Философские проблемы искусственного интеллекта

Искусственный интеллект как предмет исследования наук находится в центре внимания ученых с различных позиций: философских, социологических, лингвистических.

Исторические его создание имеет богатые традиции, и постоянно развиваясь, в каждой эпохе оно получает новое наполнение содержательно, структурно и технологически.

Изучение проблем искусственного интеллекта (ИИ) неразрывно связано с исследованиями проблем естественного интеллекта (ЕИ), а, следовательно, требует тщательного анализа деятельности сознания, мозга, человеческого разума, специфики протекания когнитивных функций. Столь многоплановые проблемы связаны с уточнением терминологии, предусматривают теоретическое обоснование содержания и основных направлений планов и программ их соотнесенности друг с другом.

Только расширяя и углубляя научное понимание особенностей информационных процессов, происходящих в головном мозге, можно обеспечить развитие и внедрение обновленных подходов в разработке искусственного интеллекта. Необходимо учитывать, что сознание имеет неотъемлемое своеобразное качество субъективной реальности. И это создает основные трудности в объяснении связей сознания с мозгом при интеграции его в научную картину мира человека.

В этой связи возникает ряд вопросов в аналитической философии, имеющей большой объем литературы с вариантами критических ответов противников, но окончательного ответа о соотношении «сознание и мозг» пока не предложено.

Эти и другие существенные вопросы имеют самое непосредственное отношение к проблематике искусственного интеллекта, к возможности создания программ и систем на основе концепции разумности. Философами обсуждаются в этом отношении по сути вечные вопросы: какова природа знания, возможно ли это представить в различных устройствах, может ли знание истины соотноситься с практикой его прикладного применения.

Ответы на эти вопросы представляют важное звено работы исследователей естественного и искусственного интеллекта. В научном смысле эти программы рассматриваются как экспериментальные для создания моделей разумного поведения.

Многие ситуации применения искусственного интеллекта подняли глубокие философские вопросы о возможности понимания компьютером фраз человеческого языка, или о толковании символов, а не только их воспроизведении.

С этих позиций обратимся к изучению имеющихся в философии взглядов и позиций относительно искусственного интеллекта.

1. Понятие об искусственном интеллекте как социальном феномене.

Сущность понятия об интеллекте ученые исследуют с позиции многих наук, и это выступает во многом нелегкой задачей. Основные характеристики интеллекта уже раскрыты, но они не охватывают понятие в целом, комплексно.

8 стр., 4000 слов

«Реализация возможностей систем искусственного интеллекта ...

... существенные отношения решаемой задачи. В настоящее время известны различные объяснения понятия: "искусственный интеллект". Искусственный интеллект — это создание таких программ для вычислительных машин, поведение ... прошедшие годы в области искусственного интеллекта разработано огромное множество компьютерных систем, которые называются интеллектуальными. Областями их применения являются практически ...

Чаще всего понятие раскрывается как совокупность различных характеристик, качеств и способностей субъекта, обладающего интеллектом.

В основном естественный интеллект так и трактуется, как способность решать определенные задачи с помощью конкретных технологий или как способность к познанию, обучению и самообразованию.

В энциклопедической литературе подчеркивается, что интеллект – это способность субъекта адекватно и успешно откликаться, реагировать на новые ситуации и своевременно вносить коррекцию в свое поведение и состояние. Это способность воспринимать связи между фактами и явлениями действительности для планирования действий, ведущих к достижению поставленной цели. Интеллект связан в широком смысле со всей познавательной и умственной деятельностью человека, а если рассматривать в узком смысле, то он выражен процессами мышления, и прежде всего связан с языком, общением, обменом мыслями, взаимопониманием людей. Так переплетаются интеллект и коммуникации в жизнедеятельности человека.

Ученые, исследующие интеллект, высказывают различные мнения и точки зрения о характеристиках и функциях интеллекта.

Подчеркивается, что интеллект способствует установлению отноше-ний, он необходим при поиске сходства фактов с уже известным человеку,

В противовес инстинктивному интеллектуальное поведение передается от поколения к поколению, закрепляясь из рода в род. В отличие от инстинкта интеллект надежно служит человеку, когда он попадает в новые, непривычные для него, условия.

При этом признак интеллекта в том, что найдя решение, он как бы запоминает способ и это обеспечивает перенос и применение действия в новых похожих условиях. Интеллект выражен различными формами мышления, оперирует не только символами, но и образами объектов, явлений и действий. Интеллект связывают также с потребностью адаптации к среде, так как он выступает определенной формой равновесия, на основе восприятия и сенсорики. (2; 4)

При анализе взаимосвязи содержательного наполнения интеллекта человека в сравнении со средствами искусственного интеллекта становится очевидным, что можно использовать способность субъекта накапливать информацию для того, чтобы далее использовать ее полезным для себя образом. Если учитывать, что интеллект помогает достигать успеха, то связано это с прогнозом одной возможной цели из их многообразия. Эти механизмы интеллекта и участвуют в принятии решения и формулировании цели.

Исследователи нейроинформатики доказывают, что интеллект является системным свойством нейронов мозга, и связывают интеллектуальность с решением задач, со способностью строить модели реальности.

Выделены наиболее важные черты интеллекта, среди которых:

  • выделение наиболее существенного в знании;
  • способность рассуждать;
  • рефлексия;
  • выдвижение цели и обоснование средств достижения ее;
  • активность в познании;
  • адаптация к новым ситуациям;
  • обобщение и обучение на примерах;
  • синтез и анализ в познавательной деятельности. (1)

Искусственный интеллект изучается в рамках науки когнитологии, объединяющей теоретический и прикладной поиск относительно данного объекта в философии, эпистемологии, когнитивной психологии, нейрофизиологии, лингвистики. Ключевым вопросом является при этом выявление, как эффективнее презентовать, хранить и использовать накопленное человечеством знание и информацию.

2 стр., 992 слов

Социальный интеллект

... связывают преодоление предвзятости, самосовершенствование. 1. Понятие социального интеллекта Социальный интеллект - способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Сам термин «социальный интеллект» был введен в психологию ...

Каждая из наук вносит свой вклад в обоснование научной платформы искусственного интеллекта.

В кибернетике и компьютерных технологиях закладываются основы проектирования баз данных и экспертирования систем. Этим задается логика и осмысленность обработки информации, отражающей совокупность данных и правил вывода. Вместе с тем создание и эксплуатация информационных машин тесно связаны с подготовкой людей, которые могут их грамотно эксплуатировать и развивать далее. Следовательно, необходимо и углубление качества компьютерных технологий.

Психология задает методологический базис когнитивного моделирования анализа и принятия решений в недостаточно определённых ситуациях на основе структуризации факторов и множества причинно-следственных отношений между ними. Именно так возникают модели прогноза развития, методы решения обратных задач.

Биология вносит вклад в моделирование искусственного интеллекта, доказывая что искусственные системы могут и не повторять в структуре процессы, имеющиеся в биологических системах. Важно присутствие феноменов человеческого поведения, способностей к обучению, познанию и адаптации как специфики функционирования.

В этом смысле используются нейронные связи и сети, при решении сложных задач, например, кластеризации явлений и объектов. Учитываются генетические аспекты, когда заимствуются лучшие содержательные и структурные характеристики предыдущих устройств и алгоритмов – прародителей обновленных. Продумываются способы взаимодействия с внешней средой специфических агентов.

Лингвистика задает основы обработки естественного языка , предоставляя анализ использования возможностей улучшения таких операций, как понимание, обработка и генерация текстов с учетом особенностей человеческого языка.

В результате устройства с искусственным интеллектом способны приобрести, систематизировать и предоставить человеку текст, найденный по Интернету, самостоятельно. С этим связаны функции информационного поиска, достаточно глубокого анализа и даже возможности машинного перевода.

Философия исследует фундаментальные вопросы о жизнедеятельности человека, о сущности и содержании знания, мироустройстве и мировосприятии его человеком. Все философские размышления можно свести к двум глобальным вопросам: во-первых, что такое искусственный интеллект, возможно ли его создание и каким образом и, во-вторых, каковы возможные последствия его возникновения в жизни человечества.

Если исходить из понимания, что искусственный интеллект – это комплекс компьютерных программ, машин и систем, то наука о разработка интеллектуальных устройств направлена на то, чтобы понять вначале специфику человеческого интеллекта. И искусственный интеллект совсем не должен быть биологически правдоподобным по содержанию и методам действия. Но тогда возникает вопрос, какие из вычислительных процедур можно называть именно интеллектуальными. возможно, например, способности компьютера достигнуть целей. (3)

Все осложняется тем, что среди исследователей до сих пор нет определенной точки зрения на определение и критерии интеллектуальности, нет общей позиции на решаемые интеллектом цели и задачи. Сама возможность создания, творения человеком искусственного разума, во многом — только гипотеза.

6 стр., 2803 слов

Игровой искусственный интеллект

... (en:finite state machines). Стратегии реального времени (англ. RTS ) ставили перед игровым искусственным интеллектом многие новые задачи: неполная информированность, нахождение пути, приём решений в реальном времени и ... безошибочное движение и мгновенное прицеливание, присущее ботам, не оставляет ни единого шанса человеку, так что эти способности искусственно снижаются. С другой — боты должны делать ...

Но тем сложнее понять, почему возникают целые сообщества, стремящиеся реализовать идеи искусственного интеллекта в реальности, и взгляды которых внушают опасения и требуют глубинного философского анализа и разъяснения для общества.

Так, с 2011 г. в нашей стране существует стратегическое общественное движение «Россия – 2045», состоящее из отечественных ученых и философов, которое объявило своей миссией в рамках международного научно-исследовательского центра киборгизации практическое воплощение глобального технопроекта — создание искусственного тела и далее реальную подготовку человека к переходу в него.

Предполагается осуществлять этот проект «Аватар» поэтапно: искусственная копия человеческого тела – до 2020, копия тела, куда пересаживается мозг – до 2025, искусственная копия, куда переносится сознание – до 2035, далее будет создано тело-голограмма — до 2045. Именно так человек преодолеет все страдания и болезни, исчезнет старение и наступит бессмертие, ведь искусственное тело, голографическое или механическое, всегда прочнее естественного, лишь бы пересадить сознание. И тогда могут быть достигнуты все цели, связанные с изучением вселенной и космоса, независимо от хрупкой биологической формы тела человека.

Такова теория трансгуманистов, считающих себя последователями идей Н.Ф.Федорова, В.И.Вернадского, К.Э.Циолковского, говорящих о точке сингулярности, которая возникнет к 2030г. и появятся самосовершенствующиеся программы, и бесконечный машинный прогресс, когда роботы будут воспроизводить сами себя.

2. Философские аспекты проблем существования искусственного интеллекта.

Основная проблема философского осмысления искусственного интеллекта: реальность создания действующей модели мышления живого человека. Отрицательного ответа на такой ключевой вопрос не получено и потому дискуссия по отдельным аспектам проблемы также постоянно продолжается.

Исследователи исходят из положительного подхода и в доказательство излагают различные воззрения:

  • человек создан по образу и подобию бога и он, в свою очередь может создавать подобных себе;
  • разум ребенка создается биологически, связан с генетикой, но обновление, углубление, расширение разума чаще связано с накоплением знания, обучением подрастающего поколения;
  • пик творчества, где ранее считались главными талант, одаренность, интуиция человека, теперь связывают с нахождением наиболее оптимальных способов и алгоритмов, что можно заменить автоматическим перебором вариантов при традиционно умственно развивающих играх, в шахматы, например, или при нахождении технических и экономичесих решений;
  • о возможностях воспроизведения мышления свидетельствует наличие компьютерных вирусов, которые нарушают существование целостных систем;
  • автоматизация разумного решения интеллектуальных задач связывается с работой ЭВМ, которые представляют универсальные алгоритмы и позволяют создать многообразие программ для преобразования информации. (4; 7)

Конечно, не все вычислительные машины или даже роботы в состоянии решить абсолютно все задачи. Есть типы задач, которые не способен решить единый.

14 стр., 6817 слов

По информатике «Искусственный интеллект»

... шахматной игры. В 1958 году появляется первый язык программирования искусственного интеллекта – Лисп. В период с 1960 по ... человека с вычислительными машинами, увеличиваются возможности человеческого мозга, появляются биотехнологии. 2. Значение термина «искусственный интеллект» Впервые человечество услышало об искусственном интеллекте ... в искусственном интеллекте. Философы и инженеры ИИ решают сходны

И тогда человек способен их решить только методом проб и ошибок, расширяя пространство своих мыслей и действий.

Изучение философских корней искусственного интеллекта уходит глубоко в прошлое. Вопрос о возможности машины думать, исторически связан еще с различиями дуалистического и материалистического взглядов ученых. Дуализм утверждает, что мысль не материальна, и разум необъясним только физически. Материализм считает, разум – явление физическое и потому его можно создать и искусственно. Один из известных зарубежных философов предложил идею разработки алгоритм эмпирического теста, чтобы распознать человека или машины, который четко обнаруживает наличие или отсутствие сознания. Эту идею продолжил Тьюринг, создавший самый популярный тест, который актуален и сегодня.

Углубляясь далее, обратим внимание на поиск ученых в области робототехники, которые обращали внимание прежде всего на прикладной характер механических устройств, объясняя это даже семантикой слово «робот» — работа, крепостной, сложный труд, тяжелая работа. Роботы действительно внедряются в промышленных, военных, сложных прикладных и научно-исследовательских задачах и целях.

Но философию искусственного интеллекта интересуют возможности мышления машин, сможет ли она решать проблемы, сознательно размышляя; сможет ли она проявить сознание, и даже ощутить психическое состояние, как человек. Способна ли машина чувствовать. Насколько мозг человека – это компьютер и одинакова ли природа естественного и искусственного интеллекта.

Эти вопросы лишь на первый взгляд кажутся однозначными или не требующими ответа, философы, исследователи познавательной (когнитивной) деятельности, нейрофизиологи и писатели-фантасты видят в этом сложнейший предмет дискуссий.

В частности, выдвинуты гипотезы сильного и слабого искусственного интеллекта, предложены основания модели разума.

Защитники идеи слабого ИИ рассматривают компьютерные программы только как инструмент для решения задач, а не набор человеческих способностей.

Исходя из того, что мышление – это процесс обработки имеющейся в памяти информации компьютер, как формальная система, может осуществить ее анализ, синтез и даже самопрограммирование.

В философии поэтому постоянно дискутируются воззрения на цели создания искусственного интеллекта. Человек такое существо, которое делает все, чтобы улучшить и облегчить свою деятельность, вплоть до того, чтобы вообще ничего не делать. И даже не в силу просто лени, но в интересах поиска, творчества, для достижения все лучшего уровня и качества жизни.

Философов волнует вопрос: а если человек создаст интеллект, превышающий собственный, в чем тогда будет его роль, и нужно ли это человечеству в целом? Так возникает концепция об усилителях интеллекта, как биологического плана, естественно развивающегося разума, так и искусственного характера: технических устройств, приборов, автоматов, компьютеров, робототехники, без которых невозможен прогресс общества.

Возможно, искусственный, неорганический носитель, в результате наличия новационных технологий, будет существовать гораздо долговечнее, чем человеческое тело, но здесь тоже возникают риски.

Созданные интеллектуальные системы не имеют эмоционально-чувственных проявлений и не могут создать человеку опасную ситуацию преднамеренно. Но они могут элементарно изломаться, выйти из строя технически и тем нанести вред, взбунтовавшись против хозяина-автора, создавшего их. Именно об этом, о возможных опасностях для человека искусственного интеллекта, в силу его недолговечности, хрупкости и ненадежности, существует множество фантастических книг и фантазийных фильмов, пробуждающих незатухающие философские дискуссии.

3 стр., 1128 слов

Искусственный интеллект в условиях современной медицины

... новомодных разработок в области искусственного интеллекта, он, все же, сумел укорениться во всех сферах человеческой жизни, и имеет потенциал стать наиболее полезным в области современной медицины. Сложно ... IBM не ограничилась одним проектом. Интересы компании коснулись сферы радиолучевой компьютерной диагностики. Проект под названием Avicenna способен распознавать и интерпретировать текст ...

Рядом с философским вопросом о безопасности всегда возникает вопрос полезности. Любое открытие или продукт, сделанный человеком, в чем-то полезен, в чем-то вреден, все связано с понятием меры и этичности целей его применения. Достаточно вспомнить атомную бомбу и дебаты вокруг ее использования. И в любой области науки рано или поздно создаются прогрессивно продвигающие открытия, несущие в себе двойственность полезности-вредности. Философы поднимают эти вопросы, предупреждая человечества о возможности самоуничтожения в силу бездумного использования естественного разума, без рассуждения о последствиях. Так, опыты в сфере генной инженерии заходят все более вглубь биологических преобразований животного мира, развивается клонирование. Философы стремятся обнажить проблемы перед мировым сообществом, призывая к осознанию нависающих проблем.

Компьютеризация как глобальное явление в обществе порождает множество сопутствующих следствий, в том числе относительно искусственного интеллекта, что плотно связано с информатизацией, поисковыми программами, активизацией способности обучения в информационных системах.

И если изначально существовал вопрос, как и где появится впервые искусственный, компьютерный интеллект, то это предполагалось в научной лаборатории. На сегодняшний день все ответы связаны с большей вероятностью с развитием сети-Интернет.

Это интеллектуальная, биотехническая система достаточно высокого уровня, при сравнении с которой автономный человеческий интеллект выступает иерархически как явление низшего порядка. Материально, технически, Интернет выступает как гигантская инфраструктура, которая не может быть под силу по оснащению для отдельно взятой лаборатории. Кроме того, именно здесь возможно появление как компьютерных вирусов, так и подобных им, компьютерных генов.

С учетом этого компьютерный разум в структуре человеческой цивилизации может появиться незамеченным, или появившийся интеллект может быть неузнаваем людьми, как непонятный интеллект. (6; 8)

Философы уже задают коварный вопрос, не происходит ли на земле рождение новой расы искусственного интеллекта. Ведь человек способен получить фактически любую информацию обо всех событиях в мире, — через Интернет и без цензуры.

Количество людей при этом постоянно увеличивается и обработка большого массива информации дает достаточно объективную картину, и распространяется мгновенно между другими людьми в обществе. Возникают проблемы ее специальной фильтрации в целях безопасности.

Возникает новый образ жизни на основе новейших коммуникационных технологий, которые вторгаются в жизнь человека, во все ее области от просто бытовых до высоко творческих в сфере науки, культуры, экономики, техники и даже искусства.

Под компьютеры непроизвольно подстраивается вся социальная систем, изменяется язык и стиля общения, демонстрируя алгоритмизацию языка, его упрощение, минимизацию понятий, введение некоторых общеизвестных терминов, понятных тем, кто владеет компьютером (е-мейл, скайп, гуглить, вордстат, файл, колонтитулы, джастклик, домены и платформы и т.п).

13 стр., 6288 слов

Естественный и искусственный интеллект

... естественный интеллект на создание искусственного; выяснить, сможет ли робот когда-нибудь управлять человеком. 1.ЗНАКОМИМСЯ : ИСКУСТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ. В первую очередь, мы начнем с определения искусственного интеллекта. Искусственный ... исследователи в области искусственного интеллекта обнаружили, что ... компьютерные системы, которые способны довольно близко имитировать элементы человеческого познания и ...

Так происходит содержательно-смысловое упорядочива­ние мира, ведущая к универсальности на основе интеллектуальных инфорсмационных и компьютерных программ.

Дети, изучающие игровые виртуальные законы, переносят их часто в живое общение, даже уже повзрослев.

Если исходить из новых научных знаний о био­логически гармоничном разделении функций мозга на левосторонние и правосторонние, то обнаружится, что целостность эмоционального и рационального восприятия мира нарушается. Вместе с тем, усиливается рационализм, как исключительное порождение компьютерных воздействий. Но ведь в науке, искусстве, живых коммуникациях важны еще и чувства, и интуиция, ос­нованные на единстве практического и теоретического опыта исследователя, ученого.

Когда философы анализируют особенности искусственного интеллекта, они не наделяют его техническими качествами или оболочками. И поэтому люди часто не понимают природу переживаний ученых с мировой известностью, когда они всерьез высказываются о возможной угрозе машин для человечества, вплоть до его уничтожения. Непонятным является, как робот может стать угрозой создавшему его человеку.

Но базовые формы искусственного интеллекта уже становятся настолько привычными и обычными для людей, что они этого даже не замечают. И не задумываются об этом со стороны негативных проявлений.

Философы же предупреждают мир об этом, осмысливая глобальные перемены в обществе, являющиеся порождением компьютерно-информационного бума в науке и технике, особенно относительно вдияния этих явлений на мышление и разумные действия человека.

3. Характеристика многообразия подходов к созданию систем искусственного интеллекта

Факт появления искусственного разума в различных науках и социальной практике человека, его зарождение его провозглашают в философии с 428г до н.э.

Именно здесь появляются первые рассуждения о разуме человека и возможности экспериментирования над его дублированием, создании с помощью средств и машин. Далее возникают множество теорий и концепций о том, что есть разумность, и можно ли ее описать. В чем выражается природа знания, возможно ли ее отразить в устройствах. Что такое опыт и навыки, и насколько знание практическое, прикладное связано я с умением принять решения в конкретной среде.

Аристотелевская теория истинности также постоянно тревожит ученых и практиков, и напрямую связана с проблемами создания систем искусственного интеллекта.

В дальнейшем к решению вопросов об искусственном интеллекте приступали представители математика (800г.), экономики (1776г.), нейронауки (1861г.), психологии (1879г), вычислительной техники (1940г.), теория управления и кибернетики (1948), лингвистики (1957г.).

В научном плане многие программы по искусственному интеллекту выступают как экспериментальные. Они требуют достаточно времени на апробацию и даже если уже реализуются, то скорее в проектном режиме.

Разработчики изучают полученные результаты, и дополняют или расширяют программы при необходимости, исходя из новых гипотез. Только так можно проверить эффективность предлагаемых моделей и устройств по алгоритмам разумного поведения.

15 стр., 7285 слов

Человек в системе социальных отношений

... философией истории и историей как конкретной областью знания: философия истории образует особую грань социальной философии . Социальные отношения складываются между людьми в ... роль в системе социальных ... в требование гражданской и политической свободы, свободы частной инициативы. Расцвет капитализма - это эпоха индивидуализма. Выражая эгоистическую психологию индивидуализма, А. Шопенгауэр, например, ...

Известной моделью является парадигма физической символьной системы, что позволяет более тесно связать теорию практику в рамках изучаемой проблемы. Именно этот подход по применению искусственного интеллекта позволил углубить многие философские вопросы: насколько самостоятельно компьютер различает фразы и термины настоящего, естественного языка, как он опирается на толкование символов и сумеет ли отразить смысл контекста.

Наиболее известными подходами к осмыслению проблем искусственного интеллекта в настоящее время являются следующие.

Интуитивный подход, использующийся в определении возможности искусственного мышления, близкого к человеческому Он связан с тестом Алана Тьюринга, согласно которому человек в результате переписки должен определить, с кем он разговаривает: с человеком или компьютерной программой, которая вводит его в заблуждения, заставляя сделать неверный выбор. Обнаруживается и доказывается, что искусственный интеллект, вычислительные машины не способны к коммуникации и обучению, основанных на эмоциях и интуиции, не могут дать оценку внешней и внутренней среды и адаптироваться к ней, что присуще только живым существам.

Символьный подход возник в эпоху создания цифровых машин и касался создания новых правил при выполнении программы на основе языка символьных вычислений. Но машины не в силах обозначать и самостоятельно решить возникающие трудности, сделать это должен только человек, профессионал — аналитик или программист.

Логический подход в построении систем искусственного интеллекта связан с моделированием рассуждений. Теоретической основой при этом служит логика. Задается набор фактов и правил для выполнения логического вывода, не предусматривающего жестко заданный алгоритм в системе последовательных действий, обеспечивающих результат.

Агентно-ориентированный подход, отражающий использование интеллектуальных (рациональных) агентов, помогающих машине достигать поставленные цели, воздействовать на объекты с помощью специальных датчиков в окружающей среде, выступающих в роли исполнительных механизмов. Это является более современным и технологичным и является значительным шагом в продвижении проблемы принятия решений.

Гибридный подход определяет возможности сочетания нейронных и символьных моделей, что существенно усиливает взаимосвязь когнитивных и вычислительных возможностей систем искусственного интелллекта, внутренние механизмы действий которых скрыты.

Сложные философские вопросы возникают и по поводу значимости построения экспертных устройств и систем, а также при разработке алгоритмов и программ машинного обучения. Несмотря на разноплановость проблем, которые возникают в различных областях и науках у исследователей искусственного интеллекта, везде обнаруживаются общие черты.

  1. Использование компьютерных устройств разумно и полезно практиковать при доказательстве сложных теорем, для распознавания образов, дистанционного обучения, самообразования и других форм коммуникации.
  2. Применение искусственного интеллекта продуктивно в рамках эвристического поиска как базиса для решения новых задач, не предусматривающих традиционные алгоритмы.
  3. Обоснование решений при недостаточном количестве информации, ее неполности и зыбкости, когда искусственный интеллект дает опору, обеспечивая программисту многовариантность возможных решений.
  4. Составление перечня или ранжированного ряда наиболее значимых характеристик исследуемой ситуации.
  5. Возможность распознать семантический смысл, и специфику синтаксической формы предмета, объекта, явления.
  6. Набор ответов, недостаточно точных или оптимальных, которые все-таки продвигают ситуацию анализа, когда для естественного интеллекта это чересчур трудоемко или даже невозможно.
  7. Использование большого объема сугубо специфичных, конкретных знаний, важных для принятия решений, что особо важно в реализации экспертных систем.
  8. Обнаружение знаний метауровня, которые способствуют совершенствованию управления стратегиями и тактикой принятия решений. (5)

При разработке искусственного интеллекта и способов его применения в прикладных областей решаются две фундаментальные проблемы: представление знаний и поиск их.

20 стр., 9887 слов

Человек как философская проблема

... широкое значение. Им обозначается раздел философского знания, посвященный всестороннему рассмотрению проблемы человека. "Философская антропология - это раздел философии, в котором изучается человек как особый род сущего, осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого ...

Получение нового знания возможно с помощью специфического, формального языка, необходимого для компьютерных действий, для обеспечения разумного поведения. Язык при этом способствует описанию свойств или отношений среди объектов определенной предметной области. И при решении используются рассуждения, чаще просто арифметических расчетов. В Они разрабатываются в ситуациях неопределенности и повышенной структурной сложности на основе разумного смысла и понимания живых, естественных языков.

Поиск рассматривается как метод достижения цели, решения задачи. с учетом пространства, средовых условий и состояний задачи, что задает альтернативы, варианты ее решений. В шахматах, например, применяются различные позиции размещения фигур на доске и требуются промежуточные стадии и шаги для логического обоснования, а далее идет перебор для выбора окончательного ответа.

Когда искусственный интеллект рассматривается как научная дисциплина, правомерно рассматривать несколько его сфер, областей, которые обладают и общим, и своим специфическим, особым, способом решения проблемы застенчивости и замкнутости у детей">решения проблем. Рассмотрим некоторые из них.

Игры и игровые технологии.

Чаще всего исследователи обращаются к созданию и разработке интеллектуальных игр.

Они имеют четко определенный набора правил, и тогда можно достаточно легко моделировать пространство поиска, так как нет путаницы, присутствует структурированность. Предметы и фигуры легко представить с помощью компьютерных средств без сложных семантических тонкостей. В играх нет и этических или финансовых проблем.

В играх иногда требуются надежные методики, победно выбирающие альтернативные эвристические — стратегии, ведущие к верному решению (рокировка для спасения кородя, например, в шахматной игре).

Более сложным вариантом является эксперимент по введению ы игры противника, ходы которого невозможно предугадать из-за непредсказуемости психологических и тактических особенностей игровой стратегии.

Автоматическое доказательство теорем.

Это считается наиболее значимым достижением прошлого, возникшим на заре искусственного интеллекта, когда ученые строили математику с помощью формальных выводов теорем из базовых аксиом. Именно это помогло формализовать алгоритмы поиска, создать языки формальных представлений, логические языки по программированию.

Связано автоматическое доказательство теорем с четкостью и строгостью логики. В формальной системе сама структура логики определяет автоматизацию. Веер проблем решается легче, если представить описание задачи и информацию как логические аксиомы и как теоремы для доказательства.

У данного принципа есть недостатки, потому что не удалось создать систему, для верного решения слишком сложных задач.

Но привлекательность для ученых рассуждений, базирующихся на формальной логике не исчезает.

Многое используется в проектировании, проверке компьютерных программ, корректности логических информационных цепей, способов в управлении сложными системами, дополняя поиск человека.

Экспертные системы.

Эффективным для искусственного интеллекта в этой области является сочетание теоретического обоснования проблем предметной области и перечня эвристических правил при их разрешении. Так, профессиональный геолог быстро и верно находит ископаемые, применяя и свои знания, и опыт в своей профессиональной деятельности. Компьютерные программы такого вида пишутся группой разработчиков, включая автора знаний по конкретной области, экспертом, а также инженера, как независимым специалист по автоматизированным устройствам. Главные критерии к экспертным программам — эффективность и внешняя разумность. Поэтому она проходит множественные испытания и проверки, корректирующие ее поведение и вносящие изменения. И все-таки работоспособность таких программ не всегда идеальна в силу ряда проблем. Среди них исследователи и практики называют:

1. Сложности в передаче объема содержания знаний конкретной области. (по человеческой физиологии человека, например)

2. Недостаточность мобильности и гибкости. Исследовать сознательно основные принципы, чтобы выработать стратегию и тактику подхода к проблеме Экспертные системы не в состоянии.

3. Отсутствие осознанных объяснений. Они описывают лишь шаги, которые были проделаны для решения задачи, не отвечая на вопрос, почему.

4. Трудоемкость тестирования.

Доказательство корректности сложных компьютерных экспертных систем особенно трудоемко из-за объемов и специфичности знания, и это серьезная проблема, так им доверено управление воздушным движением, атомными и ядерными реакторами, системами вооружения стран.

5. Ограниченность обновления системы на практике.

Производительность внедренной системы не изменяется, если программисты и специалисты не решат что-то внести новое. Сама машина не обладает способами улучшения операций и действий, заложенных в ней.(2)

4. Особенности функционала популярных голосовых помощников как интеллектуально-информационных устройств.

Использование в различных сферах искусственного интеллекта на основе метода построения алгоритмов, устройств для машинного обучения, дающих возможность обучаться самостоятельно, совершенно без внешней поддержки можно рассматривать с позиции позитивного значения для общества.

Многие примеры подтверждают огромную ценность для человечества так называемого «хорошего интеллекта»:

  • новостные агентства используют компьютерные технологии для автоматического построения финансовых отчетов (Wordsmith), и машина действует более пунктуально, чем человек, с большой скоростью и масштабно, не делая ни ошибок, ни опечаток;
  • появились управляемые автоматически, а не живым водителем, автомобили для грузоперевозок, завоевав популярность умных машин, — не нарушающие правил движения и не создающих;
  • известно, что искусственный интеллект качественно патентует изобретения, публикует новые научные работы, а еще зарабатывает деньги в банках и на бирже, и даже возглавляет политические блоки;
  • систематизируя огромный объем знаний по истории, науке, ведущим технологиям, искусственный интеллект способен дать прогноз развития цивилизации на тысячелетия вперед.

Но наиболее ярким примером современных устройств, представляющих собой результат поиска в области искусственного интеллекта являются так называемые голосовые помощники, установленные на мобильных или компьютерных аппаратах — Siri или Google now.

Это виртуальные ассистенты, помогающие человеку быстро отыскать информацию на любой возникший вопрос. Учитывая, что на секгодня информационное поле перенасыщено содержательно, представленные голосовые помощники очень ценны в жизни человека. Иногда они просто удивляют своей памятью, мобильностью, актуальностью помощи и, действительно производят впечатление живых, разумных собеседников.

Между этими устройствами, вернее их авторами-создателями, ведется постоянная конкуренция, спор о том, кто (что) умнее. Так, доказывается, что Google now — самый серьезный информатор среди всех. А Siri умеет просто радостно общаться о жизни и даже рассказывает уместный к случаю анекдот.

Желание авторов сделать устройства более оживленными побуждает их придумывать и закладывать в их память все новые способности, чтоб они отражали достаточный уровень интеллекта в общении, будто живой человек. На самом деле этого, конечно, не существует. Вместе с тем, им подвластно решение отдельных конкретных задач, с которыми они серьезно расправляются.

Создатели постоянно больше работают над обработкой качества естественной речи и улучшением содержательных возможностей помощника-ассистента. Так, увеличивается его полезность, если он будет более четко понимать, что происходит на экране устройства. и ему не нужны при этом живые чувства, как у человека, например, юмор.(8)

Задачи, которые выполняют голосовые помощники, многочисленны и полезны. Среди них Google now, например, выполняет такие команды при работе с приложениями: отправить сообщение в [WhatsApp]; тправить сообщение [Маме] в [Viber]; найти документ на любом диске; установить температуру на нужный градус при работе с термостатами; показать территорию и места поблизости; запустить календарь, сделать фото, селфи; записать видео. Очень интересны функции и возможности устройства, связанные с командами, каждая из которых, в свою очередь, имеет целый набор задач: найди (рецепты, книгу, фильм, автора); покажи (картинки, письма, списки, счета за неделю); напиши (е-мейл); как сказать (слово на любом языке); напомни (что купить, куда пойти, где встретиться); разбуди меня в [7 часов]; назови время и дату (в любой точке мира).

Обнаружение информации возможно абсолютно во всех областях: погода, природы, вычисления, развлечения, интернет, карты с маршрутами и рейсами, спорт, кино, музыка и т.п.

Голосовые помощники Siri и Google Now активируются с помощью радиоволн и несмотря на их удобство, к сожалению, их наличие содержит в себе и проблемы с безопасностью. Французские специалисты выяснили, что хакеры могут использовать телефон для атаки и взлома сайта. Особенно это опасно, когда включены наушники с микрофоном, и помощник на смартфоне способен воспринимать голосовые команды. Поэтому ведутся разработки для рекомендаций пользователям, как контролировать и предупреждать определенные опасные радиосигналы.

Обнаружены и сложности и опасности с применением голосовых информаторов для водителей. В целом помогая, они и отвлекают его, ведь, чтобы оставаться в курсе текущей информации об изменениях в маршруте, на дороге, он переключает внимание, а потом ему нелегко вновь сконцентрироваться (высчитано, что надо около 27 секунд).

Да и любое постороннее действие небезопасно: работа с мультимедийной установкой в автомобиле, с развлекательной системой, разговор по телефону и даже пение песен. При этом наименее отвлекающим считается информатор Google Now.

Таким образом, улучшение сервиса голосовых помощников происходит с двух позиций – углубление помогающих свойств и усиление безопасности их применения для человека. Разрабатывается содержание вопросно-ответной системы, которая успешно приспосабливается к конкретному человеку, каждому пользователю с учетом индивидуальных предпочтений и особенностей, изучая это достаточно долгое время.

Устраиваются даже постоянные конкурсы между устройствами под девизом: кто лучше и полезнее. Известно, например шоу, размещенное на под названием: «Siri против Google Now: битва искусственных интеллектов…»

Сегодня голосовые помощники – неотъемлемая часть мобильных устройств, особенно нового поколения, большинство из них предугадывает контент на русском языке, расширяет услуги, чтобы пользователь мог получить быстро и как можно больше информации.

Как и любое проявление искусственного интеллекта, данные устройства волнуют философов по сути вопроса: что они есть для человека – облегчение будущего или убийственные для цивилизации приборы, которые могут поработить человека, если он не в силах будет их контролировать, в силу ослабевшего без интеллектуальных тренировок разума. Насколько безопасно то, что искусственный интеллект может заменять человека и на работе, в профессии, и дома, в быту.

В науке уже выявлены уровни созданного интеллекта и того, что еще предстоит создать. Так, очевиден достаточно разработанный вид ограниченного интеллекта, нацеленного решать задачи в конкретной области.

Известен более сложного плана искусственный общий интеллект, максимально близкий к человеческому: анализирует факты м сведения, общается с другими роботами и машинами, способен обучаться и самосовершенствоваться.

Создан также и суперинтеллект, например, Artificial Superintelligence, который уже настолько развит, что человек не всегда может понять его мотив и предугадать способ его действия.

Одним из претендентов, набирающих все большую мощь и имеющую богатые средства для преодоления границ ограниченного интеллекта, все чаще называют компанию Google, завоевывающую авторитет в мировом сообществе.

5. Этические проблемы создания искусственного разума

Этические вопросы в применении устройств искусственного интеллекта связаны с проблемами безопасности всего человечества в целом и конкретного человека как разумного био-психо-социо-существа.

Наиболее проработаны эти вопросы философами, а также подняты в книгах писателями – гуманитариями, фантастами, среди которых Карел Чапек, введший термин «робот», и популяризатор науки, биохимик Айзек Азимов, предлагающие свои решения проблем безопасности при развитии роботехники. Наиболее известные законы:

  1. Робот не должен причинить вред живому человеку или даже бездействием допустить, чтобы человеку нанесен был вред.
  2. Робот обязан повиноваться командам, отданным ему человеком, кроме тех моментов, если команды противоречат вышеуказанному закону.
  3. Робот может заботиться о собственной безопасности, если это не нарушает первый и второй законы.

Но эти законы вызывают также вполне обоснованные вопросы: что будет понимать робот под словом вред, а вдруг вся жизнь и его вредные привычки — курение, алкоголизм, наркомания и даже секс – вред для здоровья человека, от этого он стареет и страдает, и такое зло надо прекратить.

Или что решит робот при спасении человека при конфликте двоих: кого сочтет правым и достойным сохранения жизни? Надежнее оказывается, вероятно, та система безопасности, которая будет принадлежать конкретному владельцу на основе нейронного ансамбля и функций мозга, и слушаться только его.

Этические проблемы использования искусственного интеллекта всегда касаются того, что при внедрении любых новых технологий, созданных вроде бы для улучшения жизни человека, возникает очень много отрицательных или негативных побочных эффектов. Создание машин привело к смогам, загрязнению воздуха, следовательно, осложнило здоровье человека, а увеличение их доступности породило гиподинамию. Результаты ядерной энергетики известны не только положительными итогами ее внедрения в жизнь, но и опаснейшими катастрофами для физического здоровья и экологической картины мира.

Этические основы принятия решения любым ученым, исследователем зависят только от его нравственности, моральной ответственности, от того , кто и по каким мотивам выбирает, какие проекты важнее, приоритетнее, что принесет больше пользы, чем вреда человечеству.

В частности, этичность экспертных систем связана с программами, которые заменяют живого эксперта, особенно в медицинской диагностике, где она ставит диагноз и даже назначает рекомендуемый курс лечения.

Или экономика наших дней находится в зависимости от вычислительной техники в искусственного интеллекта, в целом. Известно, что в некоторых странах даже разрешения на выпуск кредитных карт выполняются автоматическими устройствами, и тогда потребительский кредит становится более доступным. (8)

Этические моменты, связанные с информационным обеспечением и искусственным интеллектом, касаются напрямую с проблемой безработицы, когда служащие теряют рабочие места, так как робототехника и автоматизация значительно дешевле ручного труда. Поэтому создатели программ и интеллектуальных машин стремятся создавать новые рабочие места, предлагают высокооплачиваемые творческие специальности.

Этические вопросы возникают и при возникновении ситуации ответственности, если ошибку в диагнозе сделала автоматическая экспертная система, а не живой человек, ее владелец. Конечно, информационно виновны не справочники или учебники, и не компьютеры, а специалист. Так возникает этическая проблема отношений человека и машин.

Конечно, это фантастика – те книги и кинофильмы, где люди совсем порабощены роботами, которые отдалились самостоятельно от своих создателей, но технологическое превосходство сверхинтеллектуальной машины может означать конец эры человечества.

В этой связи появляются этически направленные теории и концепции, например, так и названная концепция дружественного интеллекта (автор Юдковски), которая провозглашает важность позитивного влияния робототехники на человечество. Утверждается, что можно заложить разум, мотивированный на позитивное, полезное действие во имя пользы людей, задав мотивацию не причинять никакого вреда живым существам.

Это, конечно, тоже вызывает вопрос, о том, гарантированно ли, что машина поймет, почему живые существа причиняют вред друг другу при их сознательности.

Непредсказуемость последствий при нарушении этики создания искусственного интеллекта касается и осмысления факта, кем считать человека, в котором тело, живые органы на много процентов уже заменены искусственными органами, фактически машиной или автоматизированными устройствами. Учитывая, что медицина далеко продвинулась в создании искусственных органов и их пересадке в человека, и приближается к созданию мозга, это не праздный вопрос.

Кибернетизация может обеспечить и ускорить резкий переход количественного в качественное, и возможно возникновение человека, вышедшего за природные рамки, сверхчеловека без болезней, старения и естественного умирания. Это, несомненно, коснется всей социально-экономической ситуации развития общества, в целом, хотя это и будет, возможно, только малочисленная элита.

Подобная технологизация физического организма, в совокупности с изобретением высокого уровня искусственного интеллекта, может неузнаваемо изменить жизнедеятельность людей. Тем важнее уже сейчас ставить и решать вопросы моральной ответственности перед человечеством создателей компьютерно-информационных интеллектуальных систем.

Заключение

Проблемы создания и совершенствования искусственного интеллекта с философской точки зрения рассматриваются традиционно в плоскости исторически значимости прогресса в жизни человека.

Философов волнует, насколько компьютеризация и технологизация жизни человека улучшает его жизнедеятельность, помогая в борьбе за достойное выживание, и утоляя неистребимую потребность жить как можно дольше, не теряя здоровье и разум, сознательно достигая комфортного состояния с помощью различных изобретений, устройств, интеллектуальных техно-советников в отдельных областях быта, профессии, экономики и культуры.

Но еще больше их интересует обоснование прогноза, возможных последствий, среди которых есть как положительные, так и негативные. Размышления и обоснованные предсказания философов пробуждают в человечестве новые силы для самосохранения, повышения нравственности и духовности, для отстаивания безопасности жизнедеятельности и в настоящем, и для будущих поколений.

Философия также придает особое значение самоосознанию и сознанию, относительно искусственного интеллекта, хотя это, во многом, и гуманитарные понятия. Если метафорически считать человеческий мозг предверием или аналогом компьютерной программы, то можно вспомнить и то, что универсальность вычислений базируется на законах физики. Если считать, что личностью является запущенная на компьютере программа, то этически нерешенным философским вопросом является даже удаление программ с компьютера, что равносильно лишению физического тела разума.

Поэтому философское обоснование объективных отличий между людьми и другими интеллектуально обогащенными существами призвано играть жизненно важную роль в сохранении мыслящей цивилизации, объединяющей носителей и естественного и искусственного интеллекта.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/filosofskie-aspektyi-problemyi-iskusstvennogo-intellekta/

1. Быковский, И. А. Философские аспекты проблем создания искусственного интеллекта. Саратов. 2007.

2. Вопросы искусственного интеллекта, Валерий Макаров, №4, Изд: Ленанд, 2011. 120 с.

3. Искусственный интеллект и принятие решений, №4, // С. Емельянов, Изд: Ленанд, ИСА РАН, 2015. 116с.

4. Рассел С., Норвиг П. Искусственный интеллект. Современный подход. 2-е изд. — М.: Вильямс, 2015. 1410 с.

5. Рутковский Л. Методы и технологии искусственного интеллекта, Изд: Телеком., 2010, 520с.

6. Системы искусственного интеллекта. Практический курс: Учебное пособие. // Чулюков В.А., Астахова И.Ф., Потапов А.С., Каширина И.Л., Миловская Л.С., Богданова М.В., Просветова Ю.В., 2008. 76с.

7. Финн В. Искусственный интеллект. Методология, применения, философия, Изд: Красанд, 2011. 448с.

8. Хель И. Алан Тьюринг и философские проблемы искусственного интеллекта, 2015. — http://hi-news.ru/

9. Шереметьев К. Самое важное о вашем интеллекте, 2014, http://www.sheremetev.info/