Человек всю свою сознательную жизнь сдает экзамены. Неважно кто он: студент, специалист или школьник. Это касается не только экзаменов в школе, университете или при поступлении на работу. В последние годы экзамены не только для выпускников школ, средних специальных и высших учебных заведений, но и для учителей и работников любой сферы деятельности стали совсем обычным делом. А в школе теперь они проводятся даже в начальных классах и заканчиваются эпопеей выпускных экзаменов в форме ЕГЭ и ГИА. Теперь, эти новые формы итоговой аттестации, стали обязательными. Плюс ещё ко всему этому добавились тестирования по предметам. И никуда от них не спрячешься.
И у большинства людей экзамены — это стресс. Термин «стресс» получил очень широкое распространение. Он часто применяется ко всем организмам, когда речь идёт об экстремальных воздействиях. Не секрет, что многие явления школьной жизни (контрольные работы, невыполненные вовремя домашние задания, конфликты со сверстниками, переход школьников из младшего звена в среднее и др.) можно смело отнести к числу таких воздействий, иными словами назвать их стрессорами.
Экзамен даже для хорошо подготовленного человека — всегда испытание сил и умений, знаний и находчивости. Обратимся к словарю.
üЧто говорит нам об экзамене всезнающий Даль? «Экзамен (лат.) — испытанье; предложенье вопросов для узнания степени чьих-либо сведений. Не для знания, для экзамена, учимся. Экзаменовать кого, пытать, испытывать, расспрашивая узнавать степень сведений его».
ü С. И. Ожегов в «Толковом словаре» уточняет: «Экзамен — проверочное испытание по какому-то учебному предмету. Тягостное переживание, несчастье».
Соответственно, экзамен является источником стресса, как и любое переживание или несчастье.
Цель данной исследовательской работы: выяснение влияния стресса на организм школьника.
Задачи:
.Какие различают основные виды стрессов, физиология стресса. Как стресс влияет на организм человека, всегда ли это влияние носит только отрицательный характер?
Управление стрессами
... а также его последствий - важная проблема организационного поведения. Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. ... обычного уровня Гибсон ДЖ.Л., Иванцевич Д.М., Донелли Д.Х. - мл. Организационное поведение, структура, процессы: Пер.с англ.-8-е изд. - ... на работу, потеряли деньги или получили низкую оценку на экзамене - все это окажет большее или меньшее влияние ...
.Выявить, какие факторы вызывают благоприятное влияние на приспособительные способности организма школьника.
. Как пережить экзаменационный стресс без вреда организму.
. Повышение сознательной саморегуляции учебной деятельности во время экзаменов.
Практическая значимость темы.
По результатам исследований экзаменационного стресса можно составить:
·список рекомендаций к применению в учебном процессе мер по исключению негативных влияний стрессовых ситуаций;
·предлагать проведение различных мероприятий в качестве сохранения здоровья учащихся с одной стороны, и в качестве мер по повышению эффективности учебной деятельности и показателей успеваемости с другой стороны.
1.Общая характеристика стресса
Автор теории стресса Селье определяет его как совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных неспецифических реакций организма, первично подготавливающих к физической активности, — к сопротивлению, борьбе или бегству.
Стрессорами (причинами стресса) могут быть и физические раздражители и психические, как реально действующие, так и вероятные. Стресс — состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как и повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. Согласно классической теории стресса Ганса Селье, организм человека справляется со стрессом тремя путями:
. Сигналы мозга по блуждающим нервам поступают к двигательным мышцам, к плечам, бёдрам и так далее, распространяясь по организму и подготавливая его к немедленному ответу.
. Сигналы мозга по автономной системе поступают в жизненно важные органы — сердце, лёгкие и так далее. Учащается пульс, повышается давление эритроцитов и содержание сахара в крови, дыхание становится частым и прерывистым.
. Сигналы мозга поступают в надпочечники и гипоталамус. Надпочечники регулируют выброс в кровь адреналина, который является общим быстродействующим стимулятором.
.1 Физиология стресса
Все живые существа испытывают в той или иной форме ментальный и физический стресс. Стресс необходим для нашего развития и эволюции. Когда мы даем стресс нашему телу в процессе спортивных занятий, наше тело становится сильнее. Когда мы даем стресс нашему сознанию в процессе умственных тренировок, наш мозг становится острее.
В нормальном состоянии, когда мы заканчиваем спортивные или ментальные упражнения, стресс заканчивается, и мы расслабляемся.
Основные средства по регуляции стресса и нервного напряжения
... нные центры в коре головного мозга гипоталамус, который, как известно, регулирует многие сложные гормональные процессы, осуществляя связь нервной и эндокринной систем. При стрессе гипоталамус играет роль депо, из ... Понятие стресса. Основные причины возникновения. Впервые слово «стресс» употребил канадский учёный-биолог Ганс Селье в 1936 году. В переводе с английского оно означает «напряжение», ответ ...
Тогда почему же стресс считается «вредным»?
Стресс вреден, когда он вызывает желание убегать или сопротивляться, дающее сверхстимуляцию, взволнованность и страхи.
Самая большая проблема стресса такого рода — это длительный срок, в течение которого стресс подавляет наши мозги, души и тела. Медицина тут часто бессильна. Возрастающие потребности современной жизни также дают этот стресс, влекущий за собой страхи, распространяющийся все шире, независимо от возраста и социального статуса.
В то же время, следует отметить, что экзаменационный стресс не всегда носит вредоносный характер, приобретая свойства «дистресса». В определенных ситуациях психологическое напряжение может иметь стимулирующее значение, помогая учащемуся мобилизовать все свои знания и личностные резервы для решения поставленных перед ним учебных задач. Поэтому речь идет об оптимизации (коррекции) уровня экзаменационного стресса — то есть снижении его у сверхтревожных учеников с чрезмерно лабильной психикой и, возможно, некотором повышении его у инертных, маломотивированных учащихся. Коррекция уровня экзаменационного стресса может достигаться разными средствами — при помощи фармакологических препаратов, методами психической саморегуляции, оптимизацией режима труда и отдыха, при помощи системы биологической обратной связи и т.д. (Щербатых Ю.В., 1997; Shapiro S., Schwartz G., Bonner G., 1998; Malathi A., Damodaran A. 1999; Фаустов А.С., Щербатых Ю.В., 2000; Schepard J.,AlAbsi M., Whitsett T. et al., 2000).
В этом случае перед педагогами встает проблема прогноза стрессовых реакций того или иного ученика на процедуру экзамена. Ее решение невозможно без детальной проработки как физиологических, так и психологических составляющих экзаменационного стресса с обязательным учетом индивидуальных личностных особенностей.
.2 Признаки острого (кратковременного) стресса
Телесные проявления: изменение частоты сердцебиения, поверхностное дыхание, ускорение ритма дыхания. При повышении напряжения краснеет или бледнеет кожа лица и шеи, увлажняются ладони, расширяются зрачки, повышается или понижается активность некоторых желез внешней секреции (слюнных, потовых).
Поведенческие проявления: изменение мимики, тембра голоса и интонаций, скорости, силы и координации движений. Сжатие губ, напряжение жевательных мышц. Грустный, унылый или обеспокоенный взгляд. Двигательное беспокойство и частая смена поз, или, наоборот, — пассивность, заторможенность, вялость в движения.
Переживание напряжения у некоторых людей даже в очень ответственные моменты может не иметь соответствующего выражения во внешнем облике и поведенческих проявлениях. Человек может отрицать у себя чувство тревоги и страха, показывать внешне ровное, спокойное поведение, расслабленность и раскрепощенность. Попытки такого преодоления могут наблюдаться у тех, кто намеренно пытается скрыть свои переживания, например, у стеснительных людей. Отрицание напряжения может быть и у тех, кто неспособен к анализу своего психического состояния, не имеет никаких навыков самообладания.
Стресс. Реакции человека на стрессовую ситуацию
... всегда, независимо от того, какой будет реакция на стресс - даже тогда, когда не происходит никакого физического действия. Импульс автоматической реакции может быть потенциально небезопасен и приводит ... возможным. При правильно организованном педагогическом процессе учеба может приносить радость, а экзамены служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки. Пока же мы вынуждены ...
.3 Признаки затяжного (хронического) стресса
К наиболее частым проявлениям относятся следующее:
ощущение потери контроля над собой;
недостаточно организованная деятельность (рассеянность, принятие ошибочных решений, суетливость;
вялость, апатия, повышенная утомленность;
расстройство сна (в том числе, более долгое засыпание, ранее пробуждение).
Для обнаружения стресса стоит учесть и другие его симптомы, такие как:
раздражительность, снижение настроения (придирчивость, необоснованная критичность);
повышенный аппетит;
увеличившееся потребление психоактивных средств (успокоительных, стимулирующих;
неблагополучное физическое состояние (головная боль, боли в мышцах, спине, изжога, повышение давления).
.4 Причины стрессов
Наиболее частыми средовыми и ситуационными причинами стресса являются следующие:
Интересный факт: Оказывается, тишина тоже имеет свойство раздражать.
) Нагрузки (повышенной интенсивности):
физические (мышечные);
физиологические (болезнь, расстройство, травма);
информационные (чрезмерный объем информации, которую нужно воспринять, запомнить);
эмоциональные (нагрузки, превышающие комфортный для индивида уровень эмоционального насыщения);
) Монотония в учебной деятельности, в эмоциональных контактах.
) Повседневные раздражители: отсутствие необходимых удобств, мелкие ссоры с окружающими, дискомфортная психологическая атмосфера в коллективе, затянувшиеся ожидания.
) Отсутствие привычных, желаемых социальных связей, социальная изоляция, нарушение эмоционально значимых межличностных отношений.
)Тяжелые жизненные ситуации: болезни, смерть близких людей, трудности, переживаемые близкими, стремительные изменения условий жизни.
) Материальная необеспеченность.
) Ситуации неопределенности, ситуации конкретной угрозы.
стресс неопределенность экзамен учащийся
2. Экзаменационный стресс
Экзамен — испытание не только знаний, но и психологической устойчивости человека. Чтобы хорошо сдать экзамен, необходимо укрепить уверенность в своих силах. Современные школьники живут в условиях новой реальности, которая носит название ЕГЭ — единый государственный экзамен для выпускников 11 класса и ГИА — государственная итоговая аттестация для выпускников 9 класса. Как же нам, почти взрослым детям психологически подготовиться к его сдаче, дабы не впадать в стрессовое состояние ещё под дверью школы? Экзаменационная пора в семьях многих выпускников школ, абитуриентов — время нервное, суетливое. Подчас мамы и папы нервничают гораздо больше самих детей, постоянно говорят на эту тему, дергают ребенка, пугают его страшными перспективами «непоступления». Между тем именно в это время выпускники больше всего нуждаются в спокойной доброжелательной обстановке, в понимании и любви родителей. Стоит немного снизить накал страстей, умерить родительские амбиции. Ведь гораздо важнее сохранить физическое и психическое здоровье детей, чем получить непременную пятерку ценой его будущего благополучия и счастья. Важно, чтобы сын или дочка твердо знали: какую бы отметку они ни получили на экзамене, какая бы неудача их ни постигла, любовь и вера в них родителей всегда останутся прежними. Тогда и самый сложный экзамен они будут сдавать увереннее и спокойнее. Как правило, мудрее и правильнее всего ведут себя бабушки — не дергают, умеют порадовать чем-нибудь вкусненьким, стремятся создать дома условия для продуктивной работы. Конечно, не всем везет с бабушкой, но мамам стоит взять их пример на вооружение. Экзамен — это конечно всегда стресс. И для двоечника и для отличника. Только в первом случае стресс диктует вопрос — «Сдам — не сдам?», а во втором «На сколько сдам?». Благодаря традиционно сложившемуся в школьной системе отношению к экзаменам результат очень сильно влияет на самооценку школьника. Роль школьного учителя, как психолога, в оказании помощи неоценима. То же самое касается родителей. Красной нитью в разговорах с ребенком должен проходить тезис «На сколько бы ты не сдал экзамен, ты все равно останешься моим любимым сыном (дочерью), ты все равно мой, родной и драгоценный». При старой системе выпускным экзаменам присваивалась роль «репетиции» перед вступительными. Это очень снижало уровень тревожности перед поступлением. Теперешнее ЕГЭ одновременно является и выпускным экзаменом и вступительным, что никак не способствует снижению тревожности, а совсем наоборот. От этого снижается концентрация внимания, работоспособность, на учебную деятельность остается меньше сил. Тревога забирает очень много энергии. Нагнетанию необоснованной паники помогает и распространение непроверенных слухов. Сюда относятся утверждения о том, что сдать ЕГЭ невозможно в принципе, что ради хорошей оценки надо просто дать взятку, и прочее в подобном духе. И все это на фоне сильных эмоций — страха, гнева, тревожности. В таких обстоятельствах может растеряться даже отличник.
Понятие стресс и его признаки
... теряет контроль над ситуацией и над собой, возникает чувство паники. Поведенческие признаки стресса проявляются в снижении или повышении аппетита, усиленном курении, потерей интереса к ... происходящие с ним процессы. С этой целью используются упражнения с глубоким дыханием, упражнения на изменение нереалистических убеждений, упражнения на прогрессирующую мышечную релаксацию. Дыхание человека в ...
Вывод — не париться! Из всеобщего мандража «выпасть» достаточно просто, если в течение последних лет в школе нормально учить все уроки. Тогда и паниковать особо не придется.
.1 Откуда берется экзаменационный стресс?
Как уже было сказано, стресс может быть вызван интенсивной умственной деятельностью, перегрузкой мышц или органов из-за длительного нахождения в одном положении, нарушением режима сна и отдыха. Но главный фактор, провоцирующий развитие стресса — это отрицательные переживания. Согласно результатам опросов выпускников, чаще всего экзаменуемые страдают от головной боли, тошноты и диареи, у них обостряются все кожные заболевания, появляется чувство общего недомогания, растерянность, паника и страх. При этом они становятся чрезмерно самокритичными, их мучат кошмарные сновидения и неприятные воспоминания о прошлых провалах на экзаменах (не только своих, но и чужих).
Стресс в жизни человека
... вызвать стресс, особенно, если человек находится в переходном периоде жизни или карьеры. Например, каждый может испытать стресс в случае смерти супруга или близкого члена семьи, попасть в ситуацию, когда по каким ... условий работы 20 Жена начала/прекратила работать 26 Сила жизненного стресса связана с тем, как человек ищет информацию, чтобы справиться со стрессовым событием. Доказано, что когда ...
Стресс оказывает негативное влияние на психику человека. Это ухудшение памяти, затруднение речи, сильная усталость от занятий. Одно из неприятных последствий стресса — нарушается гармоничная работа полушарий мозга. В спокойном состоянии оба полушария работают согласованно. Левое отвечает за анализ, логику. Правое — за эмоции, образы. У ребят с доминирующим правым полушарием при стрессе «пропадает» логика, способность выводить формулы, решать задачи. У ребят с доминирующим левым полушарием — все, что связано с образностью, грамотной речью. Неслучайно после неудачного экзамена или контрольной можно услышать: «память отшибло» или «слова не мог вымолвить». Это точно описывает то, что происходит в мозгу.
.2 Признаки экзаменационного стресса?
Экзамены — это серьезное испытание на прочность всей нервной системы. При стрессе, как правило, имеются следующие признаки: ощущается сильное беспокойство; человек чувствует, что не может контролировать ситуацию и справиться с проблемой. Есть у стрессового состояния и четкие признаки: это сильное сердцебиение, повышенная потливость, раздражительность, чувство сильной усталости, потеря аппетита, головокружение. Могут возникать неадекватные эмоциональные всплески, бессонница, мигрени, астматические явления, нарушения пищеварения, общее плохое самочувствие и неспособность расслабиться. Стресс может вызвать и депрессию, при которой у человека наблюдается резкая смена настроений, ухудшается аппетит и сон, занижается самооценка. Мало кто знает, что у стресса есть и положительные стороны. В малых дозах он просто необходим, т. к. сигнализирует о возникновении проблем и отвечает за нашу «настройку» на адекватное поведение в опасности. В случае с экзаменами стресс обеспечивает организм дополнительным адреналином, поддерживая нас в нужной форме.
.3 Можно ли справиться со стрессовым состоянием?
Прежде всего, нужно обратить внимание на физиологические проявления стрессового состояния. Как правило, это учащенное дыхание, легкий озноб, напряжение в определенных мышцах тела (живота, лица).
Нормализовать ритм дыхания поможет простое упражнение: в течение нескольких минут следует дышать медленно и глубоко. Даже в самую жаркую погоду на экзамене школьнику пригодится свитер или кофта, чтобы при необходимости справиться с ознобом. Можно постараться оценить напряжение в мышцах тела и постараться расслабить те мышцы, которые сильно зажаты. На некоторых ребят «коллективный» страх оказывает парализующее воздействие, поэтому им лучше переживать в одиночку: отойти в сторонку, побродить по коридору, посмотреть в окно. Нежелательно принимать лекарственные средства в день экзамена без консультации врача.
Психологические аспекты стресса
... и эмоциональная напряженность. 1.2 Основные психологические аспекты экзаменационного стресса в студенческом возрасте Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у студентов. В реальности экзаменационный ...
Во-первых, в состоянии абсолютного спокойствия пропадает желание для достижения успеха — до предельного уровня тревога как-бы подстегивает человека.
Во-вторых, школьнику трудно как следует сосредоточиться. Смешные приметы также способны помочь справиться с волнением. Конечно, вряд ли стоит уповать на эти приметы столь сильно, чтобы вообще не готовиться. Хорошо снимает напряжение смех. Забавная комедия или юмористическая передача могут помочь. Так что, если перед экзаменом есть возможность немного посмеяться, это — только к лучшему.
2.4 Как стать психологически устойчивым?
Подготовиться к ЕГЭ психологически возможно, если разработать для себя личную стратегию.
.Существует несколько упражнений, помогающих укрепить свою психологическую устойчивость:
Упражнение 1. (можно делать перед сном в период подготовки к экзамену):
·Вы представляете, что отвечаете уверенно, красиво; слова находятся легко, а мысли появляются быстро.
·Вы видите и слышите не только себя (и нравитесь себе!), но и экзаменаторов: они поощряют Ваш ответ сдержанными кивками головы, может быть, даже улыбками.
·Вы представляете каждый раз по-разному: изменяете место действия (знакомая обстановка класса, незнакомые аудитории, залы), меняете расположение столов и места Вашего ответа, меняете лица экзаменаторов (знакомые учителя, незнакомые преподаватели).
·Вы представляете, что в конце Вашего ответа экзаменаторы выражают Вам одобрение и выставляют соответствующую оценку. Эту оценку Вы также должны увидеть и услышать.
Упражнение 2. Дыхательные упражнения. Нужно сесть поудобнее,закрыть глаза и, расслабить мышцы. Сначала дыхание естественное и непринужденное. Через 3-5 минут после начала дыхательных упражнений можно добавлять к ним формулы самовнушения: «Я — расслабляюсь — и — успокаиваюсь». При этом слова «Я» и «И» следовало произносить на вдохе, а слова «Расслабляюсь» и «Успокаиваюсь» — на выдохе.
Упражнение 3. Можно добавить к дыханию формулы самовнушения. После расслабления, с активным выдохом в конце фразы.
·«Мой мозг работает хорошо. Мысли ясные, четкие, я уверен в себе»
·«Моя память работает хорошо. Я все помню»
·«Я ощущая бодрость и уверенность в себе».
·«Моя речь спокойная, уверенная, неторопливая»
Упражнение 4. Можно использовать массаж головы. В результате стимулируется большое количество расположенных там активных точек. Такой простой прием помогает существенно повысить сообразительность.