально [2].

Все люди разные по своим физическим и психическим данным, но в профессиональной сфере определенные круги специальностей имеют характерные особенности личности у их представителей. У математиков и физиков, к примеру, это четкое математическое мышление; у социальных работников — развитая коммуникация, эмпатия; у писателей, художников, актеров, драматургов — развитое образное видение мира, оригинальность в восприятии прекрасного. С этой стороны сфера журналистики является чем-то многозначным, так как она имеет дело со всеми процессами в обществе. Журналист в своей работе сталкивается с ситуациями, когда нужен и математический расчет, четкая логика, и когда нужно проявить свои коммуникативные способности, образное мышление.

Журналистом может быть, как мужчина, так и женщина, в современном мире это уже не важно, хотя лет пятьдесят назад профессия считалась традиционно мужской. В первую очередь, это человек творческий, увлеченный, амбивертный (сочетающий в себе открытость и сосредоточенность).

Способности к этой профессии есть у тех, кто любит активно участвовать общественной жизни, работать в любых даже неблагоприятных условиях, наблюдать за поведением и жизнью людей, анализировать явления и события.

По данным исследователей, принято считать, что журналист достигает мастерства и профессионализма в пору зрелости (38-41 год), хотя, к примеру, репортерская специализация предпочитает молодых, а аналитическая — опытных журналистов.

Основными для журналиста всегда считались литературные способности. Социологические опросы подтвердили, что они по-прежнему входят в перечень основных критериев журналистского мастерства. Действительно, отношение аудитории к тексту, а следовательно к газете и журналу, на чьих страницах он появится, или к программе радио и телевидения, которые передали его в эфир, во многом обусловлено речевой культурой корреспондента. Язык и стиль автора, умение изложить свою мысль и раскрыть позицию другого, способность точно и ярко рассказать о событии, передать факт, оценить и объяснить его — важнейшие составляющие профессионализма [2].

Слово — это инструмент журналиста. Искусство умело публично использовать слово актуально именно сегодня, когда средства массовой информации оказывают большое влияние на сознание людей. Текст журналиста отличается от текста художественной литературы и от научного текста нацеленностью на подачу событий в их актуальности. Он играет важную идеологическую и политическую роль, влияет на деятельность социальных институтов, служит средством общественного воспитания, агитации и пропаганды, способом организации и передачи социальной информации.

Каждый настоящий журналист постоянно находится в поиске информации. Просыпаясь утром или засыпая вечером, он просматривает телевизор, анализирует контент социальных сетей, в течение дня он слушает радио, просматривает газеты, встречается с людьми — все ради той новости, которую он смог бы рассказать аудитории по своему, уникально, передать свое видение какого-либо события. Журналист — не всегда автор новости, но он всегда автор публикации, и от его мастерства и профессиональных качеств и навыков зависит какой будет его материал и как его воспримут читатели или зрители.

Профессионализм журналиста можно поделить на три уровня: начальный, средний, высший.

Начальный — это уровень, когда деятельность журналиста сводится к воспроизводству уже известных приемов в привычных условиях. На начальном уровне происходит освоение навыков. Субъективными условиями творчества журналиста становятся: знания, навыки, умения в структуре профессиональной деятельности.

Средний — это уровень освоения новых приемов и методик. Источники методики журналистской деятельности разнообразны: теория систем, лингвистика, теории личности, социальная психология, опыт коллег. На этом уровне достигается умелость. Она характеризуется тем, что журналист способен использовать навыки в новых, нестандартных условиях.

Высший уровень профессионализма — это мастерство, то есть достижение высокого искусства в своей деятельности и сохранение творческого потенциала. На этой ступени профессионал применяет собственные методы [11].

Компонентами творческой личности журналиста являются как оригинальность мышления и способность к творению, так и упорство, помогающее реализовывать идею, доводить замысел до конца; открытость новым взглядам и убеждениям, помогающая расширять свою точку зрения; стремление к самосовершенствованию и неугасаемый интерес ко всему миру; свобода фантазии, как способность ума к созданию новых образов, сочетанию, иной раз, несочетаемого; уверенность в себе и независимость, благодаря которым журналист способен продвигать свои идеи, и самое главное в нашем настоящем — быстрота обработки информации, быстрота мысли, ведь творческая личность сыпет идеями и их стремиться же обработать.

Выполняя свои профессиональные обязанности, журналист всегда оказывается в точке пересечения интересов общества, личности и групп. Ему приходится выбирать определенный стиль поведения, выстраивая отношения с законодательной, исполнительной, судебной властью, политическими организациями, учреждениями, издателями, распространителями СМИ. Он может выступать субъектом, объектом и средством информационного процесса [2].

Журналисту необходимо осознать себя не только в мире, социуме, системе средств информации, но и в профессиональном сообществе. Анализ профессиональной стратификации в СМИ еще раз демонстрирует, насколько многопрофилен этот труд, тем более, что межпрофессиональное и внутрипрофессиональное разделение журналистского сообщества являет собой картину весьма пеструю. В ней представлены те, кто выполняет редакторскую, организаторскую, авторскую работу, специалисты по информатике и инженерному обслуживанию, а также те, кто связан с маркетингом в масс медиа, содействуя продвижению специфического товара к его потребителю и, соответственно, получению прибыли [2].

Проблемы творческой личности многообразны и многосложны. Творческая индивидуальность журналиста — широкое и многогранное явление.

ГЛАВА 3. ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ ЕВГЕНИЯ ЛИТВИНОВИЧА, КОРРЕСПОНДЕНТА ГАЗЕТЫ «ЗАРЯ», НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ЕГО ПУБЛИКАЦИЙ

Мало кто, читая публикацию в газете, обращает внимание на ее автора. Скорее, читатель выхватывает глазами фамилию уже после прочтения материала и то — при условии возникшей у него заинтересованности, вызванной качеством и динамичностью прочитанного текста, его актуальностью, его резонансом с событиями, происходящими не только в городе, области, в Беларуси, но и в мире.

Умение подать материал важно, но сутью творческого подхода часто служат различные события и проблемы — социальные и культурные.

Именно такие публикации у Евгения Литвиновича, корреспондента газеты «Заря». Мною были проанализированы его статьи за период: первое полугодие 2016 года, и хочется отметить, что у Е. Литвиновича свой собственный узнаваемый стиль. Его публикации — емкие, содержательные, со смыслом и рассуждением. Он акцентирует внимание читателей на проблемах современного общества: в основном, на темах, которые затрагивают социальные вопросы. Автор пишет о новости, мягко высказывая свое отношение к ней, свое видение ситуации, не используя экспрессивную лексику, в различных жанрах, но, в основном, аналитических. В заголовках Евгений Литвинович использует не только цитаты, вопросы (прочитав которые становится понятна суть его публикации), но и крылатые выражения.

В номере «Зари» от 13.02.2016 в статье «В Афганистане мы начинали бороться с терроризмом…» он рассказывает читателям об организации «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане». В каждом абзаце статьи — короткая и в то же время емкая информация о деятельности организации, короткие сведения по истории, а также проводятся параллели о борьбе с международным терроризмом в конце 70-х двадцатого века и то, как сейчас «…Европа стоит перед угрозой радикально-экстремистского «джихада».

В рубрике «Акценты» Е. Литвинович рассматривает действия оппозиционеров относительно Указа № 222, которые «примеряют на себя амплуа защитников представителей малого и среднего бизнеса». Автор высказывает свое ироничное и отрицательное отношение к деятельности тех оппозиционеров, которые призывают «ипэшников» участвовать в митинге и, тем самым, нарушить закон. Литвинович пишет, что и власти и предприниматели готовы к диалогу, а оппоненты власти вносят, иносказательно, раздор и смуту [«Заря» от 13.02.2016].

Социальная тематика прослеживается и в публикации Евгения Литвиновича «Чужое — своё… Кто наведет порядок в подъездах?». Автор рассказывает о проблемах, касающихся уборки подъездов и территорий социальных домов. В начале статьи Литвинович напоминает историю появления такого вида жилья в республике, напоминает, что данное жилье — это помощь государства людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации (сироты, многодетные семьи, инвалиды), а далее рассуждает о проблемах бережного отношения к государственному имуществу, делая в конце статьи неутешительный вывод, что более ответственны те, кто платит за свои квадратные метры (арендованное жилье) [«Заря» от 11.02.2016].

Спектр интересов Е. Литвиновича разнообразный. В своих публикациях он может выражать свое мнение не только относительно политики, истории, работе милиции в городе, социальной культуры брестчан, но и медицины.

«Под стать статусу» — обзорная статья о Брестском областном родильном доме. Автор рассказывает о работе роддома, о многопрофильности учреждения, приводятся статистические сведения о нагрузке, в тексте присутствуют вставки из интервью с Анатолием Дашко, главным врачом учреждения [«Заря» от 06.02.2016].

В манере подаче материала, очевидно, проявляются его спокойствие и сдержанность, и в то же время четкая позиция и отношение к изложенному. Журналист в работе использует различные методы получения информации, в том числе: констатацию, наблюдение, интервью.

Вновь в рубрике «Акценты» материал Литвиновича, и уже, прочитав заголовок, становится понятно, в чем суть публикации. «Миграционный лабиринт» — это рассуждения о миграционной политике и политике, в целом, Евросоюза. Тема статьи — вероятность распространения сирийских беженцев по всей территории Республики Беларусь. Автор использует в тексте данные аналитики о проживании на территории нашего государства иностранных граждан, рассказывает о том, что у Беларуси есть опыт обустройства украинских беженцев. Сквозь строчки чувствуется обеспокоенность Е. Литвиновича по поводу появления тех сирийских беженцев, которые сочувствуют радикалам-исламистам. Кроме того, прослеживается некоторая невеселая ирония о том, что о Беларуси, как европейском государстве, Евросоюз вспоминает лишь тогда, когда ему что-то нужно [«Заря» от 27.02.2016].

Это аналитическая статья, написанная остроумно и живым языком, и в ней особенно ярко проявляется творческая личность Евгения Литвиновича, человека думающего, анализирующего, не боящегося высказывать свою точку зрения, безусловно, трудолюбивого, поскольку в этом же номере «Зари» в рубрике «Глазами очевидца» опубликована первая часть большого труда о жизни на юго-востоке Украины спустя год после достигнутых в Минске международных договоренностей о прекращении огня: «С той стороны».

Актуальность темы не вызывает сомнения, ведь Украина — соседняя страна, где у большинства из белорусов проживают родственники. Все, что происходит на ее территории, важно и для белорусов. Слушая новости по радио или просматривая новостные блоки на ТВ, можно представить общую картину положения дел, но совсем другое, когда получаешь информацию из «первых уст», от очевидцев.

Евгений Литвинович настоящий профессионал. Богатый информацией, данными, фотографиями, собственными умозаключениями, эмпатией, насыщенный средствами образной выразительности (в особенности, сравнениями) текст автора увлекает с первых строк, читатель словно погружается в описанные события, и с нетерпением ждет следующий номер «Зари», чтобы прочитать окончание.

Профессия журналист обязывает человека нести ответственность за сказанное или написанное им слово, но по настоящему творческую личность это не ограничивает, а напротив дает возможность углубиться в идею, лучше ее проработать и на выходе предоставить качественный материал, актуальный, оригинальный и увлекательный.

Надо отметить, что Е. Литвинович относится к тем журналистам, которые, получив задание от редакции или же работая самостоятельно, ответственно относятся к выполнению замысла. Чем больше публикаций этого автора читаешь, тем четче понимаешь его высокий профессионализм. Любая публикация этого автора начинается с общей информации, дающей читателю представление о сути дальнейшего повествования в материале, далее наиболее полно, часто с цитатами, интервью, дополненный фотографиями раскрывается замысел автора, и в конце всегда представлен вывод.

Творческая личность, к примеру, решив написать о работе милиции, будет искать нестандартные темы, которые наверняка привлекут внимание читателей. Такова статья «Не уверен — не открывай, или Как милиция борется с хакерами» [«Заря» от 03.03.2016]. Тема киберпреступлений особенно актуальна сейчас в век развитых технологий. Информация в статье получена методом интервью, и была частично трансформирована и представлена в публикации в виде реплик.

Евгений Литвинович не боится и сложных тем. В большой статье «Как летом сорок первого…» поднимается непростая тема о защитниках Брестской Крепости. Кто они — герои или все-таки самоубийцы, как считает немецкий историк-исследователь Кристиан Ганцер. На его взгляд, защитники Крепости находились между страхом смерти или страхом быть плененными, страхом быть расстрелянным судом НКВД. В тексте Литвинович словно вступает в полемику с невидимым оппонентом, аргументированно доказывая, что нельзя отрицать героизм советских солдат, что, возможно, людьми двигал не только страх, но и любовь к родине, готовность к самопожертвованию, главенство общего дела над личным и частным.

Немалая роль в творческом процессе журналиста отводится его моральным принципам, в первую очередь, человека и гражданина. Поэтому ориентация журналиста как творческой личности на решение социальных задач, безусловно, важна, и с ней Евгений Литвинович справляется на «отлично».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный в курсовой работе анализ свидетельствует о том, что среди факторов, выделяющих специфику творчества журналиста, одно из ведущих мест занимает личность журналиста. Творческая личность журналиста определяется развитым интеллектом, оригинальным нестандартным мышлением и богатым внутренним миром, которые влияют на совокупность языковых и речевых средств, отражающихся в авторском публицистическом тексте.

Журналистское творчество изначально индивидуально. Однако индивидуальные особенности мышления, знания, эмоции, чувства в журналистском тексте преобразуются, превозносятся над индивидуальным, обобщаются и становятся общественными, но открывающими читателю нечто новое.

Всякий журналист должен четко знать условия, в которых его творческая деятельность наиболее продуктивна. Внутренняя гармония дает возможность по-настоящему творческой личности находиться в равновесии и с окружающей действительностью.

Современные журналисты, вынужденные в сложных социокультурных условиях решать множество проблем, демонстрируют достаточно высокий уровень психической устойчивости и социальной адекватности, любви к своей профессии и уважительного отношения к аудитории.

Личностные свойства и возможности журналиста:

1) интеллектуальные качества занимают ведущее место. Это система мыслительных способностей человека, уровень его умственного развития. Главное для журналиста — разбираться в явлениях жизни, ум, ясность мысли, способность к рациональному постижению действительности. Для интеллекта важно накопление знаний;

2) черты образного мышления и видения явлений действительности;

3) успех журналиста во много зависит от особенностей эмоционально-психологического и волевого склада его личности. Характерной чертой журналиста является любознательность, обращенность психики вовне, стремление докопаться до истины. Журналисту необходимо мужество, доброта, отзывчивость, чуткость, умение сочувствовать и встать на место своего собеседника, героя и антигероя. Общительность, стремление понять даже противника, быстрота реакции, умение сосредоточиться, работать в трудных условиях, собранность, находчивость, мобильность, толерантность;

4) физические данные.

От уровня общественных ожиданий результатов журналистской деятельности зависит профессионализм всей журналистики в целом и, в ее составе, каждого журналиста отдельно. Это значит, что общие и частные аспекты развития творческого потенциала неразрывно связаны и взаимообусловлены, так как от общественных запросов к средствам массовой информации зависят требования к отдельному журналисту, так и степень его же профессионализма влияет на эффективность всей журналистики.

Поэтому журналистика, являясь особым видом творчества, предстает перед нами многогранным явлением, а профессия журналист требует множество усилий и особых качеств от человека, так как работа журналиста часто отражает действительность целой эпохи. Роль журналистики в обществе возрастает, а значит растут и требования к личности профессионального журналиста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/kreativnaya-sostavlyayuschaya-lichnosti-jurnalista/

1. Цвик, В.Л. Введение в журналистику / В.Л. Цвик [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.e-reading.club/chapter.php/1019966/3/Cvik_-_Vvedenie_v_zhurnalistiku.html . — Дата доступа: 14.05.2016.

2. Виноградова, С.М. Слагаемые журналистской профессии / С.М. Виноградова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text5/60.htm. — Дата доступа: 14.05.2016.

3. Профессия журналист [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://working-papers.ru/professija-zhurnalist. — Дата доступа: 12.05.2016.

4. Творчество [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.braintools.ru/creation. — Дата доступа: 12.05.2016.

5. Агеенко, Е.К. Прикладные аспекты психологии творчества / Е.К. Агеенко. [Электронный ресурс]. — Минск: Иппокрена, 2007. — № 3. — с. 97-104. — Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/11366/1/Агеенкова%20Е.%20К.%20Прикладные%20аспекты%20психологии%20творчества.pdf . — Дата доступа: 11.05.2016.

6. Психология [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bibliotekar.ru/psihologia-2/57.htm. — Дата доступа: 12.05.2016.

7. Википедия — свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Творчество. — Дата доступа: 12.05.2016.

8. Этапы творческого процесс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psyera.ru/3478/etapy-tvorcheskogo-processa. — Дата доступа: 14.05.2016.

9. Пять качеств творческой личности энциклопедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: . Дата доступа: 12.05.2016.

10. Этапы творческого процесса в журналистике [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.history-journal.ru/index.php?request=full&id=25. — Дата доступа: 14.05.2016.

11. Творческий потенциал журналиста, факторы роста журналистике [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lektsii.net/3-19455.html . — Дата доступа: 14.05.2016.

12. Ким, М.Н. Технология создания журналистского произведения: Монография / М.Н. Ким. — СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2001.

13. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В.А. Ядов. — Самара, 1995. — 38 с.

14. Студопедия. Методы сбора и обработки информации в журналистике: традиционные и социологические [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://studopedia.org/8-131285.html . — Дата доступа: 16.05.2016.

15. Пригарина, Т.А., Чеботарев, П.Ю. Экспертные оценки в социологических исследованиях / Т.А. Пригарина, П.Ю. Чеботарев ; отв. ред. С.Б. Крымский. — Киев: Наукова Думка, 1990. — 76 с.